Напоминание

Коррекция эмоционально-волевого развития младшего школьника как необходимое условие освоения школьной роли.


Автор: Ветошкина Людмила Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МОКУ "Обвинская школа-интернат"
Населённый пункт: с.Обвинск Пермский край Карагайский район
Наименование материала: статья
Тема: Коррекция эмоционально-волевого развития младшего школьника как необходимое условие освоения школьной роли.
Раздел: начальное образование





Назад




Л.Н. Ветошкина

(МОКУ «Обвинская школа-интернат»,

МБОУ «Обвинская СОШ », с.Обвинск

Карагайского района, Пермского края ,

педагог-психолог)

Коррекция эмоционально-волевого развития младшего школьника как

необходимое условие освоения школьной роли.

В основу ФГОС положен системно-деятельностный подход к обучению,

психологическую основу концепции которого составляет положение: усвоение

содержания обучения и развитие ученика происходит не путём передачи некоторой

информации, а в процессе его собственной активной деятельности, развитию

субъективного начала. Для этого у младшего школьника должна быть сформирована

учебная мотивация, освоена школьная роль. Важнейшую роль в этом процессе играет

эмоционально-волевое созревание.

В большинстве случаев в педагогической практике работу с эмоциональной

сферой ребёнка относят к периферии воспитательной работы , к мере необходимых

усилий для комфорта личности школьника, гармонизации его самочувствия и

поведения. Между тем , познавательная деятельность, наглядно-образное мышление

младшего школьника и освоение им школьной роли напрямую связаны со

становлением его эмоционально-волевой сферы, где чувства и эмоции ребёнка

являются , с одной стороны, средствами, с другой стороны- индикаторами

формирования учебной деятельности .

Следует также иметь в виду, что по составу классы на начальной ступени

обучения разнородны, включают детей с разным уровнем развития психических

процессов. Позднее некоторые дети получают 7 и 8 вид обучения. Следовательно, на

этом этапе чрезвычайно важно целенаправленно обращать внимание на эмоционально-

волевое развитие как фактор и необходимое условие становления познавательной

деятельности и школьной роли младшего школьника. Педагогу важно отличить явление

несформированности эмоционально-волевой сферы от её нарушения, связанного со

снижением умственного развития.

Эмоции- это особый класс психических состояний , отражающих личную

значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.

И.П. Павлов писал, что подкорковые центры являются не только центрами сложных

безусловных рефлексов, но и являются физиологической основой базовых эмоций. У

младших школьников только формируется произвольная деятельность, кора ещё

«учится» регулировать деятельность. Поэтому мы видим, что эмоции как регуляторы ,

являются непосредственными «участниками » познавательного процесса на начальной

ступени обучения и выступают на переднем плане взаимодействия с ребёнком. Эмоция

активизирует этот процесс или угнетает, даёт прилив энергии в познавательной

деятельности или вызывает утомление. Эмоции возникают при недостатке сведений,

необходимых для достижения цели, они способствуют поиску новой информации и тем

самым повышают вероятность достижения цели. Постепенно формируется

эмоциональный интеллект- способность различать, понимать, выражать эмоции ,

управлять ими в соответствии с ситуацией, что является основой формирования

рефлексии ребёнка, самооценки, возможности децентрации, освоения роли ученика.

Вместе с этим у младшего школьника укрепляется воля - это сознательное

регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении

преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных

действий и поступков. Формирующаяся воля является средством побуждения ребёнка

к действиям, оформляется в мотив деятельности, становится основой формирования

таких качеств личности как целеустремленность, самообладание, самостоятельность,

решительность, настойчивость, энергичность, инициативность, исполнительность.

По итогам психологического обследования детей, поступивших в 2016-17

учебном году в 1 класс, нами был выявлена группа детей с низким уровнем

эмоционально-волевого развития. Для детей была характерна повышенная

возбудимость, тревожность и неустойчивость эмоционального состояния, снижение

концентрации внимания, повышенная утомляемость и низкая познавательная

активность. Дети легко вступали в контакт, однако, часто демонстрировали

аффективность, драчливость. Данная атмосфера в классе значительно осложняла

процесс формирования учебной деятельности у учащихся.

Нами была разработана программа внеурочного курса по развитию

эмоционально-волевой сферы у учащихся, направленная на освоение детьми

простейших навыков их, узнавания, осознавания, выражения, умения управлять

базовыми эмоциями (К.Изард). Особое внимание отводилось формированию

способности детей оценивать своё состояние с помощью пиктограмм , цветометрии и

словесного обозначения, а также подбору средств самопомощи. В качестве основных

технологий обучения и коррекции являлись методы психодрамы, арттерапия, тренинг,

медиапсихология.

В результате реализации данной программы на промежуточном этапе мы

зафиксировали значительное снижение тревожности и психоэмоционального

напряжения у детей, повышение работоспособности, заинтересованность в результате

познавательной деятельности, способность детей оценивать свои состояния и давать им

оценку, что позволяет им самим своевременно регулировать свои действия. Реализация

программы содействовала успешной школьной адаптации первоклассников.

Одновременно, в этой группе выявились отдельные дети с устойчивым сниженным

эмоциональным интеллектом, с недоразвитием волевой и мотивационной сферы,

низкой познавательной активностью . Мы предполагаем у этих детей снижение

интеллекта в целом.

Что происходит, когда развитию эмоциональной сферы уделяется недостаточное

внимание на данном этапе? Эмоциональная незрелость , отставание развития в этой

сфере ведёт к усилению в деятельности неустойчивости, непоследовательности,

хаотических стратегий, снижается внимание, ребёнок тратит нецелесообразно много

энергии и сил на ориентировки, утомляется, проявляет ведомость или драчливость,

становится упрямым, агрессивным, теряет контакты с окружающими, что в свою

очередь, также усугубляет его самочувствие . И , наоборот, научившись своевременно

понимать, что происходит с его чувствами и чувствами окружающих, ребёнок активно

включается в ситуацию, развивает свой эмоциональный интеллект, имеет возможность

для адекватного реагирования и прозрачного целеполагания, появляется собственный

мотив и его осознание. Следовательно, возрастает его заинтересованность в

результатах учебной деятельности, познавательная активность, устойчивость

интересов, произвольность внимания. А это и есть субъективное начало деятельности

школьника.

Таким образом, активное формирование эмоционально-волевой сферы ребёнка

на начальной ступени обучения является основой выравнивания его психического

развития и эффективного развития познавательной деятельности ребёнка,

формирования его учебной деятельности в целом, необходимым условием становления

его личности и позиции школьника. А также, может выступать основой для прогноза

уровня интеллектуального развития учащегося.



В раздел образования