Автор: Ветошкина Людмила Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МОКУ "Обвинская школа-интернат"
Населённый пункт: с.Обвинск Пермский край Карагайский район
Наименование материала: статья
Тема: Коррекция эмоционально-волевого развития младшего школьника как необходимое условие освоения школьной роли.
Раздел: начальное образование
Л.Н. Ветошкина
(МОКУ «Обвинская школа-интернат»,
МБОУ «Обвинская СОШ », с.Обвинск
Карагайского района, Пермского края ,
педагог-психолог)
Коррекция эмоционально-волевого развития младшего школьника как
необходимое условие освоения школьной роли.
В основу ФГОС положен системно-деятельностный подход к обучению,
психологическую основу концепции которого составляет положение: усвоение
содержания обучения и развитие ученика происходит не путём передачи некоторой
информации, а в процессе его собственной активной деятельности, развитию
субъективного начала. Для этого у младшего школьника должна быть сформирована
учебная мотивация, освоена школьная роль. Важнейшую роль в этом процессе играет
эмоционально-волевое созревание.
В большинстве случаев в педагогической практике работу с эмоциональной
сферой ребёнка относят к периферии воспитательной работы , к мере необходимых
усилий для комфорта личности школьника, гармонизации его самочувствия и
поведения. Между тем , познавательная деятельность, наглядно-образное мышление
младшего школьника и освоение им школьной роли напрямую связаны со
становлением его эмоционально-волевой сферы, где чувства и эмоции ребёнка
являются , с одной стороны, средствами, с другой стороны- индикаторами
формирования учебной деятельности .
Следует также иметь в виду, что по составу классы на начальной ступени
обучения разнородны, включают детей с разным уровнем развития психических
процессов. Позднее некоторые дети получают 7 и 8 вид обучения. Следовательно, на
этом этапе чрезвычайно важно целенаправленно обращать внимание на эмоционально-
волевое развитие как фактор и необходимое условие становления познавательной
деятельности и школьной роли младшего школьника. Педагогу важно отличить явление
несформированности эмоционально-волевой сферы от её нарушения, связанного со
снижением умственного развития.
Эмоции- это особый класс психических состояний , отражающих личную
значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.
И.П. Павлов писал, что подкорковые центры являются не только центрами сложных
безусловных рефлексов, но и являются физиологической основой базовых эмоций. У
младших школьников только формируется произвольная деятельность, кора ещё
«учится» регулировать деятельность. Поэтому мы видим, что эмоции как регуляторы ,
являются непосредственными «участниками » познавательного процесса на начальной
ступени обучения и выступают на переднем плане взаимодействия с ребёнком. Эмоция
активизирует этот процесс или угнетает, даёт прилив энергии в познавательной
деятельности или вызывает утомление. Эмоции возникают при недостатке сведений,
необходимых для достижения цели, они способствуют поиску новой информации и тем
самым повышают вероятность достижения цели. Постепенно формируется
эмоциональный интеллект- способность различать, понимать, выражать эмоции ,
управлять ими в соответствии с ситуацией, что является основой формирования
рефлексии ребёнка, самооценки, возможности децентрации, освоения роли ученика.
Вместе с этим у младшего школьника укрепляется воля - это сознательное
регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении
преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных
действий и поступков. Формирующаяся воля является средством побуждения ребёнка
к действиям, оформляется в мотив деятельности, становится основой формирования
таких качеств личности как целеустремленность, самообладание, самостоятельность,
решительность, настойчивость, энергичность, инициативность, исполнительность.
По итогам психологического обследования детей, поступивших в 2016-17
учебном году в 1 класс, нами был выявлена группа детей с низким уровнем
эмоционально-волевого развития. Для детей была характерна повышенная
возбудимость, тревожность и неустойчивость эмоционального состояния, снижение
концентрации внимания, повышенная утомляемость и низкая познавательная
активность. Дети легко вступали в контакт, однако, часто демонстрировали
аффективность, драчливость. Данная атмосфера в классе значительно осложняла
процесс формирования учебной деятельности у учащихся.
Нами была разработана программа внеурочного курса по развитию
эмоционально-волевой сферы у учащихся, направленная на освоение детьми
простейших навыков их, узнавания, осознавания, выражения, умения управлять
базовыми эмоциями (К.Изард). Особое внимание отводилось формированию
способности детей оценивать своё состояние с помощью пиктограмм , цветометрии и
словесного обозначения, а также подбору средств самопомощи. В качестве основных
технологий обучения и коррекции являлись методы психодрамы, арттерапия, тренинг,
медиапсихология.
В результате реализации данной программы на промежуточном этапе мы
зафиксировали значительное снижение тревожности и психоэмоционального
напряжения у детей, повышение работоспособности, заинтересованность в результате
познавательной деятельности, способность детей оценивать свои состояния и давать им
оценку, что позволяет им самим своевременно регулировать свои действия. Реализация
программы содействовала успешной школьной адаптации первоклассников.
Одновременно, в этой группе выявились отдельные дети с устойчивым сниженным
эмоциональным интеллектом, с недоразвитием волевой и мотивационной сферы,
низкой познавательной активностью . Мы предполагаем у этих детей снижение
интеллекта в целом.
Что происходит, когда развитию эмоциональной сферы уделяется недостаточное
внимание на данном этапе? Эмоциональная незрелость , отставание развития в этой
сфере ведёт к усилению в деятельности неустойчивости, непоследовательности,
хаотических стратегий, снижается внимание, ребёнок тратит нецелесообразно много
энергии и сил на ориентировки, утомляется, проявляет ведомость или драчливость,
становится упрямым, агрессивным, теряет контакты с окружающими, что в свою
очередь, также усугубляет его самочувствие . И , наоборот, научившись своевременно
понимать, что происходит с его чувствами и чувствами окружающих, ребёнок активно
включается в ситуацию, развивает свой эмоциональный интеллект, имеет возможность
для адекватного реагирования и прозрачного целеполагания, появляется собственный
мотив и его осознание. Следовательно, возрастает его заинтересованность в
результатах учебной деятельности, познавательная активность, устойчивость
интересов, произвольность внимания. А это и есть субъективное начало деятельности
школьника.
Таким образом, активное формирование эмоционально-волевой сферы ребёнка
на начальной ступени обучения является основой выравнивания его психического
развития и эффективного развития познавательной деятельности ребёнка,
формирования его учебной деятельности в целом, необходимым условием становления
его личности и позиции школьника. А также, может выступать основой для прогноза
уровня интеллектуального развития учащегося.