Напоминание

"Сохранение психологического здоровья школьников"


Автор: Беляева Людмила Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУ АО "Детский дом "Беломорец"
Населённый пункт: город Северодвинск, Архангельская область
Наименование материала: статья
Тема: "Сохранение психологического здоровья школьников"
Раздел: среднее образование





Назад




Сохранение психологического здоровья

воспитанников

Последнее время много пишут о здоровом образе жизни: о здоровом питании, об

экологии

окружающей

среды,

о

необходимости

физических

нагрузок

и

двигательной

активности. Это всё действительно важно. Но не все знают, что причины наших недугов

часто кроются в нас самих: в образе наших мыслей (негативных, разрушающих), в нашем

отношении к различным событиям, в глубине наших переживаний,

т.е. в психологических

факторах риска возникновения соматических (телесных) заболеваний.

Взаимное влияние телесных (соматических) и душевных (психических) состояний

очевидно и подмечено еще в глубокой древности. Всем известны изречения: «В здоровом

теле – здоровый дух», «У кого что болит – тот о том и говорит», часто прибегаем к

объяснению,

что

«все

болезни

от

нервов».

Врачи

древневосточной

медицины

справедливо

полагали,

что

каждая

отрицательная

эмоция

имеет

в

организме

своего

адресата. Гнев разрушает печень и желчный пузырь, тоска и печаль – легкие, тревога –

сердце, страх – почки и т.д

В настоящее время сохранение психологического здоровья является важнейшей

задачей, как школы, так и нас, воспитателей:

во-первых, по данным ВОЗ, 70% числа школьников нуждающихся в коррекционной

помощи

во-вторых, неуклонно возрастает число детей, страдающих психосоматическими

заболеваниями:

бронхиальной

астмой

и

сахарным

диабетом,

заболеваниями

ЖКТ

и

желчного

пузыря,

расстройствами

со

стороны

сердечнососудистой

системы,

нейродермитом и т.д.

Поэтому считаю важным привлечь внимание педагогов

к проблеме сохранения

и укрепления психологического здоровья школьников.

Психическое и психологическое здоровье - вещи разные.

Психическое здоровье

– отсутствие психических заболеваний. Психическое здоровье

не

гарантирует

душевного

здоровья.

При

сохранности

психики,

полной

психической

адекватности человек может быть болен душевно. Душа болит, жить не хочется. Может

быть

и

наоборот:

душевное

здоровье,

бодрость

при

некоторой

психической

неадекватности.

Психологическое здоровье

- это не только душевное, но и личностное здоровье. Оно

характеризуется стремлением человека к поддержанию гармоничных отношений с собой,

миром,

стремлением

к

личностному

росту,

саморазвитию

и

самосовершенствованию.

Психологическое

здоровье

описывает

личность

в

целом,

имеет

отношение

к

эмоциональной, мотивационной, познавательной и волевой сферам. Это состояние, когда у

человека все светло и радостно.

1

По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье

это состояние телесного, психологического, социального и духовного благополучия,

состояние, когда человек позитивно настроен, испытывает чувство удовлетворения. В

психологии

термин

"психическое

здоровье"

толкуется

как

"состояние

душевного

благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений,

обеспечивающее

адекватную

условиям

действительности

регуляцию

поведения

и

деятельности".

Основная

функция

психологического

здоровья

это

поддержание

активного

динамического

баланса

между

человеком

и

окружающей

средой

в

ситуациях,

требующих мобилизации ресурсов личности.

Сохранение психологического здоровья обеспечивается действиями по направлениям:

1.профилактическом

развитие

стрессоустойчивости

(готовности

к

возможным

изменениям, нарушающим равновесие);

2.реабилитационном – восстановление равновесия, работоспособности или ресурсного

потенциала.

В мире, в котором мы живём, в людях, с которыми мы общаемся, есть много как

положительного, так и отрицательного. Излишняя фиксация внимания на негативных

аспектах в окружающем мире приводит к тому, что человек "отравляет" своё сознание,

ограничивает возможности наполнять себя положительными эмоциями, здоровыми и

продуктивными идеями; лишается радости общения с людьми. Как гласит восточная

мудрость:

"Если

смотришь

в

грязь

видишь

грязь

и

ничего,

кроме

грязи.

Если

смотришь в небо, то иногда сможешь увидеть звёзды". Умение видеть в другом человеке

достоинства,

даже

если

они

глубоко

спрятаны

и

редко

проявляют

себя

из-за

невостребованности,

даёт

возможность

выстраивать

новые,

более

конструктивные

отношения.

В.Ю.

Завьялов,

говоря

о

профилактике

психического

здоровья,

отмечает,

что

патология

формируется,

когда

у

человека

разрушаются

межличностные

связи,

нет

любви, нет социального пространства. Психическая зрелость и душевное здоровье

характеризуются тем, что человек активно пользуется помощью других людей и охотно

сам

помогает.

Все

люди

прямо

или

косвенно

зависимы

друг

от

друга

и

поэтому

соблюдение

принципа

экологичности

в

общении

является

надёжной

гарантией

сохранения доброжелательных, уважительных, взаимно полезных отношений.

Что

касается

школьников,

то

сохранение

их

психологического

здоровья

является

необходимой предпосылкой физического здоровья, школьной успеваемости и социальной

адаптированности.

В.А.Сухомлинский

еще

в

1974 г.

горячо

убеждал

"глухую"

педагогическую

общественность в том, что в гармоничном развитии ребенка все взаимосвязано. Он писал:

"Здоровье зависит и от того, какие домашние задания даются ребенку, как и когда он их

2

выполняет. Огромную роль играет эмоциональная окраска самостоятельного умственного

труда дома. Если ребенок берется за книгу с нежеланием, это не только угнетает его

духовные силы, но и неблагоприятно отражается на сложной системе взаимодействия

внутренних органов. Я знаю много случаев, когда у ребенка, переживающего отвращение

к

занятиям,

серьезно

расстраивалось

пищеварение,

возникали

желудочно-кишечные

заболевания и др."

А теперь зададимся вопросом о том, каковы общие причины нарушения психологического

здоровья детей.

Причины нарушения психологического здоровья школьников

К

отклонениям

в

состоянии

психического

здоровья

детей

и

подростков

приводит

сочетание неблагоприятных внешних факторов:

Стрессогенная тактика педагогических воздействий — это систематическое

использование

окриков

или

так

называемых

«психологических

пощечин»,

а также

ограничение

времени

в процессе

деятельности.

Ребенок

испытывает

стресс

из-за

постоянной гонки, неудач, неудовлетворенности взрослых. Школьники, ожидая очередных

упреков

и даже

унижений,

находятся

в постоянном

психологическом

напряжении.

Последствия

стресса

-

появление

психосоматических

расстройств:

скрыто

растет

артериальное давление или снижается до степени гипотонии, появляются боли в сердце,

отмечаются

функциональные

нарушения

в

работе

желудочно-кишечного

тракта,

дискинезия желчевыводящих путей, гастрит и колит, а иногда и просто дисфункция

кишечника. Все это развивается на нервной почве.

Тревожность. Дети, как и взрослые, реагируют на внутреннее неблагополучие либо

активным способом – через агрессивное поведение, либо пассивным – через страхи,

тревожность, депрессию. В отличие от активных агрессивных детей, пассивные имеют

сильно выраженные страхи и тревожность. Именно тревожность лежит в основе целого

ряда психологических трудностей детства и приводит к неврозам. Школьные неврозы

увеличиваются от начальных классов к старшим, причем у мальчиков меньше, чем у

девочек. Впоследствии дети страдают болезнями сердца, желудка, кишечника. Таким

школьникам очень важно укреплять психику и вырабатывать свой собственный способ

саморегуляции.

Следует

отметить,

что

характерная

для

выпускников

повышенная

напряженность,

эмоциональный

дискомфорт

в

школе

могут

стать

причиной

нарушения

внимания,

снижения

работоспособности,

повышения

утомляемости

учащихся,

что

не

только

препятствует их успешной учебной деятельности, но и нарушает их психическое здоровье.

И необходимо иметь в виду, что интенсивность переживания школьной тревоги не должна

превышать

«критической

точки»,

после

которой

оно

начинает

оказывать

дезорганизующее, а не мобилизующие влияние.

Перегрузка — интенсификация учебной деятельности — один из факторов роста

нервно-психологических

нарушений.

Большая

учебная

нагрузка

тормозит

реализацию

возрастных

биологических

потребностей

организма

подростка

в сне,

двигательной

активности, пребывании на воздухе. При возникновении утомления (временного снижения

работоспособности) необходим отдых. Иначе это может привести к переутомлению.

Переутомление проявляется в

3

головных болях,

слабости,

снижении аппетита,

нарушении сна,

ухудшении памяти,

рассеянности

Недостаточное общение с взрослыми. Нарушения психического здоровья гораздо

чаще отмечается у детей, которые страдают от недостаточного общения с взрослыми и их

враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.

Некомпетентность

педагогов

в вопросах

физиологического

развития

ребенка. Непредсказуемые

поступки

подростков,

оказывается,

связаны

с незрелостью

мозга.

Лобные

доли,

отвечающие

за принятие

осмысленных

решений,

у подростков

функционируют не так как у взрослых. Учителя, родители должны проявлять терпение

и снисхождение

к необдуманным

поступкам

своих

подопечных,

в надежде,

что

через

какое-то

время

их мозг

заработает

в полную

силу.

Дети

«эмоционально

мудрых»

родителей легче справляются со стрессовыми ситуациями, более успешны в учебе, у них

мало проблем со сверстниками.

Зависимости. Это страшная беда, в сети которой попадают многие подростки. Чаще

всего —

это

уход

от реальности,

которая

чем-то

не устраивает

ребенка,

форма

неосознанного протеста. Рамки нашей встречи не позволяют углубиться в эту проблему,

это тема для отдельного серьезного разговора

Педагогам следует знать и понимать особенности детской психики, не паниковать, а

вовремя устранять проблемы. Школьные годы — это один из трудных жизненных путей

ребенка, и помогать пройти их без эмоциональных перегрузок – задача для всех взрослых.

Для сохранения психологического здоровья детей важно не только специально

организованное

воздействие

на

детей

с

целью

снятия

негативных

эффектов,

но

и

психологическое

просвещение

педагогов

с

целью

ознакомления

их

со

способами

правильного общения с детьми, оказание ими психологической поддержки, создания в

группе благоприятного психологического климата.

Каковы

же

оптимальные

условия

сохранения

и

р а з в и т и я

психологически здорового ребенка?

наличие в жизни подростка трудных ситуаций, вызывающих напряжение, которые

должны соответствовать возрастным и индивидуальным возможностям подростков;

наличие у взрослых в целом положительного фона настроения, иными словами,

взрослые должны иметь такие качества, как жизнелюбие, жизнерадостность и

чувство юмора;

4

наличие у ребенка социального интереса, т.е. способности интересоваться другими

людьми

и

принимать

в

них

участие;

социальный

интерес

проявляется

в

способности ценить жизнь и принимать точку зрения другого.

Педагогам

следует

формировать

у

ребенка

хорошую

самооценку,

способность

противостоять

трудностям,

учить

уверенности

в

себе.

От

педагогов

требуется

установление доброжелательного контакта с детьми, что поможет сохранить психическое

здоровье ребенка.

Необходимо всячески поддерживать ребенка, доверять его мнению,

уважать его, не сравнивать с другими, не ругать.

Хочется написать крупными буквами плакат и повесить его в каждой школе: «Будь

внимателен к здоровью тех, кого обучаешь! Не навреди!»

Памятка «Как сохранить психологическое здоровье ребенка»

Всегда находите время поговорить с ребенком. Интересуйтесь его проблемами,

вникайте в возникающие у него сложности, обсуждайте их, давайте советы.

Не оказывайте нажима на ребенка, признайте его право самостоятельно принимать

решения, уважайте его право на самостоятельное решение.

Научитесь относиться к ребенку как равноправному партнеру, который пока просто

обладает меньшим жизненным опытом.

Не

унижайте

ребенка

криком,

исключите

из практики

воспитания

«психологические пощечины».

Не

т ребуйте

от ребенка

невозможного

в учении,

сочетайте

разумную

требовательность с похвалой. Радуйтесь вместе с ребенком даже его маленьким

успехам.

Осознайте, что взрослеющий подросток не всегда адекватен в своих поступках

в силу физиологических особенностей. Умейте прощать, «лечите» добром.

Не сравнивайте ребенка с другими, более успешными детьми, этим вы снижаете

самооценку. Сравните его с ним же самим, но менее успешным.

Следите

за выражением

своего

лица,

когда

обращаетесь

с ребенком.

Хмуро

сведенные брови, гневно сверкающие глаза, искаженное лицо — «психологическая

пощечина» ребенку.

Понятие "психологическое здоровье" применимо не только к состоянию отдельной

личности, оно также может характеризовать состояние группы, коллектива и даже более

крупных социальных образований вплоть до страны, цивилизации.

Психологический климат коллектива - как основное звено в сохранении психологического

здоровья учеников.

В

современной

психологической

науке

под

социально-психологическим

климатом (от

греч.

klima

(klimatos)

наклон)

понимается

качественная

сторона

межличностных

отношений,

проявляющаяся

в

виде

совокупности

психологических

условий,

5

способствующих

или

препятствующих

продуктивной совместной

деятельности и

всестороннему развитию личности в группе.

Психологический климат является неотъемлемой характеристикой детского коллектива и

может определяться как феномен, представляющий собою динамическое поле отношений,

в

котором

развивается

групповая

деятельность

и

которое

определяет

самочувствие

личности, меру проявления личностного «Я».

Устойчивый психологический климат складывается из более мелких составляющих —

психологических атмосфер или временных эмоциональных состояний группы, вызванных

проведением или подготовкой конкретных дел.

Преобладающими

эмоциями,

испытываемыми

ребенком

при

благоприятном

психологическом климате, являются: доброжелательность, защищённость, мобильность,

креативность,

оптимизм,

инициативность,

работоспособность,

свобода

«я».

При

неблагоприятном

-

незащищенность,

леность,

агрессивность,

пессимизм,

зажатость,

пассивность.

Благоприятный психологический климат способствует и лучшему усвоению учебного

материала младшим школьником и полноценному развитию его личности, следовательно,

создание

благоприятного

психологического

климата

в

классе

является

важным

компонентом педагогической работы, поскольку психологически здоровые, творческие,

уверенные

в

своих

силах

люди

представляют

особую

ценность

для

современного

общества.

Нездоровый психологический климат тормозит развитие детского коллектива и личности в

нём, так как связан с преобладанием отрицательных эмоций.

Способы формирования и поддержания психологического климата аналогичны способам

формирования

и

управления

детским

коллективом

и

наоборот.

Любой

коллектив

представляет собой общность людей, отличающуюся наличием общественно полезных

целей,

совместной

деятельности,

личных

и

групповых

интересов,

сознательной

и

устойчивой организацией своей жизни, а психологический климат, с одной стороны,

отражает, а с другой, обуславливает характер взаимодействий между членами коллектива.

К

условиям,

определяющим

эффективность

влияния

учителя

на

психологический климат в детском коллективе, относятся следующие:

· личностные

качества

педагога

(открытость,

расположенность

к

детям,

чувство

юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность)

· профессиональные

качества

педагога

(теоретическая

и

методиче ская

вооружённость).

· ориентация педагога на эмоциональный комфорт детей, что является следствием

личностной и профессиональной подготовленности педагога к действиям, формирующим

благоприятный психологический климат.

Наиболее

эффективными

способами

формирования

педагогом

психологического климата в группе являются следующие:

6

- Создание комфортных условий жизнедеятельности для детей.

-

Стремление

к

эмоциональному

включению

в

жизнь

группы

каждого ребенка.

-

Создание

ситуаций

коллективного

сопереживания

значимых

событий.

- Привнесение общечеловеческих ценностей в жизнь коллектива.

- Формирование общих традиций группы.

Все эти компоненты в целом являются основной составляющей по психологическому

здоровьесбережению обучающихся.

Таким образом, на воспитателя ложится прямая ответственность за состояние здоровья

каждого ребенка. Поэтому мы должны знать причины тех или иных нарушении здоровья

детей и подростков, уметь создавать благоприятные условия для их здоровья.

Причины психических нарушений:

поведенческие расстройства (СДВ);

особенности психического развития ребенка (планирующая функция мышления);

психофизиологические расстройства (медлительные дети);

умственная

работоспособность

в

неблагоприятных условиях

(монотонная

речь,

наглядность);

эмоциональные расстройства (социометрия);

отношения «учитель - ученик».

Рассмотрим, как эти причины влияют на психическое здоровье обучающихся.

Одной из причин нарушения психического расстройства являются

поведенческие

расстройства.

Наиболее

частой

формой

таких

расстройств

является

синдром дефицита внимания (СДВ), чаще проявляющийся у мальчиков 10-13 лет.

Симптомы СДВ:

невнимательность;

импульсивность;

моторная неловкость;

7

отвлекаемость;

гиперактивность.

СДВ обнаруживается у детей из семей всех социальных слоев. У таких детей всегда

возникают проблемы во взаимоотношениях с окружающими и, как следствие, происходят

нарушения

психологического

здоровья.

Такие

дети

не

могут

успешно

общаться,

устанавливать

дружеские

отношения

со

сверстниками.

В

коллективе

они

служат

источником

постоянного

беспокойства:

шумят;

не

задумываясь,

берут

чужие

вещи;

мешают

окружающим,

отвлекают

их.

Все

это

приводит

к

конфликтам,

и

ребенок

становится нежеланным и отвергаемым. При этом большинство детей с СДВ имеют

хорошие,

интеллектуальные

способности,

но

слабую

успеваемость,

которая

является

результатом несоответствия их поведения возрастным нормам.

Таких детей, как мы можем наблюдать, становится все больше, и поэтому нам необходимо

знать способы реагирования на их поведение.

Нас

раздражает

то,

что

дети

с

СДВ

беспокойны,

навязчивы,

недисциплинированны,

непослушны. При этом замечания и наказания не дают желаемых результатов.

Хорошей

работы

от

таких

учащихся

можно

достичь,

если

увлечь

и

заинтересовать

происходящим на уроке. В этом случае дети с СДВ могут удерживать внимание до

нескольких часов. Хуже всего такие дети выполняют задания, кажущиеся им скучными, но

если на уроке происходит частая смена деятельности, учитель применяет различные

формы

и

методы

работы,

а

деятельность

ребенка

подкрепляется

похвалой,

то

это

повышает их работоспособность, устойчивость внимания.

Таким образом, мы видим, что роль учителя при работе с этими детьми немаловажная.

социальное - это мера социальной активности, деятельное отношение человека к миру.

Среди

внешних

факторов,

формирующих

здоровье

детей

и

подростков,

особую

значимость имеют социальные воздействия, которые могут оказывать как положительное,

так и отрицательное влияние.

Другой

причиной

нарушения

психического

здоровья

являются

- особенности

психического развития ребенка.

По

плану

работы

изучались

особенности

познавательной

сферы

пятиклассников.

Получены

следующие

результаты:

при

изучении

планирующей

функции

мышления

пятиклассников выяснилось, что из 100 % учащихся, прошедших диагностику, 18 %

относятся

к

теоретическому

типу;

66

%

-

к

эмпирическому

типу;

16

%

-

к

манипулятивному типу.

К

теоретическому

типу относятся

дети

с

наиболее

развитой

планирующей

функцией

мышления.

Для

них

характерно

четкое

понимание

инструкций

и

полноценное

планирование. Их можно сравнить с шахматистом, который, прежде чем сделать ход,

обдумает все возможные результаты. Поэтому учебная деятельность таких обучающихся

приводит к эффективным результатам.

Для эмпириков характерна ориентация на внешнюю форму, поэтому им характерен так

называемый

«подгон»

результатов.

Стремление

к

ярко

принимаемому

результату

заставляет искажать, нарушать правило. Для эмпириков вообще характерно стремление

8

подчинить ситуацию своему желанию. Например, по правилу нельзя выполнять действие,

но если очень хочется, то могут пренебречь правилом, так как правило для них не

средство решения, а внешнее требование и ограничение.

Для

представителей

манипулятивного

типа характерно

отсутствие

даже

пошагового

планирования, каждая последующая задача воспринимается как новая. Таким образом,

манипуляторы знают, как сделать ход, но не знают зачем. Они обладают желанием решить

все задание, не обращая внимания на правильность выполнения действий.

По диаграмме мы видим, что большинство пятиклассников имеют средний и низкий тип

планирующей функции мышления, что является нормальным показателем для данной

возрастной группы. Но эту особенность необходимо учитывать педагогам, работающим в

параллели пятых классов.

Для учащихся данной возрастной группы недопустима информационная перегрузка мозга,

учебный материал желательно подавать в виде алгоритмов, чтобы ученик мог наблюдать,

как шаг за шагом надо подходить к результату задания, и тем самым учился планировать

свою деятельность.

Несформированнность данного навыка в дальнейшем приведет к перегрузке ученика и,

как

следствие,

к

состоянию

хронического

эмоционального

стресса

и

повышенной

тревожности. Наличие высокой тревожности у школьников является фактором риска.

Повышенная

напряженность,

эмоциональный

дискомфорт

могут

стать

причиной

нарушения внимания, снижения работоспособности, повышения утомляемости учащихся,

что

не

только

препятствует

их

успешной

учебной

деятельности,

но

и

нарушает

психическое здоровье, провоцирует различные функциональные нарушения, особенно

невротического характера.

Огромное

значение

для

профилактики

психологических

нарушений,

а

также

для

поддержания

работоспособности

учащихся

на

сравнительно

высоком

уровне

имеют

методы преподавания, эмоциональность, с которой учитель излагает учебный материал.

Монотонная

речь

учителя

способствует

возникновению

у

учащихся

заторможенного

состояния

и

усталости.

Усталость

проявляется

в

снижении

работоспособности,

в

снижении объема памяти, ослаблении внимания, двигательном беспокойстве, отвлечениях.

Учебный материал необходимо преподносить учащимся с максимальной наглядностью, в

процессе его изложения следует широко использовать показ - иллюстрации и муляжи,

проводить опыты, приводить конкретные примеры и сравнения. Такие уроки не только

более доходчивы, но и менее утомительны, потому что при этом раздражается не только

слуховой анализатор, как при словесном изложении материала, но и зрительный.

Особого внимания заслуживают эмоциональные расстройства учащихся, связанные с

его статусом в ученическом коллективе.

Социометрические исследования в ряде классов из параллели восьмых, девятых классов

показали,

что

в

некоторых

из

них

наблюдается

большое

количество

учащихся,

изолированных и отверженных по эмоционально-личностным предпочтениям (более 50

%). Это в основном вновь сформированные классы. Такие коллективы носят название

«песчаная россыпь».

На статус ученика в группе младших подростков немалое влияние оказывает отношение к

нему педагога. Если учитель выделяет ученика, то статус его становится выше, если же

9

педагог

демонстрирует

негативное

отношение,

то

статус

подростка

падает,

и

это

становится источником переживаний школьника. В связи с этим хочется пожелать, чтобы

педагоги демонстрировали ровное и доброжелательное отношение ко всем обучающимся.

Какой бы фактор, влияющий на психологическое здоровье детей, мы ни затронули,

он неизбежно нас подводит к главному, а именно: на формирование психического

состояния детей влияют взаимоотношения взрослый и ребенок.

Неправильное

поведение

педагога

может

создавать

психотравмирующие

ситуации,

неблагоприятно сказывающиеся на психическом состоянии учащихся. Ученик чаще всего

остро ощущает недоброжелательность педагога, и это провоцирует усугубление тех черт,

которые подобное отношение вызывало: пренебрежение учебным предметом, дальнейшее

снижение

успеваемости,

грубость

в

ответах.

Это,

в

свою

очередь,

влечет

усиление

антипатии со стороны педагога, и таким образом возникает порочный круг, создающий

невыносимую ситуацию, порождающую у одних школьников страх, у других - резкие

реакции

протеста,

отказы

от

посещения

школы,

то

есть

многообразные

проявления

неврозов.

В противовес этому доброжелательность учителя, вовремя сказанное слово ободрения и

справедливая,

хотя

и

строгая

оценка

успехов,

уважительное

отношение

сохраняют

психологическое здоровье ребенка и всего детского коллектива.

10



В раздел образования