Автор: Щелкунова Светлана Николаевна
Должность: вовпитатель группы продлённого дня
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: г.Северодвинск, Архангельская область
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание культуры речевого общения у младших школьников с ОВЗ в ГПД
Раздел: начальное образование
С..Н. Щелкунова,
воспитатель группы продлённого дня
МАОУ « Средняя общеобразовательная школа №3
имени Героя Советского Союза К.М. Трухинова»
г. Северодвинск
Воспитание культуры речевого общения у младших школьников
через игровую деятельность в группе продлённого дня
Выдающиеся воспитатели прошлого – И. Г. Пестолоцци, Я. Корчак, А.
С. Макаренко и др., лучшие учителя современной школы в своих работах
утверждают, что важнейшей предпосылкой успеха воспитательной работы
является культура речевого общения, отточенное искусство человеческих
контактов самого педагога.
Речевое
общение
имеет
свои
законы,
которые
нужно
знать,
а
не
открывать каждый раз заново, как не изобретают алфавит или таблицу
умножения.
Но это требует постоянной работы души человека. И если природа не
наделила
ребёнка
даром
общения,
то
воспитателю
придётся
набраться
терпения и помочь ему овладеть доступными его возрасту знаниями о
речевом общении и умением им пользоваться в своём речевом поведении.
Большую
помощь
в
этом
воспитателю
может
оказать
игра
–
постоянная и неизменная спутница детства. Словно волшебная палочка,
игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой
слишком обычным, скучным, надоевшим. В играх у детей воспитывается
культура поведения, общения, дети приучаются к соблюдению правил,
справедливости,
умению
контролировать
свои
поступки
и
объективно
оценивать поступки других.
Известно,
что
от
характера
межличностных
отношений
детей,
от
социального
статуса
каждого
ребёнка
зависит,
насколько
комфортно
чувствуют
себя
наши
воспитанники.
Обычно
в
каждой
группе
есть
конфликтные, жадные, капризные, драчливые дети. Как решать проблемы,
связанные с этим ?
В беседах с родителями выяснилось, что некоторые определённым
образом настраивают детей на те или иные способы взаимодействия и
общения:
-Дай сдачу!
-Обзови, скажи так же…
Проанализировав свой опыт работы с детьми младшего школьного
возраста,
я
пришла
к
выводу:
игру
можно
использовать
как
средство
формирования способности к общению, так как именно с помощью игры
педагог
способен
помочь
ребёнку
установить
контакт
с
окружающим
миром, а также со сверстниками и взрослыми. Содержание проводимых
мною занятий
– игр предусматривает формирование у детей знаний и
умений,
необходимых
для
доброжелательного
общения,
воспитание
хороших манер, что и называется культурой общения. В ходе занятий -
игр я стремлюсь подвести детей к тому, что считаю главным, - к ощущению
чувства принадлежности к группе сверстников.
Итак, что могут помочь сформировать у детей занятия– игры ?
- коммуникативные способности и качества ;
- умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами ;
- позитивное отношение к другим людям, даже если они «совсем
другие» ;
- умение сопереживать- радоваться чужим радостям и огорчаться из-за
чужих огорчений;
- умение взаимодействовать и сотрудничать.
Чего желательно ожидать от ребёнка во время занятия- игры?
- желание принимать в них активное участие ;
- доброжелательного настроя на беседу и игру.
Что требуется от взрослого во время занятия- игры?
- терпение ;
- желание играть и верить в игру так, как верит в неё ребёнок;
- умение принимать всех детей, какие они есть;
- умение выслушивать любой ответ, любое предложение, любое
решение ребёнка;
- способность к импровизации.
С
первых
же
дней
пребывания
ребёнка
в
школьном
коллективе
начинается последовательная работа по разъяснению ему того, что можно и
чего нельзя делать дома, в школе, на улице, в общественном месте.
Самочувствие детей в школе во многом зависит от межличностных
отношений.
Стимулом
зарождения
благоприятных
отношений
в
любой
группе
незнакомых
людей
является
организация
их
совместной
деятельности на основе принципа «темпа и разнообразия»: чем больше
видов деятельности, шире их разнообразие, чем чаще они меняются, тем
быстрее люди раскрываются друг перед другом и легче идёт их знакомство.
Вполне
естественная
ситуация:
в
класс
пришёл
новый
ученик.
Возникает необходимость познакомить его с детьми и сделать это так,
чтобы
он
быстро
всех
запомнил.
«Ребята,
в
нашем
классе
новенький.
Давайте поможем ему быстрее познакомиться со всеми нами. А для этого
поиграем в « Снежный ком»: меня зовут Светлана Николаевна…»
Первый ученик называет имя воспитателя и своё имя, второй ученик
называет
имя
воспитателя,
имя
товарища
и
своё
имя
в
той
же
последовательности и т. д. К концу игры новый ученик знает имена всех
присутствующих в классе. Для того, чтобы дети познакомились друг с
другом, я провожу следующие игры: « Узнай по голосу». Все играющие
становятся в круг. Водящий стоит в середине круга с закрытыми глазами.
Играющие начинают двигаться по кругу и поют какую- нибудь песню. По
знаку взрослого ребята останавливаются и один из них должен сказать:
- Ты загадку отгадай:
- Кто назвал тебя? Узнай.
Водящий,
открывая
глаза,
должен
назвать
по
имени
того,
кто
это
сказал.
Игра «Водяной». Ученики встают в круг и выбирают водящего –
Водяного, который садится в центр круга с завязанными глазами. Ученики
ходят вокруг него по кругу со словами:
Водяной, Водяной, не сиди ты под водой,
Мы по берегу идём, хоровод большой ведём.
Кто стоит перед тобой? Отвечай же, Водяной!
Водяной подходит к ученикам и на ощупь пытается определить, кто
стоит перед ним. Если он правильно называет имя ребёнка, то тот, кого
узнали, становится Водяным, и игра повторяется.
Игры способствуют тесному общению детей, установлению контактов
между ними, возникновению чувства симпатии и антипатии.
Игра «
Кто
что
любит
делать?»
Играющие становятся в круг,
поочерёдно выходят на середину и изображают движениями, мимикой, что
они любят делать ( играть в футбол, куклы, поливать цветы ). Стоящие в
кругу должны отгадать, кто что делает.
И г р а «
Люблю
–
не
люблю». Дети
встают
в
круг,
воспитатель
начинает передавать мяч по часовой стрелке со словами: « Я не люблю,
когда дерутся», следующий играющий должен продолжить: « Я не люблю,
когда ябедничают» и т. д. Через круг, т. е., когда мяч вновь окажется у
педагога,
действия
повторяются
уже
против
часовой
стрелки
с
иным
содержанием: « Я люблю вежливых», « Я люблю аккуратных» и т. д.
Проводится игра « Поприветствуем друг друга». Дети встают в круг.
По очереди каждый выходит в центр, и дети обращаются именно к нему с
приветствием типа: « Здравствуй, Вова! Как красиво ты сегодня причёсан!»
( У каждого ребёнка надо найти и отметить что – нибудь хорошее).
Работу по усвоению школьниками формул речевого общения можно
сочетать с развитием умения слушать и говорить. Здесь можно вывести
правила речевого поведения вежливых партнёров. Вот некоторые из них.
Слушающий: показывает
взглядом,
мимикой
доброжелательность,
интерес, внимание. Старается не перебивать, при необходимости просит
что- либо уточнить. Не делает замечаний по поводу речевых ошибок.
Поддерживает собеседника, развивая его мысль.
Говорящий: произносит слова заинтересованно, спокойно, смотрит
доброжелательно, внимательно наблюдает за реакцией собеседника на своё
сообщение.
Говорит
кратко
и
только
по
делу.
Избегает
речевого
разнообразия
обращается
к
собеседнику,
называя
его
по
имени.
Спрашивает, всё ли ясно.
Полезно
в
каждодневных
ситуациях
общение
с
помощью
стихотворной игры. В азарте игры мальчики часто допускают грубоватые,
далеко не литературные выражения, что обычно не вызывает у других
ребят отрицательной реакции и, к сожалению, легко перенимаются. За этим
необходимо
тщательно
следить,
исправлять
речь,
настойчиво
стараться
выработать у детей отвращение к сквернословию. Иногда дети используют
не
очень
благозвучные
считалочки
во
время
своей
любимой
игры
в
«прятки». И, как правило, в группе на них реагируют только смехом.
Нужно суметь пояснить непривлекательность таких стишков, вызвать к
ним
пренебрежительное
отношение.
Есть
много
шутливых
маленьких
стихотворений,
которые с успехом можно предложить как считалочки.
Обычно
дети
легко
и
охотно
их
выучивают,
поддерживая
стремление
воспитателя украсить игру.
Вот несколько стихотворений для считалочек:
Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой.
Колокольчики – цветы
Очень вежливы…А ты?
Жили- были два дружка,
Два заядлых рыбака.
На заре до петухов
Накопали червяков
И другой приманки
Две стеклянных банки.
Над лугами, над водой
Хлынул дождик проливной,
А потом повисло
В небе коромысло.
Ребятишек радует
Золотая радуга.
Воспитывая
опрятность,
аккуратность,
можно
использовать
следующие стишки:
Ёжик воспитанным зверем считался:
Только что встал- поскорей причесался.
Птичка утром рано встала
И скорей постель застлала.
Бобёр немного опоздал-
И на уроки не попал.
Когда медвежонок зевает,
Он лапкой свой рот закрывает.
А кот хорошие манеры знает,
При встрече шляпу он снимает.
Мусор бросает на землю лисёнок-
Так не поступит хороший ребёнок.
Ослик же порядок любит,
Завтрак съел- почистит зубы.
Но, конечно, культуру речи, её грамотность и выразительность нужно
воспитывать не только во время игры, а в процессе всего общения с
детьми.
Речевое общение является одним из основных средств воспитания и
развития
школьников,
становясь
в
деятельности
во спитателя
педагогическим
общением.
Оно
осуществляется
в
профессионально
значимых формах взаимодействия с учащимися. Общение воспитателя и
школьника обусловлено их социальными
ролями: педагог воспитывает,
учит, развивает, ученик учится, воспитывается и т.п.
Одной из форм их взаимодействия управления является беседа. Она
является средством согласования действий, распределения ролей, обмена
информации и т. п.
Я
стараюсь
выстраивать
беседы
в
форме
игровых
ситуаций,
побуждающих детей к сближению друг с другом и педагогом на основе
сопереживания и самой ситуации, и её участникам, причём не только тем
событиям, которые требуют и участия, но и радостным, весёлым событиям.
Можно разыграть с детьми сценку. Что обычно говорят ребята, когда
хотят
с
кем
–
то
познакомиться?
Что
нужно
сказать,
если
хочешь
познакомить взрослого с твоим товарищем или если ты знакомишь своих
товарищей? Что обычно отвечают при знакомстве?
Слова знакомства Ответ
Меня зовут Наташа, а тебя?
Таня, очень приятно!
Я хотела бы с тобой Хорошо. Давай знакомиться
(с вами) познакомиться.
Познакомьтесь Рады познакомиться.
(познакомься) пожалуйста.
Разрешите (разреши) Мы уже знакомы.
вас познакомить с Катей. (Миша, будем знакомы).
Далее дети разыгрывают и обсуждают игровую ситуацию: « Сидит
девочка.
К
ней
подходит
мальчик,
говорит:
«
Здравствуй!»
К
другой
девочке подходит другой мальчик. Он говорит: « Здравствуй, Таня!»
Воспитатель.
Какое приветствие вам больше понравилось? Почему?
Да, оказывается, наши имена – тоже настоящие волшебники. Почему?
( обращаются именно к тебе, тебя помнят ). Значит, при приветствии надо
сказать не только « здравствуй», но и назвать того, с кем здороваешься, по
имени.
Игровая
ситуация « Царевна Несмеяна». В центр класса ставится
стул,
на
который
садится
ученик,
изображающий
Царевну
Несмеяну.
Воспитатель сообщает: « Для того чтобы развеселить Царевну Несмеяну,
надо сказать ей добрые слова о том, какая она хорошая». Ученики по
очереди говорят « Царевне» о её хороших качествах.
Выбрать стиль общения, найти необходимую тональность, выдержать
её до конца разговора, достичь желаемого эффекта – вот минимум задач,
которые решает воспитатель в ходе беседы. От его умения организовать
речевое
взаимодействие
со
школьниками
во
многом
зависит
результативность
его
труда.
Речевое
общение
–
это
сложный
процесс
взаимодействия людей, в котором участвуют и слова, и тон голоса, и
жесты, и мимика, и телодвижения
Только после того,
как
школьники узнали основные правила общения,
следует познакомить их с запретами.
Суть запретов, которые касаются культуры общения, в том, чтобы
предупредить неуважительное отношение к собеседнику, к его взглядам,
помочь школьникам избежать конфронтации, противостояния, прийти к
согласию.
Запреты на
Тон слова и выражения доводы
Обидный грубые с угрозами
Презрительный оскорбляющие с искажением мысли
Крикливый насмешливые провоцирующие резкую
реакцию
Злой категоричные
Можно
попросить
школьников
объяснить
смысл
каждой
группы
запретов,
составить
памятку
«Культура
общения.
Запреты
и
рекомендации».
Ребята
с
интересом
выполнят
такое
задание,
а
их
коммуникативные возможности возрастут.
Список литературы
1.
Аникеева Н. П. Воспитание игрой. М., Просвещение, 1987- 56-79 с.
2.
Газман О. С., Харитонова Н. Е. В школу – с игрой. М., Просвещение,
1991- 12-
30с.
3.
Минскин Е. М. Игры и развлечения в группе продлённого дня. М.,
Просвещение,
1985
4.
Нескучный досуг. Сценарии игровых программ ( Под ред. Е. И.
Ромашковой)-
М.: Сфера, 2002.- 5-7 с., 63-73 с.
5.
Педагогическая энциклопедия, т. 2 . М., 1965- 141-142 с.
6.
Попова И. Н., Исаева С. А., Ромашкова Е. И. Организация и содержание
работы
в группе продлённого дня. Начальная школа.- М.: Айрис- пресс, 2004
7.
Шеламова Т. М. Деловая культура и психология общения. М., Изд. Центр
«
Академия» , 2007 – 128-145 с.
8.
Шмаков С. А. Игры учащихся- феномен культуры. М., Новая школа, 1994