Напоминание

Воспитание культуры речевого общения у младших школьников с ОВЗ в ГПД


Автор: Щелкунова Светлана Николаевна
Должность: вовпитатель группы продлённого дня
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: г.Северодвинск, Архангельская область
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание культуры речевого общения у младших школьников с ОВЗ в ГПД
Раздел: начальное образование





Назад




С..Н. Щелкунова,

воспитатель группы продлённого дня

МАОУ « Средняя общеобразовательная школа №3

имени Героя Советского Союза К.М. Трухинова»

г. Северодвинск

Воспитание культуры речевого общения у младших школьников

через игровую деятельность в группе продлённого дня

Выдающиеся воспитатели прошлого – И. Г. Пестолоцци, Я. Корчак, А.

С. Макаренко и др., лучшие учителя современной школы в своих работах

утверждают, что важнейшей предпосылкой успеха воспитательной работы

является культура речевого общения, отточенное искусство человеческих

контактов самого педагога.

Речевое

общение

имеет

свои

законы,

которые

нужно

знать,

а

не

открывать каждый раз заново, как не изобретают алфавит или таблицу

умножения.

Но это требует постоянной работы души человека. И если природа не

наделила

ребёнка

даром

общения,

то

воспитателю

придётся

набраться

терпения и помочь ему овладеть доступными его возрасту знаниями о

речевом общении и умением им пользоваться в своём речевом поведении.

Большую

помощь

в

этом

воспитателю

может

оказать

игра

постоянная и неизменная спутница детства. Словно волшебная палочка,

игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой

слишком обычным, скучным, надоевшим. В играх у детей воспитывается

культура поведения, общения, дети приучаются к соблюдению правил,

справедливости,

умению

контролировать

свои

поступки

и

объективно

оценивать поступки других.

Известно,

что

от

характера

межличностных

отношений

детей,

от

социального

статуса

каждого

ребёнка

зависит,

насколько

комфортно

чувствуют

себя

наши

воспитанники.

Обычно

в

каждой

группе

есть

конфликтные, жадные, капризные, драчливые дети. Как решать проблемы,

связанные с этим ?

В беседах с родителями выяснилось, что некоторые определённым

образом настраивают детей на те или иные способы взаимодействия и

общения:

-Дай сдачу!

-Обзови, скажи так же…

Проанализировав свой опыт работы с детьми младшего школьного

возраста,

я

пришла

к

выводу:

игру

можно

использовать

как

средство

формирования способности к общению, так как именно с помощью игры

педагог

способен

помочь

ребёнку

установить

контакт

с

окружающим

миром, а также со сверстниками и взрослыми. Содержание проводимых

мною занятий

– игр предусматривает формирование у детей знаний и

умений,

необходимых

для

доброжелательного

общения,

воспитание

хороших манер, что и называется культурой общения. В ходе занятий -

игр я стремлюсь подвести детей к тому, что считаю главным, - к ощущению

чувства принадлежности к группе сверстников.

Итак, что могут помочь сформировать у детей занятия– игры ?

- коммуникативные способности и качества ;

- умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами ;

- позитивное отношение к другим людям, даже если они «совсем

другие» ;

- умение сопереживать- радоваться чужим радостям и огорчаться из-за

чужих огорчений;

- умение взаимодействовать и сотрудничать.

Чего желательно ожидать от ребёнка во время занятия- игры?

- желание принимать в них активное участие ;

- доброжелательного настроя на беседу и игру.

Что требуется от взрослого во время занятия- игры?

- терпение ;

- желание играть и верить в игру так, как верит в неё ребёнок;

- умение принимать всех детей, какие они есть;

- умение выслушивать любой ответ, любое предложение, любое

решение ребёнка;

- способность к импровизации.

С

первых

же

дней

пребывания

ребёнка

в

школьном

коллективе

начинается последовательная работа по разъяснению ему того, что можно и

чего нельзя делать дома, в школе, на улице, в общественном месте.

Самочувствие детей в школе во многом зависит от межличностных

отношений.

Стимулом

зарождения

благоприятных

отношений

в

любой

группе

незнакомых

людей

является

организация

их

совместной

деятельности на основе принципа «темпа и разнообразия»: чем больше

видов деятельности, шире их разнообразие, чем чаще они меняются, тем

быстрее люди раскрываются друг перед другом и легче идёт их знакомство.

Вполне

естественная

ситуация:

в

класс

пришёл

новый

ученик.

Возникает необходимость познакомить его с детьми и сделать это так,

чтобы

он

быстро

всех

запомнил.

«Ребята,

в

нашем

классе

новенький.

Давайте поможем ему быстрее познакомиться со всеми нами. А для этого

поиграем в « Снежный ком»: меня зовут Светлана Николаевна…»

Первый ученик называет имя воспитателя и своё имя, второй ученик

называет

имя

воспитателя,

имя

товарища

и

своё

имя

в

той

же

последовательности и т. д. К концу игры новый ученик знает имена всех

присутствующих в классе. Для того, чтобы дети познакомились друг с

другом, я провожу следующие игры: « Узнай по голосу». Все играющие

становятся в круг. Водящий стоит в середине круга с закрытыми глазами.

Играющие начинают двигаться по кругу и поют какую- нибудь песню. По

знаку взрослого ребята останавливаются и один из них должен сказать:

- Ты загадку отгадай:

- Кто назвал тебя? Узнай.

Водящий,

открывая

глаза,

должен

назвать

по

имени

того,

кто

это

сказал.

Игра «Водяной». Ученики встают в круг и выбирают водящего –

Водяного, который садится в центр круга с завязанными глазами. Ученики

ходят вокруг него по кругу со словами:

Водяной, Водяной, не сиди ты под водой,

Мы по берегу идём, хоровод большой ведём.

Кто стоит перед тобой? Отвечай же, Водяной!

Водяной подходит к ученикам и на ощупь пытается определить, кто

стоит перед ним. Если он правильно называет имя ребёнка, то тот, кого

узнали, становится Водяным, и игра повторяется.

Игры способствуют тесному общению детей, установлению контактов

между ними, возникновению чувства симпатии и антипатии.

Игра «

Кто

что

любит

делать?»

Играющие становятся в круг,

поочерёдно выходят на середину и изображают движениями, мимикой, что

они любят делать ( играть в футбол, куклы, поливать цветы ). Стоящие в

кругу должны отгадать, кто что делает.

И г р а «

Люблю

не

люблю». Дети

встают

в

круг,

воспитатель

начинает передавать мяч по часовой стрелке со словами: « Я не люблю,

когда дерутся», следующий играющий должен продолжить: « Я не люблю,

когда ябедничают» и т. д. Через круг, т. е., когда мяч вновь окажется у

педагога,

действия

повторяются

уже

против

часовой

стрелки

с

иным

содержанием: « Я люблю вежливых», « Я люблю аккуратных» и т. д.

Проводится игра « Поприветствуем друг друга». Дети встают в круг.

По очереди каждый выходит в центр, и дети обращаются именно к нему с

приветствием типа: « Здравствуй, Вова! Как красиво ты сегодня причёсан!»

( У каждого ребёнка надо найти и отметить что – нибудь хорошее).

Работу по усвоению школьниками формул речевого общения можно

сочетать с развитием умения слушать и говорить. Здесь можно вывести

правила речевого поведения вежливых партнёров. Вот некоторые из них.

Слушающий: показывает

взглядом,

мимикой

доброжелательность,

интерес, внимание. Старается не перебивать, при необходимости просит

что- либо уточнить. Не делает замечаний по поводу речевых ошибок.

Поддерживает собеседника, развивая его мысль.

Говорящий: произносит слова заинтересованно, спокойно, смотрит

доброжелательно, внимательно наблюдает за реакцией собеседника на своё

сообщение.

Говорит

кратко

и

только

по

делу.

Избегает

речевого

разнообразия

обращается

к

собеседнику,

называя

его

по

имени.

Спрашивает, всё ли ясно.

Полезно

в

каждодневных

ситуациях

общение

с

помощью

стихотворной игры. В азарте игры мальчики часто допускают грубоватые,

далеко не литературные выражения, что обычно не вызывает у других

ребят отрицательной реакции и, к сожалению, легко перенимаются. За этим

необходимо

тщательно

следить,

исправлять

речь,

настойчиво

стараться

выработать у детей отвращение к сквернословию. Иногда дети используют

не

очень

благозвучные

считалочки

во

время

своей

любимой

игры

в

«прятки». И, как правило, в группе на них реагируют только смехом.

Нужно суметь пояснить непривлекательность таких стишков, вызвать к

ним

пренебрежительное

отношение.

Есть

много

шутливых

маленьких

стихотворений,

которые с успехом можно предложить как считалочки.

Обычно

дети

легко

и

охотно

их

выучивают,

поддерживая

стремление

воспитателя украсить игру.

Вот несколько стихотворений для считалочек:

Колокольчик голубой

Поклонился нам с тобой.

Колокольчики – цветы

Очень вежливы…А ты?

Жили- были два дружка,

Два заядлых рыбака.

На заре до петухов

Накопали червяков

И другой приманки

Две стеклянных банки.

Над лугами, над водой

Хлынул дождик проливной,

А потом повисло

В небе коромысло.

Ребятишек радует

Золотая радуга.

Воспитывая

опрятность,

аккуратность,

можно

использовать

следующие стишки:

Ёжик воспитанным зверем считался:

Только что встал- поскорей причесался.

Птичка утром рано встала

И скорей постель застлала.

Бобёр немного опоздал-

И на уроки не попал.

Когда медвежонок зевает,

Он лапкой свой рот закрывает.

А кот хорошие манеры знает,

При встрече шляпу он снимает.

Мусор бросает на землю лисёнок-

Так не поступит хороший ребёнок.

Ослик же порядок любит,

Завтрак съел- почистит зубы.

Но, конечно, культуру речи, её грамотность и выразительность нужно

воспитывать не только во время игры, а в процессе всего общения с

детьми.

Речевое общение является одним из основных средств воспитания и

развития

школьников,

становясь

в

деятельности

во спитателя

педагогическим

общением.

Оно

осуществляется

в

профессионально

значимых формах взаимодействия с учащимися. Общение воспитателя и

школьника обусловлено их социальными

ролями: педагог воспитывает,

учит, развивает, ученик учится, воспитывается и т.п.

Одной из форм их взаимодействия управления является беседа. Она

является средством согласования действий, распределения ролей, обмена

информации и т. п.

Я

стараюсь

выстраивать

беседы

в

форме

игровых

ситуаций,

побуждающих детей к сближению друг с другом и педагогом на основе

сопереживания и самой ситуации, и её участникам, причём не только тем

событиям, которые требуют и участия, но и радостным, весёлым событиям.

Можно разыграть с детьми сценку. Что обычно говорят ребята, когда

хотят

с

кем

то

познакомиться?

Что

нужно

сказать,

если

хочешь

познакомить взрослого с твоим товарищем или если ты знакомишь своих

товарищей? Что обычно отвечают при знакомстве?

Слова знакомства Ответ

Меня зовут Наташа, а тебя?

Таня, очень приятно!

Я хотела бы с тобой Хорошо. Давай знакомиться

(с вами) познакомиться.

Познакомьтесь Рады познакомиться.

(познакомься) пожалуйста.

Разрешите (разреши) Мы уже знакомы.

вас познакомить с Катей. (Миша, будем знакомы).

Далее дети разыгрывают и обсуждают игровую ситуацию: « Сидит

девочка.

К

ней

подходит

мальчик,

говорит:

«

Здравствуй!»

К

другой

девочке подходит другой мальчик. Он говорит: « Здравствуй, Таня!»

Воспитатель.

Какое приветствие вам больше понравилось? Почему?

Да, оказывается, наши имена – тоже настоящие волшебники. Почему?

( обращаются именно к тебе, тебя помнят ). Значит, при приветствии надо

сказать не только « здравствуй», но и назвать того, с кем здороваешься, по

имени.

Игровая

ситуация « Царевна Несмеяна». В центр класса ставится

стул,

на

который

садится

ученик,

изображающий

Царевну

Несмеяну.

Воспитатель сообщает: « Для того чтобы развеселить Царевну Несмеяну,

надо сказать ей добрые слова о том, какая она хорошая». Ученики по

очереди говорят « Царевне» о её хороших качествах.

Выбрать стиль общения, найти необходимую тональность, выдержать

её до конца разговора, достичь желаемого эффекта – вот минимум задач,

которые решает воспитатель в ходе беседы. От его умения организовать

речевое

взаимодействие

со

школьниками

во

многом

зависит

результативность

его

труда.

Речевое

общение

это

сложный

процесс

взаимодействия людей, в котором участвуют и слова, и тон голоса, и

жесты, и мимика, и телодвижения

Только после того,

как

школьники узнали основные правила общения,

следует познакомить их с запретами.

Суть запретов, которые касаются культуры общения, в том, чтобы

предупредить неуважительное отношение к собеседнику, к его взглядам,

помочь школьникам избежать конфронтации, противостояния, прийти к

согласию.

Запреты на

Тон слова и выражения доводы

Обидный грубые с угрозами

Презрительный оскорбляющие с искажением мысли

Крикливый насмешливые провоцирующие резкую

реакцию

Злой категоричные

Можно

попросить

школьников

объяснить

смысл

каждой

группы

запретов,

составить

памятку

«Культура

общения.

Запреты

и

рекомендации».

Ребята

с

интересом

выполнят

такое

задание,

а

их

коммуникативные возможности возрастут.

Список литературы

1.

Аникеева Н. П. Воспитание игрой. М., Просвещение, 1987- 56-79 с.

2.

Газман О. С., Харитонова Н. Е. В школу – с игрой. М., Просвещение,

1991- 12-

30с.

3.

Минскин Е. М. Игры и развлечения в группе продлённого дня. М.,

Просвещение,

1985

4.

Нескучный досуг. Сценарии игровых программ ( Под ред. Е. И.

Ромашковой)-

М.: Сфера, 2002.- 5-7 с., 63-73 с.

5.

Педагогическая энциклопедия, т. 2 . М., 1965- 141-142 с.

6.

Попова И. Н., Исаева С. А., Ромашкова Е. И. Организация и содержание

работы

в группе продлённого дня. Начальная школа.- М.: Айрис- пресс, 2004

7.

Шеламова Т. М. Деловая культура и психология общения. М., Изд. Центр

«

Академия» , 2007 – 128-145 с.

8.

Шмаков С. А. Игры учащихся- феномен культуры. М., Новая школа, 1994



В раздел образования