Автор: Астафьева Анжела Леонидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Гороховская СОШ
Населённый пункт: село Горохово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Слова – названия предметов и явлений, признаков предметов, действий предметов. Классификация и объединение слов в тематические группы."
Раздел: начальное образование
Открытый урок русского языка в первом классе
Тема: Слова – названия предметов и явлений, признаков
предметов, действий предметов. Классификация и
объединение слов в тематические группы.
Цели:
Цель: познакомить со словами – названиями предметов, признаков
предметов и действий предметов.
Общеучебные: познакомить и научить различать предмет (признак,
действие) и слова, называющие предмет (признак предмета, действие
предмета); классифицировать и объединять слова по значению в
тематические группы; учить работать со схемой.
Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении
учебной задачи;
Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания;
Познавательные: находить информацию в учебнике, анализировать ее
содержание;
Личностные: проявлять интерес к новому учебному содержанию;
принимать роль ученика на уровне положительного отношения к школе.
Планируемые результаты: учащиеся научатся классифицировать и
объединять слова в тематические группы.
Оборудование: карточки со словами: птичка, ручей, бежит, звонкий,
маленькая, поёт; простые карандаши, линейка, персонажи Маша и
Медведь, песня из мультфильма Маша и Медведь; листки для работы в
группах, лучики, тучки, лепестки, стебельки для листиков.
Ход урока:
1.
Организационный момент:
Рано утром я встаю,
Бога я благодарю.
Солнцу, ветру улыбаюсь,
И при этом, не стесняясь,
Слово «Здравствуй» говорю.
С кем встречаюсь поутру
Всем здоровья я желаю,
Никого не обижаю,
Хватит места на земле
Людям всем, животным, мне.
Чтоб земля моя цвела
Желаю всем добра.
- Давайте повернемся к нашим гостям и пожелаем им здоровья, скажем
«Здравствуйте!»
Дети поворачиваются к гостям и здороваются.
Теперь пожелаем друг другу добра, скажем: «Я желаю тебе добра и
успехов на уроке».
Дети желают друг другу добра и успехов на уроке.
2.
Самоопределение к деятельности.
Дети слушают аудиозапись из мультфильма «Маша и медведь»:
Зазвенел ручей не слышно
Как трещит на речке лёд
И капель с промокшей крыши
К нам за шиворот течет.
Речка разлилась напрасно
Ей друзей не разлучить
Ну а вместе нам не страшно
Даже ноги промочить.
- О каком времени года поется в песенке? (о весне)
- Прочитайте слова, написанные на доске.
Ручей, птичка, бежит, звонкий, маленькая, поёт.
- На какие группы можно разделить эти слова?
Ручей звонкий бежит
Птичка маленькая поёт
- Что общего у слов ручей и птичка? (отвечают на вопрос кто? Что?)
- Что общего у слов звонкий, маленькая? (отвечают на вопрос какой?
Какая?)
- Что общего у слов поёт, бежит? (отвечают на вопросы что делает?)
- Какие предложения можно составить с этими словами?
Бежит звонкий ручей.
Поёт маленькая птичка.
- Кто догадался, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
3. Сообщение темы и цели.
- Сегодня на уроке мы познакомимся со словами – названиями
предметов и явлений, признаков предметов и действий предметов.
Будем с вами объединять слова в тематические группы.
- Кто нам в этом поможет? Из какого мультфильма песенка?
На нашем уроке нам будет помогать Маша.
Вывешиваю картинку Маши.
- Мы с Машей отправимся в гости к Мишке. По пути мы будем
останавливаться, и выполнять задания Маши.
4. Минутка чистописания.
Прежде чем отправиться, откроем тетради, запишем число.
18 марта.
- Изобразим строчную букву а в капельке: @/ (на полях оцените себя !,
+, -)
- Какие орфограммы знаете с буквой а? (ча, ща) (!, +, -)
- Приведите примеры слов с этой орфограммой.(туча, свеча).
- Самостоятельно запишите два слова с этой орфограммой, подчеркните
орфограмму. (!, +, -)
- Вы записали слова, или набор букв? (слово – имеет значение)
- Мы с вами составили предложения, спишите любое одно
понравившееся вам предложение, подчеркните орфограмму.
Бежит звонкий ручей. (!, +, -)
Летит маленькая птичка. (!, +, -)
- Кто первый подчеркнёт, пойдет к доске.
5. Работа по теме.
- Отправляемся с Машей к Мишке. Пойдем мы через лес. В лесу очень
полезный воздух. Гуляя по лесу, мы с вами становимся сильнее,
здоровее, бодрее.
Встали под песенку шагаем.
Остановка «Узнай – ка»
- Как вы думаете, что будем делать на это станции?
- Маша нам предлагает открыть учебники на странице 21.
- На страничке вы видите схему, с ней мы и будем работать.
- Прочитайте крупными буквами – СЛОВА – НАЗВАНИЯ
- Что могут называть слова – названия? (предметы и явления,
признаки предметов и явлений, действия предметов и явлений)
- На какие вопросы отвечают слова, называющие предметы и явления?
(КТО? ЧТО?)
- Прочитаем слова. Какие можете добавить свои слова?
- На какие вопросы отвечают слова – признаки предметов и явлений?
(Какой? Какая? Какое? Какие?)
- Приведите свои примеры.
- На какие вопросы отвечают слова действий предметов и явлений?
(что делает? Что делают?)
- Прочитайте слова и приведите свои примеры.
- Молодцы, справились с заданием.
- Идем дальше.
Остановка «Дружба».
- На это остановке будете работать группе.
Задание:
1 группа закрашивает фигуру со словами, которые называют
предметы и явления.
2 группа закрашивает фигуру со словами, которые обозначают признаки
предметов и явлений.
3 группа закрашивает фигуру, в которой слова, обозначающие действия
предметов и явлений.
яркое
душистая
лесная
Кукует
Светит
цветёт
сирень
кукушка
солнце
- Мы устали. Давайте отдохнем.
6. Физминутка.
- Если вы услышите слова предметы или явлений – приседаете
- Если услышите слова признаки – прыгаете
- Если услышите слова действия - кружитесь.
Окно, тает, кричит, красный, парта, зелёная, сидит, молчит,
ученик, доска, большой.
7. Продолжение работы.
- Продолжим наше путешествие к Мишке.
Остановка «Собирай – ка».
Упражнение 11 (8)
Работа в парах.
- Найти лишнее слово в каждой строчке. Для этого задать вопрос к
каждому слову. Каждая пара шепнет мне на ушко, какое слово лишнее в
каждой строчке. Если пара будет готова, сядет ровно и поднимет руку.
Как можно назвать одним словом эти слова?
Учитель, музыкант, шофер – кто? Профессии, люди.
Чайка, море, скворец – кто? Птицы.
Слова можно объединят в группы по темам, то есть классифицировать.
Мебель: стул, стол, парта, шкаф и т.д.
Посуда: тарелка. Ложка, вилка, кастрюля и т.д.
Насекомые: бабочка, кузнечик, стрекоза и т.д.
Звери: медведь, волк, заяц и т.д.
- К нам прилетела Мудрая Сова. Она хочет нам сказать что – то важно.
Слова, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос
кто?
- Спишите любую группу слов, без лишнего слова.
Учитель, музыкант, шофер. (!, +, -)
Чайка, море, скворец. (!, +, -)
8. Итог.
- Вот мы и пришла к Мишке. Ой, а у него возле дома нет цветов.
Давайте посадим ему первые весенние цветы.
Как называются первые весенние цветы, они первыми появляются из –
под снега? (подснежники)
- Мы с вами посадим цветы и подведем итог, какие слова обозначают
предметы и явления, какие слова обозначают признак. Какие слова
обозначают действия.
- У вас у каждого лепесток от цветка, вы прикрепляете его именно к
тому цветку, на котором написан вопрос, подходящий к вашему слову.
Дети читают слово и прикрепляют к своему цветку.
9. Рефлексия.
- У вас на столе лучики солнышка и тучки. Если вам понравился урок,
вы прикрепляете лучики к солнышку, если нет – тучки.
Дети определяют понравился или не понравился им урок.
Теперь оцените себя в тетради. Как вы себя оцените за работу в
тетради. (!, +, -)
Кто вам понравился сегодня на уроке из ребят?
- Урок окончен. Всем спасибо
.