Автор: Лавринова Лидия Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 1 им.Косинова И.Ф. г. Горячий Ключ
Населённый пункт: Горячий ключ Краснодарский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Способы коррекции устной и письменной речи на уроках русского языка в среднем звене
Раздел: среднее образование
Способы коррекции письменной и устной речи на уроках русского
языка в среднем звене.
Слайд №1
«Дислексия, дисграфия, дизорфография», - ещё 15 лет назад не каждый
учитель начальных классов знал эти слова. Если на весь класс и был один
ребёнок, пропускающий буквы, вся коррекция заканчивалась наставлением:
"Будь внимательнее!" Теперь мы уже не можем отмахнуться от проблемы.
Дислексиков и дисграфиков стало много. Очень много. Чуть ли не у каждого
второго ребёнка такие проблемы проявляются в той или иной степени.
Слайд 2
Впервые на нарушение чтения и письма, как на самостоятельную патологию
речевой деятельности, указал Адольф Куссмауль в 1877 г. Затем появилось
много других работ, в которых давались описания детей с различными
нарушениями чтения и письма.
В этот период патология чтения и письма рассматривались как единое
расстройство письменной речи. В литературе конца XIX и начала XX в.
распространенным было мнение, что нарушение письменной речи является
симптомом общего слабоумия и наблюдается только у умственно отсталых
детей. И только через 20 лет это мнение было опровергнуто. Терапевт
Морган описал случай нарушения чтения и письма у четырнадцатилетнего
мальчика с нормальным интеллектом. Морган определил это расстройство
как неспособность писать орфографически правильно и без ошибок связно
читать.
В дальнейшем многие другие авторы стали рассматривать нарушение чтения
и письма как самостоятельную патологию речевой деятельности, не
связанную с умственной отсталостью.
Слайд 3
Навык письма тесно связан с устной речью, но при этом он имеет свою
психологическую и сенсомоторную базу. В середине прошлого века Алексей
Николаевич Леонтьев обозначил три основные операции, которые сами по
себе являются навыками, которые и конструируют навык письма с
психологических и психолингвистических позиций.
Для того, чтобы человек написал слово, ему необходимо иметь 3 навыка:
1навык:
навык символизации, то есть буквенного обозначения фонем. Для
того чтобы ребенок мог звук выделить из речи и обозначить буквой,
необходимо, чтобы этот ребенок научился сначала символической игре,
Сначала это просто «почеркушки» на листе бумаги, которые позже
превратятся в человечка, червячка или волну. Позже появляется
символическая игра: ребенок на кочерыжке рисует глазки, и она
превращается в куколку. Существует категория детей, которые в такие игры
не играют, рисовать не любят. Таких детей мы относим к группе риска.
Ребенок должен звуки различать. Есть такие строки в шуточном
стихотворении «Буква заблудилась»: «На виду у детворы крысу красят
маляры…». Только тогда это стихотворение становится для ребенка смешным
и забавным, когда он понимает разницу между крысой и крышей. Если
ребенок не смеется, значит, не сформирован навык различения звуков и
учиться письму такому ребенку еще рано.
2 навык: моделирование звуковой структуры слова с помощью букв. . К
примеру, ребенок должен понимать, что в слове «радуга» сначала идет звук
«р», потом звук «а», и так далее.. Формируются эти операции в пространстве
и во времени. Если у ребенка не сформированы пространственно-временные
представления, (он путает правую и левую руку, не может выполнить
простую пробу типа «Правой рукой дотронься до левого уха, путает времена
года, дни недели), значит, ребенок не готов к процессу письма.
3 навык - графо–моторный. Он является конечным звеном в цепочке
операций, составляющих письмо. Наличие затруднений в изображении букв
иногда настолько загружает внимание ребенка, что дезорганизует и все
предшествующие операции. Ребенок начнет смешивать буквы, которые
обозначают близкие по фонетическим характеристикам звуки (например, по
глухости/ звонкости), будет эти буквы пропускать, слоги пропускать,
нарушится вторая операция, или же возникнут нарушения звукового анализа
и синтеза.
Таким образом, мы видим, что написание, прочтения слова - это сложный
процесс, которым, к сожалению, не все в полной мере могут овладевать. И
вот тогда мы и говорим о таких понятиях, как дислексия, дисграфия,
дизорфография.
Что же это такое?
Слайд №4
Дисграфия — «писать, изображать» — это сложность (или неспособность)
овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта.
(от греч. dys..., лат.
приставка, обозначающая затруднение, нарушение, расстройство,
разделение, утрату (например, диссоциация, дисгармония, диспропорция).
Дислексия — нарушение чтения. Дислексия — это избирательное
нарушение способности к овладению навыком чтения при сохранении общей
способности к обучению.
Дизорфография.– отсутствие у ребенка способности к освоению знаний
орфографии, навыков и умений, связанных с ней.
В большинстве случаев дислексия и дисграфия наблюдаются у детей
одновременно, хотя у некоторых они могут встречаться и по отдельности.Для
обозначения наиболее тяжелых степеней этих нарушений употребляются
термины "аграфия" и "алексия".
Алексия и аграфия— полная неспособность читать и писать.
Письменная и устная речь дисграфика и дислексика отличается от письма и
чтения его сверстников большим количеством своеобразных ошибок. Это так
называемые специфические ошибки.
Некоторые педагоги считают эти ошибки нелепыми, вызванными
личностными качествами учеников: невнимательностью при письме и
чтении, небрежным отношением к работе и т.д. Но на самом деле это не так:
в основе подобных ошибок лежат более серьезные причины:
несформированность фонетико-фонематической и лексико-грамматической
сторон речи.
Выделяют 5 форм дисграфии:
Слайд №5
1.
Артикуляторно - акустическая форма.
Ребенок пишет так, как произносит. То есть до тех пор, пока не будет
исправлено звукопроизношение, заниматься коррекцией письма с
опорой на проговаривание нельзя.
Слайд №6
2. Акустическая форма.
Эта форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих,
фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки
произносятся правильно. На письме чаще всего смешиваются буквы,
обозначающие звонкие – глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.),
свистящие – шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), аффрикаты и компоненты,
входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.).
Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на
письме: «писмо», «лубит», «больит» и т.д.
Слайд №7
3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Для этой формы дисграфии наиболее характерны следующие ошибки:
пропуски букв и слогов;
перестановка букв и (или) слогов;
недописывание слов;
написание лишних букв в слове (бывает когда ребенок, проговаривая
при письме, очень долго «поет звук»;
повторение букв и (или) слогов;
контоминация - в одном слове слоги разных слов;
слитное написание предлогов, раздельное написание приставок
(«настоле», «на ступила»);
Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих
нарушениями письменной речи.
Слайд №8
4. Аграмматическая дисграфия.
Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет
аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики («красивый сумка»,
«веселые день») .
Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с 3-го класса, когда
школьник, уже овладевший грамотой, «вплотную» приступает к изучению
грамматических правил. И здесь вдруг обнаруживается, что он никак не
может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам. Это
выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении
согласовать слова между собой.
Слайд №9
5. Оптическая дисграфия.
В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность
зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из
набора одних и тех же элементов («палочки», «овалы») и нескольких
«специфичных» элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь
в пространстве, и образуют различные буквенные знаки: и ш ц щ; б в д у…..
Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это
непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к
неправильному изображению их на письме.
Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме:
недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л
вместо М; Х вместо Ж и т.д.;
добавление лишних элементов;
пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих
одинаковый элемент;
зеркальное написание букв.
В чтении характерны следующие ошибки:
неправильное прочтение букв (замены, смешения);
недочитывание концов слов;
неправильные ударения;
пропуски слова, строки;
недостаточное или даже искаженное понимание читаемого.
Иногда ошибки письменной речи повторяют ошибки устной речи
(неправильное звукопроизношение, искажение слов, устные аграмматизмы),
иногда же устная речь оказывается правильной или же значительно более
правильной, чем письменная.
Конечно, вы мне скажете: « Это работа логопеда, даже
дефектолога!». Я соглашусь с вами. Многие речевые проблемы становятся
ясными еще в начальной школе. Первые учителя должны видеть
предпосылки этих проблем, сообщать родителям, рекомендовать обратиться к
специалистам. Но, во-первых, все ли родители слышат это? Во-вторых, мы
знаем, насколько остро стоит вопрос о нехватке логопедов и дефектологов в
школах. И вот, дети приходят к нам в среднее звено. Буквально в течение
недели (при проверке письменных работ) становятся видны замены,
пропуски букв, отсутствие согласования между частями речи. Мы говорим
об этом с родителями, рекомендуем обратиться к логопеду, они кивают
головой, соглашаются …. Но в 5 классе уже ничего не меняется. Если в этом
зале есть филологи или учителя начальных классов, то они поймут меня .Не
знаю, как вы, а я испытываю в такие моменты бессилие, потому что не знаю,
как помочь детям ликвидировать эти проблемы. В институте меня этому не
учили. А все мы видим, что таких учеников с каждым годом становится
больше.
Некоторое время назад я задала себе вопрос: « Я не логопед, я - учитель
русского языка и литературы. Как мне работать с такими детьми? Что я могу
сделать на своих уроках?» В 9 классе экзамен по русскому языку сдают все.
Начала читать статьи на эти темы, поняла, насколько этот вопрос актуален и
сложен. Сенека сказал: «Сделай первый шаг и ты поймешь, что не все
так страшно». Определила в каждом классе ребят, у которых есть в наличии
те или иные речевые проблемы. Далее нужно было понять, как, на каких
этапах урока мне уделять им «особое» внимание, если учесть, что в классе
почти 40 человек и нужно объяснять новый материал. После всего на сайте
«Дефектология» стала выбирать упражнения по коррекции той или иной
дисграфии и дизорфографии. С некоторыми заданиями я вас хочу сегодня
познакомить:
Слайд № 10
1.
Подчеркнуть все гласные (или согласные) в связном тексте.
Эта проба помогает выяснить, может ли ребенок дифференцировать буквы в
тексте. Более того, это задание помогает развивать орфографическую зоркость.
Текст можно брать из художественного произведения , который изучается на
литературе в это время.
Слайд №11
2.
Подчеркнуть парные звонкие и глухие согласные в связном тексте.
Выписать парные согласные после текста.
Эта проба помогает выяснить, видит ли ребенок нужные буквы в тексте.
Задание развивает орфографическую зоркость.
Слайд №12
3.Подчеркнуть все известные орфограммы в связном тексте.
Данное задание помогает выявить орфографические «пробелы» и
корректировать их в дальнейшем.
Слайд №13
4.
Списывание с предъявленного образца.
Слайд №14
5.Вставьте буквы Ш и Щ . Спишите текст. Данное задание направлено на
преодоление графических замен.
«Из лесной ча__и нам удалось выбраться с трудом. Через два часа мы
подошли к озеру, зарос _ему камышом, а затем вы_ли к _ирокой речке, _епот
волн и _орох гравия ласкали слух. Было слы_но, как в речке плескались
_утята. Ти_ину прекрасного летнего утра нару_ало лаянье
_енка _арика.»
Слайд №15
6. Кроссворд. Закрепление изученных правил, расширение словарного запаса.
.
7. Упражнения на закрепление орфографических правил и коррекцию
почерка.
.
Слайд №17
8.Анаграмма.
Это перестановка букв в слове, создающее новое слово (например, майка-
кайма). Упражнение направлено на преодоление нарушения языкового
анализа и синтеза.
Составьте на основе данных слов новые слова: адрес, сокол, волос, сосна,
актер, роман, забор, планка, мошкара, апельсин.
Ключ: среда, колос, слово, насос, терка, норма, образ, клапан, ромашка,
спаниель.
Слайд №18
Упражнения на коррекцию аграмматической дисграфии.
1. Посмотри, все слова в предложении перепутались. Расставь их по порядку
и запиши.
• Клевер, на, луговой, можно, встретить, лугах.
• Цветёт, лето, растение, это, всё.
• Днём, лесной, звери, водопой, жарким, тропой, шли, на.
• Барсук, сидел, у, норы, вечером.
• В, гнездо, Саша, нашёл, кустах.
2. . Найди лишнее слово в предложении и вычеркни его. Запиши
предложение верно.
• Маленькая Саша весело заплакала.
Зайчик прыгал через кусты, ели, пни.
Слайд №19
3. Составь предложения по схеме.
а) когда? > кто? > что делают? > что?
(пчёлы, мёд, собирают, летом)
б) где? -> что делает? -> что?
(озером, над, туман, расстилается)
в) у кого? -> что делала? -> кто? (Димы, была, у, собака)
г) из каких? -> чего? -> что делают? -> кто?
4. Закончи фразу логически, добавив в предложение действие предмета.
• Врач — это человек, который ...
• Учитель — это человек, который ...
• Повар — это ...
• Строитель — это ... _
• Архитектор — это ...
Слайд №20
5. Прочитай. Соедини разорванные части предложения.
Расставь верно знаки препинания и спиши текст.
В МОРЕ
«Зимой море. Замёрзло рыбаки собрались. На лёд ловить рыбу рыбак.
Андрей взял с собой. Сынишку Володю далеко. В море выехали колхозники.
Рыбаки. Сделали во льду. Дырки светило солнце всем. Было весело. Володя
был рад. Он помогал. Выпутывать из сетей. Рыбу её ловилось много.»
(По Б. Житкову)
6. Игра «Редакторы».
Задание: вам принесли рукопись рассказа, необходимо отредактировать
его. Постройте предложения так, чтобы в них не было повторений одного и
того же слова.
МОРЖ
Морж — полярный житель. Этот морж не боится даже белого медведя. У
моржа острые и могучие клыки. Морж совсем безобиден. Клыками морж
выкапывает из ила раковины и съедают их содержимое.
Слова для справок: он, великан, у него, зверь.
7. Составь пословицы и объясни их смысл
а) Кормит, лень, труд, а, портит
б) Почёт, рядом, труд, живут, и
в) Лицу, скромность, к, всякому
Слайд №21
8. Определи, сколько здесь предложений.Напиши, правильно
обозначая начало и конец предложения,
ОСЕНЬ
«Наступила осень в зелёной листве деревьев появились жёлтые пряди ярко
краснеют гроздья рябины а сколько грибов вокруг очень хороши стройные
подберёзовики и нарядные подосиновики.»
9. Впиши в предложения походящие слова с предлогами.
• Тучи ползут
___
________________
Школьники идут
___
________________
• Птенчик сидит
___
________________
• Рабочие спешат
___
________________
• Лист оторвался
___
________________
• Маслёнок вырос
___
________________
• Самолёт протелел
___
________________
Слайд №22
10. Прочитай предложения. Определи в них подлежащее и сказуемое.
Используя данные предложения, составь и запиши рассказ о весне. Пользуйся
словами для справок.
Слова для справок: ранняя, ярко, весеннее, быстрые, зелёные, первые, скоро,
на деревьях.
Предложения: Пришла весна. Солнце светит. Ручьи побежали. Прилетят
птицы. Появятся листочки.
11. Спиши. Вставь подлежащие или сказуемые.
«Лето прошло, Низкое... покрыто темными тучами. ... холодный
ветер. Пожелтевшие ... падают с деревьев. Мелкий дождь ... с утра до
вечера. ... собираются стаями и готовятся к перелёту.»
Подчеркни подлежащее одной чертой, сказуемое - двумя. Поставь к ним
вопросы.