Напоминание

"Развитие интереса к исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста"


Автор: Анненкова Лариса Владимировна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Псков
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие интереса к исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тип

Игра-занятие

Тема

« Страна Мойдодыра»

Интегрируемые

образовательные

области

Познание, социализация, коммуникация, здоровье.

Цель

Способствовать сохранению положительного

эмоционального состояния ребенка и развитию

познавательной активности.

Задачи

Образовательные

Познакомить детей со свойствами мыла и его

разновидностями.

Закрепить и уточнить знания детей о том для чего

люди используют мыло в повседневной жизни;

Подвести детей к понятию, что «Чистота – залог

здоровья.»

Развивающие

Развивать интерес к совместной и исследовательской

деятельности, все виды восприятия, внимание,

любознательность.

Воспитательные

Воспитывать осознанное отношение к личной

гигиене.

Словарь

Понятийный словарь

Предметы личной гигиены

Активизация словаря

Мыло, душистое, ароматное, разноцветное, круглое,

овальное, прямоугольное. пениться, мыльница,

Обогащение словаря

Мыло туалетное, хозяйственное, банное, жидкое,

микробы

Оборудование

Кусочки туалетного мыла; красивая коробка;

Выставка мыла: туалетное, хозяйственное, банное,

жидкое.

Оборудование для опытов: колбочки с водой,

разноцветные стружки мыла, трубочки для коктейля;

игра «Мыльные пузыри»;

Педагогическая песочница, разрезные картинки с

гигиеническими принадлежностями, влажные салфетки

Предварительная

работа

Чтение К. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто « Девочка

чумазая», потешек. Просмотр мультфильма

«Мойдодыр».

Рассматривание иллюстраций; беседы; пальчиковые и

дидактические игры

1. Включение детей в деятельность

1

Воспитатель беседует с детьми.

Любите ли вы ходить в гости ?

К кому ходили в гости?

На чем можно поехать в гости?

Этой беседой привлекает детей.

2. Организационный момент и мотивация деятельности.

Ребята я вижу, что вы любите ходить в гости. Предлагаю отправиться в

гости в страну Мойдодыра. Вот у меня волшебная скакалка. Она сегодня будет

автобусом, а я водителем. Занимайте места в автобусе (дети держат одной рукой

скакалку и встают друг за другом).

Все сели? Автобус отправляется:

Свой маршрут автобус знает

Всем помочь ему не лень,

Быстро катятся колеса

По дороге целый день.

Едет весело автобус

Много у него забот:

В магазин и на работу

Пассажиров он везет.

3.Дидактическое упражнение «Мыло душистое».

Ехали,

мы

ехали

на

остановку

«Загадки»

приехали.

Выходите

дети.

Садитесь на стульчики. Посмотрите Мойдодыр приготовил для вас красивую

коробку,

и мы пока не знаем, что в ней лежит.Чтобы узнать, надо отгадать

загадку:

Это наш хороший друг

Терпеть не может грязных рук.

На грязь оно сердится,

В руках оно вертится,

Запенится вода.

От страха грязь бледнеть начнет

И побежит, и потечет,

Исчезнет без следа.

А руки станут чистыми,

Душистыми, душистыми

Узнали без труда. ( МЫЛО)

2

Правильно, это мыло! Теперь мы можем открыть и посмотреть, что в

коробке.

Действительно, ребята, здесь мыло.

Как его здесь много, на всех

хватит.

Возьмите в руки по кусочку

туалетного мыла и расскажите: какое

мыло? Вот эта схема поможет вам рассказать: что это? какого цвета? какой

формы? как пахнет? твердое или мягкое? гладкое или шершавое ( обследуют

мыло и рассказывают про него).

Когда нужно мыть руки? (после посещения туалета; после прогулки;

после занятий рисованием, лепкой; после игры с кошкой, с собакой ; перед

едой.). Вспомните, что говорил Мойдодыр: когда нужно умываться?

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А нечистым трубачистам –

Стыд и срам!

Стыд и срам!

Давайте положим мыло в мыльницу,

вытрем руки влажной салфеткой

и

поедим дальше.

4.Дидактическое упражнение «Разное мыло»

Ехали, мы ехали и на выставку мыла приехали. Эту выставку устроил для

нас Мойдодыр. Я расскажу о разных видах мыла, где и как оно применяется, а

вы мне будете помогать.

Это мыло туалетное: оно необычной формы (дети называют, что мыло

сделано в виде лимона, ягоды и т.д.). Родион нам расскажет стихотворение как

он мое руки туалетным мылом:

Теплою водою

Руки чисто мою

Кусочек мыла я возьму

И ладошки им потру.

Эта картинка поможет запомнить, где применяется туалетное мыло.

Это хозяйственное мыло, потрогайте его… оно твердое, прямоугольное.

Хозяйственным мылом стирают белье, одежду. Например, можно постирать

платочки.

Упражнение «Стираем платочки»:

3

Мама и дочка стирали платочки

Вот так. Вот так.

(Движение ладонями друг одруга вперед-назад)

Мама и дочка полоскали платочки.

Вот так. Вот так.

(Движение кистями рук слева – направо)

Мама и дочка выжимали платочки.

Вот так. Вот так.

(Сжимание пальцев рук в кулачок и разжимание)

Эта картинка поможет запомнить, где и как применяется хозяйственное

мыло.

Вот банное мыло, потрогайте его…оно твердое, прямоугольное. Почему

его называют банным? (Воспитатель прикрепляет картинку и обобщает ответы

детей: таким мылом можно мыться в бане, в ванной, под душем.)

Надя расскажет, как Мойдодыр советовал всем купаться:

Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться

В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане, -

И в ванне, и в бане,

Всегда и везде –

Вечная слава воде!

Туалетное, банное, хозяйственное мыло твердое, а бывает мыло жидкое,

оно находиться вот такой красивой бутылочке. Достаточно нажать на крышку и

мыло капнет к вам на ладошку.(воспитатель показывает как это происходит с

помощью губки).

Жидким мылом можно мыть руки, лицо, тело. Когда мы

вернемся из нашего путешествия, мы помоем руки жидким мылом.

Для чего нам нужно мыло? (мылом моют руки; стирают белье; моются)

Что может быть, если не мыть руки? Если грязными руками потереть

глаза? (микробы попадут в живот и вызовут боль; глаза начнут болеть.)

Для чего моются, стирают белье, убираются дома? (Чтобы в доме было

чисто,

чтобы не было микробов, чтобы быть здоровым. Чистота – залог

здоровья).

Игра «Кто умеет быстро мыться»:

4

Кто умеет чисто мыться

Кто водицы не боится?

Это мы, это мы.

Чтобы чистенькими быть,

Надо ручки нам помыть (дети потирают руки)

Вот так, вот так.

Кто не хочет быть грязнушкой

Хорошенько моет ушки (круговые движения руками по ушам)

Вот так, вот так.

Умываться мы умеем

Мы мочалкой мылим шею (потираем шею)

Вот так, вот так.

Чтобы чисто вымыть ножки

Мы помылим их немножко (растираем ножки)

Вот так, вот так.

Мы помылись, как большие

Вот мы чистые какие

5. Упражнение «Найди и отгадай»

Ехали,

мы

ехали

к

волшебному

песку

приехали.

Мойдодыр

решил

поиграть с вами в «секретики» и спрятал там разрезные картинки. Давайте

вспомним правила игры с песком. (Воспитатель показывает символы: нельзя

бросаться, брать в рот, ссориться.) Кисточки помогут отыскать картинки. (Дети

отыскивают

и

складывают

предметные

картинки:

мыло,

зубную

щетку,

полотенце, мочалку.) Это предметы, которые помогают нам быть чистыми, а

значит здоровыми.

6. Исследовательская деятельность

Ехали, мы ехали на остановку «Волшебная пена» приехали. Сейчас я

стану волшебницей:

я беру мыло, натираю на терке,

получается мыльная

стружка. Высыпаю стружку в колбочку с чистой водой: мыло растворяется, при

взбалтывании

пениться.

А

теперь

каждый

из

вас

станет

волшебником.

Насыпаем

стружку

в

колбу

и

с

помощью

трубочки

выдуваем

воздух

появляется пена. Игра «У кого пена выше всех?»

Любое мыло растворяется в воде, пениться, образует много пузырьков.

7.Переживание чувства успеха от результатов собственной

деятельности.

5

Мойдодыр

очень

рад,

что

вы

легко

справились

с

его

волшебными

заданиями и дарит вам для игры мыльные пузыри и напоминает:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам.

А нечистым трубачистам

Стыд и срам, стыд и срам.

Ведь чистота – залог здоровья!

Занимайте места в автобусе. Нам пора возвращаться в детский сад. Там

тоже много интересного.

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ

6

У ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ И ДОМА.

Очень важно приспособить ребенка к жизни, развивать познавательные

процессы, эмоционально-волевые и личностные качества, заниматься

формированием самообслуживания.

То, что для одного ребенка является уже пройденным этапом, другому

может быть еще недоступно. Чтобы определить задачи и содержание

конкретного этапа формирования трудовых навыков, необходимо знать

реальный уровень их развития и потенциальные возможности ребенка в

овладении ими Одной из важнейших задач трудового воспитания является

формирование у детей навыков, необходимых, им для обретения трудовой

независимости. Это задача является общий в воспитании любого ребенка, но

в отношении особых детей приобретает особый смысл. Овладение даже

простейшими навыками самообслуживания не только снижает зависимость

ребенка от окружающих (одновременно облегчая их деятельность по уходу за

ребенком), но и «работает» на укрепление его уверенности в своих силах,

способствует продвижению в психомоторном развитии, и формированию

общей структуры деятельности, создает важные предпосылки обучения

другим видам деятельности.

Поэтому формирование у детей базовых (т.е. минимально необходимых

жизненно-практических) навыков должно стать предметом особой заботы как

в специальных учреждениях так и в семье. Диагностические карты могут

составляться и заполняться как педагогом, так и родителями. Заполнение

карт 1 и 2 позволяет не только в общем виде оценить состояние навыки

самообслуживания хозяйственно-бытового и ручного труда, но и

определить дальнейшее содержание обучения этим навыкам.

Например, при оценке пользования туалетом оказывается, что ребенок

регулярно проситься в туалет в любой обстановке, эпизодически

откладывает оправление нужды, с помощью взрослого (совместно с ним)

расстегивает и снимает одежду (более сложные застежки расстегивает

взрослый, более простые - ребенок) перед оправлением нужды, регулярно

оправляет нужду в специальное место и т.д. Становиться ясно, что

задачами дальнейшего обучения является закрепление умения ребенка

сдерживать оправление нужды, интенсивное формирование навыков

использования застежек и снятия одежды и т.д.

Составление и заполнение карт для углубленной оценки отдельных видов и

навыков труда дает возможность аналогичным образом уточнить

содержание обучения конкретным приемам и действиям Создатель одной из

первых признанных систем специального воспитания и обучения

французский и педагог Э. Сеген утверждал, что тяжело умственно

ограниченный ребенок «… и мог, и знал, если бы только он хотел, но вся беда

в том, что он, прежде всего, не хочет».

Формируя у ребенка трудовые (как и любые другие) навыки и умения,

необходимо добиться его положительного отношения к их освоению. Для

этого используются разные средства: мягкое, доброжелательное,

ободряющие общение в принципе предполагаемой деятельности, поощрение

малейших успехов, игровые моменты, заинтересованность ребенка в

7

использовании результатов деятельности (например, желание съесть

конфету при обучении разворачиванию оберток) и т.п.

По мере овладения теми или иными навыками нужно обеспечить

формирование привычки использовать их без помощи взрослого.

Стимулируется любое проявление самостоятельности, но одновременно

расширяется и область применения педагогического требования,

увеличивается количество поручений («Вымой…», «Принеси…» и т.п.).

В формировании трудовых навыков соблюдается постепенность как в

плане сокращения оказываемой помощи, так и в плане усложнения самих

навыков. Например, при обучении одеванию носков сначала все действия с

ними выполняет взрослый, затем ребенок учится подтягивать вверх уже

натянутый на ступню носок, выполняя действия совместно со взрослым, а

потом сам. После этого переходят к совместным действиям при

натягивании носка на ступню и т.д. Овладение навыками надевания носков

позволяет перейти к освоению одевания гольфов, чулок и колготок.

Процесс обучения новым трудовым навыкам обычно требует большого

количества упражнений в особенности в работе с тяжело умственно

ограниченным ребенком. На начальных этапах обучения упражнения

должны осуществляться при активном участии взрослого т.к. сам ребенок

не умеет еще контролировать свои действия и их результаты (например,

проверить смыто ли с рук все мыло насухо ли вытерты руки и т.д.). Эти

этапы могут оказаться весьма продолжительными, но нужно проявлять

максимум терпения и верить, что затраченные усилия непременно дадут

положительные результаты.

Гигиеническая культура осваивается через формирование у детей

гигиенических навыков ухода за своим телом, культуры еды, бережного

отношения к личным вещам, к предметам и игрушкам, поддержания порядка

в окружающей обстановке.

Необходимо использовать все возможности для поощрения ребенка,

отмечать любые, хотя бы и незначительные его достижения.

, занятия по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков

самообслуживания должны включать следующие этапы:

-- создание положительно-эмоционального отношения к навыку;

-- игра с куклой или другими игрушками (обыгрывание навыка с

персонажем);

-- демонстрация действия (показ на себе и комментировании каждого

действия);

-- совместные действия взрослого с ребенком;

-- действия ребенка по подражанию действиям взрослого;

-- самостоятельные действия ребенка (планирование своей деятельности

комментирование поэтапности выполнения действий самим ребенком).

· Навык приема пищи

Задачи: уметь различать и называть предметы, необходимые для приема

пищи (ложка, вилка, нож, тарелка, стакан, кружка, чашка, блюдце, солонка,

салфетка, клеенка, скатерть и т.д.). Закрепить навыки: мыть руки перед едой:

сервировать стол перед едой, во время приема пищи сформировать навык

пользоваться ложкой, вилкой, уметь есть опрятно, не разливая и не роняя

пищу, тщательно пережевывать пищу, есть последовательно и уметь

8

различать, какие продукты совместимы и полезны для здоровья, а какие нет.

Знать, что нельзя есть зеленые, а также немытые ягоды, овощи, фрукты.

· Гигиенические навыки

Задачи: учить различать и называть части тела (голова, глаза, волосы, нос,

рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, спина, плечи, руки, ноги, пальцы, ногти,

колени, локти), знать предметы санитарии и гигиены (мыло, мыльница,

мочалка, расческа, зубная щетка, зубная паста, ножницы, тазик, ванна, душ,

полотенце). Сформировать представление у детей о том, что быть чистым --

красиво и полезно для здоровья, а грязь способствует заболеваниям.

Сформировать и закрепить правила проведения утреннего и вечернего

туалета: мытья рук, лица, вытирания насухо полотенцем; знания, где следует

хранить предметы туалета: мыльницу, зубную щетку, пасту, расческу и

полотенце.

· Навык опрятности

Задачи: учить накрывать на стол перед обедом, во время еды аккуратно

есть пищу, пользоваться салфеткой и полоскать ротовую полость после еды;

вытирать или вымыть клеенку; уметь расстелить одеяло, взбить подушку. В

туалетной комнате пользоваться туалетной бумагой, мыть руки с мылом

после туалета, вытирать насухо полотенцем, уметь самостоятельно

расчесываться. При раздевании -- научить складывать в определенной

последовательности одежду на свой стульчик. Аккуратно одеваться, проверяя

все застежки на одежде, После занятий убрать со стола учебные

принадлежности; в игровой комнате убирать на место игры и игрушки.

· Навык одевания и раздевания

Задачи: сформировать умения различать и называть предметы одежды и

обуви (трусы, носки, колготы, майка, рубашка, джинсы, шорты, платье,

сарафан, юбка, жилетка, пальто, шубка, куртка, сапоги, ботинки, тапочки,

босоножки, туфли и т.д.). Закрепить навык одевания и обувания при участии

взрослого, научить складывать и вешать снятую одежду и обувь. Научить

шнуровать ботинки, различать обувь для правой и левой ноги, застегивать

крупные и мелкие пуговицы, молнии, кнопки и т.д. Научить правильно и

последовательно одеваться (одежду и обувь), самостоятельно застегивать

одежду (на пуговицы, молнию, кнопки). Учить детей следить за своим

внешним видом, проверять, застегнута ли одежда, не испачкана ли; учить

пользоваться носовым платком.

· Навык адекватного поведения

Задачи: учить здороваться и прощаться с детьми и взрослыми. Научить

детей взаимовыручке и помощи друг другу при выполнении тех или иных

навыков самообслуживания. За столом вести себя спокойно и вежливо, уметь

угостить друг друга и не забыть поблагодарить, пожелать приятного

аппетита. Формируя у ребенка разнообразные формы бытового

самообслуживания, важно помнить о том, что самое трудное в этом - не

сделать за него то, что он должен сделать сам (у взрослого ведь получится

гораздо быстрее).

Чем выше уровень бытовой адаптированности у ребенка

(самостоятельность в одевании, умывании, в приеме пищи, в опрятности),

тем свободнее будет взрослый, а у малыша высвобождается значительная

9

часть времени для игр и другой полезной деятельности. . При формировании

разнообразных форм самообслуживающего труда параллельно решаются и

другие задачи: расширение представлений и знаний детей об окружающем

мире, сенсорное воспитание, развитие речи, мелкой моторики и зрительно-

моторной координации, умений выполнять действия по подражанию и

словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать

определенную последовательность действий.

Навыки самообслуживания формируются под воздействием воспитания

при определенном уровне развития у ребенка общей и мелкой моторикиМы

пользуемся этими умениями каждый день, часто забывая, что для ребенка с

особенностями психофизического развития (ОПФР) преодолеть трудности и

учиться, скажем, есть ложкой, пить из чашки или застегивать пуговицы на

рубашке — огромное достижение.

Почему ребенку так трудно осваивать всякое новое действие?

Дело в том, что любое действие достаточно сложно по своей структуре.

Чтобы выполнить действие, ребенку надо сориентироваться в пространстве,

соотнести движение руки и положение кисти со своеобразием того или иного

орудия,, представить движение, учесть внешние свойства предмета.

Сенсорные процессы, внимание, мелкая и общая моторика находятся в

начальной стадии развития, поэтому ребенку с ОПФР так трудно освоить

каждое новое действие.

Что же произойдет, когда ребенок научится выполнять действия

более уверенно?

Это будет означать, что он хорошо представляет себе конечный результат,

ориентируется в свойствах предметов, владеет движением, контролирует

свои действия.

Ребенку легче будет освоить и другие подобные действия, они станут

разнообразнее. В итоге ребенок становится все более и более

самостоятельным.

Итак, самообслуживание играет определенную роль в развитии

ребенка, так как способно резко поднять его самооценку и тем самым

знаменует собой самый большой шаг на пути к его независимости.

Ребенку можно помочь в овладении тем или иным навыком, но для этого

надо знать, когда и в каком объеме формируется данный навык у

большинства детей при обычном развитии.

Для определения содержания индивидуальной коррекционной работы по

социально-бытовой адаптации ребенка обследуйте уровень владения им

культурно-гигиеническими навыками. Изучите имеющиеся базовые,

минимально необходимые навыки, определите тот навык, которым ребенок

владеет, и посмотрите на следующий, которым ему предстоит овладеть. Это

должен быть навык, который ребенок готов осваивать, который он хочет

освоить и которому вы хотите его обучить. Далее нужно аккуратно разбить

10

выбранный навык на отдельные составляющие (шаги).

Один из способов, позволяющий определить шаги,— несколько раз,

записывая все детали, проделать то, чему вы хотите научить ребенка.

Количество шагов в каждом случае определяется индивидуально. Для

ребенка, который учится достаточно быстро, это будет несколько больших

шагов. Для ребенка, который учится не так быстро,— много маленьких.

Ключ к успеху — это, во-первых, четкое понимание того, какие маленькие

шаги нужно сделать, чтобы овладеть тем или иным навыком

самообслуживания, и, во-вторых, медленное продвижение вперед.

Например, умение мыться можно разбить на четыре шага:

1.

включать воду;

2.

намыливать руки;

3.

споласкивать руки;

4.

выключать воду.

Конечно, сначала вам придется сделать первый, второй, третий шага, то

есть начать с выполнения за ребенка практически всех необходимых

действий. Предоставьте ребенку самому только закончить задание —

выключить воду. Помогите ему взяться за края, для того чтобы, как только вы

скомандуете: «Закрой!», он смог бы выключить воду и таким образом легко и

быстро завершил бы весь процесс умывания.

Продолжая заниматься, вы каждый раз будете делать за ребенка чуть-чуть

меньше, отодвигая тем самым стартовую черту немного дальше от

финишной, пока не доберетесь до самого начала задания. Следуя этому

принципу, получается, что, стартовав, ребенок обязательно придет к финишу

В процессе обучения необходимо отработать алгоритм действий. Это вызовет

у ребенка чувство уверенности в своих возможностях, а у вас чувство

уверенности в правильности выбора приемов обучения.

Первое, что вы должны сделать, — выбрать тот навык, который вы будете

формировать.

Второе — сообщите малышу, чего вы от него хотите («Расстегни нижнюю

пуговицу на рубашке»). Ваше сообщение должно быть:

кратким;

четким;

последовательным;

подкрепленным определенными действиями.

Указание произносите тогда, когда ребенок смотрит на вас:

указание произносите медленно;

указание должно быть ясным (используйте слова, которые ребенок

хорошо понимает;

указание должно быть конкретным, например правильнее сказать:

«Возьми одно печенье», а не «Не бери много печенья». «Много» — это

больше одного, но у ребенка может быть свое мнение на этот счет;

указание дается в позитивном тоне. Оно указывает, что нужно делать, а

не то, что делать нельзя или что надо перестать делать. Ребенок легче

11

запомнит, что нужно надевать варежки, если вы ему скажете «Надень

варежки!», а не «Не забудь надеть варежки!»)

Успех малыша зависит от нескольких основных моментов. Это

инструктирование ребенка относительно того, что он должен сделать, и

поощрение его усилий (то есть правильно составленные указания и вовремя

произведенное вознаграждение).

Третье - разделите процесс на маленькие действия, которые ребенок в

состоянии выполнить. Взрослый должен сам несколько раз выполнить то,

чему он собирается обучить ребенка. Четко разделите действие на мелкие

действия.

Четвертое — процесс показа выполнения действия, которому вы собираетесь

обучить ребенка.

Показ должен быть:

четким;

неторопливым;

последовательным;

Указание сочетайте с демонстрацией: выполняйте задание вместе с

ребенком. После объяснения и показа возьмите своими руками его руки и

проделайте вместе с ним все действия.

Для того чтобы сформировать навыки самообслуживания и социализации у

ребенка должна быть хорошо развита мелкая моторика, сформирован

двигательный стереотип.

Формирование у ребенка социально-бытовых навыков осуществляется по

большей мере в рамках именно трудового воспитания. Формирование этих

навыков

способствует процессу социализации ребенка, т.е. вхождению его в

общество, в котором он будет достаточно самостоятелен, и поэтому будет

чувствовать себя комфортно.

Наши

малыши

часто

простужаются

и

болеют.

Адаптация,

повышенная

психологическая

нагрузка, несоблюдение режима дня, недостаточная двигательная активность - вот некоторые

12

из причин частой заболеваемости детей. В первую очередь, это отражается на дыхательной и

сердечно-сосудистой системах. Однако, если регулярно заниматься

ИГРОВЫМИ ПОДВИЖНЫМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

можно повысить защитные функции организма ребенка. Эффект оздоровления во многом

зависит от того, насколько внимательно вы будете следить за правильностью осанки и

четкостью выполнения движений. Помогите малышу в технике исполнения. Не заставляйте,

не раздражайтесь, если у него что-то не получается.

ИГРАЙТЕ ВМЕСТЕ!

В

двигательных

играх

идите

от

простого

к

сложному.

Степень

сложности

и

количество

выполняемых упражнений зависит от здоровья малыша, его физического и психического

состояния.

ОДЕЖДА для активной игры должна быть легкой, свободной, хлопчатобумажной. Заниматься

лучше босиком. Занятия босиком закаливают, да и ножки не скользят. Чтобы стопа у ребенка

развивалась

правильно,

полезно

ступать

по

неровной

поверхности

для

воздействия

на

рефлекторные

точки

стопы.

Но

ежедневно,

дома

и

на

улице

надо

ходить

в

обуви

из

натуральных материалов, у которой:

- гибкая, легкая подошва с мягким супинатором;

- перепонки, ремешки, шнуровки, фиксирующие стопу по отношению к подметке;

- высокий плотный задник, поддерживающий правильное аоложение пятки;

- широкий носок, каблучок высотой 1-2 см.

МАМОЧКИ И ПАПОЧКИ! БАБУШКИ И ДЕДУШКИ!

Мы предлагаем Вам комплекс игровых упражнений

.

Используя

русские

народные

потешки,

которые

необходимо

сопровождать

соответствующими движениями, Вы поможете своему ребенку укрепить мышечную и костную

системы, скорректировать осанку, улучшить координацию движений

Прежде чем начинать комплекс - заинтересуйте малыша! Помните, что только в игре Вы

добьетесь

результатов!

Поэтому

пойте,

играйте,

превращайтесь

в

сказочных

героев,

используйте игрушки.

"КОТЕНЬКА-КОТОК"

КАК У НАШЕГО КОТА ШУБКА ОЧЕНЬ ХОРОША

Поползайте вместе с малышом, помяукайте. Проговаривая слова потешки, погладьте малыша

по спинке, помогая прогнуться вниз, а голову - поднять.

КАК У КОТИКА УСЫ - УДИВИТЕЛЬНОЙ КРАСЫ!

Прогибая спинку, поверните голову направо-налево.

ГЛАЗКИ СМЕЛЫЕ, ЗУБКИ БЕЛЫЕ

Повернитесь друг к другу лицом, улыбнитесь, повиляйте хвостиком (вибрирующие движения в

стороны тазом снимают мышечное напряжение в области поясницы)

13

КОТИШКО-МУРЛЫШКО СЕРЫЙ ЛОБИШКО

Поползайте, затем остановитесь, опустите голову, а спинку - выгните.

НЕ ЛЕЗЬ В СМЕТАНУ, ОСТАВЬ СТЕПАНУ

Плавно тяните вперед руки, а голову приподнимите и хитро посматривайте, как котик, который

тянется за сметаной. Опять поползайте с подлезанием и перелезанием через предметы, шнур.

ТРИ-ТА-ТА, ТРИ-ТА-ТА! ВЫШЛА КОШКА ЗА КОТА!

Остановитесь перед малышоми попросите "лапочку у кошки". Ребенок не поднимаясь вытянет

руку впере. Повторите с другой рукой.

ХОДИТ КОТ ПО ЛАВОЧКЕ, ЛОВИТ КОШКУ ЗА ЛАПОЧКИ

Поползайте немного и остановитесь со стороны ног ребенка. Попросите "кошку" вытянуть

заднюю лапку (правую, левую) .

"УТОЧКИ"

НАШИ УТОЧКИ С УТРА КРЯ-КРЯ-КРЯ!

Присядьте вместе так, чтобы спина была выпрямлена, а ноги опирались на всю стопу. Согните

руки в локтях, пальцы рук широко расставьте, словно крылышки у утят. Подражая уточкам, под

ритм потешки походите с выпрямленной спиной, слегка покачиваясь в стороны.

НАШИ ГУСИ И У ПРУДА - ГА-ГА-ГА!

Наклонитесь вперед. Колени выпрямлены, прмые руки пооднимите назад и вверх, пальчики

широко

расставлены.

Идите

навстречу

друг

другу,

приветствуйте

друг

друга

помахивая

"крыльями" и покачиваяя головой.

НАШИ ГУЛЕНЬКИ ВВЕРХУ ГРРУ-ГРРУ-ГРРУ!

Прыжком расставьте широко ноги (носки врозь). Наклоняясь вперед упритесь в пол руками,

затем головой, а руки уже поднимите вверх. Под первую строчку сжимаем кулачки, под вторую

- шевелим пальчиками.

НАШИ КУРОЧКИ В ОКНО КО-КО-КО!

Возьмите палочку (диаметром 1.5-3 см) или обыкновенную палку. Малыш лежит на животе,

берется за палку так, чтобы был крепкий захват: 4 пальца сверху, а большой - снизу, ноги

выпрямлены,

пяточки

соединены.

Медленно

поднимайте

палочку

чтобы

руки

в

локтях

выпрямились.

А КАК ПЕТЯ-ПЕТУШОК РАНЫМ-РАНО ПОУТРУ НАМ СПОЕТ: "КУ-КА-РЕ-КУ"

Стоя на одной ножке с опорой на всю стопу, одновременно поднимайте вверх руки и одну ногу

в колене согнутую (носок вытянут). При звукоподражании "ку-ка-ре-ку" кисти рук поднимаются

вверх. Упражнение повторяется с другой ногой.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Предлагаем Вам несколько дыхательных упражнений-игр. Если они будут систематическими,

то

укрепят

и

разовьют

дыхательную

мускулатуру,

повысят

сопротивляемость

организма

14

малыша к простудным заболеваниям. Каждое упражнение выполняется 3-4 раза в день по 3-5

раз.

"СОЛНЫШКО-ЛУНА"

Поучите малыша дышать попеременно то одной, то другой ноздрей. Пусть малыш, прикрывая

пальчиком

левую

ноздрю,

подышит

правой.

Дыхание

правой

ноздрей

согревает,

это

-

солнышко.

Также

подышите

левой

ноздрей,

прикрыв

правую.

Дыхание

левой

ноздрей

охлаждает, это - луна. Если у малыша забита одна ноздря, начинайте с той, которая легче

дышит.

"ДВЕРЦА ОТКРЫВАЕТСЯ-ЗАКРЫВАЕТСЯ"

Прикрываем

указательным

пальцем

левую

ноздрю,

делаем

вдох

правой.

Быстро

переставляем пальчик, закрывая правую ноздрю, делаем выдох и сразу за ним вдох левой

ноздрей. Так поочередно закрывайте то одну, то другую ноздрю, будто забавную дверцу.

"ЕЖИК"

Сделайте с малышом несколько ритмичных и коротких - "колючих" вдохов и выдохов, будто

бежит и пыхтит маленький ежик.

с

Консультация для родителей на тему:

«Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями»

Учитель-логопед: Селиванова Е.А.

г.Тамбов МДОУ ЦРР-ДС № 53 «Ёлочка»

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений

о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также

запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно

этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств,

накопления представлений об окружающем мире.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного

развития. Исследования, проведенные советскими психологами, показали, что значительная

часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения(особенно в I классе),

связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения

в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного

труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях

физической культурой.

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с нарушением речи отличается качественным

своеобразием.

У детей зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия, который

является компонентом сенсорного развития, несколько затруднен - снижен его темп, сужен

объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного).

Снижена скорость выполнения перцептивных операций. Затруднена ориентировочно-

исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов.

Требуется большее количество практических проб и примериваний при решении наглядно-

практических задач, дети затрудняются в обследовании предмета. В то же время дети с общим

недоразвитием речи, в отличие от умственно отсталых, могут практически соотносить предметы

по цвету, форме, величине. Таким образом, эталонные представления не формируются

своевременно. Ребенок, называя основные цвета, затрудняется в названиях промежуточных

цветовых оттенков. Не использует слова, обозначающие величины ("длинный - короткий",

"широкий - узкий", "высокий - низкий" и т. д. ), а пользуется словами "большой - маленький".

Недостатки сенсорного развития и речи влияют на формирование сферы образов-представлений.

Из-за слабости анализирующего восприятия ребенок затрудняется в выделении основных

15

составных частей предмета, определении их пространственного взаимного расположения. Можно

говорить о замедленном темпе формирования способности воспринимать целостный образ

предмета. Влияет на это и недостаточность тактильно-двигательного восприятия, которое

выражается в недостаточной дифференцированности кинестетических и тактильных

ощущений (температуры, фактуры материала, свойства поверхности, формы, величины), т. е.

когда у ребенка затруднен процесс узнавания предметов на ощупь.

Исследование зрительного восприятия позволяет сделать выводы о том, что у дошкольников с

нарушением речи данная психическая функция отстает в своем развитии от нормы и

характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа предмета. Исследования

показывают, что простое зрительное узнавание реальных объектов и их изображений не от-

личается у этих детей от нормы. Затруднения наблюдаются при усложнении заданий (узнавание

предметов в условиях наложения, зашумления). Так, эти дети воспринимают образ предмета в

усложненных условиях с определенными трудностями: увеличивается время принятия решения,

дети не уверены в правильности своих ответов, отмечаются ошибки опознания. Число ошибок

опознания увеличивается при уменьшении количества информативных признаков предметов.

У детей с отклонениями в речевом развитии возникают трудностив пространственной

ориентации. Дети в основном затрудняются в дифференциации понятий «право» и «лево»,

обозначающих месторасположение объектов, возникают трудности в ориентировке в собственном

теле, особенно при усложнении заданий. Способности устанавливать пространственные

отношения между явлениями действительности в практической деятельности и понимать их в

экспрессивной речи являются сохранными. Но в экспрессивной речи дети часто не находят язы-

ковых средств для выражения этих отношений.

Это результат нарушения процессов перекодирования сохранной семантической программы в

языковую форму. Пространственные нарушения у детей с речевой патологией характеризуются

определенной динамичностью, тенденцией к компенсации.

Литературные источники указывают на важную роль чувственного опыта в формировании речи,

и в частности ее номинативной функции. Восприятие и речь взаимообусловлены в своем

формировании: константность и обобщенность восприятия, с одной стороны, и подвижность

зрительных образов - с другой, формируются и развиваются под влиянием слова, последнее же,

в свою очередь, возникает и уточняется на основе чувственной сферы.

Данные положения говорят о том, что сенсорное развитие ребенка – это важный этап развития

ребенка в целом. У детей, имеющихнарушения речи развитие сенсорной сферы значительно от-

стает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Тем самым нарушается

формирование представлений о сенсорных эталонах, к которым относится цвет, форма,

величина. Поэтому так важно уделять внимание сенсорному развитию ребенка.

тв

Работа с родителями

Консультации для родителей

Так ли важно рисование в жизни ребенка?

Воспитатель по изодеятельности

Марценюк Т.М. г.Новый Уренгой

Мы до сих пор мало знаем и, скорее всего, недооцениваем возможности индивидуального

контакта человека с искусством, его влияние на отдельнуюличность.А ведь когда-то искусство

было тесно связано со всеми сторонами жизни человека.

Это слияние искусства со многими, в том числе с глубинными, сторонами жизнедеятельности

человека ранних общественных формаций принято объяснять примитивным складом мышления

людей древности.

Однако, скорее всего, были какие-то объективные биологические факторы, благодаря которым

искусство сумело занять столь важное место в общественном и индивидуальном развитии

человека.

Удивительное явление искусства - рисование в детстве. Каждый ребенок в определенный

период жизни с упоением рисует грандиозные композиции. Правда, как свидетельствует жизнь,

увлечение это проходит и навсегда. Верными рисованию остаются только художественно

одаренные дети. Но с 2-3 лет и до подросткового возраста дети в своих рисунках обязательно

16

проходят стадии «каракулей», «головоногов». Рисунки детей разных народов, но одного

возраста удивительно схожи между собой, что говорит о биологической, внесоциональной

природе детского рисования.

Зачем и почему дети рисуют? В начале жизни особенно важно развитие зрения и движения.

Рисование на первых порах помогает координировать работу этих систем. Ребенок переходит от

хаотического восприятия пространства к усвоению таких понятий, как вертикаль, горизонталь;

отсюда и линейность первых детских рисунков. Рисование участвует в конструировании

зрительных образов, помогает овладеть формами, развивает чувственно-двигательную

координацию. Дети постигают свойства материалов, обучаются движениям, необходимым для

создания тех или иных форм и линий. Все это приводит к постепенному осмыслению

окружающего.

Рисование – большая и серьезная работа для ребенка. Даже каракули содержат для маленького

художника вполне конкретную информацию и смысл. Взрослых удивляет то, что спустя

продолжительное время ребенок всегда точно указывает, что и где именно изображено на листе,

покрытом, казалось бы, случайным переплетением линий и закорючек. Что касается смешных

неправильностей в рисунках Рисунки эти строго отражают этапы развития зрительно-

пространственно-двигательного опыта ребенка, на который он опирается в процессе рисования.

Так, примерно до 6 лет дети не признают пространственного изображения, рисуя только вид

спереди или сверху, и совершенно не поддаются в этом отношении какому-либо обучению. Суть

в том, что дети, как иногда кажется окружающим, вовсе не безразличны к своему творчеству. И

эта эстетическая значимость собственной изобразительной деятельности проявляется рано:

детям нравятся свои рисунки больше, чем образец, с которого они рисовали.

Известный педагог И. Дистервег считал: «Тот, кто рисует, получает в течение одного часа

больше, чем тот, кто девять часов только смотрит». По мнению многих ученых, детское

рисование участвует и в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе

рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой

правого полушария мозга. Координируется и абстрактно-логическое мышление, за которое

отвечает левое полушарие. Здесь особенно важна связь рисования с мышлением и речью.

Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций. И

рисование предоставляет ему эту возможность наиболее легко в образной форме выразить то,

что он знает, несмотря на нехватку слов.

Большинство специалистов – и психологов, и педагогов – сходятся во мнении: детское

рисование – один из видов аналитико-синтетического мышления: рисуя, ребенок как бы

формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая

закономерности, касающиеся предметов и людей вообще, «вне времени и пространства». Ведь

дети, как правило, рисуют не конкретный образ, а обобщенное знание о нем, обозначая

индивидуальные черты лишь символическими признаками (очки, борода), отражая и

упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нем. Вот почему, по мнению ученых,

рисовать ребенку так же необходимо, как и разговаривать. Ведь неслучайно Л. С. Выготский

называл рисование «графической речью».

Будучи на прямую связанным с важнейшими психическими функциями – зрением, двигательной

координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих

функций, но и связывает их между собой. Помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые

знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире.

Наконец, рисование – это важный информационный и коммуникативный канал.

Работа с родителями

Консультации для родителей

Правильна ли правильная раскраска?

Чупахина Ольга Владимировна,

воспитатель 1 кв. кат.,

ДОУ № 37 г. Бугульма РТ

К сожалению, множество современных раскрасок составляется без учёта возрастных интересов

и возможностей детей. Но их много и они разные, что впору заблудиться. Зачастую раскраски

для самых маленьких перегружены деталями, усложнены до неузнаваемости и не очень

17

привлекательны. Они не поддерживают интерес к рисованию и не дают толчок к

самостоятельному творчеству.

Как же определить, насколько хороша раскраска и подходит ли она для вашего малыша?

Вот вам простой «тест», который поможет сделать правильный вывод.

все изображения в раскраске крупные, без мелких деталей.

широкая контурная линия(2-4мм) скроет естественные погрешности неумелой руки

малыша.

образы в раскраске конкретны и легко узнаваемы.

изображения стилизованы настолько, что движения руки ребёнка легко повторяют

силуэт.

все картинки симпатичные, добрые, интересные.

каждый рисунок ребёнок может дополнить по своему желанию.

раскраски вызывают яркую эмоциональную реакцию и приглашают к рисованию.

овать себя полноценным его ч

Работа с родителями

Консультации для родителей

«Развитие мелкой моторики рук, как средство

развития речи у детей с речевыми нарушениями»

Шконда Светлана Сергеевна

Учитель – логопед д/с № 17

г. Алексеевка Белгородской области

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с

отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными

экологическими условиями, различными инфекциями.

Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые

отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять.

Научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от

степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Наблюдается также следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук

соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие

движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом

может быть нормальной и даже выше нормы.

У детей, имеющих диагноз фонетикофонематическое недоразвитие речи, отмечается

выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также недостаточная

подвижность пальцев рук, т. к. это тесно связано с речевой функцией.

Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать

негативное отношение к обучению в школе уже на самых первых этапах.

Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения

ребенка. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке к письму, а не само письмо.

Движения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения как результат

ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного

анализаторов.

Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры

головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе. Игры и упражнения на

развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Они являются

18

мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством

взаимодействия ее с нижележащими структурами.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой

моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как

при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает

ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность,

гибкость, исчезает скованность движений.

Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё

последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени

тренировки движений пальцев.

Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как и

артикуляционный аппарат.

С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга. Выдающийся педагог В.

А. Сухомлинский отмечал : «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их

пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник

творческой мысли». Это совершенно справедливо, ведь кисть руки имеет наибольшее

представительство в моторной зоне коры головного мозга.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим

влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры

головного мозга. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени

связана с развитием действий рук.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном

возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры

головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту, ребёнок был

подготовлен к усвоению новых двигательных навыков.

Поэтому придается большое значение использованию этого факта в работе с детьми, имеющими

нарушения в развитии речи.

Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой

моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как

при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает их к

рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает

скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.

Всё это создаёт благоприятную базу для развития речи и более успешного обучения в школе.

леном

Работа с родителями

Консультация для родителей

Правильное питание детей дошкольного возраста

Шадрунова Светлана Дмитриевна,

воспитатель д/с №54 г. Набережные Челны

Питание для любого живого организма - это источник энергии, продуктов, участвующих в

обмене веществ, пластического материала. Правильное в количественном и качественном

отношении питание - важнейший фактор роста и гармоничного развития ребёнка, адаптации к

постоянно меняющимся условиям внешней среды, повышения иммунитета.

Недостаточное, избыточное и одностороннее питание ведёт к возникновению дистрофических

состояний (гипо, паратрофия, ожирение, анемия, острые расстройства пищеварения),

предрасполагает к инфекционным и другим болезням.

Любые дефекты питания в дошкольном возрасте могут напомнить о себе в более старших

возрастных периодах.

1. Правильное питание определяется не только состоянием организма, но и «сожителями», т. е.

бактериями, населяющими пищевой тракт.

У большинства числа детей в настоящее время можно обнаружить так называемые проявления

раздражённого кишечника, при этом необходимая для правильного пищеварения флора

замещена другими микроорганизмами.

19

Поэтому очень важно правильно кормить ребёнка, чтобы корректировать все отклонения в

деятельности желудочно-кишечного тракта

2. Приток питательных веществ в организме происходит за счёт того, что организм извлекает

их непосредственно из пищи, перерабатывает с помощью специальных пищевых добавок и

кишечника, либо синтезирует сам. Поэтому очень важно знать примерные рекомендуемые

наборы продуктов, так как не все пищевые вещества синтезируются в организме.

3. Очень важными компонентами пищи являются балластные вещества (пищевые волокна и

клетчатка), они обязательно должны включаться в пищу. Растительные волокна нейтрализуют

многие вредные вещества, поступающие в организм извне и вводят в него пектины - очень

ценные вещества для обмена веществ.

Для обеспечения правильного питания необходимы следующие условия:

а) наличие в пище всех необходимых ингредиентов (белки, жиры, углеводы, микроэлементы,

витамины);

б) здоровый пищеварительный тракт, а также наличие в нём всех ферментов для правильной

переработки этих пищевых веществ;

в) рациональный режим питания: это современная технология приготовления

пищи(традиционная кухня детского сада вполне соответствует физиологическим особенностям

ребёнка) и рациональное распределение пищи по калорийности в течение дня.

Такие продукты, как молоко, хлеб, сахар, масло, мясо надо использовать каждый день; рыба,

яйца, сметана, творог могут использоваться не каждый день, но в течение недели ребёнок

должен их получить 1-3 раза. Ребёнок не должен в один день получать по два мучных или

крупяных блюда.

У каждого ребёнка свой аппетит, свой обмен веществ, свои вкусовые пристрастия, свой

индивидуальный темп развития. Поэтому первое и главное правило для всех - никогда не

кормить ребёнка насильно.

Источник белка - молочные продукты, мясо, яйца. Необходимо помнить, что не менее 60%

белка в пище должно быть животного происхождения.

Не менее важны в пище жиры и углеводы, которые являются источником энергии для мышц, а

также вводят в организм жирорастворимые витамины.

На работе мышц отрицательно сказывается и недостаток в пище витаминов и микроэлементов.

При дефиците витамина В мышцы плохо сокращаются, у ребёнка снижен тонус мышц

(так называемый симптом «вялых плеч»), снижен тонус брюшных мышц, следовательно,

нарушено дыхание.

Нарушает белковый обмен в мышцах и дефицит витамина С. При его недостатке мышцы долго

не могут расслабиться после нагрузки, что ускоряет развитие их перенапряжения. Недостаток

витамина С сказывается и на прочности сухожилий и связок.

Дефицит жирорастворимых витаминов А и Е нарушает окислительный процесс в мышцах, а

дефицит витамина D ведёт к рахиту.

Дефицит кальция и магния понижает сохранительную способность мышц, недостаток калия

замедляет восстановление мышц после нагрузок.

Дети, не страдающие различными отклонениями в развитии и поведении, могут получать всю

пищу в обычной кулинарной обработке. Для улучшения вкуса пищи в качестве приправ можно

добавлять свежую, консервированную или сухую зелень(петрушка, укроп, сельдерей), зелёный

лук, чеснок, щавель, ревень и др. Из рациона целесообразно исключить лишь перец, острые

приправы, пряности.

При отсутствии свежих фруктов и овощей можно использовать компоты, соки, фруктовые и

овощные пюре.

Количество жидкости, которую ребёнок ежедневно получает, составляет примерно 80 мл на 1

кг массы тела с учётом жидкости, содержащейся в пище. В жаркое время года количество

потребляемой жидкости увеличивается до 100-120 мл на 1 кг массы тела. Для питья детям

следует давать воду комнатной температуры, кипячёную и несладкую.

Для сохранения питательной ценности продуктов, используемых в детском питании,

необходимо строго соблюдать хорошо известные правила кулинарной обработки продуктов.

20

Работа с родителями

Памятки, рекомендации родителям

Памятка для родителей детей младшего дошкольного возраста

Ситникова Л.А., старший воспитатель МБДОУ

д/с №63 "Машенька" г. Старый Оскол

Ворчаньем наскучишь, примером научишь.

(Китайская пословица)

Уважаемые родители! В младшем дошкольном возрасте ребенок должен усвоить:

кто является участником дорожного движения;

элементы дороги (дорога, проезжая часть, тротуар, обочина, пешеходный переход,

перекрёсток);

транспортные средства (трамвай, автобус, троллейбус, легковой автомобиль, грузовой

автомобиль, мотоцикл, велосипед);

средства регулирования дорожного движения;

красный, жёлтый, зелёный сигналы светофора;

правила движения по обочинам и тротуарам;

правила перехода проезжей части;

без взрослых выходить на дорогу нельзя;

правила посадки, поведения и высадки в общественном транспорте.

Методические приемы обучения навыкам безопасного поведения ребенка на дороге:

своими слова, систематически и ненавязчиво знакомить с правилами только в объеме,

необходимом для усвоения;

для ознакомления использовать дорожные ситуации при прогулках во дворе, на дороге; -

объяснять, что происходит на дороге, какие он видит транспортные средства;

когда и где можно переходить проезжую часть, когда и где нельзя;

указывать на нарушителей правил, как пешеходов, так и водителей;

закреплять зрительную память (где транспортное средство, элементы дороги, светофоры,

пути безопасного и опасного движения в детский сад);

развивать пространственное представление (близко, далеко, слева, справа, по ходу

движения, сзади);

развивать представление о скорости движения транспортных средств и пешеходов(бы-

стро едет, медленно, поворачивает);

не запугивать ребенка улицей: страх перед транспортом не менее вреден, чем беспеч-

ность и невнимательность;

читать ребенку стихи, загадки, детские книжки на тему безопасности движения.

21

ПОМНИТЕ!

Ребенок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Особенно

пример папы и мамы учит дисциплинированному поведению на дороге не только вашего ребенка,

но и других родителей.

Берегите ребенка! Оградите его от несчастных случаев на дорогах.

Приложение

Игры для развития

речевого дыхания

1.

Игра «Бегемотик»

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы

дыхательной гимнастики.

Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область

диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку:

Бегемотики лежали, бегемотики дышали.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться

рифмовкой:

Сели бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

2.

Игра «Качели»

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы

дыхательной гимнастики.

Оборудование: мягкие игрушки небольшого размера по количеству детей.

Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области

диафрагмы легкую игрушку. Взрослый произносит рифмовку:

Качели вверх (вдох),

Качели вниз (выдох),

Крепче ты, дружок, держись.

Методические указания. В играх "Бегемотик" и "Качели" вдох и выдох

производится через нос.

3.

Игра «Ныряльщики за жемчугом»

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, увеличить силу дыхательных

мышц.

Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее

сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает

два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим

глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до

желания сделать выдох.

4.

Игра «Дыхание»

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, осваивать носовое дыхание.

Оборудование: картинки с изображением птиц, животных, людей, растений.

22

Ребенок находится в положении сидя. Взрослый произносит рифмовку:

Носиком дышу свободно,

Тише - громче, как угодно.

Без дыханья жизни нет,

Без дыханья меркнет свет.

Дышат птицы и цветы,

Дышим он, и я, и ты.

(Вдохи всем телом после каждой строчки).

5.

Игра «Воздушный футбол»

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование: "мячи" из ваты, кубики.

Из кусочков ваты скатать шарик - "мяч". Ворота - 2 кубика. Ребенок дует на

"мяч", пытаясь "забить гол" - вата должна оказаться между кубиками.

6.

Игра «Листопад»

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование: листочки из тонкой бумаги.

Вырезать листочки из тонкой цветной бумаги и предложите ребенку

"устроить листопад" - сдувать листочки с ладони.

7.

Игра «Снегопад»

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование: "снежки" из ваты.

Сделать из ваты мелкие шарики - "снежинки", положить ребенку на ладонь и

предложить "устроить снегопад" - сдувать снежинки с ладони.

Снежинок много я собрал,

Ветерочком легким стал.

Если очень постараться,

Снежинки дружно разлетятся.

8.

Игра «Кораблик»

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование: бумажный кораблик, таз с водой.

Пустить в таз с водой легкий бумажный кораблик, подуть плавно и

длительно, чтобы кораблик поплыл. Взрослый произносит русскую народную

поговорку:

Ветерок, ветерок, натяни парусок!

Кораблик гони до Волги-реки.

9.

Игра «Лети, перышко!»

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование: перышки небольшого размера.

Положить ребенку на ладонь перышко и предложить подуть так, чтобы оно

полетело.

10.

Игра «Мой воздушный шарик»

Цель: выработать более глубокий вдох, сильный длительный выдох;

активизировать мышцы губ.

Оборудование: воздушные шары.

Дети должны надуть воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно

выдыхая его через рот.

Педагог сопровождает действия детей стихотворным текстом:

Вариант 1.

23

Мой воздушный шарик, раз, два, три.

Легкий, как комарик, посмотри.

Носом я вдыхаю, не спешу,

За своим дыханием слежу.

Вариант 2.

Каждый день я в шарик дую,

Над дыханием колдую.

Шарик я надуть стремлюсь

И сильнее становлюсь.

11.

Игра « Лесная азбука»

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, активизировать мышцы

губ.

К детям в гости приходит персонаж Лесовик и предлагает "уроки лесной

азбуки". Дети повторяют за Лесовиком звуки и действия, "осваивают" лесную

азбуку:

"У-У-У" - идет недобрый человек, его надо прогнать (топать ногами).

"А-У-У" - путник заблудился, ему надо показать дорогу (хлопать руками по

бедрам, будто сучья трещат).

"Ы-Ы-Ы" - пришло время всем собраться на поляне (хлопать в ладоши).

12.

Игра «Комар»

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

Оборудование: предметная картинка "комар".

(Проводится, если ребенок правильно произносит звук "з").

Ребенок стоит, кисти к плечам, легко покачивается на месте, произнося звук

"з". Взрослый произносит рифмовку:

З-з-з - комар летит,

З-з-з - комар звенит.

13.

Игра «Жуки»

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

Оборудование: предметная картинка "жук".

(Проводится, если ребенок правильно произносит звук "ж").

Ребенок стоит, руки на поясе, корпус поворачивает вправо-влево, произнося

звук "ж". Взрослый произносит рифмовку:

Мы жуки, мы жуки, мы живем у реки,

Мы летаем и жужжим, соблюдаем свой режим.

14.

Игра «Рычалка»

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

(Проводится, если ребенок правильно произносит звук "р").

Дети соревнуются, кто дольше прорычит на одном выдохе.

15.

Игра «Варим кашу»

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, умение действовать в

коллективе.

Оборудование: детские стулья, поставленные в виде круга.

Дети с педагогом договариваются варить кашу и распределяют "роли":

молоко, сахар, крупа, соль. На слова:

Раз, два, три,

Горшочек, вари!

("Продукты" поочередно входят в круг - "горшочек").

24

Каша варится.

(Дети , выпячивая живот и набирая воздуха в грудь делают вдох, опуская

грудь и втягивая живот - выдох и произносят: "Ш-Ш-Ш").

Огонь прибавляют.

(Дети произносят: "Ш-Ш-Ш" в убыстренном темпе).

Раз, два,три,

Горшочек, не вари!

16.

Игра «Мычалка»

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

Дети соревнуются, кто дольше "промычит" на одном выдохе.

Делаются два спокойных вдоха и два спокойных выдоха, а после третьего

глубокого вдоха, медленно выдыхая носом, произносить звук "М-М-М".

17.

Игра «Дирижер»

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, зрительное внимание.

Оборудование: палочка для дирижера, фишки для обозначения звуков

(красные - гласные; синие с колокольчиком - согласные, звонкие, твердые;

зеленые с колокольчиком - согласные, звонкие, мягкие; синие без

колокольчика - согласные, глухие, твердые; зеленые без колокольчика -

согласные, глухие мягкие).

Педагог выступает в роли дирижера, дети стоят перед ним. Взяв в одну руку

одну из фишек, а в другую руку - палочку, дирижер делает палочкой жест и

призывает детей произносить предлагаемый звук, сделав предварительно

вдох через нос.

18.

Игра «Изобрази животное»

Цель: развивать речевое дыхание через произнесение на выдохе слогов.

Взрослый произносит рифмовку, а ребенок изображает животных звуками и

движениями:

Люблю дразнить я хрюшек, барашков и лягушек.

Весь день за ними я хожу и все твержу, твержу:

Кар-кар, гав-гав, жу-жу,

Бе-бе, ме-ме, ква-ква.

19.

Игра «Эхо»

Цель: развивать речевое дыхание через произнесение на выдохе звуков,

слогов, слов.

Дети делятся на две команды и встают в два ряда лицом друг к другу. Одна

группа детей громко произносит звук (слог, слово), а другая повторяет его

тихо.

Рекомендуется употреблять гласные звуки и их сочетания, открытые слоги,

двух- и трехсложные слова без стечения согласных: "А", "АУ", "МАМА",

"КУБИКИ".

20.

Игра «Поезд»

Цель: развивать речевое дыхание в процессе произнесения фраз.

Оборудование: схемы слов - "вагончики", предметные картинки из серий:

"Игрушки", "Овощи" и др.

Показывается предметная картинка и педагог проговаривает фразу типа: "Это

яблоко" и выставляет два вагончика.

Детям предлагается дополнить фразу одним новым словом - добавить к

поезду "вагончик".

25

Например, ребенок может сказать: "Это большое яблоко". Следующий

ребенок скажет: "Это большое красное яблоко".

На каждое добавленное слово присоединяется "вагончик".

Важно помнить, что перед началом фразы необходимо сделать вдох.

Фразы из 3-4 слов произносятся на одном выдохе, более длинные фразы - с

паузой через 3-4 слова.

21.

Игра «Полет на шарике»

Цель: развивать речевое дыхание в процессе произнесения стихотворных

строк, ритм и выразительность речи; умение сочетать речь с движениями.

Оборудование: разноцветные мячи.

Дети двигаются по кругу с мячами в руках и произносят стихотворный текст:

Все дети во сне летают.

(Дети поднимаются на носочки и тянут руки с мячом вверх).

К звездам полететь мечтают.

Мы подрастаем, пока летаем.

(Дети двигаются по кругу с мячами в руках).

Мы подрастаем, пока мечтаем.

(Дети поднимаются на носочки, тянутся мячом вверх и делают вращения

вокруг себя).

22.

Игра «Веселые движения»

Цель: развивать речевое дыхание в процессе произнесения стихотворных

строк, умение сочетать речь с движениями.

Я люблю играть в футбол,

Забивать в ворота гол. (Имитация удара ногой по мячу).

Я играю в баскетбол, (Имитация броска мяча в кольцо).

И, конечно, в волейбол. (Имитация паса в волейбол).

Методические указания. Каждая стихотворная строка произносится на

выдохе, перед произнесением следующей строки делается вдох.

23.

Игра «Загони мяч в ворота»

Цель: формировать длительный целенаправленный ротовой выдох.

Используя бумажный или выполненный из ваты (из фольги, цветной бумаги)

“мячик”, ребенок и взрослый попеременно дуют на него, перекатывая по

столу.

24.

Игра «Задуй свечу»

Цель: формировать длительный целенаправленный ротовой выдох.

Перед ребенком на столе стоит зажженная свеча (использовать свечки для

украшения торта). Взрослый предлагает дунуть на свечу, чтобы она погасла.

25.

Игра «Чей паровоз громче гудит»

Цель: учить продолжительному и целенаправленному выдоху (не надувая при

этом щеки).

Для проведения игры необходимо несколько маленьких пузырьков с

маленьким горлышком из-под лекарств или духов. Взрослый подносит

пузырек к губам и дует в него, чтобы послышался свист, затем предлагает

сделать тоже самое ребенку – подуть в каждый пузырек по очереди (не

надувая при этом щеки).

26.

Игра «Погреем руки»

Цель: формировать целенаправленную теплую струю выдыхаемого воздуха.

26

Взрослый предлагает ребенку погреть свои, мамины ручки. Необходимо

обращать внимание на положение губ (рот широко открыт).

Усложнение: “греем ручки” с одновременным длительным произнесением

гласных звуков “ А, У, О ”.

27.

Игра «Конфетки»

Цель: формировать носовой вдох.

Для проведения игры необходимо подготовить два одинаковых набора

коробочек с различными наполнителями (еловые или сосновые иголочки,

специи, апельсиновые корочки …).

Взрослый предлагает понюхать каждую коробочку из первого набора и

рассмотреть её содержимое, затем закрывает коробочки легкой тканью или

марлей.

28.

Игра «Отгадай по запаху»

Цель: формировать носовой вдох.

Оборудование: шесть коробочек от киндер-сюрпризов с проделанными в них

множеством отверстий: 2 коробочки наполнены апельсиновыми корками, 2

коробочки наполнены листьями сухой мяты, 2 коробочки наполнены

пакетиками с ванильным сахаром.

А. “Парные коробочки”: ребенок последовательно нюхает каждую коробочку

из своего набора и подбирает с аналогичным запахом из набора взрослого.

Б. “Поставь по порядку”: коробочки взрослого выставлены в определенном

порядке, малыш нюхает их и пытается поставить свой набор в той же

последовательности. Предлагаемая инструкция: “Поставь сначала мятную

коробочку, потом апельсиновую, потом ванильную”.

29. Игра «Покачай игрушку»

Цель: формировать диафрагмальное дыхание.

Положить ребенка на спину, поставить ему на живот легкую мягкую игрушку.

Делая вдох носом живот выпячивается, а значит игрушка стоящая на нем

поднимается. При выдохе через рот живот втягивается, и игрушка

опускается.

Затем отрабатываются варианты сидя, потом стоя.

1.

Игры «Мой веселый звонкий мяч», «Кто больше скажет без

передышки»

Цель: формирование плавной слитной речи.

Ребенок рассказывает любое стихотворение или рассказ и в конце каждой

фразы ударяет мячом о пол.

2.

Игра «Ледоход»

Цель: формирование длительного направленного ротового выдоха.

На макет реки укладываются «льдинки» (кусочки пенопласта). Детям

показывается кораблик. Объясняется, что кораблик не может проплыть по

реке из-за льдинок. Нужно подуть, чтобы разогнать льдинки.

Дует ветер по реке,

Льдинки разгоняет.

Мчит кораблик налегке

Трудностей не знает.

3.

Игра «Трудный маршрут»

27

Цель: формирование направленного ротового выдоха, закрепление

последовательности числового ряда, цифр в пределах 10, основных цветов,

букв в зависимости от варианта задания.

На столе расставлены флажки (разных цветов, с цифрами или буквами).

Ребенок должен направить машинку (из бумаги) к флажку.

Наш помощник-грузовик

По дороге быстро мчит.

Помоги ему добраться,

Мимо цели не промчаться.

4.

Игра «Цыплята»

Цель: формирование направленного ротового выдоха.

1 вариант. На столе расположена фигурка (игрушка, картинка) курицы. У

каждого ребенка небольшой бумажный цыпленок. Задание: помогите

цыплятам попасть к маме.

2 вариант. На столе выставлены фигурки – курица, утка… Задание: помогите

цыпленку найти свою маму.

В нашем дворике, ребята,

Гомон с самого утра.

У мамы-курицы цыплята

Разбежались кто куда.

Помогите квочке

Собрать «желтые комочки».

5.

Игра «Звуковые клубочки»

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

Ребенок, сматывая нитки в клубок, на выдохе произносит гласный звук.

6.

Игра «Колобок»

Цель: формировать сильную направленную воздушную струю.

В невысокой коробочке делается макет леса с дорожкой и животными (волк,

заяц, медведь, лиса). Ребенок должен помочь колобку (теннисному шарику)

прокатиться по этой тропинке и избежать встречи с лесными жителями.

Колобок-колобок,

Ты румяненький бочок,

По дорожке ты катись,

Лесных зверей берегись.

7.

Игра «Горох»

Цель: формировать сильный направленный ротовой выдох.

На дно неглубокой тарелки приклеивается картинка, сверху насыпается

горох. Ребенок должен раздуть горох с середины, чтобы увидеть картинку.

Что-то спряталось на дне,

Но пока не видно мне.

На горох подую я

И скажу, что там, друзья.

8.

Игра «Бабочка»

Цель: формировать сильную воздушную струю.

На стол выставляется цветочная полянка. Ребенок должен сдуть бумажную

бабочку с ладошки. Желательно, чтобы она улетела на самый дальний цветок.

Бабочка-красавица

На ладошку села.

28

Вместе с легким ветерком

На полянку полетела.

9.

Игра «Мишка»

Цель: формировать направленный ротовой выдох.

Мишка очень шишки любит,

Угощу его я ей.

Благодарен он мне будет,

Сразу станет подобрей.

Нужно подуть на шишку так, чтобы она попала медведю в лапы, т.е. угостить

его.

10.

Игра «Хорошая погода»

Цель: формировать сильный направленный ротовой выдох.

На столе приклеено солнце, его закрывают тучи из ваты или пенопласта.

Дети раздувают, разгоняют тучи.

Небо хмурится с утра,

Надо солнышку помочь.

Ветерочком стану я,

Уходите, тучи, прочь.

29



В раздел образования