Напоминание

Формирование образности речи старших дошкольников средствами моделирования на примере пейзажей


Автор: Заботина Галина Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №123"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: Формирование образности речи старших дошкольников средствами моделирования на примере пейзажей
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Формирование образности речи старших дошкольников средствами

моделирования на примере пейзажей»

Развивать у детей доброту сердца, чуткость души, бережное отношение и любовь ко

всему прекрасному – одна из главных и трудных задач, решаемых педагогами. Оказать

помощь в её решении может изобразительное искусство, в частности – живопись.

Ознакомление с живописью развивает, тренирует, делает более совершенными

эмоционально-эстетические и художественные чувства детей. Своеобразно сочетаясь,

они дополняют, уравновешивают друг друга. Чем раньше мы будем развивать

эмоционально-чувственный мир ребёнка, тем ярче и не ординарнее станет работать его

воображение, образное и ассоциативное мышление, тем интереснее и богаче окажется

его творческое самовыражение.

Детей старшего дошкольного возраста мы знакомим с пейзажем и его видами, формируя

эмоционально-ценностный опыт отношения к природе и её изображению в

художественных картинах. Воспринимая пейзаж, дети должны увидеть красоту

изображенного, эмоционально откликнуться, взволноваться тем, чем взволнован

художник, осознать свое отношение к воспринимаемому, найти слова для передачи

прекрасного.

Анализируя данные диагностики по речевому развитию нашей группы, мы отметили:

У детей недостаточно сформировано умение связно высказывать свои мысли, строить

диалог и составлять небольшой рассказ на определённую тему. Рассказы детей неполные,

бедные по содержанию. В речи используются однообразные языковые средства

выразительности.

Мы поставили перед собой цель: Сформировать умение детей составлять описательный

рассказ по природному пейзажу. За основу своей работы мы взяли методику Сидорчук

Т.А. по составлению рассказов по пейзажам. Рассматривая картины, большое внимание

уделяется развитию речи, в частности, росту словарного запаса, овладению сложными

речевыми формами, использованию специальных средств языковой выразительности:

эпитетов, образных сравнений, метафор и др.

Нами были сформированы следующие задачи:

- Учить детей описывать картину по выявленным признакам.

- Обогатить и активизировать словарь детей образными характеристиками

природы.

- Развивать эмоциональную отзывчивость, эстетическое восприятие произведений

искусства.

Нами был разработан перспективный план (приложение №1)

Свою работу мы начали со сбора коллекции пейзажей и, изучив материал по этой

теме, мы узнали, что бывают пейзажи разных видов и классифицировали их по трём

признакам: времени, рельефу и месту, это нашло отражение в схеме, составленной

самими

детьми(приложение

№2).

Анализируя собранную информацию, выделили средства выразительности, которые

использовал художник при создании картины: цветовая гамма, передающая

определённое настроение картины, композиция, материал и способы передачи

выразительности образа. В процессе целостного художественного восприятия обращали

внимание на место и время происходящего на картине, определяли состав картины

посредством моделирования. Детям понравилось игровое упражнение «Репортаж», где

каждый ребёнок, представляя себя в роли какого-то объекта, давал интервью от его

имени.

Затем учили описывать объект на основе возможного восприятия их разными органами

чувств. И так как работа велась в тесной взаимосвязи педагога и музыкального

руководителя, дети с удовольствием выполняли творческие задания, перенося свои

впечатления и чувственные восприятия природы в исполнительную музыкальную

деятельность.Так родилась песенка «старого клёна», «маленькой ёлочки», «задорной

сороки» и т.д.

Определяя колорит картины, провели эксперимент: рассматривали пейзаж через очки с

цветными стёклами, наблюдая, как от цвета меняется восприятие пейзажа.

Упорядочивая знания детей о пейзаже, составили модель составления рассказа по

картине, которая включает:

Название картины

Автор

Жанр живописи

Место действия

Объекты

Время действия

Возможные запахи, звуки, ощущения

Настроение картины

Колорит

Твоё название картины

В результате нашей работы мы пришли к выводу, что при наличии алгоритма рассказа

детям гораздо легче составлять описательные рассказы по пейзажам.

Мы добились следующих результатов:

Дети обосновывают особенности жанра, называя его отличительные признаки.

Рассказ получается полным, связанным, логически завершённым.

Отмечается наличие метафор, сравнений, умение детей выражать своё отношение к

картинам природы.

Сформирован устойчивый интерес детей к произведениям искусства.

Чтобы подвести ребёнка к постижению красоты живописного пейзажа, надо вложить в

эту работу своё сердце, суметь передать своё видение, свои ощущения, подобрать слова,

которые бы тронули ребёнка, нашли взволнованный отклик в его душе. И тогда любовь к

красоте, влечение к ней навсегда поселятся в сердце ребёнка, сердце станет добрее, а

глаза – зорче.

Примеры рассказов детей по природным пейзажам.

Рассказ по картине И.И.Левитана «Золотая осень».

-Картина называется «Золотая осень», а написал её Исаак Ильич Левитан. К этой картине

я бы подобрала музыку Петра Ильича Чайковского «Осенняя песня». Мелодия передаёт

осеннее настроение, очаровывает своей напевностью и красотой. Это – пейзаж, потому

что художник изобразил природу. Время года – осень. На деревьях разноцветные

листочки, но они скоро опадут и мягким ковром покроют землю. На картине мы видим

опушку леса. Берёзки стоят близко друг к другу, как будто водят хоровод русские

красавицы. Мы видим речку, убегающую вдаль. На берегу речки стоит одинокая берёзка,

она как бы отбилась от своих подружек. А рядом растут красавцы дубы, похожие на

молодых весёлых парней. Вдали виднеется деревня, рядом с ней зеленеют поля.

На картине - ясный солнечный день. От деревьев падают тени, солнечные зайчики

прыгают по земле. Если бы мы очутились в картине, то почувствовали бы, как пахнет

земля, услышали бы шум ветра в ветках деревьев.

Настроение от картины весёлое. Художник использовал светлые прозрачные краски. Ещё

недавно лес был одет в зелёный наряд, река была чистая и прозрачная. Скоро с деревьев

опадут листочки, замёрзнет река, всё покроется снежным одеялом.

Я бы назвала картину «Осенняя фантазия».

Рита Х.

Рассказ по картине И.С.Остроухова «Золотая осень».

- Картина называется «Золотая осень», а написал ее Илья Семенович Остроухов. Я думаю,

к этой картине подходит музыка Вивальди «Осень».

Это пейзаж, потому что на картине изображена природа.

Здесь мы видим осенний лес. На переднем плане – 2 клена. Они раскинули свои ветви в

стороны и издали похожи на могучих богатырей. Рядом старое кривое дерево, похоже,

что оно скоро упадет. На нем сидит сорока и всматривается вдаль, она сторожит тишину

леса. Деревья еще не сбросили листву и стоят в золотом убранстве. Солнце позолотило

кленовые листья, и они горят пламенным огнем. Трава в лесу разноцветная, будто

художник смешал на палитре все свои краски. Сквозь ветви деревьев просвечивает

сероватое небо, похожее по цвету на бабушкины седые волосы. Попав в этот лес, я

чувствую свежий запах деревьев, запах прелой травы. Слышу, как сорока задорно поет

свою песенку, шелест веточек от тепло ветерка.

Художник написал картину в светлых тонах, используя теплые краски. Разнообразными

оттенками желтого цвета, которые преобладают в картине, он выразил свое отношение к

осеннему пейзажу.

У меня картина вызывает радостное настроение: еще стоят теплые дни, кленовые веточки

будто играют с солнечными лучиками, а опавшие листья похожи на полевые цветы. Я бы

эту картину назвала «Осень в лесу». Арина С.



В раздел образования