Автор: Заботина Галина Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №123"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: Формирование образности речи старших дошкольников средствами моделирования на примере пейзажей
Раздел: дошкольное образование
«Формирование образности речи старших дошкольников средствами
моделирования на примере пейзажей»
Развивать у детей доброту сердца, чуткость души, бережное отношение и любовь ко
всему прекрасному – одна из главных и трудных задач, решаемых педагогами. Оказать
помощь в её решении может изобразительное искусство, в частности – живопись.
Ознакомление с живописью развивает, тренирует, делает более совершенными
эмоционально-эстетические и художественные чувства детей. Своеобразно сочетаясь,
они дополняют, уравновешивают друг друга. Чем раньше мы будем развивать
эмоционально-чувственный мир ребёнка, тем ярче и не ординарнее станет работать его
воображение, образное и ассоциативное мышление, тем интереснее и богаче окажется
его творческое самовыражение.
Детей старшего дошкольного возраста мы знакомим с пейзажем и его видами, формируя
эмоционально-ценностный опыт отношения к природе и её изображению в
художественных картинах. Воспринимая пейзаж, дети должны увидеть красоту
изображенного, эмоционально откликнуться, взволноваться тем, чем взволнован
художник, осознать свое отношение к воспринимаемому, найти слова для передачи
прекрасного.
Анализируя данные диагностики по речевому развитию нашей группы, мы отметили:
У детей недостаточно сформировано умение связно высказывать свои мысли, строить
диалог и составлять небольшой рассказ на определённую тему. Рассказы детей неполные,
бедные по содержанию. В речи используются однообразные языковые средства
выразительности.
Мы поставили перед собой цель: Сформировать умение детей составлять описательный
рассказ по природному пейзажу. За основу своей работы мы взяли методику Сидорчук
Т.А. по составлению рассказов по пейзажам. Рассматривая картины, большое внимание
уделяется развитию речи, в частности, росту словарного запаса, овладению сложными
речевыми формами, использованию специальных средств языковой выразительности:
эпитетов, образных сравнений, метафор и др.
Нами были сформированы следующие задачи:
- Учить детей описывать картину по выявленным признакам.
- Обогатить и активизировать словарь детей образными характеристиками
природы.
- Развивать эмоциональную отзывчивость, эстетическое восприятие произведений
искусства.
Нами был разработан перспективный план (приложение №1)
Свою работу мы начали со сбора коллекции пейзажей и, изучив материал по этой
теме, мы узнали, что бывают пейзажи разных видов и классифицировали их по трём
признакам: времени, рельефу и месту, это нашло отражение в схеме, составленной
самими
детьми(приложение
№2).
Анализируя собранную информацию, выделили средства выразительности, которые
использовал художник при создании картины: цветовая гамма, передающая
определённое настроение картины, композиция, материал и способы передачи
выразительности образа. В процессе целостного художественного восприятия обращали
внимание на место и время происходящего на картине, определяли состав картины
посредством моделирования. Детям понравилось игровое упражнение «Репортаж», где
каждый ребёнок, представляя себя в роли какого-то объекта, давал интервью от его
имени.
Затем учили описывать объект на основе возможного восприятия их разными органами
чувств. И так как работа велась в тесной взаимосвязи педагога и музыкального
руководителя, дети с удовольствием выполняли творческие задания, перенося свои
впечатления и чувственные восприятия природы в исполнительную музыкальную
деятельность.Так родилась песенка «старого клёна», «маленькой ёлочки», «задорной
сороки» и т.д.
Определяя колорит картины, провели эксперимент: рассматривали пейзаж через очки с
цветными стёклами, наблюдая, как от цвета меняется восприятие пейзажа.
Упорядочивая знания детей о пейзаже, составили модель составления рассказа по
картине, которая включает:
Название картины
Автор
Жанр живописи
Место действия
Объекты
Время действия
Возможные запахи, звуки, ощущения
Настроение картины
Колорит
Твоё название картины
В результате нашей работы мы пришли к выводу, что при наличии алгоритма рассказа
детям гораздо легче составлять описательные рассказы по пейзажам.
Мы добились следующих результатов:
Дети обосновывают особенности жанра, называя его отличительные признаки.
Рассказ получается полным, связанным, логически завершённым.
Отмечается наличие метафор, сравнений, умение детей выражать своё отношение к
картинам природы.
Сформирован устойчивый интерес детей к произведениям искусства.
Чтобы подвести ребёнка к постижению красоты живописного пейзажа, надо вложить в
эту работу своё сердце, суметь передать своё видение, свои ощущения, подобрать слова,
которые бы тронули ребёнка, нашли взволнованный отклик в его душе. И тогда любовь к
красоте, влечение к ней навсегда поселятся в сердце ребёнка, сердце станет добрее, а
глаза – зорче.
Примеры рассказов детей по природным пейзажам.
Рассказ по картине И.И.Левитана «Золотая осень».
-Картина называется «Золотая осень», а написал её Исаак Ильич Левитан. К этой картине
я бы подобрала музыку Петра Ильича Чайковского «Осенняя песня». Мелодия передаёт
осеннее настроение, очаровывает своей напевностью и красотой. Это – пейзаж, потому
что художник изобразил природу. Время года – осень. На деревьях разноцветные
листочки, но они скоро опадут и мягким ковром покроют землю. На картине мы видим
опушку леса. Берёзки стоят близко друг к другу, как будто водят хоровод русские
красавицы. Мы видим речку, убегающую вдаль. На берегу речки стоит одинокая берёзка,
она как бы отбилась от своих подружек. А рядом растут красавцы дубы, похожие на
молодых весёлых парней. Вдали виднеется деревня, рядом с ней зеленеют поля.
На картине - ясный солнечный день. От деревьев падают тени, солнечные зайчики
прыгают по земле. Если бы мы очутились в картине, то почувствовали бы, как пахнет
земля, услышали бы шум ветра в ветках деревьев.
Настроение от картины весёлое. Художник использовал светлые прозрачные краски. Ещё
недавно лес был одет в зелёный наряд, река была чистая и прозрачная. Скоро с деревьев
опадут листочки, замёрзнет река, всё покроется снежным одеялом.
Я бы назвала картину «Осенняя фантазия».
Рита Х.
Рассказ по картине И.С.Остроухова «Золотая осень».
- Картина называется «Золотая осень», а написал ее Илья Семенович Остроухов. Я думаю,
к этой картине подходит музыка Вивальди «Осень».
Это пейзаж, потому что на картине изображена природа.
Здесь мы видим осенний лес. На переднем плане – 2 клена. Они раскинули свои ветви в
стороны и издали похожи на могучих богатырей. Рядом старое кривое дерево, похоже,
что оно скоро упадет. На нем сидит сорока и всматривается вдаль, она сторожит тишину
леса. Деревья еще не сбросили листву и стоят в золотом убранстве. Солнце позолотило
кленовые листья, и они горят пламенным огнем. Трава в лесу разноцветная, будто
художник смешал на палитре все свои краски. Сквозь ветви деревьев просвечивает
сероватое небо, похожее по цвету на бабушкины седые волосы. Попав в этот лес, я
чувствую свежий запах деревьев, запах прелой травы. Слышу, как сорока задорно поет
свою песенку, шелест веточек от тепло ветерка.
Художник написал картину в светлых тонах, используя теплые краски. Разнообразными
оттенками желтого цвета, которые преобладают в картине, он выразил свое отношение к
осеннему пейзажу.
У меня картина вызывает радостное настроение: еще стоят теплые дни, кленовые веточки
будто играют с солнечными лучиками, а опавшие листья похожи на полевые цветы. Я бы
эту картину назвала «Осень в лесу». Арина С.