Автор: Абдуллина Бибигуль Тулегеновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ детский сад
Населённый пункт: Р.Башкортостан, Стерлитамакский р-н, с. Загородный
Наименование материала: Проектная работа
Тема: Проектирование рппс в игоровой, двигательной и трудовой деятельности детей раннего и дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
ПРОЕКТИРОВАНИЕ РППС В ИГОРОВОЙ, ДВИГАТЕЛЬНОЙ И
ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Разработчик: Абдуллина Б. Т.
Воспитатель, с. Загородный детский сад
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность проекта…………………………………………………
2
Вид проекта……………………………………………………………
2
Цель проекта…………………………………………………………...
2
Задачи проекта…………………………………………………………
3
Участники проекта……………………………………………………
3
Этапы реализации проекта…………………………………………..
3
Ожидаемые результаты проекта……………………………………..
4
Ресурсы проекта – кадровые, методические, технологические…….
4
Описание содержания проекта……………….....................................
5
Итоги проекта………………………………………………………….
14
Список литературы……………………………………………………
15
Приложение……………………………….............................................
16
Актуальность проекта
Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является
среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает.
Детская деятельность не может быть полноценной на чисто словесном
уровне, вне предметной среды, иначе у ребенка исчезнет желание узнать
новое. Такие же ощущения возникают у родителей, когда предметная среда
грустная, серая и непривлекательная. Избежать таких негативных чувств
поможет
окружающее
пространство,
отвечая
требованиям
текущего
непосредственного и перспективного творческого развития каждого ребенка,
способствуя своевременной идентификации и развитию его способностей.
Детская
деятельность
не
может
быть
полноценной
на
чисто
словесном
уровне, вне предметной среды, иначе у ребенка исчезнет желание узнать
новое, будет апатия и агрессия. Такие же ощущения возникают у родителей,
когда предметная среда грустная, серая и непривлекательная. Избежать таких
негативных
чувств
поможет
окружающее
пространство,
удовлетворяя
требованиям текущего немедленного и перспективного творческого развития
каждого ребенка.
В
соответствии
с
ФГОС
образовательная
деятельность
должна
основываться
на
принципе
интеграции
образовательных
направлений.
Решение
программных
образовательных
задач
обеспечивается не только в совместной деятельности взрослых и
детей,
но
и
в
самостоятельной
деятельности
детей,
а
также
в
проведении режимных моментов. Интегративным результатом этих
требований
является
создание
развивающейся
объектно-
пространственной среды (РППС), так что каждый компонент РППС
предназначен для детской группы в целом, но в то же время среда,
которую
каждый
ребенок
в
состоянии
сделать
что
они
любят,
показывают
и
демонстрируют
свою
индивидуальность
и
творчество.
Как
известно,
основной
формой
работы
с
дошкольниками и ведущей деятельностью для них является игра.
Правильная организация и умелое включение ребенка в активное
взаимодействие
с
окружающим
миром
ведут
к
эффективности
учебно-воспитательной работы в целом.
Вид проекта:
долгосрочный, практико-ориентированный.
Цель проекта:
Разработка
модели
развивающей
предметно-пространственной
среды,
способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей в конкретно
заданных условиях группы с последующим её формированием и доведением
соответствия близким по требованиям ФГОС ДО.
Задачи проекта:
1. Определить и внедрить в практику новые подходы к организации РППС,
которые обеспечивают полноценное развитие детей дошкольного возраста в
ДОУ.
2. Организовать РППС в игровой, двигательной и трудовой деятельности,
способствующей полноценному развитию
детей с учетом их потребностей и
интересов.
4. Создать условия для обеспечения игровой, двигательной и трудовой
деятельности детей дошкольного возраста.
5. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых в создании комфортной
развивающейся тематики и пространственной среды в ДОУ.
Участники проекта:
администрация ДОУ, педагоги, родители, дети.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный
Цель
этапа:
изучение
нормативных
документов,
регулирующих
выбор
оборудования,
учебных
и
игровых
материалов.
Анализ
условий
формирования
РППС,
которые
должны
быть
созданы
в
соответствии
с
современными требованиями нормативных документов.
Мероприятия: Анализ нормативных документов. Анализ РППС в группе
ДОУ
Основной
Цель
этапа:
Проведение
общего
родительского
собрания.
Разработка
перспективного
плана
обогащения
РППС
с
учетом
ООП
ДОУ.
Создание
РППС в групповой комнате в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Мероприятия:
Проведение
общего
родительского
собрания
на
тему
"Создание
образовательной
среды
для
дошкольников".
Подготовка
материалов
для
создания
РППС.
Отбор
и
приобретение
необходимых
игрушек, дидактических средств, детской и игровой мебели, отвечающих
возрастным стандартам развития детей
Банк педагогических идей «Построение РППС в группе в соответствии с
тематическим планированием»
Заключительный
Цель этапа: Создание развивающих центров в группах ДОУ. Подвести итоги
работы над проектом
Мероприятия:
Планирование
группового
пространства
согласно
рекомендациям и принципам построения РППС. Отчеты воспитателей на
тематическом Педагогическом совете.
Предполагаемые результаты проекта:
Подготовительный этап
Предполагаемые
результаты:
создать
банк
нормативных
документов,
регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых
материалов.
Составить список оборудования, игрового материала по центрам развития.
Выявить
особенности
планирования
РППС
с
учетом
возрастных
особенностей
развития
детей
дошкольного
возраста.
Разработать
карты
обследования РППС (по центрам) и материально-технической базы ДОУ.
Основной этап
Предполагаемые
результаты:
Определение
отношений
родителей
к
необходимости изменений в построении РППС в соответствии с ФГОС,
Разработать
паспорт
организации
группового
пространства,
отвечающего
современным
критериям.
Приобрести
игровое
оборудование,
отвечающее
возрастным нормам развития детей.
Заключительный этап
Предполагаемые
результаты:
Создать
РППС
группы
в
соответствии
с
возрастными
особенностями
детей,
с
учетом
ООП
ДОУ,
согласно
требованиям ФГОС ДО. Презентации и методические рекомендации к ним
«Моделирование РППС в соответствии с ООП ДОУ и требованиям ФГОС
ДО.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
1 . Изучены новые подходы в
организации РППС, обеспечивающие
полноценное развитие детей дошкольного возраста.
2. Организованы РППС согласно условиям ФГОС ДО, которая способствует
полноценному развитию детей с учетом их возрастных индивидуальных
особенностей.
3.
У
педагогов
сформированы
понятия:
развивающей
предметно-
пространственная
среда,
принципы,
функции
развивающей
предметно-
пространственной
среды,
а
также
практические
навыки
в
построении
в
группах развивающей среды соответственно ФГОС ДО.
3. Родители содействуют созданию комфортной РППС в ДОУ.
Ресурсы проекта – кадровые, методические,
технологический
Кадровые ресурсы:
Творческая группа педагогов (воспитатели, старший воспитатель, педагог-
психолог,
преподаватель
физической
культуры),
готовая
к
внедрению
продукта
проекта.
Данный
состав
творческой
группы
предполагает,
что
педагоги
имеют практику разработки
РППС в игровой, двигательной и
трудовой деятельности детей дошкольного возраста.
Методические ресурсы:
Методические рекомендации которые включают:
1.
Основные требования к организации среды.
2.
Основные принципы организации среды.
3.
Особенности организации предметно-пространственной среды.
4.
Примерный
перечень
центров
в
соответствии
с
образовательными
областями.
5.
Алгоритм создания предметно-развивающей среды в ДОУ.
6.
Варианты размещения материалов в группе в соответствии с возрастом
детей.
7.
Примерное
содержание
центров
развития
детской
активности
в
зависимости от возрастной группы.
8.
Показатели
качества
созданной
в
группе
развивающей
предметно-
игровой среды и степень ее влияния на детей.
Технологические ресурсы:
Необходимое
оборудование
для
организации
игровой,
двигательной
и
трудовой деятельности детей дошкольного возраста. Развивающие наборы,
игрушки, спортивный инвентарь, муз. центр, стулья, столы, стеллажи.
Описание содержания проекта
Подбор материалов и оборудования для детского сада осуществляется в
соответствии
с
требованиями
ФГОС,
СанПиН,
примерным
перечнем
игрового
оборудования
для
учебно-материального
обеспечения
ДОУ,
определенным
в
Письме
Министерства
образования
и
науки
РФ
от
17.11.2011г. №03-877 «О реализации приказа Минобрнауки России от 20
июля 2011г. №2151» а также отраженных в пособиях Карабановой О.А.,
Алиевой Э.Ф., Радионовой О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. «Организация
развивающей
предметно-пространственной
среды
в
соответствии
с
федеральным
государственным
образовательным
стандартом
дошкольного
образования. Методические рекомендации для педагогических работников
дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного
возраста»
М.:
Федеральный
институт
развития
образования,
2014;
Н.Н.
Гладышевой,
Л.В.
Черновой
«Журнал
контроля
и
оценки
развивающей
предметно-пространственной среды в ДОУ», Изд. «Учитель», 2014.
Развивающаяся
предметно-пространственная
среда
(РППС)
обеспечивает максимальное развитие образовательного потенциала детского
сада, материалов, оборудования для развития детей дошкольного возраста в
соответствии
с
особенностями
каждого
возрастного
этапа,
защиты
и
укрепления их здоровья, с учетом особенностей и устранения недостатков и
их развития. РППС предоставляет возможность для развития двигательной
активности детей, а также возможности для уединения ребенка. В РППС был
создан педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка, с учетом
его способностей, уровня деятельности и интересов.
В
соответствии
с
ФГОС
ДО,
для
выполнения
этих
задач
РППС
построена с учетом следующих принципов:
Вариативности –
Наличие различных помещений (для игр, строительства, уединения и
т.д.), а также различных материалов, игр, игрушек и оборудования, которые
о бе с п еч и ва ют
с в о б од н ы й
в ы б о р
д л я
д е т е й ;
п е р и о д и ч е с к а я
последовательность
игрового
материала,
появление
новых
элементов,
которые стимулируют игру, двигательную, когнитивную и исследовательскую
деятельность детей;
полифункциональность
-
обеспечить
возможность
различного
использования
компонентов
РППС
(например,
детской
мебели,
ковриков,
мягких модулей, экранов, в том числе натуральных материалов) в различных
видах деятельности детей;
содержательной
насыщенности
–
наличие
учебных
инструментов,
материалов, оборудования, игр, спорта и оздоровительного оборудования,
которое позволяет обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую
и
творческую
деятельность
всех
категорий
детей,
экспериментируя
с
материалами, доступными для детей мотором деятельность, в том числе
развитие
больших
и
мелкой
моторики,
участие
в
мобильных
играх
и
конкурсах;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-
пространственной средой;
возможность самовыражения детей; наличие учебных инструментов,
материалов, оборудования, игр, спорта и оздоровительного оборудования,
которое позволяет обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую
и
творческую
деятельность
всех
категорий
детей,
экспериментируя
с
материалами, доступными для детей мотором деятельность, в том числе
развитие
больших
и
мелкой
моторики,
участие
в
мобильных
играх
и
конкурсах;
Эмоциональное
благополучие
детей
во
взаимодействии
с
предметно-пространственной средой; Возможность самовыражения детей;
трансформируемости –обеспечение возможности изменения РППС в
зависимости
от
ситуации
в
области
образования,
включая
меняющиеся
интересы и возможности детей;
доступность - обеспечение свободного доступа учащихся (в том числе
детей-инвалидов) к играм, игрушкам, материалам, льготам, обеспечение всех
основных видов деятельности детей;
Безопасность - соблюдение требований к безопасности и безопасности
их
использования,
таких
как
санитарно-эпидемиологические
правила,
а
также правила пожарной безопасности, обеспечение возможности изменения
РППС
в
зависимости
от
ситуации
в
области
образования,
включая
меняющиеся интересы и возможности детей.
В
целях
реализации
содержания
каждой
из
областей
развития
и
воспитания детей, ФГОС ДО определяет пять образовательных направлений -
социальное - коммуникативное развитие, познавательное развитие, развитие
речи, художественное - эстетическое развитие и физического развития. С
учетом
интегративных
качеств
образовательных
направлений,
игрушек,
оборудования
и
других
материалов
для
реализации
содержания
одного
образовательного
направления
также
используются
при
реализации
содержания других направлений, каждая из которых соответствует детские
мероприятия
(игровые,
коммуникативные,
когнитивные
исследования,
двигательные, визуальные, дизайн, восприятие художественной литературы и
фольклора, музыка, самообслуживание и гибкое зонирование пространства
предполагает наличие различных пространств (зон, углов, секторов, центров
и т.д.) для детей свободно выбирать различные виды деятельности.
- для самостоятельной деятельности детей (строительство из различных
материалов, художественная и производственная деятельность, знакомство с
литературой,
выставка
детского
творчества,
центр
патриотического
воспитания);
- для двигательной деятельности (спортивные игры, соревнования и
т.д.);
-
для
настольных
и
развивающих
игр
(обзор
иллюстрированных
материалов, дидактических игр и т.д
Э кс п е р и м е н т и р о в ат ь
и
н а бл юд ат ь
п р и р од н ы е
я в л е н и я
(экспериментальные
лаборатории,
календарь
природы,
центры
для
организации различных проектов и т.д.);
-
для
отдыха
(одиночество,
общение
и
т.д.).
Для
обеспечения
комфортной
среды
для
детей,
все
элементы
РППС
имеют
единый
эстетический стиль.
Предметно-пространственная
среда
организована
по
принципу
небольших полузакрытых микропространств, чтобы избежать скученности
детей и продвигать игры подгруппами по 3-5 человек. Все материалы и
игрушки устроены так, чтобы не мешать свободному передвижению детей,
создавать условия для общения со сверстниками.
В
группах
созданы
различные
центры:
«Центр
познавательного
развития»;
«Центр
воды
и
песка»;
«Лаборатория»
или
«Центр
экспериментирования»;
«Центр
природы»;
«Центр
конструирования»;
«Центр
социально-коммуникативного
развития»;
«Центр
физического
развития»;
«Центр
игры»;
«Центр
театра»
и
«Центр
ряжения»;
«Центр
музыки»;
«Центр
речевого
развития»
или
«Центр
книги»;
«Центр
изодеятельности»
или
«Центр
художественно-эстетического
развития»;
«Центр
безопасности»;
«Центр
математики»
или
«Игротека»;
«Центр
патриотического воспитания»;
Материалы
и
игровое
оборудование
центров
в
каждой
возрастной
группе
отбираются
в
соответствии
с
возрастом
и
адекватными
формами
работы с детьми, используют образовательные технологии активного типа и
эффективной организации совместной и детской самодеятельности.
Создание группы для дошкольников в детском саду – непростая задача,
ведь
это
первое
место,
где
дети
проводят
время
без
мамы.
Это
самый
сложный период, связанный с адаптацией ребенка. Психологический комфорт
и
атмосфера
комфорта
в
группе
-
гарантия
того,
что
крошка
быстро
привыкнет и будет прекрасно себя чувствовать в течение дня.
Младший возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Именно в этот
период
происходит
его
переход
к
новым
отношениям
с
взрослыми,
сверстниками
и
с
предметным
миром.
Главные
задачи
этого
этапа:
обеспечение
эмоционально
положительного
самочувствия,
поощрение
самостоятельности,
накопление
опыта
предметно-познавательной
и
коммуникативной деятельности.
Создавая
проект
развивающей
предметно-пространственной
среды
группы, были учтены следующие принципы её построения:
-информативность (разнообразие тематики материалов и оборудования
и активность воспитанников во взаимодействии с предметным окружением);
-вариативность,
предусматривающая
содержание
воспитания,
культурные
и
художественные
традиции,
климатогеографические
особенности;
-полифункциональность
(обеспечение
всех
со ст авляющих
воспитательно-образовательного
процесса
и
возможность
разнообразного
использования различных составляющих предметно-развивающей среды);
-интегративность
образовательных
областей
(материалы
и
оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в
ходе реализации других областей);
-педагогическая
целесообразность,
позволяющая
предусмотреть
необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды,
а
также
обеспечить
возможность
самовыражения
воспитанников,
индивидуальную
комфортность
и
эмоциональное
благополучие
каждого
ребенка, с учетом полоролевой специфики;
-трансформируемость
(возможность
изменений
предметно-
развивающей среды, позволяющая, по ситуации, вынести на первый план ту
или иную функцию пространства);
-ст абильно сть
и
динамично сть
предметного
о к р у ж е н и я ,
обеспечивающего
сочетание
привычных
и
неординарных
элементов
эстетической
организации
среды;
индивидуальную
комфортность
и
эмоциональное благополучие каждого ребенка.
-комплексирование и гибкое зонирование (легкость трансформирования
оборудования, полифункциональность его использования).
Содержание,
характеристики
и
принципы
наполнения
развивающей
среды во многом зависят от возрастных особенностей детей в группе.
Требования к РППС в ДОУ по ФГОС по возрастам дошкольников
можно разделить на три категории:
Во многих детских садах одни воспитатели нередко не знают, что такое
РППС
в
ДОУ
по
ФГОС, однако
есть
и
такие
педагоги,
которые
систематически
работают
над
организацией
и
совершенствованием
развивающей среды.
В то же время вопрос о гендерном разделении по видам деятельности
становится
дискуссионным.
Уже
в
2-3
года
дети
коррелируют
себя
с
представителями
женского
или
мужского
пола,
но
в
последнее
время
становится
все
более
популярной
тенденция
отказаться
от
организации
предметно развивающейся среды в соответствии с принципами гендерной
идентичности. При реализации традиционного подхода к организации РППС
в ФГОС в старшей или младшей группе практикуется разделение игрушек на
девочек и мальчиков, а в помещении оборудуют углы изобретателей и моды
Центры.
В
результате
дети
воспринимают
гендерные
характеристики:
девочки играют дочерей-мам, примеряют на себя роль хозяйки, модельера
или повара, а мальчики - практикуются в изобретательности, практической
деятельности, управлении технологиями, роботами и машинами. В то же
время вопрос о гендерном разделении по видам деятельности становится
дискуссионным.
Построение развивающейся среды с учетом вышеуказанных принципов
дает
ученикам
чувство
психологической
безопасности,
помогает
формировать личность, развивать способности. Созданная эстетическая среда
вызывает у детей чувство радости, эмоционально позитивное отношение к
детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и
знаниями,
поощряет
активную
творческую
деятельность,
способствует
интеллектуальному развитию.
С
помощью
педагогов
и
родителей
мы
создадим
в
группе
развивающуюся
предметно-пространственную
среду,
в
которой
будет
преобладать
сказочная
атмосфера
тепла
и
домашнего
уюта.
При
проектировании
помещений
группы
большое
внимание
будет
уделено
сказочным героям.
Развитие ребенка во многом зависит от организации предметной среды
в групповом зале. Мы постараемся спроектировать группу в одном стиле, в
определенной цветовой гамме, чтобы каждая вещь была на своем месте. Дети
будут
иметь
свободный
доступ
ко
всему,
что
способствует
развитию
самостоятельности, умению найти что-то по своему вкусу.
Малыши проводят много времени в группе, поэтому мы - взрослые
постараемся создать среду, в которой дети заинтересованы в том, чтобы быть.
Кроме
того,
дизайн
помещения
несет
в
себе
осмысленную
нагрузку
и
включает в себя образовательную информацию для детей. Комната группы
должна
быть
эстетически
привлекательной,
развивающейся,
удобной
и
безопасной. Так
в
углу
сенсорного
дети
встретят
веселых
красочных
матрешки, животных, Емель, лежащий на печи, Колобока на окне, Бабу Ягу и
Теремок.
Для того, чтобы каждый ребенок нашел работу и занятие по своему
вкусу в групповом зале, создадут условия для различных видов деятельности
(игровых,
продуктивных,
коммуникативных,
творческих
и
когнитивных
исследований и т.д.). Мы организуем пространство группы в виде хорошо
демаркированных
зон
(«центров»,
«углов»),
оснащенных
большим
количеством разрабатываемых материалов (книги, игрушки, материалы для
творчества, развивающее оборудование). Все предметы доступны для детей.
Такая организация пространства позволяет малышам выбирать интересные
для себя занятия, чередовать их в течение дня, а учитель дает возможность
эффективно
организовать
образовательный
проце сс
с
уч етом
индивидуальных
особенностей
детей.
Оборудование
углов
меняется
в
соответствии с тематическим планированием учебного процесса.
РППС в ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
-Игровой уголок «Жилая комната» собраны игрушки, которые знакомят
детей с окружающими их предметами быта. Малыши не только знакомятся с
новыми для них предметами, но и учатся действовать с ними. А затем
переносят полученные знания и навыки в повседневную жизнь. Игровая
мебель:
кухня,
кроватка,
кресла,
диван,
стол.
Игрушки:
куклы,
пупсы,
комплекты постельного белья, спальные принадлежности, наборы одежды
для кукол, наборы посуды.
-Театрализованный центр-
здесь
есть
герои,
которые
доставляют
детям много радостных минут. Мы будем знакомить малышей с различными
видами
театра,
чтобы
каждый
ребенок
мог
выбрать
именно
тот
театр,
который ему наиболее близок и удобен. Здесь у нас есть фланеллеграф,
настольный
и
пальчиковый
театр.
Встреча
куклой
помогает
ребятишкам
расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.
-Центр развивающих игр направлен на развитие речи, сенсорного
восприятия,
мелкой
моторики,
воображения.
Комплектация:
матрёшки
с
вкладышами,
вкладыши
разной
формы,
набор
палочек
разных
цветов,
игрушки-шнуровки
разного
вида,
сюжетно-дидактические
панно
с
пуговицами,
кнопками,
разные
виды
мозаик,
лото
по
разным
темам,
настольно-печатные игры, настенное панно с геометрическими фигурами.
-Дошкольный
возраст,
наиболее
благоприятен
для
развития
изобразительной
деятельно сти.
По этому
будет
создан уголок
изодеятельности в котором есть фломастеры, мелки, наборы карандашей,
трафареты, пластилин, бумага для рисования, гуашь и кисти.
-Так как развитие активной речи является основной задачей развитие
детей, то создадим центр любимой книги и развития речи подобрав наборы
предметных картинок, наборы сюжетных картин, игры по познавательному
развитию и речевому развитию. Малыши любят, когда мы читаем с ними
книги и рассматриваем картинки, поэтому здесь собрано много книг по
программе.
-Уголок уединения- по мотивам сказки «У лукоморья дуб зелёный...»
Здесь дети могут посидеть с любимой игрушкой, полистать в одиночестве
книжку или просто отдохнуть и успокоиться.
-В игровой уголок «Гараж» будут собраны технические игрушки:
машины-самосвалы, грузовики, легковые автомобили, каталки, коляски. В
них
дети
легко
могут
катать
кукол,
мягкие
игрушки,
перевозить
детали
конструктора.
Рядом
будет
находиться
игровой
строительный
материал
разного размера основных цветов для сооружения построек и игрушки для
обыгрывания.
Игровая среда должна стимулировать детскую активность и постоянно
обновляться в соответствии с текущими интересами и инициативой детей.
Игровое
оборудование
должно
быть
разнообразным
и
л е г ко
трансформируемым.
Дети
должны
иметь
возможность
участвовать
в
создании и обновлении игровой среды. Возможность внести свой вклад в ее
усовершенствование должны иметь и родители.
РППС В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Уголок природы»
Уголок
природы
расположен
у
окна,
здесь
я
создала
условия
для
наблюдения
за
комнатными
растениями
согласно
возрасту
детей
и
требованию программы. Вместе с детьми ухаживаем за растениями, в уголке
находится мини-огород, где высаживаем лук и наблюдаем за его ростом.
В уголке помещены наборы открыток: цветы, животные, насекомые,
муляжи фруктов и овощей, природный материал (шишки, желуди, ракушки и
т.д.). В
уголок
природы
дети
любят
наблюдать
за
ростом растений и с
радостью ухаживают за ними.
Организация
предметно-пространственной
среды
на
рабочем
месте
способствует развитию самостоятельности детей. Окружающая среда должна
быть
переменной,
состоящей
из
различных
площадок
(мастерские,
исследовательские площадки, художественные студии, библиотека, театры,
лаборатории и т.д.), которые дети могут выбирать по собственному желанию.
Предметно-пространственная обстановка должна меняться в соответствии с
интересами и проектами детей не реже одного раза в несколько недель. В
течение дня необходимо выделять время, чтобы дети могли самостоятельно
выбирать пространство деятельности.
РППС В ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Уголок «Здоровячок»
Уголок «Здоровячок» - это зона двигательной активности. Для детей
младшего дошкольного возраста главное это достаток пространства в группе
для удовлетворения потребности в двигательной активности. Потребность в
движении является важной задачей при организации предметно-развивающей
среды.
В
«Зоне
двигательной
активности»
есть
«дорожки
здоровья»,
массажные коврики, мячи, гимнастические палки, обручи, мешочки с песком
и мячи для метания, кольца, воротики, атрибуты для проведения подвижных
игр, а также пособия, необходимые для проведения утренней гимнастики –
флажки,
погремушки.
Предметное
пополнение
уголка
применяю
в
подвижных играх и играх в группе, на улице, индивидуальной и свободной
деятельности.
Размещение физкультурного оборудования
Полка "Физический уголок" используется для хранения физкультурного
инвентаря в группе. Дети
младшей группы быстро проявляют интерес к
физкультуре, поэтому материал на полке постоянно обновляется (вводятся
новые руководства и т.д
Оборудование требует много места, поэтому его
чаще хранят в физкультурном зале.
Мелкое
физкультурное
оборудование
(массажные
шары,
шары,
резиновые кольца и т.д.) хранятся в корзинах, чтобы дети могли свободно
использовать его. Набор физкультурного оборудования в спортивном уголке
« Здоровячок» второй младшей группы
Для ходьбы, бега и равновесия
1.Валик мягкий Длина 150 см Диаметр 20 см 1
2.Доска с ребристой поверхностью Длина 200 см Ширина 20 см Высота 4
см1
3.Модуль "Змейка" Длина 100 см Высота 15 см 2
4.Коврик, дорожка массажные, со следочками , самодельные , имитирующие
жесткую травку, камешки 8
5.Кольцо мягкое Диаметр 120 см Высота 30 см Диаметр отверстия 60 см 1
6.Куб деревянный Ребро 20 см 5
7.Обруч большой Диаметр 95-100 см 1
Для прыжков
1.Куб деревянный Ребро 20 см 5
2.Мяч-попрыгунчик Диаметр 50 см 2
3.Обруч малый Диаметр 50-55 см 5
4.Шнур короткий Длина 75 см 5
5.Для катания, бросания, ловли Кегли (набор) 1
6.Мешочек с грузом малый Масса 150-200 г 2
7.Мяч резиновый Диаметр 10 см 5
8.Шар цветной (фибро-пластиковый) Диаметр 20-25 см 2
9.Для ползанья и лазанья Лабиринт игровой 1
10.Полукольцо мягкое Диаметр 120 см Высота 30 см Диаметр 5-6 см 1.
Для общеразвивающих упражнений
1.Колечко резиновое Диаметр 5-6 см 10
2.Лента цветная (короткая) Длина 50 см 10
3.Мяч массажный Диаметр 8-10 см 10
4.Обруч плоский Диаметр 40 см 10
5.Палка гимнастическая короткая Длина 75-80 см 10
6.Флажок 10
Для развития дыхания
1.
Игра « Ветер и цветочки»
2.
«Бабочка на цветок»
3.
«Лабиринты», «Футбол»
(коктейльные
трубочки
подписаны
для
каждого
ребенка,
после
использования
дезинфицируются,
промываются , сушатся и в одноразовый пакет –клипсу.
4.«Догони птичку»
5.«Музыканты» (
пузыречки
для
каждого
ребенка
в
одноразовых
пакетиках по кол-ву детей в группе ,подписанные для каждого ребенка,
тоже «Надуй шарик»
6.«Снежинки и ветер», «Ветряные мельницы»
7.«Веселая грядка»
Дидактические
игры
«СПОРТЛОТО»,
«РАЗРЕЗНЫЕ
КАРТИНКИ»
«Найди картинку»
Картотеки
подвижных,
малоподвижных,
хороводных
,спортивных
игр,
народных, дыхательных, пальчиковых, игр с суд-джжоком, оздоровительных
гимнастик
после
сна
,гимнастик для
глаз
,психогимнастик
,альбомы
с
картинками
«Режим»,
«Зимний
спорт»,
«
Летний спорт»,»
«На
зарядку
становись», все в соответствии с возрастом и требованиями ФГОСТ.
Эстетическая среда, созданная в группе, должна вызывать у детей и их
родителей
эмоционально
положительное
отношение
к
детскому
саду,
желание посещать его. Наша группа стремится обогащать малышей новыми
знаниями и впечатлениями, побуждать к активной творческой деятельности,
способствуть их разностороннему развитию.
Итоги проекта:
За время реализации проекта
уровень профессиональных навыков
педагогов по этой теме заметно повысился. Были найдены хорошие решения
для
оптимального
использования
ограниченного
пространства
группы.
Зонирование помещения было продумано и продумано таким образом, чтобы
материалы,
стимулирующие
развитие
когнитивных
способностей,
располагались в разных функциональных зонах, центрах.
Таким
образом,
я
считаю,
что
моделирование
развивающейся
предметно-пространственной среды является актуальным, осуществимым и
применимым в других группах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Абрамян Л.А. Игра дошкольника /Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В.
Артемова и др.; Под ред. С.Л. Новоселовой. - М.: Просвещение, 2015. -
286 с.
2. Антонова Ю.А. Веселые игры и развлечения для детей и родителей /
Ю.А. Антонова. - М: ООО «Дом 21 век», 2017.- 288с.
3. Волосовец Т.В. Организация педагогического процесса в дошкольном
образовательном
учреждении:
практическое
пособие
для
педагогов
и
воспитателей / Т.В. Волосовец. - М.: ВЛАДОС, 2015. - 232 с.
4. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка
/Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - № 6. - 2016. - С. 62-76.
5. Гогоберидзе А. Г. Теория и методика воспитания детей дошкольного
возраста / А.Г. Гогоберидзе. - М.: Издательский центр «Академия», 2015.
- 320 с.
6.
Игра
и
развитие
личности
дошкольника
/
НИИ
дошкольного
воспитания. - М.: Изд-во АПИ, 2016. - 152с.
7.
Кошелева
А.С.
Эмоциональное
развитие
дошкольника
/
А.С.
Кошелева. - М.: Феникс, 2017. - 200 с.
8. Кравцов Г.Г. Игра как ведущая деятельность и форма организации
жизни дошкольника / Г.Г. Кравцов. - М.: Юрайт, 2016. - 288 с.
9. Мамайчук И.И. Развитие ребенка от рождения до семи лет. Методика
наблюдения ребенка / И.И. Мамайчук. - СПб., 2018. - 126 с.
Приложение
РППС В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РППС В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РППС В ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ