Автор: Елена Александровна Фетисова
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "РГЦРТДиЮ "Созвездие"
Населённый пункт: Рязань
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Дидактическая игра "Я - хореограф"
Раздел: дополнительное образование
Дидактическая игра «Я – хореограф»
В
современной
России
возможности
дополнительного
образования
связывают с развитием базовых способностей (физическое, интеллектуальное
и эстетическое развитие). Действительно, учреждения данного типа в своей
деятельности
используют
многочисленные
средства,
методы
и
формы
обучения для реализации интересов ребенка и его всестороннего развития.
Ключевой
фигурой
для
осуществления
процесса
обучения
в
учреждениях
дополнительного
образования
является
педагог.
Энергетика,
талант, интерес, мотивация педагога определяет жизнеспособность данной
отрасли.
Современная
действительность
требует
от
педагога
обновления
технологий, современных, уникальных, эффективных подходов к обучению
детей.
Под «современной действительностью», в данном контексте следует
понимать
как
политические
и
экономические
условия,
так
и
прогрессирующее движение цифровых технологий. "Умные" гаджеты стали
частью
повседневности,
как
взрослых,
так
и
детей.
Но,
если
старшее
поколение
использует
смартфоны
более
дозировано,
то
интерес
детей
к
телефону
намного
больше.
О
современном
подрастающем
поколении
говорят:
«Дети
сейчас
совсем
другие».
С
этим
во
многом
следует
согласиться,
так
как
рождение
в
определенный
период
предопределяет
особенности мышление, манеру общения, поведение, привычки.
Современны дети, их еще называют дети поколения Альфа (рожденные
с
2010
года),
имеют
уникальные
способности
—
они
самостоятельные,
целеустремленные,
смелые,
любознательны,
но
при
условии
мотивации,
обладают креативным мышлением, умеют находить выход из конфликтных
ситуаций и не признают криков, и угроз. Кроме того, дети Альфа ценят
персонализацию
и
индивидуальный
подход,
придают
особое
значение
свободе выбора, говорят о моральных ценностях, не принимают фальши и
ценят прозрачность в отношениях с окружающими, для них важно делиться
своими эмоциями не только в кругу семьи или друзей, но и с совсем чужими
1
людьми. Но, пожалуй, основная особенность состоит в том, что они не
разделяют реальный и виртуальный мир: все то, что они видят на картинках
или в видеороликах в интернете, их окружает в реальной жизни. И нет
особой разницы, как воспринимать информацию — через экран смартфона
или вживую.
Все
перечисленные
характеристики
дают
понять,
что вся
работа
педагога
дополнительного
образования
должна
быть
ориентирована
на
развитие у детей коммуникативных, управленческих и лидерских качеств.
Также
способствовать
формированию
навыков
самонаблюдения
и
самоконтроля.
Основной целью педагога в данном контексте: раскрыть для детей
реальный мир, показать, что не он менее интересный и многогранный. Делая
акцент на том, что виртуальное общение и игры, просмотры мультфильмов
на смартфонах не могут нести столько положительных эмоций и пользы
здоровью как подвижные занятия, коммуникации в коллективе и творческий
процесс в целом.
И расширяя
возможности
для
реализации
интересов
детей,
поиска
инноваций для содержания образовательного процесса возникла потребность
разработать дидактическую игру «Я-хореограф». Игра рассчитана на детей
младшего подросткового возраста, так как именно в этот период проявляется
готовность ребенка ко всем видам учебной деятельности, которые делают его
взрослым
в
собственных
глазах
и
глазах
окружающих.
Его
привлекают
самостоятельные формы организации занятий, сложный учебный материал.
Также
прослеживается
тенденция
проявлять
инициативу
в
творческом
процессе,
предлагать
креативные
идеи,
готовность
работать
в
команде
сверстников.
Очень продуктивна в этом отношении постановочная работа.
Дети
любят
ее,
относятся
к
ней
с
большим
интересом,
активно
в
нее
включаются, непринужденно фантазируют, работают с огромным увлечением
и отдачей.
2
Цель: рассмотреть этапы создания хореографического произведения в
творческом объединении путем реализации дидактической игры.
Задачи:
изучить основу композиции хореографического произведения;
способствовать
формированию
устойчивой
мотивации
к
занятиям
хореографическим творчеством;
способствовать
формированию
ключевых
жизненно
необходимых
к ач е с т в
л и ч н о с т и :
т р уд о л ю б и е ,
т е р п е н и е ,
в ы н о с л и в о с т ь ,
стрессоустойчивость, самоанализ.
Практиче ская
значимость
методиче ской
р а з р а б о т к и :
дидактическую игру можно использовать в практике творческих объединений
учреждений
дополнительного
образования,
танцевальных
коллективов
учреждений культуры, а также в любительских танцевальных студиях.
Игра «Я – хореограф» - долгосрочная, реализуется в течение всего
учебного года. Данная игра носит мотивационный характер, и подразумевает
выявление
и
поощрение
особо
активных
детей
на
некоторых
этапах
ее
выполнения. В конечном итоге, детям, проявившим наибольшую активность,
предоставляется право быть в составе экспертной группы на предстоящих
Внутриучрежденческих мероприятиях.
Результатом
всего
процесса
будет
творческий
продукт,
в
данном
контексте мы понимаем танцевальный номер. Уникальностью всего номера
будет самостоятельно разработанные учащимися творческого объединения
драматургия, лексическое содержание номера, костюм.
Создание
хореографического
произведения
–
это
процесс,
который
включает
несколько
взаимосвязанных
этапов.
Ровно
также
и
игра
«Я
–
хореограф»,
будет
осуществляться
поэтапно,
причем
в
первых
этапах
активность
педагога
еще
является
максимальной,
но
постепенно
дети
получают
возможность
реализовать
себя
по
всем
позициям
содержания
задания.
Ход игры
3
I этап - «Замысел». Основная цель начального этапа – определить
вместе с детьми тему и идею будущего произведения. Чем больше идей, тем
больше возможностей для выбора из них оптимальных, их сопоставления,
развития,
углубления.
Но,
для
того,
чтобы
не
допустить
конфликтных
ситуаций
между
детьми,
педагог
должен
сформулировать
несколько
направлений, в которых необходимо выбрать наиболее близкую участникам
игры
тему,
например,
тема
природы,
историческая
тема,
лирическая,
событийная, бытовая темы.
Каждая высказанная идея должна быть аргументирована ребенком, а
задавая встречные вопросы, педагог создает условия для самостоятельных
высказываний детей.
II
этап
–
«Музыкальное
сопровождение».
Танец
очень
тесно
переплетается с музыкой, ведь она предопределяет общее развитие действия.
Музыка
помогает
художественному
описанию
образов,
дополняет
и
обогащает сюжет танца. Поэтому, определившись с темой и идеей будущего
произведения,
учащихся
необходимо
разделить
на
мелкие
группы
(по
3
человека). В качестве домашнего задания предложить детям, чтобы они в
свободное
время
скооперировавшись
самостоятельно
подобрали
музыкальное сопровождение из домашней фонотеки на выбранную тему (3
трека). Выбранные варианты необходимо принести в назначенное время на
USB-накопителе, где выбрать трек для танца поможет независимый эксперт.
Такими экспертами могут выступать педагоги или отдельные люди, имеющие
достижения в области хореографии или других сферах искусства.
Следует
также
определить длительность
номера,
и,
существует
ли
потребность соединить или вырезать определенные отрезки музыки.
III этап – «Драматургия номера». Закрепив музыкальный материал и
определившись с идеей, детей вновь нужно поделить на группы по 5 человек.
Таким составом они продолжат работу и в IV этапе. Задание для каждой
группы
–
придумать
сюжет
хореографическому
номеру.
Каждая
группа,
посовещавшись, выдвигает одну сюжетную линию, аргументируя которую
4
они приходят к единой концепции, которой придерживаются на протяжении
всего процесса.
Выбрать наиболее оригинальный сюжет возможно путем внутреннего
голосования.
Участник
голосования
имеет
только
один
голос
и
может
проголосовать не более чем за один сюжет.
Приступая к работе на этом этапе, педагог должен вновь напомнить
учащимся об одном необходимом условии. Независимо от того, какая идея
номера задумана - всегда нужно следовать основному закону драматургии.
Различают пять основных частей композиции: экспозиция, завязка, развитие
действия, кульминация, развязка. Все это подчинено общей задаче, выразить
мысль и эмоциональное состояние героев в их сценическом поведении.
IV
этап
–
«Практический».
Эта
стадия
подразумевает
все
фазы
постановочной работы: сочинение комбинаций и рисунков, разводку танца,
повторение изученных комбинаций или фрагментов с целью исключения в
исполнении
неточности
и
доведения
разученной
композиции
до
завершенного состояния.
Весь этап делится на разделы, в которых группы из 5 человек (как было
упомянуто ранее) отвечают за конкретный отрезок номера и предлагают
собственные решения перемещения исполнителей на площадке.
Раздел «Комбинация» - каждая группа придумывает комбинацию на
отдельный
музыкальный
момент.
Если
педагог
замечает,
что
дети
испытывают
трудности,
то
он
может
оказать
им
помощь.
Она
может
выражаться
в
форме
совета,
например,
вспомнить
выученную
ранее
комбинацию или попробовать связать движения в другом порядке. Далее, в
заранее продуманной педагогом очередности, небольшими фрагментами в
спокойном темпе, материал, предложенный детьми, тщательно проучивается
с детьми двух других групп.
Разделы
«Начало
номера»,
«Рисунки»,
«Финал».
Здесь
возможно
назначение
обязанностей,
например,
группа
№1
отвечает
за
исходное
распределение исполнителей по залу.
5
Исходя из практики работы в танцевальном коллективе, учащиеся
осведомлены, что танцоры могут изначально находиться на сцене в разных
позах или стоять за кулисами. Возможно, дети выберут вариант появления по
группам или предложат сольные партии.
Рисунок
танца
-
это
организованное
расположение
и
перемещение
танцоров по сценической площадке, которые наиболее полно выражают ту
мысль, то настроение и тот характер, что заложены в танце. За эти действия
будет
отвечать
группа
№2,
и
все
пространственные
решения
участники
группы будут выбирать сами. В процессе работы над рисунками детям важно
пояснить,
что
они
должны
быть
разнообразны
и
подчинены
идее
хореографического произведения, эмоциональному состоянию всех героев.
Группа
№3
отвечает
за
заключительную
часть
номера:
финальную
комбинацию,
позы,
перестроения.
Финал
может
быть
либо
мгновенным,
резко обрывающий действие и становящийся итогом произведения, либо
постепенной.
Дети
самостоятельно
определяют
подходящий
конкретному
произведению вариант.
Когда
номер
разведен,
поставлен,
начинаются
репетиции.
Педагог
контролирует, существует ли необходимость что-то добавить или убрать,
изменить рисунок или движение.
V этап – «Разработка эскиза костюма». Детям в индивидуальной форме
дается
задание
нарисовать
эскиз
костюма.
На
основе
всех
рисунков
оформляется выставка, где учащиеся всего учреждения могут проголосовать
за понравившуюся работу на Сайте Центра или группе во ВКонтакте. По
результатам
голосования
выбирается
эскиз,
набравший
наибольшее
количество голосов, который и ляжет в основу костюма.
VI
этап
–
«Апробация». Показ подготовленного танца зрителям на
итоговом открытом занятии группы в конце учебного года. Результат общего
труда должен подарить воспитанникам чувство удовлетворенности, радости и
желания продолжать посещать занятия.
6
Таким образом, все перечисленные этапы выполнения дидактической
игры «Я – хореограф» ориентированы на приобретение учащимися опыта в
области постановки танца, самостоятельного принятия решения, работы в
коллективе, развития воображения и изобретательности.
7