Автор: Жило Татьяна Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО "Дом детского творчества"
Населённый пункт: город Когалым, ХМАО-Югра
Наименование материала: Программы дополнительного образования
Тема: Рабочая программа по вокально-хоровому обучению "Калейдоскоп мелодий"
Раздел: дополнительное образование
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КОГАЛЫМА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» ГОРОДА КОГАЛЫМА
Рабочая программа
разработана нам основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы художественной направленности
«Калейдоскоп мелодий»
первый год обучения
г. Когалым – 2019 г
Принята на заседании
методического совета
протокол № 1от 1 от 06.09.2019г.
Утверждаю
Директор МАУ ДО «ДДТ»
_________ Н.А. Михалик
Приказ № 215 от 06.09.2019г.
Автор-составитель:
Жило Татьяна Николаевна,
педагог дополнительного
образования
Содержание программы
1.
Пояснительная записка
3
2.
Учебно-тематический план
4
3.
Каленарно-тематический план
4
4.
План воспитательной работы
6
5.
План работы с родителями
7
6.
План самообразования
8
1. Пояснительная записка
Рабочая
программа
разработана
на
основе
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы художественной направленности «Калейдоскоп мелодий» для
учащихся первого года обучения.
Цель
первого
модуля:
создание музыкально-творческой
и
познавательной
среды
для
реализации музыкальных природных задатков учащихся.
Задачи первого модуля:
1.
Обучать основам музыкальной грамоты и сценической культуры.
2.
Обучать
элементарным
певческим
навыкам;
чистого
интонирования,
дикции,
артикуляции и дыхания.
3.
Развивать правильные навыки звуковедения на legatо, nonlegatо, staccato.
4.
Развивать навыки одноголосного пения с элементами двухголосия.
5.
Формировать ощущения головного и грудного резонирования вокального звука.
Первый
модуль
предусматривает
более
конкретную
работу
по
выработке
вокальных
навыков
в
эстрадной
манере
исполнения.
Использование
грудного
механизма
в
пении
с
фальцетным,
приводит
к
формированию
хорошо
отлаженной
системы
совместной
координированной
работы
обоих
механизмов.
Мягкая,
нефорсированная
подача
звука
и
использование фальцетного режима работы гортани не ниже «Ля» первой октавы является
надёжной
гарантией
от
всяких
случайных
потерь
голоса,
в
том
числе
и
от
потерь
в
предмутационный период развития детей. Опыт показывает, что дети этого возраста обычно
самостоятельны,
активны,
любознательны
и
эмоциональны,
поэтому
этот
год
обучения
предусматривает активизацию их интересов не только к искусству вокальному, но и к искусству
вообще, к разным его видам. Формирование раскованного, общительного человека, владеющего
вокалом, словом, умеющего слушать и понимать окружающих. В программу первого
модуля
входят пение элементарных вокальных упражнений с использованием следующих интервалов:
чистая
прима,
малая
и
большая
терции,
чистая
октава.
Формирование
навыков
пения
с
фонограммой.
Адресатом программы являются дети школьного возраста от 10 до 12 лет.
Объем рабочей программы первого модуля составляет 180 часов. Недельная нагрузка - 5
часов. Форма обучения очная. Режим занятий группы: 2 раза в неделю по 2 академических часа
(45 минут), 1 раз в неделю 1 академический час (45 минут). Продолжительность одного занятия
45 минут, перерыв между занятиями – 10 минут. Форма организации деятельности: групповая.
Начало учебных занятий - 1 сентября. Окончание учебного года – 31 мая. Продолжительность
учебного года - 36 учебных недель. Продолжительность учебной недели – 6 дней. Каникулы –
нет. Промежуточная аттестация учащихся: 19-24 декабря, 15-20 мая.
Примерное расписание занятий:
Четверг
14.00-14.45
14.55-15.40
Пятница
15.50-16.35
16-45-17.30
Суббота
13.35-14.20
Формы
учебных
занятий:
беседа,
практические
занятия,
занятие-постановка
(репетиционное).
Беседа,
на
которой
излагаются
теоретические
сведения,
которые
иллюстрируются
наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.
Практические занятия, где отрабатываются ряд специально подобранных упражнений для
выработки
вокально-исполнительских
ансамблевых
навыков,
что
имеет
определённое
практическое значение в воспитательной работе вокалистов эстрадного ансамбля.
Занятие-постановка (репетиция) – отрабатываются концертные номера, и артистические
задатки детей.
Планируемые результаты первого модуля.
1. Предметные результаты.
Учащиеся будут знать и понимать:
виды ансамблевого строя;
основы актерского мастерства;
стилистику вокальных произведений;
Учащиеся будут уметь:
исполнять вокально-хоровые произведения в диапазоне одной и полутора октав;
использовать цепное дыхание в ансамбле;
работать с микрофоном.
2.
Метапредметные
результаты. Учащиеся
научатся
планировать
свои
действия
с
творческой задачей и условиями её реализации; самостоятельно выделять и формулировать
познавательные цели занятия.
3. Личностные результаты. У учащихся будут формироваться эмоциональное отношение к
искусству,
духовно-нравственные
основы
поведения;
научатся
реализовывать
творческий
потенциал в процессе коллективного музицирования.
2. Учебно-тематический план
№
п/п
Название раздела
Количество часов
Форма контроля/
Аттестации
всего
теория
практика
Первый модуль
1.
Комплектование групп
5
-
5
-
2 .
Вводное занятие
2
2
-
-
3.
Основы вокально-
хорового исполнения
50
10
40
Контрольное занятие
(исполнение репертуара,
собеседование)
4.
Резонаторы.
Грудной регистр.
Фальцетный режим
31
4
27
Устный опрос. Зачет
Исполнение репертуара
5.
Основы музыкальной
грамоты
34
14
20
Н а б л ю д е н и е .
З а ч е т
Исполнение
репертуара.
Тестирование
6.
Образно –
эмоциональное
единство ансамбля
32
12
20
Н а б л ю д е н и е .
З а ч е т
Исполнение
репертуара
Тестирование
7.
Концертно-
исполнительская
деятельность
24
4
20
Публичные выступления
Исполнение репертуара.
8.
Итоговое занятие
2
-
2
Проверка ЗУН в
соответствии с
программными
требованиями
Всего часов
180
42
138
3. Календарно-тематический план
Название раздела
Содержание
раздела
Тема занятия
Средства обучения
Дата
Кол.
час
Комплектование групп
5ч.
Вводное занятие. Стартовая
диагностика
Жанры
вокального
искусства.
През. «Волшебный мир
песни».
2ч.
Основы вокально-
хорового исполнения
Формирование
чувства
ансамбля.
Выработка
активного
унисона,
устойчивое
интонирование
одноголосого
пения при
Ансамблевый
унисон
Упражнения.
Подбор репертуара
Музыкальный
звук. Высота
звука.
Упражнения. Работа над
звуковедением и
чистотой интонирования.
Певческое
дыхание.
Упражнения. Дыхание
перед началом пения.
Смена дыхания в
процессе пения
Формирование
ансамблевого
Выработка активного
унисона, устойчивое
сложном
аккомпанементе.
Упражнения на
выполнение
мелодического и
гармонического
строя
звука
интонирование
одноголосого пения.
Тренаж
Контроль ЗУН.
Тест.
Исполнение репертуара
2ч.
Всего часов: 50
Теория: 10
Практика: 40
Резонаторы.
Грудной регистр.
Фальцетный режим
Выполнение
тренировочных
программ в
фальцетном
режиме с
переходом в
грудной режим и
наоборот.
Упражнения в
грудном
регистре.
Упражнения в
головном
регистре.
Вибрация губ-
пять шагов.
Регистры голоса
Тренаж голоса. Разбор
репертуара по звучащим
регистрам.
Видео «Резонаторы
грудные и головные»
Организация
работы
голосообразующи
х органов
Презентация
«Методика В.В.
Емельянова»
Интонационно-
фонетические
упражнения
Певческая
форманта.
Значение работы
резонаторов при
звукообразовании
Упражнения в разных
регистрах на фонемы
«А», «О», «У»
Презентация-тренаж
«Развиваем свой голос»
Межрегистровый
порог.
Упражнения на
формирование
механизма «прикрытого»
или «нейтрального
гласного»
Контроль ЗУН.
Тест.
Исполнение репертуара
2ч.
Всего часов: 31
Теория: 4
Практика: 27
Основы
музыкальной
грамоты
Запись в нотной
тетради.
Изучение
клавиатуры на
фортепиано.
Выполнение
тестов. Работа с
карточками.
Освоение
фортепианной
клавиатуры.
У ч е б н и к
–
сказка
Теория
м у з ы к и
д л я
маленьких
музыкантов и их
родителей»
Нотный стан, счет
линий нотоносца
СD-диск «Матроскин
учит музыку»
Скрипичный
ключ. Ноты
скрипичного
ключа
СD-диск «Матроскин
учит музыку».
Презентация
«Ноты 1-й октавы» часть
первая и вторая
Басовый ключ.
Ноты басового
ключа
СD-диск «Матроскин
учит музыку».
Презентация
«Ноты 1-й октавы» часть
первая и вторая
Длительности нот.
Пауза.
Длительности
пауз
СD-диск «Матроскин
учит музыку».
Контроль ЗУН.
Тест.
Исполнение репертуара
2ч.
Всего часов: 34
Теория: 14
Практика: 20
Образно –
Работа над
М и р
с ц е н ы .
Законы
сценического
Презентация
«Образное
содержание музыки»
эмоциональное
единство ансамбля
артистизмом,
музыкальностью
Описание образа
музыкального
произведения.
Работа над
сценической
культурой.
Объяснение
любой темы
проходит в
форме игры,
конкретно
образного
показа.
мастерства.
Формирование
сценической
культуры. Работа
с фонограммой
Исполнение репертуара.
Работа на образом
Р а б о т а
н а д
артистизмом
и
культурой
п о в е д е н и я
н а
сцене.
Мультимедийный урок
«Игры с голосом»,
работа с фонограммой
"минус"
Разбор
музыкального
текста
Работа с фонограммой
"минус". Исполнение
репертуара
Работа над
единым образом в
ансамбле.
Работа над репертуаром
с фонограммой "минус"
Контроль ЗУН.
Тест.
Исполнение репертуара
2ч.
Всего часов: 32
Теория: 12
Практика: 20
Концертно-
исполнительская
деятельность
Выработка
способности к
целенаправленно
му поведению в
условиях
эмоционального
напряжения
Публичные
выступления
Видео «Тренинг
уверенности»
Презентация «Юный
музыкант»
Всего часов: 24
Теория: - 4
Практика: 20
Итоговое занятие
Проверка
ЗУН
в
соответствии
с
программными требованиями
Исполнение репертуара.
Тест
2ч.
Всего часов: 2
Теория: -
Практика: 2
4. План воспитательной работы
Участие в мероприятиях духовно-нравственной направленности
№
п/п
Мероприятие
Дата
проведения
Охват
учащихся
Форма участия
1.
1
Часы общения в рамках Дня народного
единства «Живем одной судьбой»
Беседа
2.
2
Праздник «Посвящение в новички»
музыкального и прикладного отделов
Октябрь
Концертные номера
3.
3
Концертная программа, посвященная
Дню Матери
Ноябрь
Концертные
выступления
4.
4
Всероссийская акция «Час добра». БУ
«КЦСОН «Жемчужина».
Декабрь
Концертное
выступление
5.
5
Конкурс новогоднего интерьера кабинета
«Новогоднее поздравление»
Декабрь
6.
6
Творческое мероприятие для родителей в
рамках клуба выходного дня
"Семейная карусель"
Февраль
Концертные
выступления
7.
7
Концерт, посвященный празднованию 23
февраля и 8 марта «Нежным, ласковым,
любимым!»
Март
Концертные
выступления
8.
8
Часы общения в рамках Дня
экологических знаний «Станем друзьями
Беседа
природы»
9.
9
Реализация творческого проекта
"Память в песне моей"
Март
Концертные
выступления
10
Творческий отчёт учреждения
Май
Концертные
выступления
11
Участие в городских конкурсах детского
творчества образовательных
организаций
Февраль,
апрель
Конкурсное
исполнение
12
Часы общения, посвященные
празднованию дня победы в ВОВ
Май
Беседа
13
Участие в городских мероприятиях,
посвященных Дню Победы в ВОВ, в
рамках акции «Дети - ветеранам»
Май
Концертные
выступления
14
Часы общения, посвященные Дню
Победы «Мы помним и гордимся!»
Май
Беседа
14
Итоговое родительское собрание.
Отчетный концерт перед родителями.
Май
Концертные
выступления
16
Часы общения, посвященные Дню семьи
«Мои близкие и родные люди!»
Май
Беседа
Охрана здоровья учащихся и формирование культуры здорового образа жизни
17
Беседы о профилактики голосового
режима певца.
В течение
уч. года
Беседа
18
Беседа с инспектором по ПБДД
В течение
уч. года
Беседа
19
Часы общения в рамках Фестиваля «Мы
выбираем здоровье!»
Беседа
20
Часы бесед «Знай правила дорожного
движения»
Беседа
Экологическое воспитание
21
Часы общения «Капля воды – весь мир»
Октябрь
Беседа
22
Городская краеведческая игра «Знай свой
край!»
Ноябрь
Концертное
выступление
23
Конкурс «Цвети наш дом». 2-й этап.
Май
Покупка рассады
24
Мероприятия в рамках Международной
акции «Час Земли».
Беседа
5. План работы с родительской общественностью
Организация совместной деятельности педагога, учащихся и родителей
№
п/п
Мероприятия
Участники
Сроки
1.
Организационное родительское
собрание
Родители, педагог
Сентябрь
2.
Обновление банка данных социальной
картотеки семьи, социологического
паспорта
Родители, педагог
Сентябрь
3.
Организация коллективного посещения
музеев, выставок, театров; экскурсии во
внеурочное и каникулярное время
Родители, педагог,
учащиеся
В течение года
4.
Собрание родительского комитета
Родители, педагог
Октябрь
5.
Мероприятия для мам, посвященные
Дню матери
Родители, учащиеся
Ноябрь
6.
Индивидуальные беседы
Педагог, родители
В течение года
7.
Приобретение и пошив костюмов и
аксессуаров для публичных
выступлений детей.
Педагог, родители
В течение года
8.
Творческое мероприятие для родителей
в рамках клуба выходного дня
"Семейная карусель"
Педагог, родители,
учащиеся
Февраль
9.
Консультации, беседы о результатах
учебного процесса ребёнка
Педагог, родители
В течение года
10.
Привлечение родителей к подготовке и
проведению творческого проекта
"Память в песне моей" и мероприятий
учреждения
Педагог, родители
В течение года
11.
Изучения удовлетворенности родителей
учащихся объединения работой
образовательного учреждения
Анкетирование родителей
Педагог, родители
Апрель
Май
12.
Акция «Цвети наш дом!»
Педагог, родители,
учащиеся
Май
13.
Итоговое
родительскоесобрание.
Творческий отчет учащихся объединения
перед родителями
Педагог, родители,
учащиеся
Май
6. План самообразования
№
п/п
Мероприятия
Дата проведения
1.
Создать и дополнять портфолио вокальной группы «калейдоскоп
мелодий» (достижения, видеовыступления, аудиозаписи, репертуар)
В течение года
2.
Изучить методическую литературу Г.К. Селевко
Дифференциация учебного процесса на основе интересов детей.
Современные образовательные технологии
В течение года
3.
Принять участие в составе экспертной комиссии по оценке
творческих работ конкурсантов Международного обозревательного
центра «Кладовая талантов»
Ноябрь
4.
Пополнять УМК к образовательной программе «Калейдоскоп
мелодий».
В течение года
5.
Опубликовать материал по обобщению опыта работы на сайте
Всероссийского образовательного издания «Вестник Педагога».
Май