Автор: Назарова Любовь Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Хатын-Арынская СОШ им. И.Е.Винокурова МО "Намский улус"""
Населённый пункт: Республика Саха(Я)
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Геометрические понятия при проектировании табуреток и стола
Раздел: среднее образование
МБОУ «Хатын- Арынская СОШ им. И.Е.Винокурова МО «Намский
улус» Республики Саха (Якутия)
Геометрические понятия при проектировании
табуреток и стола
Провела урок: учительница математики
Назарова Л.Н.
УПД: высокий, педстаж – 38 лет
2019 г.
Тема урока: Геометрические понятия при проектировании табуреток и стола
Цель:
В
конце
занятия
мы
с
вами
должны
сформировал
Сатабыл.
При
проектировании стола и табуреток, с применением геометрических понятий.
Задача: Китайская мудрость гласит:
Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Дай мне действовать самому – и я научусь.
Оборудование урока:
2 табуретки ( одна с3- мя ножками, другая с4- мя
ножками), фанера, ножовка, линейка, нитка.
Компьютерная иллюстрация: видеосъемка во время урока
Структура урока:
1. Самоопределение к деятельности.
2. Актуализация знаний.
3. Постановка проблемы.
4. Открытие нового.
5. Локализация места затруднения.
6. Смотр видиосъемок и обобщение причин затруднений во внешней речи.
7. Рефлекция деятельности.
8. Домашние задания.
1. Самоопределение к деятельности
И, так, на какие две науки разделяется математика?
1.
Алгебра – изучает действие.
2.
Геометрия – изучает фигуры на плоскости.
- Какую из них наук нам следует выбрать для достижения цели
сегодняшнего занятия?
2
.
Актуализация знаний:
Что изучает геометрия?
(Фигуры на плоскости).
Назовите основные геометрические фигуры.
(Точка, прямая, луч, отрезок, плоскость).
С каких фигур состоит прямая?
(Из множества точек).
Сколько прямых можно провести через две точки?
(Через две точки можно провести одну прямую).
Что такое плоскость?
(Плоскость – это бесконечная геометрическая фигура, которая не
имеет границ).
Можно ли сказать, что фанера является плоскостью?
(Да .Фанера часть плоскости).
Фанера имеет толщину. А плоскость?
(Плоскость не имеет толщину, толщина фанеры равна « 0 »).
3.Постановка проблемы:
Скажите, пожалуйста, какой формы столы и табуретки имеются в
вашем доме?
(Круглые, прямые, овальные, с 3 – мя и 4 – мя ножками).
Я принесла на занятии 2 табуретки, одна с 3 – мя ножками, а
другая
с
4–
мя
ножками.
По
одному
участнику
из
группы,
подойдите пожалуйста к табуреткам присядьте на них и подумайте
на какой них удобнее сидеть?
(Устойчивая – не качается, не устойчивая – качается).
Для
того,
чтобы
ответить
на
этот
вопрос
мы
сегодня
будем
проходить тему, которая называется:
4.Открытие нового:
Будем
работать
по
группам.
Перед
вами
лежат
табуретки,
фанера,
ножовка, линейка, нитка. Используя инструменты , вам предстоит доказать,
что одна из этих табуреток более устойчивая и защитить свой вариант,
решения проблемы перед аудиторией.
а) обсуждают. б) защита проектов.
На 3 – х ногой табуретка поставили плоскость. Ножки рассмотрим
как 3 точки. Что показывает?
(Устойчива, т.е. не качается).
Через три точки , раз не качается, сколько плоскостей можно
провести?
(Одну).
Почему, только одну?
(Через точки можно провести одну прямую, а через пару точек мы
проверили 3 прямые. При этом мы получили треугольник, а треугольник
это часть плоскости).
А, если, мы распилим одну ножку, то наша плоскость будет
качаться?
(Нет! Имеется опять же таки три точки. Просто будет иметь не
удобнее положение).
Значит,
три
точки
табуретки
и
плоскость
фанера
совмещаются
между собой и получаем мы одну плоскость.
(Через 3 точки можно провести плоскость, притом только одну!!!).
А, через четыре точки, сколько плоскости приводиться?
(Четыре).
Из сказанных четырех плоскостей сколько видно?
(Две плоскости).
Почему фанера качается?
( плоскость фанеры одна, а на ножках две плоскости. Всего их – три)
Скажите, в каком случае не будет качаться?
(Если все четыре точки будут лежать на одной плоскости.)
А как это будем добиваться?
5. Локализация места затруднений
Для того, чтобы добиться этого у вас имеются ваши инструменты. Нитки
будут показывать – прямые.
Именно,
с
помощью
этих
ниток
должны
провести
через
4
точки
плоскость.
Посмотрите, и скажите касаются ли друг – друга нитки?
(Не касаются).
Как мы можем добиться того , чтобы нитки касались друг – друга?
(Опускаем нитки до уровня пока они не коснутся друг –друга .
измеряем, испиливаем).
Прямые пересеклись. Положим фанеру что наблюдаем?
(Фанера не качается).
Сколько плоскостей провели?
(Две плоскости, но они совмещаются друг с другом. Получили одну
плоскость).
Через какие прямые провели плоскость?
(Через пересекающиеся)
Отсюда напрашивается вывод; какой?
(Через пересекающиеся прямые можно провести плоскость, притом
только одну.)
Теперь скажите какая из этих табуреток лучше.
(С 3 – мя ножками).
6. Смотр видиосъемок и обобщение причин затруднений во внешней речи
7. Рефлекция деятельности:
- Какую работу мы провели сегодня с вами?
- Что мы использовали для выхода из затруднений?
- Кто исправил ошибки при выполнении работы?
- Получили ли удовлетворение от своей работы?
- Что необходимо доработать дома?
- Какие универсальные Сатабыл применили на уроке?
- Какая у нас была тема урока?
- Достигли ли цель урока?
Тема урока: Геометрические понятия при изготовлении табуреток и
стола.
Именно, поэтому наши предки изготавливали столы с 3 – мя ножками, они
жили в балаганах с земляным полом. Такие балаганы называются «кыайах
дьиэ».
Перечень универсальных Сатабыл применяемых на уроке?
1. Анализ
2. Синтез
3. Сравнение
4. Вывод
5. Уточнение
6. Нахождение
7. Поиск
8. Оценивание
9. Опровержение
10. Пересказывание
11. Постановка вопросов
12. Комментарии
13. Сообщение
4. Описание
15. Отбор
16. Выбор
17. Выявление
18. Доказательство
19. Пояснение
20. Определение
21. Опознание
22. Исследование
23. Проектирование
Урок проведен по этапам:
1.
Организация совместной деятельности обучающегося и учителя.
2.
Планирование (целеполагание)
3.
Сбор материалов и оборудования.
4.
Корректировка плана
5.
Деятельностный этап, самооценка.
На каждом этапе особое внимание уделяется развитию практических
умений
( сравнение, измерение, анализ, видоизменение, нахождение
исправленных ошибок) и ценностных качеств ( внимательность,
сообразительность, ответственность, выносливость, целеустремленность,
самовыражение, самоутрверждение и т.д)
На этапе самооценка предлагается оценка деятельности ( групповые,
защита проекта и т.д)
Продуктом совместной деятельности является универсальное умение
обучающихся входить контакт, диалог с собеседниками, взрослыми в
различных ситуациях жизни.
На уроке применен проектный метод обучения. В основе лежит
следующий принцип Сатабыл: анализ- размышление, рассуждение…
Старалась создать необходимые условия для расширения индивидуальной
образовательной траектории обучающихся.