Автор: Гольчанская Римма Анатольевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: БОУ СОШ № 109 с УИОП
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание добра"
Раздел: среднее образование
Гольчанская Римма Анатольевна
Бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 109
с углубленным изучением отдельных предметов»
Воспитание добра
Что такое счастье – вопрос риторический. Для каждого
человека существует свое собственное представление о счастье.
Ученые Калифорнийского университета сформулировали стратегию
счастья
из
5
компонентов: 1.
Благодарность
2.
Оптимизм
3.
Воспоминание об удачах 4. Использование своих сильных сторон 5.
Добрые
поступки.
Ученые
Австралии
необходимыми
компонентами
счастья
называют: 1.
Любовь
2.
Материальное
благополучие и 3. Социальная активность. Множество различных
компонентов и систем, но полное счастье невозможно без мира в
душе и вокруг нас.
Конечно же в самые первые годы своей жизни ребенок должен
получить
основы
эстетической
и
духовной
культуры
в
семье.
Малыш даже больше воспринимает не слова, а действия и поступки
своих родителей. Когда дети становятся старше, ответственность за
формирование миролюбия возлагается ещё и на школу, на учителей.
Я, как классный руководитель и учитель английского языка,
понимаю важность модели поведения и стараюсь демонстрировать
уважительное отношение ко всем ученикам, чутко реагировать на
несправедливость
и
помогать
ребятам
в
трудных
жизненных
ситуациях. Дети знают, что ко мне всегда можно обратиться за
советом и поддержкой.
Средствами учебного предмета нам удается убедить, что
человек
может
управлять
своей
судьбой
и
инструментами
воздействия
являются
добрые
поступки,
открытое
сердце
и
миролюбивое отношение к окружающим тебя людям. Например, в
учебнике английского языка “Enjoy English 9” автор Биболетова
М.З. целую четверть обсуждаем способы решения конфликтов и
заключительный раздел ставит самый главный акцент темой «Будь
толерантным
и
тебе
удастся
избежать
конфликтов».
Даже
при
изучении
грамматического
материала
можно
показать
детям
результат и последствия добрых поступков. Так, при изучении темы
Present
Perfect
было
дано
домашнее
задание
сделать
несколько
хороших поступков для мамы и записать, как мама отреагировала
на ваши добрые дела. Ребята перечисляли: «Я постирал и погладил
бельё»,
«Я
пропылесосил
всю
квартиру»,
«Я
встретил
маму
с
работы
и
донес
тяжелые
сумки»,
«Я
усадил
маму
на
диван,
приготовил ей вкусный чай и устроил ей фотосессию». А что же
мамы? Чья-то мама просто сказала «спасибо», чья-то в ответ обняла
и поцеловала, а у кого-то даже купила подарок. Но все подтвердили,
что реакция на доброту – проявление доброты в ответ.
Как классный руководитель в план воспитательной работы я
обязательно
включаю
мероприятия,
воспитывающие
миролюбие,
формирование доброты и проявление сочувствия и сопереживания.
Например, при подготовке к дискуссии на тему «Нужно ли быть
добрым в наше время» был применен метод незаконченных фраз.
Все
получили
список
фраз,
которые
нужно
было
закончить
несколькими
словами.
Пример
фраз:
-
Я
доверю
свою
тайну
человеку, который…, - В компаньоны я выберу…, - Когда я буду
старым…, - Люди заводят питомцев потому что…, - Мне
стыдно, что я когда-то… и другие. Итоги теста были озвучены
анонимно и некоторые ответы были обсуждены совместно.
За три года работы с классом мы участвовали в мероприятии
Экоцентра
по
уборке
городского
парка,
поздравляли
ветеранов,
дарили им подарки, собирали корм и лекарство для питомника
«Друг»,
высаживали
деревья
(в
школьном
дворе
есть
дубок
с
собственным именем Big Oak)
Ребята отзывчивые, легкие на подъем. Верю, что у моих
выпускников правильно сформировано понимание миролюбия. Они
знают,
что
к
мнению
добрых
людей
прислушиваются,
добрых
людей уважают. Люди, не держащие зла, с чистой душой, всегда
живут долго и счастливо.