Автор: Дусманова Алена Валерьевна
Должность: учитель математики и информатики
Учебное заведение: МБОУ "Бурдинская СОШ"
Населённый пункт: РТ, Тукаевский район, с. Бурды
Наименование материала: статья
Тема: РАЗВИТИЕ ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ И ИНФОРМАТИКЕ
Раздел: полное образование
РАЗВИТИЕ ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ И
ИНФОРМАТИКЕ
Аннотация: В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в
Российской Федерации», «одним из принципов государственной политики и
правового регулирования отношений в сфере образования является свобода вы-
бора образования согласно склонностям и потребностям человека, создание
условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способ-
ностей». Поисково-исследовательский подход является одним из способов обу-
чения, обеспечивающим развитие творческой личности, способной эффективно
ориентироваться в условиях постоянного многократного роста информации,
способной использовать ее для решения возникающих творческих задач и не-
прерывного самообразования.
Ключевые
слова:
поисково-исследовательская
деятельность,
процесс
обучения математике, обучение информатики, развитие образования, модерни-
зация образования.
Знание индивидуальных особенностей учащихся дает возможность не
только реализовать дифференцированный подход, но и осознанно, профессио-
нально найти наиболее эффективные методы и формы организации учебного
процесса, направленные на формирование поисково-исследовательской культу-
ры. С учетом индивидуальных особенностей учащихся как ориентации на инди-
видуальные психологические характеристики, выбора и использования соответ-
ствующих методик и приемов, различных вариантов заданий. При подготовке
программ и учебных планов при реализации различных направлений подготов-
ки необходимо максимально и целенаправленно учитывать индивидуальные
особенности учащихся
1
.
1
Газимагомедова
А.О.,
Везиров
Т.Г.
Применение
интерактивных
средств
обучения
при
составлении
математических задач // Известия ДГПУ. – Т.10. - №2. – 2016. – С.90-95
Следующее педагогическое условие – разработка и внедрение научно-
методического
обеспечения,
представляющего
собой
совокупность
научно-
методических материалов, содержащих учебные материалы в соответствии с
профессиональной образовательной программой (методические рекомендации
и материалы, учебно-методические пособия, образовательные программы, ис-
пользование ИКТ и др.).
Важность разработки и внедрения учебно-методического и научно-мето-
дического обеспечения в учебный процесс обусловлена тем, что создание цело-
го комплекса современных образовательных продуктов и разнообразных мето-
дических средств для их реализации позволяет в несколько раз повысить эффек-
тивность
образовательного
процесса.
Создание
рабочих
программ,
учебно-
методических пособий и комплексов по преподаваемым предметам, позволяет
осуществлять более продуктивную педагогическую деятельность.
Тщательно отобранные и взаимосвязанные единым подходом учебники,
задания, дополнительная литература и другие элементы научно-методического
обеспечения в полной мере раскрывают содержание предмета, укрепляют меж-
дисциплинарные
и
междисциплинарные
связи
и
усиливают
практическую
направленность курса. Для успешного восприятия сложного учебного материа-
ла необходимы разнообразные методические средства, позволяющие быстро
устранить имеющиеся пробелы в знаниях. Кроме того, внедрение учебно-мето-
дического обеспечения позволяет повысить качество самостоятельной работы
учащихся, способствует формированию и развитию у учащихся логического
мышления, воображения, методические навыки
2
.
Одним
из
важнейших
источников
научно-методического
обеспечения
учебного процесса является собственная разработка преподавателей. Чтобы их
сделать, учителя должны обладать необходимыми знаниями в области методо-
логических проблем современной педагогики, основами научно-методической и
учебно-методической работы, в том числе: структурирование и преобразование
научного знания в учебный материал, методы методической проработки про-
2
Магомедова М. Г. Особенности адаптации личности обучаемых в образовательных учреждениях различной
направленности // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 2 (69). - С. 46–48.
фессионально-ориентированного материала, методы и приемы составления за-
дач, упражнений, тестов по различным темам, систематика учебных задач, ме-
тодами и приемами устного и письменного изложения предметного материала и
т.д
3
.
Очевидно,
что
успешное
решение
профессионально
значимых
задач
должно базироваться на прочном научном фундаменте, что гарантирует соблю-
дение оптимального сочетания фундаментальных и практических знаний, ис-
пользование интерактивных технологий обучения, освоение стратегий и техно-
логий применения знаний, что еще раз доказывает важность формирования по-
исково-исследовательской культуры учащихся.
Основными аспектами учебно-методической составляющей учебного про-
цесса и преподавания учебных дисциплин являются: разработка электронных
учебников и учебно-методических пособий, применение активных методов обу-
чения на практике, совершенствование контроля учебно-познавательной дея-
тельности, разработка тестовых методов и др.
Учебно-методическое
обеспечение
образовательного
процесса
должно
быть разнообразным, отвечать требованиям вариативных государственных об-
разовательных программ; разрабатываться для организации всех видов образо-
вательной деятельности и различаться по сложности.
Рассмотренные педагогические условия и факторы формирования поис-
ково-исследовательской культуры учащихся педагогических специальностей не-
разрывно взаимосвязаны и составляют единый комплекс. Формирование поис-
ково-исследовательской культуры учащихся должно осуществляться на протя-
жении всего периода образования
4
.
В качестве критериев качества формирования поисково-исследователь-
ской культуры учащихся педагогических специальностей нами выделены следу-
3
Исаева М.А. Проектно-исследовательская культура педагога в аспекте педагогического знания // Проблемы
современного педагогического образования. - 2016. - №5(53). - С.88-94.
4
Исаева М.А. Принципы содержания психолого-педагогической составляющей в формировании проектно-
исследовательской культуры студентов педагогических специальностей // Научные исследования и образование.
- 2017. - №2. - С.7-9.
ющие
5
:
1. Исследовательская компетентность, предполагающая наличие поис-
кового мышления; знание методов исследования и их связи со средствами обу-
чения; умение организовать педагогический процесс; умение осуществлять ре-
флексивную и творческую деятельность; сформированные теоретические зна-
ния в области педагогических дисциплин; наличие профессиональных знаний.
Определяя исследовательскую компетентность, выделили два ее компо-
нента
6
:
1) способность педагога осуществлять традиционную педагогическую де-
ятельность;
2) способность педагога искать и реализовывать педагогические иннова-
ции, т. е. профессионально подбирать содержание инноваций, проектировать
реализацию этого содержания через использование современных педагогиче-
ских технологий; прогнозировать ожидаемый результат, который может быть
получен в процессе внедрения инноваций; описывать критерии оценки эффек-
тивности инноваций.
Исследовательская компетенция входит в структуру профессиональных
компетенций в области методов формирования знаний, умений и навыков уча-
щихся, которая представляет собой развернутую систему знаний по конкретно-
му построению деятельности.
2. Креативность – новизна (в том числе субъективная) результата, про-
дукта деятельности; гибкость – способность находить и принимать многие ре-
шения; оригинальность – интеллектуальная новизна идей и решений; ориента-
ция на новые, социально значимые, целесообразно организованные методы обу-
чения; генерация оригинальными идеями).
Творческие способности характеризуются готовностью принимать и со-
здавать принципиально новые идеи, отличающиеся от традиционных. Креатив-
ность – способность достигать цели, находить выход из проблемной ситуации.
5
Исаева М.А. Критерии и показатели проектно-исследовательской культуры педагога // Научные исследования
и образование. - 2017. - №1. - С.152-153.
6
Кузнецов А.А., Зенкина С.В. Учебник в составе новой информационно-коммуникационной образовательной
среды. Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 66 с.
Вид творческой деятельности, ориентированный на создание новых, осмыслен-
ных и надлежащим образом организованных методов и средств. Творчество
влияет на спонтанный творческий процесс. В творческом процессе происходит:
формирование новых способов деятельности, генерация оригинальной идеи.
3 . Профессиональное
самосовершенствование (инициативность в фор-
мировании личности, знаний, умений; потребности развития образа "я–профес-
сионал"; навыки самостоятельной работы над собой, способность к устойчивой
мотивации личностного развития; формирование позиционной и идеологиче-
ской определенности, расширение кругозора, нравственности, творческого про-
фессионального мировоззрения; устойчивая мотивированная стратегия профес-
сионализации; адекватная самооценка).
Процесс самосовершенствования учащегося осуществляется в двух взаи-
мосвязанных формах – самовоспитание и самообразование, взаимно дополняя
друг друга, проявляя взаимное влияние на характер работы над собой. В то же
время это два относительно независимых процесса, предусматривающих как
общие, так и специальные условия для их организации. Процесс методического
самосовершенствования учащегося обусловлен не столько профессиональным
опытом, сколько умением трансформировать себя, стать субъектом профессио-
нальной деятельности
7
.
При формировании поисково-исследовательской культуры учащихся педа-
гогических специальностей «необходимо учитывать внешние и внутренние за-
кономерности. Внешние закономерности характеризуют взаимосвязь процесса
формирования поисково-исследовательской культуры, с социальными процесса-
ми и условиями: потребностями современного общества в компетентных педа-
гогах, способных осуществлять практико-ориентированное обучение на значи-
мом профессиональном уровне. К внутренним законам процесса формирования
поисково-исследовательской культуры могут относиться: взаимосвязь теории с
практикой; взаимосвязь целей, содержания и методов формирования поисково-
исследовательской культуры учащихся».
7
Тураева С. Традиционные и инновационные методы обучения // Наука XXI века. - 2018. -т № 6.
Таким образом, разработанный комплекс педагогических условий должен
быть обращен к постепенному и целенаправленному формированию поисково-
исследовательской
культуры
учащихся
–
будущих
педагогов,
и
только
при
комплексном
выполнении
выбранных
условий
можно
решить
исследуемую
нами проблему.
Указанные педагогические условия обеспечивают целостность разрабо-
танной нами модели, ее соответствие концептуальным параметрам, что в конеч-
ном итоге способствует достижению поставленной учебно-методической и ди-
дактической цели.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Газимагомедова А.О., Везиров Т.Г. Применение интерактивных средств
обучения при составлении математических задач // Известия ДГПУ. –
Т.10. - №2. – 2016. – С.90-95
2.
Исаева
М.А.
Критерии
и
показатели
проектно-исследовательской
культуры педагога // Научные исследования и образование. - 2017. - №1. -
С.152-153.
3.
Исаева
М.А.
Принципы
содержания
психолого-педагогической
составляющей
в
формировании
проектно-исследовательской
культуры
студентов
педагогических
специальностей
//
Научные
исследования
и
образование. - 2017. - №2. - С.7-9.
4.
Исаева М.А. Проектно-исследовательская культура педагога в аспекте
педагогического
знания
//
Проблемы
современного
педагогического
образования. - 2016. - №5(53). - С.88-94.
5.
Кузнецов А.А., Зенкина С.В. Учебник в составе новой информационно-
коммуникационной образовательной среды. Методическое пособие. – М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 66 с.
6.
Магомедова
М.
Г.
Особенности
адаптации
личности
обучаемых
в
образовательных учреждениях различной направленности // Мир науки,
культуры, образования. - 2018. - № 2 (69). - С. 46–48.
7.
Тураева С. Традиционные и инновационные методы обучения // Наука
XXI века. - 2018. -т № 6.