Напоминание

РАЗВИТИЕ ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ И ИНФОРМАТИКЕ


Автор: Дусманова Алена Валерьевна
Должность: учитель математики и информатики
Учебное заведение: МБОУ "Бурдинская СОШ"
Населённый пункт: РТ, Тукаевский район, с. Бурды
Наименование материала: статья
Тема: РАЗВИТИЕ ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ И ИНФОРМАТИКЕ
Раздел: полное образование





Назад




РАЗВИТИЕ ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ И

ИНФОРМАТИКЕ

Аннотация: В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в

Российской Федерации», «одним из принципов государственной политики и

правового регулирования отношений в сфере образования является свобода вы-

бора образования согласно склонностям и потребностям человека, создание

условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способ-

ностей». Поисково-исследовательский подход является одним из способов обу-

чения, обеспечивающим развитие творческой личности, способной эффективно

ориентироваться в условиях постоянного многократного роста информации,

способной использовать ее для решения возникающих творческих задач и не-

прерывного самообразования.

Ключевые

слова:

поисково-исследовательская

деятельность,

процесс

обучения математике, обучение информатики, развитие образования, модерни-

зация образования.

Знание индивидуальных особенностей учащихся дает возможность не

только реализовать дифференцированный подход, но и осознанно, профессио-

нально найти наиболее эффективные методы и формы организации учебного

процесса, направленные на формирование поисково-исследовательской культу-

ры. С учетом индивидуальных особенностей учащихся как ориентации на инди-

видуальные психологические характеристики, выбора и использования соответ-

ствующих методик и приемов, различных вариантов заданий. При подготовке

программ и учебных планов при реализации различных направлений подготов-

ки необходимо максимально и целенаправленно учитывать индивидуальные

особенности учащихся

1

.

1

Газимагомедова

А.О.,

Везиров

Т.Г.

Применение

интерактивных

средств

обучения

при

составлении

математических задач // Известия ДГПУ. – Т.10. - №2. – 2016. – С.90-95

Следующее педагогическое условие – разработка и внедрение научно-

методического

обеспечения,

представляющего

собой

совокупность

научно-

методических материалов, содержащих учебные материалы в соответствии с

профессиональной образовательной программой (методические рекомендации

и материалы, учебно-методические пособия, образовательные программы, ис-

пользование ИКТ и др.).

Важность разработки и внедрения учебно-методического и научно-мето-

дического обеспечения в учебный процесс обусловлена тем, что создание цело-

го комплекса современных образовательных продуктов и разнообразных мето-

дических средств для их реализации позволяет в несколько раз повысить эффек-

тивность

образовательного

процесса.

Создание

рабочих

программ,

учебно-

методических пособий и комплексов по преподаваемым предметам, позволяет

осуществлять более продуктивную педагогическую деятельность.

Тщательно отобранные и взаимосвязанные единым подходом учебники,

задания, дополнительная литература и другие элементы научно-методического

обеспечения в полной мере раскрывают содержание предмета, укрепляют меж-

дисциплинарные

и

междисциплинарные

связи

и

усиливают

практическую

направленность курса. Для успешного восприятия сложного учебного материа-

ла необходимы разнообразные методические средства, позволяющие быстро

устранить имеющиеся пробелы в знаниях. Кроме того, внедрение учебно-мето-

дического обеспечения позволяет повысить качество самостоятельной работы

учащихся, способствует формированию и развитию у учащихся логического

мышления, воображения, методические навыки

2

.

Одним

из

важнейших

источников

научно-методического

обеспечения

учебного процесса является собственная разработка преподавателей. Чтобы их

сделать, учителя должны обладать необходимыми знаниями в области методо-

логических проблем современной педагогики, основами научно-методической и

учебно-методической работы, в том числе: структурирование и преобразование

научного знания в учебный материал, методы методической проработки про-

2

Магомедова М. Г. Особенности адаптации личности обучаемых в образовательных учреждениях различной

направленности // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 2 (69). - С. 46–48.

фессионально-ориентированного материала, методы и приемы составления за-

дач, упражнений, тестов по различным темам, систематика учебных задач, ме-

тодами и приемами устного и письменного изложения предметного материала и

т.д

3

.

Очевидно,

что

успешное

решение

профессионально

значимых

задач

должно базироваться на прочном научном фундаменте, что гарантирует соблю-

дение оптимального сочетания фундаментальных и практических знаний, ис-

пользование интерактивных технологий обучения, освоение стратегий и техно-

логий применения знаний, что еще раз доказывает важность формирования по-

исково-исследовательской культуры учащихся.

Основными аспектами учебно-методической составляющей учебного про-

цесса и преподавания учебных дисциплин являются: разработка электронных

учебников и учебно-методических пособий, применение активных методов обу-

чения на практике, совершенствование контроля учебно-познавательной дея-

тельности, разработка тестовых методов и др.

Учебно-методическое

обеспечение

образовательного

процесса

должно

быть разнообразным, отвечать требованиям вариативных государственных об-

разовательных программ; разрабатываться для организации всех видов образо-

вательной деятельности и различаться по сложности.

Рассмотренные педагогические условия и факторы формирования поис-

ково-исследовательской культуры учащихся педагогических специальностей не-

разрывно взаимосвязаны и составляют единый комплекс. Формирование поис-

ково-исследовательской культуры учащихся должно осуществляться на протя-

жении всего периода образования

4

.

В качестве критериев качества формирования поисково-исследователь-

ской культуры учащихся педагогических специальностей нами выделены следу-

3

Исаева М.А. Проектно-исследовательская культура педагога в аспекте педагогического знания // Проблемы

современного педагогического образования. - 2016. - №5(53). - С.88-94.

4

Исаева М.А. Принципы содержания психолого-педагогической составляющей в формировании проектно-

исследовательской культуры студентов педагогических специальностей // Научные исследования и образование.

- 2017. - №2. - С.7-9.

ющие

5

:

1. Исследовательская компетентность, предполагающая наличие поис-

кового мышления; знание методов исследования и их связи со средствами обу-

чения; умение организовать педагогический процесс; умение осуществлять ре-

флексивную и творческую деятельность; сформированные теоретические зна-

ния в области педагогических дисциплин; наличие профессиональных знаний.

Определяя исследовательскую компетентность, выделили два ее компо-

нента

6

:

1) способность педагога осуществлять традиционную педагогическую де-

ятельность;

2) способность педагога искать и реализовывать педагогические иннова-

ции, т. е. профессионально подбирать содержание инноваций, проектировать

реализацию этого содержания через использование современных педагогиче-

ских технологий; прогнозировать ожидаемый результат, который может быть

получен в процессе внедрения инноваций; описывать критерии оценки эффек-

тивности инноваций.

Исследовательская компетенция входит в структуру профессиональных

компетенций в области методов формирования знаний, умений и навыков уча-

щихся, которая представляет собой развернутую систему знаний по конкретно-

му построению деятельности.

2. Креативность – новизна (в том числе субъективная) результата, про-

дукта деятельности; гибкость – способность находить и принимать многие ре-

шения; оригинальность – интеллектуальная новизна идей и решений; ориента-

ция на новые, социально значимые, целесообразно организованные методы обу-

чения; генерация оригинальными идеями).

Творческие способности характеризуются готовностью принимать и со-

здавать принципиально новые идеи, отличающиеся от традиционных. Креатив-

ность – способность достигать цели, находить выход из проблемной ситуации.

5

Исаева М.А. Критерии и показатели проектно-исследовательской культуры педагога // Научные исследования

и образование. - 2017. - №1. - С.152-153.

6

Кузнецов А.А., Зенкина С.В. Учебник в составе новой информационно-коммуникационной образовательной

среды. Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 66 с.

Вид творческой деятельности, ориентированный на создание новых, осмыслен-

ных и надлежащим образом организованных методов и средств. Творчество

влияет на спонтанный творческий процесс. В творческом процессе происходит:

формирование новых способов деятельности, генерация оригинальной идеи.

3 . Профессиональное

самосовершенствование (инициативность в фор-

мировании личности, знаний, умений; потребности развития образа "я–профес-

сионал"; навыки самостоятельной работы над собой, способность к устойчивой

мотивации личностного развития; формирование позиционной и идеологиче-

ской определенности, расширение кругозора, нравственности, творческого про-

фессионального мировоззрения; устойчивая мотивированная стратегия профес-

сионализации; адекватная самооценка).

Процесс самосовершенствования учащегося осуществляется в двух взаи-

мосвязанных формах – самовоспитание и самообразование, взаимно дополняя

друг друга, проявляя взаимное влияние на характер работы над собой. В то же

время это два относительно независимых процесса, предусматривающих как

общие, так и специальные условия для их организации. Процесс методического

самосовершенствования учащегося обусловлен не столько профессиональным

опытом, сколько умением трансформировать себя, стать субъектом профессио-

нальной деятельности

7

.

При формировании поисково-исследовательской культуры учащихся педа-

гогических специальностей «необходимо учитывать внешние и внутренние за-

кономерности. Внешние закономерности характеризуют взаимосвязь процесса

формирования поисково-исследовательской культуры, с социальными процесса-

ми и условиями: потребностями современного общества в компетентных педа-

гогах, способных осуществлять практико-ориентированное обучение на значи-

мом профессиональном уровне. К внутренним законам процесса формирования

поисково-исследовательской культуры могут относиться: взаимосвязь теории с

практикой; взаимосвязь целей, содержания и методов формирования поисково-

исследовательской культуры учащихся».

7

Тураева С. Традиционные и инновационные методы обучения // Наука XXI века. - 2018. -т № 6.

Таким образом, разработанный комплекс педагогических условий должен

быть обращен к постепенному и целенаправленному формированию поисково-

исследовательской

культуры

учащихся

будущих

педагогов,

и

только

при

комплексном

выполнении

выбранных

условий

можно

решить

исследуемую

нами проблему.

Указанные педагогические условия обеспечивают целостность разрабо-

танной нами модели, ее соответствие концептуальным параметрам, что в конеч-

ном итоге способствует достижению поставленной учебно-методической и ди-

дактической цели.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Газимагомедова А.О., Везиров Т.Г. Применение интерактивных средств

обучения при составлении математических задач // Известия ДГПУ. –

Т.10. - №2. – 2016. – С.90-95

2.

Исаева

М.А.

Критерии

и

показатели

проектно-исследовательской

культуры педагога // Научные исследования и образование. - 2017. - №1. -

С.152-153.

3.

Исаева

М.А.

Принципы

содержания

психолого-педагогической

составляющей

в

формировании

проектно-исследовательской

культуры

студентов

педагогических

специальностей

//

Научные

исследования

и

образование. - 2017. - №2. - С.7-9.

4.

Исаева М.А. Проектно-исследовательская культура педагога в аспекте

педагогического

знания

//

Проблемы

современного

педагогического

образования. - 2016. - №5(53). - С.88-94.

5.

Кузнецов А.А., Зенкина С.В. Учебник в составе новой информационно-

коммуникационной образовательной среды. Методическое пособие. – М.:

БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 66 с.

6.

Магомедова

М.

Г.

Особенности

адаптации

личности

обучаемых

в

образовательных учреждениях различной направленности // Мир науки,

культуры, образования. - 2018. - № 2 (69). - С. 46–48.

7.

Тураева С. Традиционные и инновационные методы обучения // Наука

XXI века. - 2018. -т № 6.



В раздел образования