Автор: Иванова Марина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 80"
Населённый пункт: г. Северск Томская область
Наименование материала: программа
Тема: Индивидуальная программа адаптации и развития малоопытного учителя
Раздел: начальное образование
Индивидуальная программа адаптации и развития
малоопытного учителя
Актуальность
Одной из наиболее острых проблем в образовании России на
сегодняшний день является создание условий для успешной социализации и
полноценной самореализации молодых кадров. Система образования
нуждается в компетентном, ответственном педагоге, в необходимости
притока «свежих сил» - молодых, активных и компетентных педагогов. И от
того, насколько хорошо они сумеют адаптироваться к своей
профессиональной деятельности и условиям жизни, зависит будущее нашей
страны.
Сегодня наставничество заслуживает самого пристального внимания, в
нем отражена жизненная необходимость выпускника учебного заведения
получить поддержку опытного профессионала, который способен
предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.
Процесс наставничества затрагивает интересы трех субъектов
взаимодействия: обучаемого, самого наставника и организации-работодателя.
Проблемы адаптации малоопытного специалиста в коллективе,
создание эмоционально благоприятной атмосферы, вопросы методической
подготовки грамотного специалиста успешно может решить школа .
Поэтому в нашей школе большое внимание уделяется наставничеству как
для студентов, так и для работающих учителей.
Цель программы:
обеспечение постепенного вовлечение молодого учителя во все сферы
профессиональной деятельности; создание условий для формирования
профессионально-адаптированного, компетентного молодого учителя
Задачи программы:
Создать условия для профессиональной адаптации молодого педагога в
коллективе.
Помочь учителю, опираясь в своей деятельности на достижения
педагогической науки и передового педагогического опыта, творчески
внедрять идеи в учебно- воспитательный процесс.
Включение учителей в самообразовательную и исследовательскую
деятельность.
Предупреждение наиболее типичных ошибок, противоречий и
затруднений в организации учебных занятий и поиск возможных путей
их преодоления.
Обязанности наставника:
совместно с молодым специалистом составляет план его
профессионального становления
помогает подшефному в определенных пределах, не стесняя его
самостоятельности
дает нужные советы и рекомендует необходимую для работы
литературу
вместе со своим подшефным посещает занятия творчески работающих
учителей и затем анализирует их
привлекает молодого специалиста к разработке планов занятий и
различного рода учебно-методической документации
учит составлению календарно-тематических планов
знакомит с нормативными документами по организации учебно-
воспитательной деятельности, гигиеническими требованиями к
условиям обучения школьников
посещает занятия, уроки, внеклассные мероприятия по предмету у
своего подшефного и проводит их разбор
Основные формы работы:
Анкетирование, тестирование
.
Консультации, беседы
Методические рекомендации
Дискуссии
Блиц – опросы
Семинары
Практические консультации
Индивидуальные консультации
Взаимопосещения
Деловые игры
Круглые столы
Мастер – классы
Активные методы работы:
Семинары
Практические занятия
Неделя молодого педагога
Ярмарка педагогических идей
Конкурсы
Школа молодого учителя
Что получит наставник в результате работы с малоопытным
специалистом:
Наставник развивает свои деловые качества, повышает свой
профессиональный уровень в процессе взаимообучения.
Молодой специалист в результате работы с наставником:
Получает знания, развивает компетенции, повышает свой
профессиональный уровень, учится выстраивать конструктивные отношения
с наставником
В основе программы лежит принцип поэтапной адаптации и
развития профессионализма молодого учителя.
Этапы реализации программы:
1 этап – диагностический (сентябрь)
Диагностический подход позволяет:
– точно учесть потребности педагога по всем направлениям развития
педагогического мастерства;
– объективно оценить промежуточные и конечные результаты;
– определить перспективы создания наиболее благоприятных условий для
развития творческой деятельности;
– наметить программу роста педагогического мастерства каждого
молодого специалиста;
– учесть при организации методической работы не только проблему
взаимопомощи в овладении профессиональными знаниями, но и аспекты
психологической совместимости при создании микрогрупп;
– обеспечить тесную взаимосвязь методической работы с учебой
педагогов, с повышением их общего культурного уровня;
– обеспечить оптимальное планирование методической работы.
2 этап –
теоретический (сентябрь-октябрь)
Проводятся мероприятия:
собеседование на тему «Молодой педагог в школе.
консультации, теоретический семинар «Методы, приемы и
способы в учебной деятельности, способствующие повышению
мотивации учащихся к изучению предмета»;
выбор молодыми специалистами темы по самообразованию.
3 этап –
практический (ноябрь-февраль)
На данном этапе наставник проводит открытые уроки, демонстрируя
молодым специалистам различные формы и методы организации учебной
деятельности. В свою очередь молодые специалисты самостоятельно
проводят анализ данных уроков по схеме, которая была предварительно им
предложена. Проведение практикумов и мастер классов для молодых
специалистов.
4 этап-
творческий (март-май)
Включает в себя проведение молодыми специалистами открытых уроков и
внеклассных мероприятий, разработанных самостоятельно, их самоанализ и
анализ уроков и мероприятий коллег (молодых специалистов). Участие в
конкурсах и мероприятиях разного уровня.
Центральное звено в организации методической помощи молодому
учителю - это предварительная работа с ним. Такая помощь носит:
индивидуально-предупредительный характер, связанный с
конкретной подготовкой к урокам;
курирующий характер процесса деятельности молодого учителя.
Содержание программы
1.
Психологические основы адаптации в системе образования
Реализация этой части программы предусматривает оперативное и
целеустремленное преодоление неизбежных трудностей в процессе
адаптации начинающего педагога. Психологическим аспектом
адаптации является принятие высокого социально-
психологического статуса личности начинающего специалиста в
педагогическом и ученическом коллективах.
Планируемые результаты:
Психолого-социальная адаптация предполагает успешность
вхождения учителя в новый коллектив, умение решать
межличностные проблемы, поставить себя в позицию
равноправного члена коллектива. Результативность
психологического контакта с учениками и их родителями.
2.
Организация учебно-воспитательного процесса
Работа над этим разделом программы предполагает детальное
изучение стажерами действующих государственных программ по
предметам, знакомство с авторскими программами; посещение
уроков, проводимых учителями первой и высшей категории, с их
последующим анализом.
Планируемые результаты:
Активное включение молодых учителей в учебно-воспитательную
работу с учащимися, вовлечение их в экспериментальную работу
школы, совместную разработку программ, грамотное применение
ООП НОО, ООО, соблюдение бразовательного минимума,
адаптация молодого специалиста в образовательном пространстве.
3.
Школьная документация в работе
Нельзя рассчитывать на то, что учреждения профессионального
образования полностью подготовили студентов в этом направлении.
Поэтому необходимо обратить на эту проблему пристальное
внимание, привлекая к работе работников образования, с целью
создания условий для нормативной деятельности молодых
учителей. Планируемые результаты:
Формирование действующей прямой и обратной связи
управленческой информации, обеспечивающей своевременный
обмен сведениями, с целью упорядочения деятельности
начинающего педагога и оказания ему своевременной методической
помощи.
4.
Методическое сопровождение молодого учителя
Важно научить начинающих учителей правильно ориентироваться
в потоке методической информации при создании своей рабочей
программы.
Планируемые результаты:
Умение молодого специалиста систематически изучать имеющееся
методическое сопровождение, грамотно его использовать, с учетом
индивидуальных особенностей обучающихся. Формирование опыта
создания собственных методических разработок.
5.
Организация воспитательной работы в классе .
Обращает на себя внимание значительный разрыв в интенсивности
трудностей при планировании воспитательной работы и
эффективном выполнении плана. Это диспропорция говорит,
прежде всего, о неумении молодых учителей организовать
воспитательную работу. Именно этому направлению деятельности
необходимо уделять большое внимание.
Планируемые результаты:
Освоение на практике концептуальных основ воспитания,
формирование профессионального мастерства.