Напоминание

Индивидуальная программа адаптации и развития малоопытного учителя


Автор: Иванова Марина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 80"
Населённый пункт: г. Северск Томская область
Наименование материала: программа
Тема: Индивидуальная программа адаптации и развития малоопытного учителя
Раздел: начальное образование





Назад




Индивидуальная программа адаптации и развития

малоопытного учителя

Актуальность

Одной из наиболее острых проблем в образовании России на

сегодняшний день является создание условий для успешной социализации и

полноценной самореализации молодых кадров. Система образования

нуждается в компетентном, ответственном педагоге, в необходимости

притока «свежих сил» - молодых, активных и компетентных педагогов. И от

того, насколько хорошо они сумеют адаптироваться к своей

профессиональной деятельности и условиям жизни, зависит будущее нашей

страны.

Сегодня наставничество заслуживает самого пристального внимания, в

нем отражена жизненная необходимость выпускника учебного заведения

получить поддержку опытного профессионала, который способен

предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.

Процесс наставничества затрагивает интересы трех субъектов

взаимодействия: обучаемого, самого наставника и организации-работодателя.

Проблемы адаптации малоопытного специалиста в коллективе,

создание эмоционально благоприятной атмосферы, вопросы методической

подготовки грамотного специалиста успешно может решить школа .

Поэтому в нашей школе большое внимание уделяется наставничеству как

для студентов, так и для работающих учителей.

Цель программы:

обеспечение постепенного вовлечение молодого учителя во все сферы

профессиональной деятельности; создание условий для формирования

профессионально-адаптированного, компетентного молодого учителя

Задачи программы:

Создать условия для профессиональной адаптации молодого педагога в

коллективе.

Помочь учителю, опираясь в своей деятельности на достижения

педагогической науки и передового педагогического опыта, творчески

внедрять идеи в учебно- воспитательный процесс.

Включение учителей в самообразовательную и исследовательскую

деятельность.

Предупреждение наиболее типичных ошибок, противоречий и

затруднений в организации учебных занятий и поиск возможных путей

их преодоления.

Обязанности наставника:

совместно с молодым специалистом составляет план его

профессионального становления

помогает подшефному в определенных пределах, не стесняя его

самостоятельности

дает нужные советы и рекомендует необходимую для работы

литературу

вместе со своим подшефным посещает занятия творчески работающих

учителей и затем анализирует их

привлекает молодого специалиста к разработке планов занятий и

различного рода учебно-методической документации

учит составлению календарно-тематических планов

знакомит с нормативными документами по организации учебно-

воспитательной деятельности, гигиеническими требованиями к

условиям обучения школьников

посещает занятия, уроки, внеклассные мероприятия по предмету у

своего подшефного и проводит их разбор

Основные формы работы:

Анкетирование, тестирование

.

Консультации, беседы

Методические рекомендации

Дискуссии

Блиц – опросы

Семинары

Практические консультации

Индивидуальные консультации

Взаимопосещения

Деловые игры

Круглые столы

Мастер – классы

Активные методы работы:

Семинары

Практические занятия

Неделя молодого педагога

Ярмарка педагогических идей

Конкурсы

Школа молодого учителя

Что получит наставник в результате работы с малоопытным

специалистом:

Наставник развивает свои деловые качества, повышает свой

профессиональный уровень в процессе взаимообучения.

Молодой специалист в результате работы с наставником:

Получает знания, развивает компетенции, повышает свой

профессиональный уровень, учится выстраивать конструктивные отношения

с наставником

В основе программы лежит принцип поэтапной адаптации и

развития профессионализма молодого учителя.

Этапы реализации программы:

1 этап – диагностический (сентябрь)

Диагностический подход позволяет:

– точно учесть потребности педагога по всем направлениям развития

педагогического мастерства;

– объективно оценить промежуточные и конечные результаты;

– определить перспективы создания наиболее благоприятных условий для

развития творческой деятельности;

– наметить программу роста педагогического мастерства каждого

молодого специалиста;

– учесть при организации методической работы не только проблему

взаимопомощи в овладении профессиональными знаниями, но и аспекты

психологической совместимости при создании микрогрупп;

– обеспечить тесную взаимосвязь методической работы с учебой

педагогов, с повышением их общего культурного уровня;

– обеспечить оптимальное планирование методической работы.

2 этап –

теоретический (сентябрь-октябрь)

Проводятся мероприятия:

собеседование на тему «Молодой педагог в школе.

консультации, теоретический семинар «Методы, приемы и

способы в учебной деятельности, способствующие повышению

мотивации учащихся к изучению предмета»;

выбор молодыми специалистами темы по самообразованию.

3 этап –

практический (ноябрь-февраль)

На данном этапе наставник проводит открытые уроки, демонстрируя

молодым специалистам различные формы и методы организации учебной

деятельности. В свою очередь молодые специалисты самостоятельно

проводят анализ данных уроков по схеме, которая была предварительно им

предложена. Проведение практикумов и мастер классов для молодых

специалистов.

4 этап-

творческий (март-май)

Включает в себя проведение молодыми специалистами открытых уроков и

внеклассных мероприятий, разработанных самостоятельно, их самоанализ и

анализ уроков и мероприятий коллег (молодых специалистов). Участие в

конкурсах и мероприятиях разного уровня.

Центральное звено в организации методической помощи молодому

учителю - это предварительная работа с ним. Такая помощь носит:

индивидуально-предупредительный характер, связанный с

конкретной подготовкой к урокам;

курирующий характер процесса деятельности молодого учителя.

Содержание программы

1.

Психологические основы адаптации в системе образования

Реализация этой части программы предусматривает оперативное и

целеустремленное преодоление неизбежных трудностей в процессе

адаптации начинающего педагога. Психологическим аспектом

адаптации является принятие высокого социально-

психологического статуса личности начинающего специалиста в

педагогическом и ученическом коллективах.

Планируемые результаты:

Психолого-социальная адаптация предполагает успешность

вхождения учителя в новый коллектив, умение решать

межличностные проблемы, поставить себя в позицию

равноправного члена коллектива. Результативность

психологического контакта с учениками и их родителями.

2.

Организация учебно-воспитательного процесса

Работа над этим разделом программы предполагает детальное

изучение стажерами действующих государственных программ по

предметам, знакомство с авторскими программами; посещение

уроков, проводимых учителями первой и высшей категории, с их

последующим анализом.

Планируемые результаты:

Активное включение молодых учителей в учебно-воспитательную

работу с учащимися, вовлечение их в экспериментальную работу

школы, совместную разработку программ, грамотное применение

ООП НОО, ООО, соблюдение бразовательного минимума,

адаптация молодого специалиста в образовательном пространстве.

3.

Школьная документация в работе

Нельзя рассчитывать на то, что учреждения профессионального

образования полностью подготовили студентов в этом направлении.

Поэтому необходимо обратить на эту проблему пристальное

внимание, привлекая к работе работников образования, с целью

создания условий для нормативной деятельности молодых

учителей. Планируемые результаты:

Формирование действующей прямой и обратной связи

управленческой информации, обеспечивающей своевременный

обмен сведениями, с целью упорядочения деятельности

начинающего педагога и оказания ему своевременной методической

помощи.

4.

Методическое сопровождение молодого учителя

Важно научить начинающих учителей правильно ориентироваться

в потоке методической информации при создании своей рабочей

программы.

Планируемые результаты:

Умение молодого специалиста систематически изучать имеющееся

методическое сопровождение, грамотно его использовать, с учетом

индивидуальных особенностей обучающихся. Формирование опыта

создания собственных методических разработок.

5.

Организация воспитательной работы в классе .

Обращает на себя внимание значительный разрыв в интенсивности

трудностей при планировании воспитательной работы и

эффективном выполнении плана. Это диспропорция говорит,

прежде всего, о неумении молодых учителей организовать

воспитательную работу. Именно этому направлению деятельности

необходимо уделять большое внимание.

Планируемые результаты:

Освоение на практике концептуальных основ воспитания,

формирование профессионального мастерства.



В раздел образования