Напоминание

Использование ТРИЗ - технологий в познавательном развитии детей раннего возраста


Автор: Давыдова Лидия Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Город Северодвинск
Наименование материала: статья
Тема: Использование ТРИЗ - технологий в познавательном развитии детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование ТРИЗ технологий

в развитии детей раннего возраста

Одним

из

о сновных

целевых

ориентиров

Ф ед е р а л ь н о го

Государственного стандарта дошкольного образования является – Развитие

творческих

способностей

ребёнка.

Использование

ТРИЗ

это

один

из

лучших

способов

развить

творческую

личность!

Умелое

использование

приемов

и

методов

ТРИЗ

технологий

успешно

помогает

развивать

у

дошкольников

изобретательскую

смекалку,

творческое

воображение,

диалектическое мышление, что так необходимо в современном мире.

Генрих Саулович Альтшуллер говорил: «Каждый ребёнок изначально

талантлив

и

даже

гениален,

но

его

надо

научить

ориентироваться

в

современном

мире,

чтобы

при

минимуме

затрат

достичь

максимума

эффекта». Важно не упустить период раскрытия творческого потенциала и

начинать развивать его с раннего возраста. Ум детей не ограничен образами и

традиционными представлениями о том, как всё должно быть. Это позволяет

им

изобретать,

быть

непосредственными

и

непредсказуемыми.

Ранний

возраст

чрезвычайно

важный

и

ответственный

период

психического

развития ребёнка. В первые три года жизни закладываются наиболее важные

и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность,

любознательность,

целенаправленность,

настойчивость,

воображение,

творческая позиция и многие другое. Но эти способности не возникают сами

по себе, они требуют непременного участия взрослого и соответствующих

возрасту форм деятельности.

В развитии детей раннего возраста ведущую роль представляет игровая

деятельность.

В

ходе

игры

ребенок

учится

первым

способам

действий,

которые

позволяют

ему

самостоятельно

добывать

и

перерабатывать

информацию.

Учиться

умению

сравнивать,

различать,

обобщать,

устанавливать причинную зависимость, что в дальнейшем послужит основой

для развития детского воображения и творчества.

Для развития познавательной активности, расширения представления

об окружающем мире, обогащения словаря в своей работе активно применяю

игровую технологию, созданную на основе изобретения Раймунда Луллия

–«Круги Луллия», которая непосредственно относится к технологии ТРИЗ.

Эта

система

игровых

заданий

и

упражнений,

направленная

на

развитие

интеллектуально-творческих способностей и развитие речи у детей.

Для

детей

раннего

возраста

«Круги

Луллия»

представляются

как

волшебные круги, на которых картинки разбежались, задача ребенка найти

соотносящиеся друг другу картинки. Для работы с детьми раннего возраста

целесообразно брать 2 круга разного диаметра с 4 секторами на каждом.

С использованием кругов проводится следующая серия игр: «Подбери

по цвету», «Кто где живет», «Что к чему подходит», «Большой маленький» и

т.п.

Применение

этого

игрового

метода

обучения

индивидуально

или

с

подгруппой детей помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу,

способствует созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки, учит

группировать

предметы

по

общим

признакам,

находить

причинно-

следственные связи между объектами; у детей происходит систематиация

знаний

об

окружающем

мире,

развивается

творческое

воображение

и

мышление, обогащается словарный запас.

Великий итальянский педагог Мария Мантессори писала, что «дети

учатся жить у жизни», невозможно просто показать, необходимо самому

решать задачи. Необходимо создать условия для поисковой деятельности, что

является одним из элементов ТРИЗ технологии. Для решения этой задачи

используется игра «Волшебные варежки». Цель игры: найти в ближайшем

окружении объекты такого же цвета, что и цвет варежек на твоих руках».

Ребенок ходит, ползает, заглядывает в ящики, на полочки прикладывает свои

руки в варежках к объектам, сравнивает, находит объекты и складывает в

корзинки соответствующего цвета.

Применение

этого

игрового

метода

позволяет

развивать

зрительное

внимание,

наблюдательность,

логическое

мышление,

обогащает

детский

словарь.

Составляющей

ТРИЗ

технологии

так

же

является

творческое

воображение, для его развития в своей практике использую игры творческого

характера: «Выложи дорожку» на пластилиновой основе, «Укрась елочку»,

«Составь картинку» (наборное полотно из фетровых деталей) и т.п.

На раннем возрасте не возможно применения всех методов технологи

ТРИЗ, но использование ее элементов позволяет нам эффективно развивать

уровень

познавательных

способностей,

формируются

такие

качества

как

наблюдательность,

умение

сопоставлять

и

анализировать,

комбинировать,

находить связи, зависимости, закономерности. А самое главное обогащается

речь, закладывается общая модель мышления.



В раздел образования