Автор: Давыдова Лидия Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Город Северодвинск
Наименование материала: статья
Тема: Использование ТРИЗ - технологий в познавательном развитии детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование
Использование ТРИЗ технологий
в развитии детей раннего возраста
Одним
из
о сновных
целевых
ориентиров
Ф ед е р а л ь н о го
Государственного стандарта дошкольного образования является – Развитие
творческих
способностей
ребёнка.
Использование
ТРИЗ
–
это
один
из
лучших
способов
развить
творческую
личность!
Умелое
использование
приемов
и
методов
ТРИЗ
технологий
успешно
помогает
развивать
у
дошкольников
изобретательскую
смекалку,
творческое
воображение,
диалектическое мышление, что так необходимо в современном мире.
Генрих Саулович Альтшуллер говорил: «Каждый ребёнок изначально
талантлив
и
даже
гениален,
но
его
надо
научить
ориентироваться
в
современном
мире,
чтобы
при
минимуме
затрат
достичь
максимума
эффекта». Важно не упустить период раскрытия творческого потенциала и
начинать развивать его с раннего возраста. Ум детей не ограничен образами и
традиционными представлениями о том, как всё должно быть. Это позволяет
им
изобретать,
быть
непосредственными
и
непредсказуемыми.
Ранний
возраст
–
чрезвычайно
важный
и
ответственный
период
психического
развития ребёнка. В первые три года жизни закладываются наиболее важные
и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность,
любознательность,
целенаправленность,
настойчивость,
воображение,
творческая позиция и многие другое. Но эти способности не возникают сами
по себе, они требуют непременного участия взрослого и соответствующих
возрасту форм деятельности.
В развитии детей раннего возраста ведущую роль представляет игровая
деятельность.
В
ходе
игры
ребенок
учится
первым
способам
действий,
которые
позволяют
ему
самостоятельно
добывать
и
перерабатывать
информацию.
Учиться
умению
сравнивать,
различать,
обобщать,
устанавливать причинную зависимость, что в дальнейшем послужит основой
для развития детского воображения и творчества.
Для развития познавательной активности, расширения представления
об окружающем мире, обогащения словаря в своей работе активно применяю
игровую технологию, созданную на основе изобретения Раймунда Луллия
–«Круги Луллия», которая непосредственно относится к технологии ТРИЗ.
Эта
система
игровых
заданий
и
упражнений,
направленная
на
развитие
интеллектуально-творческих способностей и развитие речи у детей.
Для
детей
раннего
возраста
«Круги
Луллия»
представляются
как
волшебные круги, на которых картинки разбежались, задача ребенка найти
соотносящиеся друг другу картинки. Для работы с детьми раннего возраста
целесообразно брать 2 круга разного диаметра с 4 секторами на каждом.
С использованием кругов проводится следующая серия игр: «Подбери
по цвету», «Кто где живет», «Что к чему подходит», «Большой маленький» и
т.п.
Применение
этого
игрового
метода
обучения
индивидуально
или
с
подгруппой детей помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу,
способствует созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки, учит
группировать
предметы
по
общим
признакам,
находить
причинно-
следственные связи между объектами; у детей происходит систематиация
знаний
об
окружающем
мире,
развивается
творческое
воображение
и
мышление, обогащается словарный запас.
Великий итальянский педагог Мария Мантессори писала, что «дети
учатся жить у жизни», невозможно просто показать, необходимо самому
решать задачи. Необходимо создать условия для поисковой деятельности, что
является одним из элементов ТРИЗ технологии. Для решения этой задачи
используется игра «Волшебные варежки». Цель игры: найти в ближайшем
окружении объекты такого же цвета, что и цвет варежек на твоих руках».
Ребенок ходит, ползает, заглядывает в ящики, на полочки прикладывает свои
руки в варежках к объектам, сравнивает, находит объекты и складывает в
корзинки соответствующего цвета.
Применение
этого
игрового
метода
позволяет
развивать
зрительное
внимание,
наблюдательность,
логическое
мышление,
обогащает
детский
словарь.
Составляющей
ТРИЗ
технологии
так
же
является
творческое
воображение, для его развития в своей практике использую игры творческого
характера: «Выложи дорожку» на пластилиновой основе, «Укрась елочку»,
«Составь картинку» (наборное полотно из фетровых деталей) и т.п.
На раннем возрасте не возможно применения всех методов технологи
ТРИЗ, но использование ее элементов позволяет нам эффективно развивать
уровень
познавательных
способностей,
формируются
такие
качества
как
наблюдательность,
умение
сопоставлять
и
анализировать,
комбинировать,
находить связи, зависимости, закономерности. А самое главное обогащается
речь, закладывается общая модель мышления.