Автор: Ханмагомедова Людмила Казибековна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБПОУ КГТиТ №41
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование межличностных отношений в детском коллективе"
Раздел: начальное образование
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
города Москвы
"Колледж градостроительства, транспорта и технологий № 41"
Статья – тема:
«Формирование межличностных отношений в детском коллективе».
\
Подготовила:
учитель начальных классов
Ханмагомедова Людмила Казибековна
1
Опыт межличностных отношений с другими людьми, взрослыми или сверстниками,
является
фундаментом
для
развития
личности
ребенка,
становления
его
самосознания.
Основополагающая
значимость
проблемы
взаимоотношений
детей
в
последнее
время
особенно привлекает внимание психологов и педагогов. Изучение вопроса межличностных
отношений имеет не только первостепенное теоретическое, но и практическое значение.
Исследование этой проблемы во многом связано с более глубоким психолого-педагогическим
изучением ребенка, проникновением в область многообразных контактов детей с взрослыми и
сверстниками.
В
данный
момент
наблюдается
значительный
рост
исследований,
посвященных
межличностным
отношениям
и
развитию
младшего
подростка
в
семье.
Возникает
необходимость определения той роли, которую играют отношения между сверстниками в
формировании личности школьника на различных этапах его жизни, и в частности в младшем
школьном возрасте — наиболее ответственном периоде перехода ребенка в новую социально
значимую
систему
отношений.
Актуальность
его
заключается
в
выявлении
скрытых
механизмов,
которые
лежат
в
основе
межличностных
отношений
в
коллективе
младших
школьников.
Проблема развития межличностных отношений в младшем школьном возрасте актуальна
еще и тем, что именно в этот период происходит формирование личности. Насколько легко
ребенок будет уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, зависит его
дальнейшая учебная, рабочая деятельность, его судьба и место в жизни. А именно в этот
период закладывается навык брать на себя ответственность за свою речь и правильно ее
организовывать, чтобы установить отношения с окружающими людьми. Также закладывается
умение дисциплинировать себя, организовывать как личную, так и групповую деятельность,
понимание ценности сотрудничества, общения и отношений в совместной деятельности.
Именно в этом возрасте усваиваются правила и нормы общения, которым он будет
следовать всегда и везде независимо от складывающихся обстоятельств. А характер речевого и
экспрессивного общения определит меру самостоятельности и степень свободы ребенка среди
других людей в течении его жизни.
При
поступлении
ребенка
в
школу
решающим
фактором
социализации
становится
овладение учебной деятельностью, выработка обязательных школьных умений и навыков.
Параллельно с этим школьник включается и в другой, менее оформленный организационно, но
не
менее
значимый
процесс
усвоения
социального
опыта
–
складывающиеся
в
школе
межличностные
отношения.
Это
так
называемая
«скрытая
программа
социализации»,
2
благодаря которой развивается эмоциональная и социальная жизнь ребенка, формируется его
представление о себе и о том, что думают о нем другие.
Групповая динамика- это процессы взаимодействия членов группы, а также изучающее эти
процессы научное направление, основателем которого считается Курт Левин. Курт Левин ввел
термин
групповая
динамика,
описывающий
позитивные
и
негативные
процессы,
происходящие в социальной группе.
С
первых
дней
пребывания
в
школе
ребенок
включается
в
процесс
межличностного
взаимодействия с одноклассниками и учителем. На протяжении младшего школьного возраста
это взаимодействие имеет определенную динамику и закономерности развития.
Наблюдения за первоклассниками показывают, что вначале дети как будто даже избегают
непосредственных контактов друг с другом, каждый из них пока еще сам по себе. Контакт
между собой дети осуществляют посредством педагога.
Младший школьник – это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот
период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков
социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной
из важных задач развития на этом возрастном этапе.
Если у ребенка к 9-10-летнему возрасту устанавливаются дружеские отношения с кем-либо
из одноклассников, это значит, что ребенок умеет наладить тесный социальный контакт с
ровесником, поддерживать отношения продолжительное время, это значит также, что общение
с ним тоже кому-то важно и интересно.
Результаты специальных исследований показывают, что отношения к друзьям и само
понимание
дружбы
имеют
определенную
динамику
на
протяжении
младшего
школьного
детства. Для детей 5-7 лет друзья – это, прежде всего те, с кем ребенок играет, кого видит чаще
других. Выбор друга определяется, прежде всего, внешними причинами: дети сидят за одной
партой, живут в одном доме и т.п.
В этом возрасте дети больше внимания обращают на поведение, чем на качества личности.
Характеризуя своих приятелей, они указывают, что «друзья ведут себя хорошо», «с ними
весело». В этот период дружеские связи непрочны и недолговечны, они легко возникают и
довольно быстро могут оборваться.
Между 7 и 10 годами дети считают друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их
просьбы
и
разделяет
их
интересы.
Для
возникновения
взаимной
симпатии
и
дружбы
становятся
важными
такие
качества
личности,
как
доброта
и
внимательность,
самостоятельность, уверенность в себе, честность.
Постепенно,
по
мере
освоения
ребенком
школьной
действительности,
у
ребенка
складывается система личных отношений в классе. Ее основу составляют непосредственные
эмоциональные отношения, которые превалируют над всеми другими.
3
Данные социометрических исследований показывают, что положение ученика в системе
сложившихся в классе межличностных отношений определяется рядом факторов, общих для
разных
возрастных
групп.
Так,
например,
дети,
получающие
наибольшее
число
от
одноклассников
(«звезды»),
характеризуются
рядом
общих
черт:
они
обладают
ровным
характером,
общительны,
имеют
хорошие
способности,
отличаются
инициативностью
и
богатой фантазией; большинство из них хорошо учится; девочки отличаются привлекательной
внешностью.
Группа школьников, имеющих неблагополучное положение в системе личных отношений в
классе, также обладает некоторыми сходными характеристиками: такие дети имеют трудности
в
общении
со
сверстниками,
неуживчивы,
что
может
проявляться
в
драчливости,
вспыльчивости,
капризности,
грубости,
так
и
в
замкнутости;
нередко
их
отличает
ябедничество, зазнайство, жадность; многие из этих детей неаккуратны и неряшливы.
Перечисленные общие качества имеют определенную специфику проявления на разных
этапах младшего школьного возраста.
Для
первоклассников,
обладающих
высоким
социометрическим
статусом,
наиболее
значимыми
являются
следующие
особенности:
опрятная
внешность,
принадлежность
к
классному активу, готовность поделиться вещами, сладостями. Второе место в этом возрасте
занимают хорошая успеваемость и отношение к учению. Для популярных в классе мальчиков
большое значение имеет также физическая сила.
«Непривлекательные» для сверстников первоклассники характеризуются следующими
особенностями: непричастность к классному активу; неопрятность; плохая учеба и поведение;
непостоянство в дружбе; дружба с нарушителями дисциплины, а также плаксивость.
Таким
образом,
первоклассники
оценивают
своих
сверстников,
прежде
всего
по
тем
качествам, которые легко проявляются внешне, а также по тем, на которые чаще всего
обращает внимание учитель.
К концу младшего школьного возраста критерии приемлемости несколько меняются. При
оценке сверстников на первом месте также стоит общественная активность, в которой дети
уже ценят действительно организаторские способности, а не просто сам факт общественного
поручения,
данного
учителем,
как
это
было
в
первом
классе;
и
по-прежнему
красивая
внешность. В этом возрасте для детей значимость приобретают и определенные личностные
качества: самостоятельность, уверенность в себе, честность. Примечательно, что показатели,
связанные с учением, у третьеклассников менее значимы и отходят на второй план. Для
«непривлекательных»
третьеклассников
наиболее
существенны
такие
черты,
как
общественная пассивность; недобросовестное отношение к труду, к чужим вещам.
Характерные
для
младших
школьников
критерии
оценки
одноклассников
отражают
особенности
восприятия
и
понимания
ими
другого
человека,
что
связано
с
общими
4
закономерностями
развития
познавательной
сферы
в
этом
возрасте:
слабая
способность
выделять главное в предмете, ситуативность, эмоциональность, опора на конкретные факты,
трудности установления причинно-следственных отношений и т.д.
Система личных отношений является наиболее эмоционально насыщенной для каждого
человека,
поскольку
связана
с
его
оценкой
и
признанием
как
личности.
Поэтому
неудовлетворительное положение в группе сверстников переживается детьми очень остро и
нередко является причиной неадекватных аффективных реакций. Однако если у ребенка
существует
хотя
бы
одна
взаимная
привязанность,
он
перестает
осознавать
и
не
очень
переживает свое объективно плохое положение в системе личных отношений. Даже один-
единственный взаимный выбор является своеобразной психологической защитой и может
уравновесить
несколько
отрицательных
выборов,
поскольку
превращает
ребенка
из
отверженного в признаваемого.
В младших классах, особенно к концу периода начального обучения, большое значение
начинают
приобретать
нравственные
качества
учащихся,
т.е.
межличностный
выбор
определяется
не
только
хорошей
успеваемостью,
но
и
такие
качества,
как
трудолюбие,
доброта, умение дружить, умение помогать друг другу.
В
формировании
возникающих
у
младших
школьников
межличностных
отношений
решающая роль принадлежит педагогу. В начале школьного обучения, пока еще у детей не
сложились
собственные
отношения
и
оценки,
как
себя,
так
и
одноклассников,
они
безоговорочно принимают и усваивают оценки учителя, являющегося для детей высшим
авторитетом.
Анализ характеристик, которые педагоги давали детям с различным социальным статусом,
показывает, что «изолированных» детей не любят сами педагоги. Это значит, что учителя
вольно
или
невольно
могут
способствовать
усилению
изоляции
ребенка
в
классе.
Систематические
отрицательные
оценки
и
суждения,
резкие
замечания
в
адрес
ребенка
(«Опять ты всем мешаешь!») становятся для остальных детей своеобразным «ярлыком»,
характеризующим одноклассника, и некритически повторяются в собственных оценках детей,
которые перестают принимать сверстника.
Негативное влияние на положение ученика в системе межличностных отношений может
оказать и неумеренное захваливание кого-то из детей, противопоставление ребенка всему
классу в качестве примера для подражания. Дети, иногда несправедливо, начинают считать
таких школьников «любимчиками» и «подлизами» и потому избегают общения с ними.
В
этой
связи
необходимо
отметить,
что
дидактогении
(т.е.
нарушения
психогенного
характера, вызванные непедагогическими поступками учителей) наиболее часто встречаются
именно у младших школьников.
5
Вместе с тем именно педагог, в силу своей исключительной значимости для младшего
школьника, может сыграть решающую роль и в обратной ситуации, когда необходимо вывести
ученика из статуса «изолированного» члена группы. Поведение учителя в каждом конкретном
случае
должно
строиться
сугубо
индивидуально,
исходя
из
особенностей
сложившейся
ситуации,
своеобразия
личностных
характеристик
самого
ребенка,
уровня
развития
межличностных отношений в классе.
В анализе причин сложившейся ситуации и поиске путей выхода из нее существенную
помощь может и должен оказать психолог, владеющий методами диагностики и коррекции
межличностных отношений.
Способность делать что-то лучше всех принципиально важна для младших школьников. Не
зря именно этот возрастной период характеризуется стремление ребенка овладеть различными
умениями,
что
определяет
в
случае
успеха
развитие
чувства
собственной
умелости,
компетентности, полноценной или, в случае неудачи, напротив, чувства неполноценности.
Умелость
ребенка
может
проявляться
в
самых
разных
областях
и
носить
самый
разнообразный характер. Главное, чтобы это умение было ценным в глазах и взрослых, и
сверстников.
Так,
например,
кто-то
лучше
всех
решает
задачи
по
математике
(«наш
математик»), кто-то быстрее всех бегает («он у нас спортсмен»), или лучше всех играет в
«ножички», или умеет рисовать, играет на музыкальном инструменте, или дольше всех может
отбивать головой футбольный мяч, или шевелить ушами.
Важно,
чтобы
каждый
ребенок
чувствовал
свою
ценность
и
неповторимость.
И
успеваемость здесь уже не определяющий критерий, поскольку постепенно дети начинают
видеть и ценить в себе и в других такие качества, которые непосредственно не связаны с
учебой.
Задача взрослых помочь каждому ребенку реализовать свои потенциальные возможности,
раскрыть ценность умений каждого школьника и для его одноклассников. Иллюстрацией
может служить такой эпизод из школьной жизни: один из второклассников отличался очень
низкой успеваемостью по всем основным предметам. Неуспех его приобрел хронический
характер, и перспектив на улучшение было немного: ребенок ходил в школу неохотно, на
уроках был пассивен, домашние задания выполнял нерегулярно. В классе ни с кем не дружил.
Но мальчик хорошо рисовал. И рисовал он везде: в альбоме, в тетрадях, иногда на парте. И
тогда его учительница, отчаявшись как-то повлиять на нерадивого школьника и его родителей,
предприняла следующий шаг: она организовала в школе персональную выставку рисунков
своего ученика и его родителей, которые были профессиональными художниками. Выставка
имела большой успех, мальчик был очень горд. Это событие преобразило его. Он стал более
внимателен к тому, что происходит в классе и в школе. Согласился на дополнительные занятия
с учительницей. Отношение одноклассников к нему тоже изменилось в лучшую сторону.
6
Маленький художник не стал отличником, его школьные успехи были довольно скромными,
но отношение ребенка к школе и классу, и его класса к нему во многом переменилось.
Таким образом, умелость ребенка, знание им своих сильных и слабых сторон является
основанием
для
формирования
самостоятельности,
уверенности
в
себе,
личностной
независимости, что позволяет быть более компетентным и в общении со сверстниками.
Рекомендации для учителей и родителей по коррекции межличностных отношений в
младшем школьном возрасте
Педагогу:
1. Установить дружескую атмосферу среди детей.
2. Развитие коммуникативных навыков общения.
3. Создание ситуаций для творческого самовыражения в процессе коммуникативной
деятельности.
4. Развитие навыков межгруппового взаимодействия.
5. Раскрытие положительных качеств и черт детей.
6. Воспитание интереса к своим сверстникам.
7. Развитие чувств понимания и сопереживания к другим людям.
8. Создание спокойной, дружелюбной обстановки.
9. Медленная и уравновешенная речь.
10.Нельзя оставлять без внимания непопулярных детей.
11. Следует выявить и развить у них положительные качества.
12. Поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в
системе межличностных отношений.
13.
Вести
работу
с
родителями
по
формированию
положительных
детско-родительских
отношений.
Родителям:
1.
Не разговаривать при ребенке о его проблеме.
2.
Поддерживать своего ребёнка, учитывать его интересы.
3.
Не допускать негативного отношения к ребенку.
4.
Раскрытие положительных качеств и черт ребёнка.
5.
Развитие чувств понимания и сопереживания к другим людям.
6.
. Создание спокойной, дружелюбной обстановки.
Проведённый анализ психологической и педагогической литературы позволил выяснить
особенности
межличностных
отношений
у
школьников,
на
которые
учитель
должен
опираться, используя систему приёмов организации и развития межличностных отношений.
7
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в
детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего
развития личности ребенка и во многом определяет особенности его отношения к себе, к
другим,
к
миру
в
целом.
Межличностные
отношения
-
система
установок,
ожиданий,
стереотипов, ориентации, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Для
практического
психолога
огромное
значение
имеет
психодиагностика
межличностных
отношений.
Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований,
происходящих с личностью ребенка. Потому так важен уровень достижений, осуществленных
каждым
ребенком
на
данном
возрастном
этапе.
У
младших
школьников
преобладает
эмоциональное
отношение
к
товарищам.
В
младшем
школьном
возрасте
существенно
развиваются
мотивы
поведения,
которые
характеризуют
личность
ученика.
Основными
мотивами межличностного выбора оказываются игровые, а также мотивы чисто внешнего
плана. Мотивы деловых отношений носят главным образом формальный, а не содержательный
характер. Отчетливо прослеживается и такая особенность межличностных отношений, как их
недостаточная обобщенность и устойчивость.
Межличностные
отношения
сверстников
младшего
школьного
возраста
зависят
от
многих факторов, таких как успешность в учебе, взаимная симпатия, общность интересов,
внешние жизненные обстоятельства, половые признаки. Эти все факторы влияют на выбор
взаимоотношений
ребенка
со
сверстниками
и
их
значимость.
Постепенно
в
классном
коллективе начинают все глубже осознаваться те или иные стороны личности сверстников.
В основе развития взаимоотношений в группе лежит потребность в общении, и эта
потребность изменяется с возрастом. Она удовлетворяется разными детьми неодинаково.
Каждый член группы занимает особое положение и в системе личных и в системе деловых
отношений, на которых влияют успехи ребенка, его личные предпочтения, его интересы,
речевая культура.
В заключение хотелось бы привести слова Д. Б. Эльконина: «С определенного момента
ребенок
-
это
всегда
два
человека
-
он
и
взрослый.
Может
быть,
это
внутреннее
взаимодействие раскроет нам процесс развития как самодвижения...». По-видимому, этот
момент наступает очень рано, и это «внутреннее взаимодействие» уже не прекращается на
протяжении всей жизни человека.
Список литературы
1.
Байгазова
Р.В.,
Каримова
Л.М.
Взаимосвязь
социометрического
статуса
и
эмоционального
состояния
младших
школьников
//Наука
в
школе
и
вузе:
Материалы
8
республиканской
научно-практической
конференции
молодых
ученых,
аспирантов
и
студентов. Часть II. - Бирск: Бирск. гос. соц. - пед. акад., 2012. - С.289 .
2. Особенности межличностных отношений в группе сверстников младшего школьного
возраста-
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред.В.В. Давыдова. М.: 1999.- 560с
4. Особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте-
5. Немов Р.С. Психология. Учебное пособие для студентов высших педагогических
учебных заведений: в 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС,
2001. - Т.1. - 688 с.
6. Исследование межличностных отношений в отечественной психологии
7. Блонский П.П. Психология младшего школьника: Избран.психолог. труды / Под ред.
А.И. Липкиной, Т.Д. Марцинковской.- М.; Воронеж: МПСИ: НПО"МОДЭК", 2006.- 631 с.
8. Межличностные отношения в младшем школьном возрасте
9