Напоминание

"Формирование межличностных отношений в детском коллективе"


Автор: Ханмагомедова Людмила Казибековна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБПОУ КГТиТ №41
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование межличностных отношений в детском коллективе"
Раздел: начальное образование





Назад




Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

города Москвы

"Колледж градостроительства, транспорта и технологий № 41"

Статья – тема:

«Формирование межличностных отношений в детском коллективе».

\

Подготовила:

учитель начальных классов

Ханмагомедова Людмила Казибековна

1

Опыт межличностных отношений с другими людьми, взрослыми или сверстниками,

является

фундаментом

для

развития

личности

ребенка,

становления

его

самосознания.

Основополагающая

значимость

проблемы

взаимоотношений

детей

в

последнее

время

особенно привлекает внимание психологов и педагогов. Изучение вопроса межличностных

отношений имеет не только первостепенное теоретическое, но и практическое значение.

Исследование этой проблемы во многом связано с более глубоким психолого-педагогическим

изучением ребенка, проникновением в область многообразных контактов детей с взрослыми и

сверстниками.

В

данный

момент

наблюдается

значительный

рост

исследований,

посвященных

межличностным

отношениям

и

развитию

младшего

подростка

в

семье.

Возникает

необходимость определения той роли, которую играют отношения между сверстниками в

формировании личности школьника на различных этапах его жизни, и в частности в младшем

школьном возрасте — наиболее ответственном периоде перехода ребенка в новую социально

значимую

систему

отношений.

Актуальность

его

заключается

в

выявлении

скрытых

механизмов,

которые

лежат

в

основе

межличностных

отношений

в

коллективе

младших

школьников.

Проблема развития межличностных отношений в младшем школьном возрасте актуальна

еще и тем, что именно в этот период происходит формирование личности. Насколько легко

ребенок будет уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, зависит его

дальнейшая учебная, рабочая деятельность, его судьба и место в жизни. А именно в этот

период закладывается навык брать на себя ответственность за свою речь и правильно ее

организовывать, чтобы установить отношения с окружающими людьми. Также закладывается

умение дисциплинировать себя, организовывать как личную, так и групповую деятельность,

понимание ценности сотрудничества, общения и отношений в совместной деятельности.

Именно в этом возрасте усваиваются правила и нормы общения, которым он будет

следовать всегда и везде независимо от складывающихся обстоятельств. А характер речевого и

экспрессивного общения определит меру самостоятельности и степень свободы ребенка среди

других людей в течении его жизни.

При

поступлении

ребенка

в

школу

решающим

фактором

социализации

становится

овладение учебной деятельностью, выработка обязательных школьных умений и навыков.

Параллельно с этим школьник включается и в другой, менее оформленный организационно, но

не

менее

значимый

процесс

усвоения

социального

опыта

складывающиеся

в

школе

межличностные

отношения.

Это

так

называемая

«скрытая

программа

социализации»,

2

благодаря которой развивается эмоциональная и социальная жизнь ребенка, формируется его

представление о себе и о том, что думают о нем другие.

Групповая динамика- это процессы взаимодействия членов группы, а также изучающее эти

процессы научное направление, основателем которого считается Курт Левин. Курт Левин ввел

термин

групповая

динамика,

описывающий

позитивные

и

негативные

процессы,

происходящие в социальной группе.

С

первых

дней

пребывания

в

школе

ребенок

включается

в

процесс

межличностного

взаимодействия с одноклассниками и учителем. На протяжении младшего школьного возраста

это взаимодействие имеет определенную динамику и закономерности развития.

Наблюдения за первоклассниками показывают, что вначале дети как будто даже избегают

непосредственных контактов друг с другом, каждый из них пока еще сам по себе. Контакт

между собой дети осуществляют посредством педагога.

Младший школьник – это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот

период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков

социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной

из важных задач развития на этом возрастном этапе.

Если у ребенка к 9-10-летнему возрасту устанавливаются дружеские отношения с кем-либо

из одноклассников, это значит, что ребенок умеет наладить тесный социальный контакт с

ровесником, поддерживать отношения продолжительное время, это значит также, что общение

с ним тоже кому-то важно и интересно.

Результаты специальных исследований показывают, что отношения к друзьям и само

понимание

дружбы

имеют

определенную

динамику

на

протяжении

младшего

школьного

детства. Для детей 5-7 лет друзья – это, прежде всего те, с кем ребенок играет, кого видит чаще

других. Выбор друга определяется, прежде всего, внешними причинами: дети сидят за одной

партой, живут в одном доме и т.п.

В этом возрасте дети больше внимания обращают на поведение, чем на качества личности.

Характеризуя своих приятелей, они указывают, что «друзья ведут себя хорошо», «с ними

весело». В этот период дружеские связи непрочны и недолговечны, они легко возникают и

довольно быстро могут оборваться.

Между 7 и 10 годами дети считают друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их

просьбы

и

разделяет

их

интересы.

Для

возникновения

взаимной

симпатии

и

дружбы

становятся

важными

такие

качества

личности,

как

доброта

и

внимательность,

самостоятельность, уверенность в себе, честность.

Постепенно,

по

мере

освоения

ребенком

школьной

действительности,

у

ребенка

складывается система личных отношений в классе. Ее основу составляют непосредственные

эмоциональные отношения, которые превалируют над всеми другими.

3

Данные социометрических исследований показывают, что положение ученика в системе

сложившихся в классе межличностных отношений определяется рядом факторов, общих для

разных

возрастных

групп.

Так,

например,

дети,

получающие

наибольшее

число

от

одноклассников

(«звезды»),

характеризуются

рядом

общих

черт:

они

обладают

ровным

характером,

общительны,

имеют

хорошие

способности,

отличаются

инициативностью

и

богатой фантазией; большинство из них хорошо учится; девочки отличаются привлекательной

внешностью.

Группа школьников, имеющих неблагополучное положение в системе личных отношений в

классе, также обладает некоторыми сходными характеристиками: такие дети имеют трудности

в

общении

со

сверстниками,

неуживчивы,

что

может

проявляться

в

драчливости,

вспыльчивости,

капризности,

грубости,

так

и

в

замкнутости;

нередко

их

отличает

ябедничество, зазнайство, жадность; многие из этих детей неаккуратны и неряшливы.

Перечисленные общие качества имеют определенную специфику проявления на разных

этапах младшего школьного возраста.

Для

первоклассников,

обладающих

высоким

социометрическим

статусом,

наиболее

значимыми

являются

следующие

особенности:

опрятная

внешность,

принадлежность

к

классному активу, готовность поделиться вещами, сладостями. Второе место в этом возрасте

занимают хорошая успеваемость и отношение к учению. Для популярных в классе мальчиков

большое значение имеет также физическая сила.

«Непривлекательные» для сверстников первоклассники характеризуются следующими

особенностями: непричастность к классному активу; неопрятность; плохая учеба и поведение;

непостоянство в дружбе; дружба с нарушителями дисциплины, а также плаксивость.

Таким

образом,

первоклассники

оценивают

своих

сверстников,

прежде

всего

по

тем

качествам, которые легко проявляются внешне, а также по тем, на которые чаще всего

обращает внимание учитель.

К концу младшего школьного возраста критерии приемлемости несколько меняются. При

оценке сверстников на первом месте также стоит общественная активность, в которой дети

уже ценят действительно организаторские способности, а не просто сам факт общественного

поручения,

данного

учителем,

как

это

было

в

первом

классе;

и

по-прежнему

красивая

внешность. В этом возрасте для детей значимость приобретают и определенные личностные

качества: самостоятельность, уверенность в себе, честность. Примечательно, что показатели,

связанные с учением, у третьеклассников менее значимы и отходят на второй план. Для

«непривлекательных»

третьеклассников

наиболее

существенны

такие

черты,

как

общественная пассивность; недобросовестное отношение к труду, к чужим вещам.

Характерные

для

младших

школьников

критерии

оценки

одноклассников

отражают

особенности

восприятия

и

понимания

ими

другого

человека,

что

связано

с

общими

4

закономерностями

развития

познавательной

сферы

в

этом

возрасте:

слабая

способность

выделять главное в предмете, ситуативность, эмоциональность, опора на конкретные факты,

трудности установления причинно-следственных отношений и т.д.

Система личных отношений является наиболее эмоционально насыщенной для каждого

человека,

поскольку

связана

с

его

оценкой

и

признанием

как

личности.

Поэтому

неудовлетворительное положение в группе сверстников переживается детьми очень остро и

нередко является причиной неадекватных аффективных реакций. Однако если у ребенка

существует

хотя

бы

одна

взаимная

привязанность,

он

перестает

осознавать

и

не

очень

переживает свое объективно плохое положение в системе личных отношений. Даже один-

единственный взаимный выбор является своеобразной психологической защитой и может

уравновесить

несколько

отрицательных

выборов,

поскольку

превращает

ребенка

из

отверженного в признаваемого.

В младших классах, особенно к концу периода начального обучения, большое значение

начинают

приобретать

нравственные

качества

учащихся,

т.е.

межличностный

выбор

определяется

не

только

хорошей

успеваемостью,

но

и

такие

качества,

как

трудолюбие,

доброта, умение дружить, умение помогать друг другу.

В

формировании

возникающих

у

младших

школьников

межличностных

отношений

решающая роль принадлежит педагогу. В начале школьного обучения, пока еще у детей не

сложились

собственные

отношения

и

оценки,

как

себя,

так

и

одноклассников,

они

безоговорочно принимают и усваивают оценки учителя, являющегося для детей высшим

авторитетом.

Анализ характеристик, которые педагоги давали детям с различным социальным статусом,

показывает, что «изолированных» детей не любят сами педагоги. Это значит, что учителя

вольно

или

невольно

могут

способствовать

усилению

изоляции

ребенка

в

классе.

Систематические

отрицательные

оценки

и

суждения,

резкие

замечания

в

адрес

ребенка

(«Опять ты всем мешаешь!») становятся для остальных детей своеобразным «ярлыком»,

характеризующим одноклассника, и некритически повторяются в собственных оценках детей,

которые перестают принимать сверстника.

Негативное влияние на положение ученика в системе межличностных отношений может

оказать и неумеренное захваливание кого-то из детей, противопоставление ребенка всему

классу в качестве примера для подражания. Дети, иногда несправедливо, начинают считать

таких школьников «любимчиками» и «подлизами» и потому избегают общения с ними.

В

этой

связи

необходимо

отметить,

что

дидактогении

(т.е.

нарушения

психогенного

характера, вызванные непедагогическими поступками учителей) наиболее часто встречаются

именно у младших школьников.

5

Вместе с тем именно педагог, в силу своей исключительной значимости для младшего

школьника, может сыграть решающую роль и в обратной ситуации, когда необходимо вывести

ученика из статуса «изолированного» члена группы. Поведение учителя в каждом конкретном

случае

должно

строиться

сугубо

индивидуально,

исходя

из

особенностей

сложившейся

ситуации,

своеобразия

личностных

характеристик

самого

ребенка,

уровня

развития

межличностных отношений в классе.

В анализе причин сложившейся ситуации и поиске путей выхода из нее существенную

помощь может и должен оказать психолог, владеющий методами диагностики и коррекции

межличностных отношений.

Способность делать что-то лучше всех принципиально важна для младших школьников. Не

зря именно этот возрастной период характеризуется стремление ребенка овладеть различными

умениями,

что

определяет

в

случае

успеха

развитие

чувства

собственной

умелости,

компетентности, полноценной или, в случае неудачи, напротив, чувства неполноценности.

Умелость

ребенка

может

проявляться

в

самых

разных

областях

и

носить

самый

разнообразный характер. Главное, чтобы это умение было ценным в глазах и взрослых, и

сверстников.

Так,

например,

кто-то

лучше

всех

решает

задачи

по

математике

(«наш

математик»), кто-то быстрее всех бегает («он у нас спортсмен»), или лучше всех играет в

«ножички», или умеет рисовать, играет на музыкальном инструменте, или дольше всех может

отбивать головой футбольный мяч, или шевелить ушами.

Важно,

чтобы

каждый

ребенок

чувствовал

свою

ценность

и

неповторимость.

И

успеваемость здесь уже не определяющий критерий, поскольку постепенно дети начинают

видеть и ценить в себе и в других такие качества, которые непосредственно не связаны с

учебой.

Задача взрослых помочь каждому ребенку реализовать свои потенциальные возможности,

раскрыть ценность умений каждого школьника и для его одноклассников. Иллюстрацией

может служить такой эпизод из школьной жизни: один из второклассников отличался очень

низкой успеваемостью по всем основным предметам. Неуспех его приобрел хронический

характер, и перспектив на улучшение было немного: ребенок ходил в школу неохотно, на

уроках был пассивен, домашние задания выполнял нерегулярно. В классе ни с кем не дружил.

Но мальчик хорошо рисовал. И рисовал он везде: в альбоме, в тетрадях, иногда на парте. И

тогда его учительница, отчаявшись как-то повлиять на нерадивого школьника и его родителей,

предприняла следующий шаг: она организовала в школе персональную выставку рисунков

своего ученика и его родителей, которые были профессиональными художниками. Выставка

имела большой успех, мальчик был очень горд. Это событие преобразило его. Он стал более

внимателен к тому, что происходит в классе и в школе. Согласился на дополнительные занятия

с учительницей. Отношение одноклассников к нему тоже изменилось в лучшую сторону.

6

Маленький художник не стал отличником, его школьные успехи были довольно скромными,

но отношение ребенка к школе и классу, и его класса к нему во многом переменилось.

Таким образом, умелость ребенка, знание им своих сильных и слабых сторон является

основанием

для

формирования

самостоятельности,

уверенности

в

себе,

личностной

независимости, что позволяет быть более компетентным и в общении со сверстниками.

Рекомендации для учителей и родителей по коррекции межличностных отношений в

младшем школьном возрасте

Педагогу:

1. Установить дружескую атмосферу среди детей.

2. Развитие коммуникативных навыков общения.

3. Создание ситуаций для творческого самовыражения в процессе коммуникативной

деятельности.

4. Развитие навыков межгруппового взаимодействия.

5. Раскрытие положительных качеств и черт детей.

6. Воспитание интереса к своим сверстникам.

7. Развитие чувств понимания и сопереживания к другим людям.

8. Создание спокойной, дружелюбной обстановки.

9. Медленная и уравновешенная речь.

10.Нельзя оставлять без внимания непопулярных детей.

11. Следует выявить и развить у них положительные качества.

12. Поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в

системе межличностных отношений.

13.

Вести

работу

с

родителями

по

формированию

положительных

детско-родительских

отношений.

Родителям:

1.

Не разговаривать при ребенке о его проблеме.

2.

Поддерживать своего ребёнка, учитывать его интересы.

3.

Не допускать негативного отношения к ребенку.

4.

Раскрытие положительных качеств и черт ребёнка.

5.

Развитие чувств понимания и сопереживания к другим людям.

6.

. Создание спокойной, дружелюбной обстановки.

Проведённый анализ психологической и педагогической литературы позволил выяснить

особенности

межличностных

отношений

у

школьников,

на

которые

учитель

должен

опираться, используя систему приёмов организации и развития межличностных отношений.

7

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в

детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего

развития личности ребенка и во многом определяет особенности его отношения к себе, к

другим,

к

миру

в

целом.

Межличностные

отношения

-

система

установок,

ожиданий,

стереотипов, ориентации, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Для

практического

психолога

огромное

значение

имеет

психодиагностика

межличностных

отношений.

Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований,

происходящих с личностью ребенка. Потому так важен уровень достижений, осуществленных

каждым

ребенком

на

данном

возрастном

этапе.

У

младших

школьников

преобладает

эмоциональное

отношение

к

товарищам.

В

младшем

школьном

возрасте

существенно

развиваются

мотивы

поведения,

которые

характеризуют

личность

ученика.

Основными

мотивами межличностного выбора оказываются игровые, а также мотивы чисто внешнего

плана. Мотивы деловых отношений носят главным образом формальный, а не содержательный

характер. Отчетливо прослеживается и такая особенность межличностных отношений, как их

недостаточная обобщенность и устойчивость.

Межличностные

отношения

сверстников

младшего

школьного

возраста

зависят

от

многих факторов, таких как успешность в учебе, взаимная симпатия, общность интересов,

внешние жизненные обстоятельства, половые признаки. Эти все факторы влияют на выбор

взаимоотношений

ребенка

со

сверстниками

и

их

значимость.

Постепенно

в

классном

коллективе начинают все глубже осознаваться те или иные стороны личности сверстников.

В основе развития взаимоотношений в группе лежит потребность в общении, и эта

потребность изменяется с возрастом. Она удовлетворяется разными детьми неодинаково.

Каждый член группы занимает особое положение и в системе личных и в системе деловых

отношений, на которых влияют успехи ребенка, его личные предпочтения, его интересы,

речевая культура.

В заключение хотелось бы привести слова Д. Б. Эльконина: «С определенного момента

ребенок

-

это

всегда

два

человека

-

он

и

взрослый.

Может

быть,

это

внутреннее

взаимодействие раскроет нам процесс развития как самодвижения...». По-видимому, этот

момент наступает очень рано, и это «внутреннее взаимодействие» уже не прекращается на

протяжении всей жизни человека.

Список литературы

1.

Байгазова

Р.В.,

Каримова

Л.М.

Взаимосвязь

социометрического

статуса

и

эмоционального

состояния

младших

школьников

//Наука

в

школе

и

вузе:

Материалы

8

республиканской

научно-практической

конференции

молодых

ученых,

аспирантов

и

студентов. Часть II. - Бирск: Бирск. гос. соц. - пед. акад., 2012. - С.289 .

2. Особенности межличностных отношений в группе сверстников младшего школьного

возраста-

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред.В.В. Давыдова. М.: 1999.- 560с

4. Особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте-

5. Немов Р.С. Психология. Учебное пособие для студентов высших педагогических

учебных заведений: в 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС,

2001. - Т.1. - 688 с.

6. Исследование межличностных отношений в отечественной психологии

7. Блонский П.П. Психология младшего школьника: Избран.психолог. труды / Под ред.

А.И. Липкиной, Т.Д. Марцинковской.- М.; Воронеж: МПСИ: НПО"МОДЭК", 2006.- 631 с.

8. Межличностные отношения в младшем школьном возрасте

9



В раздел образования