Автор: Панова Наталия Аркадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад №5 пгт Нагорск, Кировской обл.
Населённый пункт: пгт Нагорск, Кировская область
Наименование материала: проект
Тема: "Моя дружная семья"
Раздел: дошкольное образование
Проект «Моя дружная семья»
средняя группа
Панова Наталия Аркадьевна
в
оспитатель
Муниципальное казенное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад № 5 пгт Нагорск, Кировской обл.
2019 г.
Тип проекта: информационно-исследовательский, творческий.
Вид проекта: совместный – детский сад и семья.
Участники проекта: воспитатель группы, музыкальный руководитель, дети,
родители.
Актуальность темы ; Для каждого человека семья всегда стоит на первом
месте. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем
экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция
самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и
личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере
знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка,
порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило,
не приносит позитивных результатов. А семья для малыша – это мир, в
котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи
объединяет кровное родство, любовь, общие интересы.
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются
первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического,
нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем
возрасте». Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят
у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает
взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на
ребёнка.
Проводя беседы с детьми, выяснилось, что не все дети знают о своей
семье, кем работают их родители, а некоторые не знают имён бабушек и
дедушек, не говоря уже о семейных традициях. Как изменить такое
положение?
Поэтому, мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость
семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать
чувство привязанности к семье и дому. Вот из этого и возникла идея моего
проекта «Моя дружная семья», чтобы строить наши дальнейшие
взаимоотношения в любви, согласии и понимании.
Цель проекта: Расширить представление у детей о семье через
организацию разных видов деятельности, создать условия для повышения
активности участия родителей в жизни группы. Воспитывать любовь и
уважение к семье, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и
заботятся о родных и близких. На примере родителей, дать представление о
профессиях…
Задачи:
Воспитательная:
воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность
семьи для каждого человека.
Обучающая:
формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к
семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить
разбираться в родственных связях, проявлять заботу о родных людях.
Познакомить с профессиями родителей.
Развивающая:
развивать творческие способности взрослых и детей в процессе совместной
деятельности, любознательность, наблюдательность, совершенствовать
качество работы детского сада при взаимодействии способности взрослых и
детей в процессе совместной деятельности.
Предполагаемый результат:
Воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам, знать
историю своей семьи, семейные традиции и праздники, знать имена близких
родственников, повысить педагогическую культуру родителей, их
взаимодействие с детьми, установить с ними доверительные и партнёрские
отношения.
Схема реализации проекта через разные виды деятельности
Разделы
программы
Виды детской деятельности
Речевое развитие
1. Разучивание стихов о семье и её членах.
2. Отгадывание загадок.
3. Беседы «Как зовут родителей, братьев и сестер», «Где
работают мама и папа», Беседы на тему: «Где я живу»,
«Кем работают мои родители», «В гостях у бабушки», «Что
мы делаем в выходные дни», «Как меня называет мама» и
др…
4.Рассказы о своей семье, истории и традиции, помощь др.
др. …
5.Рассказы о профессиях мамы и папы…
Художественное
творчество
1. Аппликация на тему: «Медвежья семья»
2. Лепка (Миски для трёх медведей»
3. Рисование на тему: «Пирожки для бабушки и дедушки»,
«Моя семья» и др…
4. Коллективная работа «Наша дружная семейка»
5. Конструирование из бумаги «Цветочек для мамы,
бабушки», подарок для папы, дедушки»
Социальное
развитие
1. Участие в конкурсах разных уровней
2. Просмотр мультфильмов «Мама для мамонтёнка», «Моя
семья», «Малыш и Карлсон», «Трое из Простоквашино»
3. Создание выставок рисунков и фотографий «Моя мама
лучше всех», « Лучший папа на свете», « Мама и папа на
рабочем месте»
Музыка
1. Разучивание и пение песен про маму, и папу»
2. Организация праздника, посвящённого Дню Матери с
участием родителей воспитанников (театральные,
танцевальные и вокальные номера).
3. Развлечение к 23 февраля и 8 марта,
Работа с
родителями
1. Рассказы родителей детям о своих предках, о своей
работе.
2.Участие в конкурсах.
3.Создание семейных фотоальбомов.
4.Участие в групповых праздниках.
Чтение
художественных
произведений
1.Чтение сказок «Три медведя», «Маша и медведь»,
«Морозко», «Мать-кукушка» и др.
2. Игры инсценировки по сказкам, с помощью настольных
театров.
Труд
1.Вместе с родителями благоустойство участка нашей
группы.
2.Уборка снега с дорожек, чтобы другим было удобнее
ходить.
3.Изготовление подарков для родных.
Игра
1.Сюжетно-ролевые игры «Дочки-матери», «Семья»,
«Сварим обед» и т.д…
2.Настольные игры «Построим домик для трех медведей»,
«Комната», «Бумажные куклы» и др…
Подготовительный этап:
Для того чтобы познакомиться с родителями своих воспитанников
поближе, мы провели развлечение в уютной домашней обстановке с
чаепитием, на котором знакомились определённым образом. Передавая друг
другу яркий воздушный шар с улыбкой, мы (начали с себя) представлялись,
рассказывали о себе, своей профессии, своих интересах, семье и пр. каждый
мог сказать, что считает нужным и допустимым. Например: «Меня зовут
Наталия Аркадьевна, я работаю воспитателем больше 20 лет, у меня есть
дочь, которая учится в колледже», и т.д. Такая игра разрядила атмосферу, чай
и конфеты согрели душу, а мы лучше узнали друг друга. Далее мы
предложили родителям совместно с детьми надуть свой воздушный шарик и
нарисовать ему настроение. Так мы выяснили, что не у всех сегодня оно
хорошее, двое нарисовали грустный смайлик. Это способствовало
укреплению детско-родительских отношений, развитию речи,
коммуникабельности детей, сопереживанию. В свою очередь мы озвучили
план своей работы в этом направлении: чтение соответствующей литературы,
разучивание песен, стихов, рисование, лепка, аппликации на
соответствующую тематику. Затем мы вспоминали какие колыбельные пели
мамы своим деткам когда они были маленькими. Пели вместе знакомые всем
песни. В подарок каждому родителю я преподнесла памятку «Десять
заповедей родителей» (которую я изготовила специально для этого случая).
Так начался наш проект «Семья моя».
Основной этап:
Далее мы стали реализовывать задуманное в
совместной организованной образовательной и свободной деятельности с
детьми. Мы совместно с родителями собирали фото, участвовали в конкурсах
районных и областных, ремонтировали оборудование, шили мягкое
оборудование и многое другое…
Мы учились играть в сюжетно ролевые игры…
Читали сказки и инсценировали их с помощью настольных театров…
Организовали настольную игру « комната»
Проводили совместные праздники и развлечения
Папы и мамы помогали нам в благоустройстве участка нашей группы:
Папы построили нам тротуары и скамейку
Мамы помогли покрасить наши постройки
Папа отремонтировал велосипед
Собирали с родителями фото семьи , дети рассказывали о членах своей
семьи, называли имена и адреса, выясняли какие есть традиции в семье
Мамы и папы постарались и сделали фото на рабочих местах
Устроили фотовыставку «Наши папы и мамы на рабочем месте»
Мы знакомились с профессиями на примере наших родителей.
Сделали вывод, что в нашей группе мы тоже семья, будем заботиться друг о
друге…
Вместе отмечаем дни рождения…
Заключительный этап:
В заключении нашего проекта мы провели два музыкальных мероприятия:
Концерты «День защитника Отечества», «8 марта»
Здесь каждый из ребят прочёл стихотворение, дети пели песни,
танцевали, играли. У каждого ребёнка был яркий костюм и важная роль на
празднике.
К праздникам готовились и наши родители, шили костюмы детям,
готовились участвовать в праздничных мероприятиях. На утренниках играли
и пели вместе с детьми.
Результат:
Повысился интерес родителей к деятельности группы, установились
партнерские отношения между воспитателем и родителями, желание у
детей посещать детский сад 100%;
Дети знают имена всех ближайших родственников;
Воспитанники запомнили профессии своих родителей и место их
работы;
Сформировалось чувство коллективизма, дружбы, взаимопомощи
между детьми;
Повысился уровень сформированности положительного образа семьи у
детей.
Источники: «Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.
Вераксы, ФГОС, « Дошкольное воспитание», интернет ресурсы…