Автор: Усова Светалана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ г. Иркутска №185
Населённый пункт: Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: «Роль книги в развитии коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование
«Роль книги в развитии коммуникативных способностей детей
дошкольного возраста»
Выполнил: воспитатель МБДОУ г. Иркутска №185
Усова Светлана Викторовна
Книги – это корабли мысли, странствующие по волнам времени и
бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.
Френсис Бекон.
В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По
данным
многочисленных
исследований
уже
в
дошкольном
возрасте
дети
предпочитают
книге
другие
источники
информации:
телевидение,
видеопродукцию, компьютер, - поэтому наша роль, как воспитателя состоит в
том,
чтобы
заинтересовать
дошкольников,
побудить
в
них
интерес
к
литературным произведениям, привить любовь к художественному слову,
уважение к книге. Книга дает возможность домыслить, «пофантазировать».
Она
учит
размышлять
над
новой
информацией,
развивает
креативность,
творческие способности, умение думать самостоятельно.
Художественная
литература
служит
действенным
средством
умственного,
нравственного
и
эстетического
воспитания.
Она
развивает
мышление
и
воображение
ребенка,
обогащает
его
эмоции,
дает
прекрасные
образцы
русского литературного языка. Велика роль художественной литературы в
развитии речи ребенка, без чего невозможно успешное обучение в школе.
В дошкольный период происходит становление речи и ее формирование. В
эти
годы
ребенок
усваивает
звуки
родного
языка,
учится
отчетливо
и
грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает
словарный запас. С развитием речи у дошкольников усиливается потребность
в общении. Постепенно уточняются правила общения, дети осваивают новые
формулы речевого этикета. Но в некоторых ситуациях дети отказываются
использовать общепринятые речевые формы. Причин для этого может быть
несколько. Самая главная - это недостаток общения, чтения и слушания
художественной литературы и, как следствие, бедный словарь дошкольника.
Важнейший путь решения данной проблемы - обучение речевому этикету
детей, в особенности старшего дошкольного возраста посредством чтения
художественной литературы, так как именно в этот период закладывается
фундамент
моральных
принципов,
нравственной
культуры,
развивается
эмоционально-волевая
сфера
личности,
формируется
продуктивный
опыт
повседневной коммуникации.
Ф у н к ц и и ,
ко т о р ы е
в ы п о л н я е т
худ ож е с т в е н н а я
л и т е р а т у р а
в развитии коммуникативных способностей детей:
обогащает,
уточняет
и
активизирует
словарный
запас
ребенка
на
основе формирования конкретных представлений и понятий; развивает
навыки связной речи;
дает
образцы
правильной
литературной
речи,
богатой
эпитетами,
сравнениями,
метафорами,
эмоционально-оценочной
и
сказочной
лексикой;
влияет
на
эмоциональное
развитие
детей,
на
понимание
эмоционального состояния
других людей, на умение выразить свое
эмоциональное состояние словами, развивает культуру речи;
развивает творческие способности (побуждает к придумыванию новых
слов, рифм, сочинению собственных сказок, рассказов, историй)
В детском саду развитие коммуникативных способностей детей средствами
художественной литературы ведется по следующим направлениям:
1.
Совместная деятельность воспитателя и детей
2.
Самостоятельная деятельность
3.
Работа с родителями
4.
Создания развивающей пространственной среды в группе
Совместная деятельность воспитателя и детей осуществляется при:
1. Чтение и обсуждение художественных произведений.
2. Рассказывание сказок.
3. Заучивание стихотворений.
4. Пересказ литературных произведений.
5. Сочинение стихов, небылиц, рассказов.
6. Литературные викторины, конкурсы.
В процессе образовательной деятельности в режимных моментах наиболее
эффективными являются следующие формы работы:
1.Знакомство с новыми книгами в уголке «Читаем сами»
2.Рассматривание
иллюстраций
к
сказкам
и
книгам
познавательного
содержания
3.Беседа по прочитанным произведениям
4.Загадывание загадок.
5.Разыгрывание диалогов из произведений
6.Показ сказок
8. Час скороговорок, считалок, потешек и др.
Где
же
дети
могут
применять
свои
коммуникативные
способности
в
самостоятельной деятельности?
1. В сюжетно-ролевых играх.
2. В дидактических играх
по развитию речи,
дидактических играх
познавательного характера.
3. В играх – драматизациях.
4. В разыгрывании сюжетов сказок в кукольном, настольном театре.
5.В
играх
–
соревнованиях
«Кто
знает
больше
загадок»,
«Кто
больше
вспомнит сказок с добрыми героями», «Русские и зарубежные сказки».
Крайне важным звеном в деле приобщения ребёнка к книге мы считаем
сотрудничество
его
с
родителями.
Ясное
понимание
того,
что
чтение
способствует духовной связи ребёнка со взрослым, преодолению дефицита
общения детей и родителей, потому что процесс осознания художественной
литературы не может быть механическим: это совместная работа души и ума.
К сожалению, очень многие родители относятся к детскому чтению не так,
как этого хотелось бы.
Поэтому нами были подобраны и проведены консультации по организации
домашнего чтения: «Какие сказки читать ребенку на ночь?», «Учим детей
рифмовать», «Роль книги в развитии ребенка», «Читаем книги каждый день»,
выставка рисунков «Мои любимые сказочные герои».
Важными в своей работе мы считаем раннюю социализацию детей. Детская
библиотека выступает, как основной социальный институт, способный
оказать
помощь
педагогам,
семье
в
формировании
дошкольников
как
читателей.
Наш детский сад расположен в шаговой доступности от
детской
библиотеки
и
мы
конечно
широко
используем
эту
возможность
для
плодотворного сотрудничества.
Наши дети - постоянные гости библиотеки, где библиотекари проводят
с ними циклы занятий. Сотрудники библиотеки частые гости в дошкольном
учреждении. Также наши дети постоянные участники различных проектов и
выставок, проводимых совместно с библиотекой.
Дети проводят много времени в детском саду и для их развития создана
развивающая пространственная среда:
Детская художественная литература по разным темам.
Энциклопедии, книги о природе, о технике в познавательном уголке
Дидактические игры по развитию речи, по ознакомлению с
окружающим миром, с миром природы.
Кукольные и настольные театры по литературным произведениям.
Иллюстрации, альбомы по сказкам.
Один раз в месяц проводится тематическая неделя по творчеству писателя
или
поэта.
В
книжном
уголке
выставляется
портрет,
художественные
произведения,
дети
рисуют
и
создают
поделки,
оформляются
выставки,
читают стихи.
Главный
результат
проведенной
работы
в
том,
что
дети
любят
книги,
рассматривают их, просят прочитать, обмениваются своими впечатлениями,
активно
используют
в
речи
выразительные
средства
языка,
сочиняют,
фантазируют, с удовольствием участвуют в инсценировке сказок.
Нужно помнить, что ознакомление с художественной литературой – это не
просто
чтение,
это
целостный
анализ
произведения,
обязательно
включающий выполнение игровых и творческих заданий.
Лишь в этом случае можно ожидать, что знакомство с произведением окажет
благоприятное влияние на развитие речи и интеллекта ребёнка.