Напоминание

«Роль книги в развитии коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»


Автор: Усова Светалана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ г. Иркутска №185
Населённый пункт: Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: «Роль книги в развитии коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Роль книги в развитии коммуникативных способностей детей

дошкольного возраста»

Выполнил: воспитатель МБДОУ г. Иркутска №185

Усова Светлана Викторовна

Книги – это корабли мысли, странствующие по волнам времени и

бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.

Френсис Бекон.

В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По

данным

многочисленных

исследований

уже

в

дошкольном

возрасте

дети

предпочитают

книге

другие

источники

информации:

телевидение,

видеопродукцию, компьютер, - поэтому наша роль, как воспитателя состоит в

том,

чтобы

заинтересовать

дошкольников,

побудить

в

них

интерес

к

литературным произведениям, привить любовь к художественному слову,

уважение к книге. Книга дает возможность домыслить, «пофантазировать».

Она

учит

размышлять

над

новой

информацией,

развивает

креативность,

творческие способности, умение думать самостоятельно.

Художественная

литература

служит

действенным

средством

умственного,

нравственного

и

эстетического

воспитания.

Она

развивает

мышление

и

воображение

ребенка,

обогащает

его

эмоции,

дает

прекрасные

образцы

русского литературного языка. Велика роль художественной литературы в

развитии речи ребенка, без чего невозможно успешное обучение в школе.

В дошкольный период происходит становление речи и ее формирование. В

эти

годы

ребенок

усваивает

звуки

родного

языка,

учится

отчетливо

и

грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает

словарный запас. С развитием речи у дошкольников усиливается потребность

в общении. Постепенно уточняются правила общения, дети осваивают новые

формулы речевого этикета. Но в некоторых ситуациях дети отказываются

использовать общепринятые речевые формы. Причин для этого может быть

несколько. Самая главная - это недостаток общения, чтения и слушания

художественной литературы и, как следствие, бедный словарь дошкольника.

Важнейший путь решения данной проблемы - обучение речевому этикету

детей, в особенности старшего дошкольного возраста посредством чтения

художественной литературы, так как именно в этот период закладывается

фундамент

моральных

принципов,

нравственной

культуры,

развивается

эмоционально-волевая

сфера

личности,

формируется

продуктивный

опыт

повседневной коммуникации.

Ф у н к ц и и ,

ко т о р ы е

в ы п о л н я е т

худ ож е с т в е н н а я

л и т е р а т у р а

в развитии коммуникативных способностей детей:

обогащает,

уточняет

и

активизирует

словарный

запас

ребенка

на

основе формирования конкретных представлений и понятий; развивает

навыки связной речи;

дает

образцы

правильной

литературной

речи,

богатой

эпитетами,

сравнениями,

метафорами,

эмоционально-оценочной

и

сказочной

лексикой;

влияет

на

эмоциональное

развитие

детей,

на

понимание

эмоционального состояния

других людей, на умение выразить свое

эмоциональное состояние словами, развивает культуру речи;

развивает творческие способности (побуждает к придумыванию новых

слов, рифм, сочинению собственных сказок, рассказов, историй)

В детском саду развитие коммуникативных способностей детей средствами

художественной литературы ведется по следующим направлениям:

1.

Совместная деятельность воспитателя и детей

2.

Самостоятельная деятельность

3.

Работа с родителями

4.

Создания развивающей пространственной среды в группе

Совместная деятельность воспитателя и детей осуществляется при:

1. Чтение и обсуждение художественных произведений.

2. Рассказывание сказок.

3. Заучивание стихотворений.

4. Пересказ литературных произведений.

5. Сочинение стихов, небылиц, рассказов.

6. Литературные викторины, конкурсы.

В процессе образовательной деятельности в режимных моментах наиболее

эффективными являются следующие формы работы:

1.Знакомство с новыми книгами в уголке «Читаем сами»

2.Рассматривание

иллюстраций

к

сказкам

и

книгам

познавательного

содержания

3.Беседа по прочитанным произведениям

4.Загадывание загадок.

5.Разыгрывание диалогов из произведений

6.Показ сказок

8. Час скороговорок, считалок, потешек и др.

Где

же

дети

могут

применять

свои

коммуникативные

способности

в

самостоятельной деятельности?

1. В сюжетно-ролевых играх.

2. В дидактических играх

по развитию речи,

дидактических играх

познавательного характера.

3. В играх – драматизациях.

4. В разыгрывании сюжетов сказок в кукольном, настольном театре.

5.В

играх

соревнованиях

«Кто

знает

больше

загадок»,

«Кто

больше

вспомнит сказок с добрыми героями», «Русские и зарубежные сказки».

Крайне важным звеном в деле приобщения ребёнка к книге мы считаем

сотрудничество

его

с

родителями.

Ясное

понимание

того,

что

чтение

способствует духовной связи ребёнка со взрослым, преодолению дефицита

общения детей и родителей, потому что процесс осознания художественной

литературы не может быть механическим: это совместная работа души и ума.

К сожалению, очень многие родители относятся к детскому чтению не так,

как этого хотелось бы.

Поэтому нами были подобраны и проведены консультации по организации

домашнего чтения: «Какие сказки читать ребенку на ночь?», «Учим детей

рифмовать», «Роль книги в развитии ребенка», «Читаем книги каждый день»,

выставка рисунков «Мои любимые сказочные герои».

Важными в своей работе мы считаем раннюю социализацию детей. Детская

библиотека выступает, как основной социальный институт, способный

оказать

помощь

педагогам,

семье

в

формировании

дошкольников

как

читателей.

Наш детский сад расположен в шаговой доступности от

детской

библиотеки

и

мы

конечно

широко

используем

эту

возможность

для

плодотворного сотрудничества.

Наши дети - постоянные гости библиотеки, где библиотекари проводят

с ними циклы занятий. Сотрудники библиотеки частые гости в дошкольном

учреждении. Также наши дети постоянные участники различных проектов и

выставок, проводимых совместно с библиотекой.

Дети проводят много времени в детском саду и для их развития создана

развивающая пространственная среда:

Детская художественная литература по разным темам.

Энциклопедии, книги о природе, о технике в познавательном уголке

Дидактические игры по развитию речи, по ознакомлению с

окружающим миром, с миром природы.

Кукольные и настольные театры по литературным произведениям.

Иллюстрации, альбомы по сказкам.

Один раз в месяц проводится тематическая неделя по творчеству писателя

или

поэта.

В

книжном

уголке

выставляется

портрет,

художественные

произведения,

дети

рисуют

и

создают

поделки,

оформляются

выставки,

читают стихи.

Главный

результат

проведенной

работы

в

том,

что

дети

любят

книги,

рассматривают их, просят прочитать, обмениваются своими впечатлениями,

активно

используют

в

речи

выразительные

средства

языка,

сочиняют,

фантазируют, с удовольствием участвуют в инсценировке сказок.

Нужно помнить, что ознакомление с художественной литературой – это не

просто

чтение,

это

целостный

анализ

произведения,

обязательно

включающий выполнение игровых и творческих заданий.

Лишь в этом случае можно ожидать, что знакомство с произведением окажет

благоприятное влияние на развитие речи и интеллекта ребёнка.



В раздел образования