Напоминание

"Музыка - как средство патриотического воспитания дошкольников"


Автор: Иванова Ирина Михайловна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: город - курорт Железноводск, Ставропольский край
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: "Музыка - как средство патриотического воспитания дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Музыка - как средство

патриотического воспитания

дошкольников»

Одна из важнейших задач музыкального образования – это воспитание

души ребенка средствами музыки, воздействие на процесс становления его

нравственных качеств. Невозможно переоценить роль музыки в нравственно

патриотическом воспитании дошкольников.

Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность

своему отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого

народа, входящих в состав России. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным

остается

стремление

человека

к

добру,

любви,

свету,

красоте,

истине.

Воспитание

чувства

патриотизма

у

дошкольников

процесс

сложный

и

длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и

родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый

период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших

детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми

к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди

людей – это главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у

дошкольников.

Невозможно переоценить роль музыки в патриотическом воспитании

дошкольников.

Поскольку

музыка

способна

воздействовать

на

чувства,

настроения

ребенка,

постольку

она

способна

преобразовывать

его

нравственный и духовный мир.

Главное в нравственно-патриотическом воспитании посеять и взрастить в

детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к

истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех,

кого зовут соотечественниками.

Большие

потенциальные

возможности

нравственно-патриотического

воздействия

заключаются

в

народной

музыке.

Народные

музыкальные

произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с

обычаями

и

бытом

народа,

трудом,

бережным

отношением

к

природе,

жизнелюбием,

чувством

юмора.

(«Земелюшка

-

чернозём»,

«Калина»,

«Ворон», «Как на тоненький ледок», «Кто у нас хороший»…)

Приобщая

детей

к

музыкальному

наследию

своего

народа,

мы

воспитываем

в

них

чувство

патриотизма,

а

оно

неотделимо

от

воспитания

чувства национальной гордости.

Также музыка помогает знакомить детей с образом Родины. Для ребенка-

дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это

дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и

друзьями (Песни о маме, бабушке, про детский сад, о Родине...)

От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его

сознания и отношение к окружающему. Так же мы знакомим детей с малой

Родиной.

Дети

любят

узнавать

о

том

месте,

где

они

родились

и

живут

в

настоящее время.

Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма.

Именно

воспитанием

любви

к

родной

природе,

можно

и

нужно

развивать

патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты,

окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его

восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу.

Выразительность

музыкального

языка,

яркость

и

поэтичность

стихов

помогают

детям

почувствовать

теплоту

и

сердечность

песен,

воспевающих

красоту

родной

природы.

В

репертуаре

программы

по

музыке

много

музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых

детям животных и птиц. Дети с огромным удовольствием передают с помощью

выразительных движений эти образы («Птички», «Котята», «Лошадки»...)

В

разделе

слушания

музыки

программой

предлагается

масса

инструментальной музыки, характеризующая образы природы: П.Чайковский

цикл «Времена года», А.Вивальди цикл «Времена года», Ж.К. Сен-Санс цикл

«Карнавал животных» и множество других пьес и музыкальных произведений

для детей. Каждый временной цикл (осенний, зимний, весенний) заканчиваем

тематическим праздником или развлечением.

Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет

тема: «День Защитников Отечества». Эта тема очень любима детьми. Песни

этой

тематики

легко

запоминаются

ребятами.

Особенно

популярны

у

них

«Бравые солдаты», «Будем в армии служить!», «Наша Армия сильна». Они

написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть

сильными и смелыми как защитники нашей Родины.

Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять

без

внимания

и

тему

Великой

Победы.

Мы

раскрываем

детям величие подвига советского солдата, знакомя их с

песнями тех времен.

Встреча

с

музыкой

поражает

воображение

детей,

помогает воспитать чувство любви к Родине, Родному

краю и окружающему его миру. И от нас с вами зависит,

какими будут наши дети, что они унесут из детства.

Пусть

это

будет

богатство

души,

полученное

от

общения с высоким искусством – МУЗЫКОЙ!



В раздел образования