Автор: Иванова Ирина Михайловна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: город - курорт Железноводск, Ставропольский край
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: "Музыка - как средство патриотического воспитания дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
«Музыка - как средство
патриотического воспитания
дошкольников»
Одна из важнейших задач музыкального образования – это воспитание
души ребенка средствами музыки, воздействие на процесс становления его
нравственных качеств. Невозможно переоценить роль музыки в нравственно
патриотическом воспитании дошкольников.
Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность
своему отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого
народа, входящих в состав России. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным
остается
стремление
человека
к
добру,
любви,
свету,
красоте,
истине.
Воспитание
чувства
патриотизма
у
дошкольников
–
процесс
сложный
и
длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и
родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый
период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших
детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми
к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди
людей – это главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у
дошкольников.
Невозможно переоценить роль музыки в патриотическом воспитании
дошкольников.
Поскольку
музыка
способна
воздействовать
на
чувства,
настроения
ребенка,
постольку
она
способна
преобразовывать
его
нравственный и духовный мир.
Главное в нравственно-патриотическом воспитании посеять и взрастить в
детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к
истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех,
кого зовут соотечественниками.
Большие
потенциальные
возможности
нравственно-патриотического
воздействия
заключаются
в
народной
музыке.
Народные
музыкальные
произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с
обычаями
и
бытом
народа,
трудом,
бережным
отношением
к
природе,
жизнелюбием,
чувством
юмора.
(«Земелюшка
-
чернозём»,
«Калина»,
«Ворон», «Как на тоненький ледок», «Кто у нас хороший»…)
Приобщая
детей
к
музыкальному
наследию
своего
народа,
мы
воспитываем
в
них
чувство
патриотизма,
а
оно
неотделимо
от
воспитания
чувства национальной гордости.
Также музыка помогает знакомить детей с образом Родины. Для ребенка-
дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это
дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и
друзьями (Песни о маме, бабушке, про детский сад, о Родине...)
От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его
сознания и отношение к окружающему. Так же мы знакомим детей с малой
Родиной.
Дети
любят
узнавать
о
том
месте,
где
они
родились
и
живут
в
настоящее время.
Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма.
Именно
воспитанием
любви
к
родной
природе,
можно
и
нужно
развивать
патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты,
окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его
восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу.
Выразительность
музыкального
языка,
яркость
и
поэтичность
стихов
помогают
детям
почувствовать
теплоту
и
сердечность
песен,
воспевающих
красоту
родной
природы.
В
репертуаре
программы
по
музыке
много
музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых
детям животных и птиц. Дети с огромным удовольствием передают с помощью
выразительных движений эти образы («Птички», «Котята», «Лошадки»...)
В
разделе
слушания
музыки
программой
предлагается
масса
инструментальной музыки, характеризующая образы природы: П.Чайковский
цикл «Времена года», А.Вивальди цикл «Времена года», Ж.К. Сен-Санс цикл
«Карнавал животных» и множество других пьес и музыкальных произведений
для детей. Каждый временной цикл (осенний, зимний, весенний) заканчиваем
тематическим праздником или развлечением.
Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет
тема: «День Защитников Отечества». Эта тема очень любима детьми. Песни
этой
тематики
легко
запоминаются
ребятами.
Особенно
популярны
у
них
«Бравые солдаты», «Будем в армии служить!», «Наша Армия сильна». Они
написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть
сильными и смелыми как защитники нашей Родины.
Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять
без
внимания
и
тему
Великой
Победы.
Мы
раскрываем
детям величие подвига советского солдата, знакомя их с
песнями тех времен.
Встреча
с
музыкой
поражает
воображение
детей,
помогает воспитать чувство любви к Родине, Родному
краю и окружающему его миру. И от нас с вами зависит,
какими будут наши дети, что они унесут из детства.
Пусть
это
будет
богатство
души,
полученное
от
общения с высоким искусством – МУЗЫКОЙ!