Автор: Елисеева Светлана Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ №210 "Ладушки"
Населённый пункт: город Тольятти, Самарская область
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие творчества детей в процессе строительства из песка
Раздел: дошкольное образование
Развитие творчества детей
в процессе строительства из песка
В процессе строительства из песка у детей развиваются творческие,
исследовательские, конструктивные способности, воображение, эстетический вкус.
Дошкольники учатся действовать сообща, у них формируются навыки самостоятельной
деятельности, положительные взаимоотношения друг с другом. Здесь большие
возможности в формировании у дошкольников стремления самовыражению,
взаимообучению, самоуправлению.
Самым главным условием для организации данной работы является подготовка
песка. Он должен быть чистым (при необходимости просеянным) и влажным.
Для детей младших групп нецелесообразно отводить большие площади, поскольку
малыши не создают крупных сюжетных построек, объединяя их общим содержанием,
действия их чаще носят процессуальный характер, постройки еще несовершенны и
просты.
Для старших дошкольников необходимо большое количество песка, значительные
площади для организации строительной деятельности, т.к. они уже создают крупные,
коллективные постройки, объединяются в большие группы, развертывают интересные
сюжеты игр в песке. Постройки носят содержательный, творческий характер, отличаются
конструктивной сложностью. Ребята сами следят за чистотой песка, его
подготовленностью к работе. Дети работают аккуратно, не пачка одежду, обувь (в теплую
погоду играют в песке босиком), приучены мыть руки при необходимости без
напоминания.
Приучайте ребят бережно относиться к материалу, не разносить песок по участку.
Для работы с песком детям младшего возраста можно использовать
пластмассовые ведра, совки, лопатки и формочки, некрупные игрушки, отличающиеся
прочностью, легко моющиеся, различные дополнительные материалы: дощечки, фанерные
трафареты, изображающие людей, знакомых детям животных, транспортные средства.
Можно предложить малышам для игры кукольную посуду, куски клеенки, цветной пленки,
фанерные пластины для изготовления на них куличиков.
Для игр с песком в средней группе используются те же материалы с увеличением
количества различных дополнительных средств: пластин из фанеры разного размера и
формы, кусочков разноцветного оргстекла, пластмассы (края зачищены), природного
материала (веточек, корней, камушков, ракушек и др.)
Для организации конструктивной деятельности детям старшего возраста
предлагайте более мелкие игрушки, отвечающие детским представлениям, увеличьте
количество дополнительного материала и разнообразьте его. Это могут быть обрезки
пластмассовых шлангов и труб разного диаметра, куски пенопласта, поролона, шпагата,
тесьмы, цветной проволоки в оболочке, различные пластмассовые и металлические
коробки, банки разной формы и размера для формовки. Детям можно предлагать для
строительства емкости, которые они наполняют водой, и организовывать игры с водой в
песке. Можно использовать полиэтиленовую пленку, которой ребята выстилают дно
сооружений, создавая бассейны, пруды, озера, реки и разыгрывают сюжеты.
Чтобы дать детской деятельности правильное направление, педагоги
обогащают их опыт различными знаниями, впечатлениями, умениями. Для этого
используются известные методы (наблюдения, экскурсии, чтение художественных
произведений, беседы об увиденном, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильмов
и др.), что дает возможность познакомить ребят с различными видами архитектуры,
особенностями сооружений, обогатить их представление о разных видах транспорта, о
людях разных профессий.
Организуя работу, педагоги часто сами включаются в строительство,
объясняют, показывают прием работы с материалом, помогают детям развивать сюжеты
игр. Развитию интересу к строительству способствует привлечение детей к изготовлению
различных поделок для обыгрывания построек.
Приемы, способствующие развитию у ребят изобретательности, стремления к
творческому поиску:
- «Что нужно сделать, чтобы зайка поместился в твоем домике?» (младш. гр.)
- «Догадайтесь, как из горки сделать мост?» (средняя гр.)
- «Придумайте, как с помощью шланга провести водопровод, чтобы налить воды в этот
бассейн?» «Что нужно сделать, чтобы укрепить эти части построек?» (воткнуть между
ними палочки-стержни) – старший возраст.
В процессе строительства педагоги целенаправленно учат детей общению, умению
выражать свои мысли, организовывать игру совместно.
Воспитатели постоянно поощряют коллективное строительство: «Как дружно вы
трудитесь!»
Педагоги не допускают, когда ребята бесцельно копаются в песке, скучая при
этом, когда от скуки развиваются игры с отрицательным содержанием (кидаются друг в
друга песком, валяются, закапываются и т.д.).
Воспитатели стремятся организовать деятельность детей так, чтобы в песке кипела
активная ребячья жизнь, интересная и содержательная.
Тематика построек из песка перекликается с тематикой занятий по
конструированию из строительного материала и конструктора, что дает возможность
научить ребят строить сооружения, выполняя их из разных материалов.
Младшая группа:
Воспитатели учат малышей сгребать песок в небольшие кучки с помощью совков
и лопаток, утрамбовывать их, выкапывать в песке ямки, накладывать песок в небольшие
низкие формочки и мастерить пирожки, пряники, торты и другие угощения для кукол.
Можно научить малышей строить будку для игрушечной собачки. Воспитатель
сгребает песок в кучку, уплотняет её и делает в ней углубление совком у её основания,
предлагает малышу поместить в неё собачку. Научить проводить в песке дорожку,
продвигая по нему дощечку, лежащую плашмя, и слегка придавливая её к песку. После
чего вместе с детьми воспитатель делает на дорожке кочки (кучки) и ямки, и постройка
обыгрывается с использованием потешек и игрушек.
Малышей продолжают учить приему формовки. Показывают, как набирать полную
форму, уплотнять в ней песок, опрокидывать её, где необходимо по ней постучать, как
поднимать, не повредив куличик. Можно научить строить горки. Для этого насыпается
куча песка, утрамбовывается и с помощью дощечки на ней прикладываются спуски у
горки (аналогично строительству дорожки). После этого можно научить малышей строить
скамеечки, ворота, стол, стул, мост (на один или два куличика, стоящих рядом,
накладывается пластина). Можно научить строить детей заборчики, сгребая песок с двух
сторон руками и уплотняя его, постепенно надстраивая сооружения в длину по
направлению к себе.
Средняя группа:
В средней группе закрепляют у детей умений формировать различные детали,
сооружая не сложные постройки, объединяя их общим содержанием, украшать
сооружения. Можно научить ребят строить высокую башню из трех форм разного объема.
Сначала формируется основание – самое крупная деталь, на неё водружается деталь
поменьше и завершают башню самая маленькая, которая украшается флажком.
Ребят продолжают учить самостоятельно строить разные горки (высокие, низкие,
широкие, узкие), загородки, заборы, загоны и др. На одинаковом расстоянии
устанавливаются куличики, а между ними вставляются палочки, либо несколько в ряд,
либо по одной горизонтально, один конец вставляется в боковую часть одного куличика,
другой в соседний.
Используя кубические формы, дети строят дома, украшая их разноцветными
окнами, вдавливая в песок кусочки разноцветного орг. стекла. (Чтобы окошко лучше
держалось верхнюю часть его вдавливают глубже). Особенно ребята любят вдвоем рыть в
песочных кучах тоннели с двух сторон, пока не соединяются внутри кучи руки.
Дети продолжают строить мебель, украшают «комнаты» различными и
дополнительными материалами. Воспитатели побуждают детей к играм с постройкой, при
необходимости подсказывают сюжеты, помогают их развивать.
Старшая группа:
Детей старшей группы учат сооружать из песка более сложные и крупные
постройки. Воспитатели объясняют, как вырезать с помощью лопаток или дощечек их
утрамбованной кучи дома, корабли, машины, поезда, предметы мебели и т.д. У детей при
этом развивается умение организовать пространство, предвидеть размер и форму
будущего сооружения.
Ребята приспосабливают для формовки самые различные материалы. Крупный
формы сооружают с помощью деревянных рамок, полых кубов, банок без дна, отрезков
пластмассовых труб большого диаметра (в данном случае форма не переворачивается, а
снимается, поднимается вверх).
Дети строят высотные дома, дворцы, терема, театры, ракетодромы, прокладывают
железные дороги, сооружают бассейны, озера. При этом щедро украшают постройки
различными материалами и деталями. Например, цилиндрические высотные дома делают
с лоджиями, вставляя в ряд сверху вниз на одинаковом расстоянии одинаковые кусочки
орг. стекла или фанеры, устанавливают на зданиях телевизионные антенны из цветной
проволоки, прокладывают провода между мачтами уличных фонарей. В процессе
строительства ребята сочетают различные способы работы с песком.
Педагоги побуждают ребят строить по разным темам (порт, детский сад,
микрорайон и другие), по знакомым сказкам (например, «Царевна-лягушка», «Заячья
избушка», «Снежная королева» и др.) и разыгрывать сказочные сюжеты. Детям
предлагают в качестве образцов для строительства фотографии, рисунки с изображением
различных сооружений.
Подготовительная группа:
В подготовительной к школе группе у детей закрепляют приобретённые навыки.
Можно научить ребят новому приему работы с песком. Песок насыпается в ведро,
смешивается с водой, затем детям предлагается набирать получившуюся, как любят
говорить дети, «кашу-малашу» в ладошки и выпускать струйкой, песок при этом ложится
узорами, благодаря этому приему можно строить высокие дворцы, замки, башни и другие
сооружения конусообразной формы, постепенно наращивая постройку в высоту и ширину.
Осуществляя обучение детей, педагоги все больше опираются на их опыт, знания,
умения, стремятся развивать у ребят сообразительность, смекалку, творчество. Таким
образом, действуя, экспериментируя с песком и водой, дошкольники чувственным путем
познают их качества, а воспитатели расширяют понятия детей, их опыт, формируют
умения, воспитывают.
Использованы материалы Л.В. Куцаковой
из статьи «Организация детского творчества летом»
Журнал «Управление ДОУ» №2 – 2004г.