Напоминание

Осеннее путешествие


Автор: Козлова Валентина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ШКОЛА №1985
Населённый пункт: г Москва
Наименование материала: Открытое занятие в подготовительной группе
Тема: Осеннее путешествие
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Осеннее путешествие». Открытое занятие в

подготовительной группе №4 «Радуга»

по развитию речи и обучению грамоте

Воспитатель Козлова В.Н.

ТЕМА: «Осеннее путешествие»

Образовательная область:

Подготовка к обучению грамоте.

Интеграция образовательных областей:

«Познание», «Коммуникация», «Социализация».

Используемая образовательная программа:

Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С.

Комаровой.

Задачи:

Образовательные:

- Развивать связную речь.

-Расширять словарный запас по теме «Осень», название признаков

предметов, активизация словаря.

-Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе, уточнить приметы

осени.

-Обучать детей составлять рассказ об осени с опорой на сюжетные и

предметные картинки.

картинки.

- Учить сравнивать, подбирать антонимы.

причинно-следственные и временные связи.

- Учить составлять предложения из слов.

фразой.

Здоровье сберегающие технологии:

-физкультминутка;

-пальчиковая гимнастика;

Оборудование и материалы:

-сюжетные картинки по теме «Осень»;

- предметные картинки с изображениями явлений природы, характерных для

осени;

лета и осени;

- мольберт

Развивающие:

-Развивать и укреплять мелкие мышцы рук.

-Развивать самостоятельность, инициативу.

Воспитывающие:

-Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания педагога.

-Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.

-Формировать чувство товарищества.

-Воспитывать у детей любовь к родной природе.

Словарная работа:

-предложение, слово, слог.

Дидактическое обеспечение занятия (наглядность):

Наглядный материал: медиа проектор, ноутбук, презентация к занятию, конверт

с письмом, листочки с заданиями.

Раздаточный материал:

-цветные квадратики (оранжевые, красные, жёлтые, фиолетовые, синие,

зеленые, бордовые);

-бумага для составления схем предложений;

-листы бумаги;

-карандаши простые.

Цель:

-Учиться составлять предложение устно и с помощью схемы.

-Закреплять умение определять количество слогов в слове.

-Побуждать детей составлять небольшие описательные рассказы по картинке.

-Закреплять знания детей об осенних пословицах, приметах, умении

отгадывать загадки.

-Совершенствовать фонематический слух, внимание.

Оборудование:

знаки-символы слогов, -карта-схема путешествия на листе ватмана,

корзина, простые карандаши, смайлики с разным эмоциональным настроением:

радость, задумчивость, грусть

Ход занятия

Воспитатель и дети становятся в круг. Ребята давайте поприветсвуем наших

гостей. Доброе утро, доброе утро!

Очень рады видеть Вас!

Проходите, проходите,

Погостите Вы у нас!

Все расселись по местам,

Никому не тесно?

По секрету скажем Вам:

«Будет интересно»

Воспитатель: Ребята, скажите мне, вы любите путешествовать? Прежде,чем

мы отправимся с вами в осеннее путешествие ,вспомним одно правило:

Запоминает наша голова, важные поступки, умные слова.

Слушаем внимательно, смотрим обязательно.

Друг друга не перебиваем, для ответа руку поднимаем.

Знаний много получаем.

Да .Давайте с вами отправимся в путешествие, скажите мне какое сейчас

время года ?

Дети: Осень.

Воспитатель : И наше путешествие мы назовем осенним путешествием.

Воспитатель:

-Ребята, посмотрите, вот что сегодня я нашла в нашей группе. Это сундучок.

Посмотрим, что в нем лежит? Письмо и карта. Садитесь по удобнее и прочитаем

письмо.

Все садятся в круг.

Воспитатель:

-Пишет нам Осень.

«Здравствуйте, ребята! Я знаю, что вы любите играть, отгадывать загадки,

читать книги. А еще умные и трудолюбивые, не боитесь никаких трудностей и

вообще – смелые и дружные ребята. Я засекретила ваш рассказ обо мне по

картинкам и спрятала в осеннем лесу,Если вы выполните все мои задания,то

картинки к вам вернутся.Осень.

-Ребята, что вы решили, будем искать? А трудностей не испугаемся?

Дети: Да! Не испугаемся!

Воспитатель: Тогда мы отправляемся в осенний лес.

Воспитатель: И так, вперед. Посмотрите по карте, где находится первое

задание. Там должна находиться цифра 1 и конверт с заданием. Дети идут на

поиски конверта. Находят.

Воспитатель:

- Слушайте задание № 1:

«Необходимо определить какое сейчас время года, расставив картинки по

порядку. Составить небольшой рассказ и прочитать стихи об осени»

Ответы детей:

Наступила осень.

Стало холодно. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Иногда пригревает

тёплое, ласковое солнышко. Часто идут дожди и на дорогах много луж. Листья на

деревьях желтеют и краснеют.

Дует ветер. Когда дует ветер, листья опадают с деревьев. Это явление

называют листопадом.

В садах и огородах люди собирают урожай фруктов и овощей. выкапывают

картофель. Ходят в осенний лес и собирают грибы.

Птицы улетают в тёплые края.

В жизни животных происходят изменения.

Дети идут в школу.

Люди надевают тёплую одежду, прячутся от дождя под пёстрыми зонтами.

Наступила Осень.

Воспитатель:

-Давайте, прочтём стихи про осень!

Дети читают стихи: В. Авдиенко «Ходит осень по дорожке», И. Токмакова

«Опустел скворечник», А. Фет «Ласточки пропали».

В. Авдиенко «Ходит осень по дорожке»

«Ходит осень по дорожке,

Промочила осень ножки.

Льют дожди и нет просвета,

Затерялось где-то лето.

Ходит осень, бродит осень,

Ветер с клёна листья сбросил.

Под ногами коврик новый,

Жёлто-розовый-кленовый».

И. Токмакова «Опустел скворечник»

«Опустел скворечник.

Улетели птицы.

Листьям на деревьях,

Тоже не сидится.

Целый день сегодня,

Всё летят, летят.

Видно тоже в Африку,

Улететь хотят».

А. Фет «Ласточки пропали»

«Ласточки пропали,

А вчера зарёй,

Всё грачи летали,

Да, как сеть мелькали,

Вон над той горой.

С вечера всё спится,

На дворе темно.

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится,

Да стучит в окно.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Справились с заданием! Давайте посмотрим

на карту и найдём конверт с заданием № 2.

Дети находят конверт с заданием № 2.

Воспитатель: «Назовите 3 осенних месяца и опишите приметы каждого

осеннего месяца»

Викторина "Приметы осени»

А теперь мы вспомним приметы осени, а вернее каждого месяца, но сначала

назовите:

1. Сколько месяцев у времени года- осени. (Три)

2. Перечислите осенние месяцы по порядку. (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

3. Назовите приметы сентября. (Еще ярко светит солнце, много ягод и грибов,

много овощей и фруктов, еще видны насекомые, дни стоят теплые)

4. Назовите приметы октября. (Часто идут дожди, листья опадают, улетают

птицы, насекомые и дикие животные готовятся к зиме)

5. Назовите приметы ноября. (Уже холодно, птицы улетели в теплые края,

листья облетели, дикие животные и насекомые уже спрятались, первые заморозки

и снег)

Воспитатель:

-Ребята, давайте вспомним про это время.

Стихотворение И. Михайлова «Как обидно»:

«Осень длинной тонкой кистью

Перекрашивает листья.

Красный, желтый, золотой,

Как хорош ты, лист резной!

А ветер щеки толстые надул, надул, надул,

И на деревья пестрые подул, подул, подул.

Красный, желтый, золотой.

Облетел весь лес цветной!

Как обидно. как обидно.

Листьев нет, лишь ветки видно.

Воспитатель:

-Сейчас- физкультминутка.

«Листопад»

«Ветер дует нам в лицо, (махи в лицо руками с листьями)

Закачалось деревцо. (качаемся из стороны в сторону)

Ветер-тише, тише, тише, (подбросить листья вверх)

Деревце всё выше, выше (присесть и встать)

Воспитатель:

-Ребята, давайте соберём красивый букет из листьев!

Дети собирают листья по ковру в букет.

Воспитатель:

-Молодцы, садитесь на ковер.

-Мы с вами собрали много листочков. Они такие красивые и разные. Давайте

отгадаем с каких деревьев они упали.

-Я буду показывать лист, а вы называть с какого дерева он упал.

-С какого дерева этот лист? (с березы)

- Значит он какой? (березовый)

-С какого дерева этот лист? (с дуба)

- Значит он какой? (дубовый)

-С какого дерева этот лист? (с клена)

- Значит он какой? (кленовый)

-С какого дерева этот лист? (рябины)

- Значит он какой? (рябиновый)

-С какого дерева этот лист? (с осины)

- Значит он какой? (осиновый)

Воспитатель:

-Молодцы!

Давайте продолжим наши поиски!

Дети находят конверт с заданием № 3.

Воспитатель: «Расскажите осенние пословицы. Как вы их понимаете».

-В октябре до обеда осень, а после обеда- зима.

-Сентябрь пахнет яблоком, а октябрь-капустой.

-Осенью и воробей богат.

-Как лето со снопами, так осень с пирогами.

Осень- запасиха, зима- прибериха.

- Прейдёт осень, за всё спросит.

Воспитатель:

-Хорошо, идём дальше!

Дети находят конверт с заданием № 4.

Воспитатель: «Отгадай загадку. Составь схему слова-отгадки».

«Солнцу тёплому не верьте-

Впереди метели.

В золотистой круговерти

Листья полетели.

Это я пришла с дождями,

Листопадом и ветрами».

(осень)

«Ветки в парке шелестят,

Сбрасывают свой наряд.

Он у дуба и берёзки

Разноцветный, яркий, броский».

(листопад)

«Льётся он косой стеной

И стучит по нашим окнам.

Сам косой и проливной,

А в саду беседки мокнут.

Лист осенний долго кружит,

Чтоб потом спуститься в лужу».

(дождь)

«Белка, осенью без спешки

Прячет жёлуди, орешки.

Мышка зёрна собирает

Норку плотно набивает.

Это склад, а не нора-

Зёрен выросла гора.

Что же делают зверята,

Угадайте-ка, ребята?»

(запасы)

«Сотни птиц, собравшись в стаи

Днём осенним улетают.

А летят они туда,

Где тепло всегда-всегда.

Птички вы куда спешите?

Нашим детям расскажите!»

(на юг)

«В сентябре и октябре

Их так много во дворе.

Дождь прошёл-оставил их,

Средних, маленьких, больших».

(лужи)

«Осенью он часто нужен,

Если лупит дождь по лужам.

Если небо в чёрных тучах,

Он для нас помощник лучший,

Над собой его раскрой,

И навес себе устрой».

(зонтик)

Дети отгадывают загадки и составляют схемы слов-отгадок. Воспитатель:

-Мы справились, ребята!

Продолжим наше путешествие.

Дети находят конверт с заданием № 5.

Воспитатель: «Напиши схему предложения».

Воспитатель. На ваших столах есть чистые листочки и простые карандаши. На

этих листочках вы должны записать схемы предложений.

Наступила осень.

Часто идут дожди.

Перелётные птицы улетают на юг.

Дети на листах составляют схему предложения. Один ребенок работает у

доски.

1___.

2___ ___.

3___ ___ ___ ___.

Воспитатель просит гостей проверить будущих учеников.

Воспитатель:

-Мы справились, ребята!

Пальчиковая гимнастика:

Раз, два, три, четыре, пять (соединить вместе руки)

Будем листья собирать (перебирая пальчиками обеих рук).

Листья березы (соединяем мизинцы,безымянные,средние, указательные и

большие пальчики,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем (руки сжать в замок,

Маме осенний букет отнесем (вытягиваем руки).

Продолжим наше путешествие. И найдем наше последнее задание!

Дети находят конверт с заданием № 6.

Воспитатель: «Расскажи, за что ты любишь осень».

Дети:

-Осень, замечательное, красивое время года. Я люблю осень за мелкий

моросящий дождик. За те лужицы, по которым можно ходить в резиновых сапогах.

За эти опавшие листья, которые шуршат под ногами. Хочется собрать кучу

листьев и подкинуть их вверх.

Вот за что я люблю осень.

Воспитатель: Вот молодцы! Скажите, вам понравилось наше путешествие?

Какое задание было, по-вашему, самым лёгким? А какое самым трудным? Ребята,

в корзине у Мудрой Совы лежат смайлики, но они разные.

Они отличаются настроением (весёлые, задумчивые, грустные). Если вам

сегодня было легко при выполнении заданий, то берите весёлый смайлик,

возникли затруднения, то задумчивого, а если всё было трудно, то грустного.

Дети выбирают смайликов.

Воспитатель:

И сейчас споём песню для Мудрой Совы «Осень постучалась к нам…», и

она подарит нам «самое ценное на свете сокровище».

Дети поют песню.

Воспитатель:

Вносит корзину с книжками-малышками. Они являются самыми ценными

сокровищами на свете.

-Давайте поблагодарим нашу Мудрую Сову!

Дети: Спасибо!



В раздел образования