Автор: Козлова Валентина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ШКОЛА №1985
Населённый пункт: г Москва
Наименование материала: Открытое занятие в подготовительной группе
Тема: Осеннее путешествие
Раздел: дошкольное образование
«Осеннее путешествие». Открытое занятие в
подготовительной группе №4 «Радуга»
по развитию речи и обучению грамоте
Воспитатель Козлова В.Н.
ТЕМА: «Осеннее путешествие»
Образовательная область:
Подготовка к обучению грамоте.
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Коммуникация», «Социализация».
Используемая образовательная программа:
Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С.
Комаровой.
Задачи:
Образовательные:
- Развивать связную речь.
-Расширять словарный запас по теме «Осень», название признаков
предметов, активизация словаря.
-Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе, уточнить приметы
осени.
-Обучать детей составлять рассказ об осени с опорой на сюжетные и
предметные картинки.
картинки.
- Учить сравнивать, подбирать антонимы.
причинно-следственные и временные связи.
- Учить составлять предложения из слов.
фразой.
Здоровье сберегающие технологии:
-физкультминутка;
-пальчиковая гимнастика;
Оборудование и материалы:
-сюжетные картинки по теме «Осень»;
- предметные картинки с изображениями явлений природы, характерных для
осени;
лета и осени;
- мольберт
Развивающие:
-Развивать и укреплять мелкие мышцы рук.
-Развивать самостоятельность, инициативу.
Воспитывающие:
-Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания педагога.
-Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.
-Формировать чувство товарищества.
-Воспитывать у детей любовь к родной природе.
Словарная работа:
-предложение, слово, слог.
Дидактическое обеспечение занятия (наглядность):
Наглядный материал: медиа проектор, ноутбук, презентация к занятию, конверт
с письмом, листочки с заданиями.
Раздаточный материал:
-цветные квадратики (оранжевые, красные, жёлтые, фиолетовые, синие,
зеленые, бордовые);
-бумага для составления схем предложений;
-листы бумаги;
-карандаши простые.
Цель:
-Учиться составлять предложение устно и с помощью схемы.
-Закреплять умение определять количество слогов в слове.
-Побуждать детей составлять небольшие описательные рассказы по картинке.
-Закреплять знания детей об осенних пословицах, приметах, умении
отгадывать загадки.
-Совершенствовать фонематический слух, внимание.
Оборудование:
знаки-символы слогов, -карта-схема путешествия на листе ватмана,
корзина, простые карандаши, смайлики с разным эмоциональным настроением:
радость, задумчивость, грусть
Ход занятия
Воспитатель и дети становятся в круг. Ребята давайте поприветсвуем наших
гостей. Доброе утро, доброе утро!
Очень рады видеть Вас!
Проходите, проходите,
Погостите Вы у нас!
Все расселись по местам,
Никому не тесно?
По секрету скажем Вам:
«Будет интересно»
Воспитатель: Ребята, скажите мне, вы любите путешествовать? Прежде,чем
мы отправимся с вами в осеннее путешествие ,вспомним одно правило:
Запоминает наша голова, важные поступки, умные слова.
Слушаем внимательно, смотрим обязательно.
Друг друга не перебиваем, для ответа руку поднимаем.
Знаний много получаем.
Да .Давайте с вами отправимся в путешествие, скажите мне какое сейчас
время года ?
Дети: Осень.
Воспитатель : И наше путешествие мы назовем осенним путешествием.
Воспитатель:
-Ребята, посмотрите, вот что сегодня я нашла в нашей группе. Это сундучок.
Посмотрим, что в нем лежит? Письмо и карта. Садитесь по удобнее и прочитаем
письмо.
Все садятся в круг.
Воспитатель:
-Пишет нам Осень.
«Здравствуйте, ребята! Я знаю, что вы любите играть, отгадывать загадки,
читать книги. А еще умные и трудолюбивые, не боитесь никаких трудностей и
вообще – смелые и дружные ребята. Я засекретила ваш рассказ обо мне по
картинкам и спрятала в осеннем лесу,Если вы выполните все мои задания,то
картинки к вам вернутся.Осень.
-Ребята, что вы решили, будем искать? А трудностей не испугаемся?
Дети: Да! Не испугаемся!
Воспитатель: Тогда мы отправляемся в осенний лес.
Воспитатель: И так, вперед. Посмотрите по карте, где находится первое
задание. Там должна находиться цифра 1 и конверт с заданием. Дети идут на
поиски конверта. Находят.
Воспитатель:
- Слушайте задание № 1:
«Необходимо определить какое сейчас время года, расставив картинки по
порядку. Составить небольшой рассказ и прочитать стихи об осени»
Ответы детей:
Наступила осень.
Стало холодно. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Иногда пригревает
тёплое, ласковое солнышко. Часто идут дожди и на дорогах много луж. Листья на
деревьях желтеют и краснеют.
Дует ветер. Когда дует ветер, листья опадают с деревьев. Это явление
называют листопадом.
В садах и огородах люди собирают урожай фруктов и овощей. выкапывают
картофель. Ходят в осенний лес и собирают грибы.
Птицы улетают в тёплые края.
В жизни животных происходят изменения.
Дети идут в школу.
Люди надевают тёплую одежду, прячутся от дождя под пёстрыми зонтами.
Наступила Осень.
Воспитатель:
-Давайте, прочтём стихи про осень!
Дети читают стихи: В. Авдиенко «Ходит осень по дорожке», И. Токмакова
«Опустел скворечник», А. Фет «Ласточки пропали».
В. Авдиенко «Ходит осень по дорожке»
«Ходит осень по дорожке,
Промочила осень ножки.
Льют дожди и нет просвета,
Затерялось где-то лето.
Ходит осень, бродит осень,
Ветер с клёна листья сбросил.
Под ногами коврик новый,
Жёлто-розовый-кленовый».
И. Токмакова «Опустел скворечник»
«Опустел скворечник.
Улетели птицы.
Листьям на деревьях,
Тоже не сидится.
Целый день сегодня,
Всё летят, летят.
Видно тоже в Африку,
Улететь хотят».
А. Фет «Ласточки пропали»
«Ласточки пропали,
А вчера зарёй,
Всё грачи летали,
Да, как сеть мелькали,
Вон над той горой.
С вечера всё спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится,
Да стучит в окно.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Справились с заданием! Давайте посмотрим
на карту и найдём конверт с заданием № 2.
Дети находят конверт с заданием № 2.
Воспитатель: «Назовите 3 осенних месяца и опишите приметы каждого
осеннего месяца»
Викторина "Приметы осени»
А теперь мы вспомним приметы осени, а вернее каждого месяца, но сначала
назовите:
1. Сколько месяцев у времени года- осени. (Три)
2. Перечислите осенние месяцы по порядку. (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
3. Назовите приметы сентября. (Еще ярко светит солнце, много ягод и грибов,
много овощей и фруктов, еще видны насекомые, дни стоят теплые)
4. Назовите приметы октября. (Часто идут дожди, листья опадают, улетают
птицы, насекомые и дикие животные готовятся к зиме)
5. Назовите приметы ноября. (Уже холодно, птицы улетели в теплые края,
листья облетели, дикие животные и насекомые уже спрятались, первые заморозки
и снег)
Воспитатель:
-Ребята, давайте вспомним про это время.
Стихотворение И. Михайлова «Как обидно»:
«Осень длинной тонкой кистью
Перекрашивает листья.
Красный, желтый, золотой,
Как хорош ты, лист резной!
А ветер щеки толстые надул, надул, надул,
И на деревья пестрые подул, подул, подул.
Красный, желтый, золотой.
Облетел весь лес цветной!
Как обидно. как обидно.
Листьев нет, лишь ветки видно.
Воспитатель:
-Сейчас- физкультминутка.
«Листопад»
«Ветер дует нам в лицо, (махи в лицо руками с листьями)
Закачалось деревцо. (качаемся из стороны в сторону)
Ветер-тише, тише, тише, (подбросить листья вверх)
Деревце всё выше, выше (присесть и встать)
Воспитатель:
-Ребята, давайте соберём красивый букет из листьев!
Дети собирают листья по ковру в букет.
Воспитатель:
-Молодцы, садитесь на ковер.
-Мы с вами собрали много листочков. Они такие красивые и разные. Давайте
отгадаем с каких деревьев они упали.
-Я буду показывать лист, а вы называть с какого дерева он упал.
-С какого дерева этот лист? (с березы)
- Значит он какой? (березовый)
-С какого дерева этот лист? (с дуба)
- Значит он какой? (дубовый)
-С какого дерева этот лист? (с клена)
- Значит он какой? (кленовый)
-С какого дерева этот лист? (рябины)
- Значит он какой? (рябиновый)
-С какого дерева этот лист? (с осины)
- Значит он какой? (осиновый)
Воспитатель:
-Молодцы!
Давайте продолжим наши поиски!
Дети находят конверт с заданием № 3.
Воспитатель: «Расскажите осенние пословицы. Как вы их понимаете».
-В октябре до обеда осень, а после обеда- зима.
-Сентябрь пахнет яблоком, а октябрь-капустой.
-Осенью и воробей богат.
-Как лето со снопами, так осень с пирогами.
Осень- запасиха, зима- прибериха.
- Прейдёт осень, за всё спросит.
Воспитатель:
-Хорошо, идём дальше!
Дети находят конверт с заданием № 4.
Воспитатель: «Отгадай загадку. Составь схему слова-отгадки».
«Солнцу тёплому не верьте-
Впереди метели.
В золотистой круговерти
Листья полетели.
Это я пришла с дождями,
Листопадом и ветрами».
(осень)
«Ветки в парке шелестят,
Сбрасывают свой наряд.
Он у дуба и берёзки
Разноцветный, яркий, броский».
(листопад)
«Льётся он косой стеной
И стучит по нашим окнам.
Сам косой и проливной,
А в саду беседки мокнут.
Лист осенний долго кружит,
Чтоб потом спуститься в лужу».
(дождь)
«Белка, осенью без спешки
Прячет жёлуди, орешки.
Мышка зёрна собирает
Норку плотно набивает.
Это склад, а не нора-
Зёрен выросла гора.
Что же делают зверята,
Угадайте-ка, ребята?»
(запасы)
«Сотни птиц, собравшись в стаи
Днём осенним улетают.
А летят они туда,
Где тепло всегда-всегда.
Птички вы куда спешите?
Нашим детям расскажите!»
(на юг)
«В сентябре и октябре
Их так много во дворе.
Дождь прошёл-оставил их,
Средних, маленьких, больших».
(лужи)
«Осенью он часто нужен,
Если лупит дождь по лужам.
Если небо в чёрных тучах,
Он для нас помощник лучший,
Над собой его раскрой,
И навес себе устрой».
(зонтик)
Дети отгадывают загадки и составляют схемы слов-отгадок. Воспитатель:
-Мы справились, ребята!
Продолжим наше путешествие.
Дети находят конверт с заданием № 5.
Воспитатель: «Напиши схему предложения».
Воспитатель. На ваших столах есть чистые листочки и простые карандаши. На
этих листочках вы должны записать схемы предложений.
Наступила осень.
Часто идут дожди.
Перелётные птицы улетают на юг.
Дети на листах составляют схему предложения. Один ребенок работает у
доски.
1___.
2___ ___.
3___ ___ ___ ___.
Воспитатель просит гостей проверить будущих учеников.
Воспитатель:
-Мы справились, ребята!
Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять (соединить вместе руки)
Будем листья собирать (перебирая пальчиками обеих рук).
Листья березы (соединяем мизинцы,безымянные,средние, указательные и
большие пальчики,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем (руки сжать в замок,
Маме осенний букет отнесем (вытягиваем руки).
Продолжим наше путешествие. И найдем наше последнее задание!
Дети находят конверт с заданием № 6.
Воспитатель: «Расскажи, за что ты любишь осень».
Дети:
-Осень, замечательное, красивое время года. Я люблю осень за мелкий
моросящий дождик. За те лужицы, по которым можно ходить в резиновых сапогах.
За эти опавшие листья, которые шуршат под ногами. Хочется собрать кучу
листьев и подкинуть их вверх.
Вот за что я люблю осень.
Воспитатель: Вот молодцы! Скажите, вам понравилось наше путешествие?
Какое задание было, по-вашему, самым лёгким? А какое самым трудным? Ребята,
в корзине у Мудрой Совы лежат смайлики, но они разные.
Они отличаются настроением (весёлые, задумчивые, грустные). Если вам
сегодня было легко при выполнении заданий, то берите весёлый смайлик,
возникли затруднения, то задумчивого, а если всё было трудно, то грустного.
Дети выбирают смайликов.
Воспитатель:
И сейчас споём песню для Мудрой Совы «Осень постучалась к нам…», и
она подарит нам «самое ценное на свете сокровище».
Дети поют песню.
Воспитатель:
Вносит корзину с книжками-малышками. Они являются самыми ценными
сокровищами на свете.
-Давайте поблагодарим нашу Мудрую Сову!
Дети: Спасибо!