Автор: Баланчук Ирина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №1
Населённый пункт: г. Великие Луки Псковская область
Наименование материала: Конспект фольклорного занятия для детей старшего возраста
Тема: «В гости к бабушке-Забавушке»
Раздел: дошкольное образование
Конспект фольклорного занятия для детей старшего возраста
«В гости к бабушке-Забавушке»
Цели:
1.
Знакомить с фольклорными произведениями.
2.
Воспитывать любовь к родному языку.
3.
Формировать познавательную активность.
4.
Создать у детей радостное настроение.
Задачи:
Формировать любовь к родной земле, уважение к традициям своего
народа и людям труда;
Воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и
взрослыми;
Образовательные:
развивать
активное
восприятие
музыки
посредством
музыкального
фольклора;
развивать
специальные
музыкальные
способности
(чувство
ритма,
ладовое чувство, музыкально-слуховые представления);
формировать
исполнительные
навыки
в
области
пения,
движения,
музицирования;
развивать
самостоятельность,
инициативу
и
импровизационные
способности у детей.
Интеграционные области:
Физическая культура, познание, социализация, коммуникация.
«Х.»
-
приобщение
детей
к
различным
видам
искусства,
формирование
интереса к эстетической стороне окружающей действительности;
«Ф.» - Развитие двигательной активности детей;
«П.» - Расширение кругозора в области «Музыка»
«С.» - Развитие игровой деятельности;
«К.»
-
Развивать
связную
речь,
творчество,
смекалку,
эмоциональную
отзывчивость;
воспитывать
интерес
к
русской
бытовой
культуре,
национальным традициям и обычаям.
Ход НОД:
Воспитатель приносит в группу письмо.
Воспитатель: принесла я вам письмо,
Вот (показывает), от бабушки оно.
В гости к ней вы собирайтесь,
Быстро-быстро наряжайтесь,
(Читает письмо-приглашение).
«Ко мне в гости собирайтесь
Да в дорогу отправляйтесь,
Жду вас с нетерпением,
Уж готово угощение!
Бабушка-Забавушка».
Дети и воспитатель наряжаются в русские народные костюмы.
В зале:
Звучит музыка деревни (осматриваются)
Восп.: Куда это мы попали? (размышления детей)
Ребята, сегодня мы побываем в необычном городе, здесь живет фольклор.
А вы знаете, что такое фольклор? (ответы детей)
Вот и в город фольклора тоже пришла весна, и все люди радуются ее приходу,
а дети танцуют и поют. Любят жители устраивать испытания.
Вот и нам приготовили задания, чтоб нам удаль свою да задор показать, а
если правильно выполните задания, тогда мы с вами попадем в гости к
бабушке на угощение. Ну что ж готовы к путешествию? (дети отвечают)
Воспитатель: У нас и лошадки есть. Раньше, в старину люди ездили на
лошадях, а по праздникам запрягали тройки.
Дети берутся за удила (дуга с колокольчиками), отправляются к бабушке в
гости, под музыку выполняя логоритмические упражнения:
Лады, лады, ладушки.
Едем в гости к бабушке,
К нашей милой бабушке,
Бабушке – Забавушке.
Вот идет петушок,
Гордо поднял гребешок.
Красная бородка
Важная походка.
Вот козленок озорной
Вдруг затряс бородой,
Головой качает,
Рожками пугает.
Воспитатель:
Тпру,
стой,
лошадка!
Ребята,
посмотрите
какой
сказочный
лужок. А сказка, является русским народным творчеством? (дети отвечают)
Дидактическая игра «Колобок»
А вы узнали, какая сказка живет на этой полянке? (вспоминаем сказку и
каких зверей встретил колобок), сказать о том, что в сказке все перепуталось
и нам нужно услышать по характеру музыки каких зверей встретил колобок и
помочь ему добраться домой.
(Похвалить детей за выполненное задание)
Воспитатель: Поехали дальше, домик бабушки уже совсем близко.
Едем, едем на лошадке,
На лошадке в красной шапке
Едем в гости к бабушке,
К бабушке Забавушке.
А вот и домик небольшой,
Дым колечком над трубой,
Видно, варится обед,
Есть здесь кто-то или нет?
Ой, ребята, русская изба перед нами (красивый домик?) – ответы…
Да только никто не откликается.
А раньше дома строили сами….
Мы сейчас песню споем с вами, может ворота нам и откроются?
Песня «Русская изба»
/После песни/
Выходит бабушка в русском сарафане (взрослый), встречает детей.
Бабушка: Детушки – внучатушки мои пришли! Здравствуйте! Ой, заданий,
сколько я вам приготовила, не справитесь поди?
Воспитатель: Справимся, ребята? (ответы детей)
Бабушка: Будьте гостями! А мои-то детки, детки уселись, расселись, кто на
лавочку, кто на табуреточку.
Чай хорошо у меня в избе,
Тепло, а сколько добра всякого – видимо-невидимо. И лавочки есть, и стол. А
что еще есть? (дети садятся)
Воспитатель: какие русские народные предметы вы видите?
(дети
перечисляют
предметы
домашней
утвари)
–
самовар,
деревянная
посуда,
половики,
люлька,
икона,
печка,
матрешки,
музыкальные
инструменты.
Бабушка хвалит детей.
Бабушка: Ой, засиделись мы с вами, пора нам и поиграть. Проводится
р.н.игра
«Семь
сыновей».
Дети
сопровождаю
слова
бабушки
соответствующими движениями.
Бабушка:
У Варвары у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей.
Все без бровей (показывают броваи).
Вот с такими глазами (показывают большие глаза),
Вот с такими ушами (показывают огромные уши),
Вот с такой головой (показывают большую голову),
Вот с такой бородой (показывают большую бороду),
Ничего они не ели,
Все на бабушку смотрели,
Делали вот так (бабушка показывает любо движение, дети повторяют).
Игра повторяется по желанию детей, теперь они показывают движения.
/после игры садятся/
Бабушка: Ребятушки, а еще раньше в домах хранились русские народные
музыкальные инструменты. А вы, знаете р.н. инструменты? (ответы детей)
Воспитатель: Бабушка, а мы тоже умеем играть на инструментах, хочешь
послушать?
Веселый оркестр «Русские ложки»
Справились со всеми моими заданиями.
Бабушка: Ребята, а вы знаете, какой предмет раньше был самым важным, без
которого не обходилось ни одно застолье, ни гулянье?
Мальчик говорит стихотворенье «Самовар»
Все товары раскупили,
Но один совсем забыли.
Он пыхтит как паровоз,
Важно к верху поднял нос.
Пошумит, остепенится,
Предложит чайку напиться,
А потом встряхнув боками,
Он запляшет вместе с нами,
Заклубится белый пар,
Лихо пляшет самовар.
Танец «Пых-Пых»
Бабушка:
Повеселили,
ребята
,
вы
бабулю,
за
это
я
вам
приготовила
угощение. Понравилось вам в нашем городке?
Воспитатель: А что именно вам понравилось?
Анализ занятия.