Автор: Татьяна Николаевна Цыпина
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 43 комбинированного вида Невского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию "Путешествие в лес" для детей подготовительной группы
Раздел: дошкольное образование
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 43 комбинированного вида
Невского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка
Конспект
непрерыавной образовательной деятельности
по познавательному развитию
«Путешествие в лес»
для детей подготовительной группы
с использованием игровых, познавательно-исследовательских,
здоровьесберегающих технологий
Цыпина Т.Н., воспитатель
Санкт-Петербург
2020
Цель: Формировать представление о лесе как экосистеме.
Задачи.
Обучающие:
•
Познакомить
детей с
видовым
разнообразием
лесов:
лиственный,
хвойный,
смешанный.
•
Дать первоначальное представление о труде лесника.
•
Уточнить правила поведения в лесу.
Развивающие:
•
Развивать самостоятеность суждений.
Воспитательные:
•
Формировать бережное отношение к природе.
Предварительная работа: Проведение наблюдений за деревьями и кустарниками в
начальный период осени на участке детского сада и за его пределами, знакомство детей с
содержанием методического пособия “Деревья и листья”, организация игр “Собери растение”,
“Деревья и кустарники”, “Путешествие по карте леса”, лото, домино.
Материалы и оборудование демонстрационное: Магнитофон, магнитная доска,
ковролин на стене. Записи: «Голоса леса», «Голоса и смех детей в детском саду». Карта
климатических зон России, демонстрационные картинки: “Тайга”, “Широколиственные леса”,
“Смешанные леса” (из серии ”Природа России”), картинки из методического пособия
“Деревья и листья”. Плакаты: “Кому нужны деревья в лесу”, “Как лесник заботится о лесе”,
“Чего не следует делать в лесу”.
раздаточное: подносы с опавшей хвоей ели и сосны, листы в клеточку, карточки-картинки с
изображением цветов, плодов и листьев лиственных и хвойных деревьев по количеству детей,
белые листы бумаги формата А4, цветные карандаши.
Ход занятия.
Огранизационный момент: Игра с мячом в кругу детей „Определи первый звук в слове».
Воспитатель: Предлагает подойти к магнитной доске, где расположена карта природных зон
России. Посмотрите на доску. Что это?
Это карта природных зон России. Кто из вас вспомнит, что ученые-картографы хотели
показать на этой карте? Какие условные обозначения использовали?
Какая самая большая зона в нашей стране, какого она цвета и какой цифрой
обозначена? Эта зона занимает больше половины России. И называется эта зона “Тайга”.
Я вас сегодня приглашаю в путешествие. Отгадайте мою загадку и сразу догадаетесь о
месте нашего путешествия.
Богатырь стоит богат, угощает всех ребят:
Ваню — земляникой, Таню — костяникой,
Машеньку — орешком, Петю — сыроежкой,
Катеньку — малинкой, Васю — хворостинкой.
(Лес)
Сегодня мы и отправимся с вами в путешествие по лесу.
А что такое лес? У нас на участке растут деревья или около вашего дома. Это лес?
Лес - это множество деревьев, расположенных близко друг к другу и растущих на
большом участке земли.
Воспитатель: Чтобы нам очутиться в лесу, закройте, пожалуйста, глаза, а я скажу
волшебные слова: раз, два - повернитесь и в лесу вы очутитесь. Включает запись “Голоса
леса”.
Главным богатством нашей страны являются леса. Сегодня мы и поговорим о том,
какие бывают леса. В тайге растут ели, пихты, кедры, лиственницы и сосны, то есть основу
тайги составляют хвойные деревья. Дети, кто из вас помнит, что такое хвойные деревья и чем
они отличаются от лиственных?
Да, хвойными называют главным образом, вечнозеленые деревья с игловидными
листочками - зеленые иглы. Я сейчас буду загадывать загадки о хвойных деревьях, а вы
отгадайте и найдите картинку-отгадку.
1-я загадка: 2-я загадка: 3-я загадка:
Это дерево не ёлка, Что же это за девица: Мои мягкие иголки - длиннее,
Хоть есть шишки и иголки. Не швея, не мастерица, чем у сосны и елки.
Как колонна каждый ствол, Ничего сама не шьет, (Кедр)
Сверху крона, как шатер. А в иголках круглый год.
(Сосна) (Ель)
Воспитатель:
Я вас приглашаю в лабораторию ученых лесоводов провести научное
исследование. Перед нами две проблемы.
1 . «Определить с какого дерева игловидный листочек»
2. «Определить в каком лесу светло и просторно, а в каком темно и сыро»
4-я загадка:
Есть у родственницы елки неколючие иголки,
Но в отличие от елки - опадают все иголки.
(Листенница)
Воспитатель: А чем отличается лиственница от других хвойных деревьев?
Встречаются в тайге и лиственные деревья. А вы знаете какие деревья называют
лиственные и почему?
Воспитатель приглашает детей к плакату “Кому нужны деревья в лесу?”
Лес - это дом для очень многих зверей, птиц и насекомых. Вспомни, кого ты сам видел в лесу?
Физкультминутка.
Руки подняли и покачали - это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем - это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся покажем - крылья сложили назад.
Воспитатель: На карте еще есть зона зеленого цвета другого оттенка под цифрой 5 - и
называется она “Смешанные и широколиственные леса”. Попробуйте сами объяснить, какие
леса можно назвать лиственными и смешанными.
Мы сегодня назвали много деревьев, животных, птиц и насекомых.
Если лес так важен, то почему люди иногда рубят деревья?
Если человеку необходимо рубить лес для своих нужд, то как он должен его восстанавливать?
Как называется служба, которая заботится о лесе? И люди каких профессий там работают?
Дети с воспитателем рассматривают плакат “Как лесник заботится о лесе?
Воспитатель: Мы сегодня совершили такое необычное путешествие по лесу!
Чтобы нам очутиться в саду, закройте пожалуйста глаза, а я скажу волшебные слова:
раз, два - повернитесь и в саду вы очутитесь.
Включает запись “Голоса и смех детей в детском саду”.
У вас на столах есть листочки и карандаши. Вам надо выбрать и нарисовать одно
любое правило чего не следует делать в лесу. Мы потом сделаем из ваших рисунков книжку и
подарим малышам, чтобы они тоже берегли наш лес.
Воспитатель: Наше занятие подошло к концу. И по традиции, я вас всегда спрашиваю, что
вам сегодня понравилось, что удивило, что узнали нового?