Напоминание

Формирование валеологической культуры детей дошкольного возраста


Автор: Егорова Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №284
Населённый пункт: Башкортостан , г.Уфа
Наименование материала: доклад с презентацией
Тема: Формирование валеологической культуры детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование

Формирование

валеологической

валеологической

культуры детей

культуры детей

дошкольного возраста

дошкольного возраста

Выполнила

Выполнила

:

:

Егорова Наталья Алексанровна

Егорова Наталья Алексанровна

,

,

воспитатель

воспитатель

детский сад №284 г. Уфы

детский сад №284 г. Уфы

Определение

Определение

Валеологическое образование

Валеологическое образование

целенаправленный

целенаправленный

процесс воспитания и обучения детей дошкольного

процесс воспитания и обучения детей дошкольного

возраста способам укрепления и сохранения своего

возраста способам укрепления и сохранения своего

здоровья; это процесс и результат овладения учащимися

здоровья; это процесс и результат овладения учащимися

системой научных знаний и познавательных умений и

системой научных знаний и познавательных умений и

навыков, формирования на их основе валеологического

навыков, формирования на их основе валеологического

сознания (

сознания (

я могу и хочу быть здоровым

я могу и хочу быть здоровым

), а также

), а также

культуры здоровья личности и общества.

культуры здоровья личности и общества.

Цель валеологии:

Цель валеологии:

разработка технологий

разработка технологий

«первичного конструирования»,

«первичного конструирования»,

формирования здоровья и

формирования здоровья и

расширения резервных

расширения резервных

возможностей организма

возможностей организма

(увеличение количества и

(увеличение количества и

качества здоровья).

качества здоровья).

Объект исследования

Объект исследования

валеологии:

валеологии:

формирование мотивации детей

формирование мотивации детей

к здоровому образу жизни.

к здоровому образу жизни.

Предмет валеологии:

Предмет валеологии:

педагогические условия формирования

педагогические условия формирования

основ здорового образа жизни у

основ здорового образа жизни у

дошкольников.

дошкольников.

Предметом также является не столько

Предметом также является не столько

здоровье, сколько способы,

здоровье, сколько способы,

механизмы его становления.

механизмы его становления.

Принципы валеологического

Принципы валеологического

образования

образования

Принцип «Не навреди!»

Принцип «Не навреди!»

определяет, что в обучении детей

определяет, что в обучении детей

можно использовать только те способы, методы, технологии и

можно использовать только те способы, методы, технологии и

средства, которые:

средства, которые:

просты

просты

, то есть, легки в освоении и не требуют значительных

, то есть, легки в освоении и не требуют значительных

материальных затрат, для усвоения этих технологий

материальных затрат, для усвоения этих технологий

достаточно иметь желание быть здоровым;

достаточно иметь желание быть здоровым;

доступны

доступны

, то есть, могут быть освоены самостоятельно и

, то есть, могут быть освоены самостоятельно и

осознанно людьми разного возраста;

осознанно людьми разного возраста;

безопасны

безопасны

, то есть все оздоровительные педагогические

, то есть все оздоровительные педагогические

технологии не могут причинить вреда детям.

технологии не могут причинить вреда детям.

эффективны

эффективны

, то есть быстро дают положительный результат.

, то есть быстро дают положительный результат.

При этом дети имеют возможность отслеживать каждый свой

При этом дети имеют возможность отслеживать каждый свой

шаг и контролировать свое состояние;

шаг и контролировать свое состояние;

экспертируемы

экспертируемы

, то есть дают возможность легко измерять

, то есть дают возможность легко измерять

результаты деятельности по изменению состояния здоровья

результаты деятельности по изменению состояния здоровья

при помощи простейших диагностических методик.

при помощи простейших диагностических методик.

Задачи валеологического

Задачи валеологического

образования в ДОУ

образования в ДОУ

формировать знания о человеке, о его болезнях, ценностях

формировать знания о человеке, о его болезнях, ценностях

человеческой жизни;

человеческой жизни;

формировать у детей с ранних лет валеологическое сознание,

формировать у детей с ранних лет валеологическое сознание,

бережное и заботливое отношение к собственному здоровью,

бережное и заботливое отношение к собственному здоровью,

здоровью других людей, как высочайшей ценности;

здоровью других людей, как высочайшей ценности;

формировать практические умения и привычки по укреплению

формировать практические умения и привычки по укреплению

личного здоровья;

личного здоровья;

воспитывать у детей мотивации здорового образа жизни и

воспитывать у детей мотивации здорового образа жизни и

мотивационные установки на приоритет здоровья перед болезнями;

мотивационные установки на приоритет здоровья перед болезнями;

воспитывать у детей желание активно участвовать в оздоровлении

воспитывать у детей желание активно участвовать в оздоровлении

окружающих людей, используя приобретённые теоретические

окружающих людей, используя приобретённые теоретические

знания и элементы практических привычек

знания и элементы практических привычек

.

.

Словесные методы обучения

Словесные методы обучения

Виды

Виды

Приёмы

Приёмы

Рассказ педагога

Рассказ педагога

(Создавать яркие, точные

(Создавать яркие, точные

представления о строении, функциях организма, правилах

представления о строении, функциях организма, правилах

гигиены и т.д.)

гигиены и т.д.)

риторические

риторические

вопросы

вопросы

обмен мнениями

обмен мнениями

беседа до и после

беседа до и после

рассказа

рассказа

рассматривание

рассматривание

наглядностей

наглядностей

Рассказы детей

Рассказы детей

(совершенствовать знания, умения

(совершенствовать знания, умения

отражать сложившиеся представления, повышать степень

отражать сложившиеся представления, повышать степень

обобщенности знаний)

обобщенности знаний)

вопросы

вопросы

напоминания

напоминания

соучастие

соучастие

воспитателя

воспитателя

анализ

анализ

оценка

оценка

Беседа

Беседа

(уточнение, коррекция знаний, их обобщение, систематизация; развитие

(уточнение, коррекция знаний, их обобщение, систематизация; развитие

умения участвовать в диалоге, слушать и слышать, удерживать внимание,

умения участвовать в диалоге, слушать и слышать, удерживать внимание,

сосредотачивать умственные силы)

сосредотачивать умственные силы)

Чтение художественного произведения:

Чтение художественного произведения:

расширять, обогащать знания детей,

расширять, обогащать знания детей,

формировать способность к восприятию, пониманию.

формировать способность к восприятию, пониманию.

Словесные методы обучения

Словесные методы обучения

Наглядные методы обучения

Наглядные методы обучения

Виды

Виды

Приёмы

Приёмы

Наблюдение

Наблюдение

– формирование основного содержания

– формирование основного содержания

знаний дошкольников об органах, их функциях,

знаний дошкольников об органах, их функциях,

гигиене; развитие наглядно-образной, наглядно-

гигиене; развитие наглядно-образной, наглядно-

действенной форм мышления, речи.

действенной форм мышления, речи.

Рассматривание картин, таблиц, муляжей,

Рассматривание картин, таблиц, муляжей,

репродукций, схем

репродукций, схем

Задачи:

Задачи:

уточнение, обогащение представлений детей

уточнение, обогащение представлений детей

об организме, обогащение словаря детей;

об организме, обогащение словаря детей;

формирование наглядных образов тех органов,

формирование наглядных образов тех органов,

восприятие которых в жизни невозможно;

восприятие которых в жизни невозможно;

обогащение, систематизация знаний детей;

обогащение, систематизация знаний детей;

активизация словаря, развитие связной речи

активизация словаря, развитие связной речи

вопросы

вопросы

образец

образец

рассказа

рассказа

задание

задание

творческого

творческого

характера

характера

Слайды, диафильмы, кинофильмы –

Слайды, диафильмы, кинофильмы –

демонстрация их

демонстрация их

Задачи:

Задачи:

расширение знаний детей; развитие речи;

расширение знаний детей; развитие речи;

формирование конкретных представлений о

формирование конкретных представлений о

явлениях, восприятие которых в жизни затруднено,

явлениях, восприятие которых в жизни затруднено,

невозможно; возможность познакомить с явлениями,

невозможно; возможность познакомить с явлениями,

протекающими длительное время.

протекающими длительное время.

вопросы–

вопросы–

обсуждение

обсуждение

повторный показ

повторный показ

рассказ

рассказ

художественное

художественное

слово

слово

рисование на

рисование на

темы, близкие к их

темы, близкие к их

содержанию

содержанию

Наглядные методы обучения

Наглядные методы обучения

Практические методы обучения

Практические методы обучения

Виды

Виды

Приёмы

Приёмы

Игровой метод

Игровой метод

– использование разнообразных

– использование разнообразных

компонентов игровой деятельности в сочетании с

компонентов игровой деятельности в сочетании с

другими приёмами;

другими приёмами;

вопросы

вопросы

указания

указания

объяснения

объяснения

показ

показ

- воображаемая

- воображаемая

игровая

игровая

ситуация

ситуация

Моделирование

Моделирование

– создание моделей, их

– создание моделей, их

использование,

использование,

формирования знаний о свойствах, структуре,

формирования знаний о свойствах, структуре,

отношениях,

отношениях,

связях, объектов.

связях, объектов.

Экспериментирование

Экспериментирование

– самостоятельная

– самостоятельная

поисковая деятельность детей с целью решения

поисковая деятельность детей с целью решения

поставленной задачи.

поставленной задачи.

Практические методы обучения

Практические методы обучения

Формы организации детей

Формы организации детей

занятия;

занятия;

экскурсии;

экскурсии;

наблюдения;

наблюдения;

дидактические игры;

дидактические игры;

чтение специальной литературы;

чтение специальной литературы;

сюжетно-ролевые игры;

сюжетно-ролевые игры;

простейшие физиологические опыты;

простейшие физиологические опыты;

моделирование;

моделирование;

самостоятельное наблюдение;

самостоятельное наблюдение;

индивидуальным занятиям в уголках здоровья;

индивидуальным занятиям в уголках здоровья;

занятиям-консультациям и пр.

занятиям-консультациям и пр.

Виды занятий

Виды занятий

Экскурсии

Экскурсии

Консультации

Консультации

Игры

Игры

Путешествия

Путешествия

Лабораторные работы, эксперименты, работы с

Лабораторные работы, эксперименты, работы с

проблемными ситуациями;

проблемными ситуациями;

Праздники, конкурсы, викторины и т.д.

Праздники, конкурсы, викторины и т.д.

Таким образом, формы работы должны соответствовать

Таким образом, формы работы должны соответствовать

возрастным особенностям ребёнка и способствовать

возрастным особенностям ребёнка и способствовать

развитию его познавательных способностей.

развитию его познавательных способностей.

Формы работы с родителями:

Формы работы с родителями:

Пропаганда валеологических знаний среди

Пропаганда валеологических знаний среди

родителей

родителей

с привлечением специалистов из

с привлечением специалистов из

поликлиник, университетов, физкультурной

поликлиник, университетов, физкультурной

академии, педагогических колледжей.

академии, педагогических колледжей.

Дни открытых дверей в ДОУ

Дни открытых дверей в ДОУ

с целью ознакомления

с целью ознакомления

с методикой валеологического воспитания и

с методикой валеологического воспитания и

образования.

образования.

Совместные праздники здоровья

Совместные праздники здоровья

Участие родителей в оформлении предметно-

Участие родителей в оформлении предметно-

игровой среды по валеологии

игровой среды по валеологии

(изготовление

(изготовление

наглядного и раздаточного материала).

наглядного и раздаточного материала).

Экскурсии

Экскурсии

с детьми по месту работы некоторых

с детьми по месту работы некоторых

родителей: в клинику, бактериологическую

родителей: в клинику, бактериологическую

лабораторию, детскую поликлинику (стоматология,

лабораторию, детскую поликлинику (стоматология,

рентгеновский кабинет, глазной кабинет, ЛОР,

рентгеновский кабинет, глазной кабинет, ЛОР,

педиатр и т.д.)

педиатр и т.д.)

Формы работы с родителями:

Формы работы с родителями:

Практическая работа с родителями

Практическая работа с родителями

: обучение

: обучение

правилам закаливания, точечного массажа, технике

правилам закаливания, точечного массажа, технике

выполнения упражнений, оказания первой помощи.

выполнения упражнений, оказания первой помощи.

Разработка уголков для родителей.

Разработка уголков для родителей.

Создание совместно с ребёнком

Создание совместно с ребёнком

газет

газет

о здоровье,

о здоровье,

здоровом образе жизни.

здоровом образе жизни.

Ведение дневника здоровья

Ведение дневника здоровья

, в котором будут

, в котором будут

отмечаться положительные сдвиги в знаниях и умениях

отмечаться положительные сдвиги в знаниях и умениях

дошкольника и родителями и воспитателями. В дневнике

дошкольника и родителями и воспитателями. В дневнике

можно указывать книги о здоровье, рисовать рисунки о

можно указывать книги о здоровье, рисовать рисунки о

болезни и здоровье, о предметах, помогающих

болезни и здоровье, о предметах, помогающих

поддерживать чистоту в доме и в организме, отмечать

поддерживать чистоту в доме и в организме, отмечать

свое самочувствие и состояние в течение дня, используя

свое самочувствие и состояние в течение дня, используя

яркие и понятные символы, как для детей, так и для

яркие и понятные символы, как для детей, так и для

воспитателей и родителей.

воспитателей и родителей.

Уголок здоровья

Уголок здоровья

В уголке здоровья должны

В уголке здоровья должны

содержаться следующие материалы

содержаться следующие материалы

Папка с иллюстрациями «Человек и его

Папка с иллюстрациями «Человек и его

организм»;

организм»;

дидактические игры по темам;

дидактические игры по темам;

книги о здоровье и ЗОЖ;

книги о здоровье и ЗОЖ;

схемы, иллюстрации по темам

схемы, иллюстрации по темам

;

;

тетрадь «Хочу все уметь и знать»

тетрадь «Хочу все уметь и знать»

(индивидуальные домашние задания по

(индивидуальные домашние задания по

физическому воспитанию);

физическому воспитанию);

микроскопы, микропрепараты, песочные

микроскопы, микропрепараты, песочные

часы, муляжи – для проведения

часы, муляжи – для проведения

наблюдений, экспериментирования;

наблюдений, экспериментирования;

аптечка

аптечка

с предметами для оказания первой

с предметами для оказания первой

помощи при травмах;—

помощи при травмах;—

анатомическая кукла;

анатомическая кукла;

папка «Скоро в школу»:

папка «Скоро в школу»:

«Мой режим дня в школе»;

«Мой режим дня в школе»;

«Упражнения для снятия утомления»;

«Упражнения для снятия утомления»;

«Безопасная дорога в школу»;

«Безопасная дорога в школу»;

«Первая помощь при ожоге, уколе, ссадине» и

«Первая помощь при ожоге, уколе, ссадине» и

др.

др.

Список использованной

Список использованной

литературы:

литературы:

Т.А. Тарасова «Я и мое здоровье».

Т.А. Тарасова «Я и мое здоровье».

Т.А. Шарыгина «Беседы о здоровье»

Т.А. Шарыгина «Беседы о здоровье»

С.Е. Шукшина «Я и моё тело»

С.Е. Шукшина «Я и моё тело»

«Здоровый малыш» (Программа

«Здоровый малыш» (Программа

оздоровления детей в ДОУ)

оздоровления детей в ДОУ)

Журналы «Дошкольное образование».

Журналы «Дошкольное образование».

"Здоровый дошкольник 21 века"

"Здоровый дошкольник 21 века"

Антонов Ю.Е., Кузнецова М

Антонов Ю.Е., Кузнецова М

Л.В. Гаврючина «Здоровьесберегающие

Л.В. Гаврючина «Здоровьесберегающие

технологии в ДОУ»

технологии в ДОУ»



В раздел образования