Напоминание

Оптимизация коррекционного воздействия в процессе обучения звукобуквенному анализу и синтезу детей старшего дошкольного возраста с ОНР


Авторы: Циглевкина Ирина Ивановна, Маленьких Татьяна Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский - детский сад комбинированного вида № 248
Населённый пункт: г. екатеринбург
Наименование материала: учебно-методическая разработка
Тема: Оптимизация коррекционного воздействия в процессе обучения звукобуквенному анализу и синтезу детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Раздел: дошкольное образование





Назад




Оптимизация коррекционного воздействия в процессе обучения

звукобуквенному анализу и синтезу детей старшего дошкольного

возраста с ОНР.

Формирование навыка звукобуквенного анализа и синтеза у детей старшего

дошкольного возраста с ОНР - необходимая предпосылка успешного

обучения в школе.

Важность данной проблемы в том тем, что данный навык является базовым

при обучении детей в начальной школе и в дальнейшем служит залогом

успешного становления учебной деятельности при включении в

систематическое школьное обучение.

Современный метод обучения грамоте – звуковой аналитико –

синтетический. Дети знакомятся не с буквами, а со звуками русского языка.

Не имея представления о количестве и порядке звуков в слове, ребёнок не

сможет писать правильно, а, назвав буквы по порядку, но, не умея соединить

вместе соответствующие им звуки, ребёнок не овладеет чтением. При

обучении письму и чтению исходным процессом является звуковой анализ

устной речи (мысленное расчленение слов на составляющие его звуки, их

количество и последовательность).

Опираясь на статистические данные научных исследований, выявлен

чрезвычайно высокий процент детей с речевыми нарушениями, имеющими

нарушения процессов чтения и письма 90 – 95%.

Для чтения таких детей характерно:

- трудности слияния звуков в слоги и слова;

- взаимные замены фонетически или артикуляционно-близких согласных

звуков;

- искажения слоговой структуры слов;

- грамматические ошибки;

- побуквенное чтение;

- слишком медленный темп чтения;

- нарушение понимания прочитанного;

- «угадывающее» чтение.

При письме у таких детей появляются типичные недостатки письма, не

связанные с применением орфографических правил русского языка:

- замены букв, указывающих на незаконченность процесса дифференцировок

соответствующих звуков, близких по акустическим или артикуляционным

признакам;

- пропуски гласных;

- пропуски согласных в их стечении;

- слияния слов на письме;

- раздельное написание частей одного слова;

- пропуски, наращения или перестановки слогов.

Причиной этих нарушений является несовершенство фонематического

восприятия и как следствие – несформированность навыков звукового

анализа и синтеза.

Большинство авторов, глубоко изучающих проблему специфических

нарушений письма и чтения (Г. А. Каше, 1985; Р. И. Лалаева, 1978, 1985;

Р. Е. Левина, 1961; Д. Ф. Спирова, 1965 и другие), подчеркивают, что в

основе данных нарушений лежат общие закономерности нарушения устной

речи, в особенности неполноценность фонематического восприятия,

недостатки произношения, препятствующие овладению звуковым составом

письма. (Поваляева «профилактика и коррекция..»). Чтобы ребёнок усвоил

письменную речь (чтение и письмо), необходимо:

1) наличие стартового порога развития фонематического восприятия.

В процессе онтогенеза способность различать фонемы у детей

формируются постепенно. фонематический слух формируется в период от

года до 4лет. Первичного фонематического слуха достаточно для

повседневного общения, но его недостаточно для овладения письмом и

чтением. Фонематическое восприятие, звуковой анализ формируются в более

позднем возрасте. Фонематическое восприятие – первая ступень в

поступательном движении к овладению грамоте, а звуковой анализ – вторая.

Несовершенство фонематического восприятия, с одной стороны,

отрицательно влияет на становление детского произношения, с другой –

тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которого

полноценное чтение и письмо невозможно.

деятельность по развитию фонематического восприятия сначала

осуществляется на материале неречевых звуков. затем в процессе

специальных упражнений у детей развивают способность узнавать и

различать речевые звуки.

2) на добуквенном этапе необходимо формировать у дошкольников

осознанное овладение фонетической системой языка.

Сознательное усвоение акустико-артикуляционного образа каждого звука и

развивающиеся навыки звукового анализа позволяют детям отчётливо

произносить слова, выделяя в них последовательность и количество звуков.

3) на ранних этапах обучения грамоте необходимо учить детей с ТНР

соотносить выделенную из слова фонему со зрительным образом буквы

(графемы), которую необходимо дифференцировать от других, сходных по

графическим и оптическим признакам.

Таким образом, в процессе коррекционного обучения дети старшего

дошкольного возраста с ТНР осваивают базовые навыки звукобуквенного

анализа и синтеза. Они могут самостоятельно составить звуковую схему

одно-, дву-, трёхсложных слов:

- правильно обозначить гласные, твёрдые и мягкие согласные;

- определить место заданного звука;

- проследить последовательность звуков в слове;

- поделить слово на слоги;

- найти ударный гласный;

- по следам анализа написать слово печатными буквами.

В ходе многолетней практической деятельности я разработала учебно-

методический комплект, который поможет дошкольникам быстрее и лучше

понять сложный мир звуков, букв, слов и сделает этот процесс интересным, а

логопедам решить многие коррекционные задачи посредством

оптимизации процесса обучения детей с ТНР.

Главная цель – развитие фонематического восприятия и звукобуквенного

анализа и синтеза у детей с ТНР через осознание ими фонетической

составляющей русского языка

Учебно-методический комплект состоит из двух частей:

1.

«в мире звуков и букв».

2.

«в мире звуков и слов».

Первая часть «В мире звуков и букв» включает в себя наглядный материал,

который в простой и доступной форме знакомит детей с миром звуков и букв:

- гласные звуки и буквы;

- гласные первого и второго рядов;

- звуковой состав гласных букв Е, Ё, Ю, Я;

- согласные звуки и буквы;

- парные согласные по глухости – звонкости;

- всегда твёрдые согласные;

- всегда мягкие согласные;

- примеры написания сомнительных парных согласных в конце слова.

В данном пособии звукам и буквам соответствуют символы: гласные –

девочки в красных платьях, согласные – мальчики в сине-зелёных костюмах.

Такое обозначение помогает детям чётко дифференцировать гласные и

согласные звуки и буквы, не путать их при осуществлении звукобуквенного

анализа, просто и быстро запомнить акустико-артикуляционные

характеристики звуков русского языка, развивает зрительное внимание и

память.

Вторая часть «В мире звуков и слов» состоит из звуковых схем, альбомов,

предметных картинок.

1) графические звуковые схемы:

– схемы односложных слов из 3, 4, 5 звуков;

– схемы двусложных слов 3, 4, 5, 6 звуков;

– схемы трёхсложных слов из 6, 7 звуков;

2) альбомы включают в себя следующие материалы:

А) перечень слов, которые подобранны к каждой графической схеме и

соответствуют обиходно-бытовой лексике дошкольников. помогают

специалисту быстро подобрать слова для помощи детям.

Б) «подсказки» - загадки, договорки, описательные мини-рассказы,

помогающие детям в лёгкой, увлекательной форме поободрать слово к

данной звуковой схеме.

3) предметные картинка, которые помогают ребёнку удерживать в памяти

анализируемое слово.

Как пользоваться.

На первых этапах обучения слоговому и звуковому анализу и синтезу

используем схемы одной слоговой структуры.

Проанализировав звуковую графическую схему, предлагаем детям подобрать

к ней картинки (игра «найди домики для звуков») и объяснить свой выбор.

Затем усложняем задание: подобрать картинки к нескольким звуковым

графическим схемам одной слоговой структуры (игра «слова потерялись»).

Например, односложные слова: дом, мяч, флаг, мост, крем, хвост и т.д.

Таким образом, отрабатывается навыки различения фонем:

- гласные – согласные;

- твёрдые – мягкие согласные;

- количество звуков;

- последовательность звуков.

Когда дети освоят эти упражнения, можно перейти к подбору картинок к

звуковым графическим схемам разного слогового состава (игра «путаница»).

На этом этапе у детей закрепляются все выше перечисленные навыки и

формируется умение определять количество слогов в словах.

Это типичные упражнения, которые использует в своей работе каждый

логопед. Они, безусловно, необходимы, так как заставляют работать оба

полушария мозга. Правое образное полушарие воспринимает картинки,

развивая зрительное восприятие и внимание, а левое логическое –

анализирует, подбирая правильный вариант, формируется аналитико-

синтетическая деятельность.

В дальнейшем мы усложнили этот вид заданий таким, чтобы максимально

оптимизировать образовательный коррекционный процесс. Детям

предлагались графические звуковые схемы, которые они самостоятельно

анализировали и подбирали слова к заданной звуковой схеме без опоры на

зрительный анализатор. Задания выполнялись в виде игр: «кто первый?»,

«кто придумает больше всех слов?». Такие творческие задания очень

нравятся детям, поддерживают интерес, стимулируют все психические

функции. После того как все дети подобрали слова к заданной звуковой

схеме, мы предлагаем детям напечатать каждому своё слово. Таким образом,

исключается момент копирования (как у соседа), дети учатся самостоятельно

выполнять задания, развивается память, внимание, навык самоконтроля.

С какими трудностями мы столкнулись.

1. Некоторым детям сложно подобрать слово к заданной звуковой схеме без

зрительной опоры (предметные картинки). Чтобы помочь таким детям, я

придумала «подсказки» – загадки, договорки, описательные мини –

рассказы.

например,

Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (волк)

Заставил плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а … (лук)

Символ России имеет прямоугольную форму, красно-сине-белого цвета.

(флаг).

Это упражнение получило дальнейшее развитие. Дети с бедной лексикой

часто затрудняются подобрать слово, идут по пути наименьшего

сопротивления: ждут помощи. на первых занятиях мы при помощи

«подсказок» подводили ребёнка к предполагаемому ответу (слову). но затем

дети сами стали предлагать свои «подсказки». Такие дети подбирали не

только своё слово к заданной схеме, но и помогали другим , более слабым

детям , отгадать его «подсказку». Иногда им приходилось составлять целые

рассказы, пока другой ребёнок не отгадает задуманное слово. Следовательно,

происходит развитие монологической связной речи, стимулируется

познавательная активность, актуализируются знания об окружающем мире.

2. Ребёнок правильно подбирает слово к заданной графической схеме, но

объяснить лексическое значение не может (слышал где-то, запомнил). В

таком случае вместе с детьми помогаем раскрыть значение слова. Таким

образом, словарный запас детей пополняется, уточняется и актуализируется

(игра «копилка интересных слов»).

Применяя учебно-методический комплект «В мире звуков и букв», «В мире

звуков и слов» в практической деятельности, мы создаём условия для

оптимизации образовательного коррекционного процесса, так как

воздействие осуществляется сразу по нескольким направлениям:

- закрепляет знания детей о фонетической базе русского языка;

- развивает познавательную и речевую активность;

- развивает и совершенствует навыки слогового, звукобуквенного анализа и

синтеза;

- развивает словесно-логическое мышление;

- актуализирует словарный запас;

- способствует развитию связной монологической речи;

- развивает интерес к русскому языку (трудный, но интересный);

- развивает психологическую базу речи: внимание, восприятие, память;

- формирует и совершенствует навыки чтения и письма;

- компенсирует нарушения слоговой структуры.

Алгоритм использования комплекта

В мире звуков и слов

В мире звуков и букв

Одна схема слоговой структуры +

предметные картинки разных

слоговых структур

Одна звуковая схема без

предметных картинок.

Несколько звуковых схем

одной слоговой структуры +

предметные картинки одной

слоговой структуры

Игра «слова потерялись» (подобрать

картинки к 3-6 схемам, н-р, дом, мяч,

флаг, мост, хвост, крем)

Игра «найди домик» (подобрать картинку

к одной графической звуковой схеме)

Игра «путаница» (подобрать к 1, 2. 3 –

сложным словам соответствующие им

картинки)

Игры «кто первый?», «кто больше?»

(подобрать и назвать слова без опоры на

зрительный анализатор)

Несколько звуковые схем разной

слоговой структуры +

предметные картинки разных

слоговых структур



В раздел образования