Напоминание

Приёмы понимания прочитанного. На материале сказки Сергея Козлова «Не улетай, пой, птица!»


Автор: Бутовченко Екатерина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 7 г.Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области
Населённый пункт: г. Россошь, Воронежская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Приёмы понимания прочитанного. На материале сказки Сергея Козлова «Не улетай, пой, птица!»
Раздел: начальное образование





Назад




Дата: 06.02.2020г.

Школа: МКОУ СОШ №7 г. Россоши

Класс: 1 «б»

Кабинет: №207

Предмет: литературное чтение.

Раздел: «Пытаемся понять, как на нас воздействует красота».

Номер урока в разделе: №6.

Тип урока: открытие нового знания.

Вид урока: комбинированный урок с элементами проблемно-диалогического метода обучения.

Учитель: Бутовченко Екатерина Александровна

Технологическая карта урока

Тема: Приёмы понимания прочитанного.

На материале сказки Сергея Козлова «Не улетай, пой, птица!»

Цель: выяснение эмоционального восприятия и понимания прочитанного произведения на примере сказки С. Козлова «Не

улетай, пой, птица!».

Задачи деятельности учителя:

Обучающие - продолжить знакомство с произведениями С.Козлова, показать, на примере его сказки, как на нас воздействует

красота;

Развивающие - учить смотреть на происходящее с разных точек зрения, давать характеристику героям произведения, развивать

умение анализировать текст, рассуждать, мыслить, отыскивать нужную информацию в тексте;

Воспитательные - воспитывать внимательное отношение к природе и ко всему, что нас окружает, формировать нравственные

качества.

Планируемые результаты

Личностные:

- способность ценить мир природы и человеческих отношений;

- умение видеть красоту природы и красоту человека;

- умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Предметные:

-характеризовать героев;

-обосновывать свое высказывание о герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из текста;

-высказывать оценочные суждения о героях.

Основные понятия: поведение и переживания главного героя, поступки которого определяются его чувствами.

Межпредметные связи: «Окружающий мир», «Русский язык».

Технологии, методы, приемы и формы работы на уроке:

технология продуктивного чтения - метод «диалог с текстом»,

словарная работа,

чтение по ролям,

прием «Верные и неверные утверждения»,

диалог,

дискуссия,

интерактивные методы обучения: творческие и оценочные вопросы,

приём «Кубик Блума».

Оборудование:

листы бумаги жёлтого, голубого, белого цвета, сухие веточки деревьев;

распечатанный текст сказки;

цветные карандаши для работы с текстом (желтого, красного и синего цвета) на каждого ученика;

учебная презентация;

аудиозапись соловьиной трели;

карточки с заданиями для работы в работы в группах;

кубик «Блума».

Этапы урока

Время

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

УУД

1. Постановка

учебной задачи и её

решение

Словесный: слово

учителя

Практический:

выразительное

чтение

Наглядный: работа с

раздаточным

материалом

1 мин

1 мин

-Ребята, посмотрите на высказывания перед Вами.

Давайте прочитаем их вместе!

1.

Красота в глазах смотрящего.

Оскар Уайльд

2.Голос красоты звучит тихо: он проникает только в

самые чуткие уши.

Фридрих Ницше

3. Не красота вызывает любовь, а любовь заставляет

нас видеть красоту.

Лев Толстой

- Как вы считаете, верны ли эти утверждения?

Я прошу Вас не торопиться с ответом, хорошо

подумать над ним и дать мне его позже встречи с

чудом.

-Постарайтесь, раскройте свой ум, глаза и сердце для

встречи с прекрасным!

-Посмотрите на рабочие столы. Что необычное вы

видите?

(цветную бумагу голубого, желтого и белого цвета,

веточки).

- Приложите веточки к голубой бумаге. Что увидели,

пофантазируйте.

Читать цитаты

выразительно

Высказывать

свои

предположения.

Мыслить

ассоциативно.

П: осмысленно

читают текст

К: участвуют в

учебном диалоге;

формулируют

ответы и выводы;

обмениваются

мнениями; строят

речевые

высказывания.

Р: строят

ассоциации.

Наглядный: обзор

книг.

2. Решение частных

задач.

Наглядный: работа

по названию

произведения с

карточками у доски.

1мин

1 мин

(веточка смотрит в небо, отражается в реке).

- Приложите к белой бумаге. Что здесь заметили?

(веточка на фоне снега, как будто веточка

принакрылась серебристым инеем, смотрит в окно)

-Приложите к желтой бумаге, что теперь

представляете? (веточка наполнилась солнечным

теплом)

- Ребята, как одним словом назвать всё это необычное,

что вы сейчас представили? (Красота).

- Красота в чём? (в самом обычном, в предметах на

парте, в том, что нас окружает).

-Ребята, рассмотрите обзор книг и скажите, кто

является автором этих произведений?

(Сергей Григорьевич Козлов)

-С какими произведениями этого автора вы знакомы?

(«Красота», «Ёжик в тумане», «Когда ты прячешься

солнце, мне грустно» во 2 классе, «Мимо белого

яблока луны…», «Сентябрь», «Как оттенить

тишину», «Разрешите с вами посумерничать»,

«Июль» 3 классе).

-Перед

вами слова, которые вы должны составить в

правильное

предложение.

(Один

ученик

у

доски

составляет у доски)

Что у вас получилось?

пой,

Не

птица!

улетай,

(«Не улетай, пой, птица!»)

-Ребята, переверните листы на ваших партах и

посмотрите, правильно ли вы определили тему?

Высказывать

свои

предположения.

Называть

изученные

произведения С.

Козлова

Работать

индивидуально у

доски.

К: участвуют в

учебном диалоге.

П: уметь

ориентироваться в

своей системе

знаний.

Словесный: ответы

на вопросы

Словесный: чтение

сказки учителем.

Словесный: ответы

на вопросы.

Практический:

словарная работа.

2мин

1 мин

2 мин

-Какие цели поставим на урок?

(1.Познакомиться с новым произведением.

2.Узнать, как на нас воздействует красота на

примере этой сказки (тема раздела)

3.Учиться анализировать текст, рассуждать,

мыслить, отыскивать нужную информацию.)

А можем ли мы, не читая это произведение,

предположить о ком или о чем она?

(ответы детей)

-Прослушайте это произведение. Подчеркните

непонятные вам слова и выражения желтым

карандашом.

(Учитель читает сказку)

-К какому жанру относится это произведение?

Почему?

Назовите действующих лиц этой сказки. (Заяц и

Поросенок)

Какие слова и фразы в тексте оказались вам

непонятны?

-Что

значит

«поваленная

осина»? (это

дерево,

которое упало или срубили).

-Как вы считайте, что означает

словосочетание «в

зеленном дыму?» Как выглядит лес ранней весной? А

Определять тему

и цели урока.

.

Строить

предположения.

Слушать текст

сказки.

Выполнять

задание.

Отвечать на

вопросы.

Участвовать в

дискуссии.

П: развитие умения

анализировать

познавательный

объект

К: участвуют в

учебном диалоге;

формулируют

ответы и выводы;

обмениваются

мнениями; строят

речевые

высказывания.

П: развитие умения

анализировать

познавательный

объект (текст),

выделять главное в

тексте .

К: взаимодействие с

учителем во

фронтальном

режиме.

К: ориентируются

на партнеров во

взаимодействии в

группе.

Физкультминутка

1 мин

когда смотришь издалека на этот лес, он кажется в

бледно-зеленом дыму.

-А

что

означает

слово

«тревожно»? (испытывать

страх)

Какие

синонимы

вы

можете

подобрать? (страшно,

серьёзно, испуганно).

-Какое значение в тексте имеет слово «крошечная»?

(маленькая)

-Как вы понимаете выражение «защемило в груди»?

(Сдавило, сжало с двух сторон).

-Как вы объясните словосочетание «лежал ничком»?

(лицом вниз к земле) (Все слова на слайде)

-Я предлагаю вам ребята немного прогуляться.

(Выполнение физминутки).

«Вместе по лесу идём»

Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг.

(ходьба на месте)

Тысяча цветов вокруг!

(потягивания — руки в стороны)

Вот ромашка, василёк,

(наклониться и коснуться левой ступни правой рукой,

потом наоборот — правой ступни левой рукой)

Медуница, кашка, клевер.

(наклоны вправо-влево)

Расстилается ковёр

И направо и налево.

К небу ручки протянули,

И на красоту взглянули.

Выполняют

физические

упражнения

П: развитие умения

анализировать

познавательный

объект (текст),

выделять главное в

тексте .

Практический:

работа по карточкам

в группах.

Словесно-наглядный:

рассказ учителя о

соловье,

прослушивание

аудиозаписи.

Работа с текстом:

чтение текста в

3 мин

3мин

2 мин

(потягивания — руки вверх)

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели.

(дети садятся)

- Чтобы оценить происходящее

в сказке с разных

точек

зрения:

с

точки

зрения

Зайца,

а

потом

Поросёнка,

разделимся

на

группы.

Первый

ряд-I

группа, II ряд- вторая группа, III ряд – третья группа.

Каждая

группа

получит

карточку

с

заданиями.

(Приложение 1). Обсудите в группах поставленные

перед вами вопросы и определите, кто на них будет

отвечать.

Помните,

ваши

ответы

должны

быть

доказательными. Вы можете подчеркивать

строчки

текста,

подтверждающие

ваши

высказывания.

На

выполнение заданий у вас, ребята, 3 минуты. Если вы

готовы, можете приступать к заданиям.

(Проверка групп по вопросам на слайде.)

Рассказ

учителя

о

соловье.

С л а й д

(соловей).

(Соловей

птица-невидимка.

Он

неярок

и

очень

осторожен. Соловьи, как люди, долго учатся петь.

Лишь на третий год жизни становятся они певцами.

Из теплых стран возвращаются весной одними из

последних.)

-

Ребята,

прочитайте

сказку

в

полголоса,

обратите

внимание на характер персонажей.

- Каким вам представляется Заяц? А Поросенок?

-Давайте

найдем

базовые

интонации,

с

которыми

н у ж н о

ч и т ат ь

р о л ь

З а й ц а / П о р о с е н к а ? (На

Отвечать на

вопросы.

Работать в

группах.

Выбирать

необходимую

информацию.

Слушать

аудиозапись.

Читать сказку.

К: ориентируются

на партнеров во

взаимодействии в

группе.

П: умение

самостоятельно

делать выводы,

перерабатывать

информацию.

П: осмысленно

читают текст.

полголоса.

Словесный: анализ

характера главных

персонажей.

Работа с текстом:

чтение текста в по

родям.

Словесный:

оценивание чтения

детьми.

Словесный: ответы

на вопросы.

1мин

3 мин

1мин

2мин

интерактивной доске таблица, отдельно карточки с

чертами характера, дети вносят черты характера в

таблицу)

Заяц

Поросенок

веселый

беззаботный

нетерпеливый

чуткий

мечтательный

вежливый

-Кто хочет прочитать слова автора? Поросенка? Зайца?

(Чтение текста детьми)

-

Ребята,

как

вы

считаете,

удалось

ли

вашим

одноклассникам передать характер героев, их эмоции

и чувства? (Ответы детей)

-Какие отметок заслуживают ребята?

(Ответы детей)

-Какова

сила

красоты? (Делает

человека

добрее,

сильнее).

-Найдите главную мысль сказки. (Когда ты счастлив,

ты

можешь

все,

у

тебя

за

спиной

вырастают

крылья)

Какие

строчки

можно

назвать

самыми

главными?

Найдите

их

в

тексте

и

подчеркните

красным

карандашом. Прочитайте эти слова?

(Где обращается к птице «Птица, не улетай, пой,

птица! Я не умею прыгать, не умею петь, но когда

ты поёшь, мне кажется…я могу всё )

-Что

помогло

Поросенку

услышать

красоту

песни

соловья?

Анализировать

образы главных

персонажей.

Высказывать

свое мнение по

отношению к

участникам

сказки.

Читать текст по

ролям.

Отвечать на

вопросы.

Делать

предположения.

Рассуждать.

П: умение

самостоятельно

делать выводы,

перерабатывать

информацию,

преобразовывать её.

К: контролируют

действия партнера.

К: участвуют в

учебном диалоге;

формулируют

ответы и выводы;

обмениваются

мнениями; строят

речевые

высказывания;

оценивают друг

друга.

Наглядный:

просмотр

презентации картин

россошанского

художника.

3.Итог урока.

Словесный: ответы

на вопросы

Домашнее задание

2 мин

1мин

1мин

(Любовь, любовь к окружающей его природе).

-Ребята, вернемся к нашим цитатам, прочитанным в

начале урока. Какая из этих трех цитат наиболее ярко

характеризует Поросенка в конце сказки?

(Третья:

Не

красота

вызывает

любовь,

а

любовь

заставляет нас видеть красоту.)

–А всегда ли только звуки

могут

вызвать чувство

в о сх и щ е н и я ,

в о с то р г а ? ( Н е т ,

т а к

м о г у т

воздействовать картины природы)

- Рассмотрите картины

россошанского художника,

Добродеева

Вадима

Васильевича,

на

которых

он

изобразил

пейзажи

нашего

края,

и

послушайте

музыку. (Просмотр картин)

-Какие чувства вы испытывали во время просмотра?

-Вспомните, какую цель ставили на уроке? Достигли

ее?

С какой сказкой С. Козлова мы познакомились?

В чем заключается главная мысль сказки?

(Красота

вдохновляет,

придаёт

уверенность

в

собственных силах, вселяет веру в себя).

-Откройте дневники и запишите домашнее задание.

У. с.29-31 чтение по ролям.

-Я предлагаю вам сыграть в волшебный кубик Блума.

Каждый из вас подбросит его и закончит предложение,

выпавшее ему на грани кубика.

(Дети играют в кубик Блума.)

Закончите предложения:

Смотреть

презентацию.

Делиться

эмоциями от

увиденного.

Записывать

домашнее

задание.

Оценивать свою

К: учатся

соотносить свои

эмоции с

увиденным на

презентации.

Р: умение давать

Рефлексия.

Практический:

Самоанализ

2 мин

«Я узнал…»

«Мне понравилось…»

«Я научился…»

«Было трудно…»

«Я попробую…»

«Мне захотелось …»

-Ребята, я благодарю Вас за урок и хочу пожелать:

Красоту увидеть в некрасивом,

Разглядеть в ручьях разливы рек!

Кто умеет в буднях быть счастливым,

Тот и впрямь счастливый человек! Э. Асадов

работу на уроке.

самооценку.

Приложение 1

1 карточка:

1.Хочет ли Заяц научить Поросёнка прыгать?

(Заяц очень хочет научить Поросёнка прыгать и прикладывает к этому много усилий).

2.Как он это делает: показывает сам? ободряет? успокаивает? обнадёживает? (Показывает, даёт ценные рекомендации и

подбадривает, успокаивает и обнадёживает).

Подтвердите свои высказывания строчками из текста, просмотрев текст от начала до конца.

3.Можно ли назвать Зайца хорошим учителем?

(Нельзя назвать хорошим учителем).

4. Замечает ли он, что все мысли и чувства Поросёнка заняты совсем другим?

(Он не замечает, что все мысли Поросёнка заняты совсем другим, думает, что Поросёнок плачет из-за неудач в прыжках).

2 карточка:

1.Что же так заинтересовало Поросёнка?

(Пение маленькой лесной птички).

2.Найдите то место в тексте, где впервые говорится о птице.

3.Как вы думаете, что это за птица?

(соловей).

4. Проследите по тексту, как постепенно пение птицы захватывает и завораживает Поросёнка. (Сначала старается

обнаружить птичку, обнаружив птичку, испытал щемящее чувство и больше не мог оторвать от неё взгляд).

Зачитайте эти

строки.

3 карточка:

1.Как же подействовало на Поросёнка пение соловья?

2. Как можно назвать охватившее его чувство? (восторг, восхищение, вдохновение, счастье, уверенность в собственных

силах) .

(Он испытал восторг и восхищение, уверенность в собственных силах, счастье).

3.Предположите, почему Поросёнок слышит пение, а заяц – нет?

(Заяц менее восприимчив к красоте, не такой наблюдательный).

4. Можно ли сказать, что у Поросенка есть особое зрение и особый слух, как у поэтов, художников, композиторов? ( Да,

он трепетно чувствует красоту в окружающем мире, замечает то, что другие не видят).



В раздел образования