Автор: Светлана Александровна Поздеева
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: КОГОБУ "Средняя школа пгт Даровской"
Населённый пункт: пгт Даровской, Кировской области
Наименование материала: презентация
Тема: "Роль бактерий в природе и для человека" 5 класс
Раздел: среднее образование
Путешествие
с невидимками
Презентация составлена
учителем биологии
Поздеевой
Светланой Александровной
Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное
учреждение
« Средняя школа пгт Даровской»
За что бактерию можно
поставить на пьедестал?
2
МЕСТО
1
место
3
МЕСТО
ВОЗМОЖНА
ЛИ
ЖИЗНЬ
НА
ЗЕМЛЕ БЕЗ БАКТЕРИЙ?
ПРОБЛЕМА
Этим бесконечно малым живым
существам принадлежит
бесконечно большая роль
в природе.
(Луи Пастер)
ЗНАЧЕНИЕ БАКТЕРИЙ В ПРИРОДЕ И
ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА
ПРОБЛЕМА:
ВОЗМОЖНА ЛИ ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ
БЕЗ БАКТЕРИЙ?
ЦЕЛЬ:ИЗУЧИТЬ………
ГИПОТЕЗА:
Если……, то
……..
ПЛАН РАБОТЫ
?
1………………………………………….
А)
Б)
В)
2………………………………………….
А)
Б)
ПЛАН РАБОТЫ
1. Роль бактерий в природе
Бактерии разложения и гниения
Клубеньковые бактерии
Цианобактерии
2
. Роль бактерий в жизни человека
Бактерии в хозяйственной деятельности
Болезнетворные бактерии
РЕЗУЛЬТАТ: НАПИСАТЬ БЛАГОДАРНОСТЬ
ИЛИ ОБЪЯВИТЬ ВЫГОВОР БАКТЕРИЯМ
Луи Пастер,
французский микробиолог:
«Бактерии - великие
могильщики природы»
Задание: найдите в 1 абзаце параграфа 10, стр. 42
предложение, подтверждающее данное
высказывание.
РОЛЬ БАКТЕРИЙ В ПРИРОДЕ
ЗАДАНИЕ
: 1) Прочитайте сказку
2) Ответьте на вопросы
КЛУБЕНЬКОВЫЕ БАКТЕРИИ
ЦИАНОБАКТЕРИИ
РОЛЬ БАКТЕРИЙ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА
ОПЫТ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КИСЛОМОЛОЧНЫХ БАКТЕРИЙ
ИССЛЕДОВАНИЕ
Бактерии и продукты питания
Болезнетворные бактерии
ЧУМА
АНГИНА
ГАНГРЕНА
СТОЛБНЯК
ХОЛЕРА
БОТУЛИЗМ
ТИФ
ТУБЕРКУЛЕЗ
Анкетирование
1. Какие правила нужно соблюдать, чтобы
избежать заражения инфекционными
заболеваниями?
ОТВЕТЫ
Мыть руки - 18 человек
Чистить зубы - 9 человек
Мыть фрукты и овощи - 4 человека
Не пить холодную воду -1человек
Не пить из чужих бутылок - 1 человек
Мыться в бане и в душе - 2 человека
Прибираться дома - 1 человек
Проветривать помещение - 1 человек
2) Всегда ли вы соблюдаете правила
гигиены?
ОТВЕТЫ
Всегда -11
Часто - 7
РАЗ - ПОДНЯТЬСЯ, ПОТЯНУТЬСЯ,
ДВА - СОГНУТЬСЯ, РАЗОГНУТЬСЯ,
ТРИ - В ЛАДОШИ ТРИ ХЛОПКА,
ГОЛОВОЮ - ТРИ КИВКА,
НА ЧЕТЫРЕ - РУКИ ШИРЕ,
ПЯТЬ - РУКАМИ ПОМАХАТЬ,
ШЕСТЬ - ЗА ПАРТУ СЕСТЬ ОПЯТЬ
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Развитие бактерий
на
питательной среде
ЭКСПЕРИМЕНТ
Цель эксперимента:
пронаблюдать появление колоний
бактерий на питательной среде при
разных условиях
Гипотеза:
предположим,
что
на
грязных
руках
бактерий
больше,
чем
на
вымытых
Ход эксперимента
Приготовили питательную среду для
опыта
Разрезанный пополам картофель вымочили 2-3 часа в
1% растворе пищевой соды (1/2 ч.л.соды и 500мл воды),
сварили
Результат
Левая рука: образец «Чистые руки»
Правая рука: образец «Грязные руки
»
Подтверждение гипотезы: на грязных руках
бактерий оказалось больше, чем на
вымытых (среди них, вероятно, есть и
болезнетворные)
Выводы:
1. Бактерии скапливаются на немытых,
грязных руках.
2. Бактерии размножаются очень быстро в
течение достаточно короткого времени.
4. Использование моющих средств (мыло)
значительно уменьшает количество
вредных бактерий.
РЕКОМЕНДАЦИИ
1
.
Поддерживайте чистоту рук.
2. Обязательно соблюдайте личную
гигиену.
3. Непременно мойте с мылом руки после
прогулки и перед едой.
4. Всегда мойте под проточной водой
овощи и фрукты перед употреблением.
ГИПОТЕЗА:
ЕСЛИ МЫ ИЗУЧИМ РОЛЬ БАКТЕРИЙ,
ТО СМОЖЕМ ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС
ВОЗМОЖНА ЛИ ЖИЗНЬ
НА ЗЕМЛЕ БЕЗ БАКТЕРИЙ?
ЗАДАНИЕ: ЗАПОЛНИТЕ СХЕМУ
ЗАДАНИЕ
НАПИШИТЕ БЛАГОДАРНОСТЬ
БАКТЕРИЯМ
ИЛИ ОБЪЯВИТЕ ВЫГОВОР
Оцените свою работу на уроке
Домашнее задание
Прочитать параграф10,
ответить на вопросы устно.
На выбор: / в тетради /
1 Как используют бактерий дикие сорные
куры Австралии?
2. Предложите область применения
светящихся бактерий.
«
ЧЕРНЫЙ ЯЩИК»
Этап урока
Метапредметные результаты
(ууд)
Приемы
Оргмомент
Умение слушать учителя
Приветствие
Мотивация,
целеполагание,
постановка задач
Постановка цели; задач;
выдвижение гипотезы
Поиск и выделение необходимой
информации
Прогнозирование результатов
-О чем идет речь
-
составление плана
-
составь гипотезу
(если.., то )
-
Предложение о продукте
Актуализация
Сотрудничество в парах;
Высказывают мнение.
Постановка проблемы
Пьедестал почета.
Проблемный вопрос
Первичное усвоение
новых знаний
(открытие новых
знаний)
Решение проблемы
Работа над понятиями «симбиоз»и
др.
«Привлекательная цель»
Сказка, чтение учебника,
доп. Информации,
Слушают своих
одноклассников, отвечают на
вопросы
Этап урока
Метапредметные результаты
(ууд)
Приемы
поиск необходимой информации, смысловое
чтение, умение выбирать главное, при чтении,
интерпретировать информацию, выполняя задание
учителя
Умение структурировать знания, строить
логическую цепь рассуждений, и умение
осознанно и произвольно строить речевые
высказывания
.
-
опыты
-
Опрос
-
анкета
-
Контрольная закупка
-
Информационный поиск
Первичная
проверка
понимания
Ответы на проблемные вопросы, работа в
парах, совместное обсуждение
Работа с инструктивными
карточками
Первичное
закрепление
Совместная деятельность в группе, участие в
коллективном обсуждении
Написание
благодарностей микробам
Ответы на вопросы по
сказке
Подведение
итогов, д.з
.
Рефлексия
Умение структурировать знания,
оценка процессов и результатов деятельности
осознание того, что уже усвоено и что ещё
подлежит усвоению; волевая саморегуляция
умение выражать свои мысли, оценивание качества
своей и общей учебной деятельности
Выводы учеником,
Что узнал, что хотел бы узнать
Доп. Задание,
1.
Археологи при раскопках часто находят мумии-
тела знатных людей, фараонов, сохранившихся в течение
многих веков. Как вы думаете, что способствовало
предохранению мертвых тел от бактерий?
2. Почему нельзя пользоваться одной разделочной доской
для резки мяса, хлеба, сырых овощей?
3. Почему бактерии называют классическим объектом
для решения общих вопросов генетики, биохимии,
биофизики, космической биологии?
4.Французский повар Франсуа Аппер, живший в начале 19 века,
провел следующий опыт: он запаял в жестяные банки
вареное мясо, абрикосы, бульон, после чего долго кипятил банки
Открыв банки через месяц, увидел, что продукты не только не
испортились, а вполне пригодны для еды. За это Наполеон
наградил повара 12 тыс. франков. Почему скупой император
проявил такую щедрость?
5. Почему бактерии называют космополитами?
6. Почему в серебряной посуде вода долго не портится?
ПОЧЕМУЧКИ
Ассирийский царь в начале 7 века до н.э.
осадил иудейский город Иерусалим. Победа,
казалось, была уже
предопределена.Союзником иудеев был
фараон Египта. Он вышел ночью с группой
воинов- египтян навстречу ассирийцам и
выпустил большое количество мышей.
Ассирийское войско в панике отступило.
Какая же сила заставила их отступить?
БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКАЯ
ВОЙНА
Самые крупные бактерии- спирохеты, их длина –
от 30 до 50 мкм
Самыми выносливыми считаются бактерии микрококкус
радиодуранс, которые могут выдерживать радиацию в 6,5 млн
ренген, что в 10 000 раз превышает дозу, смертельную для
человека
Бактерии живут в горячих источниках при температуре 80
град.
С помощью бактерий получен синтетический инсулин-
препарат для лечения сахарного диабета
При 0 градусов у многих бактерий прекращаются жизненные
процессы, однако они не погибают
Наиболее устойчива к нагреванию спора ботулинуса- она
выдерживает температуру до + 120 градусов. Нарушение правил
консервирования может вызвать тяжелое заболевание –
ботулизм
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?