Автор: Старикова Елена Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №4"
Населённый пункт: п. Куеда, Пермский край
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Взаимообучение дошкольников как способ организации детского сотрудничества".
Раздел: дошкольное образование
Старикова Елена Геннадьевна,
воспитатель
МБДОУ «Детский сад №4» п. Куеда
Взаимообучение дошкольников как способ организации детского
сотрудничества.
Умение полноценно общаться с детьми, организовывать дискуссию, взаимообучение,
использовать в работе поисковые и исследовательские методы – это всегда характеризовало
только творческих учителей и воспитателей.
Сегодня, когда абсолютной ценностью образования провозглашены не отчуждённые от
личности знания, а сам человек, когда обоснован теоретически и реализуется на практике
переход
от
знаниевой
парадигмы
к
личностно-
ориентированному,
развивающему
образованию,
стало
очевидным,
что
продуктивный
образовательный
процесс
требует
в
первую очередь изменения способов получения знаний. Не отрицая сами знания как таковые,
не исключая работы с готовым материалом (репродуктивные задания), новые подходы к
образованию предъявляют и новые требования к его организации: проблемность, диалог,
полилог и дискуссия должны занять ведущее место в учебном и воспитательном процессе.
Именно к этому сегодня необходимо готовить педагогов.
В нашем детском саду мы используем технологию сотрудничества, которая
предполагает взаимообучение детей.
Взаимообучение- метод группового обучения, основывающийся на разности
способностей, теоретической и практической подготовленности детей и заключающийся в
обмене основной и дополнительной изучаемой информацией, в совместной отработке
умений и навыков, взаимопроверке прочности усвоения. Взаимообучение позволяет
каждому ребенку попеременно исполнять роль педагога и обучаемого, способствует
закреплению знаний взаимодействующих партнеров, активизации их мышления,
воображения, речи.
Взаимообучение, когда обучение происходит в форме передачи обмена опытом между
детьми, при объединении их в пары или малые группы;
ТЕХНОЛОГИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА предполагает обучение в малых группах. Главная
идея обучения сотрудничества – учиться вместе, а не просто помогать друг другу. Существует
несколько вариантов организации этой технологии.
Обучение в команде. Ставится групповая цель. Успех будет достигнут только тогда. когда
будут работать вместе все члены команды (или группы) при работе над темой, проблемой или
вопросом. Задача состоит в том, чтобы каждый участник группы овладел необходимыми
знаниями, умениями и навыками, причем, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый.
Оценка групповой деятельности зависит от вида работы и дидактических целей.
Учимся вместе. Группа разбивается на однородные по уровню подготовки группы по 3-
5 человек. Каждая группа получает задание – часть общей темы. В результате совместной
работы отдельных групп и всех в целом достигается усвоение материала.
Внутри группы дети сами распределяют роли для выполнения общего задания. У них
появляется цель не только усвоить новый материал, но и учиться работать вместе.
«Пила». Дети организуются в группы по 4-6 человек для работы над учебным
материалом, который разбит на фрагменты. Каждый член группы выполняет свою часть
работы. Затем дети, которые изучают тот же вопрос, но состоящие в разных группах,
встречаются и обмениваются информацией как эксперты по этому вопросу.
Затем они возвращаются в группы и обучают всему новому, что узнали. Те в свою
очередь докладывают о своей части задания. Поскольку единственный путь освоить материал
всей темы – это внимательно слушать своих партнеров по команде и делать записи в тетради
– со стороны учителя не требуются дополнительные усилия. Отчитываются по теме как
отдельные учащиеся, так и вся команда.
На занятиях использую различные формы объединения детей (парами, малые группы, вся
группа) в зависимости от целей познавательной деятельности. Занимаясь в малых группах,
дети подходят к пониманию того, что свои знания можно передавать друг другу, помогать
товарищу и получать самому помощь, поддерживать друг друга, а я в свою очередь
направляю детей друг на друга: "Скажи детям, а не мне"; "Мнение Даши очень интересно,
давайте его, обсудим". Это позволяет мне воспитывать у детей навыки взаимодействия со
сверстниками, коллективной деятельности.
Например, при ознакомлении с солнечной системой по теме «Планеты» было дано задание
нескольким детям подготовить дома доклад о планете, а затем на занятии выступить с ним.
Таким образом, дети получали новые знания не от педагога, а от своих сверстников, что
сделало занятие насыщенным и интересным для детей.
Игра "Волшебная палочка" в кругу помогает мне вести фронтальный опрос по любой теме,
каждый ребенок получает возможность высказаться, игра учит не только слушать, но и
слышать о чем идет речь. В итоге все дети осваивают необходимый для дальнейшего
продвижения "минимум", но при этом не тормозится развитие более способных детей.
Для математического развития чрезвычайно важным является именно оперирование
полученными знаниями и навыками в игровой, продуктивной, познавательной
деятельности, в житейских ситуациях. Это актуализирует сложившиеся представления, т.е.
делает их значимыми, необходимыми, полезными самому ребенку.
Я считаю, что задача педагогов и родителей - дать ребенку почувствовать, что он
справится, что он сможет усвоить и частные понятия, и общие закономерности, а главное -
ребенок должен испытать радость достижения цели.
Очень важно создавать во время игр непринужденную атмосферу, предоставлять право
выбора партнера, задания, материалов, только тогда у детей развивается инициатива,
самостоятельность, познавательная активность. Но в тоже время педагогу необходимо уметь
наблюдать за развитием игры, направлять игровое творчество, поддерживать сотрудничество,
заботиться об обогащении игр, усложнении задания, введении вариативности.
Задания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче. В игре
дети выступают в роли ведущего, учатся формулировать задания и контролировать их
выполнение другими детьми. У них формируется умение планировать свою деятельность,
сопровождать речью свои действия, объяснять партнерам порядок и условия выполнения
задания.
В игре происходит взаимообучение, которое становится естественным и непринужденным.
В игре ребенок попеременно выполняет разные роли: организатора, «наставника»,
объясняющего условие и правила игры, контролирующего их выполнение, или ученика,
стремящегося быстро и верно выполнить задание. Таким образом, происходит социальное
развитие детей. Принятие игровой роли и выполнение функций в соответствии с ней весьма
полезно для дошкольников.
Например, в сюжетно-ролевых играх ребенку, который уже освоил все этапы игры, можно
поручить организовать самостоятельную игру с подгруппой детей Он берет на себя роль
лидера и обучает других детей: распределяет роли, обговаривает правила, и т.д. При этом все
дети учатся взаимодействовать друг с другом, договариваться, вести диалог, развивается речь,
нравственные качества, умение разрешать конфликты.
Я беседую с родителями о возможности игровой деятельности в домашних условиях. Для
этого подготовила консультацию для родителей «В какие игры играть с ребенком дома». Так
же например, дается ребенку на дом какая-то определенная игра, которой надо обучить всех
детей, он ее осваивает совместно с родителями, играет с ними, и затем обучает этой игре
других детей. Хорошо, если родители или другие близкие становятся равноправными
партнерами по игре. Ребенок, передавая им правила игры, выбирая тип задания, не только
совершенствует объяснительную речь, но и сам лучше начинает осознавать математические
понятия, прослеживать зависимости.
В режимных моментах тоже осуществляется взаимообучение . Дети при выполнении
каких-либо действий (одевание, умывание и т.д.) подсказывают, помогают друг другу.
Таким образом, главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста
становится деловое сотрудничество. Сотрудничество следует отличать от соучастия. При
эмоционально-практическом общении дети действовали рядом, но не вместе, им важно было
внимание и соучастие сверстника. При ситуативно-деловом общении дошкольники заняты
общим делом, они должны согласовывать свои действия и учитывать активность своего
партнера
для
достижения
общего
результата. Такого
рода
взаимодействие
было
названо
сотрудничеством. Потребность в сотрудничестве сверстника становится главной для общения
детей и их взаимообучению.
К шести годам у многих детей возникает непосредственное и бескорыстное желание
помочь сверстнику, подарить ему что-либо или уступить.
Общаясь со сверстником, даже непонятливым, ребенок расширяет свой словарный запас
значительно лучше, чем при общении с родителями.
Потребность быть понятым в общении, в игре заставляет детей высказываться яснее и
правильнее. В результате речь, обращенная к сверстнику, становится более связной,
понятной, развернутой и лексически богатой.
В ситуации сотрудничества со взрослым и сверстником ребенок в возрасте шести лет ведет
себя по-разному и использует определенные типы речевых высказываний, при этом помощь
сверстника достаточна для успешного осуществления совместной деятельности детей.
В группе сверстников «речь-управление» используется больше, «речь-помощь» и «речь-для-
себя» используются меньше, чем в группе взаимодействия со взрослым.
Сотрудничество ребенка со взрослым и сверстником возможно при заключении «договора»
между ними о видении ситуации, правилах действия и позиции участников.