Напоминание

Подготовка юного пианиста к публичному выступлению


Автор: Шойхет Клара Григорьевна
Должность: Преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО Волгограда "Детская музыкальная школа №14"
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: Публикация
Тема: Подготовка юного пианиста к публичному выступлению
Раздел: дополнительное образование





Назад




Подготовка юного пианиста к публичному вы-

ступлению

Для того, чтобы музыка ожила, требуются трое: композитор, исполнитель и слушатель.

Артист обязательно должен выступать на сцене,

радуя своим творческим порывом и

приглашая разделить восторг от произведения. Но случается, что ребенок испытывает

страх перед публичным выступлением.

Для того чтобы исполнение доставляло ра-

дость,

а не становилось тяжкой повинностью,

требуется обширная психологическая

подготовка,

в ходе которой затрагиваются различные аспекты,

включая воспитание

стрессоустойчивости и правила поведения во время нахождения перед зрителями.

Одна из ступеней высшего мастерства - налаживание эмоционального контакта со

слушателем. У С. Рахманинова, А. Рубинштейна, Э. Гилельса и В. Горовица залы все-

гда были полны, несмотря на то, что их игра не отличалась абсолютной безупречно-

стью. Но они играли душой, а техника была только средством достижения цели. К это-

му и нужно вести юного исполнителя, воспитывая мастерство игры на сцене.

Преодоление чувства страха на сцене

Волнение является нормальной реакцией организма на нестандартную ситуацию,

а

появление перед публикой является именно таким случаем. По статистике, почти 95%

исполнителей испытывают сильные эмоции перед выступлением.

Падеревский в сво-

ей работе об исполнительском опыте писал: "В течение многих лет я испытываю ужас-

ные страдания перед выступлением, это муки, которые невозможно описать...". Тем не

менее

публичное

выступление

необходимо

для

роста

мастерства

пианиста-

исполнителя. Кабинетные концерты не дадут нужного стимула и опыта,

сводя на нет

все усилия педагога по воспитанию музыканта.

Для детей до 5-6 лет страха сцены как такового практически не существует. Они про-

сто еще не знают,

что положено бояться и получают от внимания и одобрения зри-

телей истинное удовольствие. Если поддержать этот настрой, постепенно увеличивая

концертную нагрузку, у ребенка сформируется устойчивое позитивное восприятие вы-

хода на сцену и при всем волнении в старшем возрасте останется праздником.

Когда ученик не может преодолеть волнение и серьезно страдает качество исполне-

ния,

то необходимо уделить дополнительное время для создания так называемой

"подушки безопасности", тренируя эмоциональную устойчивость и самообладание.

Адаптация к новому инструменту

Пианисты одни из самых счастливых исполнителей,

ведь в их распоряжении инстру-

мент-оркестр. И, одновременно, самые несчастные, поскольку рояль невозможно сло-

жить в футляр и забрать с собой.

Приходится постоянно привыкать к новому инстру-

менту,

когда наступает пора выходить на другую концертную площадку.

Для ребенка

это достаточно сложная задача, особенно при абсолютном слухе и тонких тактильных

ощущениях. При первом прикосновении возникает чувство, то инструмент "не тот". За

короткое время, данное для знакомства, его придется подчинить себе, чтобы он зазву-

чал так,

как требуется исполнителю.

Ф. Бузони при попытках учеников списать неу-

дачное исполнение на плохой рояль говорил: " нет плохих инструментов, а есть нера-

дивые исполнители".

За несколько минут, данных на ознакомление, требуется:

оценить уровень сопротивления клавиш;

работу педали;

выровненность клавиатуры;

уровень звучания в разных регистрах;

протяженность звука;

особенности акустики.

Для маленьких исполнителей такого объема работы не требуется, но по мере роста их

мастерства количество задач будет неуклонно увеличиваться.

Обязательно нужно за-

острить внимание ребенка на некоторых моментах при знакомстве с новым инструмен-

том, проговорить, сколько подставок потребуется и где они будут лежать, если нет уни-

версального пианистического стула с регулируемой высотой.

Страх растерянности

Афоризм о том, что не ошибается тот, кто ничего не делает, полностью отражает суть

сценического выступления ученика. Трудно, а может быть и невозможно найти идеаль-

ного исполнителя. Суть не в том, чтобы сыграть без огрехов. Важно превратить ошибку

в незначащий эпизод, не влияющий на общее впечатление от произведения. Точность

текста и безукоризненное техническое исполнение в полной мере ценятся только на

профессиональных конкурсах,

где на этом заостряется особое внимание.

Для слуша-

теля существует только одна градация "нравится или нет".

Дети очень большое значение придают ошибкам на сцене, они вызывают панику, оби-

ду до слез, в некоторых случаях, ступор. Боязнь ошибиться ведет к увеличению эмоци-

онального напряжения, вызывает скованность в движениях, что умножает шанс на неу-

дачное выступление.

В период подготовки к выступлению педагог обязательно показывает,

как продолжить

игру, меняет само отношение к неточности, как к досадному недоразумению, дающему

повод для более тщательной подготовки к концерту.

Чтобы дать ребенку точку опоры и возможность продолжить выступление, при работе

над произведением создается сеть промежуточных стартов.

Ошибся,

забыл? Ничего,

продолжай с того места, с которого тебе удобно. Самый нехороший вариант - пере-

игрывать еще раз один и тот же фрагмент. Нужно идти дальше, до уверенного финиша

на заключительной ноте.

Для ребенка младших классов это трудно,

но выполнимо.

Для этого применяются методы:

выявления потенциальных ошибок;

игра с закрытыми глазами для активации тактильной памяти и обострения слу-

хового восприятия;

метод фантика, при котором во время исполнения произведения создаются по-

сторонние шумы и движение по классу.

Для воссоздания ситуации, когда волнение слишком велико,

ученика просят присесть

несколько раз или попрыгать на месте, а затем сразу сесть за рояль. Учащенное серд-

цебиение после нескольких подходов уже не мешает сосредоточиться на поставлен-

ной задаче.

Как помочь ребенку,

если он зажат и боится вы-

ступать после неудачи на сцене

Дети эмоциональны, любая неудача воспринимается, как вселенская трагедия. Но спа-

сение кроется в той же впечатлительности.

Дети с удовольствием позволяют вовлечь

себя в игру, легко отождествляют себя со сказочными или мультипликационными геро-

ями. Облекая в игровую форму психологические приемы, можно постепенно заменить

неприятные впечатления на ожидание успеха.

1.

Метод самовнушения заключается в воображаемом концерте, где у ребенка все

получается на " отлично".

2.

Игра перед придуманными зрителями.

3.

Приглашение гостей. После неудачи ученик остро реагирует на присутствие в

зале взрослых или сверстников. Можно сначала посадить в качестве слуша-

телей несколько игрушек, потом пригласить в класс другого ученика, чтобы они

поиграли друг перед другом, затем сходить в гости к другому преподавателю,

ненавязчиво меняя обстановку и увеличивая количество присутствующих при

исполнении.

4.

Метод обыгрывания направлен на концентрацию сил при выступлении, имити-

рующем выход на сцену. В отличие от гостевого варианта, ученика заранее

предупреждают о важности момента.

5.

Предельная концентрация внимания на процессе исполнения или метод бар-

хатного шнура. Если ученика нервирует именно присутствие зрителей и он опа-

сается их неодобрения, то можно обыграть ситуацию, натянув декоративный

шнурок, отгораживающий рояль. Затем попросить ученика представить, что

остались только он и музыка, которая зазвучит от его прикосновений к клавиа-

туре.

6.

Ролевая подготовка или метод маски. У каждого музыканта есть свой кумир, ко-

торый в глазах почитателя безупречен. Полезно прослушать несколько вариан-

тов исполнения одного и того же произведения в интерпретации разных пиани-

стов, обсудить с ребенком услышанное и поиграть. Теперь он становится тем

самым знаменитым мастером и пусть со сцены зазвучит "Василек", а не "Аппас-

сионата", но доля славы будет принадлежать только юному пианисту, временно

примерившему маску кумира.

Самое главное,

не допускать напоминаний о неудачном выступлении,

постепенно

взращивая в душе ребенка уверенность в собственных силах и создавать запас проч-

ности исполнения, опираясь на все виды памяти.

Польза регулярных выступлений на сцене

Публичным выступлением можно считать переводной или итоговый экзамен,

фести-

валь,

конкурс.

При всех различиях формы задача у пианиста одна - яркое и эмоцио-

нальное, желательно, технически виртуозное, исполнение заявленной программы. При

этом причин для выхода на сцену всегда несколько.

1.

Делиться музыкой со слушателем - значит приобретать бесценный опыт обще-

ния на интернациональном языке эмоций.

2.

Выступление перед публикой повышает мастерство при условии тщательного

детального анализа исполнения вместе с ребенком после концерта.

3.

Приобретение уверенности в своих силах и возможностях. По утверждению Н.

Римского-Корсакова, волнение обратно пропорционально степени подготовки,

что ведет к стимулу более ответственно относиться к процессу изучения произ-

ведения.

4.

Комплексное развитие памяти также получает мощный импульс, когда ученик

убеждается на собственном опыте, что нельзя надеяться только на механиче-

ское проигрывание, а необходимо задействовать слуховую и логическую со-

ставляющую.

5.

Воспитание самообладания невозможно без концертной деятельности. Очень

важно научиться не теряться после ошибки или неточности в тексте. Основным

девизом должна стать потребность "доиграть до точки", обязательно закончив

произведение.

Польза игры в ансамбле на сцене

Исполнение пьес в 4 руки или на двух роялях расширяет творческие возможности уче-

ника, обогащает звучание, дает ощущение общности при выполнении задачи, приучает

слушать партнера и находить единый ритм исполнения. Для некоторых это усложняет

задачу,

но большая часть учеников с восторгом воспринимает ансамблевую игру со

сверстником или педагогом.

На сцене возникает двоякая ситуация. С одной стороны ощущается эмоциональная и

техническая поддержка, с другой - появляется возможность расхождения в тексте или

скорости исполнения. Но положительных сторон в ансамблевой игре на сцене гораздо

больше:

каждый участник ощущает себя равноправным исполнителем;

появляется возможность выступать на ответственных мероприятиях и концер-

тах;

повышает уровень ответственности за партнера;

развивается навык совместной игры и единый оркестровый метр;

дается ощутимый толчок для развития и совершенствования крупной и мелкой

техники;

увеличивается интерес к процессу обучения.

Именно на сцене раскрываются все преимущества ансамблевой игры. Для робких уча-

щихся, опасающихся ошибок и неудачных выступлений, более опытных исполнитель в

лице преподавателя за вторым инструментом поможет преодолеть внутренние барье-

ры и раскрепоститься, находя удовольствие в публичном выступлении.

Игра на большой сцене необходима ребенку как воздух, свежий ветер, несущий новые

впечатления,

признание своих достижений и укрепляющий стремление к достижению

новых вершин в исполнительстве.

Список литературы:

1.

Г. Нейгауз. «Подготовка к сценическому выступлению»

2.

Гольденвейзер П. «О фортепианном исполнительстве. Вопросы музыкально –

исполнительского искусства» вып.2

3.

Л.А. Баренбойм « Музыкальная педагогика и исполнительство»

4.

Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества. М.: Сов.

композитор, 1988

5.

Коган Г.М. У врат мастерства М., 1961.



В раздел образования