Автор: Шойхет Клара Григорьевна
Должность: Преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО Волгограда "Детская музыкальная школа №14"
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: Публикация
Тема: Подготовка юного пианиста к публичному выступлению
Раздел: дополнительное образование
Подготовка юного пианиста к публичному вы-
ступлению
Для того, чтобы музыка ожила, требуются трое: композитор, исполнитель и слушатель.
Артист обязательно должен выступать на сцене,
радуя своим творческим порывом и
приглашая разделить восторг от произведения. Но случается, что ребенок испытывает
страх перед публичным выступлением.
Для того чтобы исполнение доставляло ра-
дость,
а не становилось тяжкой повинностью,
требуется обширная психологическая
подготовка,
в ходе которой затрагиваются различные аспекты,
включая воспитание
стрессоустойчивости и правила поведения во время нахождения перед зрителями.
Одна из ступеней высшего мастерства - налаживание эмоционального контакта со
слушателем. У С. Рахманинова, А. Рубинштейна, Э. Гилельса и В. Горовица залы все-
гда были полны, несмотря на то, что их игра не отличалась абсолютной безупречно-
стью. Но они играли душой, а техника была только средством достижения цели. К это-
му и нужно вести юного исполнителя, воспитывая мастерство игры на сцене.
Преодоление чувства страха на сцене
Волнение является нормальной реакцией организма на нестандартную ситуацию,
а
появление перед публикой является именно таким случаем. По статистике, почти 95%
исполнителей испытывают сильные эмоции перед выступлением.
Падеревский в сво-
ей работе об исполнительском опыте писал: "В течение многих лет я испытываю ужас-
ные страдания перед выступлением, это муки, которые невозможно описать...". Тем не
менее
публичное
выступление
необходимо
для
роста
мастерства
пианиста-
исполнителя. Кабинетные концерты не дадут нужного стимула и опыта,
сводя на нет
все усилия педагога по воспитанию музыканта.
Для детей до 5-6 лет страха сцены как такового практически не существует. Они про-
сто еще не знают,
что положено бояться и получают от внимания и одобрения зри-
телей истинное удовольствие. Если поддержать этот настрой, постепенно увеличивая
концертную нагрузку, у ребенка сформируется устойчивое позитивное восприятие вы-
хода на сцену и при всем волнении в старшем возрасте останется праздником.
Когда ученик не может преодолеть волнение и серьезно страдает качество исполне-
ния,
то необходимо уделить дополнительное время для создания так называемой
"подушки безопасности", тренируя эмоциональную устойчивость и самообладание.
Адаптация к новому инструменту
Пианисты одни из самых счастливых исполнителей,
ведь в их распоряжении инстру-
мент-оркестр. И, одновременно, самые несчастные, поскольку рояль невозможно сло-
жить в футляр и забрать с собой.
Приходится постоянно привыкать к новому инстру-
менту,
когда наступает пора выходить на другую концертную площадку.
Для ребенка
это достаточно сложная задача, особенно при абсолютном слухе и тонких тактильных
ощущениях. При первом прикосновении возникает чувство, то инструмент "не тот". За
короткое время, данное для знакомства, его придется подчинить себе, чтобы он зазву-
чал так,
как требуется исполнителю.
Ф. Бузони при попытках учеников списать неу-
дачное исполнение на плохой рояль говорил: " нет плохих инструментов, а есть нера-
дивые исполнители".
За несколько минут, данных на ознакомление, требуется:
●
оценить уровень сопротивления клавиш;
●
работу педали;
●
выровненность клавиатуры;
●
уровень звучания в разных регистрах;
●
протяженность звука;
●
особенности акустики.
Для маленьких исполнителей такого объема работы не требуется, но по мере роста их
мастерства количество задач будет неуклонно увеличиваться.
Обязательно нужно за-
острить внимание ребенка на некоторых моментах при знакомстве с новым инструмен-
том, проговорить, сколько подставок потребуется и где они будут лежать, если нет уни-
версального пианистического стула с регулируемой высотой.
Страх растерянности
Афоризм о том, что не ошибается тот, кто ничего не делает, полностью отражает суть
сценического выступления ученика. Трудно, а может быть и невозможно найти идеаль-
ного исполнителя. Суть не в том, чтобы сыграть без огрехов. Важно превратить ошибку
в незначащий эпизод, не влияющий на общее впечатление от произведения. Точность
текста и безукоризненное техническое исполнение в полной мере ценятся только на
профессиональных конкурсах,
где на этом заостряется особое внимание.
Для слуша-
теля существует только одна градация "нравится или нет".
Дети очень большое значение придают ошибкам на сцене, они вызывают панику, оби-
ду до слез, в некоторых случаях, ступор. Боязнь ошибиться ведет к увеличению эмоци-
онального напряжения, вызывает скованность в движениях, что умножает шанс на неу-
дачное выступление.
В период подготовки к выступлению педагог обязательно показывает,
как продолжить
игру, меняет само отношение к неточности, как к досадному недоразумению, дающему
повод для более тщательной подготовки к концерту.
Чтобы дать ребенку точку опоры и возможность продолжить выступление, при работе
над произведением создается сеть промежуточных стартов.
Ошибся,
забыл? Ничего,
продолжай с того места, с которого тебе удобно. Самый нехороший вариант - пере-
игрывать еще раз один и тот же фрагмент. Нужно идти дальше, до уверенного финиша
на заключительной ноте.
Для ребенка младших классов это трудно,
но выполнимо.
Для этого применяются методы:
●
выявления потенциальных ошибок;
●
игра с закрытыми глазами для активации тактильной памяти и обострения слу-
хового восприятия;
●
метод фантика, при котором во время исполнения произведения создаются по-
сторонние шумы и движение по классу.
Для воссоздания ситуации, когда волнение слишком велико,
ученика просят присесть
несколько раз или попрыгать на месте, а затем сразу сесть за рояль. Учащенное серд-
цебиение после нескольких подходов уже не мешает сосредоточиться на поставлен-
ной задаче.
Как помочь ребенку,
если он зажат и боится вы-
ступать после неудачи на сцене
Дети эмоциональны, любая неудача воспринимается, как вселенская трагедия. Но спа-
сение кроется в той же впечатлительности.
Дети с удовольствием позволяют вовлечь
себя в игру, легко отождествляют себя со сказочными или мультипликационными геро-
ями. Облекая в игровую форму психологические приемы, можно постепенно заменить
неприятные впечатления на ожидание успеха.
1.
Метод самовнушения заключается в воображаемом концерте, где у ребенка все
получается на " отлично".
2.
Игра перед придуманными зрителями.
3.
Приглашение гостей. После неудачи ученик остро реагирует на присутствие в
зале взрослых или сверстников. Можно сначала посадить в качестве слуша-
телей несколько игрушек, потом пригласить в класс другого ученика, чтобы они
поиграли друг перед другом, затем сходить в гости к другому преподавателю,
ненавязчиво меняя обстановку и увеличивая количество присутствующих при
исполнении.
4.
Метод обыгрывания направлен на концентрацию сил при выступлении, имити-
рующем выход на сцену. В отличие от гостевого варианта, ученика заранее
предупреждают о важности момента.
5.
Предельная концентрация внимания на процессе исполнения или метод бар-
хатного шнура. Если ученика нервирует именно присутствие зрителей и он опа-
сается их неодобрения, то можно обыграть ситуацию, натянув декоративный
шнурок, отгораживающий рояль. Затем попросить ученика представить, что
остались только он и музыка, которая зазвучит от его прикосновений к клавиа-
туре.
6.
Ролевая подготовка или метод маски. У каждого музыканта есть свой кумир, ко-
торый в глазах почитателя безупречен. Полезно прослушать несколько вариан-
тов исполнения одного и того же произведения в интерпретации разных пиани-
стов, обсудить с ребенком услышанное и поиграть. Теперь он становится тем
самым знаменитым мастером и пусть со сцены зазвучит "Василек", а не "Аппас-
сионата", но доля славы будет принадлежать только юному пианисту, временно
примерившему маску кумира.
Самое главное,
не допускать напоминаний о неудачном выступлении,
постепенно
взращивая в душе ребенка уверенность в собственных силах и создавать запас проч-
ности исполнения, опираясь на все виды памяти.
Польза регулярных выступлений на сцене
Публичным выступлением можно считать переводной или итоговый экзамен,
фести-
валь,
конкурс.
При всех различиях формы задача у пианиста одна - яркое и эмоцио-
нальное, желательно, технически виртуозное, исполнение заявленной программы. При
этом причин для выхода на сцену всегда несколько.
1.
Делиться музыкой со слушателем - значит приобретать бесценный опыт обще-
ния на интернациональном языке эмоций.
2.
Выступление перед публикой повышает мастерство при условии тщательного
детального анализа исполнения вместе с ребенком после концерта.
3.
Приобретение уверенности в своих силах и возможностях. По утверждению Н.
Римского-Корсакова, волнение обратно пропорционально степени подготовки,
что ведет к стимулу более ответственно относиться к процессу изучения произ-
ведения.
4.
Комплексное развитие памяти также получает мощный импульс, когда ученик
убеждается на собственном опыте, что нельзя надеяться только на механиче-
ское проигрывание, а необходимо задействовать слуховую и логическую со-
ставляющую.
5.
Воспитание самообладания невозможно без концертной деятельности. Очень
важно научиться не теряться после ошибки или неточности в тексте. Основным
девизом должна стать потребность "доиграть до точки", обязательно закончив
произведение.
Польза игры в ансамбле на сцене
Исполнение пьес в 4 руки или на двух роялях расширяет творческие возможности уче-
ника, обогащает звучание, дает ощущение общности при выполнении задачи, приучает
слушать партнера и находить единый ритм исполнения. Для некоторых это усложняет
задачу,
но большая часть учеников с восторгом воспринимает ансамблевую игру со
сверстником или педагогом.
На сцене возникает двоякая ситуация. С одной стороны ощущается эмоциональная и
техническая поддержка, с другой - появляется возможность расхождения в тексте или
скорости исполнения. Но положительных сторон в ансамблевой игре на сцене гораздо
больше:
●
каждый участник ощущает себя равноправным исполнителем;
●
появляется возможность выступать на ответственных мероприятиях и концер-
тах;
●
повышает уровень ответственности за партнера;
●
развивается навык совместной игры и единый оркестровый метр;
●
дается ощутимый толчок для развития и совершенствования крупной и мелкой
техники;
●
увеличивается интерес к процессу обучения.
Именно на сцене раскрываются все преимущества ансамблевой игры. Для робких уча-
щихся, опасающихся ошибок и неудачных выступлений, более опытных исполнитель в
лице преподавателя за вторым инструментом поможет преодолеть внутренние барье-
ры и раскрепоститься, находя удовольствие в публичном выступлении.
Игра на большой сцене необходима ребенку как воздух, свежий ветер, несущий новые
впечатления,
признание своих достижений и укрепляющий стремление к достижению
новых вершин в исполнительстве.
Список литературы:
1.
Г. Нейгауз. «Подготовка к сценическому выступлению»
2.
Гольденвейзер П. «О фортепианном исполнительстве. Вопросы музыкально –
исполнительского искусства» вып.2
3.
Л.А. Баренбойм « Музыкальная педагогика и исполнительство»
4.
Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества. М.: Сов.
композитор, 1988
5.
Коган Г.М. У врат мастерства М., 1961.