Напоминание

"Арт технологии - особенности использования в образовании


Автор: Ольга Николаевна Горкольцева
Должность: МАОУ СОШ № 37
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 37
Населённый пункт: город Томск
Наименование материала: презентация
Тема: "Арт технологии - особенности использования в образовании
Раздел: среднее образование





Назад




Арт-технологии:

специфика применения в

образовании

Составила : Горкольцева Ольга

Николаевна

МАОУ СОШ №37

учитель музыки

г. Томск

2019

Основные цели арт-технологий

Основные цели арт-технологий

cамо

выражение

расширение

личного

опыта

расширение

личного

опыта

внутренняя

интеграция

личности

интеграция с

внешней

реальностью

Папы и мамы, бабушки и дедушки испокон веку пользуются арт технологиями в

воспитании детей:

- детям рассказывают поучительные сказки сказкотерапия

- с ними слушают музыку и танцуют музыкальная терапия

- строят дома и лепят фигуры из песка песочная терапия

- играют в веселые игры игровая терапия

- рисуют кистями, пальчиками и карандашами изотерапия

В Российской системе образования в наши дни наблюдаются перемены, представляющие

собой очередной этап становления новой школы.

Именно поэтому происходят изменения в подходе к теории

и практике учебно-воспитательного процесса.

Все чаще педагоги использую в своей работе арт-технологии.

Арт- технологии – это обучение интеллектуальной деятельности

средствами художественного творчества.

Выбор этой технологии не случаен.

«Искусство способно восстановить внутренние силы учащихся, поддержать и

даже ускорить темп их общего и интеллектуального развития, обеспечить

устойчивость эмоционального состояния, соединить дух, душу и тело

мыслящего человека.»

Таким образом, на основе анализа различных видов

АРТ_ТЕХНОЛОГИИ ориентированны

на социально-профессиональное развитие

личности,

которое способствует задействованию

предельно возможного спектра ресурсов личности;

эффективной реализации практико-орентированного,

деятельностного подходов;

учета индивидуальных особенностей личности

в ходе реализации технологии;

развитию личности в контексте жизненного,

профессионального и духовного пути;

формированию способности становиться субъектом

принятия самостоятельных решений,

обуславливающих путь

к созидательной деятельности.

В современных исследованиях выделяется очень важный аспект:

арт-технологии могут использоваться с различными возрастными категориями

.

Арт-технологии я применяю в условиях

образовательного процесса

в практике преподавания предметов музыки,

интегрированных уроков с другими педагогами,и

в условиях реализации моделей внеурочной

деятельности в школе полного дня.

Кроме того, они реализуются в процессе

невербального общения, что важно и ценно для

тех детей, которые не расположены к открытому

общению, так как не очень хорошо говорят на

русском языке, не всегда могут словами выразить

свои внутренние переживания.

Изотерапия – лечебное воздействие средствами

изобразительного искусства: рисованием, лепкой,

декоративно-прикладным искусством и т. д.. Для рисования

используется широкий спектр материалов: разные краски

(гуашь, акварель, акрил и др.), карандаши, уголь, пастель,

восковые мелки – всё, что оставляет след на бумаге и

способно создать рисунок или отпечаток. При работе с

изобразительными материалами предлагается детям для

изображения объектов использовать линии, формы, легкие,

жирные мазки, длинные и короткие штрихи, яркие, темные

и матовые цвета, длинные и короткие, тонкие и толстые

фигуры.

Сказкотерапия - использование

сказки для исцеления, излечения.

Сказки можно сочинять,

рассказывать, драматизировать,

рисовать и т.д. Сказка учит ребенка

продуктивно преодолевать страх.

Имаготерапия

-

воздействие

через образ, театрализацию,

драматизацию;

Основными формами проведения арт-технологий являются: мини-лекции,

ролевые и деловые игры, видеообсуждение, концепты, групповые дискуссии.

Мини-лекции - короткие (до 15 мин.) информационные модули, в которых в сжатой форме

преподавателем излагаются теоретические положения рассматриваемой проблемы. Эти модули

могут могут как предварять отработку участниками иллюстрируемых положений (из теории - в

практику), так и подводить итог проведенному взаимодействию в группе( из практики – в теорию).

Ролевые и деловые игры - проигрывание участниками конкретной профессиональной ситуации.

Кейс-студия - анализ участниками конкретных случаев

по актуальным проблемам, их разбор участниками,

описанных ситуаций с экспертной позиции,

с «высоты своего опыта».

Психогимнастические упражнения

совокупность письменных и устных,

вербальных и невербальных упражнений ,

проводимых в малых группах, направленных

на расширение возможностей сознания,

открывающее новые грани восприятия

одной и той же проблемы.

Видеообсуждение - просмотр и анализ по заданному

алгоритму видеосюжета обозначенной темы (проблемы).

Составление кластера.

В своей практической деятельности широко использую такую технику библиотерапии как

синквейн.

Ценность данной техники заключается в том, что личность может изменить нежелательное

состояние, в которое человек регулярно попадает. Своего рода саморегуляция через

раскодирование словестных метафор.

Проведение уроков с использованием

арт-

технологий

– это мощный стимул в

обучении и воспитании.

Использование арт-технологий даёт

возможность расширить и углубить уровень

познавательной активности, пробудить в

учащихся стремление к изучению учебного

материала, развивать творческие способности

учащихся.

Этот метод может быть применен для

развития навыков общения и является

идеальным инструментом для повышения

самооценки и укрепления уверенности в себе.

Его можно использовать для развития

командного поведения и групповой

сплоченности, он может помочь ребенку

выразить то, для чего у него не находится

слов, или то, что он не может озвучить. И это

доставляет удовольствие!

Проведение уроков с использованием

арт-

технологий

– это мощный стимул в

обучении и воспитании.

Использование арт-технологий даёт

возможность расширить и углубить уровень

познавательной активности, пробудить в

учащихся стремление к изучению учебного

материала, развивать творческие способности

учащихся.

Этот метод может быть применен для

развития навыков общения и является

идеальным инструментом для повышения

самооценки и укрепления уверенности в себе.

Его можно использовать для развития

командного поведения и групповой

сплоченности, он может помочь ребенку

выразить то, для чего у него не находится

слов, или то, что он не может озвучить. И это

доставляет удовольствие!

Список использованных источников.

1. Лелявина К.И., Клименко Г.А. «Арт-технологии в образовательном процессе средней школы // В

сборнике: Перспективы развития науки и образования: III международная научно-практическая

конференция. 2016. С. 87-90.

2. Степанова А.В., Жданова С.Н. «Арт-технологии в социализации учащихся // В сборнике:

Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии сборник материалов 9-ой

Международной научно-практической конференции. 2016. С. 95-98.

3. Санникова Л.Н. Образовательный процесс как элемент внутренней системы дошкольной

образовательной организации // Научно-методический электронный журнал концепт. 2016. № 9. с.

102107.

4.Кокоренко В. Л. Арт-технологии в подготовке специалистов помогающих профессий. – СПб. : Речь,

2005. -101 с.

5. Копытин А. И. Руководство по групповой арт-терапии. – СПб. , 2003. 320 с.

6. Кузьмина Е. Р. "Нарисуй мне о себе: практическая психология для взрослых и детей". М. : Когелет.

2001.

7. Лебедева Л. Д. "Арт-терапия в педагогике" Педагогика, 2000.

8. Лебедева Л. Д. Педагогические основы арт-терапии в образовании: Монография. – СПб, 2001. - 320

с.

9. Норрис Стефании. "Секреты цветотерапии". -М. : АСТ, Астрель, 2004.

10. Пурнис Н. Е. Арт-терапия в развитии персонала. - СПб, 2008. - с. 176. 9. Шевченко М. "Я рисую

успех и здоровье!". -СПб: Питер, 2007.

11. Афанасьева А.Б. Арт-технологии в диагностике и развитии креативности ребенка во внеурочной

деятельности // В сборнике: Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации

материалы всероссийской научно-практической конференции (заочной) с международным участием.

ответственный редактор А.Ю. Нагорнова. 2016. С. 94-98.



В раздел образования