Автор: Ольга Николаевна Горкольцева
Должность: МАОУ СОШ № 37
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 37
Населённый пункт: город Томск
Наименование материала: презентация
Тема: "Арт технологии - особенности использования в образовании
Раздел: среднее образование
Арт-технологии:
специфика применения в
образовании
Составила : Горкольцева Ольга
Николаевна
МАОУ СОШ №37
учитель музыки
г. Томск
2019
Основные цели арт-технологий
Основные цели арт-технологий
cамо
выражение
расширение
личного
опыта
расширение
личного
опыта
внутренняя
интеграция
личности
интеграция с
внешней
реальностью
Папы и мамы, бабушки и дедушки испокон веку пользуются арт технологиями в
воспитании детей:
- детям рассказывают поучительные сказки сказкотерапия
- с ними слушают музыку и танцуют музыкальная терапия
- строят дома и лепят фигуры из песка песочная терапия
- играют в веселые игры игровая терапия
- рисуют кистями, пальчиками и карандашами изотерапия
В Российской системе образования в наши дни наблюдаются перемены, представляющие
собой очередной этап становления новой школы.
Именно поэтому происходят изменения в подходе к теории
и практике учебно-воспитательного процесса.
Все чаще педагоги использую в своей работе арт-технологии.
Арт- технологии – это обучение интеллектуальной деятельности
средствами художественного творчества.
Выбор этой технологии не случаен.
«Искусство способно восстановить внутренние силы учащихся, поддержать и
даже ускорить темп их общего и интеллектуального развития, обеспечить
устойчивость эмоционального состояния, соединить дух, душу и тело
мыслящего человека.»
Таким образом, на основе анализа различных видов
АРТ_ТЕХНОЛОГИИ ориентированны
на социально-профессиональное развитие
личности,
которое способствует задействованию
предельно возможного спектра ресурсов личности;
эффективной реализации практико-орентированного,
деятельностного подходов;
учета индивидуальных особенностей личности
в ходе реализации технологии;
развитию личности в контексте жизненного,
профессионального и духовного пути;
формированию способности становиться субъектом
принятия самостоятельных решений,
обуславливающих путь
к созидательной деятельности.
В современных исследованиях выделяется очень важный аспект:
арт-технологии могут использоваться с различными возрастными категориями
.
Арт-технологии я применяю в условиях
образовательного процесса
в практике преподавания предметов музыки,
интегрированных уроков с другими педагогами,и
в условиях реализации моделей внеурочной
деятельности в школе полного дня.
Кроме того, они реализуются в процессе
невербального общения, что важно и ценно для
тех детей, которые не расположены к открытому
общению, так как не очень хорошо говорят на
русском языке, не всегда могут словами выразить
свои внутренние переживания.
Изотерапия – лечебное воздействие средствами
изобразительного искусства: рисованием, лепкой,
декоративно-прикладным искусством и т. д.. Для рисования
используется широкий спектр материалов: разные краски
(гуашь, акварель, акрил и др.), карандаши, уголь, пастель,
восковые мелки – всё, что оставляет след на бумаге и
способно создать рисунок или отпечаток. При работе с
изобразительными материалами предлагается детям для
изображения объектов использовать линии, формы, легкие,
жирные мазки, длинные и короткие штрихи, яркие, темные
и матовые цвета, длинные и короткие, тонкие и толстые
фигуры.
Сказкотерапия - использование
сказки для исцеления, излечения.
Сказки можно сочинять,
рассказывать, драматизировать,
рисовать и т.д. Сказка учит ребенка
продуктивно преодолевать страх.
Имаготерапия
-
воздействие
через образ, театрализацию,
драматизацию;
Основными формами проведения арт-технологий являются: мини-лекции,
ролевые и деловые игры, видеообсуждение, концепты, групповые дискуссии.
Мини-лекции - короткие (до 15 мин.) информационные модули, в которых в сжатой форме
преподавателем излагаются теоретические положения рассматриваемой проблемы. Эти модули
могут могут как предварять отработку участниками иллюстрируемых положений (из теории - в
практику), так и подводить итог проведенному взаимодействию в группе( из практики – в теорию).
Ролевые и деловые игры - проигрывание участниками конкретной профессиональной ситуации.
Кейс-студия - анализ участниками конкретных случаев
по актуальным проблемам, их разбор участниками,
описанных ситуаций с экспертной позиции,
с «высоты своего опыта».
Психогимнастические упражнения –
совокупность письменных и устных,
вербальных и невербальных упражнений ,
проводимых в малых группах, направленных
на расширение возможностей сознания,
открывающее новые грани восприятия
одной и той же проблемы.
Видеообсуждение - просмотр и анализ по заданному
алгоритму видеосюжета обозначенной темы (проблемы).
Составление кластера.
В своей практической деятельности широко использую такую технику библиотерапии как
синквейн.
Ценность данной техники заключается в том, что личность может изменить нежелательное
состояние, в которое человек регулярно попадает. Своего рода саморегуляция через
раскодирование словестных метафор.
Проведение уроков с использованием
арт-
технологий
– это мощный стимул в
обучении и воспитании.
Использование арт-технологий даёт
возможность расширить и углубить уровень
познавательной активности, пробудить в
учащихся стремление к изучению учебного
материала, развивать творческие способности
учащихся.
Этот метод может быть применен для
развития навыков общения и является
идеальным инструментом для повышения
самооценки и укрепления уверенности в себе.
Его можно использовать для развития
командного поведения и групповой
сплоченности, он может помочь ребенку
выразить то, для чего у него не находится
слов, или то, что он не может озвучить. И это
доставляет удовольствие!
Проведение уроков с использованием
арт-
технологий
– это мощный стимул в
обучении и воспитании.
Использование арт-технологий даёт
возможность расширить и углубить уровень
познавательной активности, пробудить в
учащихся стремление к изучению учебного
материала, развивать творческие способности
учащихся.
Этот метод может быть применен для
развития навыков общения и является
идеальным инструментом для повышения
самооценки и укрепления уверенности в себе.
Его можно использовать для развития
командного поведения и групповой
сплоченности, он может помочь ребенку
выразить то, для чего у него не находится
слов, или то, что он не может озвучить. И это
доставляет удовольствие!
Список использованных источников.
1. Лелявина К.И., Клименко Г.А. «Арт-технологии в образовательном процессе средней школы // В
сборнике: Перспективы развития науки и образования: III международная научно-практическая
конференция. 2016. С. 87-90.
2. Степанова А.В., Жданова С.Н. «Арт-технологии в социализации учащихся // В сборнике:
Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии сборник материалов 9-ой
Международной научно-практической конференции. 2016. С. 95-98.
3. Санникова Л.Н. Образовательный процесс как элемент внутренней системы дошкольной
образовательной организации // Научно-методический электронный журнал концепт. 2016. № 9. с.
102107.
4.Кокоренко В. Л. Арт-технологии в подготовке специалистов помогающих профессий. – СПб. : Речь,
2005. -101 с.
5. Копытин А. И. Руководство по групповой арт-терапии. – СПб. , 2003. 320 с.
6. Кузьмина Е. Р. "Нарисуй мне о себе: практическая психология для взрослых и детей". М. : Когелет.
2001.
7. Лебедева Л. Д. "Арт-терапия в педагогике" Педагогика, 2000.
8. Лебедева Л. Д. Педагогические основы арт-терапии в образовании: Монография. – СПб, 2001. - 320
с.
9. Норрис Стефании. "Секреты цветотерапии". -М. : АСТ, Астрель, 2004.
10. Пурнис Н. Е. Арт-терапия в развитии персонала. - СПб, 2008. - с. 176. 9. Шевченко М. "Я рисую
успех и здоровье!". -СПб: Питер, 2007.
11. Афанасьева А.Б. Арт-технологии в диагностике и развитии креативности ребенка во внеурочной
деятельности // В сборнике: Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации
материалы всероссийской научно-практической конференции (заочной) с международным участием.
ответственный редактор А.Ю. Нагорнова. 2016. С. 94-98.