Автор: Эльвира Ивановна Бронзова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: Мурманская область, г. Мончегорск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Особенности организации двигательной активности в зимний период»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №29 присмотра и оздоровления»
Практико-ориентированный семинар:
«Прогулка как приоритетное средство развития дошкольников»
«Особенности организации двигательной активности в зимний период»
Воспитатель МАДОУ №29
Бронзова Эльвира Ивановна
г.Мончегорск
«Особенности организации двигательной активности в зимний период»
Прогулка – это один из важнейших режимных моментов, во время которого дети
могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности. Здесь наиболее ярко
проявляются особенности двигательной активности детей.
Двигательная
активность –
это
естественная
потребность
в
движении.
Ее
удовлетворение
является
важнейшим
условием
всестороннего
развития
и
воспитания
ребенка. Движение – это врожденная, жизненная необходимость и потребность человека.
Полное
удовлетворение
ее
особенно
важно
в
раннем
и
дошкольном
возрасте,
когда
формируются все основные системы и функции организма.
В
дошкольном
возрасте,
в период интенсивного
роста
и
развития детей,
особенно
важно
обеспечить
оптимальный
режим двигательной
активности,
способствующий
своевременному развитию моторики, правильному формированию важнейших органов и
систем.
На
каждой прогулке
решается,
как
правило,
комплекс
взаимосвязанных задач:
оздоровительных,
воспитательных
и
образовательных.
Оздоровительные
задачи
направлены
на
формирование
здорового
образа
жизни
и
воспитание
осознанного
отношения к проявлению своей двигательной активности. При разработке содержания
в о с п и т а т е л ь н ы х
з а д а ч
в а ж н о
о б р а т и т ь
в н и м а н и е
н а
р а з в и т и е
самостоятельности, активности и общения, а также на формирование эмоциональной,
моральной и волевой сферы детей в процессе двигательной деятельности. Вместе с тем
отличительной особенностью прогулок в старших возрастных группах является акцент на
решение
образовательных задач:
овладение
необходимым программным материалом
по
развитию движений, формирование доступных знаний об основах физической культуры и
здоровом
образе
жизни.
Эти
задачи
решаются
в
тесной
взаимосвязи
с
развитием двигательных качеств
и
способностей детей,
а
также
формированием
оптимальной двигательной активности.
В о
в р е м я прогулок важ но
т щат ель но
продумы ват ь
методы
и
п р и е м ы
регулирования двигательной активности детей, следует основное внимание обращать на
создание
высокой
вариативности педагогических
условий,
способствующих
более
эффективной
реализации двигательной
активности
детей,
в
основном
путем
подбора
дифференцированных
заданий.
В
общей
подвижной
игре
для детей с
разной
подвижностью важно обеспечить высокую двигательную активность и совершенствовать
движения и физические качества. При этом широко использовать пространство площадки,
развивать у детей умение распределять роли и быть ведущим.
С
целью активизации
двигательной
деятельности
детей
во
время
прогулок
важно
использовать
разные
приемы.
Украшенный
участок
сам
по
себе
вызывает
у детей положительные эмоции, желание идти на прогулку, побуждает к самостоятельной
деятельности. Например, зимой между деревьями и на веранде можно развесить снежинки
и флажки разнообразной конфигурации; по краям дорожек протянуть яркие шнуры и
ленты; снежные валы украсить орнаментом из разноцветных льдинок. Между деревьями
на ярком шнуре можно повесить колокольчики, разноцветные игрушки, под которыми
надо проходить осторожно, пригнувшись, чтобы они не зазвучали. А к глухой стене
веранды прикрепить бубен. Если дотянуться до него рукой и ударить, то он зазвучит.
На прогулке дети
много
и
с
удовольствием двигаются.
И
для
удовлетворения
этой
потребности им следует предоставить всю площадь участка. Сделать широкую дорогу для
катания
на
санках
сравнительно
узкие
длинные
проходы
между
снежных
валов (от
веранды
до
конца
участка
и
далее
до
веранды) с
ответвлениями,
одни
из
которых
заканчиваются
тупиком,
а
другие
–
каким-либо
препятствием,
которое
необходимо
преодолеть (перелезть через бревно; наклонившись, пройти сквозь воротца; перешагнуть
через снежный заслон высотой не более 10-15 см; перейти через мостик и т. д.) На
расчищенной от снега центральной площадке можно сделать цветные дорожки разной
конфигурации – извилистые, прямые, замкнутые. Обязательно нужны крупные снежные
постройки. Около них хорошо играть в прятки или просто перебегать, например, от
снеговика к снеговику и т. д. На участке должна быть снежная горка, с которой дети будут
съезжать. Таким образом, дети на прогулке выполняют разнообразные движения: бегают,
лазают,
съезжают,
подлезают,
подтягиваются,
бросают
в
цель,
переносят
груз (снег,
льдинки).
Конечно,
такая активная деятельность
предусматривает
удобную,
легкую,
не
сковывающую движений одежду. Но нельзя ограничиваться лишь созданием условий
для прогулки. Нужно заботиться о том, чтобы каждому ребенку было интересно.
В
целях
насыщения прогулки интересными
делами
в
ее
структуру
предлагается
вносить наблюдения и дидактические задания, совместные с взрослым трудовые действия
и подвижную игру. При этом значительная часть времени отводится самостоятельной
деятельности детей.
Все
эти
структурные
части
выступают
не
как
отдельные
мероприятия,
а
взаимно
дополняют
и
углубляют
друг
друга.
В зимнее
время
на
прогулке проводятся и подвижные игры. Они активизируют движения детей, обогащают
их новыми яркими впечатлениями. В подвижных играх закрепляется умение каждого
ребенка
внимательно
вслушиваться
в
речь
взрослого,
выполнять
его
требования,
согласовывать свои действия с действиями товарищей.
К каждой подвижной игре следует подготовить яркие атрибуты. Это могут быть
эмблемы
на
лентах,
разнообразные
шапочки
птиц,
зверушек,
крупные
мягкие
выразительные
сюжетные
игрушки.
Длительность
каждой
игры
не
более
3-4
минут,
количество участников не регламентируется (пожеланию детей). Взрослый может также
организовать подвижную игру с одним-двумя детьми, если он видит, что они замерзли или
не знают, чем себя занять. Желательно подготовить на неделю не менее пяти-семи разных
подвижных игр и подобрать к ним атрибуты.
Рекомендуется проводить три подвижные игры в течение прогулки. Подбирая игры для
дневной прогулки,
необходимо
учитывать
предыдущую
деятельность детей.
После
спокойных занятий (рисования, лепка) рекомендуются игры более подвижного характера.
Проводить
их
нужно
со
всей
группой
в
начале прогулки.
После
физкультурных
и
музыкальных занятий рекомендуются игры средней, малой подвижности. Проводить их
нужно в середине или конце прогулки. Таким образом, план должен включать игры
малоподвижные; игры средней активности; игры с высокой двигательной активностью.
С л е д у е т
о т р а ж ат ь
в
п л а н а х
р а зу ч и в а н и е
н о в о й
и г р ы
и
и г р ы
н а
закрепление двигательных навыков
и
развитие
физических
качеств.
В
течение
года
проводится примерно 10 – 15 новых игр.
Кроме
этого
организуются игры:
забавы,
аттракционы,
игры-эстафеты,
сюжетные
подвижные игры, игры с элементами спорта, народные игры, хороводные, спортивные
упражнения («Катание на санках», «Скольжение», «Ходьба на лыжах»).
В
процессе
ежедневного
проведения
на прогулке подвижных
игр
и
физических
упражнений расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них
навыки
в
основных
движениях;
развиваются
ловкость,
быстрота,
выносливость;
формируются
самостоятельность, активность,
положительные
взаимоотношения
со
сверстниками.
Таким
образом,
правильная
организация
и
проведение
прогулки,
развитие
двигательной активности детей в зимний период, подбор одежды в соответствии с сезоном
и
температурным
режимом,
разнообразные
подвижные
игры,
пример
взрослого,
в
отношении
к
своему
здоровью
–
все
это,
в
общем,
является
залогом
привития
дошкольникам здорового образа жизни.
ЗИМНИЕ ИГРЫ НА ВОЗДУХЕ
Подвижная игра «МЕДВЕДЬ И ЗАЙЦЫ»
Зайка по лесу гулял, А в берлоге мишка спал. Ближе зайка подбежал и зайчат к себе
позвал. Услыхал медведь и давай реветь: «Кто тут смеет так шуметь!». Дети – зайчики
прыгают на двух ногах на месте и с продвижением вперёд в разных направлениях. Педагог
или ребёнок имитирует действия зайца-водящего, тоже прыгает, потом подходит к берлоги
медведя и зовет к себе ребят – зайчат. Медведь грозно говорит в ответ и грозит «лапой»,
затем догоняет зайчат, а те, в свою очередь, убегают и спасаются.
Подвижная игра «СНЕГОВИК»
"Снеговик, снеговик! Ты не мал и не велик! Ты над нами не шути, нас чуть-чуть
повесели! Мы идём к тебе быстрее, идти вместе веселее!". (Снеговик – ребёнок стоит к
детям спиной на расстоянии 7-10м.) Дети идут к снеговику наперегонки, кто первый
коснулся спины, тот и становиться «снеговиком».
Подвижная игра "ВЕТЕР И СНЕЖИНКИ"
Взрослые и дети собираются в кружок и берутся за руки. По сигналу взрослого: "Ветер
задул
сильный,
сильный.
Снежинки,
разлетайтесь
скорей!
"-
разбегаются
в
разных
направлениях, расправляют руки в стороны, кружатся. Взрослый говорит: «Ветер стих!
Снежинки, возвращайтесь в кружок!". Все снова сбегаются в кружок, берутся за руки.
Подвижная игра «МОРОЗ» – русская народная зимняя игра-хоровод
Это хороводная игра с элементами салок. Перед игрой выбирают считалкой водящего –
«Мороза». Дети встают в круг и берутся за руки. «Мороз» встает в центр круга. Водят
хоровод и говорят: «Идёт Зимушка-Зима, У неё бела коса. С ней идут её друзья: Метель,
Вьюга, да Пурга. А у них есть слуга: Злющий дядька Мороз, Кого схватит – тот замерз!»
После этих слов дети разбегаются, а «Мороз» старается их осалить, «заморозить». Тот,
кого
морозу
удалось
осалить
должен
замереть
на
месте,
расставив
руки
в
сторону.
Остальные
игроки
могут
его
«разморозить»
–
бросить
в
него
снежком
(и,
конечно,
попасть). Когда все игроки, кроме одного, заморожены, игра заканчивается и последний,
самый
ловкий
игрок,
становиться
новым
«Морозом».
Для
детей
помладше
можно
упростить правила. Тот, кого «Мороз» первым догнал, становиться водящим. И игра
повторяется сначала.
Подвижная игра «НАЙДИ СЕБЕ ПАРУ»
Для игры нужны цветные варежки по количеству детей. Половина варежек одного цвета,
остальные
-
другого
цвета.
Каждый
ребенок
получает
одну
варежку.
По
сигналу
воспитателя (удар в бубен или музыкальное сопровождение) дети разбегаются. На слова
«Найди себе пару!» или начало звучания музыкального произведения дети, имеющие
одинаковые варежки, встают парой. В случае, если ребенок остается без пары, играющие
говорят: «Ваня, Ваня (Коля, Оля) не зевай, быстро пару выбирай!».