Напоминание

«Особенности организации двигательной активности в зимний период»


Автор: Эльвира Ивановна Бронзова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: Мурманская область, г. Мончегорск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Особенности организации двигательной активности в зимний период»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №29 присмотра и оздоровления»

Практико-ориентированный семинар:

«Прогулка как приоритетное средство развития дошкольников»

«Особенности организации двигательной активности в зимний период»

Воспитатель МАДОУ №29

Бронзова Эльвира Ивановна

г.Мончегорск

«Особенности организации двигательной активности в зимний период»

Прогулка – это один из важнейших режимных моментов, во время которого дети

могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности. Здесь наиболее ярко

проявляются особенности двигательной активности детей.

Двигательная

активность

это

естественная

потребность

в

движении.

Ее

удовлетворение

является

важнейшим

условием

всестороннего

развития

и

воспитания

ребенка. Движение – это врожденная, жизненная необходимость и потребность человека.

Полное

удовлетворение

ее

особенно

важно

в

раннем

и

дошкольном

возрасте,

когда

формируются все основные системы и функции организма.

В

дошкольном

возрасте,

в период интенсивного

роста

и

развития детей,

особенно

важно

обеспечить

оптимальный

режим двигательной

активности,

способствующий

своевременному развитию моторики, правильному формированию важнейших органов и

систем.

На

каждой прогулке

решается,

как

правило,

комплекс

взаимосвязанных задач:

оздоровительных,

воспитательных

и

образовательных.

Оздоровительные

задачи

направлены

на

формирование

здорового

образа

жизни

и

воспитание

осознанного

отношения к проявлению своей двигательной активности. При разработке содержания

в о с п и т а т е л ь н ы х

з а д а ч

в а ж н о

о б р а т и т ь

в н и м а н и е

н а

р а з в и т и е

самостоятельности, активности и общения, а также на формирование эмоциональной,

моральной и волевой сферы детей в процессе двигательной деятельности. Вместе с тем

отличительной особенностью прогулок в старших возрастных группах является акцент на

решение

образовательных задач:

овладение

необходимым программным материалом

по

развитию движений, формирование доступных знаний об основах физической культуры и

здоровом

образе

жизни.

Эти

задачи

решаются

в

тесной

взаимосвязи

с

развитием двигательных качеств

и

способностей детей,

а

также

формированием

оптимальной двигательной активности.

В о

в р е м я прогулок важ но

т щат ель но

продумы ват ь

методы

и

п р и е м ы

регулирования двигательной активности детей, следует основное внимание обращать на

создание

высокой

вариативности педагогических

условий,

способствующих

более

эффективной

реализации двигательной

активности

детей,

в

основном

путем

подбора

дифференцированных

заданий.

В

общей

подвижной

игре

для детей с

разной

подвижностью важно обеспечить высокую двигательную активность и совершенствовать

движения и физические качества. При этом широко использовать пространство площадки,

развивать у детей умение распределять роли и быть ведущим.

С

целью активизации

двигательной

деятельности

детей

во

время

прогулок

важно

использовать

разные

приемы.

Украшенный

участок

сам

по

себе

вызывает

у детей положительные эмоции, желание идти на прогулку, побуждает к самостоятельной

деятельности. Например, зимой между деревьями и на веранде можно развесить снежинки

и флажки разнообразной конфигурации; по краям дорожек протянуть яркие шнуры и

ленты; снежные валы украсить орнаментом из разноцветных льдинок. Между деревьями

на ярком шнуре можно повесить колокольчики, разноцветные игрушки, под которыми

надо проходить осторожно, пригнувшись, чтобы они не зазвучали. А к глухой стене

веранды прикрепить бубен. Если дотянуться до него рукой и ударить, то он зазвучит.

На прогулке дети

много

и

с

удовольствием двигаются.

И

для

удовлетворения

этой

потребности им следует предоставить всю площадь участка. Сделать широкую дорогу для

катания

на

санках

сравнительно

узкие

длинные

проходы

между

снежных

валов (от

веранды

до

конца

участка

и

далее

до

веранды) с

ответвлениями,

одни

из

которых

заканчиваются

тупиком,

а

другие

каким-либо

препятствием,

которое

необходимо

преодолеть (перелезть через бревно; наклонившись, пройти сквозь воротца; перешагнуть

через снежный заслон высотой не более 10-15 см; перейти через мостик и т. д.) На

расчищенной от снега центральной площадке можно сделать цветные дорожки разной

конфигурации – извилистые, прямые, замкнутые. Обязательно нужны крупные снежные

постройки. Около них хорошо играть в прятки или просто перебегать, например, от

снеговика к снеговику и т. д. На участке должна быть снежная горка, с которой дети будут

съезжать. Таким образом, дети на прогулке выполняют разнообразные движения: бегают,

лазают,

съезжают,

подлезают,

подтягиваются,

бросают

в

цель,

переносят

груз (снег,

льдинки).

Конечно,

такая активная деятельность

предусматривает

удобную,

легкую,

не

сковывающую движений одежду. Но нельзя ограничиваться лишь созданием условий

для прогулки. Нужно заботиться о том, чтобы каждому ребенку было интересно.

В

целях

насыщения прогулки интересными

делами

в

ее

структуру

предлагается

вносить наблюдения и дидактические задания, совместные с взрослым трудовые действия

и подвижную игру. При этом значительная часть времени отводится самостоятельной

деятельности детей.

Все

эти

структурные

части

выступают

не

как

отдельные

мероприятия,

а

взаимно

дополняют

и

углубляют

друг

друга.

В зимнее

время

на

прогулке проводятся и подвижные игры. Они активизируют движения детей, обогащают

их новыми яркими впечатлениями. В подвижных играх закрепляется умение каждого

ребенка

внимательно

вслушиваться

в

речь

взрослого,

выполнять

его

требования,

согласовывать свои действия с действиями товарищей.

К каждой подвижной игре следует подготовить яркие атрибуты. Это могут быть

эмблемы

на

лентах,

разнообразные

шапочки

птиц,

зверушек,

крупные

мягкие

выразительные

сюжетные

игрушки.

Длительность

каждой

игры

не

более

3-4

минут,

количество участников не регламентируется (пожеланию детей). Взрослый может также

организовать подвижную игру с одним-двумя детьми, если он видит, что они замерзли или

не знают, чем себя занять. Желательно подготовить на неделю не менее пяти-семи разных

подвижных игр и подобрать к ним атрибуты.

Рекомендуется проводить три подвижные игры в течение прогулки. Подбирая игры для

дневной прогулки,

необходимо

учитывать

предыдущую

деятельность детей.

После

спокойных занятий (рисования, лепка) рекомендуются игры более подвижного характера.

Проводить

их

нужно

со

всей

группой

в

начале прогулки.

После

физкультурных

и

музыкальных занятий рекомендуются игры средней, малой подвижности. Проводить их

нужно в середине или конце прогулки. Таким образом, план должен включать игры

малоподвижные; игры средней активности; игры с высокой двигательной активностью.

С л е д у е т

о т р а ж ат ь

в

п л а н а х

р а зу ч и в а н и е

н о в о й

и г р ы

и

и г р ы

н а

закрепление двигательных навыков

и

развитие

физических

качеств.

В

течение

года

проводится примерно 10 – 15 новых игр.

Кроме

этого

организуются игры:

забавы,

аттракционы,

игры-эстафеты,

сюжетные

подвижные игры, игры с элементами спорта, народные игры, хороводные, спортивные

упражнения («Катание на санках», «Скольжение», «Ходьба на лыжах»).

В

процессе

ежедневного

проведения

на прогулке подвижных

игр

и

физических

упражнений расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них

навыки

в

основных

движениях;

развиваются

ловкость,

быстрота,

выносливость;

формируются

самостоятельность, активность,

положительные

взаимоотношения

со

сверстниками.

Таким

образом,

правильная

организация

и

проведение

прогулки,

развитие

двигательной активности детей в зимний период, подбор одежды в соответствии с сезоном

и

температурным

режимом,

разнообразные

подвижные

игры,

пример

взрослого,

в

отношении

к

своему

здоровью

все

это,

в

общем,

является

залогом

привития

дошкольникам здорового образа жизни.

ЗИМНИЕ ИГРЫ НА ВОЗДУХЕ

Подвижная игра «МЕДВЕДЬ И ЗАЙЦЫ»

Зайка по лесу гулял, А в берлоге мишка спал. Ближе зайка подбежал и зайчат к себе

позвал. Услыхал медведь и давай реветь: «Кто тут смеет так шуметь!». Дети – зайчики

прыгают на двух ногах на месте и с продвижением вперёд в разных направлениях. Педагог

или ребёнок имитирует действия зайца-водящего, тоже прыгает, потом подходит к берлоги

медведя и зовет к себе ребят – зайчат. Медведь грозно говорит в ответ и грозит «лапой»,

затем догоняет зайчат, а те, в свою очередь, убегают и спасаются.

Подвижная игра «СНЕГОВИК»

"Снеговик, снеговик! Ты не мал и не велик! Ты над нами не шути, нас чуть-чуть

повесели! Мы идём к тебе быстрее, идти вместе веселее!". (Снеговик – ребёнок стоит к

детям спиной на расстоянии 7-10м.) Дети идут к снеговику наперегонки, кто первый

коснулся спины, тот и становиться «снеговиком».

Подвижная игра "ВЕТЕР И СНЕЖИНКИ"

Взрослые и дети собираются в кружок и берутся за руки. По сигналу взрослого: "Ветер

задул

сильный,

сильный.

Снежинки,

разлетайтесь

скорей!

"-

разбегаются

в

разных

направлениях, расправляют руки в стороны, кружатся. Взрослый говорит: «Ветер стих!

Снежинки, возвращайтесь в кружок!". Все снова сбегаются в кружок, берутся за руки.

Подвижная игра «МОРОЗ» – русская народная зимняя игра-хоровод

Это хороводная игра с элементами салок. Перед игрой выбирают считалкой водящего –

«Мороза». Дети встают в круг и берутся за руки. «Мороз» встает в центр круга. Водят

хоровод и говорят: «Идёт Зимушка-Зима, У неё бела коса. С ней идут её друзья: Метель,

Вьюга, да Пурга. А у них есть слуга: Злющий дядька Мороз, Кого схватит – тот замерз!»

После этих слов дети разбегаются, а «Мороз» старается их осалить, «заморозить». Тот,

кого

морозу

удалось

осалить

должен

замереть

на

месте,

расставив

руки

в

сторону.

Остальные

игроки

могут

его

«разморозить»

бросить

в

него

снежком

(и,

конечно,

попасть). Когда все игроки, кроме одного, заморожены, игра заканчивается и последний,

самый

ловкий

игрок,

становиться

новым

«Морозом».

Для

детей

помладше

можно

упростить правила. Тот, кого «Мороз» первым догнал, становиться водящим. И игра

повторяется сначала.

Подвижная игра «НАЙДИ СЕБЕ ПАРУ»

Для игры нужны цветные варежки по количеству детей. Половина варежек одного цвета,

остальные

-

другого

цвета.

Каждый

ребенок

получает

одну

варежку.

По

сигналу

воспитателя (удар в бубен или музыкальное сопровождение) дети разбегаются. На слова

«Найди себе пару!» или начало звучания музыкального произведения дети, имеющие

одинаковые варежки, встают парой. В случае, если ребенок остается без пары, играющие

говорят: «Ваня, Ваня (Коля, Оля) не зевай, быстро пару выбирай!».



В раздел образования