Автор: Кузьмина Александра Александровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д/с
Населённый пункт: Чурапчинский район с. Чурапча
Наименование материала: Развитие музыкальных способностей детей средствами вокала
Тема: Развитие детей вокала
Раздел: дошкольное образование
Кузьмина Александра Александровна музыкальный руководитель
МБДОУ «ЦРР-д/с «Чуораанчык» с.Чурапча»
Тема « Развитие музыкальных способностей детей средствами вокала»
Актуальность:
В связи с возросшей потребностью общества в разносторонне развитой
личности проблема одаренности, а именно раннего выявления и развития
способностей ребёнка становится наиболее важной и актуальной. Видное
место в процессе общего развития личности ребёнка занимает музыкальная
одарённость. Система музыкального образования дошкольных учреждений
направлена на знакомство детей с музыкой, независимо от их желания,
интересов, потребностей и способностей. Дети обучаются по типовым
образовательным программам, которые требуют актуализации и
преобразований. В отличие от традиционных форм обучения, существуют
системы дополнительного образования представляя широкие возможности
для развития музыкальных способностей в процессе освоения различных
видов музыкальной деятельности, используя нетрадиционные подходы к
организации процесса обучения. Обучение детей вокалу как особому виду
музыкального искусства открывает богатые перспективы для развития
музыкальных способностей детей. Вокальное пение дает возможность и
шанс каждому ребенку выразить себя, реализовать свои способности,
добиться успеха.Специфика данной работы не позволяет провести чёткое
разграничение занятий на теоретические и практические, так как при
обучении детей вокалу на каждом занятии мной выдаётся определённый
объём как теории, так и практики, содержание которой просматривается в
приведённом ниже содержании инновационного опыта, а также в
репертуарном плане, составленным с учётом возрастных особенностей
воспитанников. В содержании моей работы по каждому разделу определяется
общая образовательная траектория пятилетнего обучения. Распределение
учебного материала по годам для каждого ребёнка происходит в соответствии
с намеченным индивидуальным образовательным маршрутом.
Цель: развитие музыкальных способностей детей средствами вокала.
Задачи для детей:
Развивать вокальные, музыкальные, познавательные, речевые способности,
учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
Задачи для родителей:
Создавать в семье благоприятные условия для развития музыкальных
способностей дошкольников, учитывая опыт детей, приобретенный в детском
саду.
Задачи для педагога:
1.
Анализ и сбор информации из различных источников.
2.
Разработка перспективного и тематического планирования по проекту.
3.
Создание предметно-развивающей среды.
4.
Непосредственное развитие музыкальных способностей детей
средствами вокала.
5.
Мониторинг результатов.
Ожидаемый результат:
1.
Развитие музыкальных способностей детей.
2.
Развитие вокальных способностей детей.
3.
Пополнение предметно-развивающей среды музыкального зала.
4.
Эстетическое развитие детей.
5.
Эмоциональное развитие детей.
6.
Обогащение родительского опыта в музыкальном воспитании детей.
Диагностика среднего и высокого уровней развития музыкальных
способностей детей средствами вокала на 2016-2017 учебный год.
начало года
конец года
0
10
20
30
40
50
60
70
80
90
27
83
19
83
вокальные
способности
музыкальнве
способности
Считаю, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия
музыкальный руководитель - воспитатели – родители. Воспитатели и
родители принимали активное участие в реализации проекта.
Существуют различные классификации игр и пособий. Например,
разделяются игры для развития музыкально-сенсорных способностей на
настольные, подвижные, хороводные. За основание этой классификации
взято различие игровых действий детей. Разработаны настольные
музыкально-дидактические игры для развития музыкально-сенсорных
способностей.
I Подготовительный этап.
Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта,
прогнозирование результата.
Обсуждение проекта с воспитателями и родителями, выяснение
возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение
содержания деятельности всех участников проекта.
II Основной этап реализации проекта.
1. Работа с детьми.
2. Работа с воспитателями.
3. Взаимодействие с родителями.
- Создание клуба «Весёлые нотки».
- Один раз в квартал проводятся отчетные музыкальные вечера для родителей
и детей не участвующих в проекте.
- Создание информационного пространства (информационный стенд).
III . Заключительный этап.
Диагностика и подведение результатов работы.
По окончании проекта хочется отметить, что работа не прошла впустую.
Систематически развивая вокал, как средство формирования
музыкальных способностей я получила хорошие результаты, а именно:
дети имеют
высокий уровень культуры восприятия музыки;
глубокие знания в области вокально-эстрадного искусства;
устойчивое дыхание на опоре;
высокую вокальную позицию;
дети умеют
точно интонировать на всем диапазоне;
уметь самостоятельно создавать художественный образ;
исполнить 5-6 вокальных произведений.
Динамика обучения показала, что развитие музыкальных способностей детей
средствами вокала дает положительный результат.
Это можно увидеть в диаграмме. Диаграмма показывает, что показатели
развития музыкальных способностей детей значительно улучшились по
сравнению с началом обучения.
Заключение
Знакомство ребенка в дошкольном учреждении с многообразной музыкой -
классической, народной, разных стилей и эпох, созданной композиторами
специально для детей, развивает у дошкольника интерес и любовь к музыке,
и как результат создает предпосылки для дальнейшего формирования основ
музыкальной культуры и успешного развития музыкальных способностей.
Музыкальные занятия являются важным этапом музыкального воспитания
детей. В результате ребенок приобретает самый большой, в сравнении с
другими видами деятельности, объем музыкальных впечатлений; развивается
музыкальное восприятия – мышление. Для полноценной реализации
музыкально-педагогической программы необходимо проведение праздников,
досугов, развлечений музыкального направления.
Ребенок идет к освоению смысла своих действий через чувства. Ведь только
в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъема ребенок
способен сосредотачивать свое внимание на музыкальном произведении,
объекте, запоминать событие со всеми деталями и нюансами. Желание вновь
пережить определенное состояние может служить для него мотивом
деятельности, стимулом проявления активности. Под влиянием эмоций
качественно по-иному проявляются и внимание, и мышление, и речь.
Развивая эмоциональную отзывчивость, музыкальные способности, умение
общаться с взрослыми и сверстниками, необходимо объединять усилия
родителей, воспитателей, музыкального руководителя, с целью обеспечения
эмоционального комфорта, интересной и содержательной жизни малышам и
в детском саду, и дома.