Напоминание

"Детская агрессия и пути её преодоления"


Автор: Кох Елена Леонидовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Центрально-Любинская СОШ"
Населённый пункт: Омская область, Любинский район
Наименование материала: Родительский лекторий
Тема: "Детская агрессия и пути её преодоления"
Раздел: среднее образование





Назад




Приложение 1. Приглашение для родителей.

Уважаемые Татьяна Анатольевна и Иван Александрович.

Одной из животрепещущих тем школьной жизни последних лет стала подростковая аг-

рессия. Классный руководитель приглашает вас посетить лекторий для родителей на тему

«Детская агрессия и пути её преодоления». Мы собираемся для того, чтобы проанализиро-

вать проблемы детской агрессии, и найти пути преодоления детской агрессивности. Пред-

лагаю вопросы для обсуждения:

- Как часто бывает ваш ребенок агрессивным?

- В каких ситуациях он проявляет агрессию?

- Против кого он проявляет агрессию?

- Что вы предпринимаете в семье, чтобы преодолеть агрессивность ребенка?

Лекторий состоится 17 ноября в 16.00 ч. Надеюсь на встречу с вами и активное участие в

разговоре.

С уважением, классный руководитель Кох Е. Л.

Приложение 2. Анкета для учащихся «Мои любимые телепередачи».

1. Какие телепередачи вы выбираете для просмотра?

2. Что вам в них нравится?

3. Дают ли вам советы родители при выборе телепередач?

4. Какие телепередачи любят смотреть ваши родители?

5. Какие телепередачи вы смотрите всей семьёй?

Приложение 3. Памятка для родителей

«Профилактика телемании у детей».

1.

Совместное определение и обсуждение телепередач для просмотра взрослыми и

детьми.

2.

Обсуждение любимых телепередач взрослых и детей после просмотра.

3.

Выслушивание мнения детей «за» и «против» по поводу взрослых передач и

мнения взрослых в отношении детских телепередач.

4.

Телевизор не должен быть значимой частью жизни родителей, тогда это станет

положительным примером для ребёнка.

5.

Необходимо

помнить

о

том,

что

ребёнок,

который

смотрит

ежедневно

сцены

насилия,

убийства,

свыкается

с

ними

и

даже

может

испытывать

при

этом

удовольствие. Необходимо исключить их из просмотра.

Приложение 4. Памятка для родителей

«Семейные причины детской агрессивности».

Уважаемые папы и мамы!

Внимательно прочтите эту памятку! Для этого вооружитесь карандашом и вычеркните те

пункты, которые воспитательной системы вашей семьи не касаются. Мысленно пред-

ставьте лицо своего ребенка, будьте честны перед ним и перед собой.

Агрессивность ребенка проявляется, если:

• ребенка бьют;

• над ребенком издеваются;

• над ребенком зло шутят;

• ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;

• родители заведомо лгут;

• родители пьют и устраивают дебоши;

• родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка;

• родители не умеют любить одинаково своих детей;

• родители ребёнку не доверяют;

• родители настраивают ребёнка друг против друга;

• родители проявляют по отношению к ребенку мелочную опеку и заботу;

• вход в дом закрыт для друзей ребенка;

• родители живут своей жизнью, ребенок чувствует, что его не любят.

Приложение 5. Памятка для родителей «Как преодолеть детскую агрессию».

• Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.

• Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу

несбыточных надежд.

• Не ставьте своему ребенку, каких бы то ни было условий.

• Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.

• Не наказывайте своего ребенка зато, что позволяете делать себе.

• Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду чему-либо.

• Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.

• Не бойтесь поделиться со своим ребенком своими чувствами и слабостями.

• Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимости от его учебных

успехов.

• Помните, что ребенок — это воплощенная возможность!

• Воспользуйтесь ею так, чтобы эта возможность была реализована в полной мере!

Форма проведения: Родительский лекторий

Тема:

«Детская агрессия и пути её преодоления».

Продолжительность: 90 мин.

Категория участников: родители учащихся 6 класса

Технологии:

1)

технология педагогической диагностики (анкетирование, опрос)

2)

технология педагогической коррекции

3)

технология психолого-педагогической поддержки

4)

ИКТ

Аннотация:

Описание методики подготовки и проведения:

В рамках подготовки к проведению родительского лектория была проведена следующая

работа:

изучена

проблема

детской

агрессии

в

психолого-педагогической

и

методической

литературе:

Берковиц

Л.

«Агрессия.

Причины

и

последствия»

М.:

Владос,

2001,

Паренс

Г.

«Агрессия

наших

детей»

М.:

Юнити,

1997,

Фурманов

И.А.

«Детская

агрессивность: психодиагностика и коррекция» – Минск.:Литера., 1996;

• использование Интернет-ресурсов:

1) icompas

2)

agressiya-

podrostkov.

ru

3) mamahahaiya.

ru

4)yapsihologdetskaya agressiya;

• разработано приглашение для родителей с рядом обсуждаемых вопросов;

• проведено анкетирование учащихся «Мои любимые телепередачи» с последующим

анализом результатов;

• осуществлена подборка памяток для родителей «Профилактика телемании у детей»,

«Семейные причины детской агрессивности», «Как преодолеть детскую агрессию»;

• подобрана аудиозапись песни Кота Леопольда «Если добрый ты…»;

• создана презентация в программе Microsoft PowerPoint.

В качестве формы проведения мероприятия выбран родительский лекторий, позволяющий

рассмотреть теорию вопроса и способы решения имеющейся проблемы, в частности,

проблемы детской агрессии.

Конспект занятия

Тема:

«Детская агрессия и пути её преодоления».

«Человек

обладает

способностью

лю-

бить, и если он не может найти приме-

нения своей способности любить, он спо-

собен ненавидеть, проявляя агрессию и

жестокость. Этим средством он руко-

водствуется,

как

бегством

от

собст-

венной душевной боли…»

Эрих Фромм

Цель:

сформировать у родителей умение выявлять причины агрессивности детей и решать

конфликтные ситуации, вызывающие детскую агрессию.

Задачи:

- познакомить родителей с понятием «агрессия», видами и формами проявления агрессии;

- выявить причины проявления детской агрессивности;

- рассмотреть возможные пути преодоления агрессии;

- выработать оптимальные правила поведения в ситуациях, вызывающих агрессию у

детей.

Вопросы для дискуссии:

1.

В каких формах выражается агрессия у ваших детей?

2.

Какие основные причины детской агрессии вы можете назвать?

3.

На что или на кого чаще всего бывает направлена детская агрессия?

4.

Надо ли наказывать ребёнка за агрессивное поведение?

Ход мероприятия:

9.

Вступительное слово:

Одной

из

животрепещущих

тем

школьной

жизни

последних

лет

стала

подростковая

агрессия. Делать вид, что ее нет, уже не могут ни учителя, ни родители, ни общество. Что

же это за явление и стоит ли нам о нем говорить? Конечно, стоит. А раз так, давайте

рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем помочь детям

преодолеть ее.

Агрессия – это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение

вреда,

ущерба

другому

живому

существу,

не

желающему

подобного

обращения.

Специалисты считают, что агрессивное поведение – своеобразный сигнал SOS, крик о

помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много

разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок не в силах справиться, и

таким образом борется за свое психологическое выживание. У агрессивного ребенка хуже

развивается самоконтроль, и тогда он попадает в порочный круг.

И

очень

красиво

высказался

по

этому

поводу

Э.

Фромм: «Человек

обладает

способностью

любить,

и

если

он

не

может

найти

применения

своей

способности

любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он

руководствуется, как бегством от собственной душевной боли…»

Зачастую родители недоумевают, глядя на своего ребенка: что с ним случилось? Всегда

такой заботливый, спокойный, дружелюбный ребенок вдруг стал совсем неуправляемым,

злым, раздражительным. Как исправить ситуацию? В первую очередь, надо разобраться в

причинах такого поведения…

II. Полезная информация:

Центр

социологии

образования

Российской

академии

образования

(РАО)

провел

исследование на эту тему. Выяснилось, что каждый второй подросток считает, что для

решения конфликтной ситуации надо пускать в ход кулаки. Это происходит в школе, во

дворах домов, и в летних лагерях на каникулах. Рукоприкладство доходит, по мнению

детей, из-за оскорблений и желания немедленно защитить личное достоинство; выяснение

отношений на кулаках является признаком храбрости, решительности, мужественности.

В настоящее время выделяют пять видов агрессии:

-

враждебная (мотивируется негативными эмоциями, намерением причинить зло);

- физическая (физические действия против кого-либо);

- вербальная (угрозы, крики, ругань и пр.);

- косвенная: направленная (сплетни, злобные шутки), ненаправленная (крики и топанье);

- раздражение (вспыльчивость, грубость);

- негативизм (оппозиционная манера поведения).

? Вопрос для родителей: В каких формах выражается агрессия у ваших детей?

(Мнения родителей)

Обобщить ответы родителей:

Основные формы проявления детской агрессии:

- бурное проявление негативных эмоций;

- ярость, раздражение, злость, ненависть, жестокость, повышение голоса;

- запугивание и угрозы, мстительность;

- навязывание своих убеждений, советов, услуг, образа жизни;

- ущемление человеческого достоинства;

- принуждение (прямое или косвенное);

- вызывание чувства вины;

- несправедливые требования;

- хамство, оскорбления.

? Вопрос для родителей: На что или на кого чаще всего бывает, направлена детская

агрессия?

(Мнения родителей)

Обобщить ответы родителей:

Агрессия может быть направлена на:

- других детей (особая опасность для общества)

- окружающих людей вне семьи (на педагогов, сверстников)

- близких людей ( например, на бабушку)

- животных (птиц, кошек, насекомых)

- себя (в форме выдергивания волос, сдирания кожи, касания ногтей)

- внешние физические объекты (поедания несъедобного, разрушения предметов, порчу

имущества)

- символические и фантазийные объекты (агрессивные рисунки, увлечения

компьютерными играми агрессивного содержания).

? Вопрос для родителей: Какие основные причины детской агрессии вы можете назвать?

(Мнения родителей)

- Причины агрессивного поведения разнообразны и зависят от многих факторов. Главной

причиной

детской

агрессии

является «семейная» ситуация.

Психологи

считают,

что

ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где

агрессию взрослых он видел ежедневно, и она стала нормой его жизни. И если в семье

отношения между родителями и детьми построены на доверии, любви и принятии друг

друга, то ребенок всегда принесёт знания, полученные извне в семью для обсуждения. Мы

не всегда можем оградить наших детей от ненужного общения, от потока различного рода

информации, но мы всегда можем помочь разобраться нашим детям в этом, делясь с ними

своими моральными и этическими нормами. Давайте рассмотрим «Семейные» причины

детской агрессивности:

1. Неприятие детей родителями – ребенок чувствует, что его не любят.

Это одна из базовых причин агрессивности. Такие дети стараются любыми средствами

доказать, что имеют право на существование, что они хорошие. Они пытаются завоевать

столь

необходимую

им

родительскую

любовь

и,

как

правило,

делают

это

довольно

агрессивно.

2.Безразличие или враждебность со стороны родителей

Очень

тяжело

бывает

детям,

родители

которых

безразличны,

а

то

и

враждебны

по

отношению к ним. Родители живут своей жизнью, и в этой жизни нет места их ребенку.

3. Разрушение эмоциональных связей в семье.

Когда супруги сосуществуют в постоянных ссорах, жизнь в такой семье становится для

ребенка

настоящим

испытанием.

Он

живет

в

постоянном

напряжении,

страдая

от

конфликта между двумя самыми близкими ему людьми. Соответственно, любая ситуация

воспринимается им в штыки, вызывает резкие проявления агрессивного поведения.

4. Неуважение к личности ребенка.

Агрессивные

реакции

могут

быть

вызваны

оскорбительными

и

унизительными

замечаниями. Неуважение к личности ребенка и пренебрежение, высказанное публично,

порождает в нем глубокие и серьезные комплексы, вызывает неуверенность в себе.

5. Жестокий характер матери или отца.

Жестокосердные,

чрезмерно

властные

родители

стремятся

во

всем

управлять

своим

ребенком, подавляя его волю. Они вызывают у ребенка не столько любовь, сколько страх.

Особенно опасно, если в качестве наказания практикуется моральная изоляция, лишение

ребенка родительской любви. Результатом такого воспитания станет направленное на

окружающих, агрессивное поведение «угнетаемого» ребенка.

9.

Избыток или недостаток внимания со стороны родителей.

Когда в семье ребенку уделяется чрезмерное внимание, он становится избалованным и

привыкает

к

тому,

что

его

капризам

всегда

потакают.

Если

родители

не

исполняют

очередной каприз такого дитяти, они получают в ответ вспышку агрессии.

Нередко случается, что мы не обращаем внимания на страдания детей, на настоящую

душевную

боль.

В

результате

у

ребенка

может

сложиться

ощущение,

что

взрослые

совершенно не способны его понять и помочь. И как результат – неадекватные, агрессив-

ные реакции.

7. Запрет на физическую активность.

Если ребенок целый день не имел возможности открыто проявлять свои эмоции, как

положительные,

так

и

отрицательные,

не

мог

физически

разрядиться,

то

разрядку

предстоит

наблюдать

вам,

дорогие

родители,

как

его

агрессия

будет

обусловлена

накопившимся переизбытком энергии, которая, как известно, не имеет свойства исчезать

бесследно. Замечательный чешский психолог Зденек Матейчик сказал: «Если у мальчика

нет возможности пинать мячик, он будет пинать других детей».

8. Отказ в праве на личную свободу.

Как только ребенок начинает осознавать свое «Я», он начинает делить мир на «своих» и

«чужих».

Если

у

родителей

есть

возможность,

нужно

выделить

ребенку

отдельную

комнату или отгородить его персональный уголок. Важно, чтобы родители никогда без

спроса не брали вещи ребенка, его реакция на нарушение внешних и внутренних границ

будет достаточно бурной. Ребенку необходима свобода, чтобы он научился самостоятельно

принимать свои решения и отвечать за них.

9. Применение запретов и ограничений, которые не позволяют ребенку осуществить

задуманное действие или реализовать свое желание, например, приглашать в дом друзей,

гулять с друзьями вечером.

Родители, применяющие физические наказания в качестве средств воспитания, могут быть

примером агрессивности. Ребенок начинает думать, что физическая агрессия — хорошее

средство воздействия на других, а раз хорошее, прибегать к нему в отношениях со

сверстниками.

По

имеющимся

данным,

ребенок,

которого

отвергают

и

часто

наказывают

в

семье,

проникается определенным эмоциональным отношением к такому поведению родителей и

может

проявлять

агрессивность

по

отношению

к

другим

людям.

Кроме

того,

отрицательное воздействие наказания может проявляться в том, что ребенок начинает

избегать родителей, сурово обращающихся с ним, и предпринимает, как попытки покинуть

семью, чтобы убежать из дома.

Гармоничные

отношения

между

родителями

и

ребенком

это

главнейший

залог

здорового эмоционального развития наших детей. Гармоничные отношения доставляют

чувство огромного удовлетворения родителям в их трудном деле воспитания личности.

вам

раздам

памятки,

в

которых

отражены

основные

семейные

причины

детской

агрессивности. Надеюсь, они помогут вам в воспитании ваших детей.

(Раздаю памятки «Семейные причины детской агрессивности»)

-

На

вопрос,

почему

конфликты

между

детьми

решаются

так

грубо

и

примитивно,

руководитель Центра социологии образования РАО Владимир Собкин ответил, что такое

«кулачное» решение, как единственно верное, подросткам подсказывает телевизор. В

большинстве фильмов и передач, присутствует насилие: шантаж, разбойное нападение,

драки, принуждение, терроризм, унижение, катастрофы – и это небольшая часть перечня.

А вы знаете, что за каждый час телевизионного времени на экране совершается 9 актов

насилия и 21 акт приходится на каждый час детских мультфильмов. Если даже два часа в

день ребенок проводит около телевизора, он «насыщается» 17 актами агрессии. Самой

позитивной при таких обстоятельствах кажется реклама, но и она, по сути, насилие над

нашим сознанием. Другие средства массовой информации не сильно отличаются от ТВ:

сведениями о насилии пестрят заголовки газет, оно проникло в книги и радиопередачи.

Так значит, телевидение задало обществу агрессивные формы поведения, совершает

своего рода насилие над детьми и учит их агрессивному поведению?

Предварительно учащимся 6 класса я предложила ответить на следующие вопросы:

1. Какие телепередачи ты выбираешь для просмотра?

2. Что тебе в них нравится?

3. Советуют ли родители при выборе телепередач?

4. Какие передачи привлекают твоих родителей?

5. Какие передачи вы смотрите всей семьей?

Следует отметить, что интересы у наших детей самые разнообразные:

- информационные программы («Итоги», «Вести», и т. Д.) смотрят 44 % учащихся;

- познавательные передачи («Кто хочет стать миллионером», «Галилео», «Самый умный»

и т. Д.) с желанием смотрят 94 %;

- отдают предпочтение музыкальным программам 24%;

- телепередачам о животных 38 %;

- смотрят спортивные передачи 17%;

- любят смотреть мультфильмы и детский киножурнал «Ералаш» 100%.

Вызывает опасение пристрастие детей к программам «Вы очевидец», «Криминальная

Россия»,

а

так

же

к

боевикам

и

фильмам-ужасам.

Разве

они

не

учат

детей

быть

агрессивными? В этих фильмах положительный герой убивает. И мультфильмы не все

одинаково

хороши.

Посмотрите

на

лица

некоторых

мультипликационных

героев,

насколько они искажены от гнева и ненависти. А чему может научить наших детей

мультсериал «Том и Джерри»? Кот и мышь жестоко избивают друг друга, а наши дети при

этом не закрывают от увиденного глаза, не сочувствуют обиженному, а заходятся от смеха.

Как вы понимаете, это лишь единичный пример. Вы сами знаете о том потоке телепередач

с антивоспитательным значением, который хлынул сейчас в СМИ. Что же делать? Конеч-

но,

необходимо

ограничить

просмотр

детьми

телепередач

по

времени,

что,

кстати,

сохранит и их физическое здоровье. А еще очень важно помочь своему ребенку выбрать

то, что действительно и интересно, и полезно. Немногие родители, а это 16% советуют

своим детям какие передачи им смотреть, 50% родителей делают это лишь иногда и 34%, а

это немало, - никогда. Будет больше пользы, если вы вместе начнете смотреть «полезные»

передачи и, ради душевного спокойствия ребенка, откажитесь от просмотра иных. И

недопустимо, когда дети смотрят вечерние киносеансы для взрослых, а были и такие

ответы.

Специалисты

Центра

социологии

образования

РАО

подсчитали,

что

за

все

школьные годы дети проводят у телевизора почти 15 тыс. часов. За это время они видят в

среднем около 1З тыс. случаев насильственной смерти. Психологами было установлено,

что

дети,

видевшие

по

телевизору

множество

актов

насилия,

более

склонны

к

агрессивным действиям, чем дети, не видевшие их.

Уважаемые родители, найдите время, чтобы узнать, что смотрят ваши дети. И если вы не

согласны с их выбором, посмотрите эту передачу вместе. Поговорите с ним, обсудите,

услышьте его мнение об увиденном.

Психологи склоняются к тому, что воздействие фильмов, игр с содержанием насилия и

жестокости преимущественно негативно влияет на психику детей.

•Дети часто подражают насилию, увиденному по телевидению.

•Дети склонны отождествлять себя с жертвами или агрессорами и переносить эти роли в

реальные ситуации.

•Дети

могут

стать

нечувствительными,

грубыми,

жестокими,

если

периодически

«подпитывают» себя сценами насилия. Нельзя сбрасывать со счетов элемент подражатель-

ности любимым героям (Рэмбо и прочие).

•Дети могут счесть жестокость и насилие приемлемой формой поведения и даже способом

решения своих проблем.

Необходимо помнить о том, что ребёнок, который смотрит ежедневно сцены насилия,

убийства, свыкается с ними и даже может испытывать при этом удовольствие. Необходимо

исключить их из просмотра вашего ребёнка.

- Хочу предложить вашему вниманию, родители, памятку с правилами по профилактике

телемании у детей.

(Раздаю памятки и комментирую их).

- Следующий значимый фактор становления агрессивных форм поведения подростка –

общение со сверстниками. Мы знаем, какое сильное влияние иногда могут оказывать на

ребенка

сверстники

или

ребята

постарше.

И

понимаем,

что

не

всегда

оно

бывает

положительным или хотя бы безопасным. Как научить детей противостоять влиянию

другого человека, высказывать свое мнение? Уметь отказываться от предложения, если

считаешь его неприемлемым для себя? Важно заранее вооружить ребенка или подростка

такими умениями. А главное – дать ему понять, что в любой ситуации лучше действовать

честно, открыто.

Период развития, в котором находятся сейчас наши дети (10-12 лет), противоречив. У

ребенка возникает чувство взрослости. И он, требуя отношения к себе как ко взрослому

человеку,

не

всегда

умеет

правильно

распорядиться

своими

правами.

Общение

со

сверстниками

для

него

становится

большей

ценностью,

чем

общение

с

родителями,

учителями. Но потребность самоутвердиться, найти своё место в коллективе не всегда

удовлетворяется в той мере, как хотелось бы ребенку. Агрессивное поведение связано с

положением ребёнка в кругу собственных сверстников, отвержение ребёнка другими

детьми, маленький социальный статус в группе сверстников так же провоцирует его к

применению агрессивных форм поведения. Агрессивность некоторых детей проявляется в

том, что они иногда понимают поведение окружающих как враждебное. Например, Иван

по-дружески посмеялся над внешним видом Алёши, а он воспринял это как насмешку и

решил дать отпор обидчику. Пока ваш ребенок еще в среднем подростковом возрасте, Вы

имеет

внушительное

влияние

на

его

поведение.

Можете

влиять

на

выбор

круга

его

общения. Однако, направлять его желания нужно мягко, стоит отказаться от прямых

наставлений, и стимулировать ребенка лишь тонкими рекомендациями: «Знаешь, Саша,

мне кажется, тебе с Димой дружить не следует: он драчун, выражается бранью, дерзит и

грубит взрослым. Я не думаю, что у вас с ним есть какие-то общие интересы…»

-

Когда

ребенок

ведет

себя

агрессивно,

взрослые,

как

правило,

за

такое

поведение

наказывают, осуждают – отчитывают ребенка, а если он не исправляется, то сами теряют

над собой контроль, тем самым только усугубляя непростую ситуацию.

? Вопрос для родителей: Надо ли наказывать ребёнка за агрессивное поведение? Что вы

предпринимаете в семье, чтобы преодолеть агрессивность ребенка?

(Мнения родителей)

Наказание значимо и не приводит к возникновению агрессии у ребенка, если:

- оно следует немедленно за проступком;

- объяснено ребенку;

- оно суровое, но не жестокое;

- оно оценивает действия ребенка, а не его человеческие качества;

- при наказании родители проявляют терпение, спокойствие и выдержку;

Откажитесь от строгих наказаний — они формируют стойкое агрессивное поведение.

Чаще физические наказания применяются к мальчикам, поэтому и агрессивных мальчиков

на свете больше. Если их агрессивность не корректировать, можно получить печальный

результат. Агрессия с годами никуда не исчезнет, а только углубится. По некоторым

данным, около 60% выросших агрессивных мальчиков оказались к 24 годам на скамье

подсудимых.

Кстати (тест-игра)

Давайте, уважаемые родители, проверим ваш уровень агрессивности. Нарисуйте кактус.

(на заранее приготовленных листах, родители рисуют кактус).

Если колючек много и они часто сидят – вы сами не блещут спокойствием. Отсутствие

иголок говорит о низкой агрессивности, что тоже плохо. Штриховка выдает тревожность.

Наличие цветка у кактуса – доброта и общительность. Кактус в горшке – стремление к

домашнему уюту, растение без горшка будто плавает в воздухе – усталость от быта и

домашней

занятости.

Одинокий

кактус

выдает

эгоцентризм,

кактус

с

детками

или

кактусовая поляна – стремление к общению. Впрочем, не принимайте результаты такого

теста слишком всерьез – это лишь повод задуматься!

- Психологи рекомендуют применять игры и упражнения, с помощью которых ребенок мог

бы

выплеснуть

свой

гнев.

Существует

мнение,

что

этот

способ

работы

с

детьми

неэффективен

и

может

вызвать

еще

большую

агрессию.

На

первых

порах

ребенок

действительно

может

стать

более

агрессивным,

но

через

4-8

занятий,

«маленький

агрессор» начинает вести себя более спокойно.

Упражнения, направленные на обучение детей приемлемым способом разрядки гнева и

агрессивности.

1. Комкать и рвать бумагу.

2. Бить подушку или боксерскую грушу.

3. Топать ногами.

4. Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу.

5. Втирать пластилин в картонку или бумагу.

6. Посчитать до десяти.

7. Вода хорошо снимает агрессию.

8. Самое конструктивное правило – спортивные игры, бег.

III. Подведение итогов.

Конечно, каждый ребенок индивидуален и не похож на своих сверстников. Для одного

подходит один воспитательный прием, для другого – другой. И только вы, родители,

можете подобрать тот самый «ключик» к сердцу своего ребенка, используя следующие

«золотые» правила воспитания, связанные с темой данного лектория:

1. Учитесь слушать и слышать своего ребенка.

2. Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.

3. Не запрещайте детям проявлять отрицательные эмоции.

4. Умейте принять и любить его таким, какой он есть.

5. Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются

разумно.

6. К агрессивным проявлениям в поведении ребенка приводит агрессивность семьи.

7. Учите детей брать ответственность за свои поступки на себя, не сваливать свою вину на

других.

8. Развивайте у агрессивных детей чувство эмпатии (сочувствия к другим) к сверстникам,

взрослым, живому миру.

9. Учить ребенка выплескивать гнев приемлемыми способами (рвать бумажки, пинать мяч

и др.) или даже полезными способами – посещение спортивной секции.

Наша встреча подошла к концу. Я хочу, чтобы в вашем педагогическом арсенале для

преодоления детской агрессии вы имели памятки «Как преодолеть детскую агрессию».

Вот они эти «золотые ключики», к сердцам ваших детей, получите их. И пусть они вам

помогут.

(Звучит

музыка

«Песня

Кота

Леопольда

«Если

добрый

ты…»

и

раздаю

памятки

на

«ключиках»).

У современных детей наблюдается рост интереса к компьютерным играм, содержащих

насилие. Это ещё одна причина развития детской агрессии. Естественно, это не может не

беспокоить родителей и педагогов. О влиянии компьютера на психику ребёнка, о проблеме

компьютерной зависимости у детей мы будем говорить на следующем лектории для

родителей.

-Если

у

вас

есть

какие-то

вопросы

ко

мне,

уважаемые

родители,

задавайте.

Я

с

удовольствием отвечу на них. Благодарю за активное участие в работе нашего лектория.

До свидания. До следующей встречи.

Отзыв о родительском лектории для родителей учащихся 6 класса.

Сегодня у нас в классе состоялся родительский лекторий по теме «Детская агрессия и

пути её преодоления». Сын накануне принёс домой приглашение, в котором классный

руководитель освятил вопросы для обсуждения. Мы с мужем, идя на лекторий, уже

заранее были готовы к тому, какие вопросы будут затронуты для обсуждения. Родителей,

на удивление, присутствовало много. Я впервые увидела, как учителя в школе работают на

компьютере, как всё это интересно и захватывающе.

По

ходу

работы

нашего

лектория

мы

обсуждали

проблемные

на

сегодняшний

день

вопросы: причины детской агрессии, как СМИ влияют на развитие психики ребёнка, как

проявляют агрессию наши дети, что мы родители должны предпринять, чтобы снизить

уровень агрессии у своих детей. Елена Леонидовна познакомила нас с видами агрессии и

формами её проявления. Обсудили на кого или на что дети чаще всего направляют свою

агрессию. Узнали много нового о вреде телепередач, которые смотрят дети. С интересом

анализировали

результаты

анкетирования

детей.

Ведь

мы

родители

редко

когда

задумываемся, а что смотрит мой ребёнок по телевизору, какие фильмы он любит и

передачи. Я даже сама заинтересовалась, как на поставленные вопросы ответил мой сын.

Нас классный руководитель познакомил с упражнениями, которые помогут снять агрессию

у детей. Я для себя отметила, ведь мы взрослые свою агрессию очень часто срываем на

своих детях, значит, эти упражнения должны помочь и нам, чтобы не страдали дети. А

рассматривая семейные причины, я ужаснулась, насколько они все точно определены. Я

никогда не задумывалась, что наши конфликты с мужем, запрет на прогулки на улице и др.

развивают в ребёнке агрессию.

В

целом

занятие

мне

очень

понравилось.

Виден

труд

учителя,

как

она

пыталась

и

старалась донести до нас проблему, с которой она столкнулась в классе с нашими детьми.

Как она хочет помочь нам в воспитании наших детей. Какой интересный подобран

материал для лектория, как логически выстроил учитель изложение этого материала.

Насколько вся информация была доступна, интересна, познавательна и очень важна. А

чтобы не забыть то, о чём велась речь, Елена Леонидовна раздала нам памятки. Такие

встречи должны помогать нам в воспитании наших детей.

Была объявлена учителем тема следующего лектория Влияние компьютера на психику

ребёнка. Компьютерная зависимость. В настоящее время каждая нормальная семья имеет

компьютер дома. И эта проблема касается каждого родителя. Я с удовольствием приду и

послушаю касающуюся меня информацию.

Хочется поблагодарить классного руководителя, школу, директора, что им не безразличны

наши проблемы с детьми, наши беды в воспитании. Мы родители очень нуждаемся в

психолого-педагогической поддержке школы, в педагогическом просвещении. Я очень

довольна, что у моего сына классным руководителем является Кох Елена Леонидовна.

Спасибо ей за всё большое.

Отзыв.

Прослушав лекцию на тему «Детская агрессия и пути её преодоления», я

получила для себя очень много полезной и нужной информации. Ведь сейчас

дети, на само деле, проявляют большую агрессивность по отношению к другим

людям и также братьям нашим меньшим. И часто задаёшься вопросом: как

возникает детская агрессия? Откуда в ребёнке столько злости и ненависти к

окружающим? Почему наши дети стали такими жестокими? Можно ли как-то

преодолеть детскую агрессию? На все эти вопросы я нашла ответы, посетив

лекторий для родителей. Было очень интересно послушать информацию,

касающуюся семейных причин проявления детской агрессии. Ведь мы и не

задумываемся, что своими проблемами, ссорами в семье, запретами мы сами

развиваем в ребёнке агрессию. Классный руководитель раздал нам памятки:

«Профилактика телемании у детей», «Семейные причины детской агрессии»,

«Как преодолеть детскую агрессию», которые нам помогут обратить на себя

внимание, а также окажут помощь в воспитании детей.

Я считаю, что школе, классным руководителям необходимо чаще организовывать

и проводить такие лектории, которые способствуют просвещению родителей.

«Родитель» - это наша профессия, которой, как и любой другой, надо учиться, а

выучившись, постоянно совершенствоваться. Поэтому необходимость

воспитывать и обучать родителей надо ещё и потому, что в педагогически

образованных родителях нуждаются наши дети. Кто им ещё поможет, если не мы

родители и школа.



В раздел образования