Напоминание

Кукольный театр как средство формирования навыков общения у детей


Автор: Ковалевская Ирина Олеговна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: ГБУ ДО ЦТ
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Кукольный театр как средство формирования навыков общения у детей
Раздел: дошкольное образование





Назад




Кукольный театр

как средство формирования навыков общения у детей

Ковалевская И.О.,

педагог - организатор,

ГБУ ДО ЦТ «На Вадковском», Москва

«Общение - основное условие развития ребенка,

важнейший фактор формирования личности,

один из главных видов деятельности человека,

устремленный на познание и оценку самого себя.»

Сухомлинский В.А.

В современном мире с раннего возраста ребенок постоянно находится с другими

детьми, поэтому очень важно научить его поведению среди равных участников общения.

Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры,

сказки, музыки, фантазии, творчества.

Общение окружает маленького человека везде: в

семье,

на

улице,

в

транспорте.

Общение

может

стать

одним

из

самых

больших

удовольствий в жизни. Его значение трудно переоценить. Объясняется это тем, что именно

познавательное

общение

может

направить

это

«познание»

в

правильное

русло.

В

последнее время педагоги все чаще отмечают, что современные дети реже стали общаться

со сверстниками, больше времени уделяя гаджетам.

Работая с детьми, не редко можно наблюдать такую картину: дети не знают, как

правильно обратиться ко взрослому, стесняются попросить о помощи, не знают, как

познакомиться со сверстниками. Они не знают, как выразить свою симпатию и развивать

установившиеся отношения, поэтому замыкаются в себе или еще хуже конфликтуют.

Поэтому так важно учить детей адекватному общению для самореализации в дальнейшей

жизни. Умение поставить себя на место другого человека, как и в какой форме выразить

свою мысль, понимание того, как сказанное будут воспринимать другие -

важные

составляющие для подготовки дошкольников к дальнейшей жизни. Это залог успеха, что в

дальнейшем у дошкольника не будет трудностей по адаптации к школе.

Учиться лучше понимать состояния других людей, уметь поставить себя на место

другого

всё

это

способствует

взаимопониманию

и

симпатии

между

участниками

общения. Детям младшего возраста в этом помочь может участие в спектаклях кукольного

театра как одного из самых доступных видов искусств для детей. С помощью кукольного

театра можно решить многие проблемы - развитие речи, памяти, воображения, умение

перевоплощаться

в

различных

героев,

формирование

эстетического

вкуса.

Благодаря

театру,

ребёнок

познаёт

мир,

формирует

своё

отношение

к

добру

и

злу.

Играя

в

спектаклях, он учится преодолевать природную застенчивость и неуверенность в себе, у

него формируется опыт социальных навыков поведения. Очень важно для дошкольников

положительные эмоции, удовольствие, радость. Сухомлинский В.А. говорил, что «если

ребенок не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у

него в глазах пренебрежение – это значит что-то в детской душе надломлено, и много сил

надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу». Главным источников удовольствия для

дошкольников является игра и активное взаимодействие со сверстниками. Все это может

дать - постановка кукольного спектакля.

В ЦТ «На Вадковском» работает игротека, где в перерывах между занятиями в

творческих объединениях дошкольники и младшие школьники могут поиграть, отдохнуть

и пообщаться. Чтобы расширить возможности детского общения, педагогом было принято

решение

разнообразить

формы

организации

деятельности

с

детьми,

посещающими

игротеку.

Выбрав цель - преодоление трудностей общения среди детей, были поставлены

следующие задачи при постановке спектаклей:

развивать умение сообща действовать в коллективе, учить взаимопомощи и

взаимовыручке;

развивать

вербальные

и

невербальные

способности,

способность

импровизации;

активизировать словарный запас ребёнка;

формировать у детей интерес к театральной деятельности;

развивать культуру общения.

Существует множество видов театров, таких как, например: пальчиковый, театр

картинок, кукольный театр «би-ба-бо» и другие. Одевая куклу на руку, ребёнок перестает

быть собой, он отожествляет себя с героем, которого играет. Используя куклу «Би-ба-бо»,

невозможно играть молча, поэтому эти куклы часто используют в своей работе педагоги

для преодоления у детей трудностей в общении.

Во время свободной игровой деятельности в игротеке дети часто слушали аудио-

сказки. Заметив их заинтересованность, было принято решение поставить кукольный

спектакль. В работе над спектаклем приняли участие дети в возрасте от 5 до 7 лет. Так как,

игротека

не

предполагает

постоянный

состав

детей,

возникли

трудности

в

создании

коллектива артистов, участвующих

в

спектакле.

Детям

нужно

было

приходить на репетиции, выкраивая

в р е м я

м е ж д у

з а н я т и я м и

в

о б ъ е д и н е н и я х .

Д л я

э т о г о

необходимо

было

заинтересовать

детей, чтобы они «загорелись» этой

идеей.

Педагог применил принцип -

«от

простого

к

сложному».

Для

начала была выбрана всем знакомая

р у с с к а я

н а р о д н а я

с к а з к а

«Заюшкина

избушка»,

в

которой

присутствует добро и зло, хитрость

и простодушие. Дети сочувствовали

зайчику,

о суждали

х и т р о с т ь

лисички.

Некоторые дети активно включились в постановку, другие робели и стеснялись.

При распределении ролей были учтены речевые и актерские способности детей, а также

черты

их

характера.

Всем

детям

очень

понравился

петушок

-

добрый,

храбрый

и

справедливый

защитник.

При

распределении

ролей

был

использован

педагогический

приём,

когда,

учитывая

конфликтный

характер

ребёнка

А.,

его

неумение

ладить

со

сверстниками, сложности в общении, ему была предложена роль доброго и справедливого

героя сказки. Ведь одевая куклу на руку, ребёнок отождествляет себя с героем сказки, он

учиться

поступать

так,

как

поступают

положительные

персонажи,

учится

понимать

«добро и зло». Много приходилось работать индивидуально, некоторые дети с трудом

преодолевали свою застенчивость, боясь быть осмеянными сверстниками.

Так, роль робкого и беззащитного зайчика, досталась девочке О., которая сначала не

выразила

желания

играть

в

спектакле.

Было

видно,

как

она

заинтересовалась,

но

природная застенчивость мешала ей. О. присутствовала на репетициях спектакля и видела,

как

роль

зайчика

исполнял

другой

ребенок,

но

в

середине

подготовки

спектакля,

маленький артист заболел, и О. было предложено заменить его, девочка согласилась и

справилась с этой задачей.

В игротеку часто приходили играть два брата О. и В. Один был бойким и веселым,

второй -

робким и застенчивым, также у второго были проблемы с речью. О. сразу

вызвался исполнять роль собачки, а для того чтобы вовлечь в постановку брата, было

решено, что в спектакле спасать зайчика будут две собачки. Братья вместе проговаривали

слова роли и младший брат, при поддержке старшего, справился с застенчивостью. От

репетиции к репетиции дети постепенно раскрепощались, их мимика и жесты становились

более выразительными. Дети стали проявлять творческую активность. Они придумывали

как можно украсить костюм своего героя. Так, исполняющая роль лисички девочка,

придумала своей героине кокетливую шляпку, зайчику -

мама О. связала нарядный

воротничок.

Дети

придумывали

своим

героям,

атрибуты,

украшающую

постановку.

Лисичке сделали веник, петушку А. сделал косу, а у собачек вместо ошейника весела

косточка.

За атрибуты вызвался отвечать А. Он сам предложил подавать детям во время спектакля

нужные предметы.

Для достижения результата, потребовалось сотрудничество с родителями детей,

участвующих

в

постановке.

Так

бабушка

ребёнка

А.

(петушок)

помогала

рисовать

декорации и афишу. Афиша получилась очень красочной. Ей восхищались и дети, и

родители. Видя с каким уважением относятся к его бабушке, ребёнок А.(петушок) и сам

с т а л

о б щ а т ь с я

с

б а б у ш к о й

уважительно, без грубостей, которые

он допускал раньше.

Когда

спектакль

был

готов,

дети

поинтересовались:

выйдут

ли

они

на

поклон

к

зрителям?

Было

решено

не

только

представить

зрителям

артистов,

но

и

сделать

заключительный финал с музыкой.

Э т о

е щ ё

б о л ь ш е

о б о г а т и л о

спектакль.

Благодаря

красочной

афише на спектакль пришло много

детей

с

родителями.

Когда

после

окончания спектакля дети вышли на

поклон, можно было увидеть, как в

их

глазах

зажглись

те

с амые

«огоньки восхищения» и гордости.

Эту

постановку

еще

не

раз

показывали

другим

детям.

После

этого

спектакля

были

поставлены еще три: «Теремок», «Колобок», «Золотой ключик».

Все

больше

детей

изъявляло

желание

участвовать

в

кукольных

спектаклях.

Увлеченные

общим

делом

дети

стали

больше

общаться

между

собой,

стали

более

отзывчивыми. Сейчас эти дети выросли, но приходят в игротеку и вспоминают наши

спектакли. Некоторые рассказывают, что после наших спектаклей они участвовали и в

школьных постановках.

Таким образом, приобщение детей к кукольному театру способствует освоению

мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, умению находить «общий язык» с

окружающими.

Кукольный

театр

-

важная

часть

формирования

и

развития

навыков

общения у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста.

Постановка кукольных спектаклей помогает детям в дальнейшем общению со

сверстниками

и

повышению

своей

самооценки.

Благодаря

театру,

ребенок

лучше

воспринимает

окружающую

его

«картинку

мира»,

он

легче

находит

общий

язык

с

окружающими его людьми. У детей формируется навык общения, который в результате

многократных

повторений

может

осуществляться

в

качестве

автоматически

выполняемого.

Умение

ребёнка

позитивно

общаться

позволяет

ему

в

дальнейшем

комфортно жить в обществе людей.

Список литературы:

1.

Войдинова Н.М. Театр кукол. «Профиздат», Москва, 2008.

2.

Крутенкова А. Д. Кукольный театр: программа, рекомендации, мини-спектакли, пьесы.

1-9 классы. «Учитель», Москва, 2009

3.

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. «Концептуал», Москва, 2016.



В раздел образования