Автор: Ковалевская Ирина Олеговна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: ГБУ ДО ЦТ
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Кукольный театр как средство формирования навыков общения у детей
Раздел: дошкольное образование
Кукольный театр
как средство формирования навыков общения у детей
Ковалевская И.О.,
педагог - организатор,
ГБУ ДО ЦТ «На Вадковском», Москва
«Общение - основное условие развития ребенка,
важнейший фактор формирования личности,
один из главных видов деятельности человека,
устремленный на познание и оценку самого себя.»
Сухомлинский В.А.
В современном мире с раннего возраста ребенок постоянно находится с другими
детьми, поэтому очень важно научить его поведению среди равных участников общения.
Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры,
сказки, музыки, фантазии, творчества.
Общение окружает маленького человека везде: в
семье,
на
улице,
в
транспорте.
Общение
может
стать
одним
из
самых
больших
удовольствий в жизни. Его значение трудно переоценить. Объясняется это тем, что именно
познавательное
общение
может
направить
это
«познание»
в
правильное
русло.
В
последнее время педагоги все чаще отмечают, что современные дети реже стали общаться
со сверстниками, больше времени уделяя гаджетам.
Работая с детьми, не редко можно наблюдать такую картину: дети не знают, как
правильно обратиться ко взрослому, стесняются попросить о помощи, не знают, как
познакомиться со сверстниками. Они не знают, как выразить свою симпатию и развивать
установившиеся отношения, поэтому замыкаются в себе или еще хуже конфликтуют.
Поэтому так важно учить детей адекватному общению для самореализации в дальнейшей
жизни. Умение поставить себя на место другого человека, как и в какой форме выразить
свою мысль, понимание того, как сказанное будут воспринимать другие -
важные
составляющие для подготовки дошкольников к дальнейшей жизни. Это залог успеха, что в
дальнейшем у дошкольника не будет трудностей по адаптации к школе.
Учиться лучше понимать состояния других людей, уметь поставить себя на место
другого
–
всё
это
способствует
взаимопониманию
и
симпатии
между
участниками
общения. Детям младшего возраста в этом помочь может участие в спектаклях кукольного
театра как одного из самых доступных видов искусств для детей. С помощью кукольного
театра можно решить многие проблемы - развитие речи, памяти, воображения, умение
перевоплощаться
в
различных
героев,
формирование
эстетического
вкуса.
Благодаря
театру,
ребёнок
познаёт
мир,
формирует
своё
отношение
к
добру
и
злу.
Играя
в
спектаклях, он учится преодолевать природную застенчивость и неуверенность в себе, у
него формируется опыт социальных навыков поведения. Очень важно для дошкольников
положительные эмоции, удовольствие, радость. Сухомлинский В.А. говорил, что «если
ребенок не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у
него в глазах пренебрежение – это значит что-то в детской душе надломлено, и много сил
надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу». Главным источников удовольствия для
дошкольников является игра и активное взаимодействие со сверстниками. Все это может
дать - постановка кукольного спектакля.
В ЦТ «На Вадковском» работает игротека, где в перерывах между занятиями в
творческих объединениях дошкольники и младшие школьники могут поиграть, отдохнуть
и пообщаться. Чтобы расширить возможности детского общения, педагогом было принято
решение
разнообразить
формы
организации
деятельности
с
детьми,
посещающими
игротеку.
Выбрав цель - преодоление трудностей общения среди детей, были поставлены
следующие задачи при постановке спектаклей:
развивать умение сообща действовать в коллективе, учить взаимопомощи и
взаимовыручке;
развивать
вербальные
и
невербальные
способности,
способность
импровизации;
активизировать словарный запас ребёнка;
формировать у детей интерес к театральной деятельности;
развивать культуру общения.
Существует множество видов театров, таких как, например: пальчиковый, театр
картинок, кукольный театр «би-ба-бо» и другие. Одевая куклу на руку, ребёнок перестает
быть собой, он отожествляет себя с героем, которого играет. Используя куклу «Би-ба-бо»,
невозможно играть молча, поэтому эти куклы часто используют в своей работе педагоги
для преодоления у детей трудностей в общении.
Во время свободной игровой деятельности в игротеке дети часто слушали аудио-
сказки. Заметив их заинтересованность, было принято решение поставить кукольный
спектакль. В работе над спектаклем приняли участие дети в возрасте от 5 до 7 лет. Так как,
игротека
не
предполагает
постоянный
состав
детей,
возникли
трудности
в
создании
коллектива артистов, участвующих
в
спектакле.
Детям
нужно
было
приходить на репетиции, выкраивая
в р е м я
м е ж д у
з а н я т и я м и
в
о б ъ е д и н е н и я х .
Д л я
э т о г о
необходимо
было
заинтересовать
детей, чтобы они «загорелись» этой
идеей.
Педагог применил принцип -
«от
простого
к
сложному».
Для
начала была выбрана всем знакомая
р у с с к а я
н а р о д н а я
с к а з к а
«Заюшкина
избушка»,
в
которой
присутствует добро и зло, хитрость
и простодушие. Дети сочувствовали
зайчику,
о суждали
х и т р о с т ь
лисички.
Некоторые дети активно включились в постановку, другие робели и стеснялись.
При распределении ролей были учтены речевые и актерские способности детей, а также
черты
их
характера.
Всем
детям
очень
понравился
петушок
-
добрый,
храбрый
и
справедливый
защитник.
При
распределении
ролей
был
использован
педагогический
приём,
когда,
учитывая
конфликтный
характер
ребёнка
А.,
его
неумение
ладить
со
сверстниками, сложности в общении, ему была предложена роль доброго и справедливого
героя сказки. Ведь одевая куклу на руку, ребёнок отождествляет себя с героем сказки, он
учиться
поступать
так,
как
поступают
положительные
персонажи,
учится
понимать
«добро и зло». Много приходилось работать индивидуально, некоторые дети с трудом
преодолевали свою застенчивость, боясь быть осмеянными сверстниками.
Так, роль робкого и беззащитного зайчика, досталась девочке О., которая сначала не
выразила
желания
играть
в
спектакле.
Было
видно,
как
она
заинтересовалась,
но
природная застенчивость мешала ей. О. присутствовала на репетициях спектакля и видела,
как
роль
зайчика
исполнял
другой
ребенок,
но
в
середине
подготовки
спектакля,
маленький артист заболел, и О. было предложено заменить его, девочка согласилась и
справилась с этой задачей.
В игротеку часто приходили играть два брата О. и В. Один был бойким и веселым,
второй -
робким и застенчивым, также у второго были проблемы с речью. О. сразу
вызвался исполнять роль собачки, а для того чтобы вовлечь в постановку брата, было
решено, что в спектакле спасать зайчика будут две собачки. Братья вместе проговаривали
слова роли и младший брат, при поддержке старшего, справился с застенчивостью. От
репетиции к репетиции дети постепенно раскрепощались, их мимика и жесты становились
более выразительными. Дети стали проявлять творческую активность. Они придумывали
как можно украсить костюм своего героя. Так, исполняющая роль лисички девочка,
придумала своей героине кокетливую шляпку, зайчику -
мама О. связала нарядный
воротничок.
Дети
придумывали
своим
героям,
атрибуты,
украшающую
постановку.
Лисичке сделали веник, петушку А. сделал косу, а у собачек вместо ошейника весела
косточка.
За атрибуты вызвался отвечать А. Он сам предложил подавать детям во время спектакля
нужные предметы.
Для достижения результата, потребовалось сотрудничество с родителями детей,
участвующих
в
постановке.
Так
бабушка
ребёнка
А.
(петушок)
помогала
рисовать
декорации и афишу. Афиша получилась очень красочной. Ей восхищались и дети, и
родители. Видя с каким уважением относятся к его бабушке, ребёнок А.(петушок) и сам
с т а л
о б щ а т ь с я
с
б а б у ш к о й
уважительно, без грубостей, которые
он допускал раньше.
Когда
спектакль
был
готов,
дети
поинтересовались:
выйдут
ли
они
на
поклон
к
зрителям?
Было
решено
не
только
представить
зрителям
артистов,
но
и
сделать
заключительный финал с музыкой.
Э т о
е щ ё
б о л ь ш е
о б о г а т и л о
спектакль.
Благодаря
красочной
афише на спектакль пришло много
детей
с
родителями.
Когда
после
окончания спектакля дети вышли на
поклон, можно было увидеть, как в
их
глазах
зажглись
те
с амые
«огоньки восхищения» и гордости.
Эту
постановку
еще
не
раз
показывали
другим
детям.
После
этого
спектакля
были
поставлены еще три: «Теремок», «Колобок», «Золотой ключик».
Все
больше
детей
изъявляло
желание
участвовать
в
кукольных
спектаклях.
Увлеченные
общим
делом
дети
стали
больше
общаться
между
собой,
стали
более
отзывчивыми. Сейчас эти дети выросли, но приходят в игротеку и вспоминают наши
спектакли. Некоторые рассказывают, что после наших спектаклей они участвовали и в
школьных постановках.
Таким образом, приобщение детей к кукольному театру способствует освоению
мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, умению находить «общий язык» с
окружающими.
Кукольный
театр
-
важная
часть
формирования
и
развития
навыков
общения у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста.
Постановка кукольных спектаклей помогает детям в дальнейшем общению со
сверстниками
и
повышению
своей
самооценки.
Благодаря
театру,
ребенок
лучше
воспринимает
окружающую
его
«картинку
мира»,
он
легче
находит
общий
язык
с
окружающими его людьми. У детей формируется навык общения, который в результате
многократных
повторений
может
осуществляться
в
качестве
автоматически
выполняемого.
Умение
ребёнка
позитивно
общаться
позволяет
ему
в
дальнейшем
комфортно жить в обществе людей.
Список литературы:
1.
Войдинова Н.М. Театр кукол. «Профиздат», Москва, 2008.
2.
Крутенкова А. Д. Кукольный театр: программа, рекомендации, мини-спектакли, пьесы.
1-9 классы. «Учитель», Москва, 2009
3.
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. «Концептуал», Москва, 2016.