Автор: Степовая Людмила Павловна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: село Черный Яр,Черноярского района ,Астраханской области
Наименование материала: Статья
Тема: Самостоятельная деятельность учащихся на уроке математики, как основа развития и повышения образования в свете решений ФГОС
Раздел: среднее образование
Самостоятельная деятельность учащихся на уроке математики, как
основа развития и повышения образования в свете решений ФГОС
Выбранная тема не случайна, так как главным ресурсом развивающего
общества являются люди, не столько подготовленные , сколько развивающиеся
непрерывно. Модернизация страны опирается на модернизацию образования .на
его содержательное и структурное обновление. Одной из задач современной
школы является раскрытие способностей каждого ученика, воспитание
порядочного и патриотичного человека , личности , готовой к жизни в
высокотехнологичном , конкурентном мире . У учащегося должен
формироваться опыт самостоятельной деятельности и личной
ответственности ,т. е .ключевые компетентности ,определяющие современное
качество образования. Первоочередными задачами образовательной политики
становятся:-достижение социальной компетентности обучающихся;-гарантия
прав граждан на качественное образование;-обеспечение компьютерной
грамотности .
Что такое компетенция-это общая способность ,основанная на знаниях ,опыте,
склонностях ,которые приобретены благодаря обучению. Компетентность-это
знание и опыт в той или иной области .Практическая деятельность показала,
что они взаимосвязанные и взаимообучаемые. В своей деятельности я создаю
условия для формирования следующих ключевых компетенций:
Нравственных- способность жить по общечеловеческим нравственным законам.
Автоматизационных-способность к самоопределению и самообразованию
Коммуникативных-умение вступать в диалог с целью быть понятым.
Информационных-владение информационными технологиями .
Овладение ключевыми компетенциями позволяет человеку быть успешным и
востребованным обществом. Они рассматриваются ,как готовность учащихся
использовать усвоенные знания, умения, навыки, способы деятельности в
реальной жизни для решения практических задач. Приобретение этих навыков
базируются на опыте деятельности учащихся в конкретных ситуациях
.Успешность школьника определяется не только и столько его способностями.
сколько желанием учиться ,то есть мотивацией. Познавательные мотивы в
самом широком смысле-это желание ребенка освоить новые знания или способы
получения новых знаний. Так как предмет математика применяется почти в
каждой области высокоорганизованной человеческой деятельности ,я считаю
,что учащиеся должны овладевать такими знаниями и умениями ,которые
помогли бы освоить технологии интеллектуальной деятельности ,повышали бы
уровень информационной культуры. Современное образование претерпевает
изменения, поэтому мы-педагоги понимаем , что одних знаний ,умений ,навыков
недостаточно, необходимо осваивать деятельные технологии ,изменять
содержание уроков. Школа должна формировать опыт самостоятельной
деятельности и личной ответственности обучающихся ,то есть ключевые
компетентности. Так как обучение идет не только в классе ,школе ,а под
воздействием семьи ,друзей ,работы, культуры ,то есть формирование
ключевых компетентностей школьника идет посредством обучения и
воспитания ,получение основного и дополнительного образования. Ученик
должен быть творческим ,самостоятельным ,ответственным ,коммуникативным
человеком ,способным решать проблемы личные и коллектива .У него должна
быть потребность к познанию нового ,умение находить и отбирать нужную
информацию .Все эти качества можно формировать используя компетентный
подход в обучении любому предмету ,в том числе и математике, а это является
одним из личностных и социальных смыслов образования. Сегодняшний
учебный процесс полон неразрешимых противоречий .Одним из них является
противоречие между обьяснительно-иллюстративным способом преподавания и
необходимостью деятельного характера учения. Согласно этому подходу учение
эффективно при такой организации ,когда школьник усваивает учебное
содержание в деятельности .Такое учение ведет к осознанному и прочному
усвоению знаний и развитию интеллекта учащегося. Нами разрабатываются
дидактические подходы ,направленные на снятие существующих
противоречий .Одним из таких подходов является организация различных видов
самостоятельных работ на уроках математики .Например устные и письменные
самостоятельные работы. Эффективны устные самостоятельные работы на два
варианта в начале урока, которые организуют учащихся(чаще всего получается
опросить всех).Также это формирует внутреннюю мотивацию самих учащихся к
учебному труду.
Самостоятельные работы на два варианта проводятся почти на всех уроках с
различными целями:
-получение информации о знаниях учащихся
-подготовка к восприятию нового материала
-проверка усвоения теоретического материала предыдущих уроков, формул,
правил, теорем
-проверка уровня развития навыков и умений применять теоретические знания
при решении упражнений и задач
-навыков построения графиков
-знания характеристических свойств геометрических фигур
-навыков обобщения изученного материала как теоретического так и
практического
-подготовка учащихся к контрольной работе
-выработка навыков предупреждения ошибок
-развитие навыков математической речи и самоконтроля.Такие устные
самостоятельные работы дают возможность каждому ученику почти на каждом
уроке отвечать хотя бы на один вопрос ,тем самым сокращается дефицит
времени общения с учащимися. А у детей развиваются качества
ответственности ,самостоятельности в работе на уроках.Обучающие
самостоятельные работы делятся на две группы: работа по формированию
знаний и работы по формированию умений. Работа по формированию знаний
проводятся на этапе подготовки к введению нового материала. Необходимо
создавать условия для активного восприятия нового материала, которые
позволяют учащимся осознать и прочно запомнить новые сведения: формулы и
символы ,определения и теоремы, последовательность действий. Цель работ по
формированию знаний состоит в том ,чтобы в процессе самостоятельной
деятельности учащихся довести до сознания ученика содержание нового понятия
,раскрыть его необходимые признаки ,показать связь с ранее изученным
материалом. Эти работы проводятся при первичном закреплении знаний ,то
есть сразу после обьяснения материала. Задания в работах по формированию
знаний должны быть репродуктивного характера. .При выполнении таких работ
деятельность школьника элементарна: происходит простое восприятие
изученного. Однако эти работы способствуют накоплению опорных фактов
,необходимых в дальнейшем изучении материала, осознанию и прочному
запоминанию новых сведений. На начальном этапе формирования знаний
можно разрешить пользоваться учебником ,записями в тетради .Поскольку
самостоятельные работы по формированию знаний проводятся сразу после
обьяснения нового материала ,то их проверка своевременно дает учителю
картину понимания учащимися нового материала на самом раннем этапе его
изучения .С целью экономии времени на проведение самостоятельных работ
применяются плакаты на мониторе компьютера ,на которых представлено
содержание работы в двух вариантах .В одном варианте-название правил
,законов ,формул ,во втором –аналитическая запись их в другой
последовательности. Такая же работа проводится и с помощью карточек с
формулами соответственно для первого и второго вариантов ,учащиеся
отвечают правила ,теоремы. Эта работа проходит в быстром темпе ,для того
чтобы опросить большую половину класса. Таким образом удается получить
информацию о знаниях учащихся и подготовить их к решению задач и
упражнений.Возможны различные способы организации самостоятельных работ
с помощью средств обратной связи. Большой набор карточек прикрепляется к
доске и проводится фронтальный опрос :школьники отвечают правила ,делают
вычисления устно с помощью формул. Возможна и другая форма организации
самостоятельной работы. Некоторый набор карточек дается на группу учащихся
из 4-5 человек. Ученики решают вначале индивидуально те задания ,которые
они могут решить, затем-взамопроверка внутри группы, а в конце
представители групп показывают решения на доске .Это дает возможность
активизировать деятельность учащихся на этапе .Все виды самостоятельных
работ ,которые проводятся на уроках ,ставят учащихся в ситуацию ,когда они
вынуждены работать в темпе ,контролировать свои действия и использовать
весь материал изученной темы. Все виды работ ,особенно устных ,дают учителю
возможность общения почти с каждым учеником на каждом уроке, которые
иногда отвечают на уроке дважды-устно и письменно. Это стимулирует их
учебную деятельность. Работы по формированию умений проводятся на этапе
закрепления знаний .Цель работы по формированию умений состоит в том,
чтобы в процессе самостоятельной деятельности совершенствовались
приобретенные учащимися навыки выполнения тождественных
преобразований ,решения уравнений ,неравенств ,различного рода задач. Эти
работы могут проводиться на каждом уроке. При подборе заданий для работ по
формированию умений ,следует учитывать требование к системе упражнений
,направленных на формирование умений применять тот или иной прием
.Следует в этом случае исходить из принципа «от простого к сложному»
.Содержание и порядок вопросов и заданий в работе должны определять течение
мысли учащегося. Фиксировать внимание на трудных моментах, вырабатывать
логику суждений. Каждое предыдущее задание должно помогать выполнять
последующее ,а последующее-готовить к восприятию новых заданий и
закреплять предыдущие .Важным и чрезвычайно тонким моментом учебно-
воспитательного процесса как учителя ,так и для ученика является контроль за
знаниями учащихся. После того как материал хорошо усвоен и учащиеся без
особых затруднений справляются с самостоятельными работами обучающего
характера ,необходимо проверить и оценить приобретенные знания.
Контролирующие работы целесообразно проводить после логически
завершенных циклов учебного материала ,что дает возможность проверить
степень усвоения материала учащимися .Письменную проверку знаний и
умений необходимо проводить на различных этапах усвоения изученного ,что
дает возможность несколько раз получить информацию об усвоении одного и
того же материала .Поскольку проверочные работы проводятся после отработки
основных умений и навыков, то нет необходимости включать в эти работы
задания только репродуктивного характера .Основа проверочных работ-задания
реконструктивного характера .В тоже время в проверочных работах не следует
включать задания сложнее тех, которые выполняются на уроках и дома
.Описанные виды самостоятельных работ помогут учителю повысить качество
знаний учащихся ,и особенно «слабых2,у них появится желание отвечать
,работать на уроках более активно .Цель каждого этапа урока –повысить
уровень знаний учащихся, а проведение самостоятельных работ на различных
этапах урока поможет созданию условий для самообучения учащихся и
самопроверки полученных знаний , для развития стремления к повышению
качества знаний .При выставлении отметки за работу на уроке у доски или с
места можно учитывать и ответы на вопросы устной самостоятельной работы.
Здесь не указывается ни тема самостоятельных работ, ни классы ,так как все
виды самостоятельных работ можно проводить при изучении любой темы ,а
также при повторении и при подготовке к экзамену. Любой вид самостоятельной
работы способствует созданию условий для интеллектуального и социального
развития учащегося.
Учитель математики МБОУ «СОШ села Черный Яр»,
Астраханской области Степовая Людмила Павловна.