Напоминание

Специфические особенности работы концертмейстера в хореографическом коллективе


Автор: Адлер Галина Алексеевна
Должность: концертмейстер - педагог
Учебное заведение: ЦТ " На Вадковском" Хореографическая студия " Синяя птица"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья.
Тема: Специфические особенности работы концертмейстера в хореографическом коллективе
Раздел: дополнительное образование





Назад




Специфические особенности работы концертмейстера в хореографическом

коллективе

Адлер Г.А.,

Педагог - концертмейстер дополнительного образования,

хореографической студии «Синяя птица»

Центра творчества «На Вадковском»

Ключевые слова: Дополнительное образование, роль концертмейстера детской

хореографической

студии, пластика,

координация

движений,

чувство

ритма,

танец

и

музыка. Хореограф- концертмейстер- учащиеся.

Аннотация: автор

статьи

затрагивает

актуальные

вопросы о

необходимости

дополнительного

образования, необходимости

присутствия

концертмейстера

в

хореографическом классе во время занятий и репетиций, тесное сотрудничество педагога-

хореографа и концертмейстера. Влияние музыкального сопровождения на формирование

танцевальных движений ученика.

Такие

организации

как

дворцы

культуры,

центры

творчества

ведут

целенаправленную

деятельность

воспитания

и

обучения

детей,

а

также

взрослых

посредством реализации дополнительных образовательных программ.

Одним из таких центров является Центр творчества «На Вадковском», Москва. В

нём

много

различных

объединений

по

направлениям.

К ним относятся

и

различные

танцевальные студии: студия бального танца, студия «Танц-до», студия спортивного танца

«Капоэйра»,

студия

испанского

танца

«Палитра»,

а

также

хореографическая

студия.

«Синяя птица», которая в своем репертуаре применяет танцы разных направлений и

стилей.

На занятиях в хореографической студии «Синяя птица» дети развивают пластику,

координацию и чувство ритма, учатся понимать танец и музыку, осваивают технику

классического,

историко-бытового,

народно-сценического

танца,

впервые

встают

на

пуанты. Для достижения первых результатов маленьким танцовщикам приходится много

работать

над

собой

-

заниматься

гимнастикой,

выполнять

классический

экзерсис,

репетировать. С раннего возраста юные танцовщики приобщаются к сценической жизни:

выступают

на

ведущих

концертных

площадках

города,

побеждают

на

окружных

и

городских фестивалях и конкурсах, поступают в профессиональные хореографические

учебные заведения.

В

развитии

танцевальных

навыков

и

профессиональных

данных

детей

в

хореографической студии, как правило, участвуют два педагога: педагог-балетмейстер и

педагог-концертмейстер.

Специфика

-

концертмейстеров

в

хореографии

представляет

собой

-

весьма

ответственную сферу деятельности музыкантов, призванных участвовать в повседневной

творческой работе балетмейстеров постановщиков, педагогов-хореографов. Творческая

атмосфера в хореографическом коллективе не позволяет ему ограничиваться формальным

отношением к своим обязанностям, так как, уроки в хореографии от начала и до конца

строятся

на

музыкальном

материале.

Но

помимо

того,

что

должен

уметь

любой

концертмейстер,

будь

то

вокал,

хор

или

аккомпанемент

любому

солирующему

музыкальному

инструменту,

концертмейстер

хореографии

должен

обладать

особыми

навыками, приобретёнными за время работы с хореографами. Эти навыки кардинально

отличаются

от

навыков

концертмейстеров

других

направлений.

В

хореографии

концертмейстеру недостаточно просто читать с листа или просто подбирать на слух.

К примеру, концертмейстеру вокала необходимо дышать вместе с вокалистом и

чувствовать его настроение и изменения характера произведения, играть точно по нотам

все произведение, если так задумано композитором.

Хормейстеру

и

хору

играть

по

руке

дирижера

в

зависимости

от

характера

и

скорости произведения, а также от трактовки этого произведения хормейстером, или если

солирующим музыкальным инструментам необходимо играть точно по нотам, обладая

техникой и поддерживая или ведя за собой солиста.

Концертмейстеру хореографии, прежде всего, необходимо понять принцип самой

хореографии, видеть и понимать, что нужно играть на те или иные комбинации движений,

чувствовать само движение, т.е. уметь сопоставлять движения и знания музыкальных

произведений, выбирать то, что в этот момент лучше всего подходит для этих движений.

Концертмейстер хореографии, в какой-то мере, импровизатор, потому как в хореографии

большинство произведений необходимо строить в зависимости от комбинаций движений и

обязательно

выдерживать

квадратность.

Безусловно,

существуют

готовые

отредактированные

произведения

для

концертмейстеров

хореографии

и,

лучше

всего,

начинающему концертмейстеру хореографии опираться на них. Но даже в этих случаях

возможно

попасть

впросак,

если

не

понять

предварительно

комбинацию

движений,

заданную

хореографом.

Тогда

начинающему

концертмейстеру

хореографии

просто

необходимо научиться считать до восьми счетов, как обычно считают сами хореографы и

также дети вслух. Просто считать и контролировать сколько таких восьмёрок окажется в

заданной

комбинации

и,

тогда

определить

сколько

частей

отредактированного

для

хореографии

музыкального

произведения

необходимо

играть

и

какие

отрезки

надо

повторить, чтобы завершить музыкальную комбинацию вместе с комбинацией движений.

Обычные ошибки любого начинающего концертмейстера в хореографии, даже если

у него прекрасная читка с листа, техника и знание многих произведений, заключается в

том, что во время занятий - будь то партер, или экзерсис у станка, или экзерсис в центре

зала - играть знакомые произведения, показывая технику и увлекаясь эмоциями, тем

самым

сбивать

с

ритма

и

нарушать

музыкальную

ритмичность,

необходимую

выполняемым движениям. Что в таких случаях делать? Для начала просто посчитать по

тактам или сильным долям, чтобы части произведения соответствовали квадратности и

«безжалостно

удалять»

несоответствующие

такты,

нарушающие

квадратность.

«Безжалостно удалять», т.е. не играть такты, неподходящие по ритму или расплывчатые

музыкально. Но если в произведении достаточно тактов, но не хватает пару тактов, чтобы

завершить произведение? В таких случаях необходимо применять навык импровизации

или же теоретического подхода, т.е. найти в произведении, тот отрезок, который может

завершить неполную музыкальную фразу, который не нарушает форм. Он может быть, как

выбранный из самого произведения, так и сочинённый самим концертмейстером.

Помимо теоретического и технического подхода к тем или иным выбранным

произведениям, концертмейстер хореографии должен чувствовать настрой хореографа и

задавать

этот

настрой

музыкально.

Этот

настрой

зависит

от

заданных

хореографом

упражнений. Иногда просто необходимо согласовывать с хореографом что играть, сколько

восьмёрок в комбинациях движений, так как, даже короткие комбинации упражнений

больше

соответствуют

танцу,

чем

просто

физическим

упражнениям.

Тут

необходим

теоретический подход к выбору частей произведения, импровизация, сочинительство или

подбор на слух.

Первостепенной

задачей

концертмейстера

на

занятиях

хореографии

является

музыкально-ритмическое воспитание обучающихся.

Игра концертмейстера должна быть настолько увлекательна и заразительна, чтобы

обучающиеся с удовольствием выполняли упражнения и чувствовали музыкально само

движение, чувствовали ритм и с удовольствием, помимо упражнений, просто считали

вслух, так как, любые упражнения выполняются под счёт. Счёт же выпадает на сильные

доли

или

на

начало

музыкального

такта.

Таким

образом,

при

игре

различных

произведений, разных жанров и характера произведений, концертмейстер своей игрой

помогает музыкально – ритмическому развитию обучающихся.

На

занятиях

хореографии дети приобщаются

к

лучшим

образцам

народной,

классической и современной музыки, и, таким образом, формируется их музыкальная

культура, развивается их музыкальный слух и образное мышление, которые помогают при

постановочной работе воспринимать музыку и хореографию в единстве. Концертмейстер –

это помощник хореографа. Значит, должен до конца вместе с педагогом проходить путь от

создания образа танца до выступления на сцене.

Большое значение для эффективности работы во время занятий, имеет характер

общения концертмейстера и педагога, так как, от этого зависит не только музыкальное

продвижение обучающегося, но и воспитание его как человека. В процессе занятий и

репетиций педагог нередко высказывает концертмейстеру пожелания, замечания и т.п.

Реакция концертмейстера на такие замечания имеет важное значение для воспитания

обучающихся. Основной принцип здесь – заинтересованность концертмейстера, которую

должны чувствовать танцоры.

В

обязанности

концертмейстера

входит

участие

в

решении

образовательных

и воспитательных задач. Естественно - образование в хореографии невозможно без

верного помощника педагога – концертмейстера, обязательно присутствующего на всех

занятиях

и

репетициях.

Кто,

как

не

концертмейстер

разовьет

у

воспитанников

музыкально-ритмические навыки, не привьет им музыкально-эстетический вкус.

Профессия концертмейстера хореографии представляет собой самостоятельный вид

искусства фортепианной деятельности, так как, это искусство требует не только умение

владеть инструментом, но и читать с листа, читать партитуры, уметь подбирать на слух,

знать

основы

хореографии

и

сценического

движения,

чтобы

верно

организовать

музыкальное сопровождение танцорам и правильно скоординировать жесты в движениях

классического балета, бальных и русских народных танцев, знать основы поведения

актеров на сцене, уметь одновременно играть и видеть танцующих, уметь вести за собой

целый ансамбль танцоров, уметь импровизировать (подбирать) вступления, отыгрыши,

заключения,

необходимые

в

учебном

процессе

на

занятиях

хореографии,

выбирать

необходимые отрезки из произведений подходящим тем или иным движениям в танцах

или

упражнениях. В

обязанности

концертмейстера

хореографических

классов

также

входит:

репертуарный

подбор

музыкальных

произведений

для

занятий,

постоянное

расширение

музыкального

багажа

и

знаний

о

природе

танца,

его

характерных

особенностей. Недостаточно на каждом занятии, играть одно и то же произведение и, хотя

упражнения могут быть одни и те же, желательно из раза в раз менять музыкальные

произведения для развития обучающихся и умения их ориентироваться в движениях при

игре другого музыкального произведения.

изучение опыта работы по эстетическому воспитанию детей в хореографических

коллективах, в частности, по музыкальному развитию.

Музыка и танцевальные движения гармонично едины и это прекрасное средство

для эмоционального и эстетического воспитания.

Результативная работа в хореографических классах возможна только в содружестве

педагога-хореографа и музыканта. И здесь можно говорить о субъективной позиции,

потому что не малую роль играет психологическая совместимость, личностные качества

концертмейстера

и

хореографа.

Для

настоящего

творчества

нужна

атмосфера

дружелюбия непринужденности, взаимопонимания. Важно, чтобы концертмейстер был

другом и партнером. Только с позиции творческого подхода можно осуществить все

замыслы, иметь высокую результативность в исполнительской деятельности обучающихся

хореографических классов.

Музыкально - ритмические движения – это вид деятельности, в основе которого

лежит

моторно-пластическая

проработка

музыкального

материала.

Музыкально

-

ритмическое развитие детей имеет 3 взаимосвязанных направления:

обеспечивает музыкальное развитие и включает развитие музыкального слуха;

усвоение музыкальных знаний;

формирование умений подчинять движения музыке.

Музыкально-ритмическое

развитие

дает

правильные

двигательные

навыки,

обеспечивает формирование умения управлять движениями тела. Значит, необходима база

знаний,

умений

и

навыков.

Хореографическую

базу

воспитанникам

дает

педагог-

хореограф, а музыкальную – концертмейстер...

В плане музыкального воспитания концертмейстер имеет возможность научить

детей

выделять

в

музыке

главное,

передавать

движением

различный

интонационный

смысл (ритмическое, мелодическое, динамическое начало). Так как, движения под музыку

способствуют усилению эмоционального воздействия музыки, помогают прослеживать

развитие художественного образа.

Танец - это создание художественного образа под музыку. Получается, что роль

концертмейстера в этом процессе очевидна. Он должен подобрать музыкальный материал

так, чтобы музыка соответствовала образу.

Принципы подбора музыкальных фрагментов для классического экзерсиса должны

соответствовать следующими свойствами:

1.Квадратность.

2.Определенный ритмический рисунок и темп.

3.Наличие затактов.

4.Темповые и метрические особенности.

Концертмейстер

хореографии

должен

уметь

применить

свои

знания,

продемонстрировать

владение

техникой,

при

этом

проявить

артистизм

и

разносторонние

музыкально-исполнительские

дарования,

помогать

развитию

музыкального

мышления,

видению

художественного

образа,

помогать

создавать

художественный образ через музыкальное оформление движения или танца.

Задача

занятий

воспитывать

у

детей

умение

слушать

музыку,

соединять

танцевальные движения с музыкой, прививать любовь к музыкальному движению,

уметь свободно двигаться под любую музыку. Готовить из детей чутких слушателей и

исполнителей, черпающих в музыке вдохновение, радость, поддержку, пробуждать в

них творчество, научить детей слышать и слушать музыку, понимать ее, любить и

развивать эмоциональную выразительность детей, тем самым помогать и содействовать

в творческой работе педагога-хореографа.

В

деятельности

концертмейстерского

мастерства

применяются

различные

методы работы:

наглядно-слуховой (слушание музыки во время показа движений педагогом);

словесный

(педагог

помогает

понять

содержание

музыкального

произведения,

побуждает воображение, способствует проявлению творческой активности);

практический (конкретная деятельность в виде систематических упражнений).

В плане музыкального воспитания концертмейстер имеет возможность научить

детей следующему:

выделять в музыке главное;

передавать

движением

различный

интонационный

смысл

(ритмическое,

мелодическое, динамическое начало).

чувствовать сильные и слабые доли, прохлопывать ритм, узнавать длительность и

размер произведений.

угадывать и чувствовать характер музыкального произведения и, соответственно,

демонстрировать это эмоционально в танце или в танцевальном движении.

Это можно прививать на любых этапах занятий: и в упражнениях, и в танцевальных

этюдах.

В обширном поле деятельности пианиста-концертмейстера - работа в классе хореографии

при центре детского творчества занимает почетное место. Нет задачи благороднее, чем

совместно с педагогом приобщить ребенка к миру прекрасного, помочь ему выработать

танцевальные навыки, развить его общую музыкальность. Работа концертмейстера, в

связи

с

возрастными

особенностями

детского

исполнения,

отличается

рядом

дополнительных сложностей и особой ответственностью.

Специфика работы концертмейстера в центре детского творчества требует от него

особого универсализма, мобильности, умения в случае необходимости переключаться на

работу с учащимися различных специальностей. Концертмейстер должен питать особую,

бескорыстную

любовь

к

своей

специальности,

которая

(за

редким

исключением)

не

приносит внешнего успеха - аплодисментов, цветов, почестей и званий. Он всегда остаётся

в тени, его работа растворяется в общем труде всего коллектива.

Список литературы:

1.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-

2020 гг. «Дополнительное образование детей».

2.

Гурьянова

Л.Е.

«Основы

ритмики,

хореографии

и

современного

бального

танца».

Программа для преподавателей дошкольных учреждений дополнительного образования

и школ эстетического и физического воспитания. – Пермь, 2001.

3.

Шабалина Т.Л. «Профессиональный рост концертмейстера хореографии». Обобщение

педагогического опыта. – Кирово-Чепецк, 2006.



В раздел образования