Напоминание

Сценарий профориентационной игры "Светофор"


Автор: Алёна Сергеевна Чернева
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: МБУ ДО
Населённый пункт: Нижний Новгород г. Дзержинск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сценарий профориентационной игры "Светофор"
Раздел: среднее образование





Назад




СВЕТОФОР

ВЫБРАТЬ ЦВЕТ

Психолог: Те, кто выбрали:

– синий цвет – чувствительные и впечатлительные люди, спокойные и

уравновешенные, они отличаются утончённостью и хорошим эстетическим

развитием;

– зелёный цвет – испытывают потребность в похвале, хотят быть лучше

всех, имеют высокий уровень притязаний, озабочены собственным статусом

в коллективе;

– жёлтый цвет – мечтательны, с богатым воображением, любят мечтать,

фантазировать, но не готовы активно действовать, живут больше в будущем,

чем в настоящем;

– красный – активные, энергичные, деятельные, напористые, шумные.

Каждый из нас индивидуален, у каждого свои особенности, каждый из нас –

это отдельный мир знаний, эмоций, чувств, переживаний, стремлений,

мотивов.

А что нас объединяет, чем мы похожи?

Воспитанники называют общее, то ,что их объединяет.

Вступительное слово:

В нашей жизни нам часто (точнее, каждый день) приходится делать выбор:

надеть пиджак или свитер,

пойти пешком или поехать на автобусе;

посмотреть телевизор или почитать;

посидеть в интернете или погулять с друзьями;

съесть котлету или сардельку;

заняться танцами или пением и т.д.

Это, так называемый, ежедневный выбор. Но в жизни каждого человека есть

2 момента, от которых зависит вся его дальнейшая жизнь, а именно, счастлив

он будет или нет.

Это:

выбор своей второй половины;

и выбор профессии.

Недаром люди говорят: «Счастлив тот, кто с радостью идет на работу и с

радостью возвращается с работы домой».

Сегодня наша с вами встреча посвящена как раз выбору профессии. Чем

быстрее вы определитесь и выберете себе дело по душе, тем быстрее вы

станете успешным человеком.

Психолог: Итак, условно все люди делятся на 2 большие категории:

«физики» и «лирики». Сегодня наш конкурс так и называется: «Физики и

лирики».

ФИЗИК И ЛИРИК

Я сейчас предлагаю разделиться на две команды по вашим интересам. Для

этого пусть каждый возьмет по листу бумаги и ручку.

Разделите лист бумаги вертикальной чертой.

– Слева вверху подпишите «Физик»;

– справа вверху подпишите «Лирик».

Теперь я буду вам читать вопросы, состоящие из двух частей. Первая часть

относится к категории «физик», а вторая к категории «лирик». Прослушав

вопрос, вам необходимо выбрать, что вам больше нравится делать и

выбранный ответ записать в нужную колонку.

Вопросы:

– Вам больше нравится математика или история?

– Вам легче решать задачи по физике или писать сочинение?

– Вам больше нравится сделать лабораторную работу по химии или

нарисовать рисунок?

– Вы с большей радостью занялись бы починкой сломанной техники или

чтением стихов?

– В свободное время вы бы предпочли посетить техническую выставку или

театр?

Теперь подсчитайте количество выбранных ответов в каждой колонке

отдельно и запишите там же соответствующее число. Сравните результаты. В

какой колонке число больше, к той категории людей вы и относитесь.

А именно:

– Если вам по душе точные науки, лабораторные работы, эксперименты,

работа с техникой, то скорее всего, Вы – физик.

– Если вас больше тянет к творчеству: сочинениям, стихам, иностранным

языкам, музыке, живописи, театру-то, вероятнее всего, вы – лирик.

Психолог: Я прошу вас разделиться на две команды: физиков и лириков.

Разминка Игра «Цепочка профессий»

Инструкция: “Сейчас мы по кругу выстроим "цепочку профессий". Я назову

первую профессию, например, металлург, следующий назовет профессию, в

чем-то близкую металлургу, например, повар. Следующий называет про-

фессию, близкую к повару и т.д. Важно, чтобы каждый сумел объяснить, в

чем сходство названных профессий, например, и металлург, и повар имеют

дело с огнем, с высокими температурами, с печами. Определяя сходство

между разными профессиями, можно вспомнить схему анализа профессии,

например, сходство по условиям труда, по средствам и т.д. (ем. раздел 6.

Угадай профессию, где представлена схема анализа профессий)”.

Опыт показывает, что обычно больше двух раз проводить игру не следует, т.к.

она может наскучить игрокам.

ПРОФЕССИИ ФИЗИК И ЛИРИК

Задание: За две минуты надо вспомнить и написать на листке как можно

больше профессий по принадлежности их к «физикам» или «лирикам».

Физики вспоминают свои профессии, Лирики – свои.

Далее оба списка зачитываются.

1 профессия – 1 балл.

Конкурс № 2 «СОЛНЦЕ»

Каждой команде выдается лист бумаги с нарисованным в центре оранжевым

кругом, акварельные краски, банк с водой , кисточки, фломастеры.

Психолог: Здесь нарисован солнечный круг, потому что любимая для

человека работа сродни солнцу – она не только кормит, но и согревает, радует,

дает крылья и веру в будущее.

Задание: За одну минуту каждый из вас придумывает профессиональные

качества и умения, которые необходимы, чтобы стать классным специалистом

в вашей области. Затем по очереди каждый из вас подходит к плакату своей

команды, рисует луч и подписывает качество. Затем второй участник и т.д.

1 луч – 1 балл.

Сейчас я предлагаю выполнить упражнение, которое называется

ОСНОВНОЙ МОТИВ ТВОЕГО ВЫБОРА

Это упражнение помогает разобраться в том, что же двигает человеком при

выборе профессии

Используемый материал: Список мотивов, включающий 16 фраз

Основной мотив твоего выбора профессии.

1. Возможность получить известность, прославиться.

2. Возможность продолжать семейные традиции.

3. Возможность продолжать учебу со своими товарищами.

4. Возможность служить людям.

5. Заработок.

6. Значение для экономики страны, общественное и государственное

значение профессии.

7. Легкость поступления на работу.

8. Перспективность работы.

9. Позволяет проявить свои способности.

10. Позволяет общаться с людьми.

11. Обогащает знаниями.

12. Разнообразная по содержанию работа.

13. Романтичность, благородство профессии.

14. Творческий характер труда, возможность делать открытия.

15. Трудная, сложная профессия.

16. Чистая, легкая, спокойная работа.

Процедура: ( распечатка 16 основных мотивов выдается каждому участнику).

Психолог дает задание: зачеркнуть 8 из 16 мотивов, которые к тебе меньше

всего относятся. У ребят остается 8 мотивов. Следующие задание -

зачеркнуть 4 мотива, которые в меньшей степени руководят тобой. Потом

нужно исключить еще 2 менее важных из четырех. И потом удаляем еще один

из двух.

Психолог: Давайте подведем итоги этого упражнения (каждый подросток

зачитывает свой мотив, который остался у него не зачеркнутый).

Вывод делается, исходя из ответов детей.

Психолог: Кроме мотива, как мы уже говорили, существует подходы к

выбору профессии. Таких подходов много, но мы с вами сегодня

воспользуемся самым приемлемым для нас – житейским.

Само слово «житейский» говорит за себя. Это не научный специфический

подход, а то, чем люди руководствуются в повседневной жизни, исходя из

существующих обстоятельств, своего опыта и возможностей.

Итак, что же мы учитываем при выборе профессии, следуя этому способу?

Востребованность на рынке труда.

Доходность.

Требования к умственным и физическим способностям,

здоровью (космонавт, водолаз …).

Нервно-эмоциональная напряженность (милиционер, учитель, МЧС,

шахтер…).

Образованность (врач, учитель, психолог, ученый…).

Возможность проявить творчество (художник, поэт, танцор, дизайнер,

парикмахер, портной…).

Положительное влияние на семейную жизнь.

Общение в труде (работа в коллективе или индивидуальная работа).

Возможность карьерного роста (важно или не важно).

В нашем регионе, как и в любом регионе страны, большую роль играет

пункт: “востребованность на рынке труда”.

Вот именно поэтому вы и не мечтаете стать полярниками, балетмейстерами и

космонавтами, а выбираете более знакомые вам профессии, которые

востребованы на рынке труда нашего города.

Положение можно изменить, если иметь мечту, желание, стремиться к

поставленной цели, при этом обладать нужными качествами, способностями.

А теперь я предлагаю освежить в памяти такие понятия как «Хочу», «Могу»,

«Надо» с помощью метафорических карт.

Упражнение: «Профориентационная лестница»

Роль метафоры: прежде всего связанна с движением, тем самым она близка

к метафоре пути. Визуальные образы лестниц вызывают множество

ассоциаций и актуализируют множество смыслов.

Используемый набор МАК: «Лестницы: метафора спусков и восхождений»

(авторы: Г.Кац, Е.Мухаматулина; в набор входит 80 фотографий с

изображениями разнообразных лестниц, а также 32 карточки со словами и

словосочетаниями ).

Способ работы:

Процедура: Выберите три карты, образы которых соответствуют трем

составляющим успешной профессии.

1.

«Хочу». Эта карта может отражать ваши представления о профессии,

которая привлекательна для вас; о сфере деятельности, который вам хотелось

бы заниматься. Опишите эту лестницу: какая она, сколько на ней ступеней,

вверх или вниз они ведут, каково качество ступеней, из какого материала они

сделаны.

2.

«Могу». Это область ваших возможностей и способностей. Посмотрите

– связаны ли они с желаемыми профессиональными достижениями? Как они

могут помочь вам в достижении желаемого?

3.

«Надо». Эта карта отражает ваши представления о ценности и

полезности выбранной профессии.

С какой картой вам было легко работать, а с какой – трудно? Есть ли у вас

ощущение, что все три карты вам понятны и вам легко ответить на все

вопросы, с ними связанные? Есть ли карты, которые вам хотелось бы

заменить на другие? Что вы теперь думаете о своем профессиональном пути?

Итак, мы выяснили, что житейский способ выбора профессии основан на

трёх составляющих:

ПРОФЕССИЯ – должна нравиться;

ПРОФЕССИЯ – должна соответствовать возможностям и способностям

человека;

ПРОФЕССИЯ – должна быть востребованной на рынке труда.

А сейчас, мы немного отдохнём и поиграем

Профориентационная игра "Человек - профессия"

Процедура предполагает следующие основные этапы:

I. Общая инструкция: “Сейчас мы загадаем любого из сидящих в круге, а кто-

то постарается отгадать этого человека. Но отгадывать он будет с помощью

одного единственного вопроса: с какой профессией этот человек

(загаданный) ассоциируется, т.е. общий облик человека какую профессию

больше всего напоминает? Каждый по кругу должен будет называть наиболее

подходящую для загаданного профессию. Профессии могут повторяться.

После этого у отгадывающего будет возможность подумать (примерно 30—40

секунд) и называть свои варианты отгадки. Интересно, какой по счету

вариант будет правильным?”

2. По желанию выбирается доброволец - отгадывающий и отправляется на

некоторое время в коридор, а остальные быстро и тихо (!) выбирают любого

из присутствующих. При этом загаданным может быть и сам отгадывающий,

ведь вернувшись из коридора, он также будет сидеть во время игры в круге.

3. Приглашаете отгадывающий, садится в круг и начинает всем, но очереди

задавать вопрос: “С какой профессией ассоциируется загаданный человек?”.

Каждый должен быстро дать ответ (ответ должен быть правильным и в то же

время не являться откровенной подсказкой).

4. После того, как все дали свои варианты ассоциаций, отгадывающий думает

и начинает называть тех, кто, по его мнению, в наибольшей степени

соответствует названным профессиям. Если игроков 6—8 человек, то

отгадывающий может обратиться к участникам с этим же вопросом повторно,

т.е. как бы пройти второй круг.

5. Обсуждение организуется следующим образом. Если кого-то назвали по

ошибке,

то

можно

спросить

у

него,

насколько

соответствует

его

представление о себе названным профессиям, т.е. так ли уж сильно ошибся

отгадывающий? У того человека, кого на самом деле загадали, можно спро-

сить,

согласен

ли

он

с

названными

профессиями

(насколько

они

соответствуют его собственному представлению о себе, о своем образе...). У

отгадывающего можно поинтересоваться (когда он уже будет знать, кого на

самом деле загадывали), чьи ответы-профессии помогали, а чьи мешали ему

отгадывать.

Упражнение «кто есть кто»

1. Инструкция: "Сейчас я буду называть профессии, каждый в течение

нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить,

кому эта профессия подойдет, дет в наибольшей степени. Далее я хлопну в

ладоши и все по команде одновременно должны показать рукой (или ручкой)

на выбранного человека (наиболее подходящего для названной профессии)".

Еще перед началом самой игры ведущий может спросить у участников

группы, какие профессии для них наиболее интересны и выписать эти

профессии (примерно 10-15 штук) на доске, называя впоследствии

профессии из этого перечня. Это исключит случаи, когда названная

профессия будет никому не интересна, а может даже и неприятна.

Если игроков 6-8 человек, то показывать можно, то не одной рукой, а двумя

(одной рукой - на одного человека, другой - на другого. Для большего

количества участников лучше все это проделывать одной рукой, иначе будет

путаница.

2. Показав рукой на своего товарища, все должны на время замереть, а

ведущий сам по очереди подсчитывает, сколько рук показывает на каждого

человека, т.е. чей образ, по мнению большинства игроков, в наибольшей

степени соответствует данной профессии (Следует заметить, что в свое время

проводились эксперименты (В.Н.Шубкин и др.), показывающие, что

прогнозы школьников относительно профессионального будущего своих

одноклассников нередко оказываются более точными, чем прогнозы их

учителей и родителей. Это означает, что доверять мнению одноклассников о

профессиональных перспективах своих товарищей все-таки можно и нужно).

Конечно, и сами игроки могут сосчитать, сколько рук на них указывают, но

по опыту проведения игры, часто оказывается, что без помощи ведущего

многие сбиваются.

Если упражнение проводится в классе и учащиеся сидят на своих местах за

партами, то все основные правила сохраняются, а ведущий должен быть

готов к несколько большим эмоциям игроков. Однако, при таком варианте

игры, школьникам проще сосчитать самим, сколько товарищей на них

показывают, ведь в отличие от игры в круге, где вес сидят плотно друг с

другом, в классе больше простора и меньше ошибок с показыванием и

обращением друг к другу.

В целом, данное игровое упражнение достаточно простое и с интересом

воспринимается участниками.

Заключительное слово психолога

Однажды, на вопрос: "Что же такое счастье?" прозвучал такой ответ:

"Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью

возвращаешься домой". Отсюда следует, что одной из составляющих счастья

является правильный выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно

встаёт перед любым человеком, в том числе и перед вами.

И я вам желаю правильного выбора профессии, которая станет вашей

счастливой судьбой.

Спасибо всем за внимание, активное участие на занятии! До новых встреч!



В раздел образования