Автор: Иванова Елена Аллександровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО ДДТ Петродворцового района
Населённый пункт: Санкт - Ппетербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Мотивация танцоров"
Раздел: дополнительное образование
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества
Петродворцового района Санкт-Петербурга
198510, Санкт-Петербург, Петродворец, Санкт-Петербургский пр., д.4-а,
тел/факс (812) 241-37-46
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
На тему «Мотивация танцоров»
Составитель:
Иванова Елена Александровна
Педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2020
1
Содержание
1.
О спортивной психологии. ----------------------------------------------------3
2.
Человек своей стратегии. ------------------------------------------------------4
3.
Психологический настрой на тренировку. ---------------------------------5
4.
Разницу между мотивированным танцором и немотивированным. --9
5.
Позиция родителей. ------------------------------------------------------------10
6.
Результаты турниров и тренировок. ---------------------------------------12
7.
Отношения в танцевальной паре. -------------------------------------------13
8.
Что должен делать тренер для мотивации танцора. --------------------16
9.
Список использованной литературы---------------------------------------18
О СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ.
2
Если танец стал вашей судьбой и серьёзным увлечением, если вы
хотите показать своим детям всю палитру красок той картины, которую мы
называем
мировым
танцевальным
спортом,
то
вам
необходимо
познакомиться с психологией танца.
Спортивной психологией занимаются давно и достаточно серьёзно,
поскольку психология помогает решать самые различные вопросы в любом
виде
спорта.
Однако
ни
о
чём
подобном
до
сих
пор
не
шла
речь
в
танцевальном
спорте.
Связано
это,
в
первую
очередь,
со
спецификой
развития
спортивного
танца,
долгое
время
не
признававшего
своего
родства ни с классической хореографией, ни с другими видами спорта.
Ценность
информации,
которую
вы
можете
почерпнуть
из
этой
рекомендации,
заключается
не
только
в
том,
что
вы
узнаете,
какие
особенности
характера,
мышления
и
поведения
формируют
успешную
танцевальную
карьеру
тренера,
но
и
в
способах
практического
использования этой информации.
Ц е л ь данной
работы
–
рассмотреть подходы
к
разработке
методических рекомендаций для построения образовательного процесса в
рамках дифференциации и индивидуализации в обучении по спортивным
бальным танцам.
Для педагога-практика, работающего в дополнительном образовании,
в современных условиях с развитой конкуренцией, особенно важно сделать
максимально
привлекательной свою
образовательную
программу.
Для
этого необходимо так разработать и изложить ее суть (цели, содержание,
конечные
результаты,
используемые
методики),
чтобы
стали
очевидны
специфика
и
результативность
данной
программы.
Кроме
того,
важна
своевременная и адекватная модификация образовательного процесса с
учетом
новых
требований
и
изменяющегося
социального
заказа.
Для
решения задач, стоящих перед педагогом, ему необходима информация о
методических
и
дидактических
разработках,
которые
непосредственно
касаются данной педагогической деятельности. Желательно знакомство с
передовым
опытом
хотя
бы
в
виде
статей,
а
лучше
на
методических
объединениях
и
семинарах;
полезно
знать
о
тех
мероприятиях,
где
учащиеся могут попробовать свои силы, показать свои достижения.
В предлагаемой работе дается обзор психологии танцоров по данной
проблеме.
Также
предлагаются
выводы
по
организации
правильного
подхода
к
тренировкам
для
реализации
дифференцированного
и
индивидуального
подхода
в
образовательном
процессе
по
спортивным
танцам.
3
Человек своей стратегии.
В каждом из нас из детства живёт образец того, какими мы должны
быть. Цель и стимул стремления к этому образцу – концепция жизни
полноценного
деятельного
человека.
Каждый
из
нас
рано
или
поздно
выбирает стратегию поведения, которая помогает реализовать себя в жизни
и достичь успеха в самых различных областях. Мы воспитываем в себе
набор качеств, которые необходимы для своей стратегии, для достижения
чего-то,
для
движения
к
чему-то.
И
тогда
все
силы,
и
помыслы
направляются
уже
не
к
достижению
целей,
а
к
поддержанию
этой
стратегии.
Он
становится
Человек-Своей-Стратегии,
больше
всего,
переживая
потерять
именно
этот
имидж
Человек
Стратегии
со
всеми,
присущими именно ей качествами, чертами и характеристиками. То есть
все
силы
направлены
не
на
деятельность,
а
на
то,
чтобы выглядеть
человеком, занимающимся какой-то деятельностью.
А
цели
остаются
в
стороне,
отдельно
стоящими
объектами,
к
которым человек движется лишь номинально, и то, поскольку, поскольку
движение к цели есть черта данной стратегии. А то, что это движение
мнимое – вопрос уже второй.
Таким образом, уже не человек управляет своей жизнью, достигая в
жизни чего-то большого, а Стратегия, Имидж, необходимость выглядеть,
подчиняют её себе. Черты эти при этом возвеличиваются до небесных
высот, например: «Я – самый скоростной!», лишая человека адекватности в
оценки своих реальных возможностей. И после этого бывает очень больно
узнать, что ты – не самый.
Для того, чтобы не попасться в западню, расставленную для вас
вашей же стратегией, попробуйте найти в себе те убеждения, которые вас в
эту западню загоняют.
Определить их можно, задав себе следующие вопросы, относительно
вообще любых убеждений, которые вы в себе найдёте:
Это
моё
убеждение,
верно,
потому
что
оно
наиболее
правильное и эффективное в жизни.
Я всё время стараюсь вести себя именно так, и это для меня
естественно.
Те,
кто
так
не
поступают,
просто
не
видят,
насколько
это
эффективно.
Если
на
эти
вопросы
вы
ответили
утвердительно
–
значит,
вы
поймали за хвост именно то своё убеждение, которое вас ограничивает и
мешает вам двигаться дальше.
4
Психологический настрой на тренировку.
Не всё в спортивном танце определяет тренировка как физическое
усилие, Секреты успеха действительно выдающихся деятелей культуры
тела заключается не в том, на самом деле, сколько и как прилагается
усилий
для
достижения
желаемого
результата.
Сколько
спортсменов-
столько способов тренировки, хотя, конечно, есть общие, единые законы
чисто физиологические, определяющие правила тренировочных нагрузок.
Однако лишь этих правил недостаточно для достижения действительно
эффективного
результата.
Во
много
раз
эффективность
тренировок
повышает грамотный психологический настрой на работу со своим телом,
то есть осознанная работа плюс усилие духа.
Прежде
всего,
необходимо
определиться,
как
вы
воспринимаете
дополнительную информацию или работу со своим телом. Если для вас это
– ещё одна ступень вверх, вам пригодятся эти материалы, если же каждый
раз вы от себя отрываете время и силы, которые вы бы потратили на другие
радости жизни – рассказ о настрое на тренировку вам не поможет. Дело в
том, насколько важно для вас ваше мастерство. От этого зависит, на сколько
вы способны концентрироваться на информации, поскольку подготовка к
тренировке, настрой на неё и сама тренировка – это, в первую очередь,
сосредоточенность и концентрация.
В связи с тем, что большой спорт – это большие физические и
психические нагрузки, рано или поздно наш организм выкидывает разные
штучки, которые, порою, сводят на ноль месяцы усилий. Один из таких
моментов – рассеянное внимание, отвлечённость от процесса тренировки.
П р и ч и н о й
э т о
я в л е н и я
м о ж е т
б ы т ь
и
у с т а л о с т ь ,
и
неудовлетворённость собой, и просто неумение сосредотачиваться.
Тренировка, с этой точки зрения, бывает, эффективна тогда, когда все
ваши мысли и чувства сосредоточены на той работе, которую в данный
момент выполняет ваше тело. Но зачастую бывает так, что, казалось бы,
одна часть нашего внимания работает над телом, а другая размышляет о
посторонних вещах.
Например:
Ой, как больно это делать!
Интересно, что бы мог означать этот взгляд, которым на меня
посмотрел X, Y или Z и т.д.
Боже, мой, как уродски это выглядит в зеркале!
У меня опять сегодня не важный вид
Надеру нос конкуренту
Я не готов к турниру
Я не могу оправдать ожиданий L или N
Стоит ли мне вообще заниматься танцами?
Что сейчас делает моя подруга?
Я один такой бестолковый или все танцоры так «зарываются»?
5
И прочие мысли, вплоть до воспоминаний вчерашней вечеринке. Вся
эта болтовня ума нейтрализует работу тела, разрушает настрой на работу, а
когда вы ещё недовольны собой, она просто блокирует мышцы, делая их
непослушными,
инертными
и
зажатыми.
Необходимо
полностью
погружаться, в работу и только тогда будет эффект.
Не менее важно во время отдыха полностью отключаться не только
от физического напряжения, уметь расслаблять мышцы во время отдыха,
но и о размышлениях, о проблемах своего танцевания. Отдых только тогда
эффективен
и
даёт
подпитку
организму,
когда
вы
во
время
отдыха
отдыхаете
и
телом,
и
душой.
Если
же
вы
с
тренировки
уносите
отрицательные мысли и впечатления и продолжаете культивировать их,
добавляя к ним ещё какие-либо жизненные трудности, то на следующую
тренировку вы придёте уже усталым, даже если вы устроите себе трёх-
четырёхдневный перерыв.
Самое необходимое и самое сложное, что необходимо танцору для
того, чтобы продвигаться на танцевальный Олимп, - это не переставать
чувствовать себя ни в каких обстоятельствах танцором во всех смыслах
этого слова – и спортсменом, и актёром, и представителем определённой
социальной группы, ведущей свой особый образ жизни и обладающей
своим особым имиджем. Необходимо не просто думать об этом, а быть
танцором всегда.
Очень многие вещи (например, осанку) тренировать в зале – значит
убивать время. Их необходимо тренировать в жизни, каждую минуту. И
речь идёт не только о движении. Именно в жизни мы накапливаем те
психологические
качества
личности,
которые
затем
воплощаем
и
в
тренировочном процессе, и в самом танце. Поэтому ходить по улицам, на
учёбу,
на
работу
на
тренировки
с
застывшей
маской
усталости
или
неудовлетворённости
и
думать,
что
на
турнире
вы
вдруг,
откуда
ни
возьмись, засияете – наивно. Вы уже натренировали свой образ в жизни,
его
вы
и
демонстрируете
на
площадке.
Так
давайте
же
формировать
положительные образы, нужные, красивые, уверенные!
Особый психологический настрой необходим как для эффективной
работы, так и для творческого состояния – создания образа, так и для
выхода
творческого
и
физического
тупика,
когда
физическое
либо
психическое напряжение доходит до такого предела, что мышцы перестают
слушаться. Обстановка в зале, в паре раздражает, и с тренировки вы не
выносите ничего, кроме усталости, злобы и неудовлетворённости.
Это есть момент потери творческого состояния, чувства танца, той
волны, на которой человек делает вещи, казавшиеся невозможными ему
самому.
В такой ситуации просто «надеть» на себя чувство танца удаётся
мастерам, в совершенстве овладевшим техникой вхождения в творческое
состояние и способностью его удерживать.
Психологический настрой оказывает влияние и на эмоциональное
состояние и восприятие своей работы, и на свободу мышц, и на ощущение
6
подвластности вашего тела любому мысленному желанию, и на чувство
партнёра, и на музыкальность, и, что главное, на образ, на энергетику
танца.
Причинами отсутствия должного творческого состояния являются:
Физическая усталость;
Психологическая усталость;
Неудовлетворённость собой.
Усталость – это состояние напряжения, усиливающееся день ото дня
и невозможность, по какой – либо причине расслабиться и отдохнуть.
Напряжение – это защитная реакция, возникающая тогда, когда психика
делает вывод, что обстановка опасная и необходимо быть всё время в
боевой готовности. Снятие усталости, фактически, это снятие установки на
защиту. Эти установки возникают, зачастую, неконтролируемо, в связи с
вашим
ощущением
нарушенной
безопасности
–
физической
ли,
психологической, мнимой или реальной – всё это может определить лишь
специалист, а вам приходится иметь дело со своим напряжением и своей
усталостью.
Неудовлетворённость
собой,
своим
танцем,
своим
телом,
своим
танцевальным образом, очень сильно тормозит рост мастерства. Почвой
для
этой
неудовлетворённости
помимо
индивидуальных
особенностей
личности, сложившихся в связи с условиями воспитания и развития, чаще
всего служат те самые идеалы танца, которые танцор ставит перед собой, и
к которым стремится, как бы парадоксально это ни звучало. Сами по себе
цели
и
идеалы
–
факторы,
необыкновенно
стимулирующие
и
мобилизующие в человеке неведомые возможности и способности, когда
спортсмен считает эти цели достижимыми и планомерно продвигается к
ним. Но стоит начать концентрироваться на негативе, который неизбежно
возникает каждый раз, когда танцор сравнивает себя со своим идеалом не в
свою пользу (видя ту огромную пропасть, что отделяет его от его цели).
Как
цель
из
стимула
становится
ядом,
отравляя
и
тренировки,
и
выступления, и жизнь вообще, превращая её в жестокую войну со своим
телом, с собственным несовершенством.
Вопрос:
Как с этим бороться?
Прежде всего, следует не бросаться в крайности. Одна крайность-
ощущение
себя
глубочайшим
несовершенством,
другая
–
отсутствие
навыка
к
реалистичной
самокритике
и
самоанализу,
грубо
говоря,
нарциссизм, повальная и безграничная самовлюблённость.
Способ
изменения
ситуации
существует
только
один
–
переделывание, переосмысление своего отношения к себе и своей роли в
танцах как образе жизни.
У
каждого
человека
существует
огромный
ряд
убеждений
относительно
себя,
мира
и
других
людей,
который
ограничивает
его
взаимодействия с миром, собой и людьми, лишая гибкости его мышления,
7
а
также
сужая
круг
способов
реализации
человеком
его
творческих,
интеллектуальных и физических данных.
По сути, эти убеждения отражают мнения данного человека о том,
кто и почему виноват в том, что жизнь этого данного человека устроена и
течёт так, а не иначе. В зависимости от индивидуальных особенностей,
одни в своих проблемах винят себя, поедая себя изо дня в день, другие
винят партнёра, судей, паркет, музыку, туфли, расположение звёзд и т.д.
И та и другая позиция деструктивны уже потому, что несут в себе
элемент вины – самого пагубного для развития личности чувства. Давайте
определимся:
именно
вины,
а
не
ответственности,
а
вина
губит
их.
Отличить одно от другого очень просто. Отследите свои мысли: если вы
всё время в поисках ответа на вопрос «кто виноват?», вы под властью
чувства вины. Если же вы ищите пути «что делать?», то это уже ближе к
ответственности.
Вина
парализует
человека
в
его
безвыходности.
Ответственность, напротив, толкает его к действиям.
Неудовлетворённость собой и есть воплощение одной из крайностей
– чувства собственной вины за то, что в жизни и в танце всё не так, как
хочется.
Попробуйте оценить свой танец и себя, запишите эти определения и
попробуйте их переосмыслить. Например, если вы считаете свой танец
«недоделанным»,
увидьте,
что
на
самом
деле
он
не
недоделанный,
сделанный уже на половину. Однако смысл не в том, чтобы сказать себе об
этом, сколько не говори «халва», во рту слаще не станет. Смысл в том,
чтобы внимательно посмотреть и увидеть, что ваша оценка с приставкой
«не» неверна, всё на самом деле гораздо проще и лучше.
Для
того,
чтобы
нейтрализовать
неудовлетворённость
собой,
необходимо учиться видеть прогресс и позитив в своём развитии, а не
зацикливаться на отрицательном. Это не значит, что нужно закрывать глаза
на свои промахи, это значит, что в своих недостатках необходимо видеть
почву для возделывания, а не ставить на них окончательный крест или,
того
хуже,
не
превозносить
их
как
достоинства.
Грань
между
этими
понятиями очень тонка.
Существуют
как
бы
две
отрицательные
позиции:
одни
танцоры
просто не видят, что в их танце мешает, им расти (здесь необходимо
развивать
аналитическое
мышление
и
это
отдельная
тема),
другие
же
прекрасно
видят
все
свои
проблемы
и
страдают
от
их
присутствия.
Следствием этого являются психологические мышечные блоки, делающие
мышцы танцора непослушными: либо слишком вялыми, инертными, либо
с
повышенным
тонусом,
напряжением
(жестокими).
В
такие
случаи
необходимо
мотивировать
танцоров
для
достижения
желаемых
результатов.
Под
мотивацией
я
понимаю
желание
тренироваться,
желание
достигать
результата,
желание
делать
спортивную
карьеру
и
желание
эффективно решать текущие проблемы и задачи, неизбежно возникающие
на этом пути. Но мой взгляд именно мотивация определяет успешность
8
или
не
успешность
танцора.
Каждый
из
вас
наверняка
сталкивался
с
ситуацией, когда одаренный танцор, для которого созданы все условия,
тренируется спустя рукава или вообще оставляет спортивную карьеру. Вот
именно такие случаи создает та или иная мотивация танцора.
Иногда тренеры путают низкую мотивацию танцора с отсутствием у
танцора
условий
для
эффективных
занятий.
Это
такие
условия,
как
большая учебная нагрузка в школе, некому привезти на занятия и так
далее. В связи с этим в первую очередь необходимо озвучить признаки
низкой мотивации танцора.
Самое
простое
правило,
позволяющее
отследить разницу
между
мотивированным
танцором
и
немотивированным –
это
известная
поговорка «Кто хочет – тот ищет возможности, кто не хочет – тот ищет
причины». Другими словами, если вы видите очень много причин, по
которым
танцор
не
может
выполнять
тренировочные
требования
и
заниматься
в
необходимом
режиме
–
это
означает,
что
у
него
низкая
мотивация.
Верно так же другое явление: чем больше тренер создает для танцора
специальных условий, тем больше это означает, что высокая мотивация у
самого
тренера,
и
это
дает
повод
танцору
бессознательно
снижать
мотивацию.
Любые
психологические
модели
поведения
обладают
следующей
закономерностью: если в одном месте очень много, то в другом очень мало.
Общая масса остается всегда одинаковой.
Итак, признаки не мотивированности танцоров:
1.
Танцор
плохо
слышит
ваши
слова,
либо
слышит
с
опозданием, часто отвлекается на посторонние явления: чужие разговоры,
присутствующих людей, возникающие звуки и так далее.
2.
Движения
танцора
отличаются
вялостью,
низкий
уровень энергии в теле.
3.
Танцор
не
задает
уточняющих
вопросов
(это
может
происходить и по другой причине – из-за желания танцора казаться очень
понятливым).
4. Танцор регулярно опаздывает на занятия.
5.
Забывчивость
танцора,
проявляющаяся
как
в
танцевальной
информации,
так
и
в
других
явлениях:
забывание
тренировочных вещей, тренировочных заданий, правил поведения и так
далее.
6.
и
вышеназванное
больше
количество
причин,
из-за
которых танцор якобы не может выйти на турнир, прийти на тренировку,
выполнить тренировочное требование и так далее.
Если вы видите наличие в поведении танцора несколько из перечисленных
признаков – это точно означает низкую мотивацию танцора.
Прежде, чем заниматься повышением мотивации танцора, следует
определить причину низкой мотивации. Это важно постольку, поскольку
есть причины, которые вы не сможете изменить. Тогда, в такой ситуации,
9
возможно,
лучшим
выбором
будет
помочь
ребенку
осознать
его
немотивированность
с
тем,
чтобы
он
оставил
танцы.
Я
считаю
такой
вариант поведения тренера не только гуманным, но и полезным как для
самого танцора, так и для коллектива. Однако, если перед вами стоит
задача удержать как можно больше ребят в клубе – забудьте об этом
варианте, он подходит только для тех тренеров, которые ориентированы
исключительно
на
высокие
результаты
танцоров,
и
количество
занимающихся в клубе не играет для такого тренера важной роли.
Мотивация не является неизменяемой чертой характера. Тем более –
у
ребенка,
чья
психика
очень
гибка
и
подвержена
самым
различным
влияниям. На его желание тренироваться влияет несколько факторов:
1. Позиция родителей по отношению к его танцевальной
деятельности, его результатам, к его тренерам и танцевальной жизни в
целом
2. Позиция и методы работы тренера
3. Результаты занятий и выступлений
4. Отношения в паре
5.
Индивидуальный
характер,
сложившийся
благодаря
специфике воспитания.
Существует только один пункт из вышеперечисленных, в который
тренер
не
может
вмешаться
–
это
индивидуальный
склад
характера
танцора.
Даже
при
искусном
владении
психологическими
приемами,
тренер не может повлиять на характер танцора в связи с тем, что те или
иные черты в его характере формируются и поддерживаются той моделью
взаимоотношений, которая сложилась в его семье. Согласитесь, что в семье
он находится чаще, чем в тренировочном зале. И каждый раз, когда он
бывает
в
семье,
его
привычные
черты
характера
поддерживаются
различными
способами
поведения
членов
семьи,
и
в
основном
–
неосознанно. Нет слов – без родителей не было и детей, которые у нас
занимаются. Важно понимать степень участия тренеров и родителей в
процессе воспитания. Тренер воспитывает в ребёнке спортсмена, и его
приёмы и методы не могут не вовлечь в этот процесс и личность в ребёнке.
Родитель же воспитывает в ребёнке личность, выбрав для него спортивный
танец как средство становления или вид деятельности, тем самым, заложив
в этот процесс, долю своего участия. Ни тот, ни другой не может отрицать,
что частично родители воспитывают в ребёнка спортсмена, и частично
тренер воспитывает в ребёнке личность. Важно определить грань, где
родитель не становится тренером, а тренер - родителем. У каждого из них
есть
свои
права,
своя
сфера
влияния
на
ребёнка,
свой
уровень
компетенции.
Тем не менее, у тренера есть возможность «заходить» на мотивацию
танцора еще с нескольких сторон.
Самая,
на
мой
взгляд,
важная
составляющая
–
это позиция
родителей.
Часто оказывается, что тот или иной талантливый танцор
10
оказывается не поддержанным родителями в его стремлениях, и тогда его
мотивация медленно угасает. Другой вариант – когда родители чересчур
увлечены
так
называемой
«танцевальной
политикой»
и
отравляют
мотивацию
танцоров
рассуждениями
о
том,
что
танцевальная
карьера
делается не в тренировочном зале, а в судейской.
Некоторые родители, так же, считают, что их ребенок должен всегда
приходить из зала счастливым и довольным, и, если он бывает расстроен –
это, мол, дурной знак, начинаются претензии к тренеру или сомнения в
танцевальном
таланте
ребенка.
Это
происходит
в
том
случае,
если
родители не знают о том, что расстраиваться из-за неудач – это нормальная
реакция любого человека на трудности, а также что спортивная карьера
состоит из препятствий, которые необходимо преодолевать, приятно это
или
нет.
Если
ребенок
воспитан
таким
образом,
что
он
не
привык
справляться с трудностями, не привык решать какие-то жизненные задачи
самостоятельно
–
это
всегда
является
угрозой
для
его
мотивации,
поскольку любая трудность может его остановить навсегда или сильно
снизить желание заниматься танцами. А без трудностей, как известно,
спорта
не
бывает.
Здесь
приходится
задавать
вопрос:
готовы
ли
вы
смиряться с трудностями и терпеливо их преодолевать ради результата?
Нужен ли вам этот результат настолько, чтобы вы были готовы смиряться с
неприятными моментами?
В такой ситуации тренеру необходимо вовремя отслеживать неверное
влияние родителей и проводить с ними разъяснительную работу. Если вы
видите, что мотивация танцевать существует в основном у мамы, а у
ребенка лишь пассивное сопротивление маминому желанию – посвятите в
свои
наблюдения
родителей.
Им
важно
пояснять,
что
лучший
способ
повысить мотивацию танцора – это предоставлять ему самостоятельность,
право
выбора,
уважать
его
решения
и
хвалить
за
самостоятельные
достижения.
Ещё важный момент – это как сам тренер повышает или снижает
мотивацию танцоров.
Один
из
лучших
способов
снизить
мотивацию
–
это
внушить
танцору, что результат зависит не от его старания в зале, а от массы
побочных
эффектов,
таких
как:
уровень
партнерши,
финансовые
возможности (свои и партнерши), настрой родителей, качество судейства,
наличие судейской поддержки и так далее.
Еще
один
хороший
способ
снижать
мотивацию
танцоров
–
это
некорректное
поведение
тренера
на
занятиях:
оскорбительные
слова
в
адрес
танцоров,
унижающее
высмеивание
или
унижающая
критика,
особенно – в присутствии других людей; и, конечно, физическое насилие –
подзатыльники, удары по коленкам и так далее.
Еще
один
замечательный
тренерский
прием
–
это
самому
демонстрировать низкую мотивацию, проявляющуюся в опозданиях на
занятия, неструктурированности занятий и графика тренировок вообще.
Если у тренера нет дисциплины – у танцоров ее тоже не будет, поскольку,
11
хоти мы того или нет, уже сам статус тренера ставит его в позицию
авторитета для танцора и это значит, что все то, что делает или не делает
тренер, ученик бессознательно копирует.
Чудесный
способ
снизить
мотивацию
танцора
–
это
проводить
турниры, где танцоры становятся первыми незаслуженно, а потому что они
– хозяева турнира. Они могут очень радоваться подаркам и местам и вы,
таким образом, будете какое-то время иметь благодарных и восхищенных
учеников
и
родителей.
До
тех
пор,
пока
ваши
танцоры
не
начнут
соревноваться по-настоящему. Тогда здесь важно определить для себя вашу
тренерскую стратегию: насколько долго вы собираетесь работать с данной
парой? Вы хотите вести пару от начала до пьедестала или вы готовы снова
и
снова
набирать
начинающих?
Вы
занимаетесь
массовостью
или
качеством? И то и другое редко удается совместить.
Третий, влияющий на мотивацию фактор – результаты турниров и
тренировок. Опытный
тренер
прекрасно
знает,
что
пара
не
должна
выходить на турнир, где выступают пары значительно выше их уровня. За
исключением
турниров
по
открытому
классу,
на
который
танцоров
необходимо специально настраивать, объясняя, что это только проба сил и
возможность танцевать с «крутыми» на одной площадке. Если родители
спрашивают
вас,
зачем
вы
отправляете
пару
на
открытый
турнир,
я
советую объяснять, что такой турнир сильно подстегивает и мобилизует
ресурсы пары, и по эффекту может стоить многих тренировочных дней.
Ведь так оно и есть на самом деле.
Что
касается
результатов
тренировок
–
здесь
есть
особенности.
Тренировка
должна
быть
устроена
таким
образом,
чтобы
в
ней
присутствовали
обязательные
для
повышения
мотивации
элементы.
А
именно:
1.
Должен
быть
момент
трудно сти
и
л и ч н о й
ответственности танцора за преодоление этой трудности. То есть, должно
быть тренировочное задание, в котором танцор сталкивается с трудностью
и прикладывает усилия, чтобы ее преодолеть.
2. Тренер должен отметить, с чем танцор уже справился, а с
чем еще нет.
3. Тренер должен пояснять, что если он хвалит – то хвалит
за то, в чем танцор превзошел сам себя, но это еще не значит, что он этим
превзошел кого-то другого.
4.
Тренер
должен
стимулировать
танцора
проявлять
собственную инициативу на занятии и задавать вопросы, уточнять задания.
5.
Тренер
должен
побуждать
танцора
анализировать
качество своего танца.
Другими словами, один из способов повышать способность танцора
осознавать свою мотивацию – это все время возвращать его к его личной
ответственности
за
результат.
Здесь
я
имею
в
виду
как
результат
на
соревнованиях, так и результат каждой тренировки, а также результат его
12
поведения, взаимоотношений в паре и так далее. Девиз мотивированного
коллектива:
«Каждый
сам
отвечает
за
свои
трудности».
Это
не
подразумевает, что танцор не может обратиться за помощью к тренеру, это
значит, что помощь оказывается танцору в улучшении его собственного
танца и его собственного поведения, а не поведения и танца партнера.
Если тренер в своей работе в коллективе или в паре часто находит
одних и тех же виноватых или ответственных, то точно всегда найдутся те,
кому не достается ответственности. Такие ребята, как правило, привыкают
перекладывать ответственность за свои проблемы на других людей или
обстоятельства.
Поэтому
важно,
что,
если
делается
замечание
–
оно
должно
делаться
всем.
А
если
это
замечание
касается
только
одного
танцора – то другим танцорам делаются другие замечания.
Четвертый
важный
фактор,
влияющий
на
мотивацию
–
это
отношения
в
танцевальной
паре.
Если
вы
хотите,
чтобы
в
вашем
коллективе отношения в парах были конструктивными – примите с ними,
правило, гласящее, что в паре нет правого или неправого, главного и
ведомого, главный в паре – тренер. Если в паре возникают разногласия, то
танцоры немедленно должны подходить к тренеру. Для убедительности вы
можете поддерживать вниманием те пары, которые советуются с вами,
приносят вам свои проблемы и трудности и подчеркивать, что те пары, у
которых есть споры между собой, проигрывают чаще.
Разница в мотивации танцоров сама по себе может явиться причиной
ухудшения
взаимоотношений.
Конечно,
идеальный
вариант
–
это
подобрать такую пару, где все критерии, в том числе и уровень мотивации,
будет
совпадать.
Однако,
это
редко
удается.
Поэтому
важно
помогать
танцорам находить компромисс между собой, объясняя более активному,
что его партнер – индивидуальность вот с такими чертами, его нельзя
переделать, а можно только поощрять. А более пассивному говорить о том,
что
вот
такой
его
партнер
и
есть
–
активный,
целеустремленный,
энергичный,
честолюбивый,
и
это
те
черты,
которые
реально
ведут
к
успеху. И так же важно всегда давать понять танцорам, что у них есть
самостоятельный выбор: они могут отказаться от данного партнерства и
искать более адекватное. Идеальных условий все равно нет, а время можно
потерять. Танцоры должны понимать, что препятствий становится меньше
только
тогда,
когда
их
преодолевают,
а
не
тогда,
когда
их
пытаются
избежать. И дело тренера – уведомлять их об этом. Здесь становится
важно, насколько сам тренер подкован в понимании того, что
А) мотивация танцора и его родителей, карьера танцора – это личное
дело танцора, а не тренера, тренер может только помочь.
Б)
Личная
мотивация
тренера
никогда
не
заменит
мотивацию
танцора, вы не сможете на турнире танцевать за него.
В)
любой
путь,
каким
бы
не
пошел
танцор,
имеет
одинаковое
количество плюсов и минусов, и то, какую пользу он извлечет из одного
или другого направления, зависит не от направления, а от его личной
способности извлекать пользу и расти.
13
Если для тренера эти постулаты являются верными, то он сможет
донести
их
и
до
танцора.
Если
же
тренер
сам
склонен
избегать
препятствий,
переносить
ответственность
за
происходящее
на
обстоятельства и других людей, то он неизбежно будет транслировать свои
позиции танцорам, снижая их уровень ответственности и мотивации, хочет
он того или нет.
Часто
бывает
так,
что
тренер
сам
провоцирует
танцоров
быть
безответственными,
немотивированными,
своим
поведением.
Это
выражается
в
том,
что
тренер
сам
решает
многие
проблемы,
которые
относятся не к его сфере ответственности, а к сфере ответственности
танцора и родителей. Я очень подробно рассказывала об этом на конгрессе
ФТСР этой весной и здесь снова приведу описание сферы ответственности
тренера.
В компетентность тренера не входит:
· Определение эмоционального состояния и состояния здоровья
спортсмена;
· Прогнозирование развития спортивной карьеры танцора;
· Решение семейных, финансовых, учебных и прочих личных
проблем танцора.
Если же тренер берет на себя решение тех проблем, которые не
входят в сферу его компетенции, то эти проблемы точно уже не решает сам
танцор или его родители.
Мало того, тогда и танцоры, и родители уже
считают самим собой разумеющимся, что тренер берется за решение этих
проблем.
Такие
истории
происходят
с
теми
тренерами,
которые
боятся
потерять коллектив или конкретных танцоров, или неадекватно оценивают
свои тренерские возможности (занижают или завышают), или с теми, кто
переоценивает свою способность формировать судьбу танцора.
Обычно,
у
таких
тренеров
е сть
собственные,
л и чн ы е ,
психологические трудности, проявляющиеся аналогичным образом и в их
частной жизни. По моему опыту работы психотерапевтом я могу сказать,
что пока вы не разберетесь со своими личными проблемами, у вас будут
проблемы в коллективе
J
.
Еще одна проблема – проблема совмещения судейской и тренерской
ролей в одном человеке – является в танцевальном спорте причиной очень
и
очень
многих
психологических
несоответствий,
серьезно
и
глубоко
влияющих на ситуацию в танцевальном спорте в целом.
Посмотрите, что происходит, когда тренер и судья являются одним и
тем же человеком.
Тренер заинтересован в том, чтобы конкретный танцор тренировался
именно у него. Выходя на судейскую панель, он не может абстрагироваться
от
этого
своего
интереса.
Таким
образом,
он
уже
являет ся
заинтересованным судьей, хочет он того или нет, даже если представить,
что он обладает уникальными нравственными качествами. Итак, этот судья
в
течение
турнира
очень
заботливо
отсматривает
на
площадке
своего
14
танцора.
Таких
судей,
озабоченных
судьбой
своих
танцоров,
может
оказаться в судейской линейке несколько и тогда адекватность судейства
волей-неволей снижается, при условии, что все судьи – честные люди.
Какими бы ни были высокими профессионалами данные судьи, на них
влияет
психологический
фактор
–
привязанность
к
своему
танцору.
Согласитесь, если бы судья не был тренером, ему было бы легче быть
безупречным профессионалом.
Разумеется, что данное положение вещей не скрыть от родительского
и танцорского глаза. Мало того, и танцоры, и родители любят еще и
«приукрасить» ситуацию, добавив судьям злонамеренности и корыстности
в своих высказываниях о них. Высказывания сии в некоторых клубах
принимают форму родительского общения во время ожидания детей во
время
тренировки.
У
детей
свои
тренировки,
у
родителей
–
свои,
тренировки
на
тему
«кто
лучше
всех
разбирается
в
танцевальной
политике». Мало-помалу, таким образом, формируется атмосфера в клубе,
которая
сведет
на
«нет»
любые
попытки
тренера
развить
в
детях
мотивацию,
поскольку
их
родители
убеждены,
что
от
стараний
детей
ничего не зависит.
Конечно, идеальный вариант решения этой проблемы – это разделить
тренерство и судейство. Однако, до тех пор, пока это величайшее событие в
истории танцевального спорта не произошло, лучшим способом снизить
влияние данной ситуации на мотивацию танцоров будет пресекать любые
обсуждения
такого
рода
в
своем
клубе.
Если
вы
сможете
объяснить
родителям важность поддержки в танцорах их личной ответственности за
результат
и
силу
пагубного
влияния
на
них
подобных
разговоров,
мотивация танцоров в вашем коллективе сильно возрастет. Для того же,
чтобы родители поверили вашим словам, необходимо вам самим быть
убежденными в том, что «красоту ничем не замажешь», и что убедительно
танцующего танцора невозможно задвинуть в отборочный тур.
Тренерская работа должна быть построена таким образом, чтобы
пробуждать
в
танцоре
личную
активность,
инициативность
и
ответственность на занятиях. Каким образом это можно делать?
Любая внутренняя инициатива пробуждается тогда, когда у танцора
нет
другого
выбора,
как
проявлять
инициативу.
Попробуйте
заменить
тренировочные
требования,
к
примеру,
тренировочными
вопросами,
подвигающими танцора к анализу:
Как ты считаешь, что именно ты здесь делаешь правильно, а что
неправильно?
Что именно здесь ты пытаешься делать?
Какую тренировочную задачу ты сейчас пытаешься решить?
Что бы ты хотел улучшить в своем танце? – давай поработаем над
этим.
Посмотри на себя в зеркало: что ты замечаешь?
15
Когда вы просматривали видеозапись своего выступления, что вы
заметили?
Так же для развития личной ответственности за результат подойдут
следующие задания.
Оставьте своих танцоров на турнире понаблюдать за тем туром, в
который
они
не
вошли.
Пусть
расскажут
вам,
что
общего
есть
в
исполнении танцоров, вошедших в следующий тур? Чем прошедшие в
следующий тур пары отличаются от них самих? Чего им самим не хватает,
чтобы выйти в следующий тур? Каким образом они могут сделать у себя
то, что им не хватает?
Самый
лучший
способ
анализировать
результаты
прошедшего
турнира – это подчеркнуть, какие именно ваши тренерские требования не
были натренированы к турниру, а какие были выполнены. Любой результат,
каким бы он ни был, должен быть полностью прокомментирован с той
точки зрения, что сделал сам танцор, а чего он не сделал.
Любая ошибка или победа рассматривается с помощью вопроса: как
ты это сделал?
С этой точки зрения очень важно не проводить так называемую
«тренировку на турнире», когда вы, или родители, подсказывают танцору,
что он еще должен делать в танце. Перед смертью не надышишься, в день
турнира свой танцевальный уровень уже изменить нельзя. Если же вы
будете тренировать их на турнире, во-первых, вы собьете их настрой, во-
вторых, внушите ложную надежду о том, что на турнире можно исправить
то, что не было сделано в тренировочном зале. В результате снова в зале
тренировка не будет иметь должной концентрации, танцоры будут думать,
что «вот на турнире-то они дадут жару!».
Если же говорить в общем, что именно должен делать тренер,
чтобы поддерживать мотивацию танцора, то об этом можно сказать и так:
Тренер может делать что угодно, но каждый раз задавать себе вопрос:
что это даст? Как это прибавит танцору личной ответственности? Как это
поможет ему самому отслеживать, что с ним происходит?
Существуют ошибочные способы поддержания мотивации, которыми
пользуются некоторые тренеры. Догадываюсь, что здесь таких нет, но там,
на улице еще есть люди, которые внушают танцору, что он плохой, плохо
тренируется, что партнерша не хочет с ним танцевать из-за того, что он
такой
плохой.
Таким
образом,
они
пытаются
мобилизовать
в
танцоре
дополнительные ресурсы. Я не могу сказать, что это не работает – это
работает. Однако заканчивается эта история обычно огромной неприязнью
к тренеру.
Есть довольно много способов стимулировать танцоров негативной
информацией и негативными эмоциями, заставляя их злиться и доказывать
свою полноценность и перспективность. Такие способы, конечно, будят
16
так называемую спортивную злость, но точно убивают творческое начало.
И,
кроме
того,
такие
способы
стимуляции
инициируют
у
танцора
внутренний конфликт, в котором он пытается не столько развить в себе
новые качества, сколько подавить неугодные. Такая внутренняя борьба
отнимает
довольно
много
энергии
и
танцор
со
временем
в
самом
буквальном смысле теряет силы, становится неэнергичным, быстро устает.
Если вы хотите работать со «спортивной злостью», важно научиться
не столько провоцировать ее, сколько заражать ею, с юмором, теплом и
поддержкой,
мягкой
и
нежной
иронией,
отмечая
каждый
мельчайший
преодоленный уровень похвалой. Если вы умеете проводить занятия таким
образом, чтобы танцор не чувствовал отвращения к себе, или к вам, или к
партнеру, или к тренировочным нагрузкам и при этом чувствовал, что он
реально
изменяет
свой
танцевальный
уровень
–
то
это
замечательные
условия для формирования высокой мотивации.
Высокая мотивация, как правило, закрепляется успехами. И это не
только победы на турнирах, но это ежедневные победы в тренировочном
зале.
Что-то
еще
удалось
сделать,
изменить
–
и
это
уже
повод
для
мобилизации энергии для новых достижений.
В заключении я хочу сказать, что мотивация танцоров, если смотреть
глубже – это проблема не танцоров
J
. Танцоры живут со своей пониженной
мотивацией и нисколько от этого не страдают.
Страдают тренеры и
причина их страданий в том, что их действия не приносят должного
результата. Здесь есть только одна точная рекомендация – пересмотрите,
что вы делаете такого, что ваши танцоры немотивированны:
Каким образом вы берет их ответственность на себя?
Каким образом вы останавливаете их энергию?
Каким образом вы снимаете с них моральную нагрузку?
Как
вы
своим
личным
поведением
транслируете
им
низкую
мотивацию?
Какова история данного конкретного танцора, приведшая к данному
положению вещей?
Как именно родители влияют на данного танцора, и как вы можете
помочь им это осознать?
Какая атмосфера в вашем клубе? Какие неписанные нормы витают в
ней, и какие правила формируются негласно?
Важно
так
же
помнить,
что
любая
обратная
связь,
которую
вы
получаете от вашего танцора или от родителей вашего танцора несут вам
информацию
о
том,
что
именно
происходит,
как
вы
сами
влияете
на
возникновение
той
или
иной
ситуации,
где
вы
допустили
ошибку
и,
следовательно, как именно можете ее исправить.
Список использованной литературы
1.
С.Руднева, Э.Фиш.
17
«Ритмика. Музыкальное движение». Изд.Просвещение.М.1972.
2.
В.М. Стриганов, В.И.Уральская.
«Современный бальный танец». Изд.Просвещение.М.1978.
3.
И.Н.Лыткина.
«Хореографический коллектив художественной самодеятельности».
Изд.Трудрезервиздат.М.1957.
4.
Т.С. Лисицкая. «Ритм плюс пластика». М.1987.
5.
«Методическая разработка и материалы к проведению занятий по
ритмической гимнастике в школе». ГПИ.Л.1987.
6.
Пол Боттомер. «Уроки танца». Изд. Эксмо.М.2003.
7.
Е.А.Лукьянова. «Дыхание в хореографии». Изд.Искусство.М.1979.
8.
Д.М.Бельский. «Методические указания в помощь руководителям
кружков и школ бального танца». ВПШ.Л.1964.
9.
Д.М.Бельский. «Программа факультета общественных профессий по
подготовке руководителей кружков бального танца». ВПШ.Л.1967.
10.Ю.Н. Шутиков. «Учебно-методические рекомендации по
организации работы с целым классом в начальной школе, по
ритмике, ритмопластике и бальным танцам». С-Петербург.2006.
11.Н. Рубинштейн. «Что нужно знать, чтоб стать первым». М.
Интернейшнл принт.2001.
12.Н. Рубинштейн. «Закон успешной тренировки». Изд.20002.
13.Журнал «Звёзды над паркетом». Изд.2004 № 22(168).
18