Напоминание

Работа с детьми ОВЗ в сельской школе


Автор: Марина Александровна Голованова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Коммунарская ООШ"
Населённый пункт: посёлок Коммунары
Наименование материала: презентация
Тема: Работа с детьми ОВЗ в сельской школе
Раздел: начальное образование





Назад




МОУ

«Коммунарская основная общеобразовательная

школа»

Инклюзивное

образование в сельской

малокомплектной

общеобразовательной

школе

П. Коммунары 2016г.

Инклюзивное (включённое)

образование -это

процесс обучения детей с

ограниченными возможностями

здоровья в общеобразовательной

школе

Актуальность проблемы:

В школе всего 73 обучающихся,

6 классов –комплектов.

Средняя наполняемость классов – 8-9 человек.

Детей с ограниченными возможностями здоровья

около 20 %.

Из них – 15% - дети с задержкой психического

развития,

а 5 % - дети с умственной отсталостью

Признаки ЗПР и УО

Задержка психического развития выражается

в недостаточности общего запаса знаний,

ограниченности представлений, незрелости

мышления, преобладания игровых интересов,

быстрой пресыщаемой в интеллектуальной

деятельности, эмоциональной незрелости.

Умственная отсталость выражается в стойком

снижении познавательной деятельности у

детей вследствие органического поражения

головного мозга.

Цель инклюзивного образования:

создание условий в сельской малокомплектной

общеобразовательной школе, способствующих

освоению детьми с задержанным психическим

развитием и умственной отсталостью

образовательного стандарта,

сохранению их здоровья,

коррекции отклонений в развитии

познавательной деятельности,

успешной социализации с учётом

индивидуальных способностей, потребностей

обучающихся

Задачи

инклюзивного образования:

Обеспечить своевременное выявление детей

с образовательными затруднениями

Осуществлять комплексный (психолого-

медико-педагогический) подход в

коррекционно-развивающей деятельности

Проводить индивидуальную коррекционную

работу с детьми

Оказывать помощь семье в коррекционно-

развивающем процессе

Принципы инклюзивного

образования:

Педагогического оптимизма

Ранней педагогической помощи

Коррекционно-компенсирующей направленности

образования

Социально-адаптирующей направленности

Развития мышления, языка и коммуникации как

средств специального образования

Деятельностного подхода в обучении и воспитании

Дифференцированного и индивидуального подхода

Необходимости специального педагогического

руководства

Нормативно-правовое обеспечение

инклюзивного образования

Всеобщая декларация прав человека

Закон РФ «Об образовании»

Единая концепция специального федерального

государственного стандарта для детей с ограниченными

возможностями здоровья.

«Типовое положение о специальном (коррекционном)

образовательном учреждении для обучающихся с

отклонениями в развитии» и другие

Кадровое обеспечение:

квалифицированные кадры педагогов

(прошедшие специальные курсы по теме

«Инклюзивное, интегрированное обучение

детей с ограниченными возможностями

здоровья в условиях общеобразовательной

школы»)

наличие в штатном расписании школы

штатных единиц педагога-психолога,

социального педагога, учителя-логопеда

Диагностическое

сопровождение инклюзивного

образования

Цель: выявить затруднения учащихся, определить

основные направления коррекционной работы

Ребенок

ПМПК

Учитель

Педагог-

психолог

Классный

руководитель

Социальный

педагог

Учитель-

логопед

Содержание диагностического

сопровождения:

Изучает уровень и динамику развития познавательной и

эмоционально-волевой сферы;

психологический микроклимат в классном коллективе;

уровень адаптации к начальному, основному звену

обучения; мотивацию учащихся

Выявляет уровень владения ЗУН;

уровень организационных и коммуникативных навыков;

определяет уровень физического развития

Определяет уровень воспитанности; участие в делах;

занятость в системе дополнительного образования

Выявляет детей, находящихся в трудной жизненной

ситуации, «трудных» детей;

определяет причины отклонений в поведении

Выявляет речевые нарушения у детей

Учитель

Педагог-

психолог

Классный

руководитель

Социальный

педагог

Учитель-логопед

Педагогическая технология

инклюзивного образования

Технология коррекционно-развивающего

обучения

Методы и приёмы деятельности учителя:

объяснительно-иллюстративный, игровой,

частично-поисковый, репродуктивный

Виды деятельности ученика:

наблюдение, сравнение, обобщение, выполнение

по образцу

Формы учебного процесса:

фронтальная, индивидуальная, групповая, парная

Методы контроля:

самоконтроль, индивидуальный, фронтальный

Организация коррекционно-

развивающего обучения

На уроках:

- использование упражнений для развития различных видов

памяти, внимания, мыслительных процессов, логического

мышления, координации движений и мелкой моторики,

речи

- объяснение материала на более доступном уровне с

использованием иллюстративного и наглядного материала

- смена видов деятельности

- опорные схемы, инструкции

- включение эмоциональных заданий

Во внеурочное время:

- Проведение психологических занятий о дружбе, увлечениях

- логопедические занятия

- индивидуальные и групповые занятия с педагогом-

психологом

МЫ вместе!!!

Основные направления

коррекционной работы:

совершенствование движений и сенсомоторного

развития

коррекция отдельных сторон психической

деятельности

развитие основных мыслительных операций

развитие различных видов мышления

коррекция нарушений и развитие эмоционально-

личностной сферы

развитие речи, владение техникой речи

расширение представлений об окружающем мире и

обогащение словаря

коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

коррекция девиантного поведения

Проблемы инклюзивного

образования:

Отсутствие освобождённых ставок педагога-

психолога, соцпедагога, медработника в

сельской школе

Слабая заинтересованность родителей в

образовании детей (дети из неблагополучных

и «трудных» семей)

Положительные стороны

инклюзивного образования

Позволяет избежать помещения детей в

интернатные учреждения

Создаёт условия для проживания и воспитания в

семье

Обеспечивает общение с нормально

развивающимися детьми

Исключает возникновение стрессовых ситуаций и

способствует сохранению здоровья

Помогает ребёнку поверить в себя и раскрыть свои

способности

Помогает детям принять людей отличных от всех

К т о

м о ж е т

л и х о

т а н ц е в а т ь

,

А

к т о

н а

п о н и

г а р ц е в а т ь

.

К т о

м о ж е т

п р ы г а т ь

д а л е к о

,

А

к т о

-

т о

б е г а е т

л е г к о

.

К т о

м о ж е т

в

ш а х м а т ы

и г р а т ь

,

А

к т о

к р а с и в о

р и с о в а т ь

.

К т о

м о ж е т

ш и т ь

,

к т о

в ы ш и в а т ь

,

А

к т о

-

т о

с т р о и т ь

и

с т р о г а т ь

.

К т о

д л я

к о м п ь ю т е р а

п р о г р а м м ы

Ш у т я

у м е е т

с о з д а в а т ь

.

К т о

м о ж е т

п е т ь

,

к а к

П у г а ч е в а

.

У ч и т е л ь

з д е с ь

в с е м у

о с н о в а

.

Н а й т и

д л я

к а ж д о г о

с л о в а

,

С у м е т ь

у в л е ч ь

,

н а й т и

д е л а

.

И

н е

к р и ч а т ь

,

с т у ч а т ь

,

я з в и т ь

,

Т а л а н т ы

к а ж д о г о

р а з в и т ь

.

У ч и т е л ь

д о л ж е н

,

н е т

,

о б я з а н

Н а й т и

,

у в и д е т ь

и

р а с к р ы т ь

!

В е д ь

н е т

д е т е й

б е з

и с к р ы

б о ж ь е й

,

В е д ь

к а ж д ы й

в

ж и з н и

ч т о

-

т о

м о ж е т

!

Искра божья…



В раздел образования