Автор: Марина Александровна Голованова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Коммунарская ООШ"
Населённый пункт: посёлок Коммунары
Наименование материала: презентация
Тема: Работа с детьми ОВЗ в сельской школе
Раздел: начальное образование
МОУ
«Коммунарская основная общеобразовательная
школа»
Инклюзивное
образование в сельской
малокомплектной
общеобразовательной
школе
П. Коммунары 2016г.
Инклюзивное (включённое)
образование -это
процесс обучения детей с
ограниченными возможностями
здоровья в общеобразовательной
школе
Актуальность проблемы:
В школе всего 73 обучающихся,
6 классов –комплектов.
Средняя наполняемость классов – 8-9 человек.
Детей с ограниченными возможностями здоровья
около 20 %.
Из них – 15% - дети с задержкой психического
развития,
а 5 % - дети с умственной отсталостью
Признаки ЗПР и УО
Задержка психического развития выражается
в недостаточности общего запаса знаний,
ограниченности представлений, незрелости
мышления, преобладания игровых интересов,
быстрой пресыщаемой в интеллектуальной
деятельности, эмоциональной незрелости.
Умственная отсталость выражается в стойком
снижении познавательной деятельности у
детей вследствие органического поражения
головного мозга.
Цель инклюзивного образования:
создание условий в сельской малокомплектной
общеобразовательной школе, способствующих
освоению детьми с задержанным психическим
развитием и умственной отсталостью
образовательного стандарта,
сохранению их здоровья,
коррекции отклонений в развитии
познавательной деятельности,
успешной социализации с учётом
индивидуальных способностей, потребностей
обучающихся
Задачи
инклюзивного образования:
Обеспечить своевременное выявление детей
с образовательными затруднениями
Осуществлять комплексный (психолого-
медико-педагогический) подход в
коррекционно-развивающей деятельности
Проводить индивидуальную коррекционную
работу с детьми
Оказывать помощь семье в коррекционно-
развивающем процессе
Принципы инклюзивного
образования:
Педагогического оптимизма
Ранней педагогической помощи
Коррекционно-компенсирующей направленности
образования
Социально-адаптирующей направленности
Развития мышления, языка и коммуникации как
средств специального образования
Деятельностного подхода в обучении и воспитании
Дифференцированного и индивидуального подхода
Необходимости специального педагогического
руководства
Нормативно-правовое обеспечение
инклюзивного образования
Всеобщая декларация прав человека
Закон РФ «Об образовании»
Единая концепция специального федерального
государственного стандарта для детей с ограниченными
возможностями здоровья.
«Типовое положение о специальном (коррекционном)
образовательном учреждении для обучающихся с
отклонениями в развитии» и другие
Кадровое обеспечение:
квалифицированные кадры педагогов
(прошедшие специальные курсы по теме
«Инклюзивное, интегрированное обучение
детей с ограниченными возможностями
здоровья в условиях общеобразовательной
школы»)
наличие в штатном расписании школы
штатных единиц педагога-психолога,
социального педагога, учителя-логопеда
Диагностическое
сопровождение инклюзивного
образования
Цель: выявить затруднения учащихся, определить
основные направления коррекционной работы
Ребенок
ПМПК
Учитель
Педагог-
психолог
Классный
руководитель
Социальный
педагог
Учитель-
логопед
Содержание диагностического
сопровождения:
Изучает уровень и динамику развития познавательной и
эмоционально-волевой сферы;
психологический микроклимат в классном коллективе;
уровень адаптации к начальному, основному звену
обучения; мотивацию учащихся
Выявляет уровень владения ЗУН;
уровень организационных и коммуникативных навыков;
определяет уровень физического развития
Определяет уровень воспитанности; участие в делах;
занятость в системе дополнительного образования
Выявляет детей, находящихся в трудной жизненной
ситуации, «трудных» детей;
определяет причины отклонений в поведении
Выявляет речевые нарушения у детей
Учитель
Педагог-
психолог
Классный
руководитель
Социальный
педагог
Учитель-логопед
Педагогическая технология
инклюзивного образования
Технология коррекционно-развивающего
обучения
Методы и приёмы деятельности учителя:
объяснительно-иллюстративный, игровой,
частично-поисковый, репродуктивный
Виды деятельности ученика:
наблюдение, сравнение, обобщение, выполнение
по образцу
Формы учебного процесса:
фронтальная, индивидуальная, групповая, парная
Методы контроля:
самоконтроль, индивидуальный, фронтальный
Организация коррекционно-
развивающего обучения
На уроках:
- использование упражнений для развития различных видов
памяти, внимания, мыслительных процессов, логического
мышления, координации движений и мелкой моторики,
речи
- объяснение материала на более доступном уровне с
использованием иллюстративного и наглядного материала
- смена видов деятельности
- опорные схемы, инструкции
- включение эмоциональных заданий
Во внеурочное время:
- Проведение психологических занятий о дружбе, увлечениях
- логопедические занятия
- индивидуальные и групповые занятия с педагогом-
психологом
МЫ вместе!!!
Основные направления
коррекционной работы:
совершенствование движений и сенсомоторного
развития
коррекция отдельных сторон психической
деятельности
развитие основных мыслительных операций
развитие различных видов мышления
коррекция нарушений и развитие эмоционально-
личностной сферы
развитие речи, владение техникой речи
расширение представлений об окружающем мире и
обогащение словаря
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях
коррекция девиантного поведения
Проблемы инклюзивного
образования:
Отсутствие освобождённых ставок педагога-
психолога, соцпедагога, медработника в
сельской школе
Слабая заинтересованность родителей в
образовании детей (дети из неблагополучных
и «трудных» семей)
Положительные стороны
инклюзивного образования
Позволяет избежать помещения детей в
интернатные учреждения
Создаёт условия для проживания и воспитания в
семье
Обеспечивает общение с нормально
развивающимися детьми
Исключает возникновение стрессовых ситуаций и
способствует сохранению здоровья
Помогает ребёнку поверить в себя и раскрыть свои
способности
Помогает детям принять людей отличных от всех
К т о
м о ж е т
л и х о
т а н ц е в а т ь
,
А
к т о
н а
п о н и
г а р ц е в а т ь
.
К т о
м о ж е т
п р ы г а т ь
д а л е к о
,
А
к т о
-
т о
б е г а е т
л е г к о
.
К т о
м о ж е т
в
ш а х м а т ы
и г р а т ь
,
А
к т о
к р а с и в о
р и с о в а т ь
.
К т о
м о ж е т
ш и т ь
,
к т о
в ы ш и в а т ь
,
А
к т о
-
т о
с т р о и т ь
и
с т р о г а т ь
.
К т о
д л я
к о м п ь ю т е р а
п р о г р а м м ы
Ш у т я
у м е е т
с о з д а в а т ь
.
К т о
м о ж е т
п е т ь
,
к а к
П у г а ч е в а
.
У ч и т е л ь
з д е с ь
в с е м у
о с н о в а
.
Н а й т и
д л я
к а ж д о г о
с л о в а
,
С у м е т ь
у в л е ч ь
,
н а й т и
д е л а
.
И
н е
к р и ч а т ь
,
с т у ч а т ь
,
я з в и т ь
,
Т а л а н т ы
к а ж д о г о
р а з в и т ь
.
У ч и т е л ь
д о л ж е н
,
н е т
,
о б я з а н
Н а й т и
,
у в и д е т ь
и
р а с к р ы т ь
!
В е д ь
н е т
д е т е й
б е з
и с к р ы
б о ж ь е й
,
В е д ь
к а ж д ы й
в
ж и з н и
ч т о
-
т о
м о ж е т
!
Искра божья…