Автор: Оксана Васильевна Маркова
Должность: заведующий
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: город Нефтеюганск
Наименование материала: статья
Тема: Сложности общения руководителя с родителями или как общаться так, чтобы к вам прислушивались
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА
«ДЕТСКИЙ САД № 16 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»
(МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 16 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»)
Статья на тему:
Сложности общения руководителя с родителями или
как общаться так, чтобы к вам прислушивались
(На основе статьи, Александры Фокиной, доцента кафедры возрастной психологии МГППУ, член
Федерации психологов-консультантов России)
Составитель:
Заведующий, О.В.Маркова
г.Нефтеюганск, 2020
Психологи утверждают, что если знать, к какому психотипу относится собеседник,
то проще
добиться
нужного
результата.
В этой
статье –
характеристика
каждого
из пяти
персонажей и рекомендации, как общаться, чтобы родители прислушивались и не жаловались
на детский сад и на вас.
В практике выделяются пять типов родителей: вертолет, танк, гоночная машина, скорый
поезд и трехколесный велосипед. В статье в портрете каждого вы прочитаете об их сильных
и слабых сторонах. Но в целом типология не о том, как научить родителей воспитывать детей,
а о том, как заведующему и воспитателям найти индивидуальный подход к каждому родителю
и общаться
без
конфликтов.
Конечно,
если
столкнетесь
совсем
с тяжелым
случаем,
привлекайте третью сторону – психолога, медиатора, совет родительской общественности.
Родитель-вертолет
Недостатки
Родитель-вертолет пытается контролировать все, что касается его ребенка,
тем
самым
мешая
воспитателям
работать.
Драматизирует
и тревожится
о будущем,
подогревая
при
этом
других
родителей.
Он постоянно
находится
в ожидании как бы чего не вышло. У него свои правила безопасности. Отсюда
и образ: родитель, как вертолет, кружащий над своим чадом. Но зачастую из-за
такой гиперопеки он не замечает явные проблемы ребенка.
Достоинства
«Вертолет» сверхбдителен и осторожен во всем. Поэтому как помощник
при
организации
детских
мероприятий
просто
незаменим.
Он предусмотрит
и проконтролирует
все
до мельчайших
деталей.
Попросите
его
заняться
мероприятием
или,
к примеру,
собрать
с родителей
деньги,
он переключится
и какое-то время забудет о контроле за воспитателями.
Как общаться
С родителем-вертолетом
лучше
говорить
о настоящем,
а не о будущем.
Но если видите, что он тревожится, предложите помощь и разделите его тревогу:
«я понимаю
Ваши
опасения»,
«я вижу,
вам
сложно
это
принять».
Задавайте
к опасениям
вопросы:
«что
именно
Вас
беспокоит?»,
«какая
помощь
нужна
от меня, от сада?», «на все ли вопросы я ответил(а)?». Посоветуйте ему читать
новости, рекомендации и вопросы-ответы на сайте вашего детского сада. Так
у беспокойного родителя сложится ощущение, что у него все под контролем.
Родитель-танк
Недостатки
Родитель-танк –
прирожденный
критик,
но критику
в свой
адрес
не переносит. Он вдоль и поперек перечитал литературу о воспитании и здоровье
детей, поэтому считает себя экспертом в любых вопросах. Категорично выражает
свои просьбы, как правило, в форме приказов. Чаще других родителей спорит
с воспитателями,
в том
числе
из-за
мелочей,
и становится
инициатором
конфликтов. И даже если они уже исчерпаны, при любом удобном случае «танк»
напомнит, кто в том споре был виноват, но, конечно же, не он.
Достоинства
У «танка» талант создавать ажиотаж по любому вопросу. Поэтому, если
на родительском
собрании
вам
необходимо
обсудить
с родителями
какой-то
вопрос
и узнать
их мнения,
начните
с «танка».
Спросите,
что
он думает,
и дискуссия
вам
обеспечена.
Критический
подход
«танка»
ко всему
бывает
и конструктивным. Он лучше других предвидит проблемы там, где они не так
очевидны.
Как общаться
Родитель-танк
считает
себя
авторитетом
во всем.
Поэтому
если
предъявляет претензии, сделайте вид, что вам важно его мнение: «как, по-
Вашему,
стоит
поступить?»,
«как
реагировать,
когда
ребенок
делает
так?».
Не обсуждайте с ним детали, которые не относятся к делу. А то на вас польется
шквал дополнительной критики и непрошеных советов. Создайте возможность
выплеснуть негатив на сайте детского сада в разделе для жалоб. Так «танк» реже
будет скандалить в детском саду.
Родитель
– гоночная машина
Недостатки
Родитель –
гоночная
машина
считает,
что
его
ребенок
умеет
все
и на «отлично», но требует быть еще выше, сильнее, быстрее. Соревновательного
духа
требует
родитель
и от воспитателей.
Причина
не в том,
что
«гонщику»
интересны
состязания.
Ему
в первую
очередь
важно,
чтобы
его
признали
исключительным родителем и что он воспитывает вундеркинда. Без конкурсов
такой родитель начинает провоцировать родителей соревноваться между собой,
сравнивая
своего
ребенка
с другими
и нахваливая
его
даже
без
причин.
До последнего
отрицает
даже
явные
трудности
ребенка,
потому
что
тащить
одеяло на себя важнее.
Достоинства
Награды и победы в конкурсах детскому саду принесут дети именно такого
родителя.
Он постоянно
стимулирует
своего
ребенка
на достижения.
Ради
победы
в конкурсе
готов
его
организовать
и даже
провести.
«Гонщик»
обязательно поддержит вас, если вы затеяли в детском саду ремонт и прочие
изменения.
Как общаться
Хвалите
за вовлеченность,
интерес
к ребенку
и детскому
саду,
но не сравнивайте
с другими
родителями.
Используйте
прием
«зато»,
если
ребенок «гонщика» с чем-то не справляется: «Да, ваш ребенок пока не читает,
зато
прекрасно
запоминает
и рассказывает».
Не критикуйте
родителя
и его
ребенка
в присутствии других.
Вручайте
грамоты
и благодарности
за любую
помощь.
Публично
демонстрируйте
достижения:
на стендах
с поделками,
рисунками, фотографиями, на сайте детского сада в разделе о достижениях.
Родитель
– скорый поезд
Недостатки
Родитель – скорый поезд вечно
торопится,
торопит
других
или
вообще вне зоны доступа. Поэтому
от него
вы вряд ли
добьетесь
тесного
сотрудничества.
Он совершенно
не интересуется,
чем
и как
занимается
его
чадо.
Не ходит
на родительские
собрания
и утренники.
Он не смотрит
со своими
детьми
мультики,
не гуляет
с ними и уж тем более не участвует в детских забавах. Все это ложится на плечи
бабушек,
няней,
воспитателей
и других
чужих,
по сути,
людей.
Ребенок
отстраненного родителя часто предоставлен сам себе, поэтому попадает в группу
проблемных детей.
Достоинства
«Скорый
поезд»
хочет
сам
и призывает
окружающих
договариваться
быстро
и не конфликтовать.
Он не вмешивается
в работу
сада
и доверяет
его
работникам. Не ввязывается в склоки и не сплетничает с другими родителями.
Как общаться
Коротко и по делу: «давайте быстро обсудим…», «уделите мне 5 минут,
нам надо поговорить об…», «я пришла к такому выводу…», «я думаю, вам важно
будет знать, что …». Родитель – скорый поезд зачастую просто не знает, как
решить проблемы, с которыми он сталкивается в процессе воспитания. Поэтому
избегает их. Ставьте его в известность, если у ребенка зафиксировали нарушения
поведения. Акцентируйте внимание на том, что необходимо быстро принять
меры, чтобы не запустить проблему. Спрашивайте его мнение: «а что поможет,
если он(а)…?», «как вы думаете, зачем он(а) так делает?».
Родитель
– трехколесный
велосипед
Недостатки
Родитель – трехколесный велосипед сам как ребенок, не самостоятельный.
Отсюда
и образ –
для
поддержки
нужно
третье
колесо.
Не умеет
принимать
решения,
отказывается
от ответственности,
перекладывает
свои
функции
на других
членов
семьи.
Поэтому
если
вы поручили
ему
серьезную
задачу,
то будьте готовы – без вашего постоянного контроля он может все провалить.
Любые серьезные переговоры он попытается свести к шуткам и смеху. Даже
если вы обсуждаете нужды и трудности ребенка, не ждите адекватной реакции.
Такой
родитель
считает,
что
игра
важнее,
чем
всякие
правила
воспитания,
которые навязывают ребенку в саду. Поэтому его дети, как правило, не способны
соблюдать границы допустимого.
Достоинства
Милый,
открытый
и доброжелательный.
Доверяет
воспитателям,
спрашивает
и ценит
их мнение.
Участвует
во всех
детских
праздниках,
поддерживает игру и непосредственность детей.
Как общаться
Избегайте
учительской
позиции:
поучать,
пристыжать,
разрешать,
запрещать. Иначе «велосипед» так и не сможет сам принимать решения и нести
за них
ответственность.
Проявляйте
интерес
к его
мнению:
«подумайте
еще
до завтра и обсудим». Спрашивайте: «как Вы обычно поступаете, если …?», «что
Вы предложите?».
Напоминайте
ему
его же
успешный
опыт
в воспитании.
Поддерживайте любые проявления осмысленной заботы о ребенке, хвалите: «как
хорошо,
что
Вы уделяете
этому
внимание».
Поддерживайте
его
попытки
высказать свое мнение, даже если оно наивное.