Напоминание

Сложности общения руководителя с родителями или как общаться так, чтобы к вам прислушивались


Автор: Оксана Васильевна Маркова
Должность: заведующий
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: город Нефтеюганск
Наименование материала: статья
Тема: Сложности общения руководителя с родителями или как общаться так, чтобы к вам прислушивались
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА

«ДЕТСКИЙ САД № 16 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»

(МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 16 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»)

Статья на тему:

Сложности общения руководителя с родителями или

как общаться так, чтобы к вам прислушивались

(На основе статьи, Александры Фокиной, доцента кафедры возрастной психологии МГППУ, член

Федерации психологов-консультантов России)

Составитель:

Заведующий, О.В.Маркова

г.Нефтеюганск, 2020

Психологи утверждают, что если знать, к какому психотипу относится собеседник,

то проще

добиться

нужного

результата.

В этой

статье –

характеристика

каждого

из пяти

персонажей и рекомендации, как общаться, чтобы родители прислушивались и не жаловались

на детский сад и на вас.

В практике выделяются пять типов родителей: вертолет, танк, гоночная машина, скорый

поезд и трехколесный велосипед. В статье в портрете каждого вы прочитаете об их сильных

и слабых сторонах. Но в целом типология не о том, как научить родителей воспитывать детей,

а о том, как заведующему и воспитателям найти индивидуальный подход к каждому родителю

и общаться

без

конфликтов.

Конечно,

если

столкнетесь

совсем

с тяжелым

случаем,

привлекайте третью сторону – психолога, медиатора, совет родительской общественности.

Родитель-вертолет

Недостатки

Родитель-вертолет пытается контролировать все, что касается его ребенка,

тем

самым

мешая

воспитателям

работать.

Драматизирует

и тревожится

о будущем,

подогревая

при

этом

других

родителей.

Он постоянно

находится

в ожидании как бы чего не вышло. У него свои правила безопасности. Отсюда

и образ: родитель, как вертолет, кружащий над своим чадом. Но зачастую из-за

такой гиперопеки он не замечает явные проблемы ребенка.

Достоинства

«Вертолет» сверхбдителен и осторожен во всем. Поэтому как помощник

при

организации

детских

мероприятий

просто

незаменим.

Он предусмотрит

и проконтролирует

все

до мельчайших

деталей.

Попросите

его

заняться

мероприятием

или,

к примеру,

собрать

с родителей

деньги,

он переключится

и какое-то время забудет о контроле за воспитателями.

Как общаться

С родителем-вертолетом

лучше

говорить

о настоящем,

а не о будущем.

Но если видите, что он тревожится, предложите помощь и разделите его тревогу:

«я понимаю

Ваши

опасения»,

«я вижу,

вам

сложно

это

принять».

Задавайте

к опасениям

вопросы:

«что

именно

Вас

беспокоит?»,

«какая

помощь

нужна

от меня, от сада?», «на все ли вопросы я ответил(а)?». Посоветуйте ему читать

новости, рекомендации и вопросы-ответы на сайте вашего детского сада. Так

у беспокойного родителя сложится ощущение, что у него все под контролем.

Родитель-танк

Недостатки

Родитель-танк –

прирожденный

критик,

но критику

в свой

адрес

не переносит. Он вдоль и поперек перечитал литературу о воспитании и здоровье

детей, поэтому считает себя экспертом в любых вопросах. Категорично выражает

свои просьбы, как правило, в форме приказов. Чаще других родителей спорит

с воспитателями,

в том

числе

из-за

мелочей,

и становится

инициатором

конфликтов. И даже если они уже исчерпаны, при любом удобном случае «танк»

напомнит, кто в том споре был виноват, но, конечно же, не он.

Достоинства

У «танка» талант создавать ажиотаж по любому вопросу. Поэтому, если

на родительском

собрании

вам

необходимо

обсудить

с родителями

какой-то

вопрос

и узнать

их мнения,

начните

с «танка».

Спросите,

что

он думает,

и дискуссия

вам

обеспечена.

Критический

подход

«танка»

ко всему

бывает

и конструктивным. Он лучше других предвидит проблемы там, где они не так

очевидны.

Как общаться

Родитель-танк

считает

себя

авторитетом

во всем.

Поэтому

если

предъявляет претензии, сделайте вид, что вам важно его мнение: «как, по-

Вашему,

стоит

поступить?»,

«как

реагировать,

когда

ребенок

делает

так?».

Не обсуждайте с ним детали, которые не относятся к делу. А то на вас польется

шквал дополнительной критики и непрошеных советов. Создайте возможность

выплеснуть негатив на сайте детского сада в разделе для жалоб. Так «танк» реже

будет скандалить в детском саду.

Родитель

– гоночная машина

Недостатки

Родитель –

гоночная

машина

считает,

что

его

ребенок

умеет

все

и на «отлично», но требует быть еще выше, сильнее, быстрее. Соревновательного

духа

требует

родитель

и от воспитателей.

Причина

не в том,

что

«гонщику»

интересны

состязания.

Ему

в первую

очередь

важно,

чтобы

его

признали

исключительным родителем и что он воспитывает вундеркинда. Без конкурсов

такой родитель начинает провоцировать родителей соревноваться между собой,

сравнивая

своего

ребенка

с другими

и нахваливая

его

даже

без

причин.

До последнего

отрицает

даже

явные

трудности

ребенка,

потому

что

тащить

одеяло на себя важнее.

Достоинства

Награды и победы в конкурсах детскому саду принесут дети именно такого

родителя.

Он постоянно

стимулирует

своего

ребенка

на достижения.

Ради

победы

в конкурсе

готов

его

организовать

и даже

провести.

«Гонщик»

обязательно поддержит вас, если вы затеяли в детском саду ремонт и прочие

изменения.

Как общаться

Хвалите

за вовлеченность,

интерес

к ребенку

и детскому

саду,

но не сравнивайте

с другими

родителями.

Используйте

прием

«зато»,

если

ребенок «гонщика» с чем-то не справляется: «Да, ваш ребенок пока не читает,

зато

прекрасно

запоминает

и рассказывает».

Не критикуйте

родителя

и его

ребенка

в присутствии других.

Вручайте

грамоты

и благодарности

за любую

помощь.

Публично

демонстрируйте

достижения:

на стендах

с поделками,

рисунками, фотографиями, на сайте детского сада в разделе о достижениях.

Родитель

– скорый поезд

Недостатки

Родитель – скорый поезд вечно

торопится,

торопит

других

или

вообще вне зоны доступа. Поэтому

от него

вы вряд ли

добьетесь

тесного

сотрудничества.

Он совершенно

не интересуется,

чем

и как

занимается

его

чадо.

Не ходит

на родительские

собрания

и утренники.

Он не смотрит

со своими

детьми

мультики,

не гуляет

с ними и уж тем более не участвует в детских забавах. Все это ложится на плечи

бабушек,

няней,

воспитателей

и других

чужих,

по сути,

людей.

Ребенок

отстраненного родителя часто предоставлен сам себе, поэтому попадает в группу

проблемных детей.

Достоинства

«Скорый

поезд»

хочет

сам

и призывает

окружающих

договариваться

быстро

и не конфликтовать.

Он не вмешивается

в работу

сада

и доверяет

его

работникам. Не ввязывается в склоки и не сплетничает с другими родителями.

Как общаться

Коротко и по делу: «давайте быстро обсудим…», «уделите мне 5 минут,

нам надо поговорить об…», «я пришла к такому выводу…», «я думаю, вам важно

будет знать, что …». Родитель – скорый поезд зачастую просто не знает, как

решить проблемы, с которыми он сталкивается в процессе воспитания. Поэтому

избегает их. Ставьте его в известность, если у ребенка зафиксировали нарушения

поведения. Акцентируйте внимание на том, что необходимо быстро принять

меры, чтобы не запустить проблему. Спрашивайте его мнение: «а что поможет,

если он(а)…?», «как вы думаете, зачем он(а) так делает?».

Родитель

– трехколесный

велосипед

Недостатки

Родитель – трехколесный велосипед сам как ребенок, не самостоятельный.

Отсюда

и образ –

для

поддержки

нужно

третье

колесо.

Не умеет

принимать

решения,

отказывается

от ответственности,

перекладывает

свои

функции

на других

членов

семьи.

Поэтому

если

вы поручили

ему

серьезную

задачу,

то будьте готовы – без вашего постоянного контроля он может все провалить.

Любые серьезные переговоры он попытается свести к шуткам и смеху. Даже

если вы обсуждаете нужды и трудности ребенка, не ждите адекватной реакции.

Такой

родитель

считает,

что

игра

важнее,

чем

всякие

правила

воспитания,

которые навязывают ребенку в саду. Поэтому его дети, как правило, не способны

соблюдать границы допустимого.

Достоинства

Милый,

открытый

и доброжелательный.

Доверяет

воспитателям,

спрашивает

и ценит

их мнение.

Участвует

во всех

детских

праздниках,

поддерживает игру и непосредственность детей.

Как общаться

Избегайте

учительской

позиции:

поучать,

пристыжать,

разрешать,

запрещать. Иначе «велосипед» так и не сможет сам принимать решения и нести

за них

ответственность.

Проявляйте

интерес

к его

мнению:

«подумайте

еще

до завтра и обсудим». Спрашивайте: «как Вы обычно поступаете, если …?», «что

Вы предложите?».

Напоминайте

ему

его же

успешный

опыт

в воспитании.

Поддерживайте любые проявления осмысленной заботы о ребенке, хвалите: «как

хорошо,

что

Вы уделяете

этому

внимание».

Поддерживайте

его

попытки

высказать свое мнение, даже если оно наивное.



В раздел образования