Авторы: Гуреева Татьяна Аркадьевна, Козина Снежана Владимировна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ №57
Населённый пункт: город Северодвинск, Архангельская область
Наименование материала: Проект
Тема: "Знакомство детей с традициями и бытом русского народа"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад 57 "Лукоморье"
Краткосрочный проект в разновозрастной группе
на тему:
"Знакомство детей с традициями и бытом русского
народа"
Воспитатели: Козина С.В.
Гуреева Т.А.
Музыкальный руководитель:
Данькина М.А.
г. Северодвинск
2020 г.
Актуальность
Дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности
человека, её фундамент. И, именно, с раннего возраста необходимо
воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и
культуре, обрядам и обычаям. Знакомясь с культурными ценностями и
традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком
окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе
закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к
Родине!
Технологическая карта проекта
Содержание
Пояснение
Название проекта
"Знакомство детей с традициями и
бытом русского народа"
Тип проекта
краткосрочный, творческий,
познавательный
Участники проекта
Дети 5-7 лет, педагоги, музыкальный
руководитель, родители
воспитанников
Целевая группа
старшая-подготовительная
Длительность
с 27 января по 31 января 2020 г.
Основание для разработки
проекта
У детей не сформированы знания о
культурных традициях своего народа,
быте, народных играх и народных
игрушках.
Цель
Формирование и систематизация
знаний детей о культуре и традициях
русского народа.
Задачи
Расширять представления детей
об искусстве, традициях и обычаях
народов России
Продолжать знакомить с
народными песнями, плясками,
обрядами, календарными
праздниками, приметами,
пословицами, поговорками, сказками
Воспитывать интерес и любовь
к народной культуре и традициям
Продолжать знакомство с
народными промыслами России и
Архангельской области
Развивать умение применять
полученные знания о декоративном
искусстве
Воспитывать у детей
эстетические чувства,
художественный вкус
Знакомить детей с ремёслами и
занятиями взрослых на Руси(резчик по
дереву) На основе этих знаний
показать значимость труда для
человека
Планируемые результаты
У детей сформированы
элементарные представления о
русском фольклоре
Дошкольники знают названия
различных промыслов
Обогащён словарный запас по
теме: «Русский фольклор»
Дошкольники знают характерные
особенности хохломской росписи,
умеют самостоятельно выбирать
цветовую гамму, элементы узора
для выполнения своей работы
Родители заинтересованы темой,
охотно принимают участие в
проекте
Перспективное планирование по тематической неделе
Образовательная
деятельность
Совместная
деятельность
Познавательное развитие.
НОД «Знакомство
дошкольников с традициями
и бытом русского народа»
Просмотр кукольного
спектакля «Колобок»
Музыка
НОД «Знакомство детей с
русским народным
музыкальным творчеством»
Беседа «Народные
традиции»
Русская народная
игра "Покрывало"
Чтение русской
народной сказки
"Царевна
Несмеяна"
Вторник
ФЭМП
НОД "Народное творчество
в развитии элементарных
математических
представлений"
Экскурсия в музей МАОУ
СОШ № 5 "Поморская изба"
Беседа "Символы
России"
Дидактическая игра
"Собери узор"
Отгадывание русских
народных загадок
Презентация
"Знакомство с
профессией: резчик по
дереву"
Среда
Художественно-
эстетическое
развитие.
Рисование.
НОД "Русская
матрёшка"
Музыка.
Развлечение "Знакомство с
новыми русскими
народными играми"
Презентация "Русская
матрёшка"
Дидактическая игра
«Народные промыслы»
Рассматривание
элементов хохломской
росписи
Понедельник
Четверг
Посещение выставки в НТЦ
"Звёздочка" "Чудесный
короб"
Развитие речи
«Народные праздники на
Руси»
Беседа «Как раньше в
гости ходили».
Знакомство с
пословицами: «Добрый
гость всегда в пору»,
«Гостю первое место, да
красная ложка», «
Красна изба углами, а
красна пирогами»
Просмотр мультфильма
«Сестрица Алёнушка и
братец Иванушка».
Свободное рисование по
мотивам сказки.
Пятница
Презентация «Народная
игрушка»
Мастер-класс с родителями
«Кукла оберег»
Музыка
«Знакомство с русскими
народными музыкальными
инструментами»
Чтение русской
народной сказки
«Морозко»
Русская народная
игра "Колпачок"
Результат:
На протяжении недели велась работа по приобщению детей к русской
народной культуре. Виды народного творчества использовала в разных видах
деятельности: на занятии, прогулке, в трудовой деятельности, режимных
моментах. За это время дети полюбили русский фольклор, с большим
желанием участвовали в различных играх, посиделках, праздниках. Чтение,
рассказывание, обыгрывание сказок у детей вызывает большой восторг и
радость. Кроме того, ребята стали с уважением относиться к природе и ее
обитателям, научились разрешать конфликтные ситуации с помощью
считалок и народных поговорок. Стали терпимее и добрее. Взаимодействие с
родителями позволили ввести в мир народной культуры взрослых, заставили
посмотреть на мир вещей, праздников совсем другими глазами. Работа по
приобщению детей к народной культуре посеет в детях доброту,
справедливость, любовь к ближним, всему живому. В результате проведенной
работы, нами был создан лэпбук «Русские традиции и культура», где мы
обобщили все знания детей о русском народном творчестве. Также совместно
с детьми мы организовали Мини-музей «Народные промыслы».
Список используемой литературы:
1.Аникина В.К. «Русские сказки» М; ИЗД «Худ. Лит-ра»; 1970.
2. Ботяков О.А. Российский Этнографический музей - детям; СПб; изд.
«Детство – пресс». 2001.
3.Балашов М.Е костюм Киевской Руси. СПб; изд. «Детство – пресс». 2002.
4. Дуброва В.А. «Народное творчество в трудовом воспитании». Дошкольное
воспитание № 11.
5. Ищук М.И. «Народные праздники»; изд. Академия Развития.
6. Князева О.А. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
СПб; изд «Детство – пресс».
7. Салова Г.И. «Дорожить русской культурой» Дошкольное воспитание. № 5.
8. Скворцова Л.В. «Формирование у детей интереса к русскому фольклору».
Дошкольное воспитание. № 5.
9.Михайлова А.А. «Как постичь мудрость сказки». Дошкольное воспитание.
№ 1.
Приложение.
Мастер-класс с родителями
«Кукла-оберег».
Цель: Развивать интерес у детей и родителей к истокам народного творчества
по средствам образа народной русской куклы.
Задачи:
1. Формировать представление детей и родителей о русской
тряпичной кукле, об истории её возникновения.
2. Актуализировать желание родителей проводить свободное время
совместно с детьми.
3. Вызвать эмоциональное, положительное отношение к результату
совместной деятельности.
Научить мастерить тряпичную куклу бесшовным способом, проявляя
фантазию и творчество.
Вызвать интерес к народному творчеству. Восстановит и сохранить для
новых поколений такое явление, как народная традиционная кукла.
Закрепить у
детей
трудовых навыков:
складывание,
сворачивание,
скручивание, обматывание, завязывание.
Пополнить словарный запас детей: ремесло, технология.
Материалы:
тряпичные
куклы,
белые
лоскутки
ткани (20х20),
вата,
нитки.
Предварительная работа:
1. Беседы и чтения произведений о русском народе.
2.
Знакомство
детей
с
русскими народными
сказками,
закличками,
поговорками, скороговорками, пословицами, потешками, играми, загадками.
3. Драматизация по мотивам русских народных сказок.
4. Знакомство с русским народным костюмом, домашней утварью, куклами.
5. Проведение обрядовых праздников.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Здравствуйте, уважаемые родители, я рада всех вас видеть на нашей
встрече.
Посмотрите, какая у меня красивая шкатулка! А что же в ней лежит?
(звучит песенка «Шкатулочка»)
В этой шкатулке живет кукла (открываю шкатулку, показываю её
содержимое)
2. Вступительная беседа.
Каждая девочка любит играть в куклы, да и многие взрослые женщины не
отказались бы вернуться в детство. Не зря же на Руси существовало поверье:
«Чем дольше девочка играет в куклы, тем счастливее она будет». В глубокой
древности у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой
от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека и сопровождала
наших предков с рождения до смерти, ее так и называли: оберег или
берегиня.
- Что такое оберег?
Оберег - это предмет, по вере людей обладающий волшебной силой.
В русской народной сказке «Василиса Прекрасная», мать оставляет дочери
в наследство тряпичную куколку и говорит: «Береги её, держи всегда при
себе и никому не показывай, а когда приключится тебе горе, дай ей поесть и
попроси у неё совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью».
Вот эта кукла помогла Василисе пережить много горя и пройти через все
испытания, которые готовили ей мачеха и Баба-Яга. Берегла свою куколку
Василиса, и “…по конец жизни своей всегда носила в кармане”.
Кукла-оберег как бы заменяла собой человека, отвлекала на себя злые
силы и тем самым берегла своего хозяина. Если человек желал избавиться от
какой-либо напасти, он брал куколку-берегиню, трижды поворачивал против
часовой стрелки и приговаривал: «Повернись ко мне добром, отвернись со
злом». Кукла была с человеком всю его жизнь. Оберег давали в дорогу мужу,
сыну или брату. Сделанную своими руками берегиню мать дарила дочери
перед ее замужеством. Невесте на свадьбу было принято дарить кукол, чтобы
в новой семье было побольше детишек.
Изготовление кукол было делом сугубо женским. Мужчин не подпускали
даже краем глаза взглянуть на процесс. Для изготовления куклы наши
предки использовали не только ткань, но и солому, глину, мочало, нитки,
бересту, украшали ее яркими лентами, бусами, бисером.
Куклы были самые разные, но одно было общее: у славянских кукол не
было лица.
- Как вы считаете, почему кукле не делали лицо?
Считалось, что нельзя, чтобы кукла слишком уж походила на человека.
Ведь у человека есть душа, а у куклы внутри пусто.
Вот в эту пустоту и может вселиться какой-нибудь злой дух.
Кукла следовала за нашими предками с самого их рождения. Еще до
появления ребенка на свет, мать делала куколку Пеленашку, тщательно
соблюдая одно условие - изготовить ее без ножниц и иголки: ведь куколку эту
нельзя было ни уколоть, ни порезать - считалось, что в ней сохраняются
материнская любовь и забота.
Делали куколку просто: сворачивали из цветных тряпочек. Укладывали в
пустую пока колыбельку, чтобы куколка «обогрела» ее для малыша. Когда
ребенок рождался, куколка не расставалась с ним, «ложилась» вместе с
младенцем спать, и мать над ними приговаривала: «Сонница - бессонница, не
играй с моим малышом, а играй с этой куколкой».
Такая кукла служила оберегом и от сглаза.
Гости смотрели на ребенка и на куклу и говорили, обращаясь к кукле:
"Ой, до чего кукленок-то хорош!", - чтобы не сглазить ребенка.
Чтобы воздух в доме был чистый, изготавливали полезную
куколку «Кубышку-Травницу». Подвешивали ее там, где воздух застаивался
или над колыбелью ребенка. Эта кукла наполнена душистой лекарственной
травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате
разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Через 2 года траву
в куколке необходимо поменять. Именно так поступали наши предки.
Свадебную куклу делали на свадьбу и ставили в свадебный пирог.
Она была оберегом красоты невесты.
- Почему в наряде куклы преобладает красный цвет? (На Руси красный
цвет считался обережным цветом и цветом, дающим жизненную силу).
Сейчас эту куколку дарят и замужним женщинам с пожеланиями Красоты и
молодости, жизненной силы.
Мощной защитой против злых сил считались свадебные куклы-
неразлучники, которые подвешивались впереди повозки молодоженов. Две
эти тряпичные куклы изготавливались подругами невесты, и олицетворяли
мужское и женское начало.
- В чем особенность этих кукол? Отличительной особенностью
неразлучников являлась общая рука, основой для которой служила длинная
деревянная лучина. Общая рука, как и само название оберега, говорило о том,
что супруги неразлучно должны идти по жизни "рука об руку".
Веснянка - это веселая, задорная кукла, которую делали молодые девушки
на приход весны. Традиционно она очень яркая, с волосами необычного
цвета. Таких кукол девушки дарили друг другу. Веснянка является оберегом
молодости и красоты. Подарив такую куколку мужчине, Вы желаете ему
долго оставаться молодым и жизнерадостным, женщине - всегда быть
обаятельной и привлекательной. Все эти куклы были оберегами для
славянских народов.
- А вы любите загадывать желания?
Тогда для вас традиционная русская кукла Желанница.
Такая подружка - кукла Желанница - была в деревне у каждой девушки.
Показывать ее никому не следовало. Загадаешь желание, а когда оно
исполнится, нанижешь на поясок вокруг куколки бусинки и зеркальце
поднесешь к личику: "Гляди, какая ты красавица". А потом спрячешь свою
подруженьку в укромное местечко до поры. Можете не верить, но все, что
попросишь, исполнялось.
«Желанница» приносит в дом счастье и исполняет желания.
- По вашему мнению, можно ли играть с куклой – берегиней как с
обычной игрушкой?
- Как вы будете прикасаться к берегине?
- А у вас появилось желание сделать куклу-берегиню Желанницу?
3. Практическая работа
Сейчас нам нужно выбрать понравившуюся куклу, схему изготовления,
материал, инструменты и приступить к работе (Изготовление
кукол родителями и детьми)
4. Заключительная часть
Оцените результат своей работы. Спасибо что пришли на наше
мероприятие, пусть ваши куклы – обереги хранят покой в вашем доме. До
следующей встречи