Напоминание

"Знакомство детей с традициями и бытом русского народа"


Авторы: Гуреева Татьяна Аркадьевна, Козина Снежана Владимировна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ №57
Населённый пункт: город Северодвинск, Архангельская область
Наименование материала: Проект
Тема: "Знакомство детей с традициями и бытом русского народа"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад 57 "Лукоморье"

Краткосрочный проект в разновозрастной группе

на тему:

"Знакомство детей с традициями и бытом русского

народа"

Воспитатели: Козина С.В.

Гуреева Т.А.

Музыкальный руководитель:

Данькина М.А.

г. Северодвинск

2020 г.

Актуальность

Дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности

человека, её фундамент. И, именно, с раннего возраста необходимо

воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и

культуре, обрядам и обычаям. Знакомясь с культурными ценностями и

традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком

окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе

закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к

Родине!

Технологическая карта проекта

Содержание

Пояснение

Название проекта

"Знакомство детей с традициями и

бытом русского народа"

Тип проекта

краткосрочный, творческий,

познавательный

Участники проекта

Дети 5-7 лет, педагоги, музыкальный

руководитель, родители

воспитанников

Целевая группа

старшая-подготовительная

Длительность

с 27 января по 31 января 2020 г.

Основание для разработки

проекта

У детей не сформированы знания о

культурных традициях своего народа,

быте, народных играх и народных

игрушках.

Цель

Формирование и систематизация

знаний детей о культуре и традициях

русского народа.

Задачи

Расширять представления детей

об искусстве, традициях и обычаях

народов России

Продолжать знакомить с

народными песнями, плясками,

обрядами, календарными

праздниками, приметами,

пословицами, поговорками, сказками

Воспитывать интерес и любовь

к народной культуре и традициям

Продолжать знакомство с

народными промыслами России и

Архангельской области

Развивать умение применять

полученные знания о декоративном

искусстве

Воспитывать у детей

эстетические чувства,

художественный вкус

Знакомить детей с ремёслами и

занятиями взрослых на Руси(резчик по

дереву) На основе этих знаний

показать значимость труда для

человека

Планируемые результаты

У детей сформированы

элементарные представления о

русском фольклоре

Дошкольники знают названия

различных промыслов

Обогащён словарный запас по

теме: «Русский фольклор»

Дошкольники знают характерные

особенности хохломской росписи,

умеют самостоятельно выбирать

цветовую гамму, элементы узора

для выполнения своей работы

Родители заинтересованы темой,

охотно принимают участие в

проекте

Перспективное планирование по тематической неделе

Образовательная

деятельность

Совместная

деятельность

Познавательное развитие.

НОД «Знакомство

дошкольников с традициями

и бытом русского народа»

Просмотр кукольного

спектакля «Колобок»

Музыка

НОД «Знакомство детей с

русским народным

музыкальным творчеством»

Беседа «Народные

традиции»

Русская народная

игра "Покрывало"

Чтение русской

народной сказки

"Царевна

Несмеяна"

Вторник

ФЭМП

НОД "Народное творчество

в развитии элементарных

математических

представлений"

Экскурсия в музей МАОУ

СОШ № 5 "Поморская изба"

Беседа "Символы

России"

Дидактическая игра

"Собери узор"

Отгадывание русских

народных загадок

Презентация

"Знакомство с

профессией: резчик по

дереву"

Среда

Художественно-

эстетическое

развитие.

Рисование.

НОД "Русская

матрёшка"

Музыка.

Развлечение "Знакомство с

новыми русскими

народными играми"

Презентация "Русская

матрёшка"

Дидактическая игра

«Народные промыслы»

Рассматривание

элементов хохломской

росписи

Понедельник

Четверг

Посещение выставки в НТЦ

"Звёздочка" "Чудесный

короб"

Развитие речи

«Народные праздники на

Руси»

Беседа «Как раньше в

гости ходили».

Знакомство с

пословицами: «Добрый

гость всегда в пору»,

«Гостю первое место, да

красная ложка», «

Красна изба углами, а

красна пирогами»

Просмотр мультфильма

«Сестрица Алёнушка и

братец Иванушка».

Свободное рисование по

мотивам сказки.

Пятница

Презентация «Народная

игрушка»

Мастер-класс с родителями

«Кукла оберег»

Музыка

«Знакомство с русскими

народными музыкальными

инструментами»

Чтение русской

народной сказки

«Морозко»

Русская народная

игра "Колпачок"

Результат:

На протяжении недели велась работа по приобщению детей к русской

народной культуре. Виды народного творчества использовала в разных видах

деятельности: на занятии, прогулке, в трудовой деятельности, режимных

моментах. За это время дети полюбили русский фольклор, с большим

желанием участвовали в различных играх, посиделках, праздниках. Чтение,

рассказывание, обыгрывание сказок у детей вызывает большой восторг и

радость. Кроме того, ребята стали с уважением относиться к природе и ее

обитателям, научились разрешать конфликтные ситуации с помощью

считалок и народных поговорок. Стали терпимее и добрее. Взаимодействие с

родителями позволили ввести в мир народной культуры взрослых, заставили

посмотреть на мир вещей, праздников совсем другими глазами. Работа по

приобщению детей к народной культуре посеет в детях доброту,

справедливость, любовь к ближним, всему живому. В результате проведенной

работы, нами был создан лэпбук «Русские традиции и культура», где мы

обобщили все знания детей о русском народном творчестве. Также совместно

с детьми мы организовали Мини-музей «Народные промыслы».

Список используемой литературы:

1.Аникина В.К. «Русские сказки» М; ИЗД «Худ. Лит-ра»; 1970.

2. Ботяков О.А. Российский Этнографический музей - детям; СПб; изд.

«Детство – пресс». 2001.

3.Балашов М.Е костюм Киевской Руси. СПб; изд. «Детство – пресс». 2002.

4. Дуброва В.А. «Народное творчество в трудовом воспитании». Дошкольное

воспитание № 11.

5. Ищук М.И. «Народные праздники»; изд. Академия Развития.

6. Князева О.А. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

СПб; изд «Детство – пресс».

7. Салова Г.И. «Дорожить русской культурой» Дошкольное воспитание. № 5.

8. Скворцова Л.В. «Формирование у детей интереса к русскому фольклору».

Дошкольное воспитание. № 5.

9.Михайлова А.А. «Как постичь мудрость сказки». Дошкольное воспитание.

№ 1.

Приложение.

Мастер-класс с родителями

«Кукла-оберег».

Цель: Развивать интерес у детей и родителей к истокам народного творчества

по средствам образа народной русской куклы.

Задачи:

1. Формировать представление детей и родителей о русской

тряпичной кукле, об истории её возникновения.

2. Актуализировать желание родителей проводить свободное время

совместно с детьми.

3. Вызвать эмоциональное, положительное отношение к результату

совместной деятельности.

Научить мастерить тряпичную куклу бесшовным способом, проявляя

фантазию и творчество.

Вызвать интерес к народному творчеству. Восстановит и сохранить для

новых поколений такое явление, как народная традиционная кукла.

Закрепить у

детей

трудовых навыков:

складывание,

сворачивание,

скручивание, обматывание, завязывание.

Пополнить словарный запас детей: ремесло, технология.

Материалы:

тряпичные

куклы,

белые

лоскутки

ткани (20х20),

вата,

нитки.

Предварительная работа:

1. Беседы и чтения произведений о русском народе.

2.

Знакомство

детей

с

русскими народными

сказками,

закличками,

поговорками, скороговорками, пословицами, потешками, играми, загадками.

3. Драматизация по мотивам русских народных сказок.

4. Знакомство с русским народным костюмом, домашней утварью, куклами.

5. Проведение обрядовых праздников.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, уважаемые родители, я рада всех вас видеть на нашей

встрече.

Посмотрите, какая у меня красивая шкатулка! А что же в ней лежит?

(звучит песенка «Шкатулочка»)

В этой шкатулке живет кукла (открываю шкатулку, показываю её

содержимое)

2. Вступительная беседа.

Каждая девочка любит играть в куклы, да и многие взрослые женщины не

отказались бы вернуться в детство. Не зря же на Руси существовало поверье:

«Чем дольше девочка играет в куклы, тем счастливее она будет». В глубокой

древности у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой

от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека и сопровождала

наших предков с рождения до смерти, ее так и называли: оберег или

берегиня.

- Что такое оберег?

Оберег - это предмет, по вере людей обладающий волшебной силой.

В русской народной сказке «Василиса Прекрасная», мать оставляет дочери

в наследство тряпичную куколку и говорит: «Береги её, держи всегда при

себе и никому не показывай, а когда приключится тебе горе, дай ей поесть и

попроси у неё совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью».

Вот эта кукла помогла Василисе пережить много горя и пройти через все

испытания, которые готовили ей мачеха и Баба-Яга. Берегла свою куколку

Василиса, и “…по конец жизни своей всегда носила в кармане”.

Кукла-оберег как бы заменяла собой человека, отвлекала на себя злые

силы и тем самым берегла своего хозяина. Если человек желал избавиться от

какой-либо напасти, он брал куколку-берегиню, трижды поворачивал против

часовой стрелки и приговаривал: «Повернись ко мне добром, отвернись со

злом». Кукла была с человеком всю его жизнь. Оберег давали в дорогу мужу,

сыну или брату. Сделанную своими руками берегиню мать дарила дочери

перед ее замужеством. Невесте на свадьбу было принято дарить кукол, чтобы

в новой семье было побольше детишек.

Изготовление кукол было делом сугубо женским. Мужчин не подпускали

даже краем глаза взглянуть на процесс. Для изготовления куклы наши

предки использовали не только ткань, но и солому, глину, мочало, нитки,

бересту, украшали ее яркими лентами, бусами, бисером.

Куклы были самые разные, но одно было общее: у славянских кукол не

было лица.

- Как вы считаете, почему кукле не делали лицо?

Считалось, что нельзя, чтобы кукла слишком уж походила на человека.

Ведь у человека есть душа, а у куклы внутри пусто.

Вот в эту пустоту и может вселиться какой-нибудь злой дух.

Кукла следовала за нашими предками с самого их рождения. Еще до

появления ребенка на свет, мать делала куколку Пеленашку, тщательно

соблюдая одно условие - изготовить ее без ножниц и иголки: ведь куколку эту

нельзя было ни уколоть, ни порезать - считалось, что в ней сохраняются

материнская любовь и забота.

Делали куколку просто: сворачивали из цветных тряпочек. Укладывали в

пустую пока колыбельку, чтобы куколка «обогрела» ее для малыша. Когда

ребенок рождался, куколка не расставалась с ним, «ложилась» вместе с

младенцем спать, и мать над ними приговаривала: «Сонница - бессонница, не

играй с моим малышом, а играй с этой куколкой».

Такая кукла служила оберегом и от сглаза.

Гости смотрели на ребенка и на куклу и говорили, обращаясь к кукле:

"Ой, до чего кукленок-то хорош!", - чтобы не сглазить ребенка.

Чтобы воздух в доме был чистый, изготавливали полезную

куколку «Кубышку-Травницу». Подвешивали ее там, где воздух застаивался

или над колыбелью ребенка. Эта кукла наполнена душистой лекарственной

травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате

разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Через 2 года траву

в куколке необходимо поменять. Именно так поступали наши предки.

Свадебную куклу делали на свадьбу и ставили в свадебный пирог.

Она была оберегом красоты невесты.

- Почему в наряде куклы преобладает красный цвет? (На Руси красный

цвет считался обережным цветом и цветом, дающим жизненную силу).

Сейчас эту куколку дарят и замужним женщинам с пожеланиями Красоты и

молодости, жизненной силы.

Мощной защитой против злых сил считались свадебные куклы-

неразлучники, которые подвешивались впереди повозки молодоженов. Две

эти тряпичные куклы изготавливались подругами невесты, и олицетворяли

мужское и женское начало.

- В чем особенность этих кукол? Отличительной особенностью

неразлучников являлась общая рука, основой для которой служила длинная

деревянная лучина. Общая рука, как и само название оберега, говорило о том,

что супруги неразлучно должны идти по жизни "рука об руку".

Веснянка - это веселая, задорная кукла, которую делали молодые девушки

на приход весны. Традиционно она очень яркая, с волосами необычного

цвета. Таких кукол девушки дарили друг другу. Веснянка является оберегом

молодости и красоты. Подарив такую куколку мужчине, Вы желаете ему

долго оставаться молодым и жизнерадостным, женщине - всегда быть

обаятельной и привлекательной. Все эти куклы были оберегами для

славянских народов.

- А вы любите загадывать желания?

Тогда для вас традиционная русская кукла Желанница.

Такая подружка - кукла Желанница - была в деревне у каждой девушки.

Показывать ее никому не следовало. Загадаешь желание, а когда оно

исполнится, нанижешь на поясок вокруг куколки бусинки и зеркальце

поднесешь к личику: "Гляди, какая ты красавица". А потом спрячешь свою

подруженьку в укромное местечко до поры. Можете не верить, но все, что

попросишь, исполнялось.

«Желанница» приносит в дом счастье и исполняет желания.

- По вашему мнению, можно ли играть с куклой – берегиней как с

обычной игрушкой?

- Как вы будете прикасаться к берегине?

- А у вас появилось желание сделать куклу-берегиню Желанницу?

3. Практическая работа

Сейчас нам нужно выбрать понравившуюся куклу, схему изготовления,

материал, инструменты и приступить к работе (Изготовление

кукол родителями и детьми)

4. Заключительная часть

Оцените результат своей работы. Спасибо что пришли на наше

мероприятие, пусть ваши куклы – обереги хранят покой в вашем доме. До

следующей встречи



В раздел образования