Автор: Самохвалова Людмила Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №22
Населённый пункт: город Дубна, Московская область
Наименование материала: Конспект НОД для детей старшей группы по дополнительной образовательной деятельности "Экономика для дошколят"
Тема: "Бережём семейный бюджет"
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД по дополнительной образовательной деятельности
«Экономика для дошколят»
«Бережём семейный бюджет»
Воспитатель: Самохвалова
Людмила Викторовна
Цель: формирование представлений детей о социальном мире людей,
используя различные виды деятельности.
Задачи:
Образовательные:
Ввести
детей
в
мир
экономических
отношений,
и
познакомить
с
понятиями
«доход»,
«расход»,
«бюджет».
Учить
основам
планирования
семейного
бюджета.
Обеспечить
усвоение детьми
понятия
«бюджет» и его возможных составляющих (зарплата, пенсия, стипендия).
Учить детей определять направления и источники доходов и расходов.
Развивающие: Развивать речь, логическое мышление, внимание,
сообразительность, интерес к экономической сфере жизнедеятельности и
желание принимать активное участие в обсуждении бюджета семьи;
Воспитательные: Воспитывать рациональное отношение к деньгам:
бережливость, расчетливость, трудолюбие и доброту, чувство благодарности
к тем, кто помогает удовлетворять наши желания и потребности.
Активизация словаря: зарплата, пенсия, стипендия, доход, бюджет, расход.
Оборудование: схема «Бюджет семьи» (в форме квадрата, разделённого на 4
сектора, а в центре нарисован квадрат меньшего диаметра с 4-мя секторами),
картинки: мама, папа, старший брат – студент и ребенок дошкольник;
купюры денег.
Ход занятия
Вводная часть.
Улыбка.
– Дети, здравствуйте! Подумайте и скажите, почему человек улыбается? А
когда нужно улыбаться другим людям? Давайте сейчас улыбнёмся и подарим
частичку своего хорошего настроения друг другу.
1. Терминологическая часть.
Беседа-размышление.
– Ребята, подумайте и скажите, зачем ваши родители ходят на работу.
— А как вы думаете, для чего нужны вашей семье деньги?
— На что ваша семья расходует деньги?
Воспитатель рассматривает с детьми понятие «бюджет» и его
составные.
– Ребята, вы когда-нибудь слышали слово «бюджет»?
(сняли атрибуты, сели на стульчики)
Воспитатель знакомит детей с понятиями «доходы» и «расходы».
– Дети, все деньги, которые попадают в семейный бюджет, называются
доходом. Зарплата родителей, пенсия бабушек и дедушек, стипендия — всё
это доходы семьи. К доходам можно ещё отнести выигрыш в лотерею,
подарок денежный на день рождения, находка, дополнительный заработок —
продажа с огорода картофеля, яблок. Но в каждой семье есть и расходы.
— Просите ли вы своих родителей, когда они получают зарплату купить вам
сладости или игрушки? А знаете ли вы, на что нужно родителям
израсходовать деньги в первую очередь? Оплата детского сада, покупка еды,
одежды, оплата за квартиру, за свет, за воду, за электричество — всё это
расходы семьи. И за всё это нужно заплатить вашим родителям.
Воспитатель рассматривает с детьми схему «Доход-расход».
—Дети, посмотрите на эти тучки.
(Воспитатель показывает детям схему дохода)
- Ребята, представьте, что тучки – это бюджет. На тучкукапают
капли(присоединяет капли к тучке), эта тучка стала больше, значит бюджет
семьи увеличился и это- доходы. Доходы – это деньги, которые поступают в
бюджет.
- Повторите, что такое доходы. (индивидуальные и хоровые ответы)
(Воспитатель показывает детям схему расхода)
-А теперь посмотрите на другую тучку. Капельки в виде дождя выпадают из
тучки(убирает капли), эта тучка стала меньше, значит,бюджет семьи
уменьшился и это, ребята, расходы. Расходы - это деньги, которые семья
тратит.
- повторите, что такое расходы (ответы детей)
-Ребята, а что нужно сделать, чтобы доходы увеличились и было меньше
расходов?
-Правильно, дети, надо больше работать, меньше расходовать по
пустякам,экономить деньги и быть бережливыми.
Игровая апробация материала.
Дидактическая игра.
Игра – диалог «Доход-расход».
-Дети, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Доход-
расход». Я буду называть примеры доходов и расходов. Если названное
мной является доходом, вы должны громко произнести –«доход»,если
расходом, громко произносите-«расход».
Папа получил зарплату — Д.
Бабушка заболела — Р.
Выиграли в лотерею — Д.
Потеряли кошелёк — Р.
Продали часть урожая помидор — Д.
Нашли 10 рублей — Д.
Порвались штаны — Р.
Заплатили за воду — Р.
Купили арбуз — Р.
-Молодцы,дети, вы хорошо справились с заданием.
Физкультминутка
- Ребята, а сейчас послушайте историю, которая приключилась с одной
семьей.
Собралась однажды вся семья и стали они решать, как деньги потратить:
Каждая покупка присоединяется к модели «РАСХОД»
-маме очень хотелось купить новую шубку,
-папа вступил в союз охотников- нужно ружье,
-бабушка заболела – нужны лекарства,
-у дедушки сломались очки – нужны новые
-брат начал заниматься боксом - ему нужны перчатки боксерские,
-сестре - новую куклу.
Думали, думали и решили купить сразу все! Пришли в магазин и потратили
все деньги! Пришли домой довольные, а дома: света нет, воды нет, телефон
отключен, а в почтовом ящике квитанции об оплате за услуги.
Воспитатель: Правильно ли они сделали, что израсходовали все деньги?
Дети: нет!
Воспитатель. На что в первую очередь нужно было потратить деньги семье,
как вы считаете?
Дети: отвечают
Воспитатель.Конечно, ребята, молодцы. Эти расходы называют основными -
плата за свет, газ, воду, телефон, квартиру. А как вы думаете, какие еще
покупки мы можем отнести к основным расходам, без чего человек не может
обойтись?
Ответы детей-
Воспитатель- верно, дети, к основным расходам мы также отнесем покупку
продуктов, необходимой одежды, деньги на проезд в транспорте.
-А еще, ребята, есть расходы неосновные - это покупки, без которых можно
обойтись или купить их в другой раз, когда будут лишние деньги. Например,
новые игрушки, сладости, мебель.
-Какие неосновные расходы совершила семья экономистов, посмотрите
(смотрят на составленную схему)?
-новая шуба, перчатки, новая кукла.
-Верно, молодцы! Без всех этих покупок семья могла бы пока обойтись, и
тогда хватило бы денег на оплату услуг и необходимые товары.
Заключительная часть.
– Дети, сегодня мы узнали с вами, что у каждой семьи есть свой бюджет.
Деньги не просто берутся в банкомате, их нужно зарабатывать.
- Скажите, что такое бюджет? Из чего он складывается?
- Еще мы с вами узнали, что у каждой семьи есть доходы и расходы.
- кто мне скажет, что такое доходы? А что такое расходы?
- Какие расходы мы называем основными? А неосновными?
- Молодцы, ребята. Вы хорошо работали. Узнали много интересного. Я вами
очень довольна.