Напоминание

Особенности развития логического мышления детей 3- 4 лет


Автор: Шалимова Елена Ивановна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 69"
Населённый пункт: г. Перми
Наименование материала: Из опыта работы
Тема: Особенности развития логического мышления детей 3- 4 лет
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности развития логического мышления детей 3- 4 лет.

В трехлетнем возрасте в умственном развитии детей происходят большие

перемены.

В

этот

период

у

ребенка

обычно

завершается

кризис

трехлетнего

возраста,

появляется

восприятие

себя,

как

отдельной

личности.

Трехлетний

ребенок переходит от предметно-действенного мышления и прямых манипуляций к

наглядно-образному мышлению. Благодаря стремительному развитию речи, малыш

расширяет свой лексический запас, у него формируются первые грамматические

конструкции. Ребенок учится сравнивать и обобщать, может анализировать не

только реальные предметы, но и просто картинки. Он еще играет в простые игры

(кубики, пирамидки, песочки), но уже появляются зачатки сюжетно-ролевых игр.

Малыш

постепенно

учится

заменять

одни

предметы

на

другие,

играть

«понарошку».

Раньше

ребенок

для

решения

задачи

представлял

себе

в

уме

действия с предметами и их результат. Теперь же, с развитием знаковой системы

понятий, он уже оперирует словами и числами, заменяя окружающие предметы

понятиями.

Эти

новые

возможности

детского

мозга

называются

отвлеченным

мышлением,иначе-логикой.

Особенности развития логики в 3-4 года

Логика – важный инструмент человека в процессе познания. Способность

мыслить логически дает возможность человеку понимать, что происходит вокруг,

находить

связи

в

явлениях

и

предметах,

обобщать,

анализировать,

решать

различные задачи, делать умозаключения и многое другое, что требует от него сама

жизнь.

В

процессе

этих

действий

человек

использует

определенные

приемы:

определение

состава,

структуры

и

организации

частей

и

элементов

целого;

ориентация

на

существенные

признаки

явлений

и

предметов;

определение

взаимосвязей

между

явлениями

и

предметами;

обнаружение

тенденций

и

закономерностей

развития;

построение

гипотез

и

обнаружение

следствий;

осознанная аргументация логических операций. Конечно, трехлетний ребенок не

обладает достаточным уровнем логического мышления, который необходим для

выполнения

всех

этих

функций.

Но

процесс

образования

данных

логических

приемов

через

наглядно-действенное

мышление

и

последующее

их

совершенствование и является развитием логического

мышления. Особенность

развития логики в 3-4 года проявляется в том, что мыслительный процесс носит

эмоциональный характер. Он интересен и увлекателен для ребенка, который, играя,

не вдаваясь в излишние подробности, стремиться к обоснованию, доказательству,

поиску причин. О развитии логического мышления у ребенка свидетельствует

появление

огромного

количества вопросов

Почему?

Как?

Откуда?

Зачем?

и

другие.

Многие

психологи

и

педагоги,

изучая

данный

вопрос,

отмечают

необходимость

целенаправленно

развивать

у

детей

возможности

логического

мышления,

так

как

сам

по

себе

набор

логических

приемов,

даже

хорошо

усвоенных, представляет собой лишь потенциал умственного развития, а не само

развитие, которое возможно лишь при постоянной практике этих приемов. И, так

как ведущим видом деятельности для ребенка 3-4 лет является игра, то именно при

помощи игровой деятельности и следует начинать развитие у детей логических

способностей. В условиях игры ребенок создает обобщенные образы, анализирует

игровую ситуацию. Игра организовывает сложный процесс овладения навыками в

интересной для ребенка форме, придает умственной деятельности увлекательный

характер.

Виды логических игр для детей 3-4 лет

Логические игры научат ребенка сопоставлять предметы, находить сходства и

различия, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.

Во

время

раздумий

над

игрой

малыш

старается

самостоятельно

рассуждать,

раздумывать над процессом и результатом. Первые логические игры Эти игры

очень просты. С их помощью тренируются базовые логические приемы. Выделять

и различать свойства предметов, сравнивать их дети учатся еще на кубиках и

мячиках

разных

цветов

и

размеров,

рамках-вкладышах

и

других

совсем

малышовых

играх.

Умение

обобщать

предметы

в

группы

по

их

характерным

свойствам тренируется играми наподобие лото, где на одном поле собираются

карточки с изображением предметов или явлений объединенных в одну группу.

Например,

фрукты,

овощи,

времена

года.

Умение

выделять

часть

из

целого,

составлять структуру помогают игрушки, которые делятся на части. Например,

пазлы, кубики с частями картинки, всевозможные конструкторы, даже роботы-

трансформеры. Умению сравнивать и анализировать хорошо обучают загадки, в

которых по признаку надо отгадать предмет. Например, зеленый, а не крокодил,

колючий, а не ежик. Очень нравится детям игра на карточках «найди лишний

предмет». Ассоциативное мышление тренируется игрой, где надо подбирать друг к

другу карточки с изображениями различных предметов, но связанных между собой

логически. Например, тучка – зонтик, тарелка – ложка, футбольные ворота – мяч, и

другие.

Где-то

к

4

годам

ребенок

все

более

уверенно

начинает

пользоваться

знаковой системой. В этом возрасте уже можно подключать игры с использованием

букв и цифр. Очень полезной на этом этапе будет игра, в которой требуется

соотнести количество изображенных предметов с цифрой. Развитие мышления

происходит в разных направлениях, поэтому и логические игры можно разделить

на разные виды в зависимости от их направленности.

Игры для развития сообразительности и находчивости

Игры этого направления побуждают детей активно думать, быстро соображать и

находить правильные решения. Например, игра «цепочка». Дети бросают друг

другу мяч и, в зависимости от возраста, называют либо слова, обозначающие

группу

предметов

по

свойствам,

например,

фрукты,

овощи,

домашние,

дикие

животные,

времена

года,

либо

слова,

начинающиеся

на

одну

и

ту

же

букву,

последнюю букву предыдущего слова. Еще одна всем знакомая игра – «съедобное –

не

съедобное»,

и

другие.

Игры

для

развития

интеллекта

Среди

игр

этого

направления

преобладают

игры,

где

необходимо

построить

или

продолжить

определенную логическую цепочку. Многие варианты таких игр представлены в

продаже

в

виде

наборов

карточек.

В

эту

же

группу

можно

отнести

и

математические цепочки и задачки. Самыми популярными из них считаются судоку

– японские головоломки. Некоторые судоку требуют для решения не один час, но

есть и более простые, с которыми способен справиться ребенок 3-4 лет.

Речевые игры для развития логики

Эти игры будут полезны для развития правильной речи у ребенка, увеличения

словарного запаса, а также умения точно подбирать определения. Лингвистическая

логическая задача – это небольшой рассказ, в котором есть какая-то загадка. А

вместо ответа несколько вопросов, обращенных к ребенку. Ответить на них он

может,

если

понимает

определенные

закономерности

природы,

может

строить

логические

связи.

В

процессе

решения

задачи

задействуются

разные

приемы

мышления: выделение различных свойств, сравнение, анализ, обобщение. Также

ребенку

надо

самостоятельно

сформулировать

понятный

ответ.

Пример

лингвистической задачи для развития логики «Однажды в лесу, после ночи, когда

вовсю лил дождь, настало прекрасное солнечное утро. Винни Пух и Пятачок

выбежали во двор и сразу увидели две огромные лужи. Одна побольше – для

Винни,

вторая

поменьше

для

Пяточка.

Друзья

с

удовольствием

принялись

прыгать по лужам! Вскоре к ним присоединился Тигруля. Вместе они решили

позвать еще и Кролика. Все побежали к нему, но Кролик, как известно, был очень

занятой личностью, поэтому друзьям пришлось его очень долго уговаривать. Когда

же

Кролик

все-таки

согласился,

и

все

вернулись

на

Дождевую

Поляну,

то

обнаружили, что лужа Винни Пуха стала совсем-совсем маленькой, а лужа Пяточка

вообще исчезла! — Как же так? – удивлялся Пятачок. – Тут недавно было море, а

теперь от него не осталось ни капельки. Куда же сбежала лужа?» После ответа, или

объяснения педагога можно предложить детям провести несколько опытов. Для них

понадобится две кисточки и два стакана с водой. Один – с простой, второй – с

добавлением соли. Смоченными в разных стаканах кисточками надо нарисовать на

сухом асфальте дорожки. Жидкость испарится, а соль останется. Можно нарисовать

такие полоски на солнце и в тени. Пусть дети сами пробуют объяснить, что и как

происходит. Также сюда можно отнести такие игры, где детям предлагают описать,

что

нарисовано

на

картинке,

составить

рассказ

по

картинкам,

продолжить

услышанную

сказку

и

другое.

Ближе

к

четырем,

можно

предложить

игру

в

«превращение слов». В этой игре надо поочередно изменять по одной букве в

слове,

пока,

в

результате

цепочки

превращений,

не

получится

нужное

слово.

Примеры

таких

цепочек:

дом–сом–сок;

кит-кот–рот;

край–крой–крот.

Игра

«Продолжи слово». Дети становятся в круг и бросают друг другу мяч. Тот, кто

бросает, произносит начало слова, а тот, кто поймал – заканчивает его. Можно

играть, называя синонимы, антонимы слов.



В раздел образования