Автор: Шалимова Елена Ивановна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 69"
Населённый пункт: г. Перми
Наименование материала: Из опыта работы
Тема: Особенности развития логического мышления детей 3- 4 лет
Раздел: дошкольное образование
Особенности развития логического мышления детей 3- 4 лет.
В трехлетнем возрасте в умственном развитии детей происходят большие
перемены.
В
этот
период
у
ребенка
обычно
завершается
кризис
трехлетнего
возраста,
появляется
восприятие
себя,
как
отдельной
личности.
Трехлетний
ребенок переходит от предметно-действенного мышления и прямых манипуляций к
наглядно-образному мышлению. Благодаря стремительному развитию речи, малыш
расширяет свой лексический запас, у него формируются первые грамматические
конструкции. Ребенок учится сравнивать и обобщать, может анализировать не
только реальные предметы, но и просто картинки. Он еще играет в простые игры
(кубики, пирамидки, песочки), но уже появляются зачатки сюжетно-ролевых игр.
Малыш
постепенно
учится
заменять
одни
предметы
на
другие,
играть
«понарошку».
Раньше
ребенок
для
решения
задачи
представлял
себе
в
уме
действия с предметами и их результат. Теперь же, с развитием знаковой системы
понятий, он уже оперирует словами и числами, заменяя окружающие предметы
понятиями.
Эти
новые
возможности
детского
мозга
называются
отвлеченным
мышлением,иначе-логикой.
Особенности развития логики в 3-4 года
Логика – важный инструмент человека в процессе познания. Способность
мыслить логически дает возможность человеку понимать, что происходит вокруг,
находить
связи
в
явлениях
и
предметах,
обобщать,
анализировать,
решать
различные задачи, делать умозаключения и многое другое, что требует от него сама
жизнь.
В
процессе
этих
действий
человек
использует
определенные
приемы:
определение
состава,
структуры
и
организации
частей
и
элементов
целого;
ориентация
на
существенные
признаки
явлений
и
предметов;
определение
взаимосвязей
между
явлениями
и
предметами;
обнаружение
тенденций
и
закономерностей
развития;
построение
гипотез
и
обнаружение
следствий;
осознанная аргументация логических операций. Конечно, трехлетний ребенок не
обладает достаточным уровнем логического мышления, который необходим для
выполнения
всех
этих
функций.
Но
процесс
образования
данных
логических
приемов
через
наглядно-действенное
мышление
и
последующее
их
совершенствование и является развитием логического
мышления. Особенность
развития логики в 3-4 года проявляется в том, что мыслительный процесс носит
эмоциональный характер. Он интересен и увлекателен для ребенка, который, играя,
не вдаваясь в излишние подробности, стремиться к обоснованию, доказательству,
поиску причин. О развитии логического мышления у ребенка свидетельствует
появление
огромного
количества вопросов
–
Почему?
Как?
Откуда?
Зачем?
и
другие.
Многие
психологи
и
педагоги,
изучая
данный
вопрос,
отмечают
необходимость
целенаправленно
развивать
у
детей
возможности
логического
мышления,
так
как
сам
по
себе
набор
логических
приемов,
даже
хорошо
усвоенных, представляет собой лишь потенциал умственного развития, а не само
развитие, которое возможно лишь при постоянной практике этих приемов. И, так
как ведущим видом деятельности для ребенка 3-4 лет является игра, то именно при
помощи игровой деятельности и следует начинать развитие у детей логических
способностей. В условиях игры ребенок создает обобщенные образы, анализирует
игровую ситуацию. Игра организовывает сложный процесс овладения навыками в
интересной для ребенка форме, придает умственной деятельности увлекательный
характер.
Виды логических игр для детей 3-4 лет
Логические игры научат ребенка сопоставлять предметы, находить сходства и
различия, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.
Во
время
раздумий
над
игрой
малыш
старается
самостоятельно
рассуждать,
раздумывать над процессом и результатом. Первые логические игры Эти игры
очень просты. С их помощью тренируются базовые логические приемы. Выделять
и различать свойства предметов, сравнивать их дети учатся еще на кубиках и
мячиках
разных
цветов
и
размеров,
рамках-вкладышах
и
других
совсем
малышовых
играх.
Умение
обобщать
предметы
в
группы
по
их
характерным
свойствам тренируется играми наподобие лото, где на одном поле собираются
карточки с изображением предметов или явлений объединенных в одну группу.
Например,
фрукты,
овощи,
времена
года.
Умение
выделять
часть
из
целого,
составлять структуру помогают игрушки, которые делятся на части. Например,
пазлы, кубики с частями картинки, всевозможные конструкторы, даже роботы-
трансформеры. Умению сравнивать и анализировать хорошо обучают загадки, в
которых по признаку надо отгадать предмет. Например, зеленый, а не крокодил,
колючий, а не ежик. Очень нравится детям игра на карточках «найди лишний
предмет». Ассоциативное мышление тренируется игрой, где надо подбирать друг к
другу карточки с изображениями различных предметов, но связанных между собой
логически. Например, тучка – зонтик, тарелка – ложка, футбольные ворота – мяч, и
другие.
Где-то
к
4
годам
ребенок
все
более
уверенно
начинает
пользоваться
знаковой системой. В этом возрасте уже можно подключать игры с использованием
букв и цифр. Очень полезной на этом этапе будет игра, в которой требуется
соотнести количество изображенных предметов с цифрой. Развитие мышления
происходит в разных направлениях, поэтому и логические игры можно разделить
на разные виды в зависимости от их направленности.
Игры для развития сообразительности и находчивости
Игры этого направления побуждают детей активно думать, быстро соображать и
находить правильные решения. Например, игра «цепочка». Дети бросают друг
другу мяч и, в зависимости от возраста, называют либо слова, обозначающие
группу
предметов
по
свойствам,
например,
фрукты,
овощи,
домашние,
дикие
животные,
времена
года,
либо
слова,
начинающиеся
на
одну
и
ту
же
букву,
последнюю букву предыдущего слова. Еще одна всем знакомая игра – «съедобное –
не
съедобное»,
и
другие.
Игры
для
развития
интеллекта
Среди
игр
этого
направления
преобладают
игры,
где
необходимо
построить
или
продолжить
определенную логическую цепочку. Многие варианты таких игр представлены в
продаже
в
виде
наборов
карточек.
В
эту
же
группу
можно
отнести
и
математические цепочки и задачки. Самыми популярными из них считаются судоку
– японские головоломки. Некоторые судоку требуют для решения не один час, но
есть и более простые, с которыми способен справиться ребенок 3-4 лет.
Речевые игры для развития логики
Эти игры будут полезны для развития правильной речи у ребенка, увеличения
словарного запаса, а также умения точно подбирать определения. Лингвистическая
логическая задача – это небольшой рассказ, в котором есть какая-то загадка. А
вместо ответа несколько вопросов, обращенных к ребенку. Ответить на них он
может,
если
понимает
определенные
закономерности
природы,
может
строить
логические
связи.
В
процессе
решения
задачи
задействуются
разные
приемы
мышления: выделение различных свойств, сравнение, анализ, обобщение. Также
ребенку
надо
самостоятельно
сформулировать
понятный
ответ.
Пример
лингвистической задачи для развития логики «Однажды в лесу, после ночи, когда
вовсю лил дождь, настало прекрасное солнечное утро. Винни Пух и Пятачок
выбежали во двор и сразу увидели две огромные лужи. Одна побольше – для
Винни,
вторая
поменьше
–
для
Пяточка.
Друзья
с
удовольствием
принялись
прыгать по лужам! Вскоре к ним присоединился Тигруля. Вместе они решили
позвать еще и Кролика. Все побежали к нему, но Кролик, как известно, был очень
занятой личностью, поэтому друзьям пришлось его очень долго уговаривать. Когда
же
Кролик
все-таки
согласился,
и
все
вернулись
на
Дождевую
Поляну,
то
обнаружили, что лужа Винни Пуха стала совсем-совсем маленькой, а лужа Пяточка
вообще исчезла! — Как же так? – удивлялся Пятачок. – Тут недавно было море, а
теперь от него не осталось ни капельки. Куда же сбежала лужа?» После ответа, или
объяснения педагога можно предложить детям провести несколько опытов. Для них
понадобится две кисточки и два стакана с водой. Один – с простой, второй – с
добавлением соли. Смоченными в разных стаканах кисточками надо нарисовать на
сухом асфальте дорожки. Жидкость испарится, а соль останется. Можно нарисовать
такие полоски на солнце и в тени. Пусть дети сами пробуют объяснить, что и как
происходит. Также сюда можно отнести такие игры, где детям предлагают описать,
что
нарисовано
на
картинке,
составить
рассказ
по
картинкам,
продолжить
услышанную
сказку
и
другое.
Ближе
к
четырем,
можно
предложить
игру
в
«превращение слов». В этой игре надо поочередно изменять по одной букве в
слове,
пока,
в
результате
цепочки
превращений,
не
получится
нужное
слово.
Примеры
таких
цепочек:
дом–сом–сок;
кит-кот–рот;
край–крой–крот.
Игра
«Продолжи слово». Дети становятся в круг и бросают друг другу мяч. Тот, кто
бросает, произносит начало слова, а тот, кто поймал – заканчивает его. Можно
играть, называя синонимы, антонимы слов.