Автор: Заверхина Екатерина Геннадьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 65"
Населённый пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская обл.
Наименование материала: Статья
Тема: "Сказка как средство формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста".
Раздел: дошкольное образование
Сказка как средство для формирования грамматического строя речи у
детей старшего дошкольного возраста .
Актуальность: На сегодняшний день одним из актуальных вопросов
педагогики является поиск новых методов и форм обучения и воспитания
детей. Поэтому в создании новых моделей обучения и воспитания, нужно
возрождать лучшие образцы народной педагогики. Сказка – это сокровище
русского
народа,
она
подходит
в
различных
видах
работы
с
детьми
дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения.
Сказка является мудрым учителем , ведь она общается на языке детей и
даже самая сложная вещь становится понятной для ребенка если она будет
объяснена
на
этом
языке.
Так
при
помощи
сказки
можно
объяснить
математику,
правила
по
русскому
языку
просто
поместив
в
волшебную
обстановку
обучающий
материал.
Еще
помимо
обучения
научным
дисциплинам
сказка
помогает
ребенку
в
развитие
внимания,
памяти
и
развитию речи. Вот и мы рассмотрим как сказка помогаем формированию
грамматического строя речи у детей с билингвизмом. [Игротерапия и сказко
терапия: развиваемся играя/ О.Н.Кашук – Изд. 2-е. Ростов н/ Д: Феникс, 2011.
– 221, [1] с. – (Школа развития стр). 10,13,14]
Сказки разных времен и народов не похожи друг на друга, как непохожи
страны, в которых они придумывались. Ведь сказка несет в себе моральные
нормы
и
ценности,
а
также
культуру,
мировоззрение
и
стиль
взаимоотношений, характерные для народа. Рассказывание сказок на Руси –
это
старый
русский
обычай.
Еще
в
древней
письменности
были
представлены мотивы, сюжеты и образы по сути напоминающие сказочные.
Традицию рассказыванию сказок берегли и развивали, а исполнение было
доступно каждому: и взрослым, и детям, и женщинам, и мужчинам.
Русская народная сказка – это сокровище народной мудрости. Её
особенная черта высокая воспитательная направленность ("сказка ложь, да в
ней намек"), богатство содержания, глубина идей, поэтичный язык. Русская
сказка - один из самых любимых и популярных жанров фольклора, потому
что в ней не только удивительные герои и занимательный сюжет, а потому,
что
сказке
присуще
ощущение
высоты
человеческих
чувств
и
взаимоотношений, учит доброте и справедливости, помогает противостоять
злу, а также приобщает к родному языку, к русской культуре, к мудрому
народному опыту.
Во всех сказках народов мира имеются общие свойства: сюжет,
основная проблематика, расстановка сил добра и зла. Исходя из этого сказку
можно перевоплощать делая ее безграничной для все человечества.
В русских сказках часто встречаются повторяющиеся определения:
серый волк; добрый конь; добрый молодец, красная девица; а сочетания слов:
скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; пир на весь мир; поди
туда – куда глаза глядят, принеси – то не зная что; буйну голову повесил; ни в
сказке сказать, ни пером описать …
Особую напевность в русских сказках дает определение, которое ставится
после определяемого слова: солнце красное; сыновья мои милые; красавица
писаная…
Также характерны для русских сказок усеченные и краткие формы
глаголов: подь вместо пойди, хвать вместо схватил и прилагательных: красна
девица; буйну голову повесил.
Образы в русских сказках то просты, то противоречивы(Иван-дурак).
Это противоречие преодолевается, если рассматривать простоту "дурачка",
как символ всего того, что чуждо христианской морали и осуждение ею:
жадность, хитрость, корысть. Простота героя помогает ему поверить в чудо,
отдаться его магии, ведь только при этом условии власть чудесного возможна.
Еще русские сказки, олицетворяют радость труда, и заканчиваются
часто и той же присказкой: "И закатили они пир на весь мир…". Сказка учит
нас
ценить
доброту,
испытывать
жалость
к
слабому,
отдать
хорошему
человеку последнюю рубаху, выдержать все страдания для подвигов. Победа
силы духовной над силой физической – вот ценность и глубокий смысл
сказки. Смысл жизненного цикла всего живого это – утверждение победы
добра над злом, порядка над хаосом определяет.
На свете существуют очень много сказок. Есть волшебные сказки и
сказки о животных, есть бытовые сказки и сказки-придчи, существуют даже
докучные
сказки
(Докучная
сказка — сказка,
в
которой
многократно
повторяется один и тот же фрагмент текста, например про белого бычка).К
сказкам мы можем отнести и истории героического содержания – предания
легенды, былины, саги, мифы и эпосы.
Существуе следующая классификация русских народных сказок:
1. Сказки о животных;
2. Волшебные сказки;
3. Бытовые сказки.
В сказках о животных главным персонажем, естественно, являются
животные. Сказка придает животным человеческие черты, но в то же время
показывает
их
повадки,
"образ
жизни"
заставляя
нас
задуматься об
общечеловеческих пороках, таких как
глупость воплощением которой в
сказках часто является волк. Сказка как будто специально ставит волка в
такие условия, которые оправдали бы его поступки и вызвали к нему чувство
жалости. Но нет оправдания жадности, глупости и жестокости.
Так же в сказке выступает лиса со своей ловкостью, храбростью и
изворотливостью
в
одурачивании
волка.
Нередко
она
вызывает
наши
симпатии
за выдумки и находчивость,
но хитрость и смекалка всегда
сопровождается
лицемерием, наглостью и предательством. Она съедает
птенцов
дрозда,
выгоняет
зайчика
из
его
избушки,
за
что
потом
несет
расплату.
Таковы
и
другие
вызывающие
осуждение
персонажи
сказок
о
животных: на первый взгляд добродушный, могучий, но глупый медведь,
строптивая коза. Их противоположности труженица мышка, храбрый петух,
безобидный зайка. И не спроста в качестве героев сказок выбраны слабые
звери и птицы. [28, с.78]
О т с ю д а
ж и в о й ,
н а п р я ж е н н ы й
т е к с т
с к а з о к
Человек всегда был часть природы, искал у нее защиты, боролся с нею,
сочувствовал
и
понимал. В сказках о животных человек тоже выступает
главным героем который занимается обычными делами: ловит рыбу, сеет
рожь …(иногда он противостоит животным). С ним старуха, которая следит
за хозяйством, готовит еду, прядет пряжу. Живут они в деревне, на опушке
леса, у синего моря, на берегах глубоких рек; возле деревень – широкие поля
и т.д.
Волшебные
сказки. В
основном
в
этих
сказках
речь
идет
о
приключениях,
связанных
с
волшебством,
присутствуют
фантастические
существа,
животные
здесь
выступают
в
роли
помощников.
Действие
происходит в царстве – тридевятом государстве, у лукоморья, рассказывается
о царях и царевичах, крестьянах. Здесь зло представлено фантастическими и
страшными чудовищами, такими как Кощей бессмертный, который похищает
красавиц, Баба-Яга, которая ворует малышей, желает полакомиться принцем
и Змей Горыныч палящим все на своем пути. Все они агрессивны, сильны и
они несут гибель окружающим. В волшебных сказках, отрицательные герои
создают стихию загадочности, таинственности, страшного.
Злым персонажам противостоят герои волшебных сказок – Иван-дурак,
Илья-Муромец, которые ведут борьбу не на жизнь, а на смерть. Им присущи
такие качества как доброта, скромность, бескорыстие, верность, трудолюбие,
готовность прийти на помощь.
Вот
такие
герои
становятся
обладателями
волшебных
предметов
(Волшебное кольцо, чудо-меч, ковер-самолет, сапоги – скороходы, шапка-
невидимка), также им помогают волшебные помощники (Серый волк, конек-
горбунок).
Именно в волшебных сказках мы видим, во что бы то ни стало добро
победит зло и любое мучение и мотание героев будет вознаграждено.
Бытовые
сказки.
Особой
приметой
бытовых
сказок
является
отражение в них обыденной жизни. Противостояние в бытовых сказках часто
состоит
в
том,
что
честность,
порядочность,
благородство
противостоит
злобе,
жадности
и
зависти,
которые
всегда
вызывали
у
народа
резкое
неприятие.
В бытовых сказках всегда больше иронии и самоиронии, поскольку добро
побеждает, но акцентированы случайность или единичность его победы.
Характерна
пестрота
бытовых
сказок:
социально-бытовые,
сатирико-
бытовые,
новэллистические
и
другие.
В
отличии
от
волшебных
сказок,
бытовая
сказка
содержит
более
значимый
элемент
социальной
и
нравственной
критики,
она
определеннее
в
своих
общественных
предпочтениях.
Сказки помогали народу увидеть и искоренить недостатки
в собственной
бытовой жизни. Люди высмеивали глупых людей, ленивых, скупость, пустых
мечтателей, высмеивали упрямство, болтливость. Осуждение и похвала и в
бытовых сказках звучат ярче и сильнее.
Во всем этом видны мечты о счастливом будущем, вера в возможность мира,
согласия в обществе и семье.
Сказки – это произведение, произведение большого искусства. Читая
сказки не замечаешь их сложного построения, они доступны и понятны
каждому. Это – свидетельство высочайшего мастерства исполнителей.
Таковы
русские
народные
сказки.
Они
являются
одной
из
самых
драгоценных жемчужин, доставшихся нам в наследство.
Если иметь в виду только сюжеты сказок, то их – более тысячи, а
опубликованных записей сказок около пяти тысяч. А сколько хранится в
архивах!
Сказки делятся по категориям и для каждого возраста привлекательна своя
тематика сказок. Маленьким детям до 5-ти лет – хорошо понятны и близки
сказки о животных. Потому что в этом возрасте дети сраснивают себя с
животными и пытаются им подражать. Далее с 5-ти лет, ребенок начинает
идентифицировать
себя
с
человеком,
следом
же
начинает
увлекаться
волшебными сказками. Детям лет с 6-ти начинают казаться интересными
сказки-страшилки,
так
к
примеру,
историями
про
потустаронний
мир
и
различную нечисть. Более старший возраст интересуется более реальными
историями: мифы, легенды, предания,былины, притчи, эпосы и саги.
[Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся играя/ О.Н.Кашук – Изд. 2-е.
Ростов н/ Д: Феникс, 2011. – 221, [1] с. – (Школа развития стр). стр.24]
Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного
и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую
литературу
первоосновой
воспитания.
По
словам
В.А.
Сухомлинского,
«чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель
находит путь к сердцу ребенка». Художественная литература, а в частности
русские народные сказки формируют нравственные чувства и оценки, нормы
нравственного поведения, воспитывают эстетическое восприятие [1, с.347].
Русские народные сказки способствуют развитию речи, дают образцы
русского
литературного
языка.
Е.А.
Флерина
отмечала,
литературное
произведение
дает
готовые
языковые
формы,
словесные
характеристики
образа,
определения,
которыми
оперирует
ребенок.
Средствами
художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил
маленький ребенок практически усваивает грамматические нормы языка в
единстве с его лексикой.
Н.С.Карпинская
также
считала,
что
художественная
книга
дает
прекрасные
образцы
литературного
языка.
В
рассказах
дети
познают
лаконизм
и
точность
языка;
в
стихах
–
музыкальность,
напевность,
ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность [1, с.348].
Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его
речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает
детям
излагать
свое
отношение
к
прослушанному,
используя
сравнения,
метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.
Воспитательная
функция
литературы
осуществляется
особым,
присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного
образа.
Чтобы
полностью
реализовать
воспитательные
возможности
литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и
понимания этого вида искусства дошкольниками.
Одним словом, сказки – это сказки. И хочется верить, что после такого
большого, во многом нового знакомства с ними наши дети больше полюбят
народное
искусство,
нашу
историю,
станут
немного
добрее
и
немного
чище…
Использование
сказок
способствует
решению
задач,
стоящих
перед
логопедом:
Формирование фонематической стороны речи;
Формирование грамматических категорий;
Обогащение словаря;
Развитие внимания, памяти, мышления, воображения;
Развитие связной диалогической и монологической речи;
Совершенствование
звуковой
стороны
речи
в
сфере
произношения,
восприятия и выразительности.
Эффективность игровой мотивации детской речи.
Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.
Сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом.
Создание
на
занятии
благоприятной
психологической
атмосферы,
обогащение
эмоционально-чувственной
сферы
ребёнка
(умение
сопереживать
героям
сказки,
умение
передавать
эмоциональное
состояние
героя
сказки,
развитие
мимики,
пантомимики,
общей
моторики).
Приобщение
детей
к
прошлому
и
настоящему
русской
культуры,
фольклору.
Использование сказок на логопедических занятиях. Возможности
сказок огромны:
-рассказывая сказку, взрослый имеет возможность предложить ребенку
связанные с сюжетом сказки задания, сначала простые, а затем и более
сложные; эти задания направлены на развитие речи, мышления, внимания,
ориентировки
в
пространстве.
Мотивация
к
выполнению
«сказочных»
заданий у ребенка гораздо выше, чем к необыгранным упражнениям;
-сюжеты народных сказок несложны и жизненны, в текстах много
повторов, устойчивых оборотов — все это значительно облегчает понимание
текста теми детьми, и использование его в собственной речи;
-если новое слово ребенок впервые слышит в тексте сказки, доступной
его пониманию, это способствует лучшему усвоению нового слова, так как
именно в тексте полнее отражается значение слова, его возможные связи с
другими
словами.
Развернутые
инструкции
к
заданиям,
обыгрывающим
действия персонажей и сюжетные ходы сказки, также понимаются легче в
связи
с
текстом
сказки,
даже
если
в
обыденной
жизни
для
ребенка
затруднительно выполнить задание по многоступенчатой инструкции.
Разыгрывая сюжеты
любимых
сказок,
ребенок
научится
различать
и
правильно
употреблять
окончания
в
словах
любимых
героев
(зайчиха,
зайчонок), делать занимательную гимнастику для губ и языка, составлять
предложения, получит начальные навыки чтения.
Занимательная
форма
занятия,
игровые
приемы,
смена
видов
заданий,
система поощрений позволяют поддерживать интерес детей на протяжении
определенного отрезка времени.
Возможности
сказки
при
условии
творческого
подхода
к
ней
настолько
велики, что позволяют предлагать «сказочные» занятия детям самых разных
возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.
Главное
выбрать
занятие
такого
уровня
сложности,
чтобы
оно
было
посильно, интересно и увлекательно для детей. Система занятий на основе
русских народных сказок для детей разных возрастов рекомендована в книге
О.Б.Сизовой «Шесть шагов к развитию речи».
Занятия
на
основе
сказок
для
детей
6-7
лет
разработаны
в
книге
А.А.Гуськовой «Развитие монологической речи детей 6-7 лет».
Например: для детей среднего возраста можно использовать сказку
«
Красная шапочка» с включенными в нее игровыми заданиям.
Можно включать «сказочные» задания в занятия: ребенок всегда будет рад
переключиться
на
сказочный
лад
(например:
дети получают
письмо
от
Незнайки, помогают Петушку и т. д.). Для некоторых детей оптимальной
является подача материала «маленькими порциями».
В
ходе
рассказывания
и
наглядной
демонстрации
хорошо
знакомой
ребенку
сказки
на индивидуальном
логопедическом
занятии логопед
предлагает
помочь
персонажам,
выполнив
различные
задания
(замесить
вместе
с
бабушкой
тесто,
«пробежаться»
с
Колобком
по
дорожке,
перехитрить лису и т.д.). На занятиях может быть использована и авторская
сказка, которую логопед придумывает сам и разыгрывает вместе с ребенком с
помощью картинок или игрушек.
Ребенок не только смотрит и слушает, но и является активным участником
сказки, выполняя предложенные логопедом задания.
Главное,
чтобы
взрослый
помнил:
сказка
для
ребенка
—
игра,
волшебство. В игре, с улыбкой, с радостным отношением к миру результаты
не заставят себя ждать.