Напоминание

Пробуждать в детском сердце поэтическое вдохновение


Автор: Значкова Татьяна Степановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Дубровская СОШ им.Н.П.Сергеенко
Населённый пункт: село Дубровка
Наименование материала: статья
Тема: Пробуждать в детском сердце поэтическое вдохновение
Раздел: начальное образование





Назад




Пробуждать в детском сердце поэтическое вдохновение

Перед учителем начальных классов стоит задача – приобщить детей к

замечательному искусству – чтению стихотворений. Но мало только говорить

об огромной воспитательной роли поэзии, важно воспитывать у

обучающихся духовную потребность к стихам. Стихи для детей не

лакомство, а здоровая, питательная витаминная пища. Поэзия делает детей

добрее и умнее. И нам, учителям, необходимо открывать маленькому

читателю действительную цену стихов! Ведь то, что упущено в детстве,

никогда не возместить в годы юности. Чуткость, восприятия красоты в

детские годы несравненно глубже, чем в более поздний период развития

личности.

Важное место у меня на всех уроках литературного чтения занимает поэзия.

Каждый урок начинается с «пяти минут поэзии». Ученики читают стихи о

Родине, о детях, о природе, о войне. Когда они читают наизусть стихи по

программе, в основе их ответов лежат или учебник, или рассказ учителя, т.е.

чужая мысль, а здесь, когда проходят «пять минут поэзии», дети должны

высказывать нечто свое – пусть еще не оформленное суждение, но то, о чем

нужно сказать, нужно испытать, почувствовать и найти словесное выражение.

Пусть у детей получается сбивчиво, косноязычно, но я прошу не молчать, а

говорить. Говорить об этом стихотворении, что они думают. И постепенно,

сначала очень медленно, осторожно, робко, они начинают излагать свои

мысли.

Дети удивляются тому, как поэт в нескольких строках мог сказать о многом.

Одни ребята говорили о том, что их волнует, другие о том, что их удивляет,

третьи восхищались мастерством поэта: как он удивительно красиво мог

описать явления природы.

Постепенно ввожу своих воспитанников в замечательный мир поэзии. Иногда

некоторые строки стихотворения настолько волнует детей, что у них

появляется желание еще раз вернуться к ним. Обучающиеся получают

истинное наслаждение, повторяя запавшие в их душу строки из стихов.

Стихи, которые дети читают на пятиминутках, отпечатывают или

переписывают и сдают мне. Я решила, когда стихотворений на определенную

тему соберется много, оформить в сборник.

При чтении стихов детьми использую репродукции с картин художников,

ведь мастера кисти открывают перед детьми увлекательные картины природы

и помогают глубже понять строки из любимых стихов.

При анализе стихотворений большое внимание уделяю содержанию и языку.

Прежде чем приступаю к чтению стихотворения, провожу словарную работу:

объясняю значение некоторых слов. Читаю выразительно стихотворение,

спрашиваю, какие слова непонятны, значение их потом выясняем все вместе,

пользуемся словарями. Затем ребята читают его про себя. Наблюдение за

языком стихотворения позволяет привить обучающимся любовь к русскому

языку, воспитывает у них внимание к слову. Затем дети рисуют словесные

картинки к стихотворению. А дальше работаем над выразительностью

чтения: ребята определяют интонацию, паузы, логические ударения. После

неоднократного чтения стихотворения разными способами вслух (по цепочке,

по четверостишию) обучающиеся с удовольствием слушают подобранную

мной музыку. И строки ранее прочитанного стихотворения производят на

детей новое впечатление. Ребятам хочется прочесть их снова и снова.

Начинается конкурс чтецов, выбираем лучших.

Я и мои ученики живем в небольшом селе Дубровка и не раз ходили на

экскурсию. Ребята были очарованы красотой соснового леса, заснеженного

поля, чудесной картиной нашего Васеновского озера. Экскурсия в природу –

верная дорога к сердцу ребенка. Это первые шаги моих малышей к источнику

мышления и речи. Здесь мы непосредственно прикасались сердцем к тому, о

чем говорили и что слышали на уроках в классе.

Музыка, живопись, экскурсии в природу помогали мне сделать строки стихов

видимыми, слышимыми, доступными для восприятия.

Мои ребята активно участвуют в школьных конкурсах чтецов. Каждый год

они являются победителями и призерами районных конкурсов.



В раздел образования