Автор: Ерошенко Наталья Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №11
Населённый пункт: г. Канск
Наименование материала: Технологическая карта занятия
Тема: "Помощники весны"
Раздел: дошкольное образование
Технологическая карта занятия
Образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативное
Тема занятия: Помощники весны
Возрастная группа: средняя
Цель занятия: анализ положительных и отрицательных сторон в признаках весны, построение вывода о необходимости
помощи природе
Задачи занятия:
Обучающая: подбирать слова,
характеризующие изменения в неживой природе (Солнце, сосульки, снег, воздух, лужи,
небо, ручьи) и находить их положительные и отрицательные стороны.
Развивающая: обосновывать и доказывать свое мнение.
Воспитательная: воспитывать желание помогать природе весной.
Дополнительные задачи:
Игровая задача: доказать, что весна побеждает зиму, найти положительные и отрицательные стороны в признаках
весны, поразмышлять о необходимости помощи природе весной.
Дидактическая
задача: повторить и расширить представление детей о признаках весны, развивать умение детей
отстаивать свою точку зрения.
Словарная работа: природа, снег чернеет, оседает, капель, сосульки растут, висят, ручьи текут, журчат, бегут, зимобор,
протальник, ветронос.
Планируемый результат занятия:
Подбирают
слова,
характеризующие
признаки
весны,
приводят
примеры
из
собственного
опыта,
рассуждают
о
положительных и отрицательных сторонах признаков весны.
Устанавливают зависимость между изменениями в активности солнца и таянием снега, появлением сосулек, ручейков,
луж.
Приводят примеры того как дети могут помочь природе весной.
Подготовительная работа: подготовка рисунков детей и фотографии признаков зимы и весны.
Материалы
и
оборудование: весы, камешки, рисунки и фотографии признаков весны и зимы, ватман с таблицей
«Хорошо- плохо», клей клиёнки, видео презентация с весенними фотографиями, мусор, ткань для «сугроба»
№ Этапы
Задачи
этапа
Деятельность педагога
Методы, формы,
приемы
Предполагаемая
деятельность
детей
Планируемые
результаты
1
.
Органи
зацион
н о
–
мотива
ционн
ый
этап
Организова
ть детей на
деятельнос
ть
Ребята
сегодня
у
нас
в
группе
гости
давайте
сними поздороваемся нашим солнечным приветствием:
Вместе с солнышком встаём. (Дети поднимают руки
вверх.)
Вместе с птицами поём: (Взмахи руками –
«крылья птиц».)
- С добрым утром! (Подать левую руку
соседу слева.)
- С ясным днём! (Подать правую
руку соседу справа.)
Вот как дружно мы живём! (Взявшись за руки,
раскачивать руками.)
Стихотворное
приветствие.
Произнося слова
приветствия,
выполняя
движения.
Проявляют
интерес
к
п р е д с т о я щ е й
деятельности
2.
Основной этап
2
.
1
Этап
постан
овки
пробле
мы
Вы рады гостям? Что надо сделать, чтобы им у нас было
не скучно?
Они пришли посмотреть на вас, узнать, что вы знаете и
умеете. Мы можем рассказать им о нашем проекте о том,
Создание
проблемной
ситуации
О т в е ч а ю т
н а
вопросы
рассказывают
о
своей
деятельность
по
Находят
выход
из
проблемной
ституации6
определяют
каких
признаков
больше
как мы помогали весне? Зачем весне наша помощь? (Что
бы она победила зиму)
Как
мы
помогали
весне?
Как
вы
думаете
весне
пригодилась
наша
помощь?
Мы
наблюдали
за
изменениями
погоды
и
собирали
признаки
зимы
и
весны. В одной коробке у нас признаки весны в другой
признаки зимы. Но мы так и не знаем кто побеждает. Как
узнать кто побеждает? (Посчитать) Как быть тем кто не
умеет
считать
больше
10.
(Разложить
камешки
на
каждый признак и взвесить их.)
Взвесили
у
кого
камешков
больше.
Значит
кто
побеждает. Вы рады что побеждает весна. А вы знаете,
что в природе бывает три весны? Давайте пройдем в наш
«кинозал» и узнаем о них по подробнее.
реализации
проекта.
Выдвигают
предположения
о
том,
как
можно
в ы й т и
и з
ситуации,
предложенной
воспитателем
в е с е н н и х
и л и
зимних с помощью
весов.
2
.
2
Этап
ознако
мления
с
матери
алом
Познаком
ить детей
с первым
весенним
месяцем.
Развивать
умение
детей
определят
ь значение
двусостав
ных слов.
В природе бывает три весны. Весна света – март,
весна воды – апрель, весна – зелёной травы – май.
Март – месяц света. С каждым днем всё дольше
задерживается на небе солнышко.
А еще март называют - зимобор, протальник,
ветронос.
- Что может означать слово «Зимобор» (это зиму берет, а
может быть с зимой борется? ). Значит, в марте зима от
нас уходит.
- Что означает название месяца «Протальник» -на какое
слово похоже? Да, от слова «проталина». Значит, в марте
бывают проталины.
- Как еще можно было бы назвать март?
Рассказ
воспитателя,
объяснение
детьми
з н ач е н и я
с л о в ,
словотворчество.
Рассматривают
фотографии.
Слушают
рассказ
воспитателя,
о т в е ч а ю т
н а
вопросы,
придумывают
новые
названия
д л я
м а р т а ,
отталкиваясь
от
изображения
сосулек, ручейков.
Объясняют
з н а ч е н и е
с л о в ,
придумывают
новы
н а з в а н и я
д л я
месяца.
2
.
3
Этап
практи
ческог
о
решени
я
пробле
мы
Развивать
умение
детей
находить
положител
ь н ы е
и
отрицатель
ные
Мы с вами говорили о том, что поддержать весну в
борьбе с зимой можно весенней закличкой:
На-на–на – к нам пришла весна.
Ок –ок - ок – журчит ручеёк.
Не-не-не – рады мы весне.
А вы рады весне? Чем она вас радует? (солнышко светит,
птицы поют, тепло) А что вам не нравится в весне? Пред
Проговаривание
чистоговорки.
Т Р И З
и г р а
«Хорошо-плохо».
О т в е ч а ю т
н а
вопросы,
рассуждают,
выделять хорошее
и
п л о х о е
в
природных
явлениях.
Подбирают
слова,
характеризующие
природные явления,
доказывают
свой
в ы б о р
в
размещении
картинки.
стороны
в
природных
явлениях.
вами
лист
ватмана,
разделенный
на
две
половины
с
одной
стороны
листа
наклеен
веселый
смайлик,
а
с
другой
–
грустный.
Давайте
проверим
что
в
весне
хорошего, а что плохого. Найди те себе друга, возьмите
картинку с признаком весны, подумайте и расскажет, чем
нравится или не нравится вам этот признак весны, а
затем
проклейте
на
сторону
грустного
или
веселого
смайлика.
Каких признаков у нас получилось больше? Почему?
Снятие
напряжени
я
п о с л е
статически
х нагрузок
Посмотрите ребята на наклеенные нами признаки весны,
почти все они связаны с водой. Какой бывает вода
весной? (Жидкой, твердой, паром)
Предлагаю вам поиграть в маленьких человечков и
вспомнить как путешествует капелька весной.
Я вам буду рассказывать историю, вы покажите, как
ведут себя маленькие человечки.
На карнизе крыши висела сосулька. Утром встало
солнышко и пригрело ее. И на землю полетели капельки
и побежали по асфальту маленьким ручейком. Но
солнышко стало греть еще сильней и ручеёк стал
испаряться.
Т Р И З
и г р а
«Маленькие
человечки».
Выполняют
двигательные
упражнения,
проговаривая
слова игры.
Снимают
статическую
нагрузку
Вот так у нас солнышко превращает лед в воду и в пар.
Посмотрите, а у нас на столе еще лежит сугроб. Давайте
превратимся в солнечные лучики растопим его.
Солнце с неба посылает (Ритмично скрещивают)
Лучик, лучик, лучик. (Руки над головой)
И им смело разгоняет
Тучи, тучи, тучи. (Плавно покачивают руки вверху)
Оно землю согревает
И снежок наш тает, тает.
Снег
растаял,
а
что
осталось
от
сугроба?
(Коробка,
банки, бумажки) Как одним словом назвать? (Мусор) А
мусор — это хорошо или плохо? Почему это плохо?
Кому
кроме
людей
может
помешать
мусор
весной?
(Траве, птичкам) Как одним словом можно сказать чему
Логоритмическое
упражнение.
Проблемная
ситуация.
Выполняют
двигательные
упражнения,
проговаривая
слова игры.
Размышляют,
делают выводы.
вредит мусор? Природой, ребята, небо, воздух, солнце,
земля, растения, птицы, животные, это все природа. А от
куда же берется мусор? (Люди бросают) Мы можем как-
то помочь природе избавится от мусора? Как? (Убрать,
выбросить) А если только мы одни будем убирать мусор,
мы сможем очистить наш город? (Нет) Что мы можем
сделать, что все люди стали убирать мусор? (Нарисовать
знаки) А давайте расскажем родителям о нашей идее и
вместе с ними будем бороться за чистоту нашего города.
Мы будем продолжать помогать весне? Как? Я думаю
если мы будем помогать весне она будет на столько
радовать. Давайте произнесем еще одну закличу, чтобы
порадоваться весне.
ЛА-ЛА-ЛА – к нам весна пришла;
ПЛО-ПЛО-ПЛО – на дворе тепло;
ПЕЛЬ-ПЕЛЬ-ПЕЛЬ – капает капель;
ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ – расцветай земля.
3
.
Заключ
ительн
ый
этап
Подвести
итоги
деятельнос
ти
Что мы с вами делали на занятии? Что нового вы
узнали? Как, вы думаете гостям было не скучно у нас?
Почему вы так думаете? Я предлагаю Вам взять
камешки и положить на одну чашу весов тем, кому было
интересно на занятии, а на другую тем комы было не
интересно. И объяснить почему.
Рефлексивные
вопросы
Отвечают,
р а с с у ж д а ю т
о
своей
заинтересованнос
ти на занятии
Объясняют
почему
им было интересно
или не интересно