Напоминание

"Картотека лечебных игр для детей дошкольного возраста"


Автор: Абдужамалова Земфира Абдулкафаровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ города Нижневартовска ДС №61 "Соловушка"
Населённый пункт: город Нижневартовск, Тюменская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Картотека лечебных игр для детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательного

учреждение города Нижневартовска детский сад

№61 «Соловушка»

ИГРЫ КОТОРЫЕ ЛЕЧАТ

для детей дошкольного возраста

Подготовила:

Воспитатель

З.А.Абдужамалова

Нижневартовск

Упражнения для укрепления мышц способствуют профилактике плоскостопия

Предупреждением плоскостопия занимаются с раннего возраста.

Определение формы стопы

Если следы имеют форму боба, то это свидетельствует о

нормальных

стопах:

своды

стоп

приподняты

и

при

движениях

выполняют

рессорную функцию.

Если

же

отпечаталась вся стопа, следует заподозрить имеющееся или

начинающееся плоскостопие,

а

если дошкольник при

длительной ходьбе жалуется на боль в ногах, то здесь уже

нужна консультация и помощь ортопеда.

По соотношению самой широкой и самой узкой части следа считается свод нормальным 1:

4; уплощенным 2 : 4; плоским 3 : 4 (см. рис.)

Велико значение для профилактики это правильно подобранной обуви.

Предупредить плоскостопие можно подбором специальных упражнений

1.

Ходьба на носках, сохраняя хорошую осанку (голову держать прямо, немного прогнуться,

руки на пояс).

2.

Ходьба на внешней стороне стопы - пальцы поджаты вовнутрь, при ходьбе стопы ставить

параллельно друг другу.

1.Ходьба по ребристой доске.

3.

Ходьба на месте, не отрывая носки от пола, одновременно стараясь поднимать выше

пятки.

2.Ходьба боком по палке, по толстому шнуру.

3.Перекаты с пятки на носок.

4.

Ходьба перекатом с пятки на носок. Корпус держать прямо, голову не опускать, положение

рук произвольное. Энергичный подъем на носок, толкаясь пяткой.

4.Катать палку (диаметром 3 см) вперед-назад.

5.

Приподниматься на носки и опускаться на всю стопу из положе ния ступни параллельно,

пятки раздвинуты, большие пальцы вместе.

6.

Подняться на носки и выполнять приседания, держась за опору.

Рекомендуются упражнения в положении сидя, упор руками сзади: захватывать пальцами

ног

предметы

(палочки,

шарики,

шнур),

перекладывать

их

вправо,

влево;

захватывать

внутренними сводами стоп предмет покрупнее - кеглю, мяч, подтянуть его к себе, передать

сидящему рядом. После сна полезно сидя сгибать и разгибать пальцы ног, разводить носки в

сторону, поднимать ноги вверх, выполнять стопой круговые движения, массировать подъемом

одной ноги другую.

Для

укрепления

свода

стопы

полезно

лазанье

по

гимнастической

лестнице,

канату

босиком.

Однако

не

следует

переоценивать

силы

ребенка,

необходимо

исходить

из

его

индивидуальных возможностей.

КАРАКАТИЦА

Соревновательная игра

Цель.

Быстро пробежать этап, перекатывая стопами гимнастическую палку.

Инвентарь.

Деревянные или пластмассовые гимнастические палки.

Содержание

игры.

Участники

делятся

на

две

команды, каждый участник принимает

положение седа на ягодицах, ноги вперед, согнуты в коленях, руки в упоре сзади. Игроки вы-

страиваются в колонну, которую завершает капитан. По сигналу воспитателя «Марш!» ребенок,

опираясь на кисти и пятки, начинает движение до поворота, разворачивается и возвращается

обратно, не прекращая стопами перекатывать гимнастическую палку. Передав эстафету своему

другу по команде, ребенок встает за последним участником команды.

Правила.

Выигрывает

команда,

капитан

которой

первым заканчивает

игру.

Игра

повторяется 2 раза с музыкальным сопровождением или без него.

Несоревновательная игра

Цель.

Совместная работа, взаимопомощь и удовольствие.

Инвентарь.

Платочки из газовой ткани.

Содержание

игры.

Все

участники,

лежа

на

животе,

пальцами

стоп

удерживают

разноцветные легкие платочки. Под звуки музыки каракатицы плавают, не теряя платочков. По

сигналу воспитателя «Опасность!» игроки переворачиваются на спину, принимая положение

седа, и бегом ножками вперед прячутся в ущелье.

Правила.

Игрок (игроки), потерявший платочек, поднимает его пальцами стоп, ложится на

спину. В это время игроки из ущелья замыкают его в круг ножками наружу. Все вместе машут

платочками, отгоняя нападающего. Игра повторяется несколько раз.

ДРУЖНЫЕ

ПАЛЬЧИКИ

Соревновательная игра

Цель.

Быстро переложить карандаши в обруч.

Инвентарь.

Карандаши и обручи.

Содержание

игры.

Участники

делятся на две команды. Для каждой команды

разложены два-три обруча. Вокруг обруча располагаются четыре участника. Перед обручами

на расстоянии 1—2 м разложены четыре лоточка с десятью карандашами в каждом.

По

сигналу воспитателя игроки берут пальцами стоп каждой ноги по карандашу, быстро доходят

до обруча, опускают в него карандаши и бегом возвращаются к оставшимся. Если игрок в

движении теряет карандаш, он останавливается,

подбирает

его

и

продолжает

движение.

Заполнив обруч карандашами, дети поднимают руку.

Правила.

Выигрывает

команда,

игроки

которой

первыми завершают

перенос

карандашей. Индивидуальный вариант

Кооперативная игра

Цель. Быстро переложить карандаши совместными действиями.

1

Инвентарь.

Деревянные

карандаши.

Содержание

игры.

Все дети делятся на пары. Игроки каждой пары сидят напротив друг

друга, между ними лоток, справа и слева от которого разложены по шесть-восемь палочек. По

сигналу воспитателя надо одновременно (двумя стопами каждого из игроков в паре) взять

палочку слева или справа и перенести ее в лоток.

Правила.

Если

пара

быстро

справляется

с

заданием,

она помогает соседям. Игра

заканчивается, когда все палочки уложены в лотки. Фиксируется общее время всех участников.

Несоревновательная игра

Цель. Удержать и не потерять шарф. Возможно дополнительное название «Канатный

мостик».

Инвентарь.

Шарф.

Содержание

игры.

Участники

парами,

держась

за руки,

выстраиваются

перед

извилистой дорожкой, созданной из прямоугольных модулей. У детей, стоящих справа по на-

правлению движения, в правой руке и пальцах стопы длинный шарф; то же у детей, стоящих

слева. По сигналу воспитателя дети идут по канатному мосту над пропастью, а для того что бы

не упасть, помогают и поддерживают друг друга. Идти надо медленно, не выпуская шарф из

пальцев стопы. Спустившись с моста, дети скручивают его соответственно в правую и левую

стороны.

Правила.

В результате, когда последний участник проходит над пропастью, дети образуют

два больших круга. Игра способствует развитию заботы о другом человеке.

МЕДУЗА

Соревновательная игра

Цель.

Подбросить и поймать платок.

Инвентарь.

Платки для каждого участника.

Содержание

игры.

Д е т и

с и д я т полукругом

на

стульчиках,

пальцами стоп

удерживая платочек. Каждый игрок подбрасывает платок одной стопой, ловит другой (танец

медуз). Используются легкие прозрачные газовые платочки.

Правила.

Выигрывает ребенок, наибольшее время удерживающий платок без падения.

Победитель может определяться по наибольшему количеству раз подбрасываний и ловли

платка.

СТАРЫЙ ВЕЛОСИПЕД

Соревновательная игра

Цель.

Попеременно перекатывать массажный цилиндр каждой стопой.

Инвентарь.

Массажные

цилиндры.

Содержание

игры.

И г р о к и

д е л я т с я на

две

команды,

выстраиваются

в

колонны

на

стартовой

линии.

Капитаны

команд

садятся

на

пол,

стопы

удерживают массажный цилиндр. По сигналу игроки

шагают на

ягодицах

с

одновременным

перекатыванием

цилиндра

до

отметки. Поворачивают и продолжают движение до следующего игрока.

Правила.

Игрок, потерявший цилиндр, получает штрафное очко. Выигрывает команда,

последний игрок которой пересечет финишную линию первым, с наименьшим количеством

штрафных очков. Потерянный цилиндр можно ввести в игру только ногами. Игра повторяется

2 раза.

Несоревновательная игра

Цель. Удерживать массажный цилиндр (мячик) в подсвод-ном пространстве.

Инвентарь.

Массажные

цилиндры

или

массажные мячи.

Содержание

игры.

Сидя

на

стуле,

руки

на

сиденье.

В подсводном пространстве

каждой стопы игрока массажный цилиндр или мячик. По сигналу воспитателя игроки выполня-

ют встречное движение ногами вперед-назад или круговое движение по часовой стрелке или

против нее, надавливая на цилиндр (мячик) и перекатывая его. По сигналу воспитателя «Гора!»

ребенок правой (левой) ногой медленно выполняет движение «Велосипед».

Правила.

Отмечаются

дети,

выполняющие

упражнение

с полной амплитудой. Игра

повторяется 2 раза. Музыкальное сопровождение обязательно.

Говоря о роли движений, следует затронуть вопросы о дыхании детей.

При обучении ребенка правильному дыханию прежде всего надо научить его глубокому

выдоху для хорошей очистки легких и улучшения их снабжения кислородом.

Важно также научить ребенка носовому дыханию, что будет способствовать профилактике

насморка и респираторных заболеваний.

При

обучении

правильному

дыханию

надо

научить

ребенка сморкаться не через обе

ноздри, а поочередно. Затем ребенок может подуть на одуванчик или свечу сначала ртом,

потом носом, затем то одной, то другой ноздрями. Пускание мыльных пузырей -хорошее и

веселое

упражнение

для

развития

дыхания.

Во

время прогулки

предложить

ребенку

медленно вдыхать и еще более медленно

выдыхать

носом.

Особенно

полезно

научить

дышать при быстрой ходьбе и беге.

1.Глубокий вдох, выдох через нос с произношением - «эм».

2.Выдох через нос коротким толканием, рот плотно закрыт.

3.

Выдох поочередно через правую и левую ноздрю, другая прижата пальцем, рот закрыт.

4.

Нос зажат пальцем, задерживается дыхание на счет до 8-10 раз. Выдох через нос, полный

вдох через рот.

5. Положить на ладонь легкую бумажку, сдувать ее, делая выдох, поочередно левой и

правой ноздрей, рот плотно закрыт. Одна ноздря прижата пальцем.

При заболеваниях верхних дыхательных путей необходимо восстановить носовое

дыхание. Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры,

улучшает

местное

кровообращение,

препятствует

разрастанию

аденоидных

вегетации,

предохраняет

от

переохлаждения,

сухости

и

инфицирования слизистой

оболочки

носа,

рефлекторно

помогает

регуляции

мозгового кровообращения. При ритмичном, с полным

выдохом

носовом дыхании

расслабляются

дыхательные

мышцы,

и

рефлекторно

рас-

слабляется

гладкая

мускулатура

бронхов.

При

проведении

игр

с детьми

необходимо

одновременно контролировать правильность осанки и смыкание губ.

Пастушок дудит в рожок

• Укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного носового

дыхания при спокойно сомкнутых губах.

-

Рожок, дудочка.

-

Необходимо вдохнуть воздух через нос и резко выдохнуть в рожок.

Король

ветров

• Тренировка навыка правильного носового дыхания, укрепление мышц лица.

- Вертушка или шарик.

-

Дети дуют на вертушку или подвешенные воздушные шарики: воздух

вдыхается через нос и резко выдыхается через рот.

-

На столе между карандашами расположить 5-10 шариков.

Вытянув

губы

трубочкой,

глубоким,

сильным

выдохом

ребенку необходимо сдуть

шары со стола по одному. Вдох через нос.

Подпрыгни и подуй

• Улучшение функции дыхания, повышение тонуса адаптации дыхания

и организма в целом к физическим нагрузкам.

-

Воздушный шарик.

-

На небольшом расстоянии от головы ребенка висит воздушный шарик.

Ребенок должен подойти и, подпрыгнув, подуть на шарик

-

- .

Бульканье

• Восстановление носового дыхания, формирование ритмичного выдоха и

его углубление.

- Стакан

или

бутылочка,

наполненные

на

треть

водой,

соломинка

(коктейльная

трубочка).

- Глубоко вдохнуть через нос и сделать глубокий длинный выдох в трубочку, чтобы

получился долгий булькающий звук.

Шарик лопнул

• Восстановление носового дыхания, формирование углубленного дыхания, правильного

смыкания губ, ритмирования.

- Дети должны надуть шар: широко развести руки в стороны и глубоко вдохнуть воздух носом,

выдуть его в воображаемый шарик через рот «ффф...», медленно соединяя ладони под шариком.

Затем по хлопку ведущего шарик лопается - дети хлопают в ладоши. Из шарика выходит воздух:

дети произносят звук «шшш...», делая губы хоботком и складывая руки на коленях. Шарик

надувают 2-5 раз.

Кто вперед?

• Улучшение функции дыхания, укрепление мышц челюстно-лицевой области.

-

10-20 воздушных шариков, карандаши, стол.

-

На столе между карандашами расположить 5-10 шариков. Вытянув губы трубочкой,

глубоким,

сильным

выдохом

ребенку необходимо сдуть шары со стола по одному. Вдох

через нос.

КОМПЛЕКСЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ

ГИМНАСТИК

ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА В ДЕТСКОМ САДУ

Комплекс № 1.

Гимнастика в постели.

1. Потягивание. И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Поочередно

поднимать

правую (левую) руку вверх, тянуться, опустить; то же самое поочередно левой

рукой, правой и левой ногой. Затем поднять одновременно руки и ноги,

потянуться, опустить.

2. «Отдыхаем». И.п. – лежа на животе с опорой на локти, ладонями аккуратно

поддерживать подбородок. Поочередно сгибать и разгибать ноги в коленях.

Повторить 3-4 раза.

3. Самомассаж головы («помоем голову»). И.п. – сидя на корточках. Педагог

дает указания, дети имитируют движения: «Включите воду в душе.

Потрогайте… Ой, горячая! Добавьте холодной воды, намочите волосы, налейте

шампунь в ладошку, намыливайте волосы, хорошенько мойте голову со всех

сторон… Нет, сзади совсем не промыли. Теперь хорошо! Смывайте пену, снова

со всех сторон. У Саши на висках осталась пена. Теперь все чисто, выключайте

воду. Берите полотенце и осторожно промокните волосы. Возьмите расческу и

хорошенько расчешите волосы. Не нажимайте гребнем слишком сильно, а то

поцарапаете кожу головы. Какие вы красивые!»

Профилактика плоскостопия.

Корригирующая ходьба («отправляемся в лес») в чередовании с обычной

ходьбой: на носках («лисичка»), на пятках («на траве роса, не замочите ноги»),

на внешней стороне стопы («медведь»), с высоким подниманием колена

(«лось»), в полуприсяде («ежик»), по корригирующим дорожкам («пройдем

босиком и по камешкам, и по веточкам, и по шишечкам»).

Профилактика нарушений осанки.

Физкультминутка «У меня спина прямая».

И.п. – узкая стойка, руки за спину, сплетены в замок.

У меня спина прямая, я наклонов не боюсь (наклон вперед):

Выпрямляюсь, прогибаюсь, поворачиваюсь (действия в соответствии с текстом).

Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два (повороты туловища)!

Я хожу с осанкой гордой, прямо голову держу (ходьба на месте).

Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два (повороты туловища)!

Я могу присесть и встать, снова сесть и снова встать (действия в соответствии с

текстом).

Наклонюсь туда-сюда! Ох, прямешенька спина (наклоны туловища)!

Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два (повороты туловища)!

Дыхательно-звуковая гимнастика.

«Полет на луну»

При выполнении упражнений вдох делается через нос, рот закрыт.

«Запускаем двигатель». И.п. – стойка ноги врозь, руки перед грудью, сжаты в

кулаки. Вдох – и.п.; выдох – вращать согнутые руки (одна вокруг другой) на

уровне груди; при этом на одном вдохе произносить: «Р-р-р-р». Повторить 4-6

раз.

«Летим на ракете». И.п. – стоя на коленях, руки вверх, ладони соединить над

головой. Вдох – и.п.; долгий выдох – покачиваться из стороны в сторону,

перенося тяжесть тела с одной ноги на другую, протяжно произносить: «У-у-у-

у-у». Повторить 4-6 раз.

«Надеваем шлем от скафандра». И.п. – сидя на корточках, руки над головой

сцеплены в замок. Вдох – и.п.; выдох – развести руки в стороны, произнести:

«Чик». Повторить 4-6 раз.

«Пересаживаемся в луноход». И.п. – узкая стойка, руки вдоль туловища. Вдох –

и.п.; выдох – полный присед, руки вперед, произнести: «Ух!». Повторить 4-6 раз.

«Лунатики». И.п. – стойка на коленях, руки согнуты в локтях и разведены в

стороны, пальцы врозь. Вдох – и.п.; выдох – наклонить туловище в сторону,

произнести: «Хи-хи». Повторить по 3-4 раза в каждую сторону.

«Вдохнем свежий воздух на Земле». И.п. – ноги врозь, руки вдоль туловища.

Вдох – через стороны поднять руки вверх; выдох – руки плавно опустить,

произнести: «Ах!». Повторить 4-6 раз.

Комплекс № 2.

Гимнастика пробуждения в постели.

1. Спокойно сделайте вдох, выдох – полным дыханием.

2. Пошевелите пальцами рук и ног.

3. Сожмите пальцами в кулаки.

4. Согните руки в локтях и, подняв их над головой, соедините в замок.

5. Хорошо потянитесь всем телом, вызывая искусственный зевок.

6. Опустите руки.

7. Разотрите ладони до появления тепла.

8. «Умойте» лицо, шею теплыми ладонями.

9. Потяните правую ногу пяткой, носок на себя.

10. Потяните левую ногу пяткой, носок на себя.

11. Потяните две ноги вместе.

12. Прогнитесь.

13. Сели.

14. Соедините руки в замок и потянитесь, вывернув ладони вверх.

15. Мысленно пожелайте всем родным, близким, друзьям здоровья, добра и

радости, хорошего настроения.

Профилактика плоскостопия.

Ходьба босиком по «дорожкам здоровья».

Профилактика нарушений осанки.

Физкультминутка «Мы проверили осанку».

И.п. – стойка руки на пояс или за спину.

Мы проверили осанку (ходьба на носках на месте)

И свели лопатки.

Мы ходили на носках,

А потом на пятках (ходьба на пятках).

Мы идем, как все ребята (ходьба на месте),

И как мишка косолапый (ходьба на внешнем своде стопы).

Потом быстрее мы пойдем (бег на месте)

И после к бегу перейдем. (ходьба на месте)

Дыхательная гимнастика.

1. Надуваем 3-4 раза воздушный шарик. Конкурс между детьми «У кого шарик

больше?»

2. Попеременное дыхание через левую и правую ноздрю с выдохом через рот.

Повторить 10-12 раз.

3. Глубокий вдох с задержкой дыхания и медленный выдохом.

4. Вдох через нос и интенсивный выдох через рот. При выдохе можно

предложить детям сдуть с ладони перышко или кусочек бумаги, устроить

соревнования.

Каждое упражнение повторить 10-12 раз.

Комплекс № 3

Гимнастика пробуждения в постели.

1. Спокойно сделайте вдох, выдох – полным дыханием.

2. Пошевелите пальцами рук и ног.

3. Сожмите пальцами в кулаки.

4. Согните руки в локтях и, подняв их над головой, соедините в замок.

5. Хорошо потянитесь всем телом, вызывая искусственный зевок.

6. Опустите руки.

7. Разотрите ладони до появления тепла.

8. «Умойте» лицо, шею теплыми ладонями.

9. Потяните правую ногу пяткой, носок на себя.

10. Потяните левую ногу пяткой, носок на себя.

11. Потяните две ноги вместе.

12. Прогнитесь.

13. Сели.

14. Соедините руки в замок и потянитесь, вывернув ладони вверх.

15. Мысленно пожелайте всем родным, близким, друзьям здоровья, добра и

радости, хорошего настроения.

Массаж ног.

И.п. - сидя по-турецки.

1. Подтягивая к себе стопу левой ноги, ребенок разминает пальцы ног,

поглаживает между пальцами, раздвигает пальцы. Сильно нажимает на пятку,

растирает стопу, щиплет, похлопывает по пальцам, пятке, выпуклой части стопы.

Делает стопой вращательные движения, вытягивает вперед носок, пятку, затем

похлопывает ладошкой по всей стопе: «Будь здоровым, красивым, сильным,

ловким, добрым, счастливым!...» То же – с правой ногой.

2. Поглаживает, пощипывает, сильно растирает голени и бедра, «надевает»

воображаемый чулок, затем «снимает его и сбрасывает», встряхивая руки.

Профилактика нарушений осанки.

Физкультминутка «Мы проверили осанку».

И.п. – стойка руки на пояс или за спину.

Мы проверили осанку (ходьба на носках на месте)

И свели лопатки.

Мы ходили на носках,

А потом на пятках (ходьба на пятках).

Мы идем, как все ребята (ходьба на месте),

И как мишка косолапый (ходьба на внешнем своде стопы).

Потом быстрее мы пойдем (бег на месте)

И после к бегу перейдем. (ходьба на месте)

Дыхательная гимнастика.

Оздоровительные упражнения для горла.

1. «Лошадка». Вспомните, как по мостовой цокают копыта лошадки. Цокаем

языком то громче, то тише. Скорость движения лошадки то убыстряем, то

замедляем.

2. «Ворона». Села ворона на забор и решила развлечь всех своей прекрасной

песней. То вверх поднимает голову, то в сторону поворачивает. И всюду слышно

её веселое карканье. Дети протяжно произносят «ка-а-а-аар». Повтор 5-6 раз.

3. «Змеиный язычок». Представляем, как длинный змеиный язык пытается

высунуться как можно дальше, стараясь достать до подбородка. Повтор 6 раз.

4. «Зевота». Сидя, расслабиться; опустить голову, широко раскрыть рот. Вслух

произнести «о-о-хо-хо-хо-о-о-о-о» - позевать . Повтор5-6 раз.

5. «Веселый плакальщик». Имитация плача, громкие всхлипывания,

сопровождаемые резкими, прерывистыми движениями плеч и шумным вздохом

без выдоха – 30-40 сек.

6. «Смешинка». Попала смешинка в рот, и невозможно от нее избавиться. Глаза

прищурились, губы радостно раздвинулись, и послышались звуки «ха-ха-ха, хи-

хи-хи, гы-гы-гы».

Игра «Король ветров». Вертушка или шарик. Дети дуют на вертушку или

подвешенные воздушные шарики: воздух вдыхается через нос и резко

выдыхается через рот.

Комплекс № 4

Гимнастика в постели.

«Потягивание». И.п. – из позиции «лежа на спине» в кровати.

1.На вдохе левая нога тянется пяточкой вперед по кровати, а левая рука – вдоль

туловища вверх. Дыхание задерживается, ноги и руки максимально растянуты.

На выдохе, расслабляясь, ребенок произносит: «ид-д-да-а-а-а».

2.Правая нога тянется пяточкой вперед по кровати, а правая рука – вверх, вдоль

туловища – вдох. После задержки дыхания на выдохе произносится «пин-гал-ла-

а».

3.Обе ноги тянутся пяточками вперед по кровати, обе руки – вверх вдоль

туловища. Дыхание задержать и на выдохе медленно произнести «су-шум-м-м-

на».

Профилактика плоскостопия.

И.п. – стоя возле кровати.

1. «Сокращение» стоп.

2. Перекатывание с пятки на носок и с носка на пятку.

3. Собирание с пола мелких предметов (ткани) пальцами ног.

4. Сведение и разведение пяток, стоя на носках.

5. Приседание на носки.

Хождение босиком по ребристой доске.

Массаж рук.

1. «Моют» кисти рук, активно трут ладошки до ощущения сильного тепла.

2. Вытягивают каждый пальчик, надавливают на него.

3. Фалангами пальцев одной руки трут по ногтям другой руки, словно по

стиральной доске.

4. Трут «мочалкой» всю руку до плеча, сильно нажимают на мышцы плеча и

предплечья; «смывают водичкой мыло», ведут одной рукой вверх, затем

ладошкой вниз и «стряхивают воду».

Профилактика нарушений осанки, дыхательная гимнастика.

Физкультминутка «Стрекоза».

И.п. – стоя между кроватями.

Вот такая стрекоза, (встать на носки, руки вверх через стороны)

Как горошины, глаза. (соединить указательный и большой пальцы обеих рук в

круг,

приставить к глазам («очки»), повороты в стороны)

А сама, как вертолет, (вращения предплечьями назад-вперед с полуповоротом

Влево, вправо, назад, вперед. налево-направо; наклоны в стороны)

И на травушке – роса, (присед)

И на кустиках роса. (наклоны вперед, прогнувшись)

Мы ладошки отряхнули, (хлопки перед собой, руки поочередно вверх-вниз)

Улетела стрекоза. (мелкие частые движения кистями, руки в стороны)

Попрыгунья испугалась, (руки за голову, наклоны влево-вправо)

Только песенка осталась. сложить рупором и «петь»: «Д-з-з-з, д-з-з-з, з-з»

Комплекс № 5

Гимнастика в постели.

Потягивание. («Снежная королева произнесла волшебные слова, и дети стали

расти

во сне»). И.п. – лежа на спине, руки поднять вверх и опустить на постель за

головой,

глаза закрыты. Поочередно тянуть от себя правую и левую руку, правую и левую

ногу

(то носком ,то пяткой), можно потянуться одновременно руками, ногами,

растягивая

позвоночник.

Игра «Зима и лето» (напряжение и расслабление мышц). И.п. – лежа на спине.

На

сигнал «Зима!» дети должны свернуться в клубок, дрожать всем телом,

изображая, что

им холодно. На сигнал «Лето!» дети раскрываются, расслабляют мышцы тела,

показывая, что им тепло. Повторить несколько раз.

Самомассаж ладоней («зимой очень холодно, поэтому мы добудем огонь, чтобы

согреться»). И.п. – сидя на постели, ноги скрестно. Быстро растирать свои

ладони до

появления тепла. Затем теплыми ладонями «умыть» лицо. Повторить 3-4 раза.

Профилактика плоскостопия.

Ходьба босиком по «комбинированной дорожке».

Профилактика нарушений осанки.

Физкультминутка «Веселая физкультура».

И.п. – стоя между кроватями.

Состязание, ребятки,

Мы начнем сейчас с зарядки (ходьба с резкими движениями рук в стороны),

Для чего нужна зарядка? (встать на носки, руки вверх – потянуться)

Это вовсе не загадка –

Чтобы силу развивать (присесть – встать, держать осанку)

И весь день не уставать! (наклон назад – выпрямиться)

Если кто-то от зарядки (бег с высоким подниманием бедра, держать осанку)

Убегает без оглядки –

Он не станет нипочем (повороты туловища направо – налево)

Настоящим силачом!

(П. Синявский)

Дыхательная гимнастика.

1. И.п. – стоя. Рот закрыт. Одну половину носа плотно закрыть пальцем,

дыхание производить поочередно (по 4-5 раз) через каждую половинку носа.

2. Дышать только через нос. Встать, ноги на ширине плеч. Руки поднять вперед

и вверх ладонями внутрь – вдох, опустить руки вниз – выдох. Выполнять

медленно по 5 раз.

3. Стоя, вдыхать через одну половину носа, а выдыхать через другую до 5-6 раз

через каждую половину носа.

4. Стоя ноги вместе, нос зажат пальцами. Не спеша, громко считать до 10 (рот

закрыт), затем сделать глубокий вдох и полный выдох через нос (5-6 раз).

5. Вдох через нос, рот закрыт. На удлиненном выдохе произносить звук «м-м-м»

(медленно до 8 раз).

Комплекс № 6

Гимнастика в постели.

1. Спокойно сделайте вдох, выдох – полным дыханием.

2. Пошевелите пальцами рук и ног.

3. Соединить ладони и потереть до нагрева. Одну ладонь о другую поперек.

4. Слегка подергайте кончик носа.

5. Указательными пальцами массировать ноздри.

6. Растирать за ушами сверху вниз указательными пальцами: «примазывать,

чтобы не отклеились».

7. Сделать вдох, на выдохе произнести звук «м-м-м-м», постукивая пальцами по

крыльям носа.

8. Вдох через нос, выдох через рот на ладонь – «сдуваем снежинку с ладони».

Профилактика нарушений осанки.

Ходьба с плоской игрушкой лежащей на голове, руки на поясе, спина прямая.

Пройти не уронив игрушку.

Массаж головы.

Подушечками пальцев помассировать волосистую часть головы со сдвиганием

кожи.

Динамичная дыхательная гимнастика.

1. Руки с напряжением вытянуть вперед, поочередно расслабить кисти,

предплечья и полностью мышцы рук.

2. Руки с напряжением вытянуть в стороны, поочередно расслабить кисти,

предплечья и полностью мышцы рук.

3. Круговые вращения головой на два счета вдох, на четыре, шесть и восемь –

выдох.

4. Вдох – голову с напряжением повернуть к правому плечу, на выдохе голову

медленно перевести к левому плечу. Повторить 3-4 раза и наклонить голову

вниз, чтобы расслабить мышцы шеи.

5. Вдох – голову с напряжением закинуть назад, выдох – наклонить вниз,

расслабиться. Повторить упражнения, произнося при наклоне поочередно

гласные звуки (а), (о), (у).

Самостоятельная работа детей с диагнозом «плосковальгусные стопы» на

«нестандартном оборудовании» - «счеты».

Водные процедуры.

Комплекс № 7

Гимнастика в постели.

1. Потягивание. И.п. – лежа на спине. Упражнение имитирует потягивание

кошки: потянуться руками, ногами, наискосок рука-нога.

2. «Велосипед». И.п. – лежа на спине. Имитировать езду на велосипеде, стопами

описывая круги. (20 сек.)

3. «Калачик». И.п. – лежа на спине. Подтянуть голову и бедра к груди

(«калачик») стараясь оставаться в этом положении как можно дольше (20 сек.)

Зарядка для глаз.

1. «Часики». И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо.

На раз – глаза вправо, на два – и.п., на три – глаза влево, на четыре – и.п.

Повторить 8-10 раз.

2. И.п. то же. На раз – глаза вверх, на два – и.п., на три – глаза вниз, на четыре –

и.п. Повторить 8-10 раз.

3. И.п. тоже . Выполняем круговые движения глазами слева направо и наоборот.

Повторить по 3-4 раза в каждую сторону.

4. «Жмурки». И.п. то же. На раз – глаза закрыли, на два – и.п., на три –

подмигнули одним глазом, на четыре – другим глазом. Повторить 8-10 раз.

Профилактика нарушений осанки.

1.И.п. – стоя, ноги вместе. Одна рука вверху, другая внизу. На раз – соединить

руки сзади; на два, три, четыре, пять – держать, не расцепляя; на шесть – и.п.

Тоже самое с другой руки. Повторить 6-8 раз.

2. И.п. – стоя, ноги вместе, руки на поясе. На раз – поднять согнутую ногу, на

два – ногу выпрямить вперёд, руки развести в стороны, на три – ногу и руки

сложить, на четыре – ногу опустить. Повторить 6-8 раз. (Выдерживать паузу,)

3. «Походи». Ходьба на месте 1-2 мин, сохраняя правильную осанку.

Профилактика плоскостопия.

Ходьба босиком по «комбинированной дорожке».

Дыхательная гимнастика.

1. Надуваем 3-4 раза воздушный шарик. Конкурс между детьми «У кого шарик

больше?»

2. Попеременное дыхание через левую и правую ноздрю с выдохом через рот.

Повторить 10-12 раз.

3. Глубокий вдох с задержкой дыхания и медленный выдохом.

4. Вдох через нос и интенсивный выдох через рот. При выдохе можно

предложить детям сдуть с ладони перышко или кусочек бумаги, устроить

соревнования.

Каждое упражнение повторить 10-12 раз.

Комплекс № 8

Гимнастика пробуждения в постели.

1. Спокойно сделайте вдох, выдох – полным дыханием.

2. Пошевелите пальцами рук и ног.

3. Сожмите пальцами в кулаки.

4. Согните руки в локтях и, подняв их над головой, соедините в замок.

5. Хорошо потянитесь всем телом, вызывая искусственный зевок.

6. Опустите руки.

7. Разотрите ладони до появления тепла.

8. «Умойте» лицо, шею теплыми ладонями.

9. Потяните правую ногу пяткой, носок на себя.

10. Потяните левую ногу пяткой, носок на себя.

11. Потяните две ноги вместе.

12. Прогнитесь.

13. Сели.

14. Соедините руки в замок и потянитесь, вывернув ладони вверх.

15. Мысленно пожелайте всем родным, близким, друзьям здоровья, добра и

радости, хорошего настроения.

Профилактика плоскостопия.

Ходьба босиком по «комбинированной дорожке

Профилактика нарушений осанки.

Физкультминутка «Веселая физкультура».

И.п. – стоя между кроватями.

Состязание, ребятки,

Мы начнем сейчас с зарядки (ходьба с резкими движениями рук в стороны),

Для чего нужна зарядка? (встать на носки, руки вверх – потянуться)

Это вовсе не загадка –

Чтобы силу развивать (присесть – встать, держать осанку)

И весь день не уставать! (наклон назад – выпрямиться)

Если кто-то от зарядки (бег с высоким подниманием бедра, держать осанку)

Убегает без оглядки –

Он не станет нипочем

Настоящим силачом! (повороты туловища направо – налево)

(П. Синявский)

Дыхательная гимнастика.

1. И.п. – стоя. Рот закрыт. Одну половину носа плотно закрыть пальцем,

дыхание производить поочередно (по 4-5 раз) через каждую половинку носа.

2. Дышать только через нос. Встать, ноги на ширине плеч. Руки поднять вперед

и вверх ладонями внутрь – вдох, опустить руки вниз – выдох. Выполнять

медленно по 5 раз.

3. Стоя, вдыхать через одну половину носа, а выдыхать через другую до 5-6 раз

через каждую половину носа.

4. Стоя ноги вместе, нос зажат пальцами. Не спеша, громко считать до 10 (рот

закрыт), затем сделать глубокий вдох и полный выдох через нос (5-6 раз).

5. Вдох через нос, рот закрыт. На удлиненном выдохе произносить звук «м-м-м»

(медленно до 8 раз).

Комплекс веселой побудки

1-й комплекс «Весёлый котёнок»

1. И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Согнуть колени, ноги подтянуть к

груди, обхватить колени руками, вернуться в и.п.

2. И.П.: лежа на спине, руки в замок за голову, ноги согнуты в коленях. Наклон

колен влево, в и.п., наклон колен вправо, в и.п.

3.

И.П.:

сидя,

ноги

вместе,

руки

в

упоре

сзади.

Согнуть

ноги

в

коленях,

подтянуть их к груди, со звуком «ф-ф» - выдох, И.П., вдох (через нос).

4. И.П.: то же, одна рука на животе, другая на груди. Вдох через нос, втягивая

живот; выдох через рот, надувая живот.

5. И.п.: стоя, ноги врозь, руки внизу. Хлопок в ладоши - выдох; развести ладони

в стороны - вдох.

6. И.П.: о.с. Потягивания: достали до потолка, вернулись в и.п.

2-й комплекс « Прогулка по морю»

1. «Потягушки». И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, потягивание, и.п.

2. «Горка». И.П.: сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади, опираясь на кисти

рук и пятки выпрямленных ног, поднять таз вверх, держать, вернуться в и.п.

3. «Лодочка». И.п.: лежа на животе, руки вверх, прогнуться (поднять верхнюю и

нижнюю части туловища), держать, вернуться в и.п.

4. «Волна». И.п.: стоя на коленях, руки на поясе, сесть справа от пяток, руки

влево, И.П., сесть слева от пяток, руки вправо, и.п.

5. «Мячик». И.П.: о.с., прыжки на двух ногах с подбрасыванием мяча перед

собой.

6. «Послушаем свое дыхание». И.п.: о.с., мышцы туловища расслаблены. В

полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют,

какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная

клетка, плечи волнообразно), тихое дыхание или шумное.

3-й комплекс «Прогулка в лес»

1. «Потягушки». И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, потягивание.

2. «В колыбельке подвесной летом житель спит лесной» (орех). И.П.: лежа на

спине, руки вдоль туловища, вдох, сесть с прямыми ногами, руки к носкам,

выдох, вдох, и.п.

3. «Вот нагнулась елочка, зеленые иголочки». И.П.: стоя, ноги на ширине плеч,

руки внизу, вдох, выдох, наклон туловища вперед, вдох, и.п., выдох, наклон.

4. «Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит». И.п.: о.с. вдох, руки в стороны,

выдох, наклон туловища вправо, вдох, выдох, наклон туловища влево.

5. «Дети в беретках с ветки упали, беретки потеряли» (желуди). И.П.: о.с., руки

за голову, вдох - подняться на носки, выдох - присесть.

6. «Стоит Алена, листва зелена, тонкий стан, белый сарафан» (береза).

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища, вдох, руки через стороны

вверх, подняться на носки, выдох, и.п.

4-й комплекс «Дождик»

1.

И.п.

Сидя,

ноги

скрестить

«по-турецки».

Сверху

пальцем

правой

руки

показать траекторию ее движения, следить глазами. Капля первая упала - кап!

То же проделать другой рукой. И вторая прибежала - кап!

2. И.П. то же. Посмотреть глазами вверх, не поднимая головы.

Мы на небо посмотрели,

Капельки«кап-кап»

запели,

Намочились

лица.

3. И.п. то же. Вытереть лицо руками, встать на ноги.

Мы их вытирали.

4. И.П.: о.с. Показать руками, посмотреть вниз.

Туфли, посмотрите, мокрыми стали.

5. И.П.: о.с. Поднять и опустить плечи. Плечами дружно поведем

И все капельки стряхнем.

6. И.П.: о.с. Бег на месте. Повторить 3-4 раза От дождя убежим.

7. И,-.П.: о.с. Приседания. Под кусточком посидим.

5-й комплекс «Прогулка»

1. И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, поднять руки вверх, потянуться,

руки вперед, и.п.

2. И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, носки потянуть на себя, и.п.

3. И.П.: сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади, развести носки ног в стороны,

и.п.

4. «Пешеход». И.П. то же, переступание пальчиками, сгибая колени, то же с

выпрямлением ног.

5. «Молоточки». И.п.: сидя, согнув ноги, руки в упоре за спиной, пальчики на

носках, удар левой пяткой об пол.

6. И.П.: О.с., руки на пояс, перекат с носков на пятки.

6-й комплекс «Неболейка»

1. И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, поднять руки вверх, потянyтьcя,

и.п.

2. И.П.: сидя, ноги скрестно (поза лотоса), массаж больших пальцев ног, начиная

от подушечки до основания.

3. И.П. то же, массаж пальцев рук - от ногтей до основания с надавливанием

(внутреннее и внешнее).

4. И.П. то же, руки вперед, массаж-поглаживание рук - от пальцев до плеча.

5. И.П. то же, крепко зажмурить глаза на 5 сек., открыть, повторить 5-6 раз.

6. И.П: о.с., ходьба на месте с высоким подниманием колена.

7-й комплекс «Я на солнышке лежу»

Кто спит в постели сладко? Давно пора вставать. Спешите на зарядку,

Мы вас не будем ждать! Носом глубоко дышите, Спинки ровненько держите.

1. И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, напрячь тело, вдох, держать

несколько секунд, расслабиться, выдох.

2. И.П.: лежа на спине, руки в стороны, пальцы сжаты в кулаки, скрестить руки

перед собой, выдох, развести руки, в и.п., вдох.

3. И.П.: лежа на спине, руки в замок за голову, поднять прямую левую ногу,

поднять прямую правую ногу, держать их вместе, и.п. (одновременно опустить).

4. И.П.: лежа на спине, руки в упоре на локти, прогнуться, приподнять

грудную клетку вверх, голову держать прямо (3-5 сек.), вернуться в и.п.

5. И.П.: лежа на животе, руки за голову, прогнуться, руки к плечам, ноги лежат

на полу, держать, и.п.

6. И.П.: лежа на животе, руки под подбородком, прогнуться, приняв упор на

предплечья, шея вытянута - вдох, выдох.

8-й комплекс «Поездка»

1. И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, поднять правую ногу (прямую),

и.п., поднять левую ногу (прямую), и.п.

2.

И.П.:

лежа

на

спине,

руки

перед

собой

«держат

руль»,

«езда

на

велосипеде», и.п.

3. И.П.: лежа на спине, руки вверху, поворот туловища вправо, не отрывая

ступни от пола, и.п., поворот туловища влево, и.п.

4. И.П.: лежа на спине, руки за головой, свести локти впереди (локти каcaютcя

друг друга) - выдох, и.п., локти касаются пола - вдох.

5. И.П.: сидя, ноги скрестно, руки на поясе, руки через стороны вверх вдох,

выдох.

6.

И.П.:

о.с.,

принять

правильную

осанку

без

зрительного

контроля

(глаза

закрыты), повторить 3-4 раза.

9-й комплекс «Самолет»

1. И.П.: сидя, ноги скрестно. Смотреть вверх, не поднимая головы, и водить

пальцем за пролетающим самолетом (сопровождение глазами).

Пролетает самолет, С ним собрался я в полет.

2.

И.П.

то

же.

Отвести

правую

руку

в

сторону

(следить

взглядом),

то

же

выполняется в левую сторону. Правое крыло отвел, Посмотрел.

Левое крыло отвел, Поглядел.

3. И.п. то же. Выполнять вращательные движения перед грудью и следить

взглядом. Я мотор завожу И внимательно гляжу.

4. И.П.: о.с. встать на носочки и выполнять летательные движения.

Поднимаюсь ввысь, Лечу. Возвращаться не хочу.

5. И.П.: о.с., крепко зажмурить глаза на 5 сек., открыть (повторить 8-10 раз).

6. И.П.: о.с., быстро моргать глазами 1-2 мин.

10-й комплекс «Два брата, через дорогу живут...»

1.

И.П.:

сидя,

ноги

скрестно,

крепко

зажмурить

глаза

на

5

сек.,

открыть

(повторить 8-10 раз).

2. И.П. то же, быстро моргать глазами 1-2 мин.

3. И.П. то же, массировать глаза через закрытые веки круговыми движениями

указательных пальцев в течение 1 мин.

4. И.П. то же, тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, через

1-2 сек. Снять пальцы с века, повторить 3-7 раз.

5. И.п. то же, отвести глаза вправо, влево.

6. И.П. то же, отвести глаза вверх, вниз.

11 комплекс «Жук»

1. И.П.: сидя, ноги скрестно. Грозить пальцем. В группу жук к нам залетел,

Зажужжал и запел: «Ж-ж-ж!»

2. Отвести руку вправо, проследить глазами за направлением руки, то же в

другую сторону. Вот он вправо полетел,

Каждый вправо посмотрел.

Вот он влево полетел,

Каждый влево посмотрел.

3. Указательным пальцем правой руки совершить движения к носу.

Жук на нос хочет сесть,

Не дадим ему присесть.

4. Направление рукой вниз сопровождают глазами.

Жук наш приземлился.

5. И.п.: стоя, ноги врозь. Делать вращательные движения руками «волчок» и

встать.

Зажужжал и закружился. «Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж».

6. Отвести руку в правую сторону, проследить глазами. То же в другую сторону.

Жук, вот правая ладошка, Посиди на ней немножко,

Жук, вот левая ладошка, Посиди на ней немножко.

7. Поднять руки вверх, посмотреть вверх. Жук наверх полетел

И на потолок присел.

8. Подняться на носки, смотреть вверх На носочки мы привстали,

Но жучка мы не достали.

9. Хлопать в ладоши. Хлопнем дружно,

Хлоп-хлоп-хлоп.

10. Имитировать полет жука. Чтобы улететь не смог,

«Ж-ж- ж-ж-ж-ж-ж-ж- ж-ж-ж-ж».

11

12-й комплекс «Уголек»

1. И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, поднять прямые ноги вверх, и.п.

2. «Бревнышко». И.П.: лежа на спине, руки вверху, перекат со спины на живот,

перекат с живота на спину.

3. «Лодочка». И.П. лежа на животе, руки под подбородком, прогнуться, руки к

плечам - вдох, и.п - выдох.

4. «Шлагбаум». И.П.: лежа на животе, руки вдоль туловища, поднять правую

ногу, и.п, поднять левую ногу, и.п.

5. «Божья коровка». И.П: сидя на пятках, выпрямиться, потянуться вверх,

сесть на пятки, наклон вперед, носом коснуться колен, руки отвести назад, и.п.

6. Ходьба на месте.

13-й комплекс «Шалтай-балтай»

1. И. П.. Лежа на спине; ноги прямые. Согнуть ноги в коленях, выпрямить.

2.

И.

П.

Лежа

на

спине,

руки

вдоль

туловища.

Потянуться,

выполняя

непроизвольные движения тела.

3. И.П. Лежа на животе, руки под подбородком. Поочередно положить голову на

правое, потом на левое плечо.

4. И. П. Лежа на животе, руки под подбородком. Поднять ноги, поболтать

ими.

5. И. П. Сидя. Поднять ноги, согнутые в коленях, покачать ими.

6. И. П. Сидя, руки на коленях. Вдохнуть, задержать дыхание, выдохнуть

14-й комплекс «Весёлые жуки»

1. И. П. Лежа на спине, руки, согнутые в локтях перед собой. Поочередное

сгибание и разгибание ног, касаясь локтями коленей.

2. И. П. Лежа на спине, руки согнуты в локтях, ноги - в коленях. Побарахтаться,

как жучок

3. И. П.. Лежа на спине, руки вдоль туловища. Надуть живот, как мячик,

удержать положение, не дыша, 2-3 секунды.

4. И. П. Сидя, скрестив ноги, руки на коленях. Наклоны к коленям - поочередно

к правому, левому.

5. И.П. Лежа на животе, руки под подбородком. Поочередно положить голову на

правое, потом на левое плечо.

6. И. П. Сидя, руки на коленях. Вдохнуть, задержать дыхание, выдохнуть.

Комплекс гимнастик после сна в игровой форме

Котята

1. Потягивание.

2. «Как у кошечки усы….»

И.п. – стоя на четвереньках. Повороты головы вправо, влево.

3. «Покажи лапки».

И.п. – то же.

Поочередное поднимание правой и левой руки, ноги.

4. «Подлезаем под забор».

И.п. – то же.

Согнуть руки в локтях, ягодицами сесть на ноги, медленно, опустив голову,

имитировать продвижение под забором. Подняться на вытянутых руках – и.п.

5. «Машем хвостиком».

И.п. – то же.

Движение сомкнутых голеней вправо-влево.

6. «Испугались собаку».

И.п. – то же.

Выгнуть спину со звуком «ш-ш-ш».

7. «Догони хвостик».

И.п. – о.с.

Прыжки на двух ногах вокруг себя.

8. «На мягких лапках».

Ходьба на носочках.

История про лисенка

Жил на свете лисенок. И был он очень веселый. Вот такой:

1. И.п. – стоя на четвереньках.

- повороты головы.

- прогибание спины

- движение сомкнутых голеней вправо-влево.

Лисенок любил гулять на лужайке перед норкой….

2. И.п. – то же.

Ползание на четвереньках вперед-назад.

…. и кувыркаться в траве.

3. И.п. – лежа на спине.

Перекаты вперед-назад. С бока на бок.

Однажды лисенок увидел красивую бабочку.

4. И.п. – сидя, ноги согнуты в коленях.

Разведение коленей в стороны.

Бабочка вспорхнула, села на пенек….

5. И.п. – лежа на спине.

Достать прямыми ногами спинки кровати за головой.

…. и улетела. Лисенок расстроился.

6. И.п. – стоя на четвереньках.

Опустить голову, плечи, изогнуть спину.

Но тут пришла мама, приласкала лисенка….

7. И.п. – то же.

Поднять голову, прогнуть спину.

…. и лисенок снова развеселился.

8. И.п. – то же.

Движение согнутых голеней вправо-влево.

Зоопарк

1. Потягивание.

2. «Змея».

И.п. – лежа на животе.

Поднять на вытянутых руках голову, плечи. Гордо поворачивать голову вправо-

влево, произнося звук «ш-ш-ш».

3. «Крокодил».

И.п. – то же, руки согнуты в локтях, ладони под подбородком.

Поочередное поднимание правой и левой ноги – огромная пасть.

4. «Панда».

И.п. – лежа на спине.

Подтянуть коленки к животу, обхватить руками, нагнуть голову.

Перекаты вперед-назад, вправо-влево – кувыркается в траве.

5. «Обезьянка».

И.п. – лежа на спине.

Поднять прямую ногу, обхватить ее руками ниже колена и, перебирая руками по

направлению к щиколотке, попытаться сесть – обезьянки карабкаются на дерево.

6. «Жираф».

И.п. – стоя на четвереньках.

Поднять вверх правую руку, пальцы сомкнуты, большой палец вверх, ладонь

поворачивается вправо-влево. То же левой рукой.

7. «Кенгуру».

И.п. – о.с.

Прыжки на двух ногах, подтягивая колени к животу.

Осень

1. Потягивание.

2. Упражнение для укрепления мышц шеи: лепим нос для Буратино.

Буратино рисует носом большую тучу, дождь.

И.п. – сидя на коленях.

3. «Сильный дождь».

И.п. – то же, руки за спиной.

Вытянуть правую руку вперед, ладонью вверх, и.п.

То же левой рукой.

4. «Дует ветер». Дыхательное упражнение.

Вдох носом, задержать дыхание на 1-2 сек., выдохнуть через рот со звуком «у-у-

у».

5. «Деревья качаются от ветра».

И.п. – то же.

Поднять руки вверх, наклоны вправо-влево.

6. «Наденем резиновые сапожки».

И.п. – лежа на спине, руки вверх.

Поднять прямую ногу вверх, дотянуться до ступни.

7. «Прыгаем через лужи».

И.п. – стоя.

Прыжки с ноги на ногу.

Зима

1. Потягивание.

2. «Выгляни в окошко».

И.п. – сидя, руки согнуты в локтях, ладонями вместе, прижаты друг к другу,

локти вниз.

Разведение согнутых рук в стороны.

3. «Оглянись».

И.п. – то же.

Поворот туловища вправо, и.п.

Поворот туловища влево, и.п.

4. «Горка».

И.п. – лежа на спине, ноги согнуты в колени, руки вдоль туловища.

Поднять таз вверх, вернуться в и.п.

5. «Снежный ком».

И.п. – лежа на спине.

Группировка (подтянуть колени к животу, обхватить руками, наклонить голову).

Перекаты на спине вперед-назад.

6. «С горки на животе».

И.п. – лежа на животе. Руки вперед, ладони вместе, ноги тянуть.

Прогнуться, вернуться в и.п.

7. «Сдуем снег с ладошки ».

Вдох носом, дробный выдох через нос с произнесением звуков «фу-фу-фу».

8. «Стряхнем снежок».

И.п. – стоя.

Прыжки на одной ноге.

Весна

1. Потягивание.

2. «Солнце встает».

И.п. – сидя по-турецки, руки вдоль туловища.

Поднять руки через стороны вверх, посмотреть на руки, вдох.

Опустить руки, выдох.

3. «Радуга».

И.п. – то же, руки в стороны ладонями кверху.

Наклон в правую сторону, коснуться ладонью левой руки ладони правой, и.п.

То же в другую сторону.

4. «Бабочка».

И.п. – сидя, ноги согнуты в коленях, руки на поясе.

Развести колени в стороны, вернуться в и.п.

5. «Ласточка».

И.п. – лежа на животе, ноги вместе, руки согнуты в локтях.

Выпрямляя руки поднять голову, грудь, прогнуться, носки ног тянуть.

(Усл. Прогибаясь, согнуть ноги в коленях, тянуть к голове).

6. «Покувыркаемся в траве».

И.п. – лежа на спине.

Сгруппироваться, подтянув ноги к груди и обхватив их руками, пригнуть голову.

Перекаты вперед-назад.

7. «Весенние цветы» - дыхательное упражнение.

Понюхаем цветочки – глубокий вдох носом, задержка дыхания. Выдох через рот.

8. «Солнечные капельки».

И.п. – то же, глаза закрыты.

Подставляем солнышку лицо, греем носик щечки, горлышко.

9. «На одной ножке».

Прыжки на правой ноге, на левой ноге.

Спортсмены

1. Потягивание.

2. «Штангисты».

И.п. – лежа на спине, руки к плечам.

Вытянуть руки вперед, пальцы сжаты в кулаки.

Вернуться в и.п.

3. «Футболисты».

И.п. – лежа на спине, колени подтянуты к животу.

Бить то правой, то левой ногой по воображаемому мячу, потом двумя ногами

сразу.

4. «Гребцы».

И.п. – сидя, ноги врозь, руки к плечам.

Наклониться, дотянуться руками до носков ног, вернуться в и.п.

5. «Велосипедисты».

И.п. – лежа на спине.

Поднятые ноги вверх поочередно сгибать и разгибать, стараясь делать круговые

движения.

6. «Яхтсмены».

И.п. – лежа на животе, руки за спиной сцеплены в замок.

Поднять голову, грудь. Прогнуться. Сцепленные руки поднять как можно выше –

парус.

7. «Борцы» - дыхательное упражнение.

И.п. – сидя по-турецки.

Глубокий вдох носом, задержка дыхания, выдох через рот.

8. «Прыгуны».

5 подпрыгиваний, 5 высоких прыжков.

Моряки

1. Потягивание.

2. «Взбираемся по канату».

И.п. – лежа на спине, правая рука вверху, пальцы сжаты в кулак, левая - вдоль

туловища.

Меняем положение рук, сжимая и разжимая пальцы, имитируя движение

лазания по канату.

3. «По веревочной лестнице».

И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища.

Поднять согнутую в колене ногу, опустить.

4. «Все на весла».

И.п. – то же.

Сесть из положения лежа на спине, руки вперед, наклон к ногам.

Вернуться в и.п.

5. «Поднять паруса».

И.п. – лежа на животе, руки в замке сзади.

Поднять голову, грудь, прогнуться. Руки поднять как можно выше.

6. «Попутный ветер» - дыхательное упражнение.

Глубокий вдох носом, долгий выдох ртом.

7. «Эх, яблочко…»

Прыжки из приседа.

Шофер

1. Потягивание.

2. «Руль».

И.п. – лежа на спине, прямые руки вверх.

Скрестные движения прямыми руками – имитация вращения руля.

3. «Педали».

И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища.

Поднять согнутую в колене ногу, выпрямить вниз, держа ногу на весу – нажать

на воображаемую педаль. Опустить ногу.

4. «Накачиваем шины».

И.п. – то же.

Сесть из положения лежа, руки вперед, наклониться к ногам со звуком «с-с-с».

5. «Заводим мотор» - самомассаж, дыхательное упражнение.

И.п. – сидя.

Пальчики на середину грудины. « Заводим машину» вращательными

движениями по часовой стрелке со звуком «ж-ж-ж».

Затем то же против часовой стрелки.

Машина завелась – воздействуем на точку между грудными отделами, долгий

выдох со звуком «пи-и-и» (машина сигналит).

6. «Оглядись».

И.п. – сидя по-турецки, руки на пояс.

Поворот в правую сторону, и.п.

То же в левую сторону.

7. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед.

Буратино

1. Потягивание.

2. Поворот головы вправо, прямо. Поворот головы влево, прямо.

3. Поочередное поднимание прямых рук.

4. Поочередное поднимание прямых ног.

5. есть из положения лежа на спине, руки вперед.

6. «Буратино» - самомассаж шейного отдела.

И.п. – сидя на коленях.

Лепим нос для Буратино. Буратино рисует носом, солнышко, морковку,

домик…..

7. Прыжки ноги врозь-вместе.

Птицы

(младший, средний дошкольный возраст)

1. Потягивание.

2. «Клювики».

И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища.

Повороты головы вправо-влево.

3. «Крылья».

И.п. – то же.

Махи прямыми руками в стороны, вниз.

4. «Спрятались от кошки».

И.п. – то же.

Подтянуть ноги к груди, обхватить колени руками, наклонить голову –

сгруппироваться.

5. «Птичка с хвостиком».

И.п. – лежа на животе, руки согнуты в локтях в упоре около плеч, ноги вместе.

Выпрямляя руки, поднять голову, грудь. Одну ногу согнуть, тянуть к голове.

6. «Раненый воробышек» - прыжки на одной ноге.

Насекомые

1. Потягивание.

2. «Стрекоза».

И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища.

Руки в стороны, несколько быстрых взмахов руками, и.п.

3. «Кузнечик».

И.п. – лежа на животе, руки согнуты в локтях, упор около плеч.

Поднять правую прямую ногу вверх, опустить. То же с левой.

4. «Гусеничка».

И.п. – лежа на спине, руки прижаты к туловищу.

Ползание на спине без помощи рук и ног.

5. «Паутинка» - дыхательное упражнение.

Подуем на паутинку – глубокий вдох через нос, длительный выдох через рот.

6. «Паучок».

И.п. – сидя, ноги согнуты в коленях, руки – в упор сзади.

Приподнять таз, сделать несколько шагов вперед-назад, передвигая руки и ноги.

7. «Скорпиончик».

И.п. – лежа на животе, руки в упоре около плеч.

Выпрямляя руки, поднять голову, грудь. Согнуть ноги, тянуть к голове.

8. «Кузнечик».

Прыжки из глубокого приседа.



В раздел образования