Напоминание

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА


Автор: Каблучко Наталья Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №36
Населённый пункт: г.Кемерово
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА
Раздел: дошкольное образование





Назад




1

Государственное образовательное учреждение дополнительного

Профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования»

Факультет повышения квалификации

Кафедра дошкольной педагогики

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИЙ

ФОРМИРОВАНИЯ

ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

(творческий отчёт)

Исполнитель:

Козейкина В. М.

воспитатель МАДОУ № 102

«Детский сад присмотра и

оздоровления»,

г. Кемерово

Консультант:

Дорн М.В,

Зав. Кафедрой дошкольного

образования

Кемерово 2013

2

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

1.Глава1. Создания в детском коллективе благоприятного

психологического климата ……………………………………………4

2. Глава 2. Ежедневные традиции………………………………………..6

3. Глава 3. Обмен новостями………………………………………………7

4.Глава

4.

Умственная

разминка…………..............................................11

5. Глава 5. Минутка вхождения в день. Утреннее приветствие………..12

6.Глава 6. Еженедельные традиции………………………………………15

7.Глава 7. Ежемесячные традиции………………………………………..17

8.Глава 8. Новоселье ………………………………………………………18

9.

Заключение……………………………………………………………….22

10. Список литературы ……………………………………………………25

3

Не

первый

год,

работая

по

нашей

Программе

«Радуга»,

мы

сумели уже

заложить определённые традиции в жизни группы. К таким традициям

относятся:

Традиция

регулярных

подарков

всем

детям

в

виде

различных

привлекательных для них предметов (ленточки, открытки, картинки), а

так же сладостей;

Традиция,

при

которой

дети

в

конце

дня

мысленно

возвращаются

к

прожитому,

за

день,

и

слушают

рассказ

воспитателя

о

том,

как

положительно отличился каждый из них;

Уважение к личной собственности каждого ребёнка ( Всё что принесено из

дома

и

не

угрожает

жизни

и

здоровью

других

детей,

не

должно

отбираться воспитателем и использоваться другими детьми.)

Благодаря нашим усилиям в группе нет ссор и драк, не возникают конфликты

из-за игрушек. Но дети стали старше, и появились новые трудности в

работе с ними.

Специальное изучение показало что, в этом возрасте 46%детей не желают

посещать детский сад и предпочли бы остаться дома. Что произошло.

Ведь

адаптационный

период

давно

миновал,

и

дети совсем

недавно,

придя

детский

сад,

охотно

бежали

в

свою

группу.

В

результате

индивидуальных бесед с детьми и родителями было установлено,

что

основной

причиной

негативного

отношения ребёнка

к

дошкольному

учреждению

являются

его взаимоотношения со сверстниками, « Я не

хочу идти в детский сад, потому что со мной никто не водиться», «Катя

со мной не водиться», « Со мной никто не дружит» - такие и подобные

высказывание

нередко

можно

услышать

от

детей. Зная о возрастных

особенностях

ребёнка

шестого

года,

мы

уже поняли,

какое

большое

значение

в

его

жизни

приобретает сверстник.

Поэтому

ребёнок

так

болезненно реагирует на отказ товарищей по группе играть ним. И как

личную трагедию воспринимает отсутствие доверительных отношений с

отдельными детьми группы.

Специальными

исследованиями

установлено,

что

эмоциональное

неблагополучие ребёнка не только серьёзная психолого-педагогическая,

н о

и

м е д и ц и н с к а я

п р о б л е м а .

Д а н н ы е медицинской

науки

свидетельствуют,

что

длительное

пребывание ребёнка

в

угнетённом,

подавленном

состоянии

отрицательно влияет на состояние сердечно -

сосудистой и нервной систем.

4

Очевидно, что рост числа детей с повреждённой или ослабленной нервной

системой

ставит

перед

нами

сложную

задачу

создания

в детском

коллективе благоприятного психологического климата. Для этого надо :

Изменить содержание и формы общения между воспитателем и детьми;

Удовлетворить

потребность

детей

в

эмоциональном

насыщении

и

разнообразии

переживаний.

Но

как

это

сделать.

Общеизвестно,

что

жизнь

детей

в

детском

саду по

содержанию

и

формам

организации

достаточно

монотонна

и

однообразна ( завтрак, зарядка, занятие, прогулка, обед, сон и т.

д.). А

длительное

пребывание

ребёнка

в

детском

саду

уже

само

по себе

приводит

к

переутомлению.

Кроме

того,

что

дети

с

нарушениями

центральной нервной системы чаще встречаются в семьях с недостаточно

развитыми эмоциональными

отношениями.

В

таких

семьях

матери

меньше доверительно

беседуют

с

детьми,

но

больше

их

обучают,

контролируют, дают больше указаний, менее ласковы, редко поощряют

и хвалят. С аналогичными формами общения ребёнок сталкивается и в

детском

саду.

Воспитатели,

в

силу

необходимо сти буквально

«пропитанные»

педагогическими

принципами,

обучают и наставляют,

объясняют, глубоко упрятав в себе щадящее, материнское отношение к

детям. Боязнь избаловать ребёнка, нарушить субординацию очень часто

приводит к эмоциональному отчуждению детей от педагога. Но если мы

хотим, чтобы дети росли здоровыми, свободными, жизнерадостными и

самостоятельными, надо хотя бы иногда не бояться вести себя с ними

«непедагогично».

Очевидно,

что

для

этого

не

подходят

ныне

существующие

формы

организации

жизни

детей,

связанные

с

их

«пребыванием»

в детском

саду. Ребёнок должен не «пребывать», а жить там. Но, как и что надо

сделать. Для решения этой сложной и многоплановой задачи отдельные

мероприятие не подходят. Нужна система работы, в результате которой в

жизни детей наряду с обучением появятся традиции, позволяют ребёнку

избавляться от накопившегося напряжения, успокаиваться, дающие ему

возможность

чувствовать

себя

нужным и

любимым

сверстниками

и

воспитателем,

получать

необходимую

для

его

эмоционального

показало,

что

приятные благополучия

дозу

положительных эмоций.

Специальное

обучение воспоминания

о

дошкольном

учреждении

у

детей,

как

правило, связаны с теми минутами, которые они провели

вс е й

гру п п о й

за каким-то

общим

интересным

делом

или

за

д о в е р и т е л ь н о й

б е с е д о й с

во спитателем.

Благоприятный

психологический

климат

немыслим

без

дружеского,

доверительного

общения

детей

друг

другом,

с воспитателями

и

помощником

воспитателя,

в

лице

которых

ребёнок

всегда

надеется

встретить

поддержку,

понимание, сочувствие. Вместе с тем настораживает тот факт,

что

большинство

детей

шестого

года

жизни

не

знают,

как

к

ним

относиться воспитатель. Однако пассивно ждать, что добрые отношения

5

установятся сами собой, было бы, по меньшей мере, наивно. Детям для

сближения помимо желания требуются труд души, готовность понять

другого.

Почему

бы

нам

сегодня

не

вспомнить

традицию

семейных

«посиделок».

За

едой,

как

известно,

вести

разговоры

не

рекомендуется, а вот чашка чая вполне располагает к неспешной

беседе, и чаепитие в этом случае выглядит не завершением ужина,

а началом задушевного общения. « Сладости - признак радости»

-не зря так говорят в народе. Поэтому если к чаепитию добавить

сладости, то должно получиться совсем хорошо! Но очевидно, что

одним

чаепитием

со

сладостями

сложную

задачу

решить

невозможно.

Поэтому

мы

устанавливаем

в

группе

и

другие

традиции. Одни из них помогут ребёнку без напряжения « войти»

в недельный ритм жизни в детском саду. Другие позволят ему

почувствовать

собственную

самооценку

Меня

в

группе

с

нетерпением ждут, а значит я кому то, нужен, следовательно, я

-хороший,

я

-любимый»),

уверенность

в

себе

и

своих

возможностях.

Третьи

будут

способствовать

установлению

дружеских,

доверительных

отношений

между

детьми

и

педагогами группы.

Поэтому

мы

проводим

ежедневные

еженедельные

и

ежемесячные традиции

в

жизни

группы.

Рассмотрим их более подробно.

6

ЕЖЕДНЕВНЫЕ ТРАДИЦИИ

1.Мы,

лично

встречаем

родителей

и

каждого

ребёнка. Поздороваемся

с

ними.

Выражаем

радость

по

поводу

того, что

они

пришли.

Говорим

ребёнку,

что

его

прихода

с нетерпением

ждут

другие

дети,

и

не

только они, но и мы воспитатели.

2.

С

п р и ход ом

п о с л ед н е го

р е б ё н ка

м ы

п р и в е т с т вуе м

в с е х

детей.

Выражаем

радо сть

по

поводу

того,

что

вс е

д е т и

собрались

вместе.

Желаем

им

весело

и

интересно

провести

время.

Называем

число,

месяц

и

день

недели.

Обсуждаем

содержание

их

совместной

деятельности

на

текущий

день.

В

п р о ц е с с е

о б с у ж д е н и я

у ч и т ы в а е м

п о ж е л а н и е

и

предложения

детей.

3.

В

конце

дня,

перед

выходом

на

вечернюю

прогулку,

мы

вместе

со

всеми

детьми

кратко

подводим

итог

прожитого

д н я .

Д а ё м

о ц е н к у

п о л о ж и т е л ь н ы м

д е й с т в и я м

д е т е й .

О с о б о е

в н и м а н и е

о б р а щ а е м

н а

д е т с к и е

р а б о т ы ,

в ы п о л н е н н ы е

в

п р о ц е с с е

с в о б о д н о й

с а м о с т о я т е л ь н о й

д е я т е л ь н о с т и .

П о б у ж д а е м

д е т е й

к

д а л ь н е й ш е м у

с о ве р ш е н с т во ва н и ю

э т и х

р а б от.

З ат е м

ка ж д ом у

р е б ё н к у

п р ед о с т а вл я е т с я

в о зм ож н о с т ь

с ка з ат ь

о

с е бе

ч то -

л и б о

хорошее.

Воспитатель

говорит:

«

Сегодня

мы

вместе

с

вами

п р о ж и л и

з а м е ч а т е л ь н ы й

д е н ь .

Ко с т я . . .

(

в ы д е р ж и в а е т

п ау з у,

а

з а т е м

р е б ё н о к

г о в о р и т

с а м

о

с е б е

ч т о - л и б о ,

н а п р и м е р :

« Р а н ь ш е

в с е х

з а ко н ч и л

р и с о в ат ь » ) , В и к а

. . . (

«Помогла Любе найти носок» и т. д.)»

7

Обмен новостями.

Каждому воспитателю приходится сталкиваться со стремлением детей поделиться

своими новостями -домашними событиями, удачами-неудачами, детскими

обидами и достижениями. Обмен новостями на групповом сборе - время

легитимного высказывания всего, что переполняет душу и просится на язык.

Запретных тем не существует. Итак:

Новости

не

регламентируются,

у

одного

ребёнка

их

может

быть

несколько;

Не подвергаются селекции (только хорошие новости);

Не

вытягиваются

насильно

(Виталя,

мы

ещё

не

слышали

твоих

новостей);

Не

запрещаются

(нет-нет,

об

этом

мы

не

говорим,

это

стыдно,

маленькие дети не должны об этом думать и говорить).

Новости принимаются, как факт.

Вы заметите, что дети, почувствовав, что им наконец-то дают возможность

свободно говорить на любую тему, будут стремиться говорить много. Для того

чтобы не погрязнуть в «говорении и выслушивании», обязательно нужно

подготовится к потоку слов.

Что значит, подготовится? Учиться правильно, слушать и реагировать на детские

высказывания. В этом помогут техники активного слушания: техника «я -

сообщений» и техника «понимания и реагирования на чувства», а так же

некоторые правила и маленькие « нехитрые хитрости».

Начнём с правил. Так как высказаться хочется если не всем, то многим, стоит

изначально обсудить и ввести правило: «Говорить по одному», « Или

внимательно слушаем друг друга», или « Говорит только тот, у кого в руках

микрофон» (волшебная палочка, мячик)». Вводить правило целесообразно в

то время, когда дети,

попробовав пробиться в этом гвалте, сами почувствуют, что их не слышат, что это

неудобно.

Правило

формулируются

вместе

- детьми

и

взрослыми,

8

записываются крупными печатными буквами или обозначаются знаком,

картинкой и вывешиваются рядом с тем местом, где проводиться групповой

сбор. Например, на стене. Или свисает с потолка на нитке ( на леске) над

ковром. Словом, размещается так, чтобы видели его все дети и воспитатель

мог обращаться к правилу жестом, взглядом.

Теперь некоторые «хитрости». В общем-то, они и не выглядят как настоящие

хитрости, но помогают предупреждать шум и неудобства. К примеру, до

начала

сбора

прикрепите

кому-

либо

из детей

знак

(бант,

медальку),

положите боб или шишку в кармашек. Именно у этих ребят будет право

рассказать о своих новостях первыми.

Предупредите, что сегодня первоочерёдное право рассказывать новости будет у

девочек (у девочек, чьё имя начинается с буквы «А»; у девочек, которые одеты

в платья; у мальчиков, которые дружат, и т. п.).

Положите нескольким детям под их подушечку, какой- либо предмет, например

вырезанное из бумаги сердечко или бумажную птичку- « сороку, которая

приносит новости». Если вы знаете, что у кого-то из ребят есть значимая для

всех

новость (день рождения , рождения брата, возвращение мамы из

командировки и т.п.), или же видите, что кто то с нетерпением ждёт начало

разговора, предоставьте ему право высказаться первому.

Самая сложная часть обмен новостями - реагирование на высказывание. Навык

быстрого и точного реагирования приходит только с практикой, но есть

несколько советов, которым можно следовать.

• Не игнорируйте, но и не останавливайтесь на новостях, связанных с покупками

вещей. Если вы будите поддерживать эти высказывания, то возникнет риск

того, что дети сочтут новостями только то, что купили, подарили. У одних

будут формироваться

комплексы « мне ничего не покупают и не дарят», а у других будут закрепляться

меркантильные интересы.

Не

морализируйте.

Если

ново сть,

высказанная

р е б ё н ком ,

затрагивает

отрицательные,

на

ваш

взгляд,

действия,

постарайтесь

9

понять, какие чувства испытывает тот, кто об этом говорит.

Реагируйте

на

чувства

ребёнка.

Например,

он

сообщает:

«

Я

вчера

на

огороде

попал

камешком

в

ворону».

Вы

говорите:

«

Я

понимаю,

ты

хотел

быть

героем,

но

ворона

такая

беззащитная

-

она

ведь

без

оружия

и

не

нападала

на

тебя».

Или

вы

слышите

:

«

Мы

с

братом

вчера

подрались,

и

я

его

победил».

Ваша

возможная

реакция:

«

По

-

видимому,

ты

гордишься

победой,

жалко

только,

ч то

веч ер

б ыл

испорч ен

-твой

б рат

об ид елся ,

р од и т е л и

сердились на вас».

Не

оценивайте.

Легче

всего

привычно

сказать

«

хорошо»,

«

молодец».

Но,

во

-

первых,

молодцами

тут

же

захотят

стать

и

остальные,

во

-

вторых,

это

обезличенная

оценка

едва

ли

чего

-

то

стоит.

Более

того,

не

надо

оценивать

других,

особенно

родителей,

со

слов

ребёнка.

Лучше

так:

«

Моя

мама

сделала

красивую

вышивку».

Вы

«

Я

вижу,

ты

гордишься

своей

мамой»;

«

Мой

папа

вчера

был

пьяный».

Вы

«

Обидно,

ведь

ты

не

мог

поиграть

с

папой».

Или

«

Мы

с

мамой

вчера

пекли

пироги,

и

я

сам

сделал

пирожок».

Вы

«

Это

была

трудная

работа,

ноты

справился».Не

стесняйтесь,

если

проблема,

которую

затронул

ребёнок,

выходит,

в

вашем

понимании,

за

рамки

приличия.

Например:

«

Я

вчера

видел,

как

кошка

рожала

котят».

Вы

«

Ты

узнал

,

как

на

свет

появляются котята».

Н е

р а с с п р а ш и в а й т е ,

е с л и

э т а

н о в о с т ь

н е

с о с т а в л я е т

непосредственной

важности

для

понимания

всех

детей.

Есть

достаточно

универсальная

фраза,

с

помощью

которой

можно

необидно

закрыть

тему.

Например:

«

Мы

вчера

видели

страшную

аварию».

Вы:

«

Так,

к

сожалению,

бывает,

когда

кто

-

нибуть

невнимателен».

Универсальный

приём

для

прекращения

обсуждения

чего

-

либо

нежелательного - спокойно, уверенно сказанное « так бывает».

10

Учитесь

управлять

своим

взглядом.

Если

вы

хотите

показать

ребёнку,

что

несклонны,

поддерживать

его

дальнейшие

высказывания, кратко ответьте и переведите взгляд дальше.

И,

наконец,

позволяйте

иногда

детям

играть

роль

воспитателя

и

дайте

право

им

самим

решать,

кто

сегодня

будет

рассказывать

о

новостях.

Стоит ли всеми силами побуждать молчащих детей рассказывать о новостях?

Конечно,

нет.

Понимание

индивидуальных

особенностей

ребёнка

и

терпение подскажут нам, когда не следует торопить и торопиться. Если мы

чувствуем, что ребёнок не говорит потому, что не может выбрать в своей

маленькой жизни какие-то события, считает, что ничего интересного лично

у него и вокруг него не происходит, мы помогаем ему « сделать» событие.

Например, так: утром, пока ещё в группе мало детей, потихоньку от других,

не привлекая внимания, мы вместе с ребёнком делаем что-либо поливаем

вместе только что расцветшее растение, можно сделать поделку (кораблик

и.т.д.),

дать

возможность

ему

первому

по смотреть новенькую

энциклопедию, ещё не виденную другими детьми, и т. п. А затем на

групповом сборе пытаемся включить ребёнка в разговор: « У нас с Сашей

есть тайна, которой мы с вами поделимся. Саша, что мы с тобой сегодня

увидели, когда поливали растения?»

Второй

способ

ненасильственного

побуждения

детей

к высказываниям-

организация « презентации». Как правило, начиная со средней группы

большинство детей, приходит в детский сад с какими-либо игрушками,

предметами,

сластями.

Предлагаем

им утром складывать то, что они

приносят, в красивую коробку или корзинку, а затем, на утреннем сборе,

доставая предметы по одному, и предлагаем владельцам рассказать о том,

что и для чего они принесли с собой, как планируют распорядиться этими

предметами.

Этот

приём,

помимо

стимулирования

речи,

имеет

ещё

несколько позитивных значений: позволяет детям учится быть активными,

открытыми, искренними и справедливыми ,а также формирует навыки

самопрезентации и осознанности своих поступков.

11

Ещё один, весьма эффективный способ стимулирования обмена новостями.

В

старшей

и

подготовительной

группах

детям предлагается

вести

своего

рода

дневничок

(записная

книжка, альбом,

удобного

для

переноски из дома в детский сад формата) и каждый вечер дома перед

сном

делать

зарисовки

тех

событий, которые

показались

наиболее

значимыми или интересными. Периодически

дети

приносят

записную

книжку

в

группу

и рассказывают

об

этих

событиях,

опираясь

на

рисунки. Постепенно, по мере овладения буквами и письмом, рисунки

дополняются словами и целыми предложениями.

Утро начинается с разминки.

С

чего

должно

начинаться

утро?

Зарядки.

Вот и мы советуем вам начать свой день в группе с разминки, и не только для

тела, но и для ума.

Умственная разминка «Чемодан»

Участники садятся в круг. Первый играющий, которого выбирают сами ребята,

говорит:

«Я

положил

в

чемодан ...»

-

и

называет

любой

предмет,

например, книгу. Следующий участник должен повторить сказанное и

добавить свое

слово.

Например:

«Я

положил

в

чемодан

книгу

и

ручку».

Игра продолжается в таком же ключе. Условия игры можно

менять:

а)

называть любые слова, т.е. не только предметы;

б)называть слова, относящиеся только к предметам, которые могут

поместиться в чемодане;

в)

подбирать слова по определенным темам (например, овощи, посуда) или

по алфавиту (например, слова, начинающиеся на букву «А» или «В»);

г)

усложнить задание, называя слова на английском языке, и т.п.

Правило:

перечисляя

сказанное

предыдущим

игроком,

ребенок

должен

располагать слова в той последовательности, в которой они упоминались.

Тот, кто ошибся или нарушил правила, выбывает из игры.

Японская разминка

Материалы и оборудование: лист бумаги, фломастер и любой предмет.

Ведущий следит за выполнением правил, а взрослый, который на равных уча

помогает фиксировать

на

листе

бумаги высказывания

детей.

Дети

назначают

12

ведущего,

который

с ам выбирает

какой-либо

предмет, лучше

всего

необычный, например,

патиссон.

Ребята садятся

в

круг.

Ведущий

напоминает

условия

игры,

показывает

патиссон

и

предлагает

всем

подумать, на что он похож. Нельзя повторяться, подсказывать. Тот, кто в

течение 30 секунд не может придумать вариант, пропускает ход. В конце

подводятся

итоги,

дети

определяют

(путем голосования)

лучшее

сравнение.

Умственная разминка «Запоминалочки»

Ведущий

записывает

на

доске

10-

12

слов,

которые

должны быть

запомнены детьми в течение 1 минуты. Например, предлагаются слова:

«лук», «бумага», «клей», «кубик» и т.д.

Задание:

составить

связный

рассказ

из

предложенных

слов,

употребляя

в

той последовательности, в которой они были записаны на доске и.т.д.

МИНУТКИ ВХОЖДЕНИЯ В ДЕНЬ

Цель: способствовать психическому и личностному росту ребенка; помогать

детям

адаптироваться

к

условиям

детского

сада;

развивать

навыки

социального поведения; способствовать повышению уверенности в себе

и развитию самостоятельности.

Выбор

темы

для

начала

дня

определяется

разными обстоятельствами:

общим

настроением

группы,

погодой,

самочувствием

педагога

и

детей, наличием наглядного материала и т.д.

Минутки вхождения в день помогают детям лучше чувствовать себя в детском

коллективе в начале дня. Вот некоторые примеры подобных минуток.

:-'

1.

Под лирическую музыку.

,

-

Настал

день.

Я

улыбнусь

вам,

и

вы

улыбнитесь

друг

другу

и

подумайте:

как

хорошо,

что

мы

сегодня

здесь

вместе.

Мы

спокойны

и

добры,

приветливы

и

ласковы.

Мы

всегда

здоровы.

Что

мы

пожелаем

сегодня

Алине,

Тане,

Саше

...

(перечисляются

все дети, вспоминая их вчерашние заслуги).

-

А что вы хотите пожелать мне?

-

Вдохните

глубоко

и

со

вздохом

забудьте

вчерашние

обиды,

злобу, беспокойство.

-

Выдохните

из

себя

свежесть

и

красоту

белого

снега,

тепло

солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего

настроения и бережного отношения друг к другу.

13

2.

Звучит музыка.

-

Дети,

просмотрите

на

свои

руки.

У

мальчиков

они

большие,

сильные.

У

девочек

-

нежные

и

ласковые.

Мы

любим

свои

руки,

ведь они могут все: и обнять, и поднять упавшего товарища, и дать

корм голодным птицам, и красиво накрыть стол.

-

За что ты, Андрей, любишь свои руки?

Катя, а ты любишь свои руки? Что за чудо - чудеса: Раз

рука

и

два

рука! Вот

ладошка

правая. Вот ладошка

левая! И скажу вам не тая — Руки всем нужны, друзья.

Сильные

руки

не

бросятся

в

драку, Добрые

руки

погладят

собаку, Умные руки умеют лечить. Чуткие

руки умеют дружить.

-

Возьмите

за

руку

того,

кто

сидит

рядом

с

вами,

о щ у т и т е

тепло ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.

3. На столе педагога стоит комнатный цветок. Дети сидят вокруг

стола.

-

Как

вы

думаете,

дети,

хорошо

быть

цветком?

Почему?

Послушайте, что хочет сказать вам этот цветок.

Цветок: Дети, я люблю вас: ваши глаза, улыбки, ваши добрые и

заботливые

руки. Я рад тому, что живу в вашей дружной группе, где нет грубых

слов, драк, ссор, обид. Иначе я бы болел и был вялым и некрасивым.

Ваша забота и ласковые слова помогают мне быстро расти и каждый день

дарить вам чистый воздух и свою красоту. Интересно, вы' угадываете мои

мысли и даже понимаете то, что я говорю на своем цветочном языке,

когда хочу пить и умываться.

-

О

чем

сегодня

просит

вас

цветок?

(дети

поливают

ц в е т ы ) .

Предлагаемые

варианты

открытия

дня

могут

быть

расширены

и

дополнены самими педагогами.

Методика направлена на:

формирование

эмоциональной

децентрации,

под

которой

понимается

способность

к

восприятию

и

учету

состояний,

желаний

и

интересов

других людей;

снятие

тревоги

в

период

адаптации

ребенка

к

детскому

саду;

развитие

осознанного, ответственного отношения к режимным моментам;

развитие самостоятельности и сотрудничества; повышение

14

саморегуляции и самоконтроля;

повышение

общего

эмоционального

фона

и

улучшение

психологического

климата в группе.

Утреннее приветствие

Проводиться ежедневно в группе в начале дня. Время проведения 5-10 минут.

1 .Текст утренней речевки:

Только смелый и упорный Доберется к цели бодро. А

еще

в

дороге

нужно. Знать

секреты

прочной

дружбы.

Во время декларирования дети встают в круг и кладут руки на плечи то-

варищей.

Затем

дети

соединяют

правые

руки

в

центре

круга,

накладывая одну руку на другую, и произносят девиз «Один за всех и

все за одного».

2.

Подборка пословицы:

— Нет друга — ищи, а нашел — береги.

— Дерево живет корнями, а человек — друзьями.

— Нет друзей — наживай, а старых не забывай.

— Друг познается в беде.

3.

Правила поведения в группе:

— Помни о благодарности — говори «волшебные слова».

— Всегда говори правду взрослым и детям — будь честным и правдив.

П р и

с п о р е

д о г о в а р и в а й с я

с а м о с т о я т е л ь н о .

— Умеешь сам — помоги товарищу.

— Если

игрушка

одна

играть

по

очереди.

(Желательно

оформить

дидактическое пособие «Правила группы в картинках».)

15

ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ.

По

понедельникам:

в

первой

половине

дня

занятия

с

детьми

не

проводятся.

Утренние

часы

проходят

под девизом: « Утро радостных

встреч».

Воспитатель

выражает радость по поводу встречи с детьми.

Рассказывает,

как

он провёл

выходные

дни

или

о

чём-

то

новом,

интересном. Затем

выслушивает

всех

детей,

желающих

поделиться

своими

впечатлениями.

Воспитатель рассказывает, что нового и интересного ожидает детей на этой

неделе.

Побуждает

детей

вносить свои

предложения

и

по

мере

их

поступления записывает в специальную тетрадь.

В конце разговора всех ждёт сюрприз ( сценка из кукольного театра, новая

игрушка,

интересная

книга, раздача,

раздача

детям

небольших

сувениров).

В дальнейшем

сюрпризы

могут

быть

подготовлены

и

самими детьми. Например, Лена была выходные дни с родителями в

лесу и принесла всем в подарок шишки.

ПО СРЕДАМ во второй половине дня полдник или ужин проводиться

под

девизом: «Сладкий вечер».

Методика

организации

«

Сладкого

вечера»

проста.

Подготовка

начинается

сразу

после

дневного

сна.

Воспитатель

вместе

с

детьми ставит столы так, чтобы получился

один

общий

стол,

и

приглашает

желающих заняться

праздничной

сервировкой

(

на

столы

стелют скатерти

или

салфетки,

красиво

складывают

или

сворачивают

бумажные

с а лфетки,

делают

ц в е т оч н у ю

аранжировку).

Помощник

воспитателя

и

все,

кто

захочет,

украшают

и красиво

раскладывают

все

те

блюда,

которые

подготовили для

полдника

или

ужина детей повара.

16

После

того

как

столы

будут

накрыты,

воспитатель приглашает

своего

помощника

занять

почётное

место

с собой

во

главе

стола.

Только

потом

занимают

свои

места дети,

и

«Сладкий

вечер»

начинается.

Воспитатель говорит, что рад видеть за одним общим столом всех детей.

Желает им приятного чаепития и аппетита.

Во время чаепития категорически запрещается ограничивать

детей,

в

чём-

либо

и

делать

какого-либо рода

замечания,

за

исключением

тех

случаев, когда есть угроза для жизни или здоровья детей. Воспитатель

и

помощник,

общаясь

друг

с

другом,

комментируя

свои

действия,

демонстрируют

детям образцы

этикета.

Воспитатель

поощряет

общение между детьми, поддерживает начатую кем- то беседу, развивает

затронутую в ней тему. Разговор взрослых с детьми может незаметно

перейти

в игру.

Взрослые

должны

составить

детям

компанию

в

их

развлечениях. Взрослые могут рассказать что-нибудь интересное спеть

песенку и т. д. Надеемся, что, проведя хотя бы один «Сладкий вечер» вы

убедитесь:

«

ничегонеделание»

по-домашнему оборачивается приятным

отдыхом

для

уставших

к

середине недели детей. Постепенно у детей

появиться

потребность делиться

мыслями

и

переживаниями,

советоваться

рассказывать

обо

всём,

что

увидели

и

узнали

нового,

интересного.

17

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ ТРАДИЦИИ.

По

утверждению

врачей,

досуг

-

немаловажное психотерапевтическое

средство.

Точно

выбранное

и

по

форме,

и

по

содержанию

способы

проведения свободного времени помогают снять напряжение, исправить

п л о х о е настроение.

Поэтому

организованный

досуг,

который

проводиться один раз в месяц при участии сотрудников детского сада и

родителей, имеет и развивающий, и психотерапевтический эффект.

Организация досуга проста.

В начале года мы рассказываем родителям о значении этой работы для здоровья

и развития их детей и о своём желании организовать её в нашей группе.

Заинтересовав родителей, мы постепенно выясняем, по каким

направлениям

они могут принять участие в проведении досуга (огородничество, спорт,

рукоделие, кулинария, искусство и т.д.)

На

основании

полученной

информации

составляется годовой

план

этой работы с указанием ежемесячных мероприятий.

Регулярное общение с увлечёнными взрослыми позволит нам познакомить детей с

разнообразными формами деятельности, внести в их жизнь в детском саду

радость и

определённые культурные ценности.

18

НОВОСЕЛЬЕ

В детском саду дети периодически меняют своё местожительство. Переезд на

новое место и связанные с этим трудности тяжким бременем, ложатся на

плечи воспитателей,

а

для

большинства

детей

это

событие остаётся

незамеченным. Вместе с тем при соответствующей организации

именно

переезд в новую группу может стать для детей одним из самых ярких и

запоминающихся событий.

ПЕРЕЕЗД. Скажите детям о предстоящем переезде и объясните, с чем это связано

« Теперь вы стали старше и сильнее и без труда можете подниматься на

второй

этаж» или: « Вы стали старше, и для самостоятельных занятий

теперь потребуется больше места» и. т. п.

Когда дети перешли в старшую группу, затем мы их знакомим, где у них будет

место для занятий, «полочка красоты», игровые уголки для мальчиков, и

для девочек, настольно печатные игры и конструирование, свободная

самостоятельная деятельность по рисованию, лепке, ручному труду, и. т.

д.

Можно предложить детям, чтобы им было уютнее создать своими руками, на

большом

листе

бумаги,

украшенном красивой

рамкой

(

нарисовано

воспитателем),

можно

со всеми

детьми

сделать

декоративное

панно,

выполненное в гамме тёплых тонов, коллективный портрет педагогов и

детей.

Дети

могут

вылепить

маленькие

вазочки

для

цветов,

вышить

салфетки

или

разрисовать

салфетки

цветной

ту ш ь ю (после

проглаживания

рисунка

горячим

утюгом

салфетки

можно

стирать

и

даже

кипятить). Все эти милые мелочи внесут в жизнь детей уют и

обаяние индивидуальности

и

специфики

детского

учреждения.

ГОТОВИМСЯ К НОВОСЕЛЬЮ.

Рассказываем

детям,

что

с

давних

времён

у

многих

народов сложилась

19

традиция

отмечать

переезд

на

новое местожительство

новоселье.

Можно

описать

несколько

известных

нам

обрядам,

которые

подчёркивают торжественность этого светлого и радостного праздника.

Объясните, что новоселье - это праздник не только для тех, кто переехал

на новое место. Разделить радость с новосёлами

приходят

друзья.

В

новый

дом

по

давней традиции

приходят

с

хлебом

и

солью.

Гости

в р у ч а ю т хозяевам

подарки,

обращаясь

к

ним

с

искренними

пожеланиями

здоровья,

радости,

благополучия.

Дом

к этому

событию

украшают

цветами,

зеленью.

Праздничный стол - гордость хозяев. Его

застилают

лучшей

скатертью

и украшают.

Например,

по

углам

стола

на

красиво

вышитых полотенцах

раскладывают

караваи,

пироги,

украшенные ягодами калины или рябины, и т. п. Побуждает к рассказу

о том, почему они перешли в старшую группу и когда они переехали,

нравится ли им новая группа, устроились они в ней, познакомились с

новыми воспитателями.

Заведующая

обращает

внимание

гостей

на

коллективные

детские

работы,

которыми

украшена

гру п п а .

Спрашивает,

как

они

создавались.

По

приглашению воспитателя-

ведущего гости занимают места на стульях. Затем гости ( сотрудники

детского

сада

и

родители)

вручают новосёлам

подарки.

Воспитатели

вместе с детьми благодарят за подарки и внимательно рассматривают

и х

в присутствии

всех

.

Особое

место

на

празднике

новоселья

принадлежит

сотрудникам

детского

сада,

которые

с во и ми

поздравлениями

и

подарками

должны

подчеркнуть

н о в ы е

социальные

роли

детей.

Так,

например

кастелянша детского

сада

может прочитать детям стихотворение С. Махотина «Старшая группа»:

Старшая группа - что это значит?

Значит, никто уже утром не плачет,

Суп не прольёт на рубашку никто,

20

Все надевать научились пальто.

Даже

ботинки

С тугими шнурками

Не доверяют

Ни папе,

Ни

маме. Далее

кастелянша

говорит,

что

близко

познакомилась

с этими

детьми

и

увидела,

что

им

можно

многое

доверять.

Поэтому

она

про сит

во спитателей

отпускать

детей

к

ней

на склад

для

самостоятельного

получения

чистого

постельного

белья,

полотенец.

Можно

очень

весело

и

интересно

обыграть

появление

в

комнате

телевизора,

часов

и

других

предметов,

которые необходимы

детям

этого

возраста,

подчеркнув

перед хозяевами

и

гостями

значимость

каждого

предмета

в

жизни старшей

группы.

После

того,

как

торжественная часть и процедура

вручения

подарков

будет

окончены,

ведущий приглашает

гостей

к

столу.

Обязательно

надо

проследить,

чтобы дети занимали места только после того, как усядутся взрослые.

Воспитатель-ведущий,

угощает

всех

чаем,

сладостями.

Как

и

все

праздники,

новоселье

не

должно обходиться

без

танцев

и

песен.

В

веселье

принимают участие все присутствующие. Репертуар может быть

самым разнообразным

и

включать

знакомые

детям

и

популярные

песни, танцы под аудиозаписи. Как уже говорилось, песни могут быть

самые

разнообразные,

например

«

Кто

пасётся на

лугу»

(

ел.

Ю.

Черных, муз. А. Пахмутовой ):

-

Далеко,

далеко На лугу пасутся ко... -Кони?

-

Нет,

не

кони! -Далеко,

далеко Как говорил великий педагог В.А. Сухомлинский: « Семья с

существующими

в

ней

взаимоотношениями

между

детьми и

21

родителями

-

первая

школа

интеллектуального, нравственного,

эстетического

и

физического

воспитания».

И семейное

воспитание

-

это

не

только

чтение

нотаций

и

морали,

это

постоянное

общение

с

ребёнком.

А общение с ребёнком, кроме всего прочего, включает в себя проведение

разнообразного

совместного

досуга. Поэтому

нужно

устраивать

семейные

праздники,

которые помогут

организовать

отдых

детей

и

родителей,

устроить

праздники

с

друзьями,

весело

отметить

детский

день

рождения.

Каждый

сценарий

включает

в

себе

описание ряда

увлекательных игр и конкурсов, которые помогут укрепить дружбу и

взаимопонимание

в

семье,

ведь

любая совместная

деятельность

сближает

и

взрослых,

и

детей. Кроме

того,

во

время

игры

ребёнок

учиться,

узнаёт

много нового,

открывает

в

себе

новые

способности.

Проведение праздников не требует от их участников особых умений или

знаний,

здесь

пригодятся

фантазия,

сноровка,

внимание, ловкость

и

творческие

способности.

Сценарии

могут подходить,

для

семьи

с

двумя детьми, и для семей любого состава. Родители смогут устроить

детям незабываемые и весёлые

праздники:

поставить

необыкновенный

спектакль, перевоплотившись

в

героев

любимых

сказок,

или

отправиться

в

увлекательное

путешествие

с захватывающими

приключениями,

-

которые,

несомненно,

понравятся и запомнятся и

детям,

и

взрослым.

Если

вы, конечно,

хотите

подарить

своим

детям

настоящий

праздник,

незабываемое

путешествие

в

мир

сказок,

волшебного творчества и счастливых улыбок не только в традиционные

праздничные

дни.

И,

организовывая

их

в своей семье, Вы стали ещё

дружней и счастливей! Когда -то Лев Толстой сказал: « Счастлив тот, кто

счастлив у себя дома». Так будьте же счастливы в своём доме и в своей

семье.

И

пусть

каждый

день,

проведённый

вместе,

станет для

нас

настоящим праздником!

22

На лугу пасутся ко...

-

Козы?

-

Нет,

не

козы!

Далеко,

далеко

На лугу пасутся ко...

-

Коровы?

-

Правильно,

ко р о в ы !

Пейте, дети, молоко,

Будите здоровы!

На

этом

празднике

особый

интерес

представляют

игры

-«ветераны»,

в

которые

когда-то

играли

не

только

родители детей,

но

и

ещё

их

бабушки и дедушки. К таким играм относится, например, игра «Гуси -

гуси...».

Выберите

с

помощью

считалки

волка.

А

затем

несколько раз

все

вместе

(гости и хозяева) поиграть в эту игру.

Гуси - гуси!

- Нам нельзя:

- Г а - г а - г а !

Серый волк под горой

-

Есть хотите?

Н е

п у с к а е т

н а с

д о м о й !

- Д а - д а - д а .

- Ну, летите, как хотите!

-

Ну, летите!

-

В заключение хотелось бы подчеркнуть одну очень важную особенность

этого

праздника:

на

нём

дети

должны

найти

не просто

веселье

и

развлечения,

не

только

яркие

впечатления и

интересное,

приятное

общение,

да,

этот

праздник,

как

и любой

другой,

должен

быть

и

весёлым, и интересным. Но непременно и тёплым!

23

Как

говорил

великий

педагог

В.А.

Сухомлинский:

«

Семья

с

существующими

в

ней

взаимоотношениями

между

детьми и

родителями

-

воспитателями

первая

школа

интеллектуального,

нравственного, эстетического и физического воспитания». И семейное

воспитание - это не только чтение нотаций и морали, это постоянное

общение

с

ребёнком.

А

общение

с

ребёнком,

кроме

всего

прочего,

включает

в

себя

проведение

разнообразного

совместного

досуга.

Поэтому

нужно

устраивать

семейные

праздники,

которые помогут

организовать

отдых

детей

и

родителей,

или

устроить

праздники

с

друзьями, весело отметить детский день рождения. Каждый сценарий

включает

в

себе

описание ряда

увлекательных

игр

и

конкурсов,

которые

помогут

укрепить

дружбу

и

взаимопонимание

в

семье,

в

группе,

ведь

любая совместная деятельность сближает и взрослых, и

детей. Кроме

того,

во

время

игры

ребёнок

учиться,

узнаёт

много

нового, открывает в себе новые способности. Проведение праздников

не

требует

от

их

участников

особых

умений

или знаний,

здесь

пригодятся

фантазия,

сноровка,

внимание,

ловкость

и

творческие

способности.

Сценарии

могут подходить,

не

только

для

групп

в

детском

саду,

но

и

для

семьи

с

двумя

детьми,

и

для

семей

любого

состава. Родители, и воспитатели смогут устроить детям незабываемые и

весёлые

праздники:

поставить

необыкновенный

с п е кт а к л ь ,

перевоплотившись

в

героев

любимых

сказок,

или отправиться

в

увлекательное

путешествие

с захватывающими

приключениями,

-

которые, несомненно, понравятся и запомнятся и детям, и взрослым. Если

в ы , конечно,

хотите

подарить

своим

детям

настоящий

праздник,

незабываемое

путешествие

в

мир

сказок, волшебного

творчества

и

счастливых

улыбок

не

только

в традиционные

праздничные

дни.

И,

организовывая

их

в своей семье, группе.

Вы стали ещё дружней и

счастливей! Когда - то Лев Толстой сказал: « Счастлив тот, кто счастлив у

24

себя дома». Так будьте же счастливы в своём доме и в своей семье, группе.

И пусть каждый день, проведённый вместе, станет для нас настоящим

праздником!

25

Список

литературы.

\1Воспитание,

образование

и

развитие

детей

5-6

лет

В77

в

детс/саду:

метод.

Руководство

для

воспитателей

работающих

по

программе

«Радуга»

/

(Т.Н.Доронова,

В.В.

Гербова,

Т.И.

Гризик

и

др.;

состТ.Н.Доронова) – М. : Просвещение, 2006 – 191 с.

2 Корчаловская Н.В., Посевина Г.Д. П 68 Праздник – каждый день (Серия

«Школа радости».) – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002. – 416 с.

3 Свирская.Л.В. «Утро радостных встреч: (метод. Пособие) / :

Издательство «Линка – Пресс», 2010. – 240 с

4 Трусий Алёна Домашние праздники: сценарии детских вечеров (Текст) /

Алёна Трусий. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2008. – 159 с. –

(Весёлый

праздник).



В раздел образования