Автор: Ястребова Татьяна Алексеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа 1506
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Ранняя профориентация в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Ранняя профориентация в ДОУ
Аннотация. В статье охарактеризован теоретический аспект ранней
профориентации и ее составляющие. Обращается внимание на основные
направления, цели, методы и структуру работы по данной проблематике. Рас-
крыты основные компоненты ранней профориентационной работы.
Ключевые
слова:
ранняя
профориентация,
профессиональная
консультация, профотбор, профадаптация, профессиональная пропаганда, до-
школьный возраст.
Постановка проблемы. Актуальность выбранной темы заключается в
том, что система профориентации должна оказать влияние на рациональное
распределение трудовых ресурсов, выбор профессии детей и их жизненного
пути. Основной целью при воспитании дошкольников является воспитание у
них правильного и осознанного отношения к выбору будущей профессии.
Благодаря этому воспитанию у ребенка создается своеобразная внутренняя
позиция, относительно выбора той или иной профессии.
Анализ актуальных исследований. Эта проблема привлекала внима-
ние многих исследователей в этой сфере: Е.А. Милерян, В.Ф. Сахаровой,
Н.С. Пряжниковой, Г.В. Зулунова, Н.А. Гончарова, Т.Н. Тихомирова.
Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развива-
ющаяся система. Если 10-15 лет назад достаточно было познакомить детей с
работой шеф-поваров, торговцев, водителей, врачей, то на современном этапе
этого недостаточно. Однако эти специальности серьезно изменились с разви-
тием технологий и внедрением цифровых информационных технологий во
всех сферах нашей жизни. Даже у одной и той же профессии по функциям
разные имена.
Развитие банковских услуг и кредитования населения также способ-
ствовало появлению новых профессий, таких как финансовые аналитики,
ипотечные брокеры и биржевые маклеры, которые теперь есть не только в
Лондоне или Нью-Йорке, но и во многих крупных городах России.
Новая профессия начала появляться с переходом нашей страны к ры-
ночной экономике.
В рекламе появились специалисты, это создание: PR,
бренд-менеджеры, маркетологи. Появились новые профессии, связанные с
обслуживанием ПК и локальных сетей: системные администраторы, специа-
листы по информационной безопасности, программисты.
Даже взрослым иногда бывает сложно понять разнообразие современ-
ных профессий и часто иметь иностранные имена. Как ребенок не потеряет-
ся в потоке такой информации? Как доступно понять это, объяснить ребенку,
кто является экологом, менеджером, программистом, визажистом, мастером
автомобильного тюнинга, дизайна и других современных профессий.
Как
научить детей выбирать такую профессию, чтобы в будущем он мог стать ма-
стером своего дела?
Нынешняя реальность диктует нам новые требования.
И это действительно так. Общаясь с детьми и наблюдая за ними, мы
убеждаемся, что у детей нет достаточного уровня представлений о современ-
ных профессиях. Почему? Потому что в большинстве случаев ни родители,
ни даже учителя не знают всех современных профессий и специфики своей
работы.
Целью
статьи
является
исследование
теоретических
аспектов
про-
фориентации и ее составляющих.
Методы исследования. В процессе исследования нами использовались
следующие методы: анализ научной литературы и информационных источни-
ков по вопросам профессиональной ориентации ДОУ, обобщение результатов
по теме исследования, изучение передового педагогического опыта.
Изложение основного материала. Профессиональное самоопределе-
ние – комплексный процесс, который рассматривают под разными углами
зрения. Во-первых, требования и задачи, которые общество ставит перед че-
ловеком при формировании его личности и то, как эта личность успевает за
требованиями общества. Во-вторых, как процесс постепенного принятия ре-
шений, которые формируют баланс между склонностями и потребностями
индивида, с одной стороны, и потребностями современного общества, с дру-
гой. В-третьих, как процесс формирования индивидуального стиля жизни, ча-
стью которого является профессиональная деятельность [2].
Определиться с выбором профессии человек должен сам. Но создать
соответствующие условия для развития его способностей, подтолкнуть к это-
му имеет общество. Прежде всего эту роль выполняют родители, которые с
детства являются авторитетом для ребенка, а потом уже детский садик, вос-
питатели, школа, учителя, психологи, а в старшем возрасте – специалисты
этого дела [6, с. 105].
В педагогической и методической литературе профессиональную ори-
ентацию рассматривают как систему, которая включает следующие основные
направления или подсистемы: профинформация, профконсультация, профот-
бор, профадаптация. В целом, в структуре профориентации выделяют четыре
основных направления: 1) предоставление детям знаний, которые их интере-
суют; 2) глубокое и всестороннее изучение дошкольников; 3) профессиональ-
ные консультации; 4) помощь в овладении избранной профессией. Указанное
дает основания рассматривать профессиональную ориентацию в двух аспек-
тах: 1) ее влияние на формирование профессиональных интересов, прежде
всего, положительных мотивов выбора профессии, обеспечивающих согласо-
вание интересов личности и общества; 2) выявление профессиональных тре-
бований.
Ранняя профориентация – это выявление склонностей, интересов, ин-
тересов детей тем или иным предметом, видом трудовой деятельности детей
с целью дальнейшей профессиональной ориентации.
Цель ранней профориентации – сформировать у ребенка эмоциональ-
ное отношение к миру профессий, ему должна быть предоставлена возмож-
ность использовать свои силы в доступных видах деятельности. В дошколь-
ном учреждении прежде всего были разработаны мероприятия по ранней
профориентации детей дошкольного возраста. Во время проведения анкети-
рования детей наблюдалась четкая дифференциация предпочтений. Так маль-
чики мечтают стать военными, водителями, директорами, девочки чаще вы-
бирают, так сказать, женские профессии: воспитателя, врача, продавца, даже
мамы – домохозяйки. Мальчиков больше привлекает новый, романтический
содержание труда, а девочки чаще выбирают профессию за то, что он, по их
мнению, нужный и престижный. Для ознакомления детей с разнообразными
современными специальностями, мы применяем немало форм и методов про-
фориентационной работы.
Методы и приемы профориентационной работы [1]:
· профориентационная беседа;
· рассказ;
· сюжетно-ролевая игра;
·
наглядные
методы
работы
(наблюдение
натуральных
объектов
и
рассмотрение изображений объектов);
· занятия;
· объяснение;
· просмотр и обсуждение сказок, фильмов, телевизионных передач про-
фориентационого содержания, тематические развлечения.
Формы профориентационной работы включают:
· индивидуальные занятия;
· конкурсы;
· развлечения;
· показ фотомонтажей о профессиях;
· участие в кружках;
· знакомство детей с специальностями окружающих их людей.
Выбор профессии-едва ли не самый главный фактор того, как сложится
твоя дальнейшая жизнь и как ты будешь себя чувствовать. Ведь всем хочется
не только зарабатывать деньги, но и реализовать свой потенциал и получать
настоящее удовольствие от своей деятельности.
Профессия – это вид труда, деятельности, самоутверждения человека.
Воспитание активных граждан общества, развитие их инициативы и способ-
ностей происходит еще в дошкольном возрасте. Внедрение новых интерак-
тивных технологий в профориентации, то есть раннее выявление склонно-
стей, интересов, интересов детей тем или иным предметом, видом трудовой
деятельности людей с целью дальнейшей профессиональной ориентации. Пе-
дагоги должны сформировать у ребенка эмоциональное отношение к миру
профессий, ему должна быть предоставлена возможность использовать свои
силы в доступных видах деятельности. Изучающие труды известных ученых,
мы обнаружили наиболее сознательный вклад в развитие понятия «Ранняя
профориентация» доктора Евгения Климова [5].
Его классификация разделяет все профессии на пять главных типов:
· Человек - природа
· Человек - техника
· Человек - человек
· Человек - знаковая система
· Человек - художественный образ
Педагогическими условиями формирования представлений о профес-
сии выступают:
• ознакомление дошкольников с трудом взрослых;
• совместная деятельность взрослых и детей;
• игровая деятельность.
• По последовательности ознакомления с трудом взрослых:
• Накопление фактов о процессе труда, преобразования предмета труда,
результаты труда и создание представления о ее значимость {экономическое
воспитание);
• Формирование представлений о труде и его отношение к труду;
• Формирование представлений об коллективном труде.
Должны быть накопления информации, а не ее накопления.
Вопросы ранней профориентации в ДОУ помогает выделить игра.
Игры:
• по инициативе детей (творческие), значительная часть которых - сю-
жетно-ролевые;
• по инициативе взрослого (с готовыми правилами, дидактические и по-
движные);
• народные игры.
К сюжетно-ролевым играм относятся игры, в которых ребенок приобре-
тает опыт трудового воспитания.
Формы организации:
• доверенность - доступная форма;
• дежурство - систематическое выполнение трудовых обязанностей ре-
бенка;
• коллективная работа - свойственна общая цель, ответственность за
результат, распределение труда между участниками.
Формы профориентационной работы включают:
• дидактические и ролевые игры (психо-гимнастические упражнения);
• изобразительная деятельность;
• беседы и экскурсии;
• ролевое разыгрывание ситуации;
• литературные минутки;
• индивидуальные задания;
• конкурсы;
• развлечения;
• показ фотомонтажей о профессиях;
• участие в кружках;
• знакомство детей с специальностями окружающих их людей;
• встречи с представителями центра занятости.
Принципы работы:
• интеграция разных видов деятельности;
• активизация собственного опыта ребенка;
• формирование у дошкольников умения применять в практической
жизни полученные знания;
• учет дозирование информации;
• целенаправленное использование народоведческого материала (этно-
педагогики) и художественных произведений;
• постепенное подведение детей к самостоятельным выводам и обобще-
ниям.
Методы, приемы профориентационной работы [4]:
• интегрированная организационно-развивающая деятельность - заня-
тия;
• творческое моделирование и проектирование;
• трудовая деятельность и различные виды игр;
• решение проблемных задач и ситуаций;
• наблюдения и экскурсии;
• театрализованная деятельность;
• тренинги;
• выставки;
• чтение произведений художественной литературы и беседы по ним;
• имитационные упражнения;
• ролевое проигрывание поведения в различных ситуациях;
• изобразительная деятельность;
• дни открытых дверей;
• просмотр диафильмов, мультфильмов с последовательным моделиро-
ванием
• новых версий;
• дискуссии (полилоги);
• профориентационная беседа;
• рассказ;
• наглядные методы работы (наблюдение натуральных объектов и
• рассмотрение изображений объектов);
• объяснение;
• просмотр и обсуждение сказок, фильмов, телевизионных передач про-
фориентационного содержания;
• тематические развлечения профориентационного содержания, и тому
подобное.
Ознакомление детей с профессиями включает:
• работники различных видов транспорта;
• рабочие промышленности (учитывая региональную местность, где
проживает ребенок); работники сферы обслуживания потребностей человека
(педагог, психолог,...);
• работники службы безопасности (пожарные, милиционеры);
• работники службы помощи;
• профессии экономической направленности (банк, компьютерщик, ди-
лер,...);
• правовой направленности (судья, адвокат,...);
• рабочие сельского хозяйства;
• «необычные» профессии (космонавт, путешественник,...);
• профессии людей культуры (кинематографисты, писатели, композито-
ры, работники эстрады, библиотек, музеев..,).
Особенности ранней профориентации в дошкольном возрасте является
одной из важных и актуальных тем современности. Подготовка к выбору про-
фессии важна потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего
развития личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процес-
са.
Понятие «профориентация» включает в себя систему мероприятий, что
помогает человеку при вступлении в жизнь, научно обоснованно выбрать
профессию или систему воспитательной работы в целях развития профессио-
нального направления.
Н.С. Пряжников пишет [3]: «Ранняя профориентация проводится за-
благовременно,
когда
до
непосредственного
выбора
профессии
остается
много лет. Преимущественно она носит информационный характер (общее
знакомство с миром профессий), а также не исключает сплошной мечты и
опыта ребенка, приобретенного им в каких-либо видах трудовой деятельно-
сти (самообслуживание, труд, занятия в кружках). Здесь возможно эффектив-
ное использование психодиагностики, анкетирования, тестирования для заин-
тересованности ребенком своих психологических черт и их развития. Следует
отметить что ранняя профориентация проводится больше не для детей, сколь-
ко для их родителей и является привлечением родителей к формированию у
подрастающего ребенка готовности самостоятельно делать профессиональ-
ный выбор». Н.Н. Захаров выделяет задачи профориентации детей дошколь-
ного возраста:
• познакомить детей с профессиями;
• прививать любовь к трудовым усилиям соответствии с возрастными
особенностями;
• сформировать интерес к труду и элементарные трудовые умения в не-
которых звеньях трудовой деятельности.
Наиболее существенный вклад в развитие понятия «ранняя профори-
ентация» принадлежит Е.А.Климова.
Он разработал периодизацию воз-
растного развития человека или субъекта труда.
Допрофессиональное развитие включает в себя: стадия пред игры (от
рождения до 3 лет); стадия игры (3-6; 6-8 лет); стадия овладения учебной дея-
тельностью (6-8; 11-12 лет) стадия определения (от 12 лет).
Именно им была определена цель ранней профориентации: сформиро-
вать
у
ребенка
эмоциональное
отношение
к
профессиональному
миру
и
предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах дея-
тельности.
Выводы. Следовательно, свободный выбор профессии зависит от того
объема знаний о профессии, которые имеет ребенок. Согласно этому доказа-
но, что выбор профессии определяется различными каналами, которые связа-
ны с общими и специфическими условиями. Соответственно, дошкольники
не являются только продуктом внешних действий. Получая любую информа-
цию, толчок, в них возникает интерес к определенной деятельности, который
они стремятся реализовать. После этого они интересуются соответствующей
профессией. Такими способами можно соединять нравственное воспитание с
трудовым, сделав профориентацию элементом свободного самоопределения
личности.
Список литературы:
1.
Витковская Е. И. Профессиональное самоопределение как жиз-
ненная проблема личности / А. И. Витковская // Педагогика и психология. –
1998. – № 3. – С.171-179.
2.
Зулунова Г. В. Профориентационная работа в саду // Г. В. Зулуно-
ва // Образовательная школа. – 2017. – № 5. – С. 31-34.
3.
Пряжникова
Е.Ю.
Профориентация
/
Е.
Ю.
Пряжникова,
Н.С.Пряжников. - М.: Академия, 2016. - 496с.
4.
Тундалева В. Как выбрать профессию в 17 лет / В. Тундалева. -
М.: Феникс, 2013. - 208с.
5.
Усова Н. В. Любимая профессия всегда дарит радость / В. Усова //
Воспитание дошкольников. - 2017. - № 3. - С. 33-38.
6.
Уханова А. А. Профессиональная ориентация: фактор, влияющие
на выбор молодежью специальности / А. А. Уханова // Таврический вестник
образования. - 2011. - № 4 (36). - С. 104 -108.