Напоминание

Ранняя профориентация в ДОУ


Автор: Ястребова Татьяна Алексеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа 1506
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Ранняя профориентация в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Ранняя профориентация в ДОУ

Аннотация. В статье охарактеризован теоретический аспект ранней

профориентации и ее составляющие. Обращается внимание на основные

направления, цели, методы и структуру работы по данной проблематике. Рас-

крыты основные компоненты ранней профориентационной работы.

Ключевые

слова:

ранняя

профориентация,

профессиональная

консультация, профотбор, профадаптация, профессиональная пропаганда, до-

школьный возраст.

Постановка проблемы. Актуальность выбранной темы заключается в

том, что система профориентации должна оказать влияние на рациональное

распределение трудовых ресурсов, выбор профессии детей и их жизненного

пути. Основной целью при воспитании дошкольников является воспитание у

них правильного и осознанного отношения к выбору будущей профессии.

Благодаря этому воспитанию у ребенка создается своеобразная внутренняя

позиция, относительно выбора той или иной профессии.

Анализ актуальных исследований. Эта проблема привлекала внима-

ние многих исследователей в этой сфере: Е.А. Милерян, В.Ф. Сахаровой,

Н.С. Пряжниковой, Г.В. Зулунова, Н.А. Гончарова, Т.Н. Тихомирова.

Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развива-

ющаяся система. Если 10-15 лет назад достаточно было познакомить детей с

работой шеф-поваров, торговцев, водителей, врачей, то на современном этапе

этого недостаточно. Однако эти специальности серьезно изменились с разви-

тием технологий и внедрением цифровых информационных технологий во

всех сферах нашей жизни. Даже у одной и той же профессии по функциям

разные имена.

Развитие банковских услуг и кредитования населения также способ-

ствовало появлению новых профессий, таких как финансовые аналитики,

ипотечные брокеры и биржевые маклеры, которые теперь есть не только в

Лондоне или Нью-Йорке, но и во многих крупных городах России.

Новая профессия начала появляться с переходом нашей страны к ры-

ночной экономике.

В рекламе появились специалисты, это создание: PR,

бренд-менеджеры, маркетологи. Появились новые профессии, связанные с

обслуживанием ПК и локальных сетей: системные администраторы, специа-

листы по информационной безопасности, программисты.

Даже взрослым иногда бывает сложно понять разнообразие современ-

ных профессий и часто иметь иностранные имена. Как ребенок не потеряет-

ся в потоке такой информации? Как доступно понять это, объяснить ребенку,

кто является экологом, менеджером, программистом, визажистом, мастером

автомобильного тюнинга, дизайна и других современных профессий.

Как

научить детей выбирать такую профессию, чтобы в будущем он мог стать ма-

стером своего дела?

Нынешняя реальность диктует нам новые требования.

И это действительно так. Общаясь с детьми и наблюдая за ними, мы

убеждаемся, что у детей нет достаточного уровня представлений о современ-

ных профессиях. Почему? Потому что в большинстве случаев ни родители,

ни даже учителя не знают всех современных профессий и специфики своей

работы.

Целью

статьи

является

исследование

теоретических

аспектов

про-

фориентации и ее составляющих.

Методы исследования. В процессе исследования нами использовались

следующие методы: анализ научной литературы и информационных источни-

ков по вопросам профессиональной ориентации ДОУ, обобщение результатов

по теме исследования, изучение передового педагогического опыта.

Изложение основного материала. Профессиональное самоопределе-

ние – комплексный процесс, который рассматривают под разными углами

зрения. Во-первых, требования и задачи, которые общество ставит перед че-

ловеком при формировании его личности и то, как эта личность успевает за

требованиями общества. Во-вторых, как процесс постепенного принятия ре-

шений, которые формируют баланс между склонностями и потребностями

индивида, с одной стороны, и потребностями современного общества, с дру-

гой. В-третьих, как процесс формирования индивидуального стиля жизни, ча-

стью которого является профессиональная деятельность [2].

Определиться с выбором профессии человек должен сам. Но создать

соответствующие условия для развития его способностей, подтолкнуть к это-

му имеет общество. Прежде всего эту роль выполняют родители, которые с

детства являются авторитетом для ребенка, а потом уже детский садик, вос-

питатели, школа, учителя, психологи, а в старшем возрасте – специалисты

этого дела [6, с. 105].

В педагогической и методической литературе профессиональную ори-

ентацию рассматривают как систему, которая включает следующие основные

направления или подсистемы: профинформация, профконсультация, профот-

бор, профадаптация. В целом, в структуре профориентации выделяют четыре

основных направления: 1) предоставление детям знаний, которые их интере-

суют; 2) глубокое и всестороннее изучение дошкольников; 3) профессиональ-

ные консультации; 4) помощь в овладении избранной профессией. Указанное

дает основания рассматривать профессиональную ориентацию в двух аспек-

тах: 1) ее влияние на формирование профессиональных интересов, прежде

всего, положительных мотивов выбора профессии, обеспечивающих согласо-

вание интересов личности и общества; 2) выявление профессиональных тре-

бований.

Ранняя профориентация – это выявление склонностей, интересов, ин-

тересов детей тем или иным предметом, видом трудовой деятельности детей

с целью дальнейшей профессиональной ориентации.

Цель ранней профориентации – сформировать у ребенка эмоциональ-

ное отношение к миру профессий, ему должна быть предоставлена возмож-

ность использовать свои силы в доступных видах деятельности. В дошколь-

ном учреждении прежде всего были разработаны мероприятия по ранней

профориентации детей дошкольного возраста. Во время проведения анкети-

рования детей наблюдалась четкая дифференциация предпочтений. Так маль-

чики мечтают стать военными, водителями, директорами, девочки чаще вы-

бирают, так сказать, женские профессии: воспитателя, врача, продавца, даже

мамы – домохозяйки. Мальчиков больше привлекает новый, романтический

содержание труда, а девочки чаще выбирают профессию за то, что он, по их

мнению, нужный и престижный. Для ознакомления детей с разнообразными

современными специальностями, мы применяем немало форм и методов про-

фориентационной работы.

Методы и приемы профориентационной работы [1]:

· профориентационная беседа;

· рассказ;

· сюжетно-ролевая игра;

·

наглядные

методы

работы

(наблюдение

натуральных

объектов

и

рассмотрение изображений объектов);

· занятия;

· объяснение;

· просмотр и обсуждение сказок, фильмов, телевизионных передач про-

фориентационого содержания, тематические развлечения.

Формы профориентационной работы включают:

· индивидуальные занятия;

· конкурсы;

· развлечения;

· показ фотомонтажей о профессиях;

· участие в кружках;

· знакомство детей с специальностями окружающих их людей.

Выбор профессии-едва ли не самый главный фактор того, как сложится

твоя дальнейшая жизнь и как ты будешь себя чувствовать. Ведь всем хочется

не только зарабатывать деньги, но и реализовать свой потенциал и получать

настоящее удовольствие от своей деятельности.

Профессия – это вид труда, деятельности, самоутверждения человека.

Воспитание активных граждан общества, развитие их инициативы и способ-

ностей происходит еще в дошкольном возрасте. Внедрение новых интерак-

тивных технологий в профориентации, то есть раннее выявление склонно-

стей, интересов, интересов детей тем или иным предметом, видом трудовой

деятельности людей с целью дальнейшей профессиональной ориентации. Пе-

дагоги должны сформировать у ребенка эмоциональное отношение к миру

профессий, ему должна быть предоставлена возможность использовать свои

силы в доступных видах деятельности. Изучающие труды известных ученых,

мы обнаружили наиболее сознательный вклад в развитие понятия «Ранняя

профориентация» доктора Евгения Климова [5].

Его классификация разделяет все профессии на пять главных типов:

· Человек - природа

· Человек - техника

· Человек - человек

· Человек - знаковая система

· Человек - художественный образ

Педагогическими условиями формирования представлений о профес-

сии выступают:

• ознакомление дошкольников с трудом взрослых;

• совместная деятельность взрослых и детей;

• игровая деятельность.

• По последовательности ознакомления с трудом взрослых:

• Накопление фактов о процессе труда, преобразования предмета труда,

результаты труда и создание представления о ее значимость {экономическое

воспитание);

• Формирование представлений о труде и его отношение к труду;

• Формирование представлений об коллективном труде.

Должны быть накопления информации, а не ее накопления.

Вопросы ранней профориентации в ДОУ помогает выделить игра.

Игры:

• по инициативе детей (творческие), значительная часть которых - сю-

жетно-ролевые;

• по инициативе взрослого (с готовыми правилами, дидактические и по-

движные);

• народные игры.

К сюжетно-ролевым играм относятся игры, в которых ребенок приобре-

тает опыт трудового воспитания.

Формы организации:

• доверенность - доступная форма;

• дежурство - систематическое выполнение трудовых обязанностей ре-

бенка;

• коллективная работа - свойственна общая цель, ответственность за

результат, распределение труда между участниками.

Формы профориентационной работы включают:

• дидактические и ролевые игры (психо-гимнастические упражнения);

• изобразительная деятельность;

• беседы и экскурсии;

• ролевое разыгрывание ситуации;

• литературные минутки;

• индивидуальные задания;

• конкурсы;

• развлечения;

• показ фотомонтажей о профессиях;

• участие в кружках;

• знакомство детей с специальностями окружающих их людей;

• встречи с представителями центра занятости.

Принципы работы:

• интеграция разных видов деятельности;

• активизация собственного опыта ребенка;

• формирование у дошкольников умения применять в практической

жизни полученные знания;

• учет дозирование информации;

• целенаправленное использование народоведческого материала (этно-

педагогики) и художественных произведений;

• постепенное подведение детей к самостоятельным выводам и обобще-

ниям.

Методы, приемы профориентационной работы [4]:

• интегрированная организационно-развивающая деятельность - заня-

тия;

• творческое моделирование и проектирование;

• трудовая деятельность и различные виды игр;

• решение проблемных задач и ситуаций;

• наблюдения и экскурсии;

• театрализованная деятельность;

• тренинги;

• выставки;

• чтение произведений художественной литературы и беседы по ним;

• имитационные упражнения;

• ролевое проигрывание поведения в различных ситуациях;

• изобразительная деятельность;

• дни открытых дверей;

• просмотр диафильмов, мультфильмов с последовательным моделиро-

ванием

• новых версий;

• дискуссии (полилоги);

• профориентационная беседа;

• рассказ;

• наглядные методы работы (наблюдение натуральных объектов и

• рассмотрение изображений объектов);

• объяснение;

• просмотр и обсуждение сказок, фильмов, телевизионных передач про-

фориентационного содержания;

• тематические развлечения профориентационного содержания, и тому

подобное.

Ознакомление детей с профессиями включает:

• работники различных видов транспорта;

• рабочие промышленности (учитывая региональную местность, где

проживает ребенок); работники сферы обслуживания потребностей человека

(педагог, психолог,...);

• работники службы безопасности (пожарные, милиционеры);

• работники службы помощи;

• профессии экономической направленности (банк, компьютерщик, ди-

лер,...);

• правовой направленности (судья, адвокат,...);

• рабочие сельского хозяйства;

• «необычные» профессии (космонавт, путешественник,...);

• профессии людей культуры (кинематографисты, писатели, композито-

ры, работники эстрады, библиотек, музеев..,).

Особенности ранней профориентации в дошкольном возрасте является

одной из важных и актуальных тем современности. Подготовка к выбору про-

фессии важна потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего

развития личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процес-

са.

Понятие «профориентация» включает в себя систему мероприятий, что

помогает человеку при вступлении в жизнь, научно обоснованно выбрать

профессию или систему воспитательной работы в целях развития профессио-

нального направления.

Н.С. Пряжников пишет [3]: «Ранняя профориентация проводится за-

благовременно,

когда

до

непосредственного

выбора

профессии

остается

много лет. Преимущественно она носит информационный характер (общее

знакомство с миром профессий), а также не исключает сплошной мечты и

опыта ребенка, приобретенного им в каких-либо видах трудовой деятельно-

сти (самообслуживание, труд, занятия в кружках). Здесь возможно эффектив-

ное использование психодиагностики, анкетирования, тестирования для заин-

тересованности ребенком своих психологических черт и их развития. Следует

отметить что ранняя профориентация проводится больше не для детей, сколь-

ко для их родителей и является привлечением родителей к формированию у

подрастающего ребенка готовности самостоятельно делать профессиональ-

ный выбор». Н.Н. Захаров выделяет задачи профориентации детей дошколь-

ного возраста:

• познакомить детей с профессиями;

• прививать любовь к трудовым усилиям соответствии с возрастными

особенностями;

• сформировать интерес к труду и элементарные трудовые умения в не-

которых звеньях трудовой деятельности.

Наиболее существенный вклад в развитие понятия «ранняя профори-

ентация» принадлежит Е.А.Климова.

Он разработал периодизацию воз-

растного развития человека или субъекта труда.

Допрофессиональное развитие включает в себя: стадия пред игры (от

рождения до 3 лет); стадия игры (3-6; 6-8 лет); стадия овладения учебной дея-

тельностью (6-8; 11-12 лет) стадия определения (от 12 лет).

Именно им была определена цель ранней профориентации: сформиро-

вать

у

ребенка

эмоциональное

отношение

к

профессиональному

миру

и

предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах дея-

тельности.

Выводы. Следовательно, свободный выбор профессии зависит от того

объема знаний о профессии, которые имеет ребенок. Согласно этому доказа-

но, что выбор профессии определяется различными каналами, которые связа-

ны с общими и специфическими условиями. Соответственно, дошкольники

не являются только продуктом внешних действий. Получая любую информа-

цию, толчок, в них возникает интерес к определенной деятельности, который

они стремятся реализовать. После этого они интересуются соответствующей

профессией. Такими способами можно соединять нравственное воспитание с

трудовым, сделав профориентацию элементом свободного самоопределения

личности.

Список литературы:

1.

Витковская Е. И. Профессиональное самоопределение как жиз-

ненная проблема личности / А. И. Витковская // Педагогика и психология. –

1998. – № 3. – С.171-179.

2.

Зулунова Г. В. Профориентационная работа в саду // Г. В. Зулуно-

ва // Образовательная школа. – 2017. – № 5. – С. 31-34.

3.

Пряжникова

Е.Ю.

Профориентация

/

Е.

Ю.

Пряжникова,

Н.С.Пряжников. - М.: Академия, 2016. - 496с.

4.

Тундалева В. Как выбрать профессию в 17 лет / В. Тундалева. -

М.: Феникс, 2013. - 208с.

5.

Усова Н. В. Любимая профессия всегда дарит радость / В. Усова //

Воспитание дошкольников. - 2017. - № 3. - С. 33-38.

6.

Уханова А. А. Профессиональная ориентация: фактор, влияющие

на выбор молодежью специальности / А. А. Уханова // Таврический вестник

образования. - 2011. - № 4 (36). - С. 104 -108.



В раздел образования