Автор: Прожога Ирина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 66
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методические разработки занятий к кружку "Занимательная математика"
Раздел: начальное образование
Разработки занятий для кружка «Занимательная математика»
Пояснительная записка.
Формирование и развитие основных логических структур мышления
происходит в возрасте от 5 до 11 лет. Развивающие задания призваны
способствовать развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого
воображения, восприятию пространственных отношений.
Занимаясь с ребёнком математикой, важно помнить, что слишком
сложные задания могут отпугнуть ребёнка, поэтому необходимо соблюдать
принцип: от простого к сложному. Преодолевая первые трудности, он готов
перейти к более сложным заданиям. У него появляется вера в свои силы,
развивается «умственный аппетит», а это значит, что цель таких занятий
достигнута.
В данной разработке собран материал для 5 занятий.
1 занятие.
1. Интеллектуальная разминка.
А) Какой месяц "короче" всех? (Май.)
Б) Если в 12 ночи идет дождь, то можно ли через 72 часа ожидать солнечную
погоду? (Нет, будет опять ночь.)
В) Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут нужно варить 5 яиц (4 мин.)
Г) В каком случае 19 + 15 = 10 (7 ч + 3 ч = 10 ч)
2. Посчитай устно и ответь на вопрос.
Какое морское животное дышит воздухом, а детёнышей вскармливает
молоком?
9 × 4 : 6 + (18 + 22) : 8 – 48 : ( 3 × 8 – 2 × 9) = _____________
Дельфин – 3
Акула – 8
Кит – 81
3. Звёздочками обозначены цифры. Проверь, правильно ли решены примеры?
* + 2 * = *
* 5 + * 7 = * 8
3 * * – * = * *
* + * = 6 *
* * 5 + * 7 = * 2
* * 9 – * 4 = * * 3
4. Сосчитайте сколько учеников в классе?
«Сколько учеников в вашем классе?» - спросил Петя у Маши. Маша
ответила: Если отнять от наименьшего двузначного числа число, записанное
двумя восьмёрками, и к полученному числу прибавить наименьшее двузначное
число, то, как раз, и получится число учеников в нашем классе».
5. Расставь скобки так, чтобы равенства были верными.
30 × (6 – 2) × 3 = 360
9 × (20 – 16 : 2) = 108
(40 : 10 + 8) × 5 = 60
54 : (3 × 2) + 4 : 4 = 10
(на доске записать без скобок)
6. Нарисуй недостающую картинку.
2 занятие.
1. Интеллектуальная разминка.
А) Сосчитайте за 1 минуту сколько всего ног имеют два жука, три паука,
два ужа, три чижа? (6·2 + 8·3 + 2·3) = 42.
Б) Двое играли в шахматы 2 часа. Сколько играл каждый? (2 ч.)
В) За сколько минут будет распилено семиметровое бревно, если за одну
минуту отпиливать один метр? (6 минут.)
2. Посчитай устно и ответь на вопрос.
Кто из великих музыкантов в 28 начал глохнуть, в 48 лет окончательно
потерял слух, но продолжал сочинять великую музыку до самой смерти?
0 × (9 × 1 + 14) + (22 : 22 × 9) – 0 : 5 = ____________
Моцарт – 19
Бетховен – 9
Чайковский – 25
3. Реши задачу.
Юра после прогулки рассказал: «У озера я видел жука, трёх гусей, двух
уток, жаворонка и четырёх стрекоз». Сколько птиц видел Юра?
4. Поставьте нужные знаки арифметических действий.
45 * 7 * 20 = 58
45 * 7 * 20 = 32
45 * 7 * 20 = 32
5. Нарисуй недостающую фигуру.
3 занятие.
1. Интеллектуальная разминка.
А) Термометр показывает 10 градусов тепла. Сколько градусов показывают
два таких термометра? (10 градусов.)
Б) Ребята сидели на скамейке. В каком порядке они сидели, если известно,
что Маша сидела справа от Сережи, а Сережа справа от Иры? (Маша,
Сережа, Ира.)
В) Шли два отца и два сына, несли три апельсина. Сколько апельсинов нес
каждый? (По одному.)
2. Посчитай устно и ответь на вопрос.
Этот русский учёный родился в Архангельской губернии, в рыбацкой
семье. Пешком отправился учиться в Москву, стал поэтом, химиком, физиком,
астрономом. Кто он?
56 : 4 + 2 × (120 : 6 – 80 : 20) = ______________
Менделеев - 62
Ломоносов
– 50
Попов – 45
3. Реши задачу.
Четыре девочки: Аня, Варя, Галя и Зина – играли с мячами. Найди, каким
мячом играла каждая девочка, если мяч Вари не самый маленький, но он
меньше, чем у Ани и Зины. А мяч Ани не меньше, чем у Зины.
4. Применяя знаки действий, запиши:
а) число 1 тремя двойками;
2 – 2 : 2
б) число 2 тремя двойками;
2 × 2 : 2
в) число 2 четырьмя двойками.
2 : 2 + 2 : 2
5. Нарисуй недостающую фигуру.
4 занятие.
1. Интеллектуальная разминка.
А) Часы показывают ровно 5 часов дня. Какое время было 8 часов назад? (9
часов утра.)
Б) Малыш может съесть 600 г варенья за 6 минут, а Карлсон - в 2 раза
быстрее. За какое время они съедят это варенье вместе? (2 мин.)
В) Попрыгунья Стрекоза половину времени каждых суток красного лета
спала, третью часть каждых суток танцевала, шестую часть пела. Остальное
время она решила посвятить подготовке к зиме. Сколько часов в сутки
Стрекоза готовилась к зиме? (0 часов.)
2. Посчитай устно и ответь на вопрос.
Древесина какого дерева не гниёт, а со временем становится твёрже?
Внутренние детали Московского кремля сделаны из этого дерева и служат уже
500 лет.
(80 : 4 – 60 : 30) × 5 + 96 : 3 = _______________
Лиственница
– 58
Кедр – 63
Сосна – 48
3. Нарисуй недостающую фигуру.
4. Вставь пропущенные цифры.
5 занятие.
1.
Интеллектуальная разминка.
1. Капитан Врунгель погнался за кенгуру, в сумку которого попал мячик.
Кенгуру делает в минуту 70 прыжков, каждый прыжок 10 м. Капитан Врунгель
бежит со скоростью 10 м/с. Догонит ли он кенгуру? (Не догонит.)
2."Вот вам три таблетки, - сказал доктор, - Принимайте их через каждые
полчаса." На какое время хватит таблеток? (На 1 час.)
3.Нужно поджарить три кусочка хлеба на сковородке, вмещающей только
2 кусочка. На поджаривание каждой стороны уходит 2 минуты. Можно ли
поджарить хлеб меньше, чем за 8 минут? Если да, то как это сделать? [1 и 2 (с
одной стороны)- 2 мин], [1(с др. стороны) и 3 - 2 минуты], [2 и 3(с др. стороны)
- 2 мин] - всего 6 минут.
2. Посчитай устно и ответь на вопрос.
Врачи утверждают, что, если съесть 600 г этой свежей ягоды, то человек
запасается витаминами на всю зиму. О какой лечебной ягоде идёт речь?
5 × (37 – 7 × 3) – (50 – 18) : (28 : 7) = __________________
Черника – 37
Земляника – 37
Клюква – 91
3. Применяя знаки действий, запиши:
а) число 3 тремя тройками;
2 + 2 : 2
б) число 3 четырьмя тройками;
2 × 2 – 2 : 2
в) число 5 четырьмя двойками.
2 × 2 + 2 : 2
4. По какому признаку составлена последовательность? Допиши ещё два числа.
1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 23, … (55, 89)
5. Игра «Распутай клубок».
Расшифруй записи и вычисли указанные произведения.
Список, используемой литературы:
1.
Т. А. Лавриненко «Задания развивающего характера по математике».
Саратов OOO Издательство «Лицей», 2001 г.
2.
В. П. Трутнев «Считай, смекай, отгадывай».
Москва «Просвещение», 1970г.
3.
Я. И. Перельман «Занимательные задачи для маленьких».
Москва «Омега», 1994 г.
4.
Н. Г. Белицкая, А. О. Орг «Школьные олимпиады».
Москва «Айрис-пресс», 2006 г.
5.
В. П. Труднев «Внеклассная работа по математике в начальной школе».
Москва «Просвещение», 1975 г.
6.
Е. М. Минскин «От игры к знаниям» Москва «Просвещение, 1982 г.
7.
Л. Г. Петерсон «Математика» 1-4 класс Москва «Ювента», 2015 г.
8.
В. В. Волина «Праздник числа». Москва «Знание», 1994 г.
9.
Ф. В. Варегина, С. В. Смирнова «Дидактические игры и логические
задачи на уроках математики в начальных классах» Тула. 1992 г.